Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / В помощь родителям / Мамина школа /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Советы одной матушки
• м.Магдалина “Мысли о детях в православной церкви сегодня”
• о. А. Маляревский “Религиозное воспитание в семье”
• П. Д. Шестаков “Мысли о воспитании в духе православия и народности”
• Мамина школа
• НП детям в семье
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Давайте знакомиться
Возраст 6-12 месяцев

Каждый месяц приносит Вам новые радости. Малыш интенсивно развивается физически: начинает ползать, садиться, разными способами путешествовать по квартире. Все это требует от него физических усилий и непрерывных тренировок, которые сопровождаются падениями и ушибами. Ребенок переносит их стоически. Врожденное стремление к результату поддерживает его стойкое желание продолжать попытки, успех способствует формированию независимости. Возрастают его коммуникационные возможности, активно развивается психика. Он хоть и маленький, но уже настоящий человек со своим отношением к миру, своими потребностями, собственными способами самовыражения. Карапуз начинает чрезмерно активно пользоваться своими достижениями: свободно передвигается в пространстве, действует с предметами по собственному разумению, а главное, он, оказывается, намерен считаться только со своими желаниями, пристрастиями, интересами и отстаивать их вопреки всему. В случае несовпадения интересов демонстрирует неповиновение и упрямство. Бывает затруднительно мирно сосуществовать с этим отчаянно деятельным существом. Ведь в силу собственного возраста ему еще не понятны ни запреты, ни уговоры, ни угрозы, ему неведомо чувство опасности. Из года в год не убывает число несчастных случаев с перевернутыми кипящими чайниками и горячими утюгами, выпадениями из колясок и т.п. Второе полугодие первого года жизни характеризуется как период наибольшего риска для здоровья и жизни ребенка.

Малыша уже не удержать в кроватке. Манеж -лишь кратковременный выход из положения, к тому же за его решеткой малышу никогда не научиться тому, чему он может и должен научиться. Не стоит тратиться на такую покупку, загромождать ею квартиру. На диване ему тоже тесно. Выход один - спустить его на пол, и пусть он осваивает территорию всей квартиры (кроме ванной и туалета). Чем внушительней поле его деятельности, тем быстрее и энергичнее он будет развиваться.

Одевать ребенка необходимо так, чтобы он мог активно двигаться, не перегреваясь и не замерзая Парадную форму берегите для торжественных случаев. Повседневная одежда - это майка, кофточка, трусики, колготки и шерстяные носки. Ноги должны быть в тепле, так как при незначительном похолодании в первую очередь замерзают стопы.

Ребенок делает первые шаги, ему необходима обувь. Первая обувь должна идеально подходить малышу, она влияет на форму стопы и правильную походку. Лучше всего подходят высокие ботинки с жестким задником, с супинаторами, маленьким каблучком и нескользящей подошвой. Размер обуви необходимо ежемесячно корректировать по ширине, длине стопы и подъему. В жаркую погоду ребенок может походить и босиком. Тут и закаливание, и решение проблем устойчивости и равновесия, и новые тактильные ощущения.

Ваша задача - сделать свой дом безопасным для ребенка. Пол должен быть теплым (ковер, ковролин, специальный подогрев). Температура воздуха на уровне пола - плюс 20-21 градус. Займитесь перестановкой мебели. Главное - не красота и уют, а рациональность. Угрозу жизни могут представлять непрочные и неустойчивые предметы. Придется отказаться от скатерти на столе, переставить повыше настольную лампу и телевизор, книги и видеокассеты, укоротить электрические шнуры и поставить на розетки заглушки, выдвижные ящики столов и створки шкафов закрывать на ключ. Постарайтесь на эти преобразования смотреть с некоторой долей юмора: наконец-то старшие дети будут убирать на место свои вещи и учебники, дедушка - не оставлять, где придется, газеты и очки, муж - сигареты. Если в доме есть лестница, установите решетку безопасности. Серьезное внимание уделите кухне. Моющие средства, электроприборы, острые предметы, сыпучие продукты придется переставить на верхние полки. А готовить еду - на дальних конфорках, не забывать перекрывать общий газ.

