Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Православные лагеря / Syndesmos. Практическое руководство по организации православных лагерей. / Дополнения /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Смысл и значение лагерей
• Примеры организации христианских лагерей
• Организация палаточного лагеря
• Подготовка и организация походов
• Syndesmos. Практическое руководство по организации православных лагерей.
• Глава 1 До молодежного лагеря
• Глава 2 Программа лагеря
• Глава 3 Участники лагеря
• Глава 4 Реклама лагеря
• Глава 5 Сотрудники лагеря
• Глава 6 Участок для лагеря
• Глава 7 Первый день в лагере
• Глава 8 Образование в лагере
• Глава 9 Молитвенная жизнь в лагере
• Глава 10 Дисциплина в лагере
• Глава 11 Безопасность в лагере
• Глава 12 Основной бюджет лагеря
• Глава 13 После лагеря
• Контрольный лист планирования лагерей
• Дополнения
• Основные положения устройства лагерей РСХД
• Город полотняный
• Устав молодежных лагерей
• Православный лагерь “Знамение-Корчемная”
• Летние поселения в “Стране Детства”
• Как организовать православный детский лагерь
• Руководство для православных молодежных лагерей
• Лидер группы в лагере в качестве сопереживающего слушателя
• Дальновидность духовного воспитания молодежи
• Учебник для программ православных лагерей
• Христианское руководство
• Приложение к руководству православными юношескими лагерями
• Правила для участников лагеря
• Сексуальность, неправильное обращение, пренебрежение
• Оскорбление и пренебрежение
• Безопасность – первый приоритет для молодых
• Безопасность ребенка
• Предвосхищая тоску по дому
• Давайте поговорим о вопросах пола
• Руководство программами православных лагерей
• Основные цели (касающиеся религиозной жизни) в организации лагерей ACER
• Лагерь ACER-MJO сегодня - описание
• Режимные программы дня различных лагерей
• Элементы программы
• Детские лагеря
• Православный детский летний лагерь
• Прочее
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Элементы программы

Руководство для персонала лагеря Antiochian Village (США), 2001 год.
Идеи для руководителя группы о том, как провести время с группой внутри домика (корпуса).

Мероприятия внутри домика

"Мероприятия внутри домика" – это определенная часть режима дня, которая направлена на объединение и налаживание связей между членами группы для выполнения будущей деятельности. Как и предполагает название, это деятельность, совершаемая внутри помещения.

Она может быть разнообразной:
Например, утром: подъем, душ, уборка помещения. Некоторые амбициозные лидеры групп могут даже проводить утреннюю молитву в палатке.

Далее приведем лишь некоторые из многочисленных идей, которые могут воплощаться в течение этого времени. Для получения дополнительной информации, не стесняйтесь обращаться к другим штатным работникам лагеря и приезжающим погостить служащим, а также к директору лагеря.

Дискуссия об игре в карты.

"Задушевные истории" – каждый рассказывает историю, затем обсуждается ее моральная сторона.

"Забавный талант" (Игры Ледокола – это короткие и обычно просто веселые игры, которые служат для того, чтобы завязать беседу, разрушить монотонность общения.)

Подготовка к исповеди – приготовления, самоподготовка во время пребывания в палатке

Пойдите в церковь и обсудите, как важно жить с мыслью о Боге в любое время и в любом месте, особенно перед лицом социальных явлений, подавляющих личность (секс, алкоголь и пр.)

Дискуссии о церкви.

Внимательно рассмотрите иконы на сводах, и пусть каждый подумает о них про себя; после посещения церкви обсудите это.

Церковь непознанная: используйте свечи, когда стемнеет.
Обсуждение тем: любовь, дружба, творение, истина.
Приведите лидера группы, который играет на гитаре, прослушайте песню, обсудите ее слова и их значение.
Оцените творения Божьи, выйдя ночью на баскетбольное поле и глядя на звезды.
Вечер вопросов и ответов с участием священника. Позвольте участникам задавать любые вопросы.
Запишите стихи молитвословий, псалмов и пр. Дайте каждому участнику слова молитв, записанных на различных листах бумаги. Пусть они разложат стихи по порядку и произнесут эту молитву.

