Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Образцы учебных программ /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Программа по Закону Божию
• Программа духовно-нравственного воспитания
• Примерная программа православного воспитания
• Во что верят православные христиане
• Во что верят православные христиане (продолжение)
• Во что верят православные христиане (продолжение)
• Во что верят православные христиане (продолжение)
• Во что верят православные христиане (продолжение)
• Во что верят христиане (продолжение)
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Во что верят православные христиане (продолжение)

Счастливы отцы, у которых такие дети

 

В одной стране был обычай отрубать руки всякому, кого уличат в краже. Попался раз в этом знатный вельможа, царский любимец. Не мог царь отступить от старинного обычая и велел наказать преступника.

Но вот накануне казни является во дворец маленькая девочка, дочь этого вельможи, и просит со слезами допустить ее к царю. Царедворцы исполнили ее просьбу. Девочка упала на колени перед грозным владыкой.

«Великий государь, – сказала она в страхе, – отец мой присужден остаться без рук, так вот, отрубите мои руки».

У царя были свои дети, и ему понравилось, что маленькая девочка так любит отца.

«Пусть будет так, как ты просишь, – сказал царь. – Но ты можешь отказаться от казни хотя бы в самую последнюю минуту».

На другой день девочку повели на двор казни. Среди двора стояла обрызганная кровью плаха, а возле – палач с мечом. Побледнела девочка, смутилась на минуту, но скоро овладела собой, подошла к плахе и протянула свои ручонки. Палач крепко привязал ее руки к плахе ремнями. Девочка не проронила ни слова. Палач поднял меч, а она закрыла глаза, меч сверкнул и опустился, не задев и края пальцев.

«Царь прощает отца твоего за любовь великую твою!» – объявил посланный от царя. Отворились двери тюрьмы: бежит к дочери отец, целует у нее руки, слезами их обливает. На другой день царь объявил народу указ об отмене навеки жестокого старого обычая. А на дворе казни по царскому приказу поставили столб с мраморной доской, и на ней золотыми буквами написали, как дочь готова была отдать свою жизнь за жизнь отца; а в конце прибавили такие слова: «Счастливы отцы, у которых такие дети!»

 

Господь дал нашему сердцу бесценную привилегию — прощать другого человека. Даже, если нам кажется, что мы правы, постараемся понять другого человека и посмотреть, не являемся ли мы сами причиной его дурного поведения. А уж если кто-то пришел к нам и сам попросил прощения, то мы должны сразу же с радостью простить его. Прощая обидевшего нас, мы получаем прощение и наших собственных грехов.

Если хотите быть всегда мирными, ни с кем не расставайтесь в ссоре; но всячески старайтесь от души простить всех и даже по возможности умиротворить, чтобы разойтись в мирном духе, тогда и сами будете наслаждаться душевным спокойствием.

 

Ученик греческого философа

 

 

Однажды некий греческий философ решил научить смирению и умению прощать своего ученика. Он приказал ему в течение трех лет раздавать серебро тем, кто будет поносить (ругать, оскорблять) его. По окончании испытания учитель сказал: «Теперь ты можешь отправляться в Афины для научения мудрости».

При входе в Афины ученик увидел сидящего у городских врат мудреца, поносившего всех, проходящих мимо. То же самое произошло и с учеником. Тот разразился смехом. «Почему ты смеешься, когда я тебя оскорбляю?»— спросил мудрец. «Потому что в течение трех лет я платил серебром поносившим меня, ты же делаешь это даром». «Войди в город, он принадлежит тебе», —- ответил мудрец.

 

Какие же выводы из этого рассказа можно сделать? Во-первых, когда тебя оскорбляют, это тебе испытание. Можешь ли ты его выдержать? А во-вторых, мудрость заключается в том, чтобы не обидеться. Простить сразу, не заметить, пройти мимо, улыбнуться в душе, не озлобиться, помолиться втайне («Господи, помилуй!»). Главное — не ответить оскорблением на оскорбление, злом на зло.

 

Еще одну замечательную способность вложил в наше сердце Господь — способность к раскаянию. Не таи обиды на своего друга, выкинь из сердца осуждения и упреки, обрати внимание на себя, на свои поступки. Мы все знаем, что такое добро и что такое зло по поступкам других. Но почему-то плохое мы видим в других, а у себя не замечаем. Нам кажется, что мы всегда или почти всегда поступаем хорошо и всегда, ну или почти всегда правы. А так ли это на самом деле? Нужно научиться видеть свою неправду, свои грехи, нужно научиться строго судить себя самого. И если увидишь, что поступил плохо, то сразу же призови на помощь раскаяние, не откладывая в долгий ящик, попроси у Бога прощения. Ведь когда у тебя нарыв на пальце, как ты начинаешь плакать и причитать: «Ой, болит». Бежишь к врачу, он вскрывает нарыв, и какое облегчение ты получаешь. Но если не побежал сразу, то может палец и отмереть, и придется его удалить, и без пальца останешься. Нераскаянный грех — это такой же нарыв, только на душе. Быстро попроси у Бога прощения, и душевный нарыв будет вскрыт, и как тебе станет легко и спокойно.