В ванной комнате обратите внимание на шампуни, стиральные порошки и т.д. Ни на мгновение не оставляйте ребенка одного. И вообще, будьте предельно внимательны к собственным действиям. Когда держите этого пострела на руках, не пейте горячий чай, не берите иголку, нож. Разогревая еду, пробуйте ее, особенно после микроволновой печи. В каком бы месте квартиры ни был ребенок, каждый взрослый, находящийся поблизости, должен следить за ним. Малыш умудряется то отыскать в укромном уголке пуговицу, то пожевать откуда-то извлеченный кусок бумаги. Приходится частенько устраивать ревизию во рту этого «первопроходца». И не стоит расслабляться, если Ваше вездесущее создание вдруг затихнет. Глядь, он с аппетитом уплетает кусочки сыра из кошачьей миски, а изрядно помятая кошка сердито следит за этим с высокого шкафа. Можно понять и реакцию домочадцев, обнаруживших утром свою обувь без единого шнурка. Предвидеть и предотвратить стрессовые ситуации, в которые ввергает всю семью это неугомонное создание, не хватит фантазии.

Ребенок демонстрирует поразительное умение легко и свободно ориентироваться в пространстве. Как только спустили на пол, тут же направляется в кухню, где всегда есть взрослые, где масса интересных предметов, разнообразные звуки и запахи. У него обнаруживается удивительная память: помнит, что не разрешали, куда не пускали вчера. Сегодня устремляется именно туда. Он легко запоминает места хранения предметов, которые его заинтересовали. Удивляет его терпение, когда он пытается открыть створки шкафа.

Стремительно развивается и углубляется эмоциональная сфера малыша. Теперь по всей квартире только и слышен его переливчатый смех, а совсем недавно мы радовались его первой улыбке. Некоторые взрослые считают смех высшей степенью улыбки. Но это не так. По своей сути смех отличается от улыбки. Улыбка вызывается социальными контактами и несет общественные функции (проявление радости от общения), в то время как смех выражает сугубо личное положительное переживание веселья, радости. Смех можно вызвать и щекотанием, и похлопываниями, и воздействием на ребенка звуковыми и зрительными образами. Взрослея, ребенок начинает адекватно реагировать на шутки, юмористические ситуации. Он способен на радость и грусть, на обиды, разочарования, возмущение. У него появляется агрессия, что настораживает взрослых (по свидетельству психологов, агрессия необходима ребенку для преодоления зависимости от взрослых, при адаптации к внешнему миру). В присутствии близких малыш радостен и открыт, при посторонних робок и смущен. К году у него появляются адекватные реакции на собственный успех и похвалу, неуспех и порицание. Дети безошибочно используют разнообразные способы выражения чувств. Вам теперь не приходится ломать голову в догадках, что ему нравится, правильно ли Вы отреагировали на его просьбу и т.п. Задействованы в этом голосовые реакции, мимика, жесты, позы, действия. В радостном порыве он победоносно кричит, вскидывает руки вверх и может даже укусить. Когда сердится, издает возмущенные звуки, появляются характерная мимика, отталкивающие жесты. Мимика малыша настолько выразительна, что не составляет труда понять, какие чувства его одолевают.

Именно в этот возрастной период, не владея достаточным словарным запасом и испытывая настоятельную потребность в общении с взрослым, дети открывают для себя жестовую речь и широко пользуются ею. Малыш выразительно смотрит на взрослого, сжимая и разжимая кулаки («Дай!»), поднимает руки вверх, издавая требовательные звуки («Возьми!») и т.д.

Настроение детей крайне неустойчиво, зависит от малейших нюансов (не дотянулся до предмета - и тут же плачет), весьма изменчиво (только что горько плакал - и вот уже хохочет). Малыш эмоционально подвижен, настроение окружающих тут же передается ему: заплакал чей-то ребенок -Ваш тут же подхватит; у бабушки болит голова -рядом затихает и внучок.

