Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Православные лагеря / Syndesmos. Практическое руководство по организации православных лагерей. / Дополнения /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Смысл и значение лагерей
• Примеры организации христианских лагерей
• Организация палаточного лагеря
• Подготовка и организация походов
• Syndesmos. Практическое руководство по организации православных лагерей.
• Глава 1 До молодежного лагеря
• Глава 2 Программа лагеря
• Глава 3 Участники лагеря
• Глава 4 Реклама лагеря
• Глава 5 Сотрудники лагеря
• Глава 6 Участок для лагеря
• Глава 7 Первый день в лагере
• Глава 8 Образование в лагере
• Глава 9 Молитвенная жизнь в лагере
• Глава 10 Дисциплина в лагере
• Глава 11 Безопасность в лагере
• Глава 12 Основной бюджет лагеря
• Глава 13 После лагеря
• Контрольный лист планирования лагерей
• Дополнения
• Основные положения устройства лагерей РСХД
• Город полотняный
• Устав молодежных лагерей
• Православный лагерь “Знамение-Корчемная”
• Летние поселения в “Стране Детства”
• Как организовать православный детский лагерь
• Руководство для православных молодежных лагерей
• Лидер группы в лагере в качестве сопереживающего слушателя
• Дальновидность духовного воспитания молодежи
• Учебник для программ православных лагерей
• Христианское руководство
• Приложение к руководству православными юношескими лагерями
• Правила для участников лагеря
• Сексуальность, неправильное обращение, пренебрежение
• Оскорбление и пренебрежение
• Безопасность – первый приоритет для молодых
• Безопасность ребенка
• Предвосхищая тоску по дому
• Давайте поговорим о вопросах пола
• Руководство программами православных лагерей
• Основные цели (касающиеся религиозной жизни) в организации лагерей ACER
• Лагерь ACER-MJO сегодня - описание
• Режимные программы дня различных лагерей
• Элементы программы
• Детские лагеря
• Православный детский летний лагерь
• Прочее
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Основные цели (касающиеся религиозной жизни) в организации лагерей ACER (Русского студенческого христианского движения, с 1998 г. ACER-MJO) в 1930-х годах.

Из "Бюллетеня работы по религиозному образованию православной молодежи, Париж, 2/1938.

В организуемых лагерях для детей и подростков, Р.С.Х.Д. преследует несколько целей, наиболее важными из которых являются следующие:

а) помогать детям и подросткам в религиозном развитии, укреплять в них религиозный дух;
б) развивать русское национальное самосознание;
в) создавать условия для физического здоровья и укрепления нервной системы;
г) развивать и укреплять здоровые отношения в социальной жизни и жизни частной.

Среди многочисленных целей, которые определяют характер лагеря, религиозная цель представляется основной; лагерь, который не в достаточной степени выражает и внедряет эту цель, не может носить название Р.С.Х.Д.

Здоровая ориентация религиозной жизни лагеря в первую очередь требует, чтобы руководство и священник, а также лидеры лагеря принимали в расчет индивидуальные качества каждого ребенка или подростка. Не только развитие, но и вопросы, равно как и трудности в духовной жизни настолько индивидуальны, что какое-либо "единообразие" в методах невозможно. Наиболее важным является даже то, что основное внимание направлено не на внешние аспекты религиозной жизни ребенка, т.е. не на "религиозное поведение", а на состояние их души, на пробуждение, развитие и рост духовной жизни. Под этим мы подразумеваем, естественно, ту духовную жизнь, которая соответствует возрасту, общим условиям развития и личному жизненному опыты каждого. Основной задачей религиозной жизни лагеря является помощь каждому ребенку или подростку в соответствии с его нуждами в процессе духовного созревания.

Хорошие отношения между священником и лидерами, и детьми или подростками должны помочь их внутреннему миру раскрыться, без обязательной настойчивости или бестактного "копания в душе". Основной акцент на пробуждение, углубление и укрепление духовной жизни поможет определить необходимые критерии для оценки подходящих религиозных и образовательных методов, которые должны использоваться для каждого данного человека. Только Педагог может расширить человеческие знания в области религии, Литургики или Истории Церкви и передать церковные обряды, т.к. это делается в соответствии с духовной типологией, уровнем и особенностями данной личности. Мы всегда должны помнить, что духовная жизнь связана со свободой, и она не носит принудительного характера.

В то же время необходимо подчеркнуть, что лагеря предоставляют исключительную возможность для религиозных наставлений, т.е. обучения детей любви к церкви, пониманию порядка литургии и, наконец, интуитивному восприятию сакраментальности жизни, которое проникает в наши души властью Духа Святого, в качестве Божественной, и милостью данной, помощи. Следовательно, исключительно важно, чтобы в жизнь лагеря были включены говение, Исповедь и Причастие. Духовное трезвение (не только непосредственно перед Святым Причащением, но и на протяжении всего пребывания в лагере) является основным для развития духовной чувствительности детей.

С этой точки зрения внедрение специальных церквей в лагерях должно рассматриваться фундаментально (даже если церковь уже существует по соседству). Лагерь может и должен стать "маленькой церковью", духовной семьей, имеющей свою собственную домашнюю церковь. Даже, если иметь постоянного священника в лагере не представляется возможным, должна быть устроена лагерная часовня, где все находящиеся в лагере смогут совершать утренние и вечерние молитвы.

Можно упомянуть следующие формы духовного развития:
а) "Литургическое воспитание": изучение порядка церковных служб, привлечение детей и подростков к помощи на службах, украшение церкви, поддержание чистоты порядка. Особое внимание должно быть обращено на церковное чтение и, по возможности, на церковное пение. Главное – научить петь вместе некоторые основные молитвы (Отче наш, Достойно есть) и другие церковные песнопения.

б) Говорить на различные темы из христианской жизни и обсуждать основные вопросы о том, как вести христианскую жизнь. Разговоры должны проводиться не только при большом скоплении людей, но и в небольших группах. Также важны индивидуальные разговоры с детьми и подростками.

Крайне важно внимательно следить за детьми, чтобы у них не развивалось формальное отношение к Церкви, или, что еще хуже, притворство.

Следует искать ситуации, когда желание идти в церковь становится внутренней необходимостью. Руководители должны стремиться создавать такое настроение, при котором посещение Церкви детьми было бы естественным.

Не только священник несет ответственность за религиозную жизнь в лагере, но и лидеры также. Поэтому при организации лагеря необходимо подбирать подходящую группу лидеров, без которых лучше совсем не организовывать лагерь.

Хотя лидеры будут решать организационные и педагогические задачи, при их отборе, в равной степени, следует оценивать следующее:
а) насколько ярко выражено их личное участие в церковной жизни;
б) их острое осознание своей "миссионерской" задачи по отношению к детям и особенно к подросткам, их желание посвятить себя целиком детям на время работы лагеря, невзирая на собственный отдых и развлечения.

материал предоставлен Хилдо Бос, "Syndesmos"



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»