Иконы с лампадой.
Среди средств, пригодных для религиозного воспитания детей самого малого возраста, можно указать: 1) на окружающую дитя внешнюю обстановку, 2) на образ жизни взрослых, поскольку они соприкасаются с детьми, 3) на частое благоговейное осенение детей крестным знамением, 4) на посещение с детьми храма и богуслужеыій и 5) на причащение их Телом и Кровию Христовою.
Из внешней обстановки, окружающей ребенка, останавливает на себе внимание, прежде всего, детская. Чтоб удовлетворить целям религиозного воспитания, от детской требуется не многое, а именно, чтоб в ней была икона, перед которой бы теплилась по временам лампадка.
Какое изображение должна иметь эта единственыая святыня детской, и как она может служить целям религиозного воспитания? По нашему мнению, уместней всего в детской комнате изображение Спасителя, благословляющего детей, или Божией Матери с Превечным Младенцем на руках *).
*) Любопытный случай из своей детской жизни рассказала слушательница одного нашего доклада. Она росла вместе с своим братоы и в их спальной комнате была икона святителя Николая, пред которой они молились Богу утром и вечером. Однажды пришел к ним дядя и в своем разговоре поколебал веру мальчика в то, что икона, пред которой они молятся, Бог. Вероятно, дядя говорил, что икона, которая у вас в спальне висит, не Бог, сотворивший мир, что святой, изображенный на иконе, есть только слуга Божий. Кто бы стал обвинять за такой разговор дядю, со своей стороны он, казалось, сделал доброе дело,—пополнил сведения мальчика о существенно важном предмете, внес некоторый свет для понимания рассказа о сотворении мира. Что же, однако, вышло из этого? Настал вечер, дети пошли спать. Сестра Богу помолилась, а брат от молитвы уклонился. Утром сестра стала на молитву, а брат все медлил. «Отчего ты Богу не молишься»? спросила мать.—«Я не могу этому Богу молиться, дядя сказал, что это не Бог», был ответ мальчика. Напрасно мать старалась рассеять сомнение семилетнего сынишки, его детская мысль не могла еще разобраться в богословских тонкостях о том, кто такое Бог и кто такое славный угодник Божий. Сын продолжал уупорствовать, и матери пришлось прибегнуть к угрозе. Быть наказанным малютке было неприятно, да и поступиться правдой, как уверен был он, не хотелось, вот он и придумал для себя такой компромисс. Во избежание наказания и из послушания став на молитву, как и всегда, пред иконой святителя Николая, он молился: Не Господи помилуй... Не Богородице Дева радуйся... Такая внутренняя борьба продолжалась у ребенка несколько времени, пока привычка не сделала своего и пока запавшая в голову мысль не выветрилась. Этот случай не только подтверждает нашу мысль о содержании священных изображений в детской, но и показывает, что не всякий разговор взрослых о предметах веры и нравственности христианской бывает детям полезен, и, стало быть, как погрешают те, которые отрывочньши беседами или даже только разговорами да примером хотят ограничить все дело религиозного воспитания детей в первом возрасте. Нет, други, чтобы освободить детей от всевозможных, подобных приведенному в рассказе, сомнений, колебаний и волнений, чтоб оградить их от суеверных религиозных представлений, которыя помимо воли родителей проникают к ним от нянь, прислуги и сверстников, необходимо сообщение детям самых начальных сведений о жизни и вере христианской, хотя бы в размерах той программы, которая приведена ниже.
Понятно само собой, изображение на иконе должно быть достаточной величины и хорошей работы, чтобы привлекать внимание детей и художественной своею стороной. Икону следует устанавливать, по возможности, в восточном углу (или стене) комнаты (а не над кроватью, как принято в учебных заведениях), на достаточной высоте, чтобы чрез то с самых ранних лет внедрить в детях этот обычай православной церкви, сделавшийся добрым преданием русской народности. Это маловажное, с виду, обстоятельство впоследствии даст повод к обстоятельной беседе о разумном почитании икон, об обычае строить храмы алтарем на восток и т. д.
Для большего привлечения внимания ребенка к иконе, пред нею зажигают лампаду. Дети любят огонек и тянутся к блестящим вещам; пусть же такою вещию будет не скоро подвергающаяся ломке игрушка, а на недосягаемой для дитяти высоте, как-бы на небе, висящая с лампадою икона; пусть наши дети приучаются с первых дней не к капризу, непостоянству и своеволию, а к постоянству, благоговейной настроенности, к чистой и святой вере.
Чтоб возжигание лампадного огня и удовольствие, им доставляемое, имели более влияния на детей, не следует, оставлять лампадку горящею непрерывно, лучше ее возжигать пред молитвой, для некоторых на время ночи и для всех в дни праздничные и в важных случаях детской семейной жизни. Не упоминаю о добром обычае сопровождать зажигание лампадки молитвою. Понятно также само собой, что как только дети подрастут, следует их самих заставлять принимать посильное участие в исполнении этого несложного домашнего богослужения.
Содержание Следующее...
|