Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / В помощь родителям / Мамина школа /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Советы одной матушки
• м.Магдалина “Мысли о детях в православной церкви сегодня”
• о. А. Маляревский “Религиозное воспитание в семье”
• П. Д. Шестаков “Мысли о воспитании в духе православия и народности”
• Мамина школа
• НП детям в семье
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Второй год жизни

(от 1 года  до 1 года 3 месяцев)

Ребенок начала второго года жизни во многом еще сохраняет черты младенческого периода: он по-прежнему нуждается в помощи взрослого, его милосердии и внимании.

Переход от младенчества к раннему детству происходит не в одночасье, а осуществляется постепенно, на протяжении всего второго года, по мере роста и развития малютки. Без помощи взрослого, без развивающего обучения, без организации активной деятельности малыша его психическое развитие может остаться на уровне младенчества. Педагоги, психологи, врачи следят за процессом развития малыша по микропериодам - это система контроля за овладением соответствующими данному периоду умственными действиями, навыками и умениями. На втором году жизни это следующие четыре триместра: 1 год - 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца - 1 год б месяцев, 1 год 6 месяцев - 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев - 2 года. Для каждого триместра (эпикризного срока) характерно появление новых качественных возможностей ребенка, поэтому каждый из них включает свои задачи и рассчитан на соответствующий уровень усвоения и развития. Если ребенок отстает на два-три триместра от нормы - это характеризуется как сильная задержка психического развития (ЗПР). В этой ситуации родителям необходимо искать причину такого состояния и устранять ее.

В чем особенности поведения ребенка от 1 года до 1 года 3 месяцев? Продолжается социализация малыша: усваиваются формы поведения и способы установления отношений, формируется «человеческое» видение мира. Происходит переход от действий «рядом» к действию «вместе», т.е. малыш овладевает активной жизненной «деловой» позицией с ориентировкой на самостоятельность - «открывает себя» как «деятеля». Ребенка невозможно удержать на месте, ему все необходимо потрогать, ощутить; увидеть реакцию взрослого. Вы чувствуете, что перед вами лавина эмоций, поток энергии, направленной на освоение и познание окружающего мира.

Познавая окружающее, малыш начинает по-I степенно осознавать себя - свое «Я»: ощущать свое место в социальном окружении родных и близких. Его любопытство базируется на врожденном ориентировочном рефлексе (реакции на новизну). Академик И.П. Павлов писал: именно в этом рефлексе заложена чисто человеческая высокая потребность познания, проявляющаяся как у малютки, так и у убеленного сединами старика-ученого.

Взрослые должны учитывать эту особенность ориентировочной активности малютки. С одной стороны, мир манит ребенка своей непознанностью, с другой - учит осторожности. Он не может быть другим, в нем говорит природа его возраста. Вот почему малыша нельзя лишать радости освоения пространства и накопления сенсорного, чувственного опыта. Иногда, сталкиваясь с чрезмерной активностью крохи, родители засаживают его в манеж. Этого делать нельзя, так как, лишив ребенка возможности осваивать ходьбу, взрослые провоцируют так называемый кризис первого года жизни, который проявляется в нервозности, протестах, негативизме. Ограничение двигательной активности приводит не только к физическому, но и к душевному дискомфорту. Поэтому от того, как вы сможете организовать активность малыша, зависит его эмоциональное благополучие.

Общение с ребенком этого возраста следует строить на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе. Это значит, что взрослый должен выводить ребенка из нежелательных и опасных ситуаций не уговорами или угрозами, а в буквальном смысле слова руками, оберегать его и корректировать поведение; наблюдать за его действиями и прогнозировать ситуацию в целом. Метод отвлечения - единственное педагогически верное решение.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И УХОД ЗА РЕБЕНКОМ ОТ 1 ГОДА ДО 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

Мини-программа развития и воспитания

  • Расширять запас понимаемых слов (50-100 слов). Активизировать лепетную речь введением отдельных облегченных слов («гага» - уточка; «ляля» - кукла; «топ-топ» - идти и т.п.). Расширить активный словарь до 10-15 слов. Учить передавать необходимую информацию доступными средствами: мимикой, жестами, вокализацией, лепетными словами и др.
  • Учить различать предметы по величине (разница не менее 3 см); понимать смысловое содержание слов «большой», «маленький»; выбирать из двух идентичных игрушек (мячи, кубики, палочки, машинки, матрешки и др.), отличающихся по величине, игрушку нужного размера.
  • Обогащать зрительную сенсорную сферу малыша, проводя занятия с разными по форме и цвету предметами. Учить различать шарик, кубик, кирпичик. Называть цвет всех предметов, с которыми действует малыш, но не требовать их запоминания.
  • Побуждать ребенка к ходьбе. Улучшать координацию движений в пространстве: овладение поворотами, наклонами, приседаниями и т.п.
  • Побуждать к посильной самостоятельности при приеме пищи: уверенно держать в руках чашку, самостоятельно есть густую пищу ложкой. При одевании побуждать «помогать маме»: подавать платочек, шапочку и т.п.
  • Формировать первые навыки аккуратности и опрятности: правильно реагировать на мокрые штанишки, испачканный нагрудник, грязные руки и т.п.
  • Обогащать положительными эмоциями, обеспечивая базальное (основополагающее) доверие к окружающему миру. Формировать доброжелательное отношение к родным, окружающим взрослым и детям.
  • Использовать лучшие народные традиции и малые фольклорные жанры (потешки, пестушки, песенки, небылички, присказки и др.) в воспитании эстетических чувств. Учить вступать с взрослым в игровое взаимодействие, адекватно реагировать на плясовую и спокойную мелодии, народные поэтические тексты для маленьких.
  • Учить ориентироваться в окружающем (дома, на улице). Учить устанавливать причинно-следственные связи, например, «пойдем мыть ручки - будем обедать» или «давай одеваться -пойдем гулять» и т.п.