 

Зачем раскаиваться?

 

Одна девочка, (ее звали Вера), решила вести дневник своих добрых и плохих поступков. Она взяла тетрадку, разделила лист на две колонки: слева добрые поступки, а справа — плохие. Поставила число и месяц и стала вести запись. Вот, что у нее получилось.

Добрые дела:

В школе получила хорошие отметки.

Пришла домой, поела, помыла за собой посуду.

Подмела пол.

Помогла старшей сестре уложить спать ее маленького сынишку.

Добросовестно сделала домашние уроки.

Играла на пианино по заданию учительницы музыкальной школы.

Высказала младшей сестре всю правду ей в глаза.

Плохие дела:

Плохих дел не совершала.

И так всю первую неделю были одни только добрые дела.

Когда мама посмотрела дневник, она очень удивилась и сказала: «Неужели ты не заметила за собой ни одного плохого поступка? Знаешь что, запиши-ка ты, что дурного сделали тебе другие за неделю».

Вот тут-то и началось! Каждый день дневник был полон записей о дурном поведении товарищей по школе и домашних:

Соседка по парте ни за что не хотела дать ластик на уроке рисования и еще обозвала меня Машей–растеряшей, хотя я всегда приношу ластик, но сегодня просто его забыла.

Мальчик из соседнего класса показал мне язык, толкнул и обозвал меня «жирной», хотя я совсем не жирная, а вот Лариса из нашего класса действительно жирная, она в два раза толще меня, ее-то можно так дразнить, и ее все так и дразнят, а меня-то за что?

Учительница по английскому — настоящая «мымра», все говорит, что я ничего не понимаю, ничего не знаю, она меня просто не любит.

Математичка за контрольную поставила мне тройку, хотя все примеры я решила верно, видите ли, она поставила тройку за грязь, могла бы хоть четверку поставить.

Моя лучшая подружка Тома переметнулась к Жене, потому что у нее есть все, что захочешь, у нее папа богатый. Купил двое часов: одни Жене, другие Томе, и видеофильмы у них классные, какие твоей душе угодно, и на любой концерт билеты — пожалуйста. Я поняла, что Тома — просто «шестерка».

После школы я должна была идти в музыкалку, надела свою черную юбочку, а белую кофточку взяла у старшей сестры, она мне очень подошла, а она как увидела, стала кричать: «Это моя кофта, снимай сейчас же».

Когда мы стали обедать, моя младшая сестра успела сесть на мое место, на мой стул, где я обычно сижу, да еще говорит, что это место не купленное.

К младшей сестре пришла подружка, они стали наряжаться и взяли мою юбку и брюки, я еле у них отняла свои вещи, можно сказать из рук вырвала.

Мама посмотрела записи в дневнике, и даже до конца их не дочитала. «А теперь, — сказала она, — постарайся очень строго оценить свои поступки, сравни их с тем, что тебе не нравится в других, и ты увидишь, как много тебе нужно в себе исправить, чтобы написать: «Плохих поступков не совершала». Ты увидишь, что каждый день ты кого-нибудь осуждаешь: то учительница у тебя не права, то подружка. Каждый день ты ссоришься с сестрами, то с младшей, то со старшей, завидуешь, жадничаешь, грубишь, небрежно относишься к урокам. Теперь постарайся оценивать свое поведение так, чтобы выявить свои недостатки, только, пожалуйста, отнесись к себе очень строго».

И тут наша Верочка стала замечать, что с ее поведением не все в порядке. День-два продержится, не ссорится с сестрами, а потом за старое: накричит на младшую сестру, что теперь ее очередь подметать пол или мыть посуду, выскажет ей в лицо  всю «правду». Немного опять продержится, а потом осудит учительницу или поссорится со школьной подругой. Правда, она писала об этом в своем дневнике и раскаивалась. Но одни и те же грехи повторялись вновь и вновь. «Мама, зачем же я раскаиваюсь, если снова повторяю тот же грех?».

Мама ответила словами старца Паисия. «Если кто бывает ранен на войне, то ему нужно идти на перевязку к врачу, а потом снова в бой. А если он решит не перевязываться, потому что снова может быть ранен, кровь будет бежать без остановки, рана загрязнится и он умрет либо от потери крови, либо от заражения». То же и при раскаянии. Раскайся, и если даже снова повторишь свой грех, снова раскаивайся, пока не станешь на ноги по-настоящему. И еще очень важно просить у Бога помощи в преодолении своих грехов. Помощь Божия обязательно придет, и ты это почувствуешь.

 

Всегда ли тело и душа человека были такими, какими мы их видим сегодня?