Одно из глубочайших чувств, которые испытывает маленький человечек, - любовь к матери. Привязанность к Вам, возникшая тогда, когда он стал отличать своих от чужих, перерастает в любовь. У него появляется настойчивая потребность постоянно видеть Вас. Ему необходимо Ваше внимание, он не намерен делить его ни с кем, страстно желает ощущать Вашу любовь и обожание, щедро отвечать тем же. Он хочет ощущать Вас физически: сидеть на руках, играть с Вами, принимать ласки, поцелуи. Ваше кратковременное отсутствие теперь вызывает бурю негативных эмоций. Ребенок чувствует себя брошенным. Тревожность нарастает, если Вы попытаетесь не замечать такое состояние малыша. Выход один -щадить его чувства, быть нежной, ласковой, чуткой, собственным примером учить настоящей, преданной любви. Умение любить распространяется и на тех взрослых, кто живет с ним рядом. Чем больше близких ребенок будет любить и чувствовать их ответную любовь, тем более щедрым и открытым для любви он станет в своей взрослой жизни.

Во втором полугодии дети вдруг начинают много плакать. Выявлены особенности плача детей до года и действенность различных способов их утешения (Т.В. Сохина): пассивный, отстраняющий плач (терпеливый, самоуспокаивающий, обиженный, протестующий); плач с активной интонацией, направленный на конкретного взрослого (подзывающий, просящий, капризный, упрекающий, требующий). Если разобраться, поводов для этого у малышей предостаточно. Поверьте, просто так малыши плакать не станут.

Причины плача могут быть и внутренние, и внешние. К внутренним причинам следует отнести болезнь, боль (режутся зубы, беспокоит живот), голод, жажду. Внешних причин намного больше.

Дефицит внимания и любви. Если малыша окружают люди, которые считают, что лишний раз поиграть с ребенком, подержать его на руках, приласкать - значит избаловать, то в такой эмоционально обедненной обстановке подрастает потенциальный нытик. Плач его вызван бессознательным стремлением привлечь внимание родителей. Про такого будут говорить: «Его в детстве мало любили». Повышенная агрессия таких детей свидетельствует об отсутствии чувства защищенности.

Дефицит новых впечатлений. Если в семье на первом месте стоят уют, красота квартиры, а ребенок все время проводит в своей комнате, то живется ему плохо, он эмоционально угнетен, удручен, подавлен. Обилие разбросанных игрушек, набор которых не обновляется, раздражает его.

Не обедняйте и прогулку с малышом. Это не только оздоровительное мероприятие. Это смена места бодрствования, новые впечатления, события, встречи.

На протяжении шести месяцев второго полугодия жизни ребенок из младенца превращается в человека с собственными потребностями, желаниями. Но мы видим, как часто его желания расходятся с его возможностями, довольно ограниченными. Малыш не в состоянии справиться с этими постоянными жизненными противоречиями. Он протестует, негодует, возмущается и плачет.

Плач от беспомощности. Плач заменяет малышу слово или действие. Мама вышла, а он остался в кроватке - не может следовать за нею. Выпала из коляски игрушка - самому не поднять. Незнакомая тетя берет на руки - ему это не нравится. Растущие вместе с ребенком умения приносят ему облегчение, появляется чувство независимости.

Плач от разочарования. Интересную гремящую коробку самому не открыть. Непослушные кубики не складываются в башню. Не испытывайте терпение ребенка, придите вовремя на помощь, но не проявляйте особого рвения, не глушите его инициативу. Держитесь золотой середины.

Плач от огорчения. Очень хочется к телевизору, но взрослые не пускают, строят на пути баррикады, ругают. Если много ограничений, вместе с ними у ребенка будут нарастать гнев и даже агрессия. Уберите или предмет раздора, или самого ребенка из этой комнаты.

