Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Православные лагеря / Syndesmos. Практическое руководство по организации православных лагерей. / Дополнения /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Смысл и значение лагерей
• Примеры организации христианских лагерей
• Организация палаточного лагеря
• Подготовка и организация походов
• Syndesmos. Практическое руководство по организации православных лагерей.
• Глава 1 До молодежного лагеря
• Глава 2 Программа лагеря
• Глава 3 Участники лагеря
• Глава 4 Реклама лагеря
• Глава 5 Сотрудники лагеря
• Глава 6 Участок для лагеря
• Глава 7 Первый день в лагере
• Глава 8 Образование в лагере
• Глава 9 Молитвенная жизнь в лагере
• Глава 10 Дисциплина в лагере
• Глава 11 Безопасность в лагере
• Глава 12 Основной бюджет лагеря
• Глава 13 После лагеря
• Контрольный лист планирования лагерей
• Дополнения
• Основные положения устройства лагерей РСХД
• Город полотняный
• Устав молодежных лагерей
• Православный лагерь “Знамение-Корчемная”
• Летние поселения в “Стране Детства”
• Как организовать православный детский лагерь
• Руководство для православных молодежных лагерей
• Лидер группы в лагере в качестве сопереживающего слушателя
• Дальновидность духовного воспитания молодежи
• Учебник для программ православных лагерей
• Христианское руководство
• Приложение к руководству православными юношескими лагерями
• Правила для участников лагеря
• Сексуальность, неправильное обращение, пренебрежение
• Оскорбление и пренебрежение
• Безопасность – первый приоритет для молодых
• Безопасность ребенка
• Предвосхищая тоску по дому
• Давайте поговорим о вопросах пола
• Руководство программами православных лагерей
• Основные цели (касающиеся религиозной жизни) в организации лагерей ACER
• Лагерь ACER-MJO сегодня - описание
• Режимные программы дня различных лагерей
• Элементы программы
• Детские лагеря
• Православный детский летний лагерь
• Прочее
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Лидер группы в лагере в качестве сопереживающего слушателя

Энн Митсакос, 05-99
Семинария св. Владимира
Выделенные абзацы из «Семи привычек активно влияющих людей» Стефана Р. Ковей (Нью Йорк: Симон и Шустер, 1990)

Предположим у вас проблемы с глазами, и вы решаете обратиться к окулисту за помощью. Недолгого послушав Ваши жалобы, окулист снимает свои очки и дает их Вам.

«Пожалуйста, примерьте их»,- говорит он, - «Я носил эти очки в течение десяти лет, и они помогли мне. Дома у меня есть еще одни очки, и эти Вы можете носить».

Вы надеваете очки, но видите в них еще хуже.
«О, это ужасно»,- восклицаете Вы, - «Я совершенно ничего не вижу!»
«Ну, что случилось?»- спрашивает он, - «Мне они служили прекрасно. Попробуйте примерить их еще раз».
«Я пробую»,- настаиваете Вы, - «Я вижу только большое пятно».
«Да что с Вами? Думайте о хорошем!»
«Но я же ничего не вижу».
«Да Вы неблагодарны, молодой человек»,- восклицает он, - «После всего того, что я сделал для Вас».

Каковы шансы, что Вы обратитесь за помощью к тому же самому доктору в другой раз, когда вам понадобится его помощь? Не слишком велики. У вас не будет веры к тому, кто не продиагностирует Вас хорошенько, прежде чем выписать Вам рецепт. Но как часто мы диагностируем до того, как предписываем что-либо в разговоре?

