Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




XIII Рождественские чтения

09.02.2005

XIII Рождественские чтения проходили с 23 по 29 января 2005 года в г. Москва и были посвящены взаимоотношениям и взаимосвязи школы, семьи и Церкви, как основ формирования духовных ценностей.

Открытие «Рождественских чтений» состоялось традиционно Божественной Литургией в Храме Христа Спасителя, которую совершал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Ему сослужили митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, Волгоградский и Камышинский Герман и собор иерархов Русской Православной Церкви.

По окончании Литургии Его Святейшество обозначил основные проблемы современного российского общества, которые ведут не только к деградации и деморализации русского народа, но и просто к его физическому вымиранию. И основной причиной такого бедственного положения является, безусловно, отсутствие каких-либо моральных и религиозных принципов. Его Святейшество особо подчеркнул, что едва ли не главную роль в деле выздоровления целой нации может и должна сыграть Церковь. Отсюда можно видеть, какая колоссальная ответственность лежит на плечах служителей Церкви Христовой, которые должны пробудить и возродить каждую, нуждающуюся в помощи, душу человеческую. Именно поэтому, цель и задача нынешних Рождественских чтений состоит не столько в обозначении существующих проблем, сколько в потребности поделиться уже существующим опытом работы на поприще духовного просвещения, а также выработать «новые способы и методы, которые будут наиболее действенны и эффективны, чтобы слово священника, педагога, духовного наставника было бы доходчиво, сумело тронуть сердца человеческие». Его Святейшество поздравил всех с праздниками Рождества и Богоявления, а затем обратился к педагогам воскресных школ и учителям, преподающим основы православной культуры в светских школах, пожелав им помощи Божьей  в их служении и выразил надежду, что результатом этого служения станет формирование православных духовных ценностей у населения нашей страны.

Торжественное заседание по поводу открытия Рождественских чтений состоялось позже в Государственном Кремлевском дворце, на котором председательствовал  Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Он поприветствовал всех участников Рождественских чтений  и выразил надежду, что результатом этих заседаний будет не только немаловажный обмен опытом между представителями различных епархий, но и разработка совместных программ обучения, выработка единого направления развития образовательной деятельности в области консолидации усилий Церкви, образования и семьи  в деле формирования духовно-нравственных ценностей. «Труженики образования и культуры, востребованные в своих трудах Церковью, принесут добрые плоды, ибо являются реальными или потенциальными миссионерами и помощниками в деле просвещения и развития отечественной культуры. Правящие архипастыри должны стать ходатаями перед региональными властями за свою интеллигенцию, способствовать проведению научных конференций, художественных выставок, концертов, литературных вечеров, тем самым, участвуя в формировании культурной политики России». Кроме того, было предложено так же постараться найти ответы на вопросы, скопившиеся за истекший год.

Приветствия в адрес Рождественских чтений направили руководитель Администрации Президента РФ Д.А.Медведев, Председатель Совета Федерации ФС РФ С.М.Миронов, Председатель Государственной Думы ФС РФ Б.В.Грызлов, мэр Москвы Ю.М.Лужков. В президиуме и в церемонии открытия форума приняли участие митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, Волгоградский и Камышинский Герман, архиепископ Пражский Христофор (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), архиепископ Тихвинский Константин ректор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии и Семинарии, архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета, ректор Московской Православной Духовной Академии и Семинарии, епископ Нижнего Дуная Кассиан (Румынская Православная Церковь), председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова архимандрит Иоанн (Экономцев).

Открытие «Рождественских чтений» завершилось  торжественным концертом, среди участников которого был Патриарший хор Свято-Даниловского монастыря.

В течение последующих дней работа Рождественских чтений продолжалась по  секциям, где в зависимости от ее тематики рассматривались различные аспекты взаимоотношений Церкви, образования и семьи, из всех прослушанных докладов, наиболее интересными нам показались следующие:

 Епископ Полтавский и Кременчугский Филипп. Православная миссия, православная школа, православная семья.

В первую очередь взаимосвязь Церкви, семьи и образования рассматривались с точки зрения миссионерской деятельности, отмечается роль воцерковления, проводимого с помощью детей, которые делятся впечатлениями и полученными  в воскресной школе знаниями, такие методы работы эффективны в том случае, если впоследствии эти люди самостоятельно продолжают процесс  изучения слова Божьего. В этой связи необходимо предостеречь начинающих педагогов от самых распространенных ошибок, наблюдающиеся в последнее время: преподавание облегченного православия, то есть упрощенная информация передается часто с искажением, отсутствует живое преподавание, дается заученный, не понятый самим педагогом материал; внешнее православие, то есть соблюдение только обрядовости, внешней стороны православия, без деятельной работы души. Для устранения этих ошибок необходимо , чтобы педагог занимался созиданием собственной души, то есть происходила действенная реализация преподаваемого педагогом учения, а возможно такое с помощью участия в Литургии, только такой человек способен передавать радость Богообщения, а оттеснять этот важный опыт большая ошибка, необходимо, в первую очередь, воспитывать собственным опытом, опытом искреннего влечения к общению с Господом, посредством Евхаристии.

Архиепископ Ставропольский и  Феофан. Об опыте миссионерской  работы священнослужителей в экстремальных ситуациях.

