Детский христианский тематический лагерь «КОРАБЛИК»
миссия "Общество Евангелизации Детей" (евангельские христиане баптисты)
Зимняя смена – 2003г.
Продолжительность данной смены – 28.12.2002 – 2.01.2003.
Место организации: одна из подмосковных баз отдыха
Планирование программы лагеря:
1. Программа преподавания Библии. 2. Программы активного отдыха (игры) 3. Программа ручного труда (рукоделия) 4. Программа музыкальной деятельности 5. Программа особых событий (Открытие – закрытие лагеря, организация праздников)
Возраст детей: 7 – 12 лет.
Состав воспитанников был разнообразным: часть детей из верующих семей, часть детей «новообращенных» (протестантское выражение - обозначающее только что уверовавшего) и неверующие воспитанники детских домов.
Дети из верующих семей, пребывая в подобных лагерях уже не впервые, имеют возможность привести с собою в последующую смену хотя бы одного воспитанника из неверующей семьи, незнакомого с христианскими истинами.
Каждая смена лагеря имеет свою тематику. Тема данной зимней смены была: «Ожидание Единственного Спасителя, который дарует тебе новую жизнь».
Тема открывалась детям постепенно, частями в определенной последовательности, что помогало детям лучше познать предлагаемое. Заранее (в начале смены) название общей темы не было представлено детям. Это стало обобщением всех пройденных тем (в конце лагеря) и темой дальнейших обсуждений и впечатлений.
Так тема лагеря была разбита на подтемы:
День приезда 1 день: «Ожидание» 2 день: «Единственный» 3 день: «Подарок» 4 день: «Новое для тебя» День отъезда
Каждая «подтема» была не только представлена на занятиях, но проходила красной нитью в течение дня, т.е. все игры, поделки, организационные события и мероприятия были посвящены данной теме. Это помогало детям лучше усвоить тематический материал, самим над чем-то задумываться, размышлять и закрепить его на практике. Также эти темы совпадают и с особыми событиями, и календарными праздниками, попадающие на время пребывания в лагере.
Немаловажным являлся и подбор библейских стихов на конкретную тему дня. Стихи были представлены с яркой наглядностью и разучивались ступенчато, что вызывало интерес у детей к заучиванию. В конце каждого занятия педагог раздавал карточки с печатным текстом пройденного библейского стиха, которые дети затем приклеивали в свои дневники. Таким образом, при постоянной его наглядности, дети имели возможность прочитывать стих в любое, удобное для них время, что также помогало им в дальнейшем сохранить его в памяти.
1. Программа преподавания Библии включала в себя следующие задачи:
- понимание ребенком обращенной к нему речи
- формирование представлений о том, что Господь – Единственный Спаситель
- представление (углубление представлений) о способах поддержания «связи» с Богом, проявлений заботы, любви
- формирование у детей осознанного отношения к прочитанному, интереса к внутреннему миру людей
- представление детей о жизни новозаветного народа (природа, труд, одежда, обычаи)
Средства реализации программы:
Наглядный метод: - Рассматривание картин (и других наглядных пособий)
Словесный метод: - Рассказы по теме
Игровой метод: - Тематические игры
Практический метод: - Ручной труд (на уроках библейского мастерства)
2. Программа активного отдыха включала следующее:
-
обучение детей правильно излагать свои мысли, используя объяснительную форму речи и речь-доказательство;
-
научение правильно находить выход из возникающих ситуаций через обсуждение детьми некоторых ситуаций, предложенных в различных формах организаторами (директором, педагогом, вожатым);
- разыгрывание в творческих театральных, режиссерских играх библейские сюжеты
-
развитие умения действовать строго по правилам представленных игр, и манипулировать своими действиями.
3. Программа ручного труда включала в себя следующее:
- понимание детьми того, что ручной труд (искусство) также отражает и внутренний мир людей;
- совершенствование технических навыков и умений;
- умение применить полученные знания на библейских уроках;
- использование разнообразных материалов: картон, цветная бумага, ткани, нитки, скотч, природные материалы и т.д.;
- развития у детей воображения.
4. Программа музыкальной деятельности включала в себя:
- знакомство с христианскими песнями различных жанров и стилей;
- понимание детьми того, что в песнях также могут выражаться библейские истины;
- умение размышлять, задумываться над смыслом песни;
- умение объяснить содержание, а также исполнять ее в соответствующем состоянии духа и настроении.