Упущенная возможность

«Ну, давай, Джулия, скажи мне, как ты себя чувствуешь, Я знаю, что это трудно, но я постараюсь понять».
«Ну, не знаю. Вы подумаете, что все это глупости»
«Я бы так не сказал. Мне ты можешь сказать. Для этого и нужны лидеры групп. Отчего ты так несчастна?»
«Ну, я не знаю».
«Ну, что случилось?»
«Ну, если Вы действительно хотите знать, я не хочу ходить на танцы».
«Что?»,- отвечаете Вы удивлено, - «Ты серьезно не хочешь идти на танцы? Ведь танцы – это лучшая часть недели. Как только ты придешь туда, ты увидишь, что там очень весело. Тебе надо положительно к этому относиться, тогда время там будет проходить хорошо».
Пауза.
«А теперь иди. Скажи мне, как ты себя чувствуешь».
У нас есть тенденция торопиться, и устраивать все по-своему, согласно совету. Но часто мы забываем, что нужно время, чтобы поставить диагноз, и для начала глубоко и действительно понять проблему. Если вы собираетесь быть хоть сколько-нибудь полезными в качестве лидера группы, то Вы должны искать пути, чтобы стать внимательными слушателями. Чтобы понять кого-либо, мы должны выслушать его, - из всех средств общения в жизни именно умение слушать – это то, чему более всего надо учиться. Как бы Вы могли получить образование, если бы не слушали с целью действительно глубоко понять другое человеческое создание со своих собственных позиций.

Сравнительно мало людей тренировались когда-либо в умении выслушать. Быть внимательным слушателем в качестве лидера группы включает в себя глубокие перемены в нашей обычной линии поведения и нашем обычном образе мыслей по поводу лидера группы. Обычно мы ищем слушателя.

Назад к основам

Умение слушать определенным образом необходимо. Лидер группы в лагере должен поддерживать порядок в палатке, поддерживать выполнение режимным моментов, и с помощью дисциплины твердо, но с любовью сохранять миролюбие и порядок в палатке таким образом, чтобы дети и учились, и пребывали в хорошем настроении. Но для большинства лидеров групп роль того, кого слушают, может перерасти в большое и обычно не выказываемое желание сделать детей похожими на себя. Обычно, это принимает одну из двух форм:

А) «Я хочу, чтобы мои участники лагеря любили меня и думали, что я – лучший из всех лидеров групп». И Вы рассказываете детям массу интересных историй и шуток. Мы естественно хотим увидеть подтверждение, что нас любят.

Б) «Я хочу, чтобы дети были на меня похожи. Моя жизнь – налицо. Я расскажу детям, какова моя жизнь, и как им следует поступать в определенных случаях».

Такая позиция обычно приводит к тому, что мы видим в себе компетентного советчика, «лидера группы», при взаимодействии с участниками лагеря по серьезным вопросам. Мы преподносим себя расчетливыми, знающими, авторитетными. Это может «сработать», когда мы «даем советы» участникам лагеря с глазу на глаз при возникновении проблем. И обычно мы ищем понимания участников лагеря, а не стараемся понять их.

Большинство людей слушают не для того, чтобы понять, они слушают для того, чтобы ответить. Они любо говорят, либо собираются что-то сказать. Они все фильтруют через призму своего понимания, читая свою автобиографию в жизнях других людей.

«Я точно знаю, что ты чувствуешь!»
«Я прошел через это же самое. Позволь мне рассказать о своем опыте».

Они постоянно проектируют фильм о своей жизни на поведение других людей. И прописывают свои очки всем, с кем они имеют дело.

Если у них возникают проблемы с кем-либо, то их отношение таково: » Этот человек просто не понимает».

Так часто мы полны своей правотой, нашей собственной биографией, что наши разговоры напоминают коллективные монологи, и мы никогда на самом деле не понимаем, что же происходит внутри другого человеческого создания.

Давайте на минуту вернемся назад и посмотрим на некоторые «факты», кем же мы являемся в качестве лидеров группы, и что же мы делаем.

А) Участники лагеря находятся в лагере только в течение одной недели. Лидеры группы в основном имеют постоянные отношения не со всеми участниками лагеря. Одной их самых больших ошибок, которую мы можем сделать, это та, что за эту неделю мы сможем решить проблемы участника.

