Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Библиотека / Вестник Р.С.Х.Д. (№ 46, III - 1957) Обращения педагогов эмиграции к молодежи России /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Наше служение
• Библиотека
• Вестник Р.С.Х.Д. (№ 46, III - 1957) Обращения педагогов эмиграции к молодежи России
• Вейдле. Пора России снова стать Россией
• Л. Зандер. Обращение к молодежи России
• Зеньковский. Обращение к русской молодежи
• Воцерковление школы (На память о С.А.Рачинском)
• Подготовительный конспект к съезду православной молодежи
• Чему учит встреча с греческой церковью
• О трудностях религиозной жизни в детстве и юности
• Закон Божий и экспериментальная педагогика
• Религиозно-нравственное воспитание детей в школе
• Доклад на тему “О дисциплине” Н.Н. Афанасьев
• Пастырь-служитель попечительной любви
• Истинный друг духовного юноши
• Песенный сборник
• Рождественская страничка
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




В.В.Зеньковский. ОБРАЩЕНИЕ К РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ

Я рад, что имею возможность обратиться к русской молодежи – далекой, незнакомой, но тем более дорогой. Хотя я очень давно покинул Россию, но никогда не переставал жить ее темпами – отсюда и выросли мои книги, посвященные России ("Русские мыслители и Европа", "История русской философии" т. 1-2). Это погружение в великое наследие прошлого России охраняло мою связь с нею во все годы изгнания, - а близкое знакомство с Западом только усиливало во мне сознание русского своеобразия, сознание особых путей России.

Я люблю Запад, слежу с глубоким интересом за всеми его идейными течениям, но тем отчетливее я сознаю основную неправду в западной культуре, от которой страдала, да и ныне немало страдает и русская мысль. Эта неправда Запада заключается в системе секуляризма, т.е. в отрыве всех видов творчества (науки, философии, морали, искусства, экономии) от Христа, от Его правды. Запад вовсе не забыл о благовестиях Христа, на Западе и сейчас есть много глубоко верующих людей, есть удивительные духовные искания, но культура Запада давно уже строится в независимости и даже сознательном противлении всему тому, что принес в мир Христос. Ядовитое дыхание секуляризма глубоко отравило западных людей, - и это сознают многие западные мыслители. Но как вернуть культуру к ее исходным вдохновениям?

Вопрос этот стоит не только перед Западом, но и перед Россией. Мы не можем и не смеем совсем отделяться от Запада, - и Достоевский был прав, когда говорил, что у русских людей две родины – Россия и Запад. Мы были едины с Западом и тогда, когда Петр Великий "прорубил окно в Европу", и когда русские люди стали жадно усваивать то, что сложилось к этому времени на Западе. Но, усваивая западную культуру, мы стояли и стоим перед вопросом, что мы можем и должны внести от себя в мировую культуру? Мы не можем не сознавать, что русская душа, при всей ее близости к душе западной, все же во многом отлична от нее. Но в чем? Как найти нам наш русский путь? Конечно, сейчас, когда в России подавлена свобода, ее внутренний мир формируется как бы "под спудом", но нельзя не верить, что Россия выйдет, наконец, на путь свободного развития, и тогда перед ней встанет во всем объеме вопрос о путях русской жизни.

Мне хотелось бы со всей силой предостеречь русскую молодежь от равнодушия, а тем более от враждебного отношения к Западу. Коренное наше родство с Западом не может, не должно быть забыто; наш русский путь не против Запада, а вместе с ним. Единство наше с Западом не есть только единство в исходной основе – в христианстве, но единство наше заключается и в том идеале, который заложен в душах людей Христом. Если западное христианство во многом шло (в середине века) неверными путями, чем породило разбегающиеся по всем направлениям течения протестантизма и так называемую "нейтральную", т.е. безрелигиозную, а потом часто и антирелигиозную культуру, - то все же дух Христов не угас на Западе.

Наш исторический путь был иным, так как он был связан с православием, которое избегало неверной и вредной централизации церковной власти, сохранило в себе дух свободы. Избегало Православие и всего того, что принес с собой протестантизм с его религиозным индивидуализмом. Православный Восток всегда открывал простор для национального начала, православные богослужения всюду совершаются на местном языке, - что освободило нас от языкового униформизма, который на Западе так долго мешал развитию национальных культур.