К концу данного микропериода желательно отметить те навыки, которые освоены успешно, а также те, которыми малыш не смог овладеть. По поводу последних следует проконсультироваться со специалистами (педагогом, психологом, врачом).

Суточный режим

8.00 - первое кормление.
10.30 - 12.30 - первый дневной сон.
12.30 - второе кормление.
16.00 - 17.30 - второй дневной сон.
17.30 - третье кормление.
20.30 - четвертое кормление.
21.00 - 7.30 - ночной сон.

Общая продолжительность сна - 13-14 часов. Продолжительность периодов бодрствования - до 3,5 часов. Каждое бодрствование включает подвижные и дидактические игры, инсценированные показы с сюжетными игрушками и картинками, игры-занятия, прогулку.

Примечание. Часы кормления могут быть перенесены, например, на 7.30; 12.00; 17.00; 20.00. Дневной сон соответственно 10.00 -12.00 и 15.30 - 17.00, ночной сон 20.30 - 7.00. Купать ребенка следует два-три раза в неделю перед сном.

Элементы гимнастики в повседневной жизни

  • Самостоятельная ходьба.
  • Приседание с поддержкой (за обруч или палку).
  • Проползание в обруч.
  • Проползание под препятствием, поднятым на высоту 30-35 см.
  • Залезание на диван, стул и спуск.
  • Приседание за игрушкой.
  • Отталкивание мяча обеими руками (мяч подвешен, фиксирован на шнуре).
  • Переход в положение сидя из положения лежа.
  • Поднимание ног до угла 90° в положении лежа.
  • Упражнение «велосипед».
  • Ходьба по дорожке шириной 30 см.
  • Отталкивание мяча двумя руками из положения сидя (прокатывание).
  • Бросание вдаль маленьких мягких шариков.
  • Ходьба по лестнице.
  • Ходьба по приподнятой поверхности (на высоту 10-15 см).

Закаливание на каждый день

  • Температура воздуха в комнате 18-19° С.
  • Воздушные ванны в трусиках и майке во время утреннего подъема и умывания в течение 25-30 минут.
  • Элементы утренней гимнастики.
  • Температура воды для умывания 19-20° С, для купания - 36-37° С, для обливания - 33-34° С.
  • Мытье ног после прогулки и перед сном (температура воды - 32-33° С).
  • Прогулки при температуре воздуха от -15° С до +30° С в одежде по сезону, не стесняющей активные движения ребенка.
  • На прогулке уделять больше внимания движениям, побуждать к ходьбе пешком. Прогулочная коляска - только на дальние расстояния.
  • Большую коляску использовать только для сна на воздухе.

Роль матери в эмоциональном благополучии ребенка. Традиции народной педагогики в воспитании ребенка второго года жизни

Информационный бум, урбанизация, компьютеризация и выход в Интернет, телевизионный «натиск» на человека и многое другое, что является отличительными чертами нашего времени, делают сегодняшних родителей в какой-то мере более жесткими, рациональными, неспособными удивляться и в полной мере радоваться ребенку. Современные женщины утратили, как говорят психологи, «эмоциональность общения с детьми».

Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях» не фигуральное выражение. Оно имеет конкретный смысл. Отечественные и зарубежные ученые подчеркивают, что телесный контакт - прикосновения, поглаживания и объятия - маленькому ребенку необходим. Он выступает практическим подкреплением возникающего у малютки чувства защищенности.

Мама - самый яркий, эмоционально понятный малышу человек. В ранний период жизни общение с ребенком строится на эмоциях, полутонах интонаций, жестах, мимике, прикосновениях: иногда мама водит ручкой малыша, давая тот или иной «рисунок» действия; иногда подражает речи малютки, показывая, что не только слышит, но и эмоционально реагирует на его слова, понимает его.

Важно знать, что ребенок эмоционально заряжаем. Если окружающие спокойны и веселы, малыш также будет спокоен и радостен. В начале второго года жизни малыш еще не осознает свое «Я», «не отделяет» себя от мамы. Они едины в радостях и огорчениях. Когда мама рядом, одухотворенная высоким чувством материнства, у ребенка рождается базальное доверие к окружающему миру. Ученые считают, что улыбка и смех ребенка способствуют выработке гормонов роста, поэтому улыбка матери - эликсир жизни и здоровья ребенка. Зная эту «тайну», начните день с улыбки для своего малыша.

