Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / В помощь родителям / П. Д. Шестаков “Мысли о воспитании в духе православия и народности” /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Советы одной матушки
• м.Магдалина “Мысли о детях в православной церкви сегодня”
• о. А. Маляревский “Религиозное воспитание в семье”
• П. Д. Шестаков “Мысли о воспитании в духе православия и народности”
• Вместо предисловия
• Перед рождением ребенка
• Рождение ребенка
• Первые впечатления, представления и мысли ребенка
• Детские годы
• Детская подражательность
• Наказания, награды, похвалы, порицания, ласки
• Домашнее учение ребенка
• Мамина школа
• НП детям в семье
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
«МЫСЛЯМ О ВОСПИТАНИИ В ДУХЕ ПРАБОСЛАВИЯ И НАРОДНОСТИ».

«Мысли о воспитании в духе православия и народности» принадлежат перу бывшего попечителя Казанского учебного округа Петра Дмитриевича Шестакова, скончавшегося 24 ноября 1889 года.

Петр Дмитриевич Шестаков был сыном священника, родился 27 июня 1826 года в селе Алферьевском, Масальского уезда, Калужской губернии. Петру Дмитриевичу было всего восемь месяцев, когда скончался его отец, оставив семью, состоявшую из матери с четырьмя малолетними детьми, без всяких средств к существованию. К счастию, на помощь осиротевшей семье явился служивший в тверской казенной палате дядя Петра Дмитриевича, родной брат матери, А. Я. Смирнов. Он взял семью к себе в дом и дал детям воспитание. Первоначальное образование П. Д. получил в уездном училище, а затем в тверской гимназии, по окончании курса в которой с серебряною медалью, поступил, по экзамену, на историко-филологический факультет Московского университета, на котором в 1846 г. и окончил курс, с ученою степенью кандидата историко-филологических наук.

После окончания курса в университете П. Д., всего двадцати лет от роду, был назначен старшим учителем в Смоленскую гимназию, откуда, по истечении года, был переведен учителем в тверскую, а затем в 1849 г. в четвертую Московскую гимназию. В 1852 г. он был назначен уже инспектором Смоленской гимназии, а в 1855 г. сделался директором последней. В 1860 году П. Д. был перемещен исполняющим должность инспектора студентов Императорского Московского университета, а в 1861 г. занял должность инспектора казенных училищ Московского учебного округа, в которой оставался до 1863 года. 17 апреля этого года он был Высочайше определен помощником попечителя Казанского учебного округа, а 5 февраля 1865 года Именным Высочайшим указом Всемилостивейше назначен был попечителем этого округа. В последней должности он состоял до 1883 г. 18 июня этого года П. Д. согласно прошению был Всемилостивейше уволен от должности попечителя округа, которую он нес бессменно в течении восемнадцати лет.

Не вдаваясь в оценку весьма продолжительной и плодотворной учено-литературной и педагогическо-служебной деятельности, которая, по общему голосу, была «высоко-мудрою и истинно блестящею», мы скажем несколько слов о религиозно-нравственных убеждениях Петра Дмитриевича. По своим воззрениям П. Д. был глубоко-убежденный православный христианин. Получив первоначальное религиозно-нравственное воспитание под рувоводством замечательно набожных матери и бабушки, П. Д. до конца своей жизни оставался непреклонно-верным сыном Православной церкви. Стоя в последние годы в весьма близких отношениях к нему, мы лично были свидетелем его примерной христианской жизни. Библия была для него настольною книгою в полном смысле этого слова. Чтением ее он начинал и кончал день. В ней он находил утешение и во всех трудных обстоятельствах своей жизни. Не получивши специального богословского образования в школе, он приобрел его путем чтения лучших богословских сочинений и журналов. Богословская и церковно-историческая литература интересовала его нисколько не меньше, чем литература светская. В числе его многочисленных, могущих составить несколько обширных томов сочинений, есть целый ряд статей и ученых работ церковно-исторического характера, которые, по отзывам компетентных в истории лиц, имеют высокую цену по своим научным достоинствам.

Помимо трудов литературных, П. Д. Шестаков служил Православной Церкви и другим путем. В 1867 году в Казани, при кафедральном соборе, было открыто православное церковное Братство во имя Святителя Гурия. П. Д. Шестаков был одним из главных учредителей и организаторов этого Братства и одним из первых его председателей. Время председательства П. Д. было самое оживленное и многоплодное. "Своими истинно-христианскими ревностными трудами П. Д. принес огромную пользу Братству и в материальном и в религиозно-нравственном отношении".

