Православной детский лагерь в Волгограде
Немало родителей и педагогов серьезно озабочены организацией летних школьных каникул для детей. К сожалению, многие родители не могут самостоятельно организовать для ребенка летнее время так, чтобы он получил пользу для души. У души нет каникул, она растет и изменяется ежедневно. Бывает, отправить ребенка в деревню не к кому, а дома весь день все на работе, и ребенок вынужден расти сам по себе, как полынь в степи. Сегодня жизнь такого ребенка протекает между телевизором, компьютером, магнитофоном и дворовыми интересами. Кто из нас не наблюдал такую картину: дети бродят по двору в поисках, как убить время. Не знают, куда себя деть дети и из неверующих, и из верующих семей. Если педагоги, воспитатели не придут им на помощь, то многие из ребят окажутся во власти наркотиков, спиртного, курения, преступного мира.
В чем может заключаться эта помощь? В устроении летних православных лагерей-поселений для детей. Мысль не новая, но, к сожалению, мало исполняемая на деле. Одна из причин видится в том, что дело это непростое. Прежние пионерские лагеря были направлены на организацию деятельного отдыха детей. Цели преследовались вполне земные. В современных оздоровительных лагерях цель и того проще, как в пословице: “Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало”, – и живут дети в беспечности, праздности, увеселительных мероприятиях, танцах.
В православном детском лагере цель задается жизнью Церкви, где личная цель христианина – жить для Царства Небесного и его правды. В лагере так жить дети учатся и самостоятельно, с помощью духовника, и с помощью воспитателя, и с помощью друг друга. При этом задача для воспитателя состоит в оказании конкретной помощи каждому ребенку в исправлении своего нрава. Именно помогать исправиться, а не пытаться исправить его самому.
Для нас, епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики Преподобного Сергия Радонежского, – устроителей детских поселений – стояла еще сверхзадача. Она исходила из целей самого училища – подготовить за 4 года обучения будущих воспитателей и пастырей. Поэтому требовалось не только создать летнее детское поселение, но кроме того устроить обучение студентов воспитательному делу и организации такого лагеря.
По благословению архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа с 1993 года на Волгоградской земле появились летние поселения. Вначале они были семейными и собирали человек по 60–80: студентов, родителей и 15–20 детей. Затем выделилось чисто детское поселение с простой программой на 30–50 детей и наконец детское поселение с развернутой программой на 100 человек в смену. Смен – три.
Об опыте проведения детского летнего православного поселения с развернутой программой, где духовником был священник Анатолий Гармаев, и пойдет речь.
Устраивая детский православный лагерь, мы ставили перед собой три задачи:
1. Чтобы лагерь был доступен всем желающим независимо от финансового состояния семьи. Поэтому стоимость путевки должна была стать самой доступной.
2. Чтобы жизнь в нашем лагере была по плечу новоначальным в вере детям. Одно требовалось от ребенка – его согласие жить именно в православном лагере.
3. Чтобы лагерь послужил и духовно-нравственному, и физическому развитию детей.
Лагерь носил название “Страны Детства”. Представив себе образ этой страны, мы и устраивали детскую жизнь. Страну Детства населяли коренные жители-граждане, но встречались и “иностранцы” (жители страны жадин, страны задир, страны ленивцев, страны неслухов и так далее). С 1993 года Страна Детства каждое лето возобновляла свое существование: в ней и сейчас действуют уделы, живущие ремеслом или особым занятием; есть законы страны; есть общие сборы, события, праздники; есть и флаг и своя песня.