  • Прежде чем взять малютку из кроватки, улыбнитесь ему, чуть-чуть «потанцуйте» руками - сделайте «фонарики» (вращательные движения кистями рук); дождитесь, чтобы малыш улыбнулся вам.
  • Прикоснитесь к ребенку, погладьте ручки, поцелуйте каждый пальчик.
  • Прикоснитесь ласково к головке, погладьте его.
  • Ласково обратитесь к ребенку, называя его «заинькой», «солнышком», «колокольчиком», «цветочком», «лучиком» и т.п. Но в конце этого потока ласковых обращений обязательно назовите его по имени.
  • Протяните к ребенку руки и дождитесь, чтобы он потянулся навстречу.
  • Возьмите малыша на руки, потанцуйте с ним, напевая какой-нибудь веселый мотив.
  • Держа малыша на руках, подойдите к окну. Скажите: «Доброе утро, солнышко!». Сделайте приветственное движение своей рукой, а затем ручкой ребенка.
  • Поздоровайтесь с заранее расставленными игрушками: «Здравствуйте, Мишка! Зайка! Матрешка! Всем, всем добрый день!».

Искусством эмоционального общения виртуозно владели наши прабабки. Лучшей традицией народной педагогики можно считать пестование ребенка.

Что же такое пестование? Пестовать -нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках, холить; играть, прикасаясь ласково к малютке; побуждать поэтическим словом и игровыми движениями к взаимодействию с взрослыми. Это эмоциональное обогащение малютки.

Пестушки - краткие стихотворные приговоры нянюшек и матушек, ухаживающих за малышом в первые годы его жизни. Народные традиции сохранились в русском фольклоре на каждый важный момент в жизни ребенка. Малыш проснулся, раскраснелся, разнежился. Мама, ласково улыбаясь, поглаживает легкими массажными движениями ручки и ножки ребенка, приговаривает:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Или, чуть-чуть прикасаясь ладонями слева и справа, наклоняет головку малыша, говорит:
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Пеку, пеку каравай!
Головоньку валяй, валяй!

А может и так. Поднимает дитя с постели и делает его ручками движения потягивания; побуждает сгибать и выпрямлять ножки, удерживая его под мышки. Приговаривает:
Потягушечки,
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки хватушечки,
Ноги бегушечки.

Конечно, это маленькая гимнастика для малыша, которому трудно после сна сразу переключиться на активное бодрствование. А для мамы - умение наслаждаться любовью к ребенку. Пестушки нужны матери не только для того, чтобы выразить малютке свою любовь и ласку, но и для того, чтобы почувствовать всю бесценность этого крошечного существа для нее, так сказать, действенно обрести статус материнства - в слове, ласке, любви.

Следует учитывать, что в этот период детства дитя еще не владеет словом и многого не понимает, поэтому контакт с ним устанавливается на эмоциональном всплеске, мимическом и жестовом взаимодействии в сочетании с кратким, интонационно выразительным словом! Вот откуда в речи наших матушек вместо «говорун» - «говорунюшки», вместо «хватун» - «хватунюшки»... Целый набор особенных слов: толстунюшки, ходунушки, бабушки, смотрушки, растушошки, ходушошки, гребушошки...

Современная педагогика процесс пестования малютки обозначила бы как «двусторонний контакт матери и ребенка на основе обратной связи посредством активизации сенсомоторного взаимодействия». И эта премудрость гениально угадана и заложена в традициях народа и обращена к нам, современным женщинам!

Неслучайно врачи-педиатры отмечают, что движения, сопровождающие материнские приговоры (поглаживания, разведение и складывание ручек, переваливание головки с руки на руку, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук и т.д.) являются простейшими, но крайне необходимыми ребенку физическими упражнениями. Они доставляют ему много удовольствия. Это относится и к качанию на ноге и на руках с приговорами «Ай, качи-качи-качи!», «Скок, поскок!» или «А тпру, тпру, тпру!».

Известный исследователь русского поэтического фольклора В.П. Аникин отмечает: «В иных случаях пестушка становилась настоящей игрой, изображающей конскую скачку, катание с горы, пляску... Так пестушка незаметно переходит в потешку - песенку-приговор, сопутствующий игре с пальцами, ручками и ножками ребенка».

Так, например, игра «По кочкам», в которой ребенка покачивают на коленях, а затем делают вид, что роняют - малыш повисает между колен, оказываясь как бы в гамаке или на качелях. Эта игра сопровождается приговором:

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в ямку - бух!

* * *

Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам -
Бултых в ямку!

Игра не только доставляет удовольствие ребенку, но и тренирует его вестибулярный аппарат, что имеет значение для формирования чувства равновесия при ходьбе.

Заметим, что пестушка предполагает игру с ребенком, когда сам малыш пассивен, а его ручками и ножками действует взрослый, «задавая» определенный ритмический рисунок движения. По сути это пропедевтика (предвосхищение) появления более сложных движений.

Ритмичность пестушки (иногда она обретает вид скандирования: «Тра-та-та, тра-та-та!, «А ту-ту-ту-ту!» и т.п.) развивает чувство ритма. Постепенная смена усилий и пауз образует канву, по которой развивается игровая ситуация. Например, взрослый учит ребенка первым шагам:

Идет котик по лавочке,
Ведет кошечку за лапочки:
Топы, топы - по лавочке,
Цапы, цапы - за лапочки.

