Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Организация праздников / Рождественские торжества /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Пасхальный праздник
• С православным женским днем
• Подготовка к осеннему празднику
• Рождественские торжества
• Рождественский урок
• Стихи
• Вифлеемская ночь
• Рождество (Н.Веселовская)
• Рождественская ночь (Т.Б.Чегодаева)
• Рождество Христово
• Музыкальная пьеса “Рождество Христово”
• Праздник Рождества
• Сказание о Рождестве Господа Иисуса Христа, о проклятом царе Ироде и его ужасной смерти
• Рождество Христово для самых маленьких
• Рождественская ночь
• Дары Артабана
• Ёлочка
• Театрализованное стихотворение
• Игры
• Рукоделие
• Праздник Новогодней елки
• Рождественская сказака
• Рукотворный праздник
• Массовые игры на елке
• Пока Масленица не пройдет
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА

Тематический праздничный вечер (10-14 лет)

Место проведения: квартира. Количество участников: 5-15 человек. Возраст участников: 10-14 лет.

Материальное обеспечение:

картон, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей;
тесто для печенья и угощение к чаю;
предметы для игры "Дары волхвов";
призы;
музыкальное сопровождение.

Подготовка к мероприятию

Оформление помещения. Новогодние гирлянды, наряженная елка.

Заранее необходимо составить текст сказки и нарисовать фигурки героев, приготовить тесто для печенья, купить призы для игр и конкурсов.

План мероприятия:
1. Спектакль.
2. Рождественское печенье.
3. Викторина.
4. Чаепитие.
5. Игры.
6. Подарок к Рождеству.

Продолжительность мероприятия: 3 часа.

Спектакль

Собравшимся детям предлагается изготовить фигурки героев рождественской мистерии (Мария, Иосиф, пастухи, Ангел, животные). Если по каким-то причинам (например, религиозным) не подходит сюжет христианского Рождества, можно сделать спектакль по любой зимней или новогодней истории.

Фигурки для спектакля вырезаются из картона и раскрашиваются. Рисунки на картоне необходимо сделать заранее. Также можно изготовить дополнительные декорации.

Представление проводится за столом (лучше всего, если есть круглый стол). Ведущий рассказывает или читает историю рождения Иисуса. Дети в соответствии со словами ведущего передвигают свои фигурки и разыгрывают представление (без слов).

Викторина

Можно поиграть в разные игры или провести среди детей викторину. Примеры вопросов к викторине приводятся в дополнительных материалах. За каждый правильный ответ дети получают небольшой приз.

Примеры вопросов:

1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)
2. Термометр показывает плюс 15°. Сколько градусов покажут два таких термометра? (15°)
3. Кто ходит сидя? (Шахматист)
4. Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается? (Возраст)
5. Что идет то в гору, то с горы, но остается на месте? (Дорога)
6. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон) 1. Чем заканчивается лето и начинается осень? (Буквой "о")
8. Может ли мужчина жениться на сестре своей вдовы? (Нет, потому, что он умер)
9. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
10. Кирпич весит один килограмм плюс еще пол кирпича. Сколько весит кирпич? (2 кг)

Чаепитие

После игр все приглашаются на стол

Игры

После чаепития можно провести несколько игр.

"Перечисление праздников"

Дети по очереди называют различные праздники. Тот, кто не может этого сделать, выбывает. Последний оставшийся в игре объявляется победителем и получает приз.

Игра "Дары волхвов"

Примеры предметов:
конфета;
катушки ниток;
наперсток;
жевательная конфета;
маленькая открытка;
игрушка;
грецкий орех;
конфета "чупа-чупс";

Детям предлагается мешочек с различными предметами. Примеры предметов приводятся в дополнительных материалах. Дети по очереди засовывают руку в мешок, выбирают какой-нибудь предмет и на ощупь пытаются понять, что это. Если ребенок правильно угадал - он забирает этот предмет в качестве приза.

"Ноев ковчег"

На бумажках пишутся парные названия животных (например, кот-кошка, гусь-гусыня, бык-корова и т.д.). Бумажки складываются в мешок, и дети, не глядя, вытаскивают бумажку и читают название животного. При этом запрещается сообщать название своего животного другим участникам игры. Затем в комнате на несколько минут выключается свет и дети начинают издавать звуки, свойственные их животному. Задача - найти свою пару - "животное" той же породы. Те дети, которые не успели найти пару к моменту включения света, получают штрафные задания.

Перед началом игры обязательно убедитесь, что никто из присутствующих детей не боится темноты.

Примеры дополнительных игр приводятся в указателе игр и развлечений.

Подарок к Рождеству

В заключение праздника, для того чтобы дети успокоились, предложите им сделать подарок своим родным или друзьям к Рождеству. Выбор поделки зависит от возраста и интересов детей.

Наиболее простой вариант - изготовление аппликации на рождественскую тему или рисунка. Дети могут слепить что-нибудь из глины или застывающего пластилина, сделать фигурки людей и животных из заранее подготовленного природного материала, сшить простую игрушку по готовой выкройке.