Плач от страха. Ребенок чувствует себя уверенно и вдруг встречается с чем-то непонятным, поразившим его. Его реакция - плач. Он не боится шумных машин, а работающий пылесос способен повергнуть его в панику. Малыш может испугаться маминой шубы, одежной щетки, пустой канистры и т.д. Некоторые дети не выносят высоты. С детскими страхами следует считаться. Не стоит разбираться в причинах, лучше избегать нежелательных встреч, не заставлять «подружиться» с пылесосом. Предоставьте ребенку возможность самому познакомиться с этим прибором в нерабочем состоянии.

Плач от неожиданности. Ребенок расстраивается, когда что-то не соответствует или противоречит его ожиданиям: привык по утрам первой видеть маму, а к кровати подошла няня; вместо сока дали нелюбимый кефир и т.д.

Плач от временного дискомфорта. Ребенка раздражают одежда, не подходящая по росту и размеру, перегрев. При переодевании он не выносит, когда голова застревает в одежде. Если Вам удастся как можно быстрей устранить причину, Вы сделаете его более счастливым.

Умение поддержать ребенка в трудных для него ситуациях встречается им с благодарностью. Чтобы сохранить уравновешенное состояние малыша, в экстремальных условиях переключайте его внимание на себя, на свое спокойное отношение к происходящему. Ребенок начинает доверять Вашим предупреждающим словам, жестам, прикосновениям.

Уроки детства не проходят бесследно. Те взрослые, детство которых прошло в атмосфере любви и понимания, достойно и уверенно идут по жизни.

Одна из острых проблем домашних детей этого возраста - сон. Как показывают многочисленные наблюдения, дети часто недосыпают положенное по режиму время (длительность сна определяется для каждой возрастной группы многолетними исследованиями широкого круга специалистов и не подвергается сомнению). Мамы не беспокоятся по этому поводу, так как дети внешне спокойны. Конечно, каждый ребенок - индивидуальность, каждый несет в мир собственный набор задатков, свой темперамент. Одни малыши любят утром поспать подольше, другие - укладываются пораньше. Положенные 10-11 часов ночного сна они, может быть, и набирают. С дневным сном сложнее. Дети 6-7 месяцев спят вместо трех два раза, а затем быстро переходят на один сон, хотя в течение дня они обязательно должны отдыхать и утром, и после обеда. Следует помнить, что сон - это охранительная реакция организма от переутомления. Не этим ли объясняется, что одни отстают в развитии речи, другие мало интересуются происходящим вокруг, а третьи к вечеру становятся неуправляемыми?

Каждый раз поведение малыша при укладывании непредсказуемо. То он засыпает уже за обедом, и нужно как можно скорее уложить его в кровать. То вдруг разойдется: хохочет, выворачивается из рук, стаскивает с себя пижаму, пытается уползти. Не стоит усугублять ситуацию строгими окриками, тем более запретами. В то же время нельзя идти на поводу у шалуна, потакать его выходкам. Направьте его нерастраченную энергию в нужное русло - вместе займитесь переодеванием. Вы командуете: «Снимай носок, нагни голову, положи колготки». Он с интересом выполняет. Не давайте полезное дело превратить в бестолковую возню. Всего несколько минут, а сколько ценного усвоил карапуз: развитие движений, и понимание речи, и первое приобщение к самообслуживанию, и приобретение азов правильного поведения. Возьмите за правило и после сна посвятить некоторое время плодотворной совместной деятельности.

Но к 9 месяцам взрослому нужно быть особенно внимательным: у малыша может появиться способность в дневное время глушить собственное желание спать, поддерживать себя в бодрствующем состоянии. Не заснул малыш раз, другой- и уже упрямо отказывается от сна. Причин такого поведения ребенка предостаточно: возбужден шумными играми со старшими детьми, напряжен из-за неожиданного прихода соседки, переутомился, так как утром проснулся рано, расстроился из-за того, что прервали интересную игру, и т.п.