Или взрослый ведет ребенка за ручки, располагая его впереди себя, приговаривает:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Взрослый тяжело ступает, подчеркивая движения своих ног, выделяет голосом словосочетание «большие ноги», более высоким голосом читает вторую часть пестушки, «ритмический рисунок» которой совпадает с ритмом движения маленьких ножек.

Сколько мудрости и сокровенного смысла заключено в народных материнских произведениях! Вспомним: в дворянских семьях «барчат» воспитывали не иностранные бонны и гувернеры, а простые крестьянки, кормилицы, матушки, нянюшки. Неслучайно А.С. Пушкин посвятил самые ласковые строки своей няне: «Ах, умолчу ль о мамушке моей», «Подруга дней моих суровых». Одно то, что русский язык имеет специальную лексику, предназначенную для ребенка, говорит о высокой эмоциональной силе и материнской сути народной педагогики.

Как организовать окружающую среду, способствующую развитию и воспитанию ребенка второго года жизни?

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято называть культурой быта. Окружающая предметно-пространственная среда, образующая современный интерьер и дизайн внутренних помещений, значима не только в плане физического комфорта, но и для эстетического воспитания, создания душевного благополучия ребенка.

Мебель, игрушки, одежда, развивающие пособия, дизайн внутренних помещений, световой комфорт, цветовая гамма стен, гардин и напольных покрытий - все это создает настроение.

Окружающая среда должна обеспечивать физическое, умственное, эстетическое, а также нравственное воспитание и развитие ребенка. Мир предметов, окружающих малыша, «открывается» ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности. Например, бытового или художественного характера: мыло необходимо для мытья, карандаш - для рисования... Поэтому в педагогике раннего детства так важно ознакомление с окружающим - с предметами мебели, быта, игрушками и т.п.

Вместе с тем стоит принять во внимание, что окружающая среда - это и тот социальный мир, в который приходит малыш, рождаясь на свет. Это социальная культура общества, уровень развития цивилизации, обеспечивающий витальные (жизненные) потребности растущего организма ребенка и формирующий душевный мир детства.

Как оформить детскую комнату для ребенка второго года жизни?

Конечно, для малыша было бы хорошо выделить отдельную комнату, но если такой возможности нет - отдайте в его распоряжение лучшую ее часть. При организации жизненного пространства ребенка обязательно учитывайте особенности раннего возраста, его психологические и физиологические отличия. Известны случаи, когда даже художники-дизайнеры, взявшись за дело, не справлялись с поставленной задачей. Казалось бы, яркие стены, красочные картины на них, волшебный сундучок, до верху заполненный игрушками, над кроватью воздушный полог, сквозь который просматривается образ сказочного героя или доброго волшебника. Взрослые в восторге. А что же малыш? Он испугался того, кто прячется у кроватки за пологом. Для него исчезли картинки и книги, которые дизайнер расположил на уровне

Не нашел он и любимых игрушек. А когда открыли сундучок, малыш вынул из него куклу, мишку, слоненка и поставил их на пол. Ведь для него они «живые». Почему же их посадили в ящик?

Сказанное позволяет заметить, что оформление детской комнаты требует определенных знаний психологического возраста ребенка. Поэтому советуем воспользоваться помощью специалистов - как худож ников-дизайнеров, так и педагогов, психологов.

Педагогические требования к организации окружающей среды.

Из комнаты малыша желательно убрать все предметы «взрослой» мебели. Из детской мебели в ней обязательно должны быть кроватка, столик, стульчик. А также зеркало, отражающее малыша в полный рост, и полочки, расположенные на уровне глаз ребенка, с дидактическими игрушками (пирамидки, матрешки, цветные колпачки, кубы-вкладыши и т.п.). Пол желательно застелить ковром или паласом. На нем оставить одну-две крупные игрушки (например, мишку или слоненка, собаку), на которые малыш сможет сесть верхом или, обняв, заглянуть в глаза...

Для малыша 1 года - 1 года 3 месяцев очень важно сохранить открытое пространство комнаты, оно должно хорошо просматриваться. Мебель (низкий диванчик и одну-две скамеечки) желательно расположить по стенам комнаты. Можно использовать детский кукольный набор «Жилая комната», включающий предметы мебели в рост ребенка. Такая мебель помогает ребенку создавать бытовые ситуации с куклами. Поднося к губам куклы чашку или ложку, он не выступает в роли мамы или бабушки, а отражает «кусочек» собственной жизни. Он может даже попытаться лечь в кукольную кроватку. Поэтому в аксессуарах к кукольной мебели должны быть небьющаяся кукольная посуда (крупная мисочка, чашка, чайная ложка) и все кукольные постельные принадлежности. Задача мамы - показать малышу, как кукла «пьет» чай, спит и т.п.

Зеркало помогает ребенку «открыть» себя, приблизиться к пониманию собственного «Я». Для переодевания перед зеркалом желательно подобрать легкие косыночки, ленточки, фартучки, шапочки. Меняя наряды, малыш вдруг осознает, что в любой одежде он все равно остается Васей (Колей, Петей, Мариной...). Отвечая на вопрос «А где же у нас Вася?» - он показывает на себя. Это значит, что малыш уже понимает, что в зеркале его отражение.