Распорядок дня в поселении таков:
7.00 – 7.20 Подъем. Бег на речку. Физическая разминка
7.20 – 8.00 Утренний туалет. Уборка комнат. Наведение чистоты, порядка и уюта
8.00 – 8.30 Молитва по горницам. Благословение на день
8.30 – 9.10 Завтрак
9.10 – 9.30 Линейка. Подъем флага
9.30 – 10.00 Общая беседа (если есть)
10.00 – 12.00 Время удельное
12.00 – 13.00 Купание в речке
13.00 – 14.00 Обед
14.00 – 16.00 Время тишины
16.00 – 16.20 Полдник
16.20 – 19.00 Время удельное
19.00 – 19.30 Ужин
19.30 – 20.00 Общелагерные игры
20.00 – 20.15 Вечерняя линейка
20.15 – 20.45 Совет семейки
20.45 – 21.00 Вечерний туалет
21.00 – 22.00 Молитва. Благословение на сон
22.00 Отбой
Но распорядок лишь задает внешнюю сторону жизни. Центральный же вопрос в том, как создать условия для православного наполнения жизни в современной детской среде. Среда эта, надо сказать, хоть и детская, но уже не беспорочная. В первый родительский день после заезда смены, одна мама мне выговаривала: “Как же так, Сергей Павлович, ведь у вас лагерь православный, а дети дерутся, обзываются? Вот и моего сына побили. Мы его сюда направили, чтобы он чему-то доброму научился, а тут такое!” Конечно, трагично. Но ведь всех детей с такой целью направили, чему-нибудь доброму научиться. А у кого? Ты приехал, чтобы к тебе проявляли любовь, добро? А сам-то думаешь его проявлять к живущим с тобой? Чаще всего об этом даже мысли не возникает. После выяснения ситуации оказалось, что ее сын насколько милый – настолько и задиристый, да еще и за словом в карман не лезет. Вот один из ребят ему самосуд и учинил, по законам мира сего. А других законов они и не знают или, многому словесному наученные в воскресной школе, еще не научились исполнять их в личной жизни.
Мы ориентировались на детей, в большинстве своем, ищущих Православия, но пока не церковных, которым еще предстоит: первое – переболеть сменой мировоззрения, второе – встретиться с самими собой. Дети уже прожили хотя и небольшую, но полную впечатлений и самохотений жизнь. Они возрастали в среде неверующей и, в лучшем случае, околоцерковной, и потому души их уже больны многими пороками. Это и цинизм, и высокомерие, и самооправдание (обвинение кого угодно кроме себя), в общем все, с чем приходится встречаться каждому в себе самом на пути спасения. Причем многие заболевания души свойственны только нашему времени, их причиною явились: телевизор; компьютерные, электронные, виртуальные игры; распад семей, когда воспитывает сына только мать, или только отец, или детский дом. Все это создает необходимость особенного подхода к делу организации летнего отдыха детей в православном лагере.
Приехали в лагерь дети в возрасте от 7 до 12 лет из воскресных школ приходов Волгограда и области, а также из общеобразовательных школ, где наши студенты проходили практику. Были дети из Москвы, Астрахани, Екатеринбурга, Калмыкии. Почти все ученики общеобразовательных школ – из неверующих семей, каждую смену были в лагере и некрещеные дети.
За первую неделю смены отсеивалось примерно 20 % приехавших ребят (потом численность поселения восстанавливалась вновь прибывшими детьми). Причины отсева:
1. “Скучно, нет телевизора”;
2. “Очень хочу домой, у меня там компьютер остался” (не папа, не мама, не братик, а компьютер!);
3. “Здесь нет дискотек”.
Но были в лагере и насельники, ни в какую не желавшие расставаться с поселением: двадцать детей провели в лагере две смены подряд, четыре ребенка – все три смены.
Жизнь по семейкам
Жили дети не по привычным для лагеря отрядам, а по небольшим группам-семейкам. Семейка – это разновозрастная группа из десяти мальчиков или девочек, живущих в одной комнате со своим воспитателем. В семейках дети проводили утро и вечер до и после линейки, а также воскресные дни и дни церковных праздников.
Формировались семейки по жеребьевке в день открытия лагерной смены. Для нас было важно, чтобы дети собирались, а не расходились по семейкам (расходиться – значит терять цельность, собираться – значит, цельность обретать). Мы пришли к выводу, что первый день лагерной жизни не нужно начинать со сбора ребят в комнатах, распределяя их по койкам. Пусть дети пообщаются какое-то время с воспитателем на воздухе. Вроде мелочь, но в первом случае воспитатель – становится для детей посторонним человеком, извне пришедшим в их комнату. А во втором – воспитатель – это тот, кто с каждым ребенком познакомился и принял на себя заботу о нем; это уже старший друг в незнакомом пока лагере, с ним вместе можно и в комнату войти, и посоветоваться о чем-то важном.
