Мат. Ольга Синюк
Православный летний лагерь — не только прекрасное место отдыха, но и школа воцерковления для детей и взрослых.
Посещая православное учебное заведение - воскресную школу, гимназию - ребенок получает на уроках знания, необходимые для жизни в Церкви. Но применяет ли он эти знания на практике? Зачастую после занятий в воскресной школе дети возвращаются в семью, в которой домашние далеки от соблюдения тех самых заповедей, о которых только что слышали их дети. Хорошо, если ребёнок не вырастет в таком случае лицемером, практикующим двойную мораль, однако, подобная ситуация может привести к тяжелому душевному и духовному кризису. Возникает острая необходимость дать ребенку позитивный опыт жизни в Церкви. Одним из путей решения этой задачи является создание семейных воскресных школ, организация летних православных лагерей и поселений (а, по возможности, и круглогодичных - в каникулярное время).
По мудрому замечанию сестры Магдалины, имеющей большой педагогический опыт, «нашим детям нужна общественная жизнь не только как развлечение и отдых, но и как опыт общения с ближними и с миром, в котором мы живем по Промыслу Божию».
Находясь в течение нескольких дней (или недель) в православном лагере, ребенок погружается в среду, естественную для каждого верующего человека - чтение правила утром и вечером, общее переживание праздничных событий, соборная молитва в радости и горе. И при этом ребенок не лишается естественной для своего возраста игровой среды, общения со сверстниками. В подобной форме отдыха можно гармонично сочетать православное образование и воспитание.
Вот что пишет о летних православных лагерях С. С. Куломзина: «Летний лагерь - не школа, цель лагеря - не обучать детей теоретически, а дать им пожить в сравнительно небольшой группе сверстников, вне городских условий, в общении с природой, в радостной атмосфере дружбы, доверия, ответственности, подчиняясь известной дисциплине. Почти все молодежные движения — соколы, скауты, витязи и другие — организуют летние лагеря как самую существенную часть своей деятельности».
Не случайно для русских послереволюционных эмигрантов летние лагеря «были действенным способом сохранять и воспитывать в детях православную веру и приобщать их к родной культуре».
Сейчас уже во многих епархиях осуществляются программы, включающие в себя организацию летних лагерей.
На страницах нашего сборника мы попытаемся обобщить этот опыт и дать конкретные рекомендации по организации лагеря. Вы сможете познакомиться с различными программами и концепциями православных летних лагерей.
* * *
Итак, вы решили организовать летний лагерь. Прежде всего, вам необходимо определиться с целями, задачами и типом лагеря. Не следует считать это пустой тратой времени. От того, насколько четко вы будете излагать ваше видение перспектив (а ещё лучше, если это будет изложено в письменном виде), напрямую зависит наличие (или отсутствие) источника финансирования.
Для осуществления этого этапа попытайтесь ответить на следующие вопросы:
Каковы цели, перспективы и задачи лагеря?
Каким образом лагерь принесет пользу детям?
Каким образом лагерь принесет пользу Церкви (епархии, приходу)?
Каким образом лагерь может участвовать в решении проблем, стоящих перед всем обществом, государством?
Определившись с ответами на эти вопросы, получите благословение на ваше начинание. Православный лагерь должен иметь духовное окормление (лучше, если это будет свой постоянный духовник, хорошо понимающий детей). Поэтому все ваши дельнейшие шаги должны делаться с ведома и по благословению архиерея и местного священника. Следующим шагом является поиск источников финансирования. Пожалуй, это самое сложное. Нужно понимать, что никто не даст денег под одни красивые и правильные слова, поэтому все ваши благие намерения должны быть изложены на бумаге (хорошо, если у вас будет письмо-ходатайство из епархии или с прихода). Кроме того, весь ваш лагерь должен быть поминутно расписан, составлена смета. Только имея на руках эти бумаги, можно рассчитывать на благотворительную помощь. Можно, конечно, несколько упростить себе задачу. Если приход, с которым вы работаете, в состоянии сам оказать финансовую поддержку вашим начинаниям, то все формы финансовой отчетности - это дело прихода. Но в этом случае значительно сужается перспектива - обычно это небольшое количество детей плюс определенные организационные проблемы.