При укладывании дети ведут себя по-разному. Один протестует, негодует, выбрасывает подушку из кровати. Другой - спокойно укладывается в кровать, но тут же превращает ее в игровой уголок: проталкивает сквозь решетку подушку, вынимает одеяло из пододеяльника, скачет, раскачивает кровать, добирается до стены и старательно расковыривает дырочку в обоях и т.д. В Ваших силах изменить, подкорректировать ситуацию. Многие молодые мамы удивляются: ребенок спокойно укладывается спать днем, а перед ночным сном становится неуправляемым. Скорей всего, он счастлив видеть лица домочадцев, собравшихся вместе к вечернему чаю, оказаться в центре их внимания. Смех, шум, разговоры, звонки телефона, телевизор - все это возбуждает малыша. Предоставьте ему возможность успокоиться. В детской комнате займитесь тихими играми: соберите пирамидку, посмотрите книжку, покачайте куклу, спойте ей колыбельную. Ваше доброжелательное, ласковое обращение умиротворенно подействует на него.

В вечернее время укладывание спать не должно быть неожиданностью для ребенка. Делайте это в одно и то же время, придерживаясь четкой последовательности необходимых действий: ужин, спокойные игры, теплая ванна и сон.

Немаловажное значение имеет сам процесс укладывания. Многие мамы хотят, чтобы их ребенок уже в этом возрасте засыпал самостоятельно: кладут его в постель и уходят. В большинстве случаев дети начинают испытывать страх одиночества и начинают плакать, требуют, чтобы мама была рядом. Своей цели они обязательно добьются. Помните, что вечер - не время, чтобы учить ребенка дисциплине. Спокойно посидите рядом, но не берите его на руки, иначе ситуация обострится. Погладьте его, тихо напойте колыбельную. Поверхностный сон первых минут может быть легко прерван, так что не оставляйте кроху одного до полного засыпания. Подержите его за руку, и волна неизъяснимой нежности нахлынет на Вас: настолько беззащитна и доверчива эта пухлая с ямочками ручка, как уютно она лежит в Вашей руке. Цените такие минуты - они, к сожалению, уходят безвозвратно.

Иногда дети изобретают успокаивающие, убаюкивающие привычки. Владея ими, малыш ощущает чувство безопасности, меньшую зависимость от взрослых. Таких привычек несколько.

Сосание пальца. Это действо наблюдалось у ребенка и раньше, но носило кратковременный, нецелевой характер. В данном же случае, удовлетворяя потребность в сосании, ребенок вызывает у себя приятные ощущения, а с ними и некое успокоение. Привычка сосать палец может стойко держаться до трех и даже до шести лет.

Ритмичные движения. Ребенок начинает накручивать волосы на палец, теребить ухо, слегка ударяться головой о кровать, раскачиваться сидя, стоя или на четвереньках. Вредные привычки заслоняют от ребенка окружающий мир, тормозят его дальнейшее развитие. Избавиться от них сложно. Можно самим предложить детям успокаивающие привычки.

Мягкие любимцы. Если малыш уже отдает явное предпочтение какой-то мягкой игрушке, укладывайте ее рядом с ним перед сном. Ребенок не испытывает острого чувства одиночества. Психологи утверждают, что у ребенка, уютно примостившегося рядом с пушистым мишкой, обнимающего его, зарождается умение любить, преданно и нежно относиться к близким.

Семейный ритуал отхода ко сну. Взрослый каждый раз выполняет одни и те же действия в определенной последовательности. Ребенок быстро запоминает их, ревностно следит за их четким выполнением. В этом малышу видится незыблемость окружающего мира.

Во втором полугодии отменяется кормление в 23.30; следовательно, в ночное время отпадает надобность близкого контакта ребенка с мамой. Воспользуйтесь этим обстоятельством - пусть ребенок спит всю ночь в своей кроватке. Не пропустите этот момент. Отучать ребенка спать вместе с мамой с каждым месяцем будет все труднее. Поднимите боковую решетку и отодвиньте кроватку на расстояние вытянутой руки. Малыши 6-12 месяцев все же просыпаются ночью, плачем оповещая об этом окружающих. Помните: ребенок не может проснуться нарочно. Значит, что-то беспокоит его. Постарайтесь отыскать причину. Причины могут быть внутреннего плана (боль или жажда) и внешнего.