Б) Лидер группы в лагере не прошел специальную подготовку. Несколько дней тренинга не обучит Вас ответственно решать все внутренние проблемы детей. Доктора, которые отвечают за физическое состояние людей, проходят интенсивную шестилетнюю подготовку до того, как они смогут выписать рецепт. Воспользуйтесь этим примером, чтобы убедиться, как легко неправильно поставить диагноз.

Когда нашей дочери Дженни было только 2 месяца, в субботу она заболела, а этот день был днем, когда проходил футбольный матч. В нашем обществе эта мысль доминировала над всеми людьми. Это был важный день, и 60000 людей присутствовало там. Сандра (моя жена) и я тоже собирались туда, но мы не могли оставить маленькую Дженни одну. Ее рвота и диарея заставили нас остаться.

Доктор находился на матче. Он не был нашим лечащим врачом, но он был единственный, кто отвечал на звонки. Когда Дженни стало хуже, мы решили, что нам нужен медицинский совет. Сандра позвонила ему на стадион. В это время в игре наступил критический момент, и жена смогла ощутить официальный тон в его голосе. «Да?»- отрывисто сказал он. – «Слушаю Вас».

«Доктор, этот миссис Ковей, мы обеспокоены состоянием своей дочери Дженни».
«Какова ситуация?»,- спросил он.
Сандра описала симптомы болезни, и он сказал: »Хорошо, я продиктую вам предписания. Какая аптека к вам ближе?»
Когда Сандра повесила трубку, то она почувствовала, что в спешке она не все сказала доктору, того, что она сказала, было недостаточно.
«Как ты думаешь, он понимает, что наша Дженни еще новорожденная?» - спросил я ее.
«Я уверена, что да»,- ответила Сандра.
«Но это не наш доктор. Он даже никогда не лечил ее».
«Но я абсолютно уверена, что он знает об этом».
«Ты собираешься давать ей лекарство, когда у тебя нет абсолютной уверенности, что доктор знает, что ребенок новорожденный?»
Сандра молчала. «Что будем делать?»,- наконец сказала она.
«Позвони ему снова»,- сказал я.
«Позвони сам»,- ответила Сандра.
И я позвонил. Его снова отвлекли от игры. «Доктор»,- сказал я, - «Когда вы продиктовали по телефону свои предписания, вы знали, что Дженни только 2 месяца от роду?»
«Нет»,- воскликнул он, - «Я этого не знал. Я сейчас же изменю предписания».

Для доктора так легко поставить неверный диагноз, для лидера группы еще легче дать неверный совет, говоря о чем-либо, не будучи убежденным в возможных последствиях. Лидер группы с лицензией, имеет, по крайней мере, степень мастера. И более того, так как наш лагерь является православным, постановка вещей такова, что наши участники лагеря часто думают о своей духовной жизни. Состояние духовной жизни личности этот вопрос больше касается жизни и смерти, чем их физического состояния.

С) Дети приезжают в лагерь для того, чтобы узнать больше о православной христианской вере – Евангелие об Иисусе Христе. Разве не потратили мы годы на изучение Библии, чтобы сказать, что такое Евангелие об Иисусе Христе. Некоторым людям, которые дают советы участникам лагеря или являются советниками в православном лагере, пришлось провести за изучением священного писания много лет, для того, чтобы они могла дать совет с точки зрения ума, данного по слову Господа. Лидерам групп не надо давать советы священникам и тем, у которых полголовы седых волос. Иногда с нашей американской культурой мы забываем, что те, у кого истинная мудрость, должны быть и богаче в своем жизненном опыте.

Внимательный слушатель

Когда говорит другой человек, мы, обычно, «слушаем» его на одном из четырех уровней.