Примеры игр и развлечений

Смена позиций

Категория: игра, конкурс.
Цель: развитие внимания, памяти и наблюдательности.
Возраст: 9-17 лет.
Количество участников: 6-25 человек.
Материальное обеспечение: отсутствует.
Правила.

Из числа участников выбираются водящий и координатор. Остальные игроки рассредоточиваются по комнате и принимают некоторые позы. Водящий в течение нескольких минут пытается запомнить местонахождение и позы всех игроков. После этого он поворачивается спиной к остальным игрокам, а они несколько изменяют свои позы. Задача координатора - следить, сколько изменений было сделано (общее число изменений должно быть оговорено перед началом игры), и запоминать эти изменения. После того как перемещения игроков закончены, водящий поворачивается лицом к игрокам и пытается назвать все изменения. Если выбирать не одного, а двух-трех водящих, можно проводить конкурс "Кто найдет больше отличий". Для этого после смены позиций водящие по очереди называют происшедшие изменения. За каждый правильный ответ они получают 10 призовых очков, за каждый неправильный ответ - пять очков снимается. Кроме того, водящий, указавший последнее правильное изменение, получает дополнительные 15 очков. Победителем объявляется тот, кто наберет большее количество очков.

Примеры и дополнительный материал.
В качестве смены позиций можно использовать перемещения игроков по залу, изменение их позы.

Рекомендации.
Сложность игры можно варьировать, меняя количество игроков от 5 до 20 и количество изменений от 3 до 10. Для того чтобы игра проходила интересно, необходимо определить сложность игры, соответствующую уровню подготовки ее участников.

Капитан, корабль, рифы

Категория: игра.
Цель: тренировка навыков совместной работы.
Возраст: 8-17 лет. Количество участников: 6-20 человек.
Материальное обеспечение:
отсутствует.
Правила.

Из числа игроков выбираются "капитан" и "корабль". Остальные участники рассредотачиваются по комнате, изображая рифы. "Кораблю" завязывают глаза, и он начинает непрерывно двигаться. Цель "капитана" - провести "корабль" между "рифами" на противоположную сторону комнаты (для уточнения задачи можно также выбрать игрока, изображающего пирс, к которому должен причалить корабль). Для этого "капитан" отдает "кораблю" команды: "направо" и "налево". "Корабль" должен поворачивать в соответствии с этими командами, продолжая непрерывно двигаться. Если "корабль" заденет один из "рифов", игра проиграна и выбирается новая пара - "капитан" и "корабль".

Примеры и дополнительный материал.
В ходе игры возникает проблема из-за того, что практически все участники хотят играть ключевые роли (капитана и корабля). Для ее решения можно предложить каждому из них придумать себе особую роль морского жителя или объекта (например, подводный камень, маяк, подводная лодка, акула). При этом роли и задачи капитана и корабля сохраняются.

Рекомендации.

Для игры необходимо большое свободное пространство. Можно попытаться провести игру одновременно для 2-3 пар капитанов и кораблей (при этом для каждого из них лучше обозначить собственный пирс).

Группировки

Категория: игра.
Цель: тренировка внимательности, быстроты реакции.
Возраст: 8-17 лет.
Количество участников: 10-30 человек.
Материальное обеспечение: отсутствует.
Правила.

Игроки свободно прогуливаются по помещению. Внезапно ведущий дает сигнал и сообщает условие. Участники игры должны как можно быстрее сформировать группы в соответствии с этим условием. Те игроки, которые не смогут выполнить задания или сделают это позже других, отдают фанты, которые разыгрываются по окончании игры. Примеры и дополнительный материал. Условия могут быть как простые (собраться по двое (трое, четверо ...); собраться в группы с четным (нечетным) числом человек), так и более сложные (собраться по парам мальчик с девочкой; собраться в тройки, где все одного пола (роста, с одинаковым цветом волос)).

Рекомендации. Нет.

Менялы

Категория: игра, конкурс.
Цель: тренинг коммуникативных навыков, быстроты реакции.

Возраст: 8-17 лет.
Количество участников: 5-30 человек.
Материальное обеспечение: по 15 горошин (или других мелких предметов) на каждого игрока.
Правила.

Игроки получают по 15 горошин. Дается сигнал к началу игры. После сигнала игроки подходят друг к другу и, зажав любое количество горошин в руке, спрашивают: "Чет или нечет?" Если второй игрок угадывает, он забирает себе эти горошины, если ошибается - отдает такое же количество горошин игроку, задавшему вопрос. Если у игрока заканчиваются все горошины, он выходит из игры. Запрещается два раза подряд играть с одним и тем же участником. После окончания игрового времени каждый участник подсчитывает свои горошины и победителем объявляется тот, кто набрал максимальное их число.

Примеры и дополнительный материал. Нет.
Рекомендации.
Вместо горошин можно использовать скрепки, спички, мелкие пуговицы. На игру должно отводиться 1-5 минут в зависимости от возраста участников (чем старше игроки, тем меньше времени).

Следы

Категория: игра, конкурс.
Цель: тренинг быстроты реакции.
Возраст: 8-15 лет.
Количество участников: 1-30 человек.
Материальное обеспечение: "следы", вырезанные из газеты или картона (7-15 штук).
Правила.