5. Программа особых событий лагеря преследовала следующие задачи:
- сплочение детского коллектива;
- умение без стеснения выражать свои эмоции;
- умение общаться в коллективе, правильно выражать свои мысли и идеи;
- практическое использование полученных знаний;
- развитие воображения, фантазии;
- чувствовать различия в драматизации библейских сюжетов и сюжетов «из жизни», умение правильно преподнести представленное;
- умение с юмором относиться к некоторым житейским событиям
Распорядок дня
08.15 – подъем вожатых 08.45 –планерка вожатых 09.15 – подъем детей 09.30 – молитва в отряде 09.40 – утренняя линейка 10.00 – завтрак 11.00 – библейский урок / рукоделие 12.00 – рукоделие / библейский урок 13.00 – прогулка 14.00 – обед 15.00 – 17.00 – тихий час 17.10 – полдник 17.30 – личное время отряда (подготовка к собранию, лагерному событию, проведение игр, чтение книг) 19.30 – ужин 20.30 – вечерняя линейка 21.30 – вечернее общение и молитва в отрядах 22.00 – отбой для детей
После того, как дети заснут, вожатые собирались на вечернюю планерку для подведения итогов дня (время не установлено)
31 декабря в связи со встречей Нового года, были внесены следующие поправки в изменении режима дня:
16.00 – 18.00 – тихий час 18.40 – полдник 19.00 – личное время отряда 21.00 – ужин 22.30 – новогодние представления, представленные отрядами и вожатыми 23.50 – молитва на грядущий год 00.30 – прогулка с запуском фейерверка 01.30 – отбой детей 02.00 – встреча Нового года вожатых с администрацией лагеря
Проведенные мероприятия лагеря:
1. Сюрприз!
Расселившись по комнатам, дети обнаружили каждый на своей кровати открытку: "Мы рады, что ты здесь!" и конфеты, что помогло детям легче освоиться и порадовало их.
2. "Открытие лагеря"
Каждому отряду нужно было представить:
3. Конкурс на лучшеукрашенную комнату
Представив театрально свои отряды, также была поставлена задача представить комнату своего отряда, обставить ее и украсить соответствующе своему названию с сочетанием новогодних украшений.
4. Конкурс на лучший почтовый ящик
Объявленный конкурс был побуждением для детей писать письма друг к другу. Задача вожатого - раздать каждому ребенку заготовку ящика, объяснить схему выполнения и направить деятельность. Задача воспитанника – правильно, аккуратно склеить и украсить свой ящик, используя всю свою фантазию.
5. Письма друг к другу
Цель: учить детей любить, сопереживать, проявлять внимание; развивать чувство ответственности.
Задача детей состояла еще и в том, чтобы написать письма как можно в необычной форме.
6. Вопросы к Богу
Цель: Научить детей размышлять, задумываться о Боге; приучать к общению с Ним.
Дети в течение всей смены писали письма Богу, в которых интересовались о волнующих их проблемах, задавали Ему трепещущие вопросы. Эти своеобразные, но дорогие детям письма, опускались в специально подготовленный, радующий глаз, почтовый ящик под названием «вопросы к Богу». Ящик был вскрыт, тайно от детей, администрацией и вожатыми на последней планерке. Здесь произошло обсуждение содрежания этих писем. Письма позволяли лучше понять внутренний мир ребенка, увидеть для себя допущенные ошибки, недостатки в организации лагеря и помогали в определении целей дальнейшей помощи этим детям (например, социальные запросы). Обобщая письма, вернулись к тому, что дети ищут любви и внимания. «Если ребенка не любят, он учиться ненавидеть» и «Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не умеют любить». Важно не упустить этот момент, быть поддержкой, любить их даже тогда, когда они больше всего этого не заслуживают, и помогать чувствовать Божью любовь.
7. Игра «Собиралочка»
Цель: развитие творческой сообразительности, организованности, быстроты действий; знакомство и сплачивание отрядов.
Методика проведения: Организатор игры раздает вожатым листы с заданиями. Задача отряда как можно быстрее ответить на вопросы.