Мальчику второго года жизни необходимы крупные машины, в которые можно положить кубики или посадить куклу, мишку. Девочке этого возраста очень скоро понадобится кукла. Желательно иметь несколько ярких, броских «кукольных» платьев, так как девочки очень эмоционально реагируют на наряд куклы.

Все игрушки должны находиться в поле зрения ребенка и размещаться таким образом, чтобы в любое время он мог сам взять их. Это важно: ребенок не чувствует себя одиноко в комнате, где так много его друзей. Особенно любимы игрушки-зверушки в одежде: собачка в фартучке, кошка в платьице, медвежонок в штанишках и т.п. Малыш выполняет с ними те же игровые действия, что и с куклой: укладывает спать, купает, кормит. Так у него возникают обобщенные игровые действия, которые помогают закрепить его представления о жизни, у ребенка появляется потребность обозначить эти действия словом («купать», «кормить», «спать» и т.п.), а к концу второго года построить фразы: «Кукла спит», «Мишка пляшет», «Собачка играет».

Книги-гармошки (раскладушки) должны храниться на полочке или на столе в поле зрения ребенка. Все картинки, украшения, а также фотографии членов семьи (мамы, папы и самого ребенка) следует вешать на стены на уровне его глаз. Очень важна освещенность комнаты: на окнах не должно быть тяжелых гардин, затеняющих доступ дневного света и воздуха. У кроватки можно повесить небольшой коврик, утепляющий стену в зимнее время года. В летнее время в нем нет необходимости. Перед кроваткой следует положить коврик, на который малыш сможет вставать босыми ножками.

К концу года, если позволяют габариты помещения, можно собрать спортивный детский комплекс. При этом на полу под спортивным комплексом обязательно нужно положить мат как одно из страховочных средств. Внимание! Занятия в спортивном комплексе проводятся только в присутствии взрослого, который должен стоять рядом.

«Наполнение» детской комнаты по-разному используется в разные микропериоды второго года жизни.

От 1 года до 1 года 3 месяцев малыш в основном действует с пирамидками, кубиками, шариками и т.п. Ему необходимы машинки, каталки, коляски, которые он катит впереди себя, придерживаясь за них, учится ходить. От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев особенно занимательны для малыша дидактические игрушки, но наряду с ними особую значимость приобретают сюжетные игрушки-куклы, зверушки и их изображения на картинках. От 1 года до 1 года б месяцев сюжеты сценок составляет мама, используя игрушки (например, сажает мишку в машину или кладет куклу в ванночку). Она готовит игровое пространство комнаты, пока малыш спит. Мама подводит ребенка к сюжету игрового действия и меняет сценки с куклами, игрушками -это хороший повод для разговора.

После 1 года 6 месяцев до 2 лет малыш уже сам в состоянии возить машинку за веревочку и разыгрывать сюжетные игры.

Второй год жизни

от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Если первый триместр второго года жизни можно назвать переходным от младенчества к раннему детству, то следующий (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев) знаменует собой непосредственно раннее детство.К этому времени малыш уже ходит, а к 1 году 6 месяцам может относительно свободно перемещаться в пространстве без помощи взрослого. Однако его ходьба еще далека от идеала - она будет совершенствоваться на протяжении второго года и на третьем году жизни ребенка.

Еще одним показателем развития в раннем детстве является речь. Вспомним: в год у ребенка в активном словаре было около десяти слов (мама, папа, баба, дай-дай, тик-так - часы, омом - есть, ко-ко - яичко, ляля - кукла, га-га -уточка, ав-ав - собачка и т.п.). Ко второму триместру они «обрастают» новым содержанием. Теперь, например, «кис-кис» не только кошка, но и все меховые и пушистые вещи: шапка, варежки, мамины волосы и даже дедушкина борода. В речевой практике малыша появляются первые обобщения, пока по несущественным признакам. Это говорит о том, что он продолжает внимательно наблюдать и познавать окружающий его мир, а также пытается разобраться в той информации, которую предоставляет ему жизнь, а главное - учится сравнивать, обобщать или различать предметы. Для ребенка значимыми являются ситуации, которые «характеризуют» окружающие предметы эмоционально, впечатляюще, чувственно. Малыш откликается лишь на внешние признаки. Приведем пример. Мама, подув на тарелку с кашей («п-фу-у-у»), предупредила ребенка: «Каша горячая. Нужно подождать». Затем он этим звукосочетанием стал называть не только кашу, но и все, что ставили на стол, «предупреждая» таким образом папу и бабушку (взрослые насчитали более 13 предметов, которые обозначались ребенком как «п-фу-фу-у»).