 

Адам и Ева жили в раю в полном единении с Богом. Их тело и душа были сотворены бессмертными. Тело первых людей было не только материальным, но и духовным: не испытывало голода, жажды, болезней, не страдало от холода или жары, не знало утомления и старения. Душу Господь создал безгрешной, чистой и непорочной, Он вложил в нее законы добродетелей, которые мы знаем по десяти заповедям Божиим. Господь дал человеку разум, способность познания окружающего мира, творческие способности, вложил в душу веру и любовь. Господь наделил человека возможностью совершенствования, чтобы он мог становиться все более и более подобным Богу.

Ни с одним творением Божиим не было такой близости и взаимности, какая была у человеческой души с Богом. Дух Святой постоянно находился в душе человека, и душа была исполнена радости.

Но в этом обилии благодати не было ничего приневоливающего. Господь дал человеку свободу воли, чтобы он без принуждения мог проявлять любовь к Богу.

И вот произошло страшное событие — человек порвал свое единение с Богом. Как это случилось? В раю росло древо познания добра и зла. Господь предостерег человека, не есть плодов этого дерева, потому что, вкусив этот плод, он умрет. Но, имея свободу воли, человек пренебрег предостережением Господа. Сначала Ева, а потом и Адам отведали запретный плод.

Последствия были очень печальными. Непослушание, которое совершили наши прародители, (все люди произошли от Адама и Евы), привело к расторжению единства человека с Богом. Утрата этого единства вызвала повреждение человеческой природы. Грех, который совершили наши прародители, обычно называют прародительским грехом. А последствие этого греха, которое он вызвал, (повреждение человеческой природы), называют первородным грехом.

Повреждение человеческой природы выразилось в том, что человек стал смертен, тело его — тленным, жизнь человека пришла в зависимость от окружающей среды: он стал испытывать голод, холод, жажду, болезни. Во время пребывания в раю человеческая душа не знала зла, не знала дурных мыслей, а после отпадения от Бога она стала способной соединяться с духами зла. Это сказалось уже на первых детях Адама и Евы. Каин убил своего брата Авеля. Постепенно в душу человека проникли пороки: ложь, зависть, кражи, насилие, убийства. Однако Господь не допустил того, чтобы положение человека осталось безнадежным.

Господь не изменил своей любви к человеку и не покинул его после падения. Человек сохранил многие свои свойства, которые он имел до грехопадения: душа его осталась бессмертной, он наделен разумом, познавательной и творческой способностями, свободой воли, способностью любить, возможностью совершенствования и возрастания. Душа человека сохранила память о Боге и заповедях Его, хотя эта память и была погребена под спудом пороков. Святой Дух покинул душу, но человеческий дух, как прообраз Святого Духа остался. И человек сохранил способность к добродетельной жизни. Человек может пойти по пути пороков, а может — по пути добродетелей, то есть по духовному пути. Духовный путь заключается в том, что мы стараниями и трудами очищаем нашу душу от грехов, открываем ее действию Святого Духа и постепенно совершенствуемся, духовно возрастаем под его воздействием.

 

ВО ЧТО ВЕРЯТ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

 

Святая Троица

 

В отличие от Ветхого Завета, Новый Завет говорит о Боге как о едином существе в трех Лицах — об Отце, Сыне и Святом Духе. Бог есть единство трех Лиц, имеющих одну и ту же Божественную природу, которая во всей полноте принадлежит каждому из трех, так что они являют собой не трех Богов, но одного единого Бога. И вместе с тем в Нем присутствуют три Божественные Личности, три Лица, три Ипостаси. Это сочетание единства и множественности остается для человеческого разума непознаваемой тайной.

Троица была явлена Иоанну Крестителю при крещении Иисуса Христа.

И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и тут отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и спускался на Него.

И глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3,16 – 17).

Сам Господь Иисус Христос свидетельствует: «Я и Отец — одно» (Ин. 10,30).

«Верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 1038).

«Видящий Меня, видит пославшего Меня» (Ин. 12, 45).

Он напутствует апостолов словами: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 48,19).

Человеческий разум не в силах понять природу Бога Троицы, когда Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой имеют единую сущность. В каждом Лице Всесвятой Троицы во всей полноте заключена вся Божественная природа, и все три лица вместе можно назвать одним словом — Бог. Воображение не в силах представить, что Они одно, но имеют три Лица, каждому из Которых присущи свои отличительные черты. Бог Отец предвечно рождает Бога Сына. Предвечно — значит вне времени. Дух Святой — это Божественная энергия, предвечно исходящая от Бога Отца.

Поскольку человеческий разум не может постичь природу Бога Троицы, тем более нельзя предположить, что такой образ выдуман человеком. Не является ли это наилучшим свидетельством того, что учение о святой Троице имеет Божественное происхождение. Оно сообщено нам в Евангелии как откровение, и мы воспринимаем его верой.

