Основные положения устройства лагерей Р. С. X. Д. (в области, касающейся религиозной жизни лагеря) в 30–е годы
Из «Бюллетеня религиозно - педагогической работы с православной молодежью» 2/1938 Париж
1) При устройстве детских и юношеских лагерей Р. С. X. Д., нами преследуются несколько целей, первостепенными из которых являются : а) помощь детям и молодежи в их религиозном становлении, укрепление в них церковности, б) укрепление в них русского национального самосознания, в) физическое оздоровление и отдых нервной системы, г) развитие и укрепление здоровых привычек (в общественной и личной жизни).
2) При наличии нескольких задач, определяющих тип лагеря, первенство принадлежит религиозной задаче, без постановки и надлежащего выполнения которой лагерь не должен носить имени Р. С. X. Д.
3) Правильная установка в религиозной жизни лагеря предполагает, прежде всего, учёт (со стороны священника и руководителей) индивидуальности каждого ребенка или подростка. Это связано не только с тем, что пути, вопросы и трудности в религиозной сфере в высокой степени индивидуальны, что делает невозможным установление какого-либо “униформизма” в методах работы, но ещё больше это связано с тем, что основное внимание взрослых должно быть обращено не на внешнюю сторону религиозной жизни детей, не на их „церковное поведение", а на их внутреннее состояние, на пробуждение, развитие и укрепление их духовной жизни. Конечно, речь идет о духовной жизни, соответствующей возрасту, общим условиям развития, индивидуальной биографии каждого. Основная задача религиозной жизни лагеря в том и состоит, чтобы придти на помощь каждому, в соответствии с тем, что нужно данному ребенку или подростку для его духовного созревания.
4) Сближение священника и руководителя с детьми или подростками в обязательном порядке должно способствовать раскрытию их внутреннего мира, без излишней навязчивости или бестактного "влезания в душу". Установление основного акцента на пробуждении, углублении и укреплении духовной жизни позволит определить надлежащий критерий при педагогической оценке наиболее подходящих к данному лицу религиозно-педагогических приёмов. Расширение знаний в области вероучения или литургики, истории церкви и т. д., усвоение церковных навыков – всё это поддаётся педагогическому влиянию лишь при наличии соответствия с духовным типом, уровнем и особенностями духовной жизни данной личности. Надо всегда иметь в виду, что именно духовная жизнь в высшей степени связана со свободой и не терпит никакого принуждения.
5) Наряду с этим, необходимо выдвинуть и другое на первый план, а именно то, что лагерь создает исключительные возможности для правильного церковного воспитания, т. е. прежде всего любви к Церкви, понимания её богослужебного чина и, наконец, интуитивного постижения её таинственной жизни, входящей силой Св. Духа в нашу душу, в виде благодатной помощи нам. Поэтому крайне важно, чтобы обычай завершать лагерную жизнь говением, исповедью и причастием Св. Таин имел надлежащую подготовку в развитии церковности у детей и подростков (не только в дни говения, но и на протяжении всего периода пребывания в лагере).
6) С этой точки зрения надо признать обязательным устройство собственной лагерной церкви (даже если неподалеку уже есть храм). Лагерь может и должен стать "малой церковью", быть церковной семьей и иметь свой "домашний храм". Даже при невозможности наличия в лагере постоянного священника, должна быть устроена лагерная церковь, где все участники лагеря собирались бы для утренней и вечерней молитвы.
7) В качестве дополнительных форм церковного воспитания, должно отметить : а) "литургическое воспитание" - усвоение чина богослужений, привлечение детей и подростков к прислуживанию в храме, к его украшению и соблюдению чистоты и порядка в храме. Особо надлежит выделить приучение к чтению, а, по возможности, и к пению в храме. Крайне важно приучать к совместному пению основных молитв (Отче Наш, Достойно есть), а также Символа Веры и других церковных песнопений, б) Ведение бесед по вопросам христианской веры, а также и по общим вопросам жизни в свете Христовом. Беседы не должны быть только общими, или с небольшими группами, но важны также и беседы с отдельными детьми и подростками.
8) Чрезвычайно важно следить за тем, чтобы не развивалось формальное отношение к Церкви, а тем более не развивалось бы лицемерие. Поэтому надо добиваться того, чтобы посещение церкви вытекало из внутренних побуждений. Руководители должны стремиться создать такое настроение, при котором посещение Церкви было бы естественным для детей.
9) Ответственность религиозную жизнь лагеря лежит не только на священнике, но и на руководителях. Поэтому при устройстве лагерей необходим правильный подбор руководителей, при отсутствии которого лагеря лучше не устраивать.
10) Несмотря на то, что на руководителей возлагается большая организационная и общепедагогическая работа, при их выборе необходимо учесть: а) их собственную, сложившуюся религиозную жизнь и любовь к Церкви, б) живое осознание их "миссионерской" задачи в отношении к детям и особенно к подросткам и готовность к полной самоотдаче детям в лагере, отсутствие заботы о собственном отдыхе, а тем более о развлечениях).
|