Как в хорошей многодетной семье, взаимоотношения в семейках строились на попечении друг о друге. При нынешних малодетных семьях такое устроение семейки позволяет компенсировать недостатки домашнего воспитания. В семейке всегда есть старшие и младшие. Задача старших – заботиться о младших, а задача младших – слушаться старших и служить им. Например, в семейке из семи девочек шесть человек – старшие, кроме седьмой, самой маленькой, потому что ей некого опекать. А младшими в ней являются все семеро, потому что над каждым есть старший по возрасту, а для самого взрослого старшим является воспитатель. В каждой семейке был свой ответственный “старший” или “старшая”. Не всегда это старшинство определялось по возрасту: многие двенадцатилетние подростки оказались не в состоянии даже себя управить, куда уж там заботиться о других! Над формированием же качеств старшего и младшего в семейке трудились воспитатели.
Основная задача, которая ставилась перед воспитателем семейки, состояла в том, чтобы научить детей хранить свою совесть по отношению к Богу, ближним, к вещам и к себе.
Приведу один из примеров духовного попечения друг о друге в семейке. Две девочки поссорились между собой перед сном. Воспитатель попросила их не входить в комнату с обидой и враждой: “Вначале примиритесь, а потом пойдете спать”. Остальным девочкам, собравшимся в комнате, воспитательница сказала: “Помолитесь, чтобы Господь дал им силы простить друг друга”, и, затихнув, сама встала перед иконами. По очереди, одна за другой подошли и встали рядом все девочки семейки. Все положили земные поклоны, прося Господа о примирении враждующих. Кто-то из девочек вызвался пойти и помочь подругам примириться... Вскоре все трое с миром вернулись в комнату.
Уделы страны детства
Нужно сказать о том, что дети проводили время не только внутри своих групп-семеек. Распорядок жизни строился так, что в определенное время ребята могли объединяться по способностям и пожеланиям. Так каждый определял (обсудив свое решение с духовником), в какой из молитвенных горниц он будет молиться: в горнице с малым, средним или большим молитвенным правилом.
Кроме этого ребенок выбирал для себя удел, куда приходил в течении недели, имея возможность заниматься интересным ему делом, чему-то научиться, чем-то послужить другим. Что такое удел надо пояснить. Удел – это не кружок, где занятия ограничиваются упражнением в том или ином мастерстве. В уделе жизнь идет шире – здесь и походы, и купание, и беседы, и чаепития.
В семейке жизнь детей по содержанию своему больше бытовая, а в уделе – мастеровая. Но это – по внешнему, а по внутреннему – и в семейке, и в уделе душа ребенка развивается и закрепляется в конкретных нравственных качествах независимо от способностей. Занятия, увлечения, дела с возрастом меняются, а вот навыки души, которые обретет ребенок, будут служить ему не только в этой, но и будущей жизни. Поэтому не суть важно, какому мастерству ребенок обучается или какую способность развивает; важно, что при этом он обретает нравственные свойства души. Развитие же способностей важно только для того, чтобы качеством работы угодить Богу и послужить людям. Не в гордость и тщеславие чтобы развивались дети, но для всякой пользы душе своей.
Количество уделов в каждой смене зависело от студентов, желающих повести знакомое и любимое дело с детьми. Каждый студент мог заявить свой удел. Так появились уделы: дружинный, морской, ремесленный, рукодельный, художественный, духовный, хозяюшек, “Скорой помощи”, “Свеча”.
Наряду с общей программой для всех уделов, куда входили игры, хороводы, пение, походы однодневные и с ночевкой, у каждого удела была своя, сугубо развивающая программа, в которую входили занятия, беседы, дела, испытания, тренировки, свои ступени вхождения в дело. К примеру, ремесленный удел имел свое направление – вырезание из коры деревьев. Для этого всем уделом ребята сначала отправлялись в поход на поиск материала. Затем выбирали, что вырезать. И останавливались перед вопросом: для кого вырезать? В большинстве дети отвечали: для себя. Немногие могли сказать: потому что ближний попросил. И только отдельные ребята могли выполнять работу, потому что сами видели нужду ближнего. Не так-то просто было научиться с усердием трудиться для ближних безо всякой их просьбы. В итоге к концу смены на обеденных столах стояли солонки, вырезанные из коры. В ремесленном уделе занимались также плетением из камыша и лепкой из глины.
Дружинный удел состоял только из мальчиков. Его задачей было научить ребят элементам военного дела, дисциплине, обычаям дружины. Для этого ходили на конюшню, ухаживали за лошадями и упражнялись в верховой езде; изготовляли луки и испытывали свою меткость. У детей развивались качества физические (сила, ловкость, выносливость) и нравственные (способность дружить, храбрость и справедливость).
В морском уделе изучали морское дело, учились завязывать морские узлы, делать яхты из бумаги. В детях воспитывалась любовь к Отчизне и русскому флоту, надежность и взаимовыручка.