Сон ребенка не настолько глубок, как раньше. Его тревожат шаги, разговоры взрослых, шум проезжающей машины. Иногда родители начинают смотреть очередной триллер, приглушив звук телевизора и занавесив кроватку. Ребенок чутко улавливает тревожную музыку, напряжение взрослых и просыпается.

Причиной может быть дискомфорт: замерз, перегрелся, что-то мешает занять удобную позу. В любом случае постарайтесь сделать все возможное, чтобы не прерывать сон малыша. Заворочался, захныкал - протяните руку, легонько погладьте спинку, возьмите его руку в свою. Тактильные ощущения для ребенка означают, что мир спокоен, мама рядом и все так же любит его.

Можно предложить ребенку кипяченой воды. Если давать ему сок, кефир - значит, устраивать ненужное ночное кормление, после которого у ребенка быстро сформируется неспокойный сон, прерываемый на кормление. К тому же он начнет отказываться от завтрака, а до обеда не дотерпит. В народе говорят: «Дети растут во сне». Оказывается, гормон роста - соматотропин - активней вырабатывается в ночные часы, а значит, в это время организм ребенка растет интенсивнее. Так что охраняйте сон малыша.

Немало вопросов возникает у молодых родителей по поводу правильного кормления ребенка.

На протяжении XX столетия во всем мире велись жаркие дебаты о пользе и длительности грудного вскармливания, об эффективных сроках введения прикорма. В документе ООН «План действий по осуществлению Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», подписанном представителями нашей страны, поставлена цель «обеспечения кормления всеми женщинами своих детей только грудью в течение первых 4-6 месяцев жизни». В настоящее время одни педиатры советуют кормить малышей исключительно грудью до б месяцев, другие - до 10, а то и до 12 месяцев (профессор И.М. Воронцов). Каждая семья может выбрать то, что пожелает.

Несмотря на достоинства материнского молока, все единогласно считают, что по мере роста ребенка возникает необходимость в расширении его рациона. Кормление грудью в сочетании с дополнительным питанием может продолжаться до 1,5-2 лет (К.С. Ладодо). Некоторые мамы затягивают это обоюдное с младенцем удовольствие до 3-4 лет.

При введении прикорма у мамы может резко уменьшиться количество молока. Чтобы сохранить лактацию, нужно предлагать малышу грудь «на десерт». Введение прикорма - серьезная проблема, методика которой тщательно разработана специалистами и успешно используется в практике исключительно по рекомендации педиатра.

Обращаясь к теме кормления детей, взрослые должны остановить свое внимание на следующих положениях.

Многих родителей повергает в растерянность современная теория о том, что дети могут и должны самостоятельно утолять свой голод - съедать столько, сколько необходимо каждому. Не стоит волноваться, если Ваш малыш съедает меньшую порцию, чем соседский ребенок. Дети не будут да и не умеют специально морить себя голодом. Ваши сомнения рассеет педиатр, ежемесячно осматривая малыша. Запомните: количество еды не является мерилом Вашего отношения к ребенку.

Не принуждайте малыша есть. Еда должна доставлять удовольствие. Настаивая на своем и доводя ситуацию до конфликта, Вы рискуете очень быстро закрепить негативное отношение к самому процессу кормления, проблемы эти могут продолжаться не один год.

Между кормлениями не давайте детям ничего, кроме воды, чтобы не перебивать аппетит.

Вы заметили, что у ребенка пропал аппетит. Если это не сопровождается ухудшением его общего состояния и настроения, просто переждите этот период. Конечно, нелегко сохранять самообладание, когда малыш в течение нескольких дней питается одним соком. И все же доверьтесь ему. Предпочтения, оказываемые тому или другому продукту, зависят отнюдь не от настроения ребенка, а от внутренних потребностей его организма.

