Основные цели (касающиеся религиозной жизни) в организации лагерей ACER (Русского студенческого христианского движения, с 1998 г. ACER-MJO) в 1930-х годах.
Из "Бюллетеня работы по религиозному образованию православной молодежи, Париж, 2/1938.
В организуемых лагерях для детей и подростков, Р.С.Х.Д. преследует несколько целей, наиболее важными из которых являются следующие:
а) помогать детям и подросткам в религиозном развитии, укреплять в них религиозный дух; б) развивать русское национальное самосознание; в) создавать условия для физического здоровья и укрепления нервной системы; г) развивать и укреплять здоровые отношения в социальной жизни и жизни частной.
Среди многочисленных целей, которые определяют характер лагеря, религиозная цель представляется основной; лагерь, который не в достаточной степени выражает и внедряет эту цель, не может носить название Р.С.Х.Д.
Здоровая ориентация религиозной жизни лагеря в первую очередь требует, чтобы руководство и священник, а также лидеры лагеря принимали в расчет индивидуальные качества каждого ребенка или подростка. Не только развитие, но и вопросы, равно как и трудности в духовной жизни настолько индивидуальны, что какое-либо "единообразие" в методах невозможно. Наиболее важным является даже то, что основное внимание направлено не на внешние аспекты религиозной жизни ребенка, т.е. не на "религиозное поведение", а на состояние их души, на пробуждение, развитие и рост духовной жизни. Под этим мы подразумеваем, естественно, ту духовную жизнь, которая соответствует возрасту, общим условиям развития и личному жизненному опыты каждого. Основной задачей религиозной жизни лагеря является помощь каждому ребенку или подростку в соответствии с его нуждами в процессе духовного созревания.
Хорошие отношения между священником и лидерами, и детьми или подростками должны помочь их внутреннему миру раскрыться, без обязательной настойчивости или бестактного "копания в душе". Основной акцент на пробуждение, углубление и укрепление духовной жизни поможет определить необходимые критерии для оценки подходящих религиозных и образовательных методов, которые должны использоваться для каждого данного человека. Только Педагог может расширить человеческие знания в области религии, Литургики или Истории Церкви и передать церковные обряды, т.к. это делается в соответствии с духовной типологией, уровнем и особенностями данной личности. Мы всегда должны помнить, что духовная жизнь связана со свободой, и она не носит принудительного характера.
В то же время необходимо подчеркнуть, что лагеря предоставляют исключительную возможность для религиозных наставлений, т.е. обучения детей любви к церкви, пониманию порядка литургии и, наконец, интуитивному восприятию сакраментальности жизни, которое проникает в наши души властью Духа Святого, в качестве Божественной, и милостью данной, помощи. Следовательно, исключительно важно, чтобы в жизнь лагеря были включены говение, Исповедь и Причастие. Духовное трезвение (не только непосредственно перед Святым Причащением, но и на протяжении всего пребывания в лагере) является основным для развития духовной чувствительности детей.
С этой точки зрения внедрение специальных церквей в лагерях должно рассматриваться фундаментально (даже если церковь уже существует по соседству). Лагерь может и должен стать "маленькой церковью", духовной семьей, имеющей свою собственную домашнюю церковь. Даже, если иметь постоянного священника в лагере не представляется возможным, должна быть устроена лагерная часовня, где все находящиеся в лагере смогут совершать утренние и вечерние молитвы.
Можно упомянуть следующие формы духовного развития: а) "Литургическое воспитание": изучение порядка церковных служб, привлечение детей и подростков к помощи на службах, украшение церкви, поддержание чистоты порядка. Особое внимание должно быть обращено на церковное чтение и, по возможности, на церковное пение. Главное – научить петь вместе некоторые основные молитвы (Отче наш, Достойно есть) и другие церковные песнопения.
б) Говорить на различные темы из христианской жизни и обсуждать основные вопросы о том, как вести христианскую жизнь. Разговоры должны проводиться не только при большом скоплении людей, но и в небольших группах. Также важны индивидуальные разговоры с детьми и подростками.
Крайне важно внимательно следить за детьми, чтобы у них не развивалось формальное отношение к Церкви, или, что еще хуже, притворство.
Следует искать ситуации, когда желание идти в церковь становится внутренней необходимостью. Руководители должны стремиться создавать такое настроение, при котором посещение Церкви детьми было бы естественным.
Не только священник несет ответственность за религиозную жизнь в лагере, но и лидеры также. Поэтому при организации лагеря необходимо подбирать подходящую группу лидеров, без которых лучше совсем не организовывать лагерь.
Хотя лидеры будут решать организационные и педагогические задачи, при их отборе, в равной степени, следует оценивать следующее: а) насколько ярко выражено их личное участие в церковной жизни; б) их острое осознание своей "миссионерской" задачи по отношению к детям и особенно к подросткам, их желание посвятить себя целиком детям на время работы лагеря, невзирая на собственный отдых и развлечения.
материал предоставлен Хилдо Бос, "Syndesmos"
|