ВСТРЕЧА ДЕТЕЙ
Когда основные хозяйственные хлопоты остались позади, началась подготовка к приезду ребят. Для удобства их распределения по семейкам устраивался одновременный заезд. Родители приводили ребят к определенному пункту в назначенное время, откуда заказным автобусом все отправлялись в лагерь, где уже все было готово к встрече. У ворот детей встречали их будущие воспитатели, старший воспитатель и хозяйка. Сразу по приезде веши оставлялись около корпусов, а ребят распределяли не по комнатам, а по воспитателям. На это следует обратить внимание: у детей происходила первая встреча не с комнатой, а друг со другом и со взрослым. Соответственно, и семейка связывалась не с местом жительства (комнатой), а с живыми людьми, что весьма существенно,
Каким же образом происходило распределение в разновозрастные семейки и почему было необходимым? Мальчики и девочки расселялись по разным корпусам, поэтому и собирались в 4 отдельные группы: до 7 лет, 8-9 лет, 10 лет, 11 лет и старше. В них воспитатели проводили небольшие вводные беседы об отношениях старших и младших.
Здесь требуется сделать отступление. Кто такой старший? «Кто хочет быть большим между вами, - говорит Господь, - да будет вам слугою» (Мк. 10, 43). Потому старший - не столько тот, кто старше по возрасту, а тот, кто способен быть больше, чем другие, в попечении о младших. Кто же такой младший, и каким он должен быть? Им является всякий, над кем естъ старший. Главное свойство младших - послушание. Апостол Павел наставляет: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр. 13, 17).
В одну семейку собирались дети разного возраста. Там ребятам задается вопрос: «Сколько среди вас млашдих?», ответ на который таков: «младшие вы все, потому что у каждого есть старший, а над всеми - воспитатель». Тогда следует другой вопрос: «А сколько среди вас старших?» И тут выясняется, что старшими являются все, кроме одного. Ведь у всех, кроме последнего, есть младший, - тот о ком нужно заботиться.
В дальнейшем отношения старших и младших неоднократно обсуждаются в семейке с воспитателем. В чем дети, как старшие,- могут упражняться? В обычных бытовых ситуациях, где требуется проявить заботу, попечение. Приведем несколько примеров. Семейка подходит под благословение, и каждый старший подводит своего младшего: семилетнего - восьмилетний, этого восьмилетнего девятилетний, и т. д. Другой пример - трапеза. Поскольку дети накладывают себе сами из обшей кастрюли, то тут опять необходимо позаботиться о младших: достался ли им соус? всем ли налили компот? всем ли хватило печенья? Это лишь самые простые примеры. Для того, чтобы подмечать такие моменты, необходима нравственная и педагогическая чуткость самого воспитателя.
Вернемся к способу распределения детей по семейкам. Пока ведется беседа о старших и младших, другие воспитатели раздают по возрастным группам жетоны с номерами семеек. Тут необходим предварительный точный расчет и четкая организация дела. Поскольку путевки продаются по числу жилых мест в лагере, то количество ожидаемых детей известно. Далее определяется число братских и сестринских семеек. Нормальное число детей в семейке - 10 человек. Следовательно, если ожидается приезд 53 мальчиков и 59 девочек, то количество братских семеек - 5, а сестринских - 6. Исходя из этих данных, изготавливаегся 6 комплектов жетонов для братских семеек к 6 комплектов для сестринских. На жетоне стоит номер семейки, а он имеет разную окраску. красный - у мальчиков, синий - у девочек.
Следуюшая задача: поровну распределить по семейкам детей разных возрастов. Для этого жетоны собираются в комплекты по последовательности цифр. В нашем примере для мальчиков они складываются в комплекты от 1 до 5 (1-5 -один комплект), так как предполагается пять братских семеек. Таких наборов получается 11 (53:5=11(с запасом)). Далее жетоны, не перемешивая, с 1 по 5, раздают последовательно всем четырем возрастным группам малъчиков. В итоге образуется пять семеек по 10-11 человек, в каждую из которых, примерно пропорционально, направлены и старшие и младшие ребята. Таким же образом распределение происходит у девочек.
Впоследствии детей собирают вместе, и старший воспитатель предлагает им следующее действие: «Ребята, посмотрите на свои номерки и найдите такие же цвет и номер на табличках, которые держат в руках воспитатели». Происходит распределение по семейкам. Надо упредить, что самостоятельные переходы детей из семеек в семейки недопустимы, да и самим воспитателям не следует поошрять их. Единственное, что делать необходимо - соединять родственников: например, сестер поселить вместе, или, если какого-либо малыша родители прислали со старшим другом, то таковых разделять нельзя.
Встретившись, семейка знакомится: друг с другом, с воспитателем. А тот, в свою очередь, рассказывает детям о Стране Детства, продолжает беседу о старших и младших, а в заключение говорит о правилах пребывания в лагере. В первые же дни в семейке необходимо выбрать старшего, который способен стать правой рукой воспитателя. Это -ребенок с какой-либо долей ответственности. На него возлагаются простейшие обязанности: собрать, например, семейку.
Кроме того, в ней до всеобщего медосмотра воспитателю необходимо самому провести проверку на чесотку и педикулез. После этого дети идут по своим комнатам, готовятся к трапезе.
Отдельно о правилах. Их несколько. Хранить эти правила надо очень строго. Первое: без ведома воспитателя не выходить за территорию лагеря даже со взрослыми. Второе: под присмотром воспитателя купаться в строго отведенных местах, во всем слушаясь его на воде. Третье: беречь окружаюшую природу (не ломать ветки, не бросать мусор и т. п.)
Первым двум правилам надо уделить особое внимание! Скажем, в частности, о купании в речке. Первые дни, чтобы не заболеть с непривычки, время купания необходимо ограничить до пяти минут. Впоследствии его можно увеличить, но не более 10-15 минут непрерывного пребывания в воде, после чего детям необходимо выйти из воды и погреться.
Во время купания с 10 ребятами должно быть два воспитателя: один следит на берегу, другой находится в воде с детьми. О том, что хотя бы один из них должен уметь плавать, напоминать не следует. На воде следует быть особенно внимательным, этой же внимательности к другим приучать детей. У нас нередки были случаи, когда сами ребята помогали кому-либо на воде. Воспитатель же должен знать своих детей, кто как плавает, и плавающих плохо далеко от берега не отпускать. Необходимо строго пресекать всякое баловство на воде. Надо помнить, что Господь, родители и государство доверили воспитателю жизнь своих детей. И он во всей полноте отвечает за них. Поэтому здесь категорически невозможно полагаться на «авось».
Если же говорить о нравственных правилах, то купание у мальчиков и девочек раздельное, в разных, удаленных друг от друга местах.
После знакомства по семейкам начинается вводный праздник, на котором можно вместе спеть песню, поводить хороводы, нарисовать обший рисунок и, конечно, поиграть.
|