Хотя и в этом случае возможны отличные результаты. В Ногинском районе один из священников вывозит на лето в деревенский дом несколько смен трудных подростков.
Совсем простым способом организации летнего отдыха является приходской аналог так называемого «городского лагеря», ранее существовавшего при каждой школе в летнее время. Подобная форма работы предполагает, что дети находятся на приходе лишь до вечера, уходя затем домой и, ночуя дома. Лагерь подобного типа существует на одном из приходов г. Коломны.
Вариантом такого «внутрицерковного» устроения лагеря являются также летние поселения при монастырях. Как правило, при каждом монастыре, есть гостиница для паломников. Всё, что от вас требуется, получить благословение наместника на поселение, оговорить число детей и условия для их проживания. Обычно, дети в подобных поселениях, помогают в монастыре, как трудники. Задачи руководителей в этом случае - организовать день детей таким образом, чтобы в нем была и молитва, и труд, и отдых, и общение.
Несмотря на кажущуюся легкость, все эти виды лагерей имеют свои «подводные камни». Организовывая лагерь, вы берете на себя ответственность за детей. Структура прихода, монастыря такова, что в ней не предусмотрены специальные условия для проживания или долгого нахождения детей. А значит, решение этих вопросов вы должны взять на себя. Что я имею в виду?
1) Условия проживания;
2) Меню (питание);
3) Стирка;
4) Мытьё;
5) Медицинское обслуживание.
Решение этих бытовых проблем вы должны найти до того, как привезёте детей.
Особый вопрос - присутствие детей на службе. Вы должны оговорить с духовником (настоятелем, наместником - тем, кто будет окормлять ваше поселение), как часто дети ходят в храм, где они стоят. Воспитатели должны присутствовать на службе вместе с детьми. Опыт показывает, что практически всегда приходиться жертвовать личной молитвой для того, чтобы научить молиться своих воспитанников. Ведь даже детям из верующих семей порой очень непросто выстоять службу до конца. Ещё раз повторю, что этот вопрос очень важен и следует оговорить его с духовником.
Таким образом, мы видим, что лагеря, не выходящие из церковной ограды - в буквальном смысле этого слова - вполне жизнеспособны.
Положительным является:
достаточная свобода в выборе форм и методов организации лагеря;
непосредственная близость к храму;
независимость в финансовом отношении от государственных структур. Отрицательные стороны:
сложность в организации быта;
как правило, небольшое количество детей.
Для устранения таких «минусов» возможно привлечение спонсорских средств (по благословению духовника). Для этого необходимо составить письма в ряд организаций с приложением всех составленных вами документов.
Существует другой путь. Предположим, храм не в состоянии финансировать ваш проект, места для размещения лагеря нет. В этом случае неплохо вспомнить о том, что ещё с советского времени в нашей стране существует разветвленная структура детских оздоровительных лагерей. Существуют профильные (математические, спортивные и т.п.) лагеря, существуют турклубы и просто клубы по интересам, которые летом тоже куда-то выезжают. Здесь имеется в виду обоюдополезное сотрудничество. Если вы в своих программах будете говорить о том, что интересует и светских педагогов тоже - о воспитании любви к Родине, о воспитании нравственности, о пропаганде здорового образа жизни, о помощи в становлении личности подростка, то есть надежда на то, что вас услышат и захотят с вами сотрудничать. Сотрудничество можно начать со следующих шагов - соберите информацию о наличии в вашем городе (районе, поселке) вышеуказанных структур, занимающихся с детьми, познакомьтесь с их руководителями, расскажите о том, чем вы можете их заинтересовать. Но: ни в коем случае не требовать, здесь мы - просители. Много десятилетий эти структуры существовали без всякого общения с Православием и не все работающие в них настроены на сотрудничество с православными педагогами. Написанная нами программа должна быть интересна и светским педагогам и воспитателям. Она не должна быть абстрактной. Дети в лагере должны находиться в едином культурно-образовательном пространстве, в рамках которого может вестись работа по всем направлениям - духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое воспитание, спортивная и краеведческая работа.
Плюсом в данной ситуации является то, что мы имеем уже сложившуюся инфраструктуру (быт, распорядок, финансирование), мы лишь предлагаем по-другому взглянуть на содержание.