Примерный комплекс вопросов:
- Найти, прочитать, выучить, рассказать и показать Пс. 78:13 - Всем отрядом изобразить слона - Собрать из подручных материалов слово «Библия» - Пройтись всем отрядом «гуськом» по коридору - Узнать когда день рождения у повара - Сосчитайте сколько мальчиков в лагере - Составьте список отряда «Дельфины» - Придумайте стихотворение, посвященное вашему вожатому - Узнайте у кого день рождения в дни вашего пребывания в лагере - Скажите 10 добрых слов поварам - Сосчитайте дверные ручки на этаже - Узнайте, какую последнюю книгу читала вожатая Катя - Кто из вожатых служил в армии и где - Нарисуйте портрет вашего отряда - Какого цвета глаза у директора лагеря - Кто самого маленького роста в вашем отряде. Сделайте ему подарок - Составьте список имен отряда «Звездочки» - и т.д.
После того как все отряды сдадут свои ответы («в действии», письменные и творческие) организатору игры, всем лагерем подводятся итоги и присуждаются номинации каждому отряду, никого не обидев. К примеру: «Самая быстрая команда», «Самая творческая», «Выдумщики-фантазеры» и т.д. В конце - награждение.
8. Спортивные игры на улице
9.Занятия в тренажерном зале
В личное время отряда, когда не позволяет погода выхода с детьми на улицу, организуются занятия в тренажерном зале, чтобы дети могли «выбросить» свою энергию и поддержать свою форму.
10. Конкурс на лучшее елочное украшение
Цель: учить детей фантазировать, собирать из различных материалов одно целое, развивать технику и быстроту действий.
11. Поздравления именинников
Цель: учить детей любить, уделять внимание друг к другу.
Задачи: каждый отряд должен подготовить подарок имениннику, благодаря своей фантазии и воображению. По желанию подарок может быть и индивидуальным.
12. Встреча Нового года - праздничные выступления отрядов - музыкальная игра «Лавада»
Дети встают вокруг елки (можно без нее, игра предназначена не только для празднования Нового года) и имитируют слова песни:
Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Держась за руки, идут по кругу)
1. Моя головка хороша, а у соседа лучше - 2 раза (имитируют соответствующие слова движениями)
Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Положив руки на головы своих соседей, идут по кругу)
2. Мои плечи хороши, а у соседа лучше - 2 раза (имитируют соответствующие слова движениями)
Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Положив руки на плечи своих соседей, идут по кругу)
3. Мой животик так хорош, а у соседа лучше - 2 раза (имитируют соответствующие слова движениями)
Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Положив руки на живот своих соседей, идут по кругу)
4. Моя спинка хороша, а у соседа лучше - 2 раза (имитируют соответствующие слова движениями)
Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Положив руки за спины своих соседей, идут по кругу)
5. Мои коленки хороши, а у соседа лучше - 2 раза (имитируют соответствующие слова движениями)
Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Положив руки на коленки своих соседей, идут по кругу)
6. Мои пятки хороши, а у соседа лучше - 2 раза (имитируют соответствующие слова движениями)
Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Держась за пятки своих соседей, идут по кругу)
Таким же образом можно добавить и другие части тела...
- инсценирование вожатыми сценки «Рождество Христово»
- молитва своими словами о грядущем годе - исполнение песен - ночная прогулка с праздничным салютом и фейерверком - подарки
13. Развлекательные игры по случаю праздника Нового года
14. Закрытие лагеря - выступления отрядов - официальная часть и подарки - игры «Угадай что», «Веревочка с подарками»
Игра «Угадай что»
В руках у организатора игры мешочек среднего размера, в котором находятся призы.
Задача детей на ощупь определить один из предметов. Если ответ совпадает с нащупанным, то ребенок получает данный приз.
Игра «Веревочка с подарками»
Во всю ширину зала протянута веревка с подвешенными подарками-сувенирами. Ребенку завязывают глаза, раскручивают, вручают ножницы и дают возможность срезать что-либо с веревки за определенное время.
Особенностью в организации лагеря являлось еще и необычное приучение детей к порядку в комнате. Своеобразный «обряд» проходил под названием «Потапыч». Почему? Да потому что ежедневный обход по комнатам отрядов, во время которого определялась степень чистоты, проводил сам Михаил Потапыч (обычная мягкая игрушка – медведь под руководством директора лагеря). По итогам проведенного обхода, в самой чистой комнате оставался ночевать Потапыч.
Все действия производились от лица медведя Потапыча.
Посмотреть фотогалерею
|
|