Заслуги Петра Дмитриевича, как председателя Братства Святителя Гурия, прекрасно раскрыты в адресе, который Совет Братства поднес ему по случаю отказа его от звания председателя. "Адрес этот, по справедливому замечанию автора Обзора деятельности Братства Св. Гурия за двадцать пять лет его существования, любопытен в том отношении, что он верно и рельефно рисует заслуги П. Д. Шестакова для Братства. Заслуги, какие приписываются Петру Дмитриевичу, не плод риторики, которая весьма часто в адресах играет главную роль, но действительно принадлежат ему". Деятельность Петра Диитриевича изображается в адресе подробно. Для нашей цели достаточно указать в настоящей заметке наиболее характерные черты этой деятельности. ,,В продолжение почти двух с половиною лет, нося звание председателя Совета,—говорится в адресе,—Вы, не смотря на свои многочисленные занятия по управлению учебным округом, были образцово-исполнительным деятелем в Совете. Вашей инициативе принадлежит открытие при Совете особых комитетов: для снабжения бедных церквей утварью, по делам раскола, по рассмотрению и приготовлению к печати переводов христианских книг на инородческие языки. В Вас всегда находило самое живое сочувствие и поддержку открытие и развитие инородческих школ. Вы старались их обеспечить и своими пожертвованиями от самых праведных трудов— трудов научных—и ходатайством пред Высшею Властию о предоставлении прав учителям этих школ. Вашему участию главным образом Совет приписывает успех своего инородческого образовательного дела, в такой степени, что Царственные Особы обратили на него милостивое внимание, правительство отечественной церкви удостоило Братство высокого доверия, а министерство народного просвещения даровало щедрое пособие на некоторые из братских школ".

Имея непосредственное отношение к учебным заведениям министерства народного просвещения, П. Д. Шестаков относился всегда с самым живым интересом и участием и к духовно учебным заведениям. Учебно-воспитательная часть духовных училищ и семинарий подвергалась им неоднократной оценке в его педагогических сочинениях, а когда, в конце пятидесятых годов, в печати был поднят вопрос о преобразовании духовно-учебных заведений, П. Д. напечатал в «Русской Речи» 1861 г. особую статью «О преобразовании духовных училищ»,—в которой доказывал необходимость улучшения постановки в духовных училищах семинариях „общечеловеческого образования", находившагося тогда в крайнем упадке. В бытность свою попечителем Казанского учебного округа, П. Д. всегда стоял близко к духовной академии и интересовался ея ученою деятельностью. При его содействии установилась живая связь между университетом и академией, благодаря чему для временного преподавания наук, по вакатным кафедрам, преподаватели академии приглашаемы были в университет, а университетские профессора читали лекции в академии. Кроме того, он не закрывал, по выражению Высокопреосвященного Палладия, бывшего архиепископа Казанскаго, а теперь митрополита Петербургского, дверей вверенной ему сферы управления перед достойнейшими из духовного происхождения и воспитания, выдающимися своими талантами, добросовестным отношением к делу и усердием. В настоящее время многие из таких лиц с честию проходят службу в университете, гимназиях и занимают другия места и должности в учебном ведомстве Казанского округа. За такое внимательно-сердечное отношение свое к Казанской духовной академии, а также за свое „живое участие в деле просвещения советом Христовой веры язычествующих и магометанствующих инородцев и за свои духовно-литературные труды и просвещенное сочувствие к успехам и процветанию отечественно-богословской науки" П. Д. Шестаков в 1875 году, по единодушному соглашению совета академии, был избран в число ее почетных членов.

Что касается характера служения Петра Дмитриевича на поприще педагогическом, то это служение было основано на самом высоком и истинно-просвещенном взгляде на воспитание. «Педагогическое исповедание Петра Дмитриевича, говорит один из его ближайших сослуживцев, насколько мог я понимать, заключалось в том, что непреложно в основание воспитания юношества надобно полагать краеугольным камнем религиозное образование, которое животворно действует тогда только, когда основывается не на сухом формализме, но возникает из тайников сердца, исполненного любви всеоживляющей». Эти слова одного из сотрудников Петра Дмитриевича могут быть поставлени эпиграфом как к его многочисленным педагогическо-литературным трудам, так и ко всей вообще служебно-педагогической деятельности, Написанныя Петром Дмитриевичем не задолго до его кончины „Мысли о воспитании в духе православия и народности" не составляют исключения из всех его педагогических трудов. С первой страницы "Мыслей о воспитании" видно уже, что эти мысли были мыслями глубоко-верующего и истинно-просвещенного христианина. В наше время, когда интерес к педагогическим вопросам день ото дня возрастает, является особенно сильная потребность в серьезных педагогических трудах. Мысли Петра Дмитриевича о воспитании, по нашему мнению, как нельзя лучше удовлетворяют этой потребности. Принадлежа перу опытного, высокопросвещенного и глубоко-верующего педагога, они и по своему изложению могут быть отнесены к числу выдающихся литературно-педагогических произведений.

А. Рождествин.
Казань, 1893 г. 29 мая.

                                                               Содержание                                       Следующее...

 



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»