Итак, в этот период ребенок уже готов делать первые обобщения. Он не только способен заметить сходства и различия, но и пытается отразить свои впечатления в слове, делая это на наглядно-действенном уровне. Наглядные ситуации необходимы ребенку первой половины второго года жизни. В этот период он накапливает впечатления об окружающем мире. Интенсивно развивается понимание речи, которая пока с трудом переводится в активный план. Почему? Ученые считают: речь и ходьба - столь существенные навыки в развитии ребенка, что синхронное овладение ими весьма затруднительно. В первом полугодии он осваивает прямохождение, а активная речь «отодвигается» на второй план. Во втором полугодии, когда ребенок в общем овладеет ходьбой, «на старт выходит» формирование активной речи. Действительно, к 1 году б месяцам в его активном словаре примерно 30-40 слов, но понимает он в 10 раз больше. Малыш замирает, вглядываясь в лицо того, кто говорит, поет, читает потешку или просто ласкает его. Он готов слушать! Речь взрослого не должна быть многословной, быстрой - трудной для восприятия маленького ребенка. С ним нужно уметь разговаривать.

Именно общение приведет к еще более уникальному феномену в речевом развитии - у ребенка появится так называемая автономная детская речь (к 1 году б месяцам). Малыш начнет говорить на своем языке, который отличается, во-первых, фонетикой (звучанием слов); во-вторых, смысловой стороной. Особенность речи детей этого возраста - яркая индивидуальность: у каждого ребенка свой «язык», понять который способны только близкие взрослые, так как только они могут связать появление «авторских слов» с определенной ситуацией. Звучание слов определяется или корнями «взрослых» слов, или их первым слогом (ко - каша, моко - молоко, ки - киска и т.п.), а содержание, как указывалось выше, объединяет предметы по несущественным ситуативным признакам. И все же это активная речь - ребенок говорит так, как может. И рассчитывает на диалог. Взрослым следует правильно реагировать на автономную детскую речь - она не должна вызывать удивления или недовольства. «Переводя» речь сына (или дочери), родители дают ему образец правильного звучания. Автономная детская речь - феномен середины второго года жизни. К концу раннего детства она исчезнет. Своеобразие автономной детской речи отражает особенности наглядно-действенного мышления малютки. На стадии детской речи еще не существует возможности словесного мышления, отделенного от конкретной наглядной ситуации: «думать» с помощью слов ребенок еще не умеет. Взрослый должен комментировать вседействия ребенка: «Где у Сашеньки ручки? Вот они, ручки! А где у петушка крылышки? Вот крылышки! Машина едет. Как она гудит? Би-би-би! Уехала. Помаши ручкой. До свидания! Уехала».

В этот возрастной период по-прежнему большое значение имеют предметные игры, игры с дидактическими игрушками и пособиями. Внимание ребенка становится более устойчивым, да и сами действия с предметами приобретают новый «рисунок». Раньше они носили характер манипуляций: ребенок стучал, тряс, раскачивал, отбрасывал и притягивал игрушку... В его действиях просматривался «безудержный натиск» на предмет. Теперь же действия приобретают выраженный поисковый характер. Малыш действует целенаправленно, как бы узнавая у взрослого не только, что это, но и что с этим можно делать. Ученые характеризуют эти действия как ознакомительную игру с предметами (игрушками), а их направленность -как ориентировочно - исследовательскую. Экспериментально было установлено: ребенок может заниматься довольно долго с одним предметом (игрушкой) не отвлекаясь, если в процессе действий выявляются новые свойства - меняется цвет, появляется новое изображение или звук и т.п. Это создает цепь ориентировочных реакций. Так в поведении маленького ребенка возникает относительная устойчивость действий с предметами. Это важно для развития его умственных способностей. Правда, это еще не волевое усилие, а непроизвольный интерес, т.е. любопытство.

Ученые установили, что по сравнению с началом второго года жизни к 1 году б месяцам у малыша в три с половиной раза увеличивается устойчивость реагирования на предъявляемую игрушку, особенно интенсивно («скачком») проявляющаяся к середине года и затем равномерно увеличивающаяся к 2,5-3 годам. Этот «скачок» связан с интенсивным развитием центральной нервной системы, т.е. мозга. В этот период появляется новый вид игрового взаимодействия с взрослым. Ребенок демонстрирует свои «познания» - начинает использовать предметы (игрушки) по их функциональному назначению: нагружает в машинку кубики; куклу баюкает, кормит, прикладывая к ее лицу тарелочку, и т.п. Он отображает фрагменты своей собственной жизни; не берет на себя какую-либо роль (мама, врач или шофер), а лишь отражает увиденное им действие, подражая взрослому.

Например, если вы показали ребенку, как кормить куклу, он точно так же будет действовать с мишкой, зайкой, а потом предложит тарелку и маме.

Сказанное позволяет заметить: к 1 году 6 месяцам ребенок уже значительно отличается от годовалого малютки. Это проявляется в усиливающейся социализации ребенка, т.е. овладении общественными навыками, свойственными только людям.

Неслучайно в этот период происходят значительные изменения в развитии самостоятельности: к 1 году 6 месяцам ребенок уже может самостоятельно есть первое и второе блюда, начинает одеваться с помощью взрослого, а главное, постепенно усваивает некоторые правила поведения. Взрослым следует предъявлять малышу не противоречащие друг другу требования. При этом запрет должен реально присутствовать в жизни детей, организуя и воспитывая их, но избирательно и по согласованию со всеми членами семьи. Помните: требования к малышу - это две трети разрешений и только треть запретов.