Мы можем игнорировать слова другого человека, т.е. не слушать его вовсе. Мы при этом притворяемся. «Да, ага. Правда». Мы можем слушать выборочно, слыша только часть разговора. Мы часто делаем это, когда мы слушаем постоянные разговоры ребенка-дошкольника. Мы даже можем слушать внимательно, обращая внимание и фокусируя его на те слова, которые говорятся. Но лишь очень немногие из нас доходят до 5-го уровня, самой высшей формой слушания, это означает слушать, сопереживая.

Сочувственно слушать (от «empathy» - сочувствие, сопереживание) означает проникнуть в чувства другого. Если Вы будете смотреть на все его глазами, Вы поймете все на его примере и почувствуете то, что чувствует он.

Сопереживание не означает сострадание. Сострадание – это одна из форм согласия или осуждения. Иногда это наиболее подходящие эмоции и ответ. Но люди часто устают от сострадания. Это делает людей зависимыми. Смысл же сочувственного слушания состоит не в том, что вы согласны с чем-либо, он состоит в том, что Вы глубоко и полностью понимаете эмоциональное, равно как и интеллектуальное состояние человека. Такое слушание включает в себя больше, чем внимание, отражение или даже понимание слов, которые были сказаны. Разговор предполагает оценку. Фактически же, только 10% нашего общения представлены в виде слов. Еще 30% представлены в виде звуков, а 60% высказываются на языке тела. При сочувственном слушании вы слушаете ушами, но также, что наиболее важно, вы слушаете глазами и сердцем. Вы слушаете, чтобы прочувствовать, чтобы понять. Вы слушаете, чтобы понять поведение. Вы используете правое полушарие мозга равно, как и левое. Вы понимаете, вы воспринимаете интуитивно, вы чувствуете.

Сочувственное слушание является таким мощным, потому что оно дает вам пищу для ума. Вместо того, чтобы проецировать свою автобиографию на других и представлять чувства, мысли, мотивы и толкования, вы имеете дело с существующей внутри мозга и сердца реальностью. Вы слушаете для того, чтобы понять. Вы концентрируетесь на глубинном общении с другой человеческой душой. Сочувственное слушание обладает терапевтическим и лечебным действием, т.к. оно дает человеку «психологическую подпитку».

Если откачать весь воздух из комнаты, в которой вы находитесь, что произойдет с Вашим интересом к тому, что Вы читаете? Вам будет все равно, Вас не будет заботить ничто, кроме воздуха. Выжить – станет Вашим единственным мотивом.

Но сейчас, когда у Вас есть воздух, он не будет служить мотивацией для ваших поступков. Это одна из величайших глубин в области человеческих мотиваций, - удовлетворенные потребности не могут служить мотивом. Только неудовлетворенные потребности могут служить мотивом. Близким к физическому выживанию, является психологический комфорт, величайшая потребность человека. Мотивом являются только неудовлетворенные потребности. Близким к физическому выживанию, является психологическое выживание, величайшая потребность человека, и она должна быть осознанной, подтвержденной, обоснованной и высоко ценимой.

Когда вы слушаете другого человека с сочувствием, вы даете этому человеку психологическую подпитку…

Эта потребность в психологической подпитке предполагает общение в любой области Вашей жизни…

Сначала найти понимание, затем поставить диагноз перед тем, как давать рекомендации трудно. Намного легче быстренько вручить кому-либо пару очков, которая так хорошо Вам служила в течение нескольких последних лет.

4 автобиографических ответа.

Т.к. мы слушаем других с точки зрения нашей автобиографии, мы стараемся ответить, пользуясь одним из 4-х способов. Мы оцениваем, соглашаемся или не соглашаемся; мы примериваемся, мы задаем вопросы со своей точки зрения, мы советуем, наши советы основаны на собственном опыте; либо мы истолковать информацию, обрисовать себе людей, объяснить их мотивы, поступки, основываясь на своих собственных мотивах и поступках.

Эти ответы приходят к нам естественным образом. Мы действуем по сценарию; мы живем среди подобных моделей все время. Но как они влияют на нашу способность действительно понять что-либо?