 

Невидимый мир духов

 

Святая Церковь учит, что помимо нашего видимого, осязаемого, земного мира существует иной духовный, невидимый мир, в котором обитают бестелесные, духовные существа. Эти существа — ангелы и бессмертные человеческие души, которые переходят после смерти тела в духовный (загробный) мир.

В начале, когда еще не было ни мира, ни человека, Бог сотворил святых ангелов. Ангелы — невидимые бестелесные духи. Они бессмертны так же, как и наши души. Их Бог одарил высокими силами и способностями, которые бесконечно превосходят силы человеческие. Ангел в переводе означает «вестник». Бог посылает их к людям возвестить свою волю. Ангелы — служебные духи, мгновенно и беспрекословно исполняющие волю Божию.

Каждому христианину Бог дает при крещении ангела – хранителя. Ангел-хранитель невидимо охраняет человека от бед и напастей во всю его земную жизнь, предостерегает от совершения грехов, оберегает в страшный час смерти, и сопровождает бессмертную человеческую душу в загробный мир.

Ангелы пребывают рядом с Богом в Царствии Небесном. Царствие Небесное (или рай) — это область невидимого мира, в которой обитают ангелы и души праведных людей. Здесь они могут видеть Бога, воспринимать его во всей полноте и иметь бесконечную радость соединения с Ним.

Много раз ангелы являлись людям зримым образом, когда их Бог посылал возвестить Свою волю. Они являлись людям, как в человеческом образе, так и в виде птиц и животных. Известны случаи, когда люди слышали лишь голоса, сообщавшие им о важных событиях в их жизни, или были свидетелями знамений в виде поразительных явлений природы, например светящегося воздуха или огненного столба. Ангелы могут являться и во сне или создавать вещие сонные видения.

 

Ангел помогает бороться с демоном

 

Об одном великом старце авва Исайя рассказывает. Прежде вступления его в безмолвие видел он некоего юношу, лицо которого сияло как солнце. Юноша сказал: «Тебе предстоит борьба». И поставил старца  пред громадным эфиопом (демоном), голова которого доставала до облаков. Старец воскликнул: «Могу ли я, немощный человек, вступить в борьбу с таким гигантом?» «Можешь, — сказал ангел, — только вступи в борьбу с великим рвением, уповая на Божию помощь, и я помогу тебе». И действительно, как только старец вступил в борьбу, ангел одолел эфиопа, и множество окружающих эфиопов исчезло.

 

Да будет воля Твоя

 

В 1885 году из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел, чтобы перевести стрелку и направить поезд на свободный путь. Вдруг он видит, что навстречу поезду бежит его трехлетний сын по тому пути, куда нужно перевести стрелку. Бежать к сыну поздно, а не перевести стрелку нельзя, произойдет столкновение поездов. Всем сердцем воззвал стрелочник к Богу: «Да будет воля Твоя!» — перекрестился, перевел стрелку и закрыл глаза. Поезд промчался, стрелочник бросился к сыну. Мальчик лежал между рельсами, сложив руки, и улыбался. «Мальчик мой, как же ты догадался лечь?» «Какой-то светлый юноша с крылышками склонился надо мной и пригнул меня к земле».

 

Ангел спасает от землетрясения

 

Это произошло в середине 20 века. Одна верующая девушка жила на юге со своей благочестивой матерью. Они жили в небольшом одноэтажном домике, в городке, который часто подвергался землетрясениям. Однажды ночью девушке приснился сон. Она увидела, как на темном небе возник огненный шар, который, все увеличиваясь, катился прямо на нее. Девушка проснулась и в испуге рассказала сон матери. Мать девушки успокоила ее, и они мирно проспали до утра. На следующую ночь сон повторился, но теперь видение было намного более грозным. Девушка проснулась и побежала к матери, но та не захотела ее слушать и продолжала спать. Девушка же не могла больше успокоиться и заснуть. Вдруг она услышала стук в окно, встала и увидела, как какая-то большая птица бьет по стеклу крылом. Тут она не выдержала, разбудила мать и вместе с ней выбежала на улицу. Как только они выбежали, то почувствовали, что начинается землетрясение. Крыша дома рухнула, и дом развалился.

 

Ангел выводит из заточения

 

Родители одного молодого человека, который был в плену, ложно узнали о его смерти и стали усердно молиться о нем, как об умершем, особенно же на Пасху, Пятидесятницу и Рождество Христово. Прошло четыре года, и сын их вернулся домой. Обрадованные родители сказали: «А мы считали тебя умершим и трижды в год особо молились о тебе». «В какие же дни?» — спросил их сын. Услышав ответ, сказал: «Именно в эти дни ночью приходил ко мне светозарный юноша и, сняв с меня оковы, выводил на волю. Никем не замеченный я оставался на воле до утра, а потом опять пребывал в темнице в оковах».