В уделе хозяюшек занимались ведением домашнего хозяйства, осваивали правила сервировки столов, учились печь пироги, чтобы затем угостить, порадовать весь лагерь, чутко послужить всем.
В духовном уделе поддерживалась и развивалась ревность молитвы, служения Богу. Однажды ребята позвали все поселение на Полунощницу. При этом заранее не знали, сколько детей пробудится ото сна и придет в храм. К общему утешению и удивлению пришло все поселение... Мальчики духовного удела служили алтарниками. Девочки стояли за свечным ящиком.
В уделе “Свеча” главным было научиться жить для других, жить, как свеча, которая, сгорая, светит для всех. И если в начале смены в удел пришло всего лишь два ребенка, то через две недели в нем было уже пятнадцать человек.
Удел “Скорая помощь” пребывал в заботе обо всех нуждающихся. Шли туда, где особенно требовалась помощь. В начале смены в “Скорую помощь” пожелал войти всего один ребенок, но он оказался верным своему выбору до конца смены. На второй неделе к нему присоединились еще двое мальчиков.
Художественный удел ставил задачу развивать художественный вкус детей, учить детей рисовать, но, к сожалению, во второй смене жизнь в этом уделе не удалась, и дети после первой седмицы его покинули. Он перестал жить. В третью смену дело выправилось, дети в уделе оставались постоянно. Переходить им никуда не хотелось. Ребят учили хохломской росписи по дереву, развивали чувство цвета, композиции.
Рукодельный удел обучал детей шитью, работе с иглой и вязальным крючком, содействуя воспитанию терпения, усидчивости, аккуратности. На празднике уделов ребята показывали кукольные спектакли, игрушки для которых были сшиты самими детьми...
В воспитании не бывает мелочей
Как большой помидорный куст, увешанный множеством крупных, мясистых помидоров, еще зимой был простым маленьким сереньким семечком, и лишь опытный огородник мог различить это семечко среди семян сорных трав, а различив, зная его цену, посеял в почву и уверенно ухаживает теперь за ним; так добрые качества, которым предстоит развиться в детских душах, – пока еще семена, которые должны узнавать и сеять педагоги. Волчцы и тернии и без нашего участия произрастают в современных детях – гордость, кичливость, неприветливость, невоздержанность, пренебрежение и тому подобное. Если же воспитатель сознательно сеет добрые семена, печется о среде, благоприятной к посеву, да еще и грамотно ухаживает, то плоды этой разумной деятельности с помощью Божией будут благими и спасительными.
За время существования Страны Детства мы поняли, что воспитывают не только специально спланированные и подготовленные дела, но и то, что совершается буднично, при выполнении простых, жизненных мелочей. Наводить порядок; быть аккуратными во время еды; опрятными в одежде; не нежась в постели, сразу вставать; соблюдать распорядок дня; терпеть боль, если ушибся или порезался; когда нужно уметь пройти по бревну, залезть на дерево и прыгнуть с высоты в воду – в таких, казалось бы, мелочах возрастает в детях мужество, терпение, благоразумие и предприимчивость. В будничных делах зреют семена этих добродетелей, и поэтому в Спарте, например, воспитывая в воинах мужество, особенно следили за повседневными навыками.
Не обращая внимания на бытовую сторону жизни, достигнуть добрых результатов в деле воспитания невозможно. Научить терпению нельзя, если будешь позволять ребенку оставлять недоделанным начатое дело, откликаясь на его “надоело”, или попуская его “не хочу”. Ребенок, не приученный к порядку, чистоте и опрятности, в ситуациях, где потребуется мужество, вместо него проявит наглость или дерзость, начнет злиться, восстанет против послушания и удалит себя от Бога.
Вот здесь-то и начинается настоящая работа души, и требуется поддержка со стороны взрослого: и словом Евангелия, и поговоркой, и тоном, и поступком. Во все время пребывания воспитателя с детьми испытывается мастерство педагога, его находчивость, чуткость, мужество... Но ведь такая настоящая, без притворства и формализма совместная жизнь с ребенком в течении продолжительного времени – это и есть то главное, что нужно растущим детям. И в общем-то не менее нужно и нам самим.
С.П. ПОПОВ, начальник летнего детского поселения “Страна Детства”, заведующий педагогической практикой епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики Преподобного Сергия Радонежского, г. Волгоград