Если я пытаюсь общаться с участником лагеря, чувствует ли он или она себя достаточно свободными, чтобы открыться мне, в то время, как я оцениваю все, что он или она говорит мне еще до пояснений. Создаю ли я участнику лагеря психологический комфорт? А как чувствует себя участник лагеря, когда я оцениваю его?

Такая «оценка» включает в себя проигрывание 20 вопросов. Они автобиографичны, они осуществляют контроль, они захватывают. Кроме того, они подчиняются логике, а язык логики отличается от языка эмоций и чувств. Мы можете проигрывать 20 вопросов каждый день и не найти, что же действительно важно для кого-то.

Участник лагеря: Со мной это началось в лагере. Мне это не нравится.
Лидер группы: А что случилось?
Участник лагеря: Я ненавижу все эти церкви, и заседания, и нашу деятельность. Все это скучно и глупо.
Лидер группы: Ты еще не видел большую часть всего этого. Я чувствовал себя так же, когда впервые попал в лагерь. Я помню, меня очень раздражали все эти правила и персонал. Но оказалось, что лагерь - самая холодная вещь в моей жизни. Оставь все как есть. Пусть пройдет немного времени (совет)

Участник лагеря: Прошло уже 3 дня, и я не хочу быть здесь все неделю. Все, что мы делаем - глупо, и у меня нет ни одного друга в нашей палатке.

Лидер группы: Что ты имеешь в виду, говоря, все, что мы делаем глупо. Деятельность приятна, если ты вовлечен в нее. Ты пытался подружиться с другими детьми в своей палатке? (оценка)

Участник лагеря: Да, я пытался, но у них у всех уже есть свои друзья, и они всех знают.

Лидер группы: Это может только казаться, но все они начинали так же, как и ты. От тебя потребуются некоторые усилия, чтобы узнать людей, чтобы это выдержать. Найди то, что тебя с ними объединяет (совет)

Участник лагеря: Я хочу домой к своим друзьям, телевизору, музыке.

Лидер группы: А ты задумывался, какие огромные возможности у тебя, когда ты здесь – на чистом воздухе, возле озера; занимаясь, мы узнаем больше о нашей церкви, мы пребываем в душевном спокойствии (оценка).

Участник лагеря: Я знаю, что все это должно быть очень здорово, но не чувствую радости.

Лидер группы: Говорю тебе, постарайся приложить усилия и познакомиться с детьми в вашей палатке, прислушайся к тому, что говорят на сессиях, и тебе понравится (совет, оценка)

Участник лагеря: Хорошо, как бы там ни было, я попробую. До встречи.

Очевидно, лидер группы имел хорошие намерения. Очевидно, он хотел помочь. Но действительно ли он понял, что от него хотят?

Давайте более внимательно посмотрим на участника лагеря. Не на его слова, но на его чувства и мысли (они выражены в скобках), и на возможное воздействие некоторых автобиографических ответов группового лидера.

Участник лагеря: Со мной это началось в лагере. Мне это не нравится. (Я хочу поговорить с Вами, привлечь ваше внимание)

Лидер группы: А что случилось? (Ты заинтересован. Хорошо.)

Участник лагеря: Я ненавижу все эти церкви, и заседания, и активную деятельность. Все это скучно и глупо. (У меня проблемы в лагере, я чувствую себя просто ужасно.)

Лидер группы: Ты еще не видел большую часть всего этого. Я чувствовал себя так же, когда впервые попал в лагерь. (О, нет. Сейчас я изложу свою автобиографию, это то, к чему так привержены… Но не об этом я хочу говорить. Да мне в действительности не так важно, что для них значит лагерь. Я хочу понять, в чем проблема) Я помню, меня очень раздражали все эти правила и персонал. Но оказалось, что лагерь - самая прекрасная вещь в моей жизни. Побудь здесь еще. Пусть пройдет немного времени. (Время не решит проблемы. Хотел бы я тебе об этом сказать. Высказать бы хотел)

Участник лагеря: Прошло уже 3 дня, и я не хочу быть здесь все неделю. Все, что мы делаем - глупо, и у меня нет ни одного друга в нашей палатке.