 

Рассказ отшельника

 

Один из монахов нашел пещеру в пустыне, в которой жил старец – отшельник. Он рассказал пришельцу свою историю. Когда-то он был ткачом в монастыре, потом ушел и впал в блуд с одной девицей. Опомнившись, он убежал в пустыню, нашел пещеру у источника воды и стал там жить. Около пещеры росло финиковое дерево, у которого плодоносило двенадцать ветвей. Каждый месяц созревали плоды у одной из ветвей, ими и питался отшельник. Отшельник сильно страдал печенью. Однажды он лежал и от сильной боли взывал ко Господу. Вдруг вошел некто и спросил, что болит, рассек пальцами тело отшельника, вынул печень, почистил ее и, положив обратно, сказал: «Теперь ты здоров. Работай Владыке Христу как следует!» С тех пор стал отшельник здоров и проводил жизнь в трудах и молитве, непрестанно славя Бога.

 

Святая церковь учит, что самый первый ангел, который по своему первородству был мудрее других, возгордился, вышел из подчинения Господу и решил сам стать как Бог. За свое ослушание — преступление пред Богом он стал демоном (злым духом), а вместе с ним и те, кто решил подражать ему, составили полк демонов.

Иисус Христос говорит о том, что существует целое царство злых духов, что дьявол (или сатана) — злобный князь сего царства имеет слуг своих, и называется поэтому князем бесовским (Мф.12,25 – 27; Лк. 11, 17 – 20). Место обитания злых духов — земля и видимая часть неба, поэтому Господь называет дьявола также «князем мира сего» (Ин. 12,31).

Если Господь есть любовь и Он любит людей как Отец любит своих детей, то сатана ненавидит людей и старается причинить им всякое зло. Более всего он желает завладеть человеческой душой, отнять ее у Бога и свести в ад.

Вся деятельность злых духов в отношении человека направлена к тому, чтобы совращать его с пути добродетели и развращать и чтобы совращенный человек был вместе с ним в вечной муке.

Дьявол обольщает человека: сначала много обещает ему и даже многое выполняет, но потом, завладев душой, оставляет человека в трудную минуту и насмехается над ним. Господь говорит, что дьявол «был человекоубийца от начала, и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо лжец и отец лжи» (Ин. 8,44).

Всю свою жизнь святые Божии вели непрерывную брань с духами злобы. Господь попускает такую брань для приобретения подвижниками венцов небесных. Часто дьявол и слуги его являлись святым угодникам зримым образом и пытались подчинить их себе. Об этом свидетельствуют многие рассказы святых отцов.

 

Явление бесов авве Иераксу

 

Авва Иеракс жил в Нитрийской пустыне. Однажды пришли к нему бесы в образе ангелов. Искушая его они сказали: «Еще пятьдесят лет тебе жить. Как выдержишь ты такое продолжительное время в такой страшной пустыне?» Подвижник ответил: «Огорчили вы меня, назначив мне жить немного лет; я приготовился с Божией помощью к терпению на двести лет». Услышав это, бесы удалились, испуская вопли.

 

Вода для аввы Иакова

 

Дважды в неделю приносили авве Иакову воду из-под горы. Демон, приняв вид Иакова, встречал приносивших воду на дороге, принимал сосуд с водой и отправлял их обратно, а сам выливал воду. Сделав это четыре раза, он оставил авву Иакова без воды на две недели. Когда, наконец, принесли Иакову воду, он спросил, почему так долго не было воды. Когда же ему рассказали, что он сам встречал воду на дороге, Иаков понял, что это было искушение от демона и попросил, чтобы никогда больше не отдавали воду на дороге, а приносили ее к порогу кельи.

 

Ложное причастие

 

Однажды сатана, приняв на себя вид пресвитера, пришел к авве Иоанну, будто желая причастить его. Но блаженный Иоанн, узнав его, сказал: «Отец всякого обмана и лукавства, враг всякой правды! Ты не только обольщаешь души христиан, но и дерзаешь ругаться над самими Святыми Тайнами!» Диавол отвечал: «Едва не удалось мне уловить тебя. Таким образом обольстил я одного из твоих братьев и, лишив его рассудка, довел до сумасшествия. Многие праведники молились за него и с трудом вернули ему разум». Сказав это, дьявол удалился.

 

Ложная клятва

 

Два друга из Киева Иоанн и Сергий вступили в духовное братство. Спустя некоторое время, Иоанн, умирая, вручил свое имущество Сергию для раздачи нищим. Своего малолетнего сына Захарию с частью его имущества поручил попечению Сергия. Когда Захария вырос, и пришло время вернуть деньги, Сергий поклялся в Печерской церкви, что ничего никому не должен. Когда он хотел приложиться к иконе Божией Матери, то вдруг стал кричать: «Святые Антоний и Феодосий, не велите убивать меня этому страшному мужу, помолитесь, чтобы Пречистая отогнала от меня бесов. Золото спрятано в моей келье». А Захария, кому принадлежали деньги, отдал их игумену, а сам принял постриг.

