Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / В помощь родителям / м.Магдалина “Мысли о детях в православной церкви сегодня” /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Советы одной матушки
• м.Магдалина “Мысли о детях в православной церкви сегодня”
• Предисловие
• Часть 1
• Часть 2
• Часть 3
• Часть 4
• Часть 5
• Часть 6
• Часть 7
• Часть 8
• Часть 9
• Часть 10
• Часть 11
• Заключение
• о. А. Маляревский “Религиозное воспитание в семье”
• П. Д. Шестаков “Мысли о воспитании в духе православия и народности”
• Мамина школа
• НП детям в семье
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Значение христианского воспитания

Если мы, как христиане, привыкли рассматривать всякий аспект своей жизни в перспективе Божественных заповедей, то скорее всего мы так сформулируем то, чего мы желаем своим детям: христианское воспитание - это то, что может помочь нашим детям обрести, по словам Апостола Павла, ОБРАЗ БОЖИЙ. Наше слово "образование" происходит от слова "образ", и воспитание значит "формирование". Св. Ап. Павел говорит о Христе, Который, "будучи образом Божиим", принял "образ раба" (Фил. 2, 6-7). Святые Отцы учат, что "Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом". Здесь видна связь между воспитанием и Божественным планом нашего спасения. Все, о чем мы будем говорить, можно свести к этому одному: какого образа бытия мы желаем своим детям?

Если цель нашей жизни - достичь жизни Божественной, то каждый момент ее приобретает необычайно важное значение; каждый аспект нашей жизни требует большой мудрости. И человеческой мудрости оказывается недостаточно для того, чтобы следовать Христовым заповедям; без Христа мы бессильны сделать что-либо божественное. Бог предлагает нам самую Свою жизнь, но мы при этом всегда остаемся Его творениями, и это - практически - означает, что наша задача - и не только духовников, но и каждого из нас - вопрошать Бога, что делать, что сказать, и как выразить то, что хотим сказать. В воспитании детей ни знание детской психологии, ни даже тонкая интуиция в отношении собственных детей сами по себе не приведут к Вечной Жизни, к Богу, если мы не будем также призывать Божественную благодать своей молитвой. Нам необходимо молиться - утром, вечером, во всякий момент, когда мы нуждаемся в том, чтобы узнать волю Божию и научиться распознавать внушения Божии. Именно практикой молитвы мы достигаем своей высшей цели: спастись и помочь своим детям достичь жизни вечной.

Христианский брак и монашество

Дети воспитываются дома, в семье, родителями, состоящими в христианском браке. Некоторые, может быть, сочтут уклонением от темы разговор о браке, настроившись говорить о детях, но для меня этот вопрос видится скорее как закладка необходимого фундамента перед постройкою здания. Если родители имеют искаженные представления о браке, или, если их устремления уводят их в сторону от домашней жизни, дети страдают непосредственно. Кроме того, дети должны видеть в своих родителях пример для создания своих семей в будущем.

Среди православных нередко можно услышать дискуссии, сравнивающие монашескую и семейную жизнь, и из того, что говорится, подчас видно, что говорящий относится с пренебрежением либо к первой, либо ко второй. Дети очень страдают, когда их родители недооценивают значение брака и семейной жизни. Поэтому я хочу подчеркнуть, что брак есть путь спасения. Разговоры о том, что лучше: монашество или семейная жизнь, обычно совершенно бесполезны. Каждому надлежит найти свой путь, прося Бога указать ему, что для него лучше, - и "совершать свое спасение" (Фил. 2, 12) в тех условиях, в которые он Богом поставлен. Мы противимся своему спасению не тогда, когда выбираем тот или иной путь для себя, но когда уклоняемся от воли Божией о себе. Никому не позволено делаться монахом потому, что он гнушается браком (см. правила 9 и 10 Гангрского Собора); никто не должен, вступив в брак, презирать монашество.

Слова Господа о монашестве (см. Мф. 19, 11) показывают, что Он не считает его приемлемым для всех. (Почему это так, является для нас тайной - тайной Божественной свободы и нашей свободы). У нас есть Его слово, как установление, Божественное установление и благословение брачной жизни: "В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мк. 10, 6-9). Первым чудом Господа Иисуса Христа было претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской; православная служба венчания показывает, что это рассматривается как знак благословения Богом брачной жизни. Сам Бог дал человеку брак как таинство и как жизненный путь; это значит, что это есть путь спасения, путь, ведущий в вечную жизнь. Христос не заповедал монашества как общеобязательное правило - Он заповедал любить Бога всем сердцем, и душой, и умом, и крепостию, и ближнего, как самого себя. Вопрос для тех христиан, которые уже состоят в браке и воспитывают детей, состоит не в том, чтобы как-то сократить минимум своих семейных обязанностей с целью быть свободнее для ведения "более духовной" жизни. Правильнее его поставить так: "Как мне в этой самой семейной жизни возрастить свою любовь к Богу и к ближнему?"