Игра "Психиатр" – водящий покидает комнату. Остальные решают, чем они больны. Человек, который выходил ("психиатр") возвращается и начинает задавать вопросы, стараясь выявить "общую проблему" (эта проблема может касаться отца Михаила, Церкви, персонала лагеря).

Пусть ребята напишут что-либо о каждом из обитателей палатки на своем собственном листочке бумаги. Будет хорошо, если они напишут эти записки накануне. Напишите на отдельных листах бумаги имена участников. Зачитайте все, что про них написано. И взрослые, и дети любят эту игру.

Дискуссии о смерти со старшими участниками лагеря. Поделитесь собственным опытом, покажите, как беседы о предмете могут помочь.

Дискуссии о чудесах (в любом возрасте). Вы можете заняться этим в Церкви. Расскажите, какие чудеса может творить вера. Это хорошая альтернатива историям о приведениях.

Если в вашей группе маленькие дети, сделайте веселую постановку – что-нибудь оригинальное и творческое.
Молитесь вместе каждый вечер.
Пишите письма к Господу (9-11 лет).
Организуйте прекрасный вечер, во время которого сделайте макияж лица, покрасьте ногти на пальцах ног (для подростков). Побеседуйте о том, насколько более важна внутренняя красота, нежели внешняя.

Пусть в вашей палатке будет ящик "Вопросов и ответов", из него вы будете доставать по одной записке для дискуссий в палатке.

Поговорить о первом впечатлении, которое участники произвели друг на друга.(для девочек после 14 лет)

Раскрасьте звезды, пусть они засияют. Каждая звезда символизирует того, за кого дети хотят молиться. Повесьте звезды сверху над кроватью. Звезды также могут символизировать цели, желания, завершение того, чего дети собираются достичь за время пребывания в лагере.

Напишите цитату или смешную историю, которая произошла с вами. Пусть дети догадаются, кто есть кто.

Кто может произвести самый большой шум или треск с помощью рук. Нужно что-либо необычное, что послужит игрой-Ледоколом. (для мальчиков)

(9-10 лет) Прочитайте детскую книгу с хорошо выраженной моралью. Во время рассказывания историй, дети должны сами постараться найти мораль и рассказать о ней.

Ночь объединения для девочек. Расскажите друг другу о своих секретах.
Ночь чипсов и колы: кушайте и беседуйте.
Что такое любовь? Беседа в палатке. Любовь – это действие и т.д. (для 16-летних)
(Для девочек) Все сидят на одной кровати с включенными фонариками, разговаривают и хохочут.
Прятки в сельском домике, когда все обитатели ушли.
Беседа об ангелах и демонах.
Похвальный лист в палатке. Каждый ребенок пишет на этом листе, кому и за что он благодарен.
Введите листок "Спроси наставника" в вашей палатке; и каждый раз, когда появляется вопрос, на который никто не знает ответа, записывайте его, не забывая задавать его священнику.
Раскрашивание ярлычков с именами на койки.
Заучивание молитвы небольшими "частями" каждый вечер. К концу смены молитвы должна быть выучена полностью.
Молитвы друг за друга в кругу, читаемые "про себя" перед сном. Каждый молится за соседа справа или слева.
Уроки танцев – разучивание сольных или парных движений.

Вечер правдивых ответов, каких угодно. Обычно участники лагеря задают так много вопросов, иногда даже глупых, но если вы будете отвечать честно, то дети будут под большим впечатлением.

Пусть в вашей палатке будут листки с молитвами.
Узнайте о своих святых, имена которых вы носите.
Поделитесь самым курьезным или самым удивительным моментом из вашей жизни.
Идем по кругу и говорим, мы знаем, что верим в Бога и почему (для 14-летних).
Пусть у вашей палатки будет свой символ: "Только в нашей палатке есть смешная "рожица", и когда мы находимся вместе и говорим "символ", то все делают смешные "рожицы" (для девочек)

Игра "Оденься" (для девочек)
Игра с красками (для 13–летних и старше). У вас 2 краски. Одна краска – это вы до посещения лагеря, а вторая краска – это лагерь. С помощью этих двух красок, путем их смешивания, вы рисуете свое состояние во время пребывания в лагере.