 

Спор между ангелами и бесами за душу инокини

 

Одна из инокинь монастыря, однажды покинув монастырь, впала в блуд и не вернулась в обитель. Несколько лет проводила она греховную жизнь. Наконец все же пришла в себя и, глубоко раскаявшись, решила встать на путь чистой жизни. Как только она подошла к воротам монастыря, то внезапно упала и умерла. Один епископ увидел следующее. Ангелы приняли душу умершей, а бесы спорили за душу ее. Ангелы говорили: «Она долго жила в монастыре и работала Богу много лет, значит она наша». Бесы же возражали: «Она впала в грех и с трудом возвратилась в монастырь. Она принадлежит нам». Ангелы отвечали: «Бог видел ее раскаяние и принял его, а то, что она умерла внезапно, не наше дело, а Божие». Бесы после этого бежали в злобе.

 

Приведенные примеры показывают, что Господь и ангелы его защищают землю и человека от действия злых сил. И только те, кто по своей воле отказываются от Бога и не раскаиваются, попадают под власть дьявола.

 

Пресвятая Дева Мария. Непорочное зачатие и рождество Христово

 

Пресвятая Дева Мария — мать Господа нашего Иисуса Христа происходила из рода Давидова и была дочерью благочестивых родителей Иоакима и Анны, у которых долгое время не было детей. Однако они не теряли надежды и дали обет, если родится ребенок, посвятить его Богу. Мария родилась, когда ее родители были уже в преклонном возрасте. В три года Марию передали на воспитание в храм. Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божиему, рукоделию, молилась и соблюдала посты. Она выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу. Пресвятая Мария решила не выходить замуж и остаться Девой, посвятить Себя только одному Богу.

Достигнув четырнадцатилетнего возраста, когда Она уже не могла находиться в храме, Мария была обручена дальнему родственнику восьмидесятилетнему Иосифу, плотнику из небольшого города Назарета. Иосиф был не мужем Марии, но обручником — хранителем ее девства.

Для спасения рода человеческого Господь избрал особый путь. Сын Божий должен был родиться на земле как человек, оставаясь вместе с тем Богом. На земле должен был появиться Спаситель — Богочеловек. Господь избрал Марию как самую чистую девушку на земле, для того, чтобы Она стала матерью этого Богочеловека — Иисуса Христа.

Вот как описывает это событие Евангелие.

Послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; Имя же Деве: Мария.

Ангел, войдя к ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; благословенна Ты между женами». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей ангел: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога;

И вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

И будет царствовать над домом Иакова, и царствию Его не будет конца».

Мария же сказала ангелу: «Как будет это, когда я мужа не знаю?»

Ангел сказал Ей в ответ: «Дух святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Тогда Мария сказала: «Се раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от нее ангел. (Лк. 1, 26 – 35;38).

Поскольку зачатие дитя, которое должна была родить Дева Мария, произошло не от мужчины, а Божественным путем, оно называется непорочным зачатием. После рождения Иисуса Христа Мария сохранила свое девство.

Сокрытая здесь великая Божественная тайна не может быть объяснена человеческим разумом. Стать причастником этой тайны можно только силой веры.

Согласно историческим данным Христос родился в 748 году от снования Рима, когда императором был Август. В правление этого императора производилась перепись еврейского населения, поэтому год рождения Христа можно установить по дате переписи. Дева Мария и Иосиф Обручник происходили из рода царя Давида, поэтому должны были явиться на перепись в город Давидов, называемый Вифлеем, где, вероятно, находились их родовые книги.

В Вифлееме, куда пришли Иосиф и Мария, на перепись собралось множество народа, так что единственная гостиница была переполнена. И тогда они разместились на ночлег в пещере, где пастухи держали свой скот. Здесь и появился на свет младенец Иисус. Мария спеленала младенца и положила его на сено в ясли для скота.

В это же время на поле близь Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. Небесное воинство прославляло рожденного Бога — Спасителя, возглашая всей вселенной: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!». Пастухи пришли в пещеру и поклонились младенцу.

В те дни восточные мудрецы (волхвы) увидели на небе воссиявшую новую звезду, что для них означало появление в мир великого мужа. Они знали, что иудейский народ ждет Мессию, Царя и Спасителя. Они отправились в Иерусалим, чтобы расспросить, где нужно искать Его. Царь Ирод, правивший в то время в Иерусалиме, встревожился и просил волхвов найти младенца и сообщить об этом. Волхвы, ведомые звездой, пришли в Вифлеем, нашли младенца Иисуса, поклонились Ему и принесли дары: ладан, золото и смирну. Получив откровение не возвращаться к Ироду, они другим путем вернулись в свою страну.

Разгневанный Ирод велел убить в Вифлееме всех младенцев до двух лет.