Если взрослые учитывают специфику этого возрастного микропериода, малыш к полутора годам становится более уравновешенным, спокойным - проходит тревожность, свойственная началу года (первые радости и огорчения познания окружающего мира). У ребенка возникает базальное доверие к окружающему миру - первооснова всех последующих достижений.

Успешность воспитания во многом определяется тем, как был взят «старт». Если к 1 году 3 месяцам малыш достиг необходимых высот, у него появится реальная возможность преодолеть еще 90 «ступеней» второго триместра.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И УХОД ЗА РЕБЕНКОМ

(от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев)

Мини-программа второго триместра

  • Учить обобщать предметы по существенным признакам. Например: «Дай куклу. А еще есть кукла?». Или: «Принеси шарик. Где еще шарики?».
  • Учить отбирать предметы по одному признаку - по форме, цвету, величине («Дай красные шарики. Вот такие!»).
  • Учить использовать предметы и игрушки по их функциональному назначению (в машине перевозить кубики, в ванночке «купать» куклу и т.п.).
  • Продолжать расширять пассивный словарь (увеличить его в три-четыре раза).
  • Побуждать к активной речи, вводя облегченные слова. Поощрять их замену общеупотребительными. Расширить активный словарь до 30-40 слов (лепетная, автономная, общеупотребительная лексика, а также звукоподражания).
  • Продолжать формировать ходьбу, развиватьравновесие и координацию. Учить перешагивать через препятствие (высотой 20-25 см) приставным шагом.
  • Прививать навыки самостоятельности. Обращать особое внимание на умение пользоваться ложкой: есть ею не только густую, но и жидкую пищу.
  • Продолжать знакомить с фольклором. Использовать иллюстрации и картинки для интеллектуального и речевого развития.
  • Побуждать к отобразительным действиям с помощью сюжетных игр (кормить куклу, купать ее и т.п.).

Режим дня

8.00 - первое кормление.
10.30 - 12.30 - первый дневной сон.
12.30 - второе кормление.
16.00 - 17.30 - второй дневной сон.
17.30 - третье кормление.
20.30 - четвертое кормление.
с 21.00 до 7.00 - ночной сон.

Общая продолжительность сна - 13-14 часов. Продолжительность периодов бодрствования -по 3,5 часа. Каждый период бодрствования включает содержательное общение с взрослым: подвижные и дидактические игры, инсценированные показы с сюжетными игрушками и картинками; игры-занятия; прогулка. Купание -два-три раза в неделю.

Элементы гимнастики в повседневной жизни

  • Ходьба по дорожке шириной 30 см.
  • Перешагивание чередующимся шагом через препятствия, лежащие на расстоянии 25-30 см друг от друга.
  • Подползание под веревку, протянутую на высоте 25-30 см, с последующим вставанием.
  • Наклоны вперед за игрушкой.
  • Наклоны влево и вправо.
  • Приседания.
  • Бросание мяча горизонтально одной рукой.
  • Подбрасывание мяча вверх одновременно обеими руками.
  • Ходьба по наклонной плоскости вверх и вниз (край доски поднят на 15 см).
  • Перелезание через препятствие (например, скамейку).
  • Лазание по стремянке приставным шагом (на высоту 1 м).
  • Игровое упражнение-потягивание («Деревья большие-большие», «С добрым утром, солнышко!» и др.).
  • Игры «Догоню-догоню», «Убегаем от собачки», «Догоняй мяч» и т.п. (взрослый делает попытки догнать малыша, разыгрывает «побег» отигрушечной собачки, побуждает догнать катящийся по дорожке мяч и т.п.).

Закаливание на каждый день

  • Температура воздуха в комнате - 18-19°С.
  • Воздушная ванна в трусиках и майке во время утренней гимнастики и умывания (в течение 25-30 минут).
  • Температура воды для умывания - 18-19°С, для ванны - Зб-37°С, для обливания - 33°С.
  • Мытье ног после прогулки и перед сном теплой водой - 32-33°С.
  • Прогулки при температуре от -15° до +30°С в одежде по сезону, не стесняющей активных движений ребенка.
  • Прогулки пешком по 15-20 минут.

Что такое навык? Чем он отличается от привычки? Какова динамика формирования навыков и привычек на втором году жизни?

Психологи определяют последовательность формирования первых навыков и привычек, не ставя знака равенства между ними. Так что же такое знания, навыки, умения и привычки"!

Знания - обобщенный опыт людей, отражающий объективную реальность окружающего мира. Например, малыш, впервые попав под дождь, открывает для себя свойство воды - делать предметы влажными. Так, практически ребенок узнает свойства предметов, а также объективную реальность в проявлениях природы, в поступках людей в той или иной ситуации. Значит, первое, с чего все начинается для малютки, - это наблюдения и приобретение первых знаний об окружающем. Знания позволяют ребенку подойти к пониманию целесообразности навыков, которым его обучает взрослый.

Навык- автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Умение - способ действия, рассчитанный на применение в любых условиях.

Навык - это «рисунок» выполнения действия, т.е. его техническая сторона. Умение же позволяет использовать приобретенный навык не только в условиях, в которых тот был сформирован. Например, если малыш пользуется носовым платком только дома и мама постоянно напоминает ему об этом, то это навык. А если он достает платок и прикладывает его к носу при необходимости везде, то можно сказать, что навык перешел в умение.