Прикрепите лист бумаги на спину каждого ребенка. (это либо имя святого, либо св. места или праздника) Пусть дети хаотично подходят и постараются догадаться, что написано у них на листах, задавая друг другу вопросы и получая ответы "да" и "нет". В конце игры расскажите о каждом святом, месте или празднике (для 12-летних).

Спросите у каждого, что нового они узнали сегодня (дайте им леденец, если они ответят на этот вопрос), расскажите об этом детям сами (для 10-летних).

II. Подготовительная работа для молодых

Руководящие документы греческого православного молодежного движения Америки.

Юность – это волнующее, но трудное время для молодых людей. На них действуют силы, которые толкают их в разных направлениях. Они развиваются физически, умственно и духовно. Дети обсуждают, кто они такие, во что они верят, и кем станут. Юность – пора открытий, после которых молодые люди осознают свои обязательства по отношению к определенным ценностям, целям, поведению и доверию.

Если вы имеете дело с молодежью, необходимо иметь в виду, что главное и самое сильное влияние на развитие чувства самосознания у подростка оказывают родители. Таким образом, решающим оказывается только та помощь молодому человеку, когда мы также помогаем и его родителям. Мы должны рассматривать миссию духовенства как дополнение к жизненно необходимой "домашней Церкви".

Младшие подростки
Еще не подростки, но уже определенно не дети, младшие подростки борются с тем, к чему принадлежат. Во многих случаях они все еще носят ботинки школьников начальных классов, но отчаянно хотят скорее дорасти до ботинок взрослых. Этот конфликт наряду с физическими переменами может сделать для младших подростков 2 или 3 года пребывание в школе трудными. Их тела изменяются физически, но не сразу. Их руки и ноги внезапно и резко вырастают в отличие от остальных частей тела, заставляя их выглядеть и чувствовать себя неуклюжими. Половое созревание вызывает гормональные изменения, и младшему подростку кажется, что он никогда не обретет контроль над своим телом.

Но далее их позднее промахи не избавляют нас от трудностей общения с младшими подростками. Они часто раздражаются по поводу задержки в физическом развитии. Они хотят знать, что за непорядок с ними, они чувствуют себя заложниками детского тела. Мы знаем, что это проходит. Однако молодой человек этого не чувствует. Работая с подростками, мы должны чутко относиться к этим переменам, и помогать подросткам обосновывать их чувства по отношению к ним самим.

В дополнение к физическим изменениям, младшие подростки высокого роста начинают двигаться к тому, что Пиаге, возрастной психолог, называет "периодом формальных действий". Молодые люди на этой стадии развития более способны к абстрактному мышлению. Они больше не нуждаются в конкретных примерах для развития мысли. Однако, они лишь вступают в период абстрактного развития мышления, и нельзя полагаться только на него. Поэтому при планировании действий необходимо использовать как абстрактные, так и конкретные примеры.

Старшие подростки
Старших подростков тоже раздирают внутренние противоречия, но они больше контролируют себя мысленно и с помощью абстрактных норм и меньше зависят от физических перемен.

Их захлестывает активность. Работа, школа спорт, клубы, Церковь притягивает их. Ими овладевает чувство, что их активность важна, и без них будущий выбор (коллег, карьеры, супруга) будет ограничен. Они страстно желают приближающегося взросления, и часто думают о своем будущем.