"Следы" раскладываются на полу. Игроки по очереди пытаются пройти по следам, называя на каждом шаге слово, принадлежащее к определенной группе. Повторяться и останавливаться запрещено. Игроки, которым удалось без ошибок пройти по следам, объявляются победителями. Примеры и дополнительный материал.

Примеры словарных групп: "Растения", "Географические названия", "Имена", "Съедобное".

Рекомендации.

Можно предлагать всем игрокам одну и ту же словарную группу.

Другой вариант - перед началом игры каждый участник вытягивает карточку с названием своей словарной группы.

Огурец

Категория: игра.
Цель: тренировка реакции, развлечение.
Возраст: 11-17 лет.
Количество участников: 7-20 человек.
Материальное обеспечение: огурец.
Правила.

Игроки становятся в круг, руки все держат за спиной. Водящий - в центре. Игроки передают друг другу за спинами огурец, стараясь откусывать от него по кусочку, когда не смотрит водящий. Цель водящего - засечь, у кого в данный момент находится огурец. Для этого он подходит к подозреваемому участнику и говорит: "Руки". Тот должен показать обе руки. Если огурец у этого участника - он становится новым водящим (а прежний водящий занимает его место). Водящий, во время игры которого участники съедят огурец, выполняет штрафное задание. Примеры и дополнительный материал. Если нет огурца, для игры можно использовать банан, морковку, булку.

Рекомендации. Нет.

Спина к спине

Категория: розыгрыш, конкурс.
Цель: развлечение, тренировка координации движения.
Возраст: 10-17 лет.
Количество участников: 3-30 человек.
Материальное обеспечение: вареное яйцо.
Правила.

Ведущий вызывает из числа зрителей двух смелых игроков. Игроки становятся спина к спине, и между их спинами (на уровне лопаток) зажимается яйцо. Задача игроков - опустить яйцо на землю, без помощи рук. При этом игрокам сообщается, что яйцо сырое (на самом деле, конечно, вареное).

Примеры и дополнительный материал. Нет.

Рекомендации.
Для большего охвата аудитории можно вызвать одновременно несколько пар. Игроки в паре Должны быть примерно одного роста.

Коснись желтого

Категория: игра.

Цель: тренировка быстроты реакции.
Возраст: 8-13 лет.
Количество участников: 5-25 человек.
Материальное обеспечение: отсутствует.
Правила.

Ведущий сообщает игрокам цвет или характеристику объекта, которого они должны коснуться. Игроки как можно быстрее ищут в помещении объект с такой характеристикой и касаются его. Участники, не успевшие выполнить задание за определенное время, отдают фант. По окончании игры проводится розыгрыш фантов.

Примеры и дополнительный материал. Примеры указаний ведущего:

Коснись желтого (синего, белого...).
Коснись живого (неживого).
Коснись холодного (горячего).
Коснись ребристого (гладкого, шероховатого, острого).

Рекомендации.
Ведущему необходимо заранее сориентироваться в помещении и придумать указания игрокам. При этом сложность заданий (распространенность в помещении предметов с заданной характеристикой) должна варьироваться.

Запрещенное движение

Категория: игра.
Цель: тренировка внимания.
Возраст: 8-14 лет.
Количество участников: 5-25 человек.
Материальное обеспечение: отсутствует.
Правила.

Ведущий показывает различные движения. Игроки повторяют все движения ведущего, кроме запрещенного жеста, оговоренного до начала игры. Игрок, который ошибется, отдает фант. По окончании игры фанты разыгрываются.

Примеры и дополнительный материал.
Запрещенное движение должно быть простым и может входить в состав более сложного движения (чтобы запутать игроков).

Примеры удачных запрещенных движений:

прикосновение правой руки к правому уху;
постановка левой руки на левый бок;
наклон головы вправо;
сжимание правой руки в кулак;
хлопок в ладоши.

Все наоборот

Категория: игра.
Цель: тренировка внимания.
Возраст: 8-14 лет.
Количество участников: 5-20 человек.
Материальное обеспечение: отсутствует.
Правила.

Ведущий показывает различные движения. Игроки должны в ответ делать движения, противоположные тем, что делает ведущий. Игрок, который ошибется, отдает фант. По окончании игры фанты разыгрываются.

Примеры и дополнительный материал.
Например:
Ведущий поднимает руки вверх - игроки опускают руки вниз.
Ведущий наклоняется вперед - игроки наклоняются назад.
Ведущий поднимает праву. ногу - игроки поднимают левую ногу.

Рекомендации

Хорошо играть под музыку. Участникам лучше стоять в кругу или, если позволяют размеры помещения, в два-три ряда, лицом к ведущему. Ведущие должны время от времени меняться.
Не всегда возможно придумать движение, противоположное тому, которое показывает ведущий. В этом случае все зависит от фантазии и изобретательности игроков. Главное условие - не повторить действие ведущего.
 
(Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. "Мы бросаем скуке вызов" (Серия "Школа радости".) -Ростов н/Д: Феникс, 2002)


Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»