Иосифа и Девы Марии в это время в Вифлееме уже не было, они, получив откровение от Бога, спаслись бегством в Египет. После смерти Ирода Святое Семейство вернулось в Галилею и поселилось в Назарете.

Итак, кто поклонился Иисусу Христу, кто принял его? Это были люди самые простые и некнижные — пастухи, а также самые ученые и премудрые — волхвы. А кто не принял родившегося Христа и искал Его погибели? Политик и правитель, готовый на человеческие жертвы ради своего властолюбия — царь Ирод.

Чему же научает нас это различие между принявшими и не принявшими родившегося Христа? Тому, что Христос открывается либо простым и чистым людям, либо людям — носителям великой мудрости человеческой. В то время, как людская посредственность и пошлость не в силах принять Христа Спасителя. Не способны принять Его и те, кто преследует ложные и греховные цели.

Мария — это Дочь Света, через Нее озарился Светом весь мир и обитатели его, омраченные через Еву.

Какой была Пресвятая Дева свидетельствует Дионисий Ареопагит, специально приезжавший из Афин в Иерусалим, чтобы увидеть Богоматерь.

 Он писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что кроме самого Бога нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред Лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство.

 Предо мной засияло какое-то Божественное сияние, Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни мой дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной Славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к ней, Царице Небесной, и возблагодари ее за то, что она явилась такою покорною воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Спасителя мира и что никогда не оскудевает Ее предстательство пред Богом за нас и помощь нам.

 

Иисус Христос — Богочеловек.

 

Для спасения человеческого рода Бог избрал особое средство — Боговоплощение, в котором всемогущий Бог воспринял человеческую природу, всю целиком за исключением греха. Слово «воплощение» означает соединение с плотью. Поскольку речь идет о человеческой плоти, это следует понимать как соединение Божества с человеческой природой. Иисус Христос соединил в себе две природы — Божественную и человеческую.

Сын Божий является нам в исторической личности Иисуса из Назарета. Долгие годы в Советском Союзе пропагандировалась точка зрения, что Иисус Христос не существовал как историческая личность, что это всего лишь миф, которому верят темные люди. Исторические документы, свидетельствующие о жизни Христа, замалчивались. Между тем о жизни Иисуса Христа существуют письменные свидетельства образованных людей того времени — философов и историков, настроенных нейтрально или даже враждебно по отношению к Иисусу Христу.

Знаменитый еврейский философ Иосиф Флавий, живший на рубеже III веков, в дошедшей до нас книге «Иудейские ценности», рассказывает о смерти Иоанна Крестителя и об Иисусе Христе, а также об Иакове, называя его родственником Иисуса Христа. Речь здесь идет о двоюродном брате Господа — апостоле Иакове, который стал первым епископом Иерусалимской христианской общины и был осужден синедрионом (высшим судебным еврейским органом) на смерть через побиение камнями.

Прославленный римский историк Светоний около 120 года написал книгу «Жизнь двенадцати цезарей». Рассказывая в ней об императоре Клавдии, он сообщает, что в 51 году н. э. он изгнал из Рима евреев, ставших под влиянием Христа причиной беспорядков.

Крупнейший римский историк Тацит в своем сочинении «Анналы» также довольно подробно пишет о христианах в связи с пожарами в Риме.

О христианах свидетельствует также дошедшее до нас письмо губернатора римской провинции Плиния Младшего императору Траяну, в котором сообщает, как он расправляется с христианами. Губернатор пишет: «Мой розыск показал, что христиане собираются в определенные дни перед восходом солнца, чтобы петь гимны Христу, как Богу. Они клятвенно обещаются, что будут избегать воровства, разбоя и блуда. В моей провинции они настолько многочисленны, что культ в храмах падает».

Достоверные описания мученических подвигов ранних христиан известны также из протоколов римских судов над христианами.

Мы привели свидетельства о том, что Иисус Христос — историческая личность. Но что подтверждает Божественную природу Христа, что Он Сын Божий, а не просто пророк или проповедник?

Прежде всего, об этом свидетельствует Евангелие. Внимательное чтение Евангелия никого не может оставить равнодушным, не может не поразить глубиной мудрости, которая в нем содержится. По житейским понятиям Иисус Христос был всего лишь сыном плотника из небольшого городка и не имел книжного образования. Откуда же у него такой необычайный, яркий дар проповедника, такая мудрость и такое необычайное учение, никогда ранее не встречавшееся. Сколько раз с Ним состязались в мудрости книжники и фарисеи (ученые иудеи), желая уловить Его в неправильном толковании Библии и Закона Моисея, и не могли превзойти Его. Образ Христа в Евангелии настолько ярок, что, прикоснувшись к нему, невозможно увидеть в Нем только лишь человеческое. Убедительно свидетельствуют о его Божественном происхождении и описанные евангелистами чудеса, которые Он совершал.