С их возрастающей способностью к абстрактному мышлению, они часто бросают вызов учителям, родителям. Они обращают внимание на то, что могут в некоторых вопросах настаивать о своем. Понятия "справедливость", "равенство", "власть", "контроль" пленяют их своими противоречиями. На них надо взглянуть своими собственными глазами. Они хотят получить ответы, причем хорошие ответы. "Так сказано в Библии" - ответ не слишком для них хороший. Они хотят знать, где ответы, почему они таковы, и что это означает для них. Если вы работаете со старшими подростками, и наряду с родителями, не сможете направить их на поиски ответов в Церкви, они будут искать ответы где угодно.

Что надо обдумать.
Планируя деятельность лагеря, обдумайте:

Заинтересует ли их этот вопрос?
Поможет ли это подросткам в создании своей концепции, кто они такие, будучи православными христианами - индивидуумами.
Связано ли это с их жизнью?
Будет ли эта деятельность понятна подросткам и с абстрактным, и с конкретным мышлением.
Будет ли этот вопрос животрепещущим для молодых индивидуумов в группе?
Все ли будут чувствовать себя вовлеченными в беседу?
Какие трудности могут встретиться в этой деятельности?
Какие вопросы могут появиться и как на них ответить?
Как эта деятельность впишется в плотный график подростков?
Как поделиться информацией с родителями.

III. Элементы программы в лагере братства теологов "Sotir - The Saviour"(Греция)

Святая вода (освящение лагеря)
Исповедь и святое причащение.
Беседы о здоровье, религии, первой помощи, музыке; рекомендуется провести вечер красного креста.
Газета
Театр или рисование виньеток
Однодневная автобусная экскурсия
Утренние и послеобеденные прогулки в окрестностях лагеря.

Презентация групповых песен. Каждая группа представляет свои специальные песни в своем специфическом стиле. У каждой группы должно быть свое название (имена детей или святых, либо прилагательные, которые имеют метафорическую связь с центральной темой, затрагиваемой в лагере). Вот эти темы: "Моя надежда - Иисус Христос", "Свобода", "Кристально чистый город" Каждая группа изготавливает свой флаг и украшает дом, коттедж или палатку снаружи и изнутри.

Молитва за молитвой: Один день все участники лагеря молятся друг за друга в специально отведенном тихом месте. Уникальный опыт! Несколько лет у нас была особая цель для молящихся.

Беседы о жизни святых, особенно о святых детях, Деве Марии, праздниках, о дне греческих героев. Такие встречи обычно проводятся каждый раз после обеда.

Изучение традиционных танцев.
Изучение византийских гимнов.
Баскетбольные или волейбольные состязания
Состязание в знании Библии или в тренировки памяти (напр. Имена всех участников лагеря)

"День благотворительности" - чтобы выучить текст из "Нового Завета" и сыграть в игру "Маленькая корзинка благотворительности" (все имена детей написаны на маленьких листках бумаги и находятся в кувшине). Каждый участник в тайне и случайно выбирает себе листок. Это означает, что в течение специального отведенного времени, через 1-3 дня, этот человек должен делать маленькие подарочки, либо незаметно предлагать помощь, для того чтобы проявить свою любовь по отношению к ближнему, не будучи замеченным. Каждый старается догадаться, кто проявляет свою любовь по отношению к нему. Если участника не отгадают – он выиграл.

Музыкальные вечера, вечера талантов.
Небольшие подарочки на каждое большое событие (бумажные иконы, цветы, христианские журналы и т.п.) При закрытии лагеря – особый подарок: Библия, византийская икона или религиозная книга.

IV. Archdiocese of Athens (Греция)

4-й зимний молодежный лагерь.
Фессалоники, 27-30 декабря 2001 года.

Тема: "И сказал Бог: "Сотворим человека…"

Ручной труд (мастерская)
Освященный хлеб и традиционный рождественский десерт
Газета
Византийский мир
Заучивание песен
Традиционный танец
Современный человек глазами средств массовой информации

Группы обсуждения
"У меня нет человека" – истинность притчи о расслабленном 2002 года спустя
"А вы сегодня хороший робот?" – написано на стенах Афин
Человек – попечитель и эксплуататор природы?

материал предоставлен Хилдо Бос, "Syndesmos"



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»