Лидер группы: Что ты имеешь в виду, говоря, все, что мы делаем глупо. Деятельность выглядит приятной, если ты вовлечен в нее. Ты пытался подружиться с другими детьми в своей палатке? (Я не понравлюсь этому лидеру группы, если не подружусь с другими детьми в моей палатке. Но этого не будет, если мне не нравится в лагере. Я должен подтвердить то, что я только что сказал.)

Участник лагеря: Да, я пытался, Но у них у всех уже есть свои друзья, и они знают всех.

Лидер группы: Это только так кажется, но все они начинали так же, как и ты. (Вот здорово, сейчас будет лекция) От тебя потребуются некоторые усилия, чтобы узнать людей, чтобы это выдержать. Найди то, что тебя с ними объединяет (Откуда ты знаешь, что я не пробовал? Ты был так занят болтовней со своими друзьями, другими лидерам групп и прошлогодними участниками лагеря)

Участник лагеря: Я хочу домой к своим друзьям, телевизору, музыке (У меня чудесные друзья дома, я прекрасно общаюсь с друзьями дома).

Лидер группы: А ты задумывался, какие огромные возможности у тебя, когда ты здесь, на чистом воздухе, возле озера; занимаясь, мы узнаем больше о нашей церкви, и пребываем в душевном спокойствии. (Мы ходим вокруг да около. Если бы ты только послушал, я бы рассказал тебе кое о чем).

Участник лагеря: Я знаю, что все это, должно быть, очень здорово, но я не чувствую радости (Может, что-то не в порядке со мной)

Лидер группы: Говорю тебе, постарайся приложить усилия и познакомиться с детьми в вашей палатке , прислушайся к тому, что говорят на сессиях, и тебе понравится . Ты в привилегированном положении, так как находишься здесь (А ты недоволен)

Участник лагеря: Хорошо, как бы там ни было, я попробую. До встречи.

Видите, какими мы выглядим ограниченными, когда пытаемся понять другого человека, опираясь только на слова, особенно, когда мы смотрим на этого человека через свои собственные очки. Смогли ли вы заметить, какими неуместными являются наши автобиографичные ответы для других людей, которые искренне пытаются помочь нам понять свою автобиографию. Вы никогда не сможете в действительности остановить кого-либо, увидеть мир его или ее глазами, пока вы не разовьете до нужного уровня умения слушать с сочувствием. Это умение, как верхушка айсберга, включает в себя 4 стадии развития.

Самая первая и наименее эффективная – мимикой выражать содержание разговора. Если делать это бездумно, то можно оскорбить человека, и он закроется перед Вами. Однако, это первая стадия умения, т.к. она, по крайней мере, заставляет вас слушать то, что говорят.

Выражать содержание разговора мимикой просто. Вы слушаете слова, которые вылетают из уст человека и повторяете их. При этом вы, скорее всего, не используете свой ум.

Участник лагеря: Со мной это началось в лагере. Мне это не нравится.

Лидер группы: С тобой это началось в лагере.

Вы в основном повторили содержание того, что было сказано. Вы не оценивали, не доказывали, не советовали и не оценивали. Вы, по крайней мере, показали, что обратили внимание на его слова. Но для того, чтобы понять, вы должны сделать больше.

Следующая стадия сочувственного слушания включает в себя выражение содержания другими фразами. Это стадия более эффективна, но все равно ограничена словесным общением.

Участник лагеря: Со мной это началось в лагере. Мне это не нравится.
Лидер группы: И ты больше не хочешь находиться в лагере.

На этот раз вы выразили его мысли и вложили их в свои собственные слова. Теперь Вы думаете о том, что он сказал, большей частью левым полушарием, подходя логически и анализируя причины.