Должен быть составлен договор между вами (или той организацией, которую вы представляете - воскресной школой, приходом) и организацией, на балансе которой находится лагерь. Также должно быть получено согласие и одобрение директора лагеря. Все эти соглашения составляются гораздо легче в том случае, если имеется соответствующее соглашение «в верхах» (например, между епархией и комитетом по образованию, культуре и т.п.). Если нет возможности сделать православную смену, попробуйте договориться о православном отряде в составе смены. Опыт такой есть и он удачен.
Что касается финансирования, то здесь уже - «обкатанная дорога». Каждый лагерь имеет свои собственные путевки, подкрепленные сметой. Оплата этих путевок осуществляется, как и в старые былые времена, через профсоюзные комитеты на предприятиях, где работают родители детей. Оплачивается до 50% стоимости. По опыту работы знаю, что даже там, где профсоюзы отсутствуют, руководство обычно идёт навстречу, и путевки оплачиваются (иногда даже полностью - всё зависит от возможностей вашего предприятия и отношений с начальством). Сейчас, однако, нередки случаи, когда в семье и отец, и мать безработные. Тогда вступает в силу другой механизм. Деньги на летний отдых детей выделяются из федерального бюджета (отдельной строкой). Их распределение доверено соответствующим отделам департаментов образования. Дети безработных родителей автоматически попадают в разряд социально незащищённых. Если есть соглашение и механизм начинает работать, ваша задача - убедить соответствующие структуры помочь вам оплатить эти путёвки, т.к. цели светских и православных педагогов в данном случае совпадают, ведь речь идет об адресной помощи конкретному ребенку.
Особо остановимся на одном из аспектов функционирования любого летнего лагеря. Это работа кружков. И в маленьком, и в большом летнем лагере обязательно должны быть различные виды творческой деятельности, а не только молитва и повторение пройденного в воскресной школе (хотя и это, конечно, тоже должно быть). Находясь в лагере, ребенок должен понять, что творческое преображение окружающего его мира - это тоже часть жизни верующего человека. И от того, какой будет твоя внутренняя жизнь (молитва) зависит то, что будет вокруг тебя и от тебя (творчество). Перечислим кружки, которые могут быть в православном лагере. Это и кружок мягкой игрушки, и судо-, авиамодельный, радиотехнический, кружок шитья, выпиливания, плетения чёток, вышивания, театральный и проч.
Беда в том, что во многих лагерях всего две-три ставки руководителей кружков. Где взять остальные? Здесь можно вспомнить о спонсорах и просить их оплатить пребывание в лагере конкретных людей - специалистов-кружководов (для коммерческих организаций это сравнительно небольшая сумма). Увеличение числа кружков, помощь в комплектование библиотеки - это существенная польза для лагеря, т.к. услугами библиотеки может пользоваться весь лагерь, равно как и заниматься в кружках.
Особое внимание следует уделить молитвенному ритму жизни ваших воспитанников. Заранее продумайте где, как и сколько вы будете молиться, когда исповедоваться и причащаться, какой храм посещать. Согласуйте все эти вопроса с духовником лагеря, со священником церкви, расположенной около лагеря, с руководством лагеря.
Не следует забывать о создании атмосферы игры для детей. Даже если мы даём им некоторые знания во время пребывания в лагере, нет ничего лучше, чем закрепление этих знаний и умений с помощью игры.
Тема игры подводит нас ещё к одному направлению в организации летнего отдыха, которого я не могу не коснуться. Речь идёт о различных детских организациях, имеющих долгую историю - о скаутском движении, о движении разведчиков. В советское время богатый опыт накоплен коммунарским движением, клубами «Каравелла».
Со всеми этими структурами можно и нужно сотрудничать, обмениваться опытом, учиться друг у друга, не забывая при этом и о своей душе, памятуя о том, Кто в трактате св. Климента Александрийского назван подлинным Педагогом - детоводителем - о Господе Иисусе Христе. Будем стараться, чтоб наши усилия были полезны для Матери Церкви и для каждого малого члена ее. Будем помнить о том, что «через воспитание, получаемое на земле, человек становится гражданином неба».
|