Докладчик делился опытом работы священнослужителей  во время и после трагедии в Беслане. Основой этого служения являлись коллективная молитва во время развития трагедии, а так же активная психологическая реабилитация после взрывов. Людей очень поддерживало деятельное участие православного духовенства, их постоянное присутствие на месте трагедии, в том числе и в моменты взрывов, в знак покаяния и скорби по погибшим было решено наложить особо строгого поста и осуществлялись непрестанные молитвы, в том числе  о родных погибших, чтобы не было всплеска агрессии. Священство во главе с епископом ходило по храмам  и домам для утешения родных и близких пострадавших, для совершения панихиды епископ вместе с хором семинаристов ездил на кладбище, где совершал отпевание и духовное окормление не только родственников православных семей, но и представителей других конфесий, которые в последствии сознавались, что облегчение приходило к ним  только  после общения с православными священниками, поскольку возникала надежда на встречу в мире ином, результатом этих мер стало обращение многих к православной вере.

Михалков Н.С. Православная культура – традиционная основа русской семьи и школы.

Доклад был посвящен проблемам нравственного состояния современного человека, указывалось на то, что в последнее время все более заметны стали процессы разложения личности, снижение любви к ближнему, падение человеколюбия, в качестве примера очерствения сердец приводится отсутствие уважения к чужому горю, которое ярко проявилось в связи с последними печальными событиями в Таиланде, было замечено, что в с вязи с этим не было проведено уменьшение развлекательных программ хотя бы на один день. Неоднократно было упомянуто, что в  настоящее время повсеместно наблюдается отсутствие патриотизма среди россиян, особенно среди чиновников (в качестве примера приводились реплики И. Хокамады о возможности передачи Сибири в пользование другим государствам), о снижении значимости понятий нравственности, духовных ценностей, по мнению докладчика, это происходит по причине того, что население России перестало осознавать себя единым народом, единым государством, перестали ощущать целостность страны, кроме того, у людей отсутствует понимание и знание собственной страны во всем многообразии. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо устранить причины ее возникновения, для этого предложены следующие меры:

1.                           Создание офицерских корпусов из детей, сформированных из неблагополучных чеченских семей, обучение и воспитание которых в духе православия, патриотизма и верности Родине, с последующим участия этих корпусов в работе в «горячих» точках;

2.                           Создание и внедрение на телевидении единого канала, который бы сообщал о происходящих в городах России событиях, чтобы восстановить связи между городами страны.

3.                           Создать такие условия хозяйствования, чтобы земля перестала быть ненужным и безразличным довеском к словам государство, страна.

Игумен Георгий (Шестун), ректор Самарской Духовной Семинарии. Педагогические традиции русской школы.

Недостаточное изучение отечественных традиций – это проблема еще конца XIX века и нет смысла оправдываться многонациональностью нашей страны, а так же закрепленной законом веротерпимостью, поэтому, было сказано в докладе, нет смысла идти на поводу у тех, кто предлагает заменить название предмета «Основы православной культуры» с тем, что бы щадить чувства собственного достоинства представителей других конфессий. Кроме того, необходимо деятельно вводить в окружающий мир, в действительность элементы православия, что бы оно становилось основой формирования мировоззрения, пронизывало бы всю систему образования, всю жизнь современного человека.

Протоиерей Анатолий Гармаев. Важнейшие области церковного воспитания.

Необходимо помнить, что только заложение основ Триединства с самого раннего возраста позволит человеку полноценно развиваться, жить в мире с собой, с Богом. Для детей это Триединство выражается в первую очередь в ощущении и восприятии связи между звеньями цепи «мама – папа - я». Это позволяет человеку вырасти нравственно здоровым, иначе родители в конфликтах начинают перетягивать ребенка то на одну, то на другую сторону, что неизменно приводит к зарождению и развитию в его сознании «эго». В более зрелом возрасте это Триединство обретает новое содержание духовного характера: «я – Бог – ближний», поскольку только через Господа человек из друга, постороннего, врага, становиться ближним.

Опыт всей работы педагога должен быть направлен на то, что бы  научить человека:

1.      Разуметь себя (воспринимать себя не умом, а сердцем)

2.      Уразумение (должна быть произведена встреча с Церковью, жизнью святых отцов);

3.      Уподобление Христу (через участие в Таинствах и Богообщении)

Сурова Л.В. Церковная педагогика: задачи, принципы, методы, учебные пособия.

Настоящее время – время омертвения все сил, поэтому основной задачей православного педагога является оживление человека, личности, сделать ее живой, развивающейся, реагирующей, поскольку внутри человека постепенно возникает молчаливое согласие с небожескими событиями, решениями, принципами.

Человек должен бороться с грехами, не унывая, стремясь  к подвигу, к дерзновению, поэтому для педагога важно усилиями воли сохранять трезвость и учить видеть самого себя, научить бдить, поэтому иногда вместо готовых ответов на проблему, возникающую перед учеником, лучше спросить: «А что ты хочешь?» необходимо выслушать, не осуждая и не вынося решения, пока говорят про то, что человек хочет получить, поскольку по мере повествования он начинает понимать, что он уже не может это сделать при сложившимся у него новом мировоззрении. Мы должны присутствовать при воспитании, но это присутствие должно давать необходимые плоды.

 



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Церковная школа»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kateh.ru

Все новости раздела






Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»