На третьей стадии вступает в действие правое полушарие. Вы отражаете чувства.

Теперь Вы обращаете не так много внимания на то, что он говорит, а намного больше внимания на то, как он себя чувствует, произнося эти слова. Четвертая стадия включает в себя и вторую, и третью. Вы перефразируете содержание и выражаете чувства.

Участник лагеря: Со мной это началось в лагере. Мне это не нравится.
Лидер группы: И ты чувствуешь себя разочарованным из-за пребывания в лагере?

Разочарование – это чувство, а лагерь – это содержание. Вы используете оба полушария своего мозга, чтобы понять обе стороны общения участника лагеря. То, что случится теперь, когда вы используете умения 4-й стадии сочувственного слушания, совершенно невероятно. Так как вы искренне стараетесь понять, перефразируете содержание и отражаете чувства, вы даете участнику лагеря психологическую подпитку. Вы также помогаете работать его собственным мыслям и чувствам. Он крепнет в своей уверенности, что Вы действительно имеете искреннее желание слушать и понимать, и барьер между тем, что происходит внутри него и барьер общения с Вами исчезает. У участника лагеря не появляется ощущение, что чувства и мысли – это одно, а общение – это другое. И они начинают говорить о самых сокровенных и нежных чувствах и мыслях.

Участник лагеря: Со мной это началось в лагере. Мне это не нравится (Я хочу поговорить с Вами, привлечь ваше внимание)

Лидер группы: И ты чувствуешь себя разочарованным из-за пребывания в лагере. (Вот именно. Именно это я и чувствую.)

Участник лагеря: Да. Я не думаю, что мне следует находиться здесь. Я ничего не получаю от этого.

Лидер группы: Ты чувствуешь себя так, как будто лагерь не приносит тебе ничего хорошего. (Дай-ка мне подумать, это ли ты имел в виду)

Участник лагеря: Да. В лагере должно быть весело, а время, проведенное здесь, мне не нравится. Я думаю, это потому, что моих друзей нет здесь.

Лидер группы: Ты действительно хочешь, чтобы твои друзья из дома были здесь (Ну-ну!)

Участник лагеря: Догадались? Дети в нашей палатке так холодны в отношении меня , это действительно досадно.

Лидер группы: Ты чувствуешь, что наша палатка раздражает тебя.

Участник лагеря: Они все время говорят о людях – я слышу, что они говорят неприятные вещи обо всех.

Лидер группы: Им не следует говорить о других людях.

Участник лагеря: Я даже слышал, как они потешались над той моей рубашкой, которую я надевал вчера.

Лидер группы: Мне неприятно слышать, что они говорили о твоей рубашке.

Участник лагеря: Откуда им знать, как холодно бывает в моем родном городе. Я пытался рассказать им об этом, но все они говорят только о лагере, а мне больше нечего сказать.

Какую разницу может принести настоящее понимание. Никакие советы мира не помогут, если мы даже не понимаем настоящей проблемы. И мы никогда не подберемся к проблеме, если мы так заняты своей собственной автобиографией, нашим собственным взглядом на жизнь, и никогда нам не хватит времени, чтобы взглянуть на мир другими глазами. Чтобы слушать, и действительно слышать, я должен быть на подхвате. Я слушаю не о себе, а о том, кто говорит.

Участник лагеря: Откуда им знать, как холодно бывает в моем родном городе. Я пытался рассказать им об этом, но все они говорят только о лагере , а мне больше нечего сказать.

Лидер группы: Ты чувствуешь себя отщепенцем, так как ты в этом лагере новенький.
Участник лагеря: Я думал, что это христианский лагерь.

В тот момент нам, как слушающим лидерам группы, придется особенно нелегко: впечатление, которое оставит лагерь, и которое вы действительно хотите исправить, т.е. желание посоветовать, становится искушающим: «Само по себе то, что лагерь христианский, еще не означает, что люди, находящиеся здесь, будут поступать в соответствии с тем, как от них ожидают». Но постарайтесь воздержаться от совета. Риск того, что диагноз неверен, слишком высок, и это принесет больше вреда, чем пользы.