Не навязывайте ребенку собственные вкусы. Это Ваш ребенок, но он не является Вашей копией во всем. Вкусы малыша меняются очень быстро. Вы всегда сможете скорректировать его меню, постепенно вводя новые по вкусу и консистенции виды пищи, но никогда не смешивайте их, пытаясь вместе с любимой пищей давать и нелюбимую.

Старайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к новой еде. Здесь большую роль играют и красочно оформленное блюдо, и сервировка стола с разноцветными чашками, пестрыми салфетками, и Ваше отношение к новому виду пищи и к самому процессу еды.

Отказа от еды не будет, если сажать малыша за общий стол. Пусть он размахивает ложкой, пытается пить из чашки-неваляшки. Вы успеете его накормить второй ложкой, чашку придержать, салфеткой вытереть подбородок. Кто-то из взрослых поможет собрать крошки, промокнуть лужицы со стола.

Предлагайте ему пищу, которую можно есть руками: хлеб, сыр, яблоко, морковь, печенье. У малыша уже есть зубы, он учится кусать, жевать, глотать твердую пищу. Обильное слюноотделение при прорезывании зубов способствует выработке жевательного процесса. Умение грызть полезно для правильного развития челюстей.

Обедающие взрослые подбадривают карапуза, он старается вовсю, пытается подражать. Слыша названия блюд, предметов сервировки стола, постепенно начинает понимать их назначение.

Ребенок учится культуре поведения: не крутиться, не швырять еду со стола, слушать и выполнять, что говорят взрослые, благодарить кивком головы.

Как только ребенку исполнится 6 месяцев, родителей начинает волновать проблема горшка. Молодые мамы благосклонно относятся к памперсам, то и дело меняя их в течение дня (у нас за подгузниками разных иностранных фирм закрепилось обобщенное название - памперсы). Конечно, марлевые подгузники малоэффективны, пеленками в этом возрасте уже не пользуются, а памперсы существенно облегчают жизнь взрослым. И все же не следует забывать и об отрицательных сторонах этого изобретения. Слыша в рекламе проникновенные слова о «дышащих» памперсах, трудно представить себе, как кожа малыша может дышать через слой влаги и геля. Разрекламированные «суперсухие» памперсы с помощью абсорбента действительно впитывают жидкость, заодно вытягивая жидкость и из кожи ребенка. Приходится упорно лечить его увлажняющими средствами, заботливо рекомендованными все той же рекламой. Но в ней мы не услышим предостережения: памперсы могут привести к перегреву детородных органов, вследствие чего в будущем может случиться беда - бесплодие, а как более близкое последствие - потеря ощущения эффекта мочеиспускания. Нелепо предлагать вернуться назад, к стирке белья и пеленок, но стараться сохранить здоровье собственного ребенка - в интересах каждого. Стоит лишь не увлекаться памперсами, а ограничить их использование временем сна, прогулки, «выхода в свет».

Если не памперсы - значит, горшок. Так решают многие. Еще недавно наши врачи и педагоги настоятельно рекомендовали: как только малыш научится сидеть, он должен «подружиться» с горшком. Наши бабушки практиковали и более радикальные методы - держать кроху над горшком с 2-3 месяцев, вырабатывая у него условный рефлекс.

В 1980-е годы в Москву приехал более известный у нас, чем в самой Америке, доктор Б. Спок. Мы показывали ему наши дошкольные учреждения. Он удивлялся, как наши дети в полтора года ходят в сухих штанишках целыми днями. В яслях, где дети воспитывались с двух месяцев, применялась четко разработанная система высаживания. Малыша, умеющего самостоятельно садиться, высаживали со всеми вместе довольно часто в течение дня: перед сном и после сна (если встал сухим), перед прогулкой и после нее, а также спустя 10-15 минут после кормления. Взрослые неизменно поощряли положительный результат каждого. Подражая сверстникам и желая заслужить похвалу, малыш старался каждый раз выдавить из себя что-то существенное. У него не было времени самому регулировать естественные потребности. С 2-2,5 лет, полагая, что ребенок повзрослел, ему разрешалось идти в туалет по собственному желанию. Ныне дети в закрытых дошкольных учреждениях показывают такие же положительные результаты.