Привычка - сложившийся способ действия с предметом или форма поведения, в определенной ситуации приобретающие характер потребности. Это то, без чего человек уже не может обойтись в повседневной жизни, это когда он не может поступить иначе. В отличие от навыка здесь решающим оказывается не само действие, а умения, определяющие культуру поведения, составляющие духовную сторону жизни человека (бережное, уважительное отношение к окружающему). Привычки складываются на основе культурных традиций общества. Поэтому при формировании у ребенка культурно-гигиенических навыков огромное значение имеет поведение взрослого - он пример для подражания.

Приобретение начальной культуры поведения не спонтанный процесс, а постепенный переход от первых обобщенных знаний к формированию навыков, которые трансформируются в умения и привычки.

Как формируется навык?

Зная, что навык - это полуавтоматизированное, а затем уже и автоматизированное действие, следует пояснить термин «автоматизированный». Нет, малыш не автомат и не бездумный механизм. Однако согласитесь: если бы мы каждый раз при ходьбе решали задачу, как поставить ногу, то у нас не хватило бы энергии и сил на освоение более содержательных закономерностей окружающего мира. Значит, автоматизированные, т.е. отточенные, непроизвольные, действия играют огромную роль - обладая ими, человек становится более умелым, ловким и даже удачливым. Такие навыки только начинают формироваться в раннем детстве. Быть маленьким очень нелегко: выполнение любого действия требует огромной самоотдачи, больших затрат эмоциональной и двигательной энергии!

Стадии формирования навыков

I. Складывается общее понимание направленности действий взрослого. Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной основе в результате показов и пояснений.

П. У ребенка складывается «образ» действия, формируется «рисунок» его выполнения, т.е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы демонстрация и соблюдение точной последовательности действий.

III. Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полуавтоматизированный.

IV. Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие. Автоматизированный навык должен перейти в привычку, но, учитывая возраст ребенка, взрослый должен наблюдать за ним и контролировать его действия, так как без постоянного правильного подкрепления навык может исчезнуть. Итак, чем больше полуавтоматизированных и автоматизированных действий у малыша, тем ему легче и интереснее жить. Он «освобождается» для познания содержательной стороны окружающего мира. Действительно, полуторагодовалый малыш не будет бесконечно снимать и надевать колечко на палочку - это действие уже автоматизировано. Теперь он собирает пирамидку в определенной последовательности, осваивая величину предметов, их количество и соотношение. Или составляет «свою» пирамидку не только из колец, но и из шариков и кубиков, строя башенку «невиданной красоты». А к двум годам он будет гордиться: «Это я сам!». Так автоматизированный навык помогает перейти к творчеству!

Привычки, как и навыки, очень устойчивы. Поэтому легче предупредить образование плохой привычки, чем избавиться от нее, когда она уже сложилась. Для успешного формирования навыка следует учить малыша соблюдать последовательность действий, из которых складывается навык, и следить за точностью их выполнения.

Какие же навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь?

Педагоги выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т.п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

На втором году жизни отношения малыша с окружающим социальным миром складываются на основе формирования ведущих навыков и привычек. Поэтому он так негативно реагирует на любые перемены: перемещение кроватки, столика или стульчика, отсутствие любимой игрушки. Он недоволен, если кто-то берет его игрушки, не отдает их другому ребенку. Это не жадность и не каприз, а сформировавшаяся привычка видеть знакомые предметы на своих местах. Они - своеобразные «знаки», позволяющие ориентироваться в окружающем, что совсем непросто для маленького ребенка. Кроме того, это уже сложившийся мир раннего детства, и нарушать его не стоит. Напротив, взрослые должны помочь сделать его ярким и интересным.

Нарушение существенных условий жизни -привычного распорядка дня, условий кормления и обработки пищи - могут привести к более серьезным последствиям: отказу от пищи, нарушению сна, снижению комфортности в эмоциональном и душевном состоянии ребенка. Поэто- му соблюдение режима - первая и самая главная привычка для ребенка второго года жизни.

Какова последовательность освоения навыков на втором году жизни ребенка?

Было бы неправильным считать, что все навыки малыш осваивает последовательно на протяжении года. Нет, он овладевает ими одновременно: каждый день пользуется ложкой, умывается, моет руки перед едой... И все же существует условно выделенная последовательность, которая позволяет поэтапно обучать малыша посильной самостоятельности. Такая последовательность продиктована возрастными особенностями ребенка. Так, умение самостоятельно одеваться формируется у малыша к 2-2,5 годам, а пользоваться ложкой его можно научить к 1,5 годам. Итак, можно выделить следующие закономерности приобретения навыков:

  • формирование навыков - длительный процесс (весь второй год жизни малыш постепенно осваивает необходимые для жизни навыки самостоятельности);
  • формировать навыки можно только на основе возрастных возможностей (особенности действий руки, общие движения и т.п.);
  • по мере формирования навыков и привычек у ребенка появляется больше возможностей творческого освоения окружающего мира.

Повторим, второй год жизни - платформа общего развития ребенка, идеальный период для начала формирования многих автоматизированных действий, навыков и привычек.

Л. ПАВЛОВА,
кандидат психологических наук

 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»