Участник лагеря: Я чувствую, что хотел бы вернуться домой. Но я не хочу уходить.
Лидер группы:
Ты чувствуешь себя так, как будто тебя рвут на части. У тебя дилемма.
Участник лагеря:
Как вы думаете, что мне следует сделать?

Это второй большой вызов. Если вы были хорошим слушателем, есть шанс, что участник спросит Вашего совета. Наконец наступило время дать совет, когда вас спросили? Откуда нам знать, когда действительно можно и следует дать совет? Главное правило - если на Вашей голове половина волос седая, тогда идите и говорите свое мнение. Большая часть лидеров группы слишком молоды для того, чтобы дать авторитетный совет участникам лагеря, независимо от того, какие бы мудрыми людьми их не считали. Если Вы действительно обеспокоены, Вы можете предложить им поговорить со священником и или директором лагеря. Самым лучшим и самым безопасным способом, когда участник лагеря спрашивает вашего совета, будет задать мягкий вопрос в ответ. Таким важным вопросом может быть:

«Как ты думаешь, что я об этом думаю?»
«Как ты думаешь, что мне следует сказать тебе?»

Вы наверняка удивитесь, с чем участник лагеря пришел к Вам. Ключик в том, что вы действительно хотите благоденствия каждому, слушаете с сочувствием, чтобы человек подошел к проблеме, к ее решению в свое время и постепенно.

Когда людям действительно плохо, и Вы действительно слушаете с единственным желанием – их понять, Вы удивитесь, как быстро они откроются Вам. Они хотят открыться.

Существуют люди, которые протестуют против умения слушать с сочувствием, так как это отнимает много времени. Это поначалу займет времени больше, но в дальнейшем оно очень многое сбережет для Вас. Это самое эффективное, что Вы можете сделать. Если Вы врач, и хотите сделать мудрое назначение – надо поставить точный диагноз. Вы не можете сказать:» Я сейчас очень тороплюсь. У меня нет времени ставить диагноз сейчас. Возьмите это лекарство».

Умение слушать с сочувствием – это то, что лидер группы должен знать и уметь. Когда Вы общаетесь с участником лагеря, отложите в сторону Вашу собственную автобиографию и старайтесь искренне понять участника лагеря. Даже если участник лагеря не хочет открываться Вам по поводу своих проблем, Вы должны слушать с сочувствием. Вы можете ощущать их сердца, Вы можете ощущать их боль, Вы можете отвечать:»Сегодня ты выглядишь, как в воду опущенный». Они ничего Вам не ответят. Но это хорошо. Вы выказали им понимание и уважение.

Не торопите события; будьте терпеливы, относитесь уважительно. Участники лагеря не должны открываться словесно, до того, как вы выказали сочувствие. Вы можете сочувствовать все время, показывая это своим поведением. Вы должны отгадывать их намерения, быть чувствительными и уверенными, и Вы должны жить вне своей биографии, когда это нужно для дела.

Вместо того, чтобы посылать свою энергию на решение проблем участников лагеря, направьте ее на умение слушать. Направьте их в первую и в главную очередь на то, чтобы слушать мир Бога. Все принципы, о которых мы говорили, как отложить свою автобиографию, когда мы слушаем другого человека, должны применяться и к чтению Библии и к слушанию, как ее читают в церкви – слушайте ее! Формируйтесь под ее воздействием.

И посвятите свое время как лидера группы беседам со своими участниками лагеря. Умение слушать – это искусство. Слушать так трудно потому, что мы хотим преломить все сквозь призму нашего видения – и это абсолютно нормально, и обычно совершенно бесполезно. Истинное умение слушать с сопереживанием – это, несомненно, акт великой любви.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»