Домашние дети до трех лет и даже старше все еще нуждаются в радикальной помощи взрослых. Использование памперсов сводит на нет контроль за естественными отправлениями ребенка, да и взрослым невдомек заострять его внимание на результатах, давать им положительную оценку.

На этом фоне первые попытки приучения к горшку в домашних условиях выглядят наивно, так как нет главных стимулов - подражания и поощрения. Поэтому рекомендация покупать горшки разной формы, цвета и даже с музыкальным сигналом, усаживать на них любимые игрушки, разрешать малышу в нем «варить кашу», одевать на голову - это всего лишь забава и для ребенка, и для взрослых. Убедившись в собственной несостоятельности, взрослые все-таки начинают насильно усаживать ребенка кто в 8 месяцев, кто в год, а кто и в два, ломая созданный самими стойкий стереотип и вызывая у ребенка бурю гнева и протеста, а иногда страх и ненависть к горшку. Трудно себе представить, что ребенок, воспринимая горшок как игрушку, сможет вдруг разобраться в истинном его назначении.

Современные исследования показали: независимо от того, как рано Вы озадачились этой проблемой, умение отслеживать собственные отправления формируется у детей лишь к 2-2,5 годам. Чтобы сохранить силы и не утратить эмоционально положительный контакт с малышом, многие родители спокойно берут тайм-аут на два года. Те же, кто не желает так долго ждать, должны запастись терпением. Процесс приучения к горшку будет долгим и волнообразным: кратковременная демонстрация успехов сменяется полным фиаско на несколько дней. Так будет продолжаться до тех пор, пока Вашему чаду не минет 2, а то и 2,5 года. Так что каждая семья вольна делать свой выбор.

Малыш 6-12 месяцев - большая непоседа, поэтому приходится постоянно следить за его опрятным видом, устранять непорядок в одежде, довольно часто посещать ванную комнату: то умыть, то подмыть, то вымыть руки перед едой, то искупать. Ребенок с удовольствием идет в ванную. При виде воды приходит в восторг, пытаясь ухватить струю, хлебнуть из-под крана. Следует направить эту неуемную энергию в русло решения педагогических задач. Умываете малыша - он следит за Вашим отражением в зеркале, прислушивается к словам:

Водичка, водичка,
Умой Ване личико...
А затем сам покажет свое полотенце.

Вечером традиционное купание - милый семейный ритуал, в котором участвуют оба родителя. Малыша ждут забавы с водой и красочными игрушками, где можно вдоволь плескаться, хлопать руками по воде. Воспользуйтесь моментом, наполните содержанием его игры. Ребенок вылавливает пластмассовые шарики, уточки, лодочки, а взрослый называет, какого они цвета, величины. Малыш начинает понимать, о чем говорят с ним взрослые. Суть слышимых слов дополняется собственными тактильными ощущениями: вода теплая - холодная, мыло скользкое, губка мягкая и т.д.

Вытирая малыша, папа произносит: «Шея, плечи, спина». Мама, одевая пижамку, целует и называет: «Лоб, локоть, пяточка».

Заканчивается долгий день, наполненный разными интересными делами и событиями, в кругу самых близких и дорогих людей. Так тихо, уютно, но неизвестно, как будет вести себя дальше этот непредсказуемый выдумщик.

Даже в одной семье каждый ребенок иной, каждый - индивидуальность. И ничего нет удивительного в том, что мы не всегда правильно угадываем его желания, не всегда понимаем, что для него важно в данный момент. Главное - мы любим его и хотим вырастить счастливым.

С.ТЕПЛЮК,
кандидат педагогических наук

 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»