 

Воскресение Христово

 

Самым ярким доказательством Божественной природы Христа является факт его Воскресения.

В Евангелии от Матфея он излагается так.

По прошествии же субботы на рассвете первого дня недели (у евреев первый день недели — это наше воскресенье) пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот сделалось великое землетрясение: ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем.

Вид его был как молния и одежда его бела, как снег.

Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет, и стали как мертвые.

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;

Его нет здесь. Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь». (Мф. 28,1 – 6)

 

В Евангелии от Луки описана встреча воскресшего Иисуса с несколькими из апостолов сначала по дороге в селение, когда они, беседуя с незнакомым спутником, не узнали в нем Господа, а затем о совместной вечерней трапезе, когда Господь был узнан в преломлении хлеба. По возвращении апостолов в Иерусалим они рассказывали другим о своей встрече с воскресшим Христом.

 

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал: «Мир вам».

Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа; но Он сказал им: «Что смущаетесь, и зачем такие мысли входят в сердца ваши?

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у меня».

И, сказав это, показал им руки и ноги.

Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища?»

Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда; и, взяв, ел пред ними. (Лк. 24, 36-43)

И сказал им: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых на третий день». (Лк. 24, 46).

 

Описанные в Евангелии свидетельства женщин, пришедших ко гробу, и свидетельства апостолов, беседовавших с воскресшим Христом, являются для нас основными свидетельствами Воскресения Господа.

Кроме этого существует множество письменных свидетельств людей, живших в то время в Иерусалиме или в окрестностях его и слышавших о факте Воскресения Христа.

Существуют также свидетельства людей, бывших очевидцами этих событий, людей, не сторонников Христа, а скорее его противников. Они очень близки к описанию Воскресения Христа в Евангелии.

Приведем здесь лишь самые убедительные из них.

В календаре – сборнике за 2000 год, изданном Сретенским монастырем, напечатана докладная записка академика А.И. Белецкого в Центральный комитет коммунистической партии Украины, в которой излагаются исторические свидетельства о Воскресении Христовом.

После некоторых важнейших открытий факт Воскресения признал к концу своей жизни не кто иной, как один из основателей атеистической коммунистической теории — Фридрих Энгельс: «Новейшие каппадокийские открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие события мировой истории. И то, что казалось ранее достойным внимания только мифологов, должно будет привлечь внимание историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес в истории — о возвращении к жизни Того, Кто был лишен жизни на Голгофе».

Грек Гермидий занимал официальную должность биографа правителя Иудеи. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Поэтому Гермидий по собственной инициативе отправился в ночь под Воскресение ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в земле. Но вышло иначе. «Приблизившись ко гробу, — пишет Гермидий, — мы видели в слабом свете утренней зари стражу у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле и было очень тихо. Мы шли очень медленно и нас обогнала стража, шедшая ко гробу, чтобы сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит от движущегося сверху сияющего облака. Оно спустилось ко гробу, и над землей там показался Человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара стража в ужасе вскочила, а потом упала. В то время ко гробу справа от нас по тропинке спускалась женщина, она вдруг закричала: «Открылась! Открылась!» и в этот миг нам стало видно, что действительно очень большой камень, лежащий на гробе, как бы сам собой поднялся и открыл гроб. Мы очень испугались. Через некоторое время свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились к гробу, оказалось, что там уже нет тела погребенного человека».

Сириец Эйшу, известный врач, близкий к наместнику римского императора в Иудее — Пилату и лечивший его, был наиболее выдающимся врачом своего времени. По поручению Пилата он с вечера накануне Воскресения находился вблизи гроба с пятью своими помощниками. Он же был свидетелем погребения Христа. В субботу он дважды осматривал гроб. Зная о пророчествах относительно Воскресении Христа, Эйшу и его помощники интересовались этим с точки зрения естествоиспытателей. Поэтому все, связанное с Христом и Его смертью, они тщательно исследовали. В ночь на Воскресение они бодрствовали по очереди. С вечера помощники Эйшу легли спать, но задолго до Воскресения уже проснулись и продолжили наблюдение. «Мы все — врачи, стража и все остальные, — пишет Эйшу, — были здоровы, бодры и чувствовали себя так, как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и мы все видели это своими глазами». Дале следует описание Воскресения.

Еще одно важное свидетельство приводит Миферкант, который был казначеем в синедрионе (синедрион — верховное судилище у евреев). Именно из его рук Иуда получил 30 сребреников за предательство Иисуса. Миферкант пришел ко гробу еще до Воскресения для оплаты стражи, стерегущей гроб. Выплатив деньги, он ушел. Но не успел он уйти далеко, как громадный камень был отброшен неведомой силой. Возвратясь назад ко гробу, Миферкант еще успел увидеть исчезающее сияние над ним. Все это описано в его сочинении «О правителях Палестины».

Приведенные свидетельства укрепляют веру христиан в Воскресение Христово.

 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»