Самое главное – нам дорого начало соборности: мы ценим единство, но в свободе; соборность есть свободное единство – оба эти начала вместе и создают соборность. Соборность есть не только условие творческого развития, но соборность преодолевает индивидуализм, т.е. погружение каждого в свою отдельную жизнь. Но соборность не есть просто коллективизм, а есть сочетание братства и свободы – и именно соборность должна быть внутренне связана с Церковью, с ее благодатными силами. Соборность, связывая нас с Церковью, охраняет нас от современного распада культуры на отдельные ("автономные") сферы творчества.

Россия призвана явить миру всю правду Православия, вернуть веру человека. Эта вера в человека была утрачена на Западе еще блаженным Августином (5 век), она была окончательно погребена Лютером и Кальвином. А у нас, где в центре религиозной нашей жизни стоит праздник Пасхи, у нас именно в пасхальных переживаниях, когда мы обнимаем всех, как братьев, мы находим подлинное откровение о человеке, укрепляем нашу веру в человека. В пасхальных переживаниях и весь мир сияет, оттого и говорим мы о "пресветлом Православии": любовь к миру, радость о мире, жажда внести в мир свет и любовь, и есть самое драгоценное, что несут нам пасхальные переживания.

Скажем прямо и откровенно: вся надежда в том, что наше Православие, когда русская жизнь вновь станет свободной, вызовет к жизни новый стиль, новый тип культуры. Вся надежда в том, что Православие принесет свой свет и на Запад – не для того, чтобы там забыли то ценное, что было в истории Запада, но чтобы Запад обрел в Православии единство культуры и Церкви, единство творчества и жизни.

Россия призвана явить миру то, идеал чего жил и живет в русской душе – явить движение к братству людей, к социальной правде, к творческой свободе. Россия нуждается для этого не только в той внешней свободе, которой она лишена сейчас, но она нуждается в творческом вдохновении, которое она найдет лишь в Церкви. Без всякого самопревознесения мы можем сказать: будущее мира зависит от того, сможет ли свободная Россия воплотить в жизнь – и для себя всего мира – всю правду, которой жило и живет Православие.

В.В. Зеньковский

-------

В.В. Зеньковский

Василий Васильевич Зеньковский родился в 1881 году, в семье педагогов. Окончив естественный факультет Киевского университета, поступил на историко-филологический факультет и был оставлен при университете профессорским стипендиатом по кафедре философии. В 1910 году начал читать лекции по психологии и философии на Высших женских курсах; в 1912 году, по сдаче магистерского экзамена, был назначен доцентом Киевского университета по философии. В 1915 году, в Москве, защитил диссертацию и получил ученую степень магистра, после чего был назначен экстраординарным профессором Киевского университета.

В декабре 1919 года выехал из России, и поселился в Белграде, где читал лекции на философском и богословском факультетах. В 1923 году был приглашен в Прагу в Высший педагогический институт. 1926-1927 годы провел в Америке. С 1927 года - профессор Св. Сергиевской духовной академии в Париже; с 1944 года и по настоящее время декан этой академии.

С 1923 по 1927 год стоял во главе Педагогического бюро по делам русской зарубежной школы; с 1923 и по нынешний день - председатель Русского Студенческого Христианского Движения за рубежом.
С 1942 года - священник.

Напечатал много статей в русской и иностранной прессе, издал ряд трудов: "Проблема психической причастности" (магистерская диссертация), Киев 1915; "Гоголь Н. В. ", в "Христианской мысли", 1916-1917; сборник "Православие и культура", Берлин 1922; "Психология детства", Берлин 1923; "Русские мыслители и Европа", 1929, второе издание- 1953; "Вопросы восприятия в свете христианской антропологии", Париж 1935; "Menchenbild in Ostkirche", 1953; "Zur Geschichte der aestetischen Ideen in Rubland im XIX-XX Jahrhundert", 1953; "История русской философии", т. 1-2, Париж 1948-1950; "Апологетика", Париж 1957. Некоторые из его книг переведены на иностранные языки.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»