Один семьянин спросил духовного отца: "Как я могу, живя в миру, пребывать всегда в присутствии Божием?" Старец отвечал: "Делай все так, как если бы ты был со-работником Богу". Быть со-работником Божиим в деле создания христианской семьи и воспитания детей христианами - роль поистине грандиозная и святая.

Христианская жизнь есть жизнь по подобию Единого в Трех Лицах Бога - жизнь вместе с другими. Очень редко бывает, чтобы кто-нибудь был помещен в совершенное одиночество или призван Богом в пустыню; тогда он обязан жить в полном отшельничестве. Для большинства из нас христианская жизнь означает жизнь в том или ином сообществе - да и сами отшельники, как правило, должны были провести даже не одно десятилетие в общежитии прежде выхода на отшельничество. Как сказал Преп. Силуан: "Брат мой - жизнь моя". Состоящий в браке человек может сказать - и это будет единственно богословски верный образ жизни для него - "Моя жена (или муж) и дети - моя жизнь. Они - содержание моей жизни, и именно живя с ними, я могу научиться Христоподражательной любви". Критерием моего духовного здоровья являются мои отношения с теми, с кем я живу. Никакого другого критерия нет. Жизнь семейная является мерилом христианского преуспеяния для тех, кто живет в миру.

Все, чему вы учитесь в семейной жизни, и ваша работа в этом направлении есть ваш труд во спасение ваших детей, и это не есть нечто маловажное, но имеющее, буквально, вечную ценность.

Нет лучшего руководства к семейной жизни, чем Священное Писание. Я очень советую почаще перечитывать, например, Свв. Апостолов о семейной жизни, принимая их серьезно, как Слово Божие, живое во все времена. Приступая же к чтению, просите Господа, а также и автора каждой конкретной книги, о том, чтобы понять и приложить к своей жизни то, что прочтете. Особенно много полезного для руководства и вдохновения именно семейных христиан находится в Первом послании Св. Апостола Петра и в посланиях Апостола Павла к Коринфянам и к Ефесянам.

"Брак у всех да будет честен и ложе непорочно..." (Евр. 13, 4). Многие сейчас слишком легко относятся к отношениям между полами. Все виды извращений и похоти одобрены нормами современной этики. Или, например, находятся люди, пытающиеся проводить "христианское" отношение к браку, даже в самых интимных его проявлениях, и в то же время готовые уничижать девство. Или есть христиане, которые, состоя в браке, отказывают своим партнерам в полноценных супружеских отношениях из-за иллюзорного призвания жить в чистоте, в то время как Св. Апостол Павел говорит, что мужу и жене должно воздерживаться по взаимному "согласию, на время, для упражнения в посте и молитве" (1 Кор. 7, 5). Иногда эта последняя проблема - а она создает еще тьму действительных проблем вокруг себя - возникает оттого, что кто-то один обращается ко Христу или начинает жаждать более усердной христианской жизни, уже состоя в браке. По учению Св. Апостола Павла, брак не должен распадаться, если неверующий согласен жить с верующим. В таком случае супруг-христианин несет огромную ответственность перед Богом за свое поведение по отношению к другому супругу и к семье. Истинное обращение и духовный рост ведет семейного христианина к более самоотверженной любви в семейной жизни, к большему желанию облегчить жизнь тому, с кем он живет. (Такие исключительные примеры, как житие Св. Алексия - Человека Божия, нельзя принимать за общее правило). К несчастью, обычная картина, когда новообращенный начинает проповедывать и прекращает показывать интерес к чему-либо "мирскому". Св. Апостол Петр говорит, что "без слова" (1 Пет. 3, 1) поведение жены-христианки может привести неверующего мужа к Господу. Получая откровение от Бога, нам следует помнить Матерь Божию, "слагавшую глаголы сии в сердце Своем" (Лк. 2, 51). И, помня, как Она искала поддержки от сродницы Своей Елизаветы после чудесного события Благовещения, не беритесь управить себя самостоятельно, но поищите наставления у своего духовного отца.

Желающим избрать семейную жизнь можно посоветовать просить Бога, чтобы Он нашел им мужа или жену, с которым-(ой) они смогли бы жить по-христиански и воспитать детей христианами.

Начало христианской семьи

В наше время все реже говорят о браке, а если и касаются этой темы, то часто ограничивают ее только любовью между мужем и женой. Таковая любовь может действительно быть благословением и даром Божиим, но первейшей целью брака является воспитание детей-христиан, новых сыновей и дочерей Божиих. К этой священной задаче должно быть самое серьезное отношение с самого зарождения семьи. И даже еще до совершения помолвки будущие супруги должны вместе обсудить ее. Молодые муж и жена не должны забывать о том, что они получили благословение стать ни много ни мало как соработниками Божиими в создании новой личности. Они должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие (хотя бы потенциальное) в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно. Им должно сходиться вместе со страхом Божиим, молясь о Божием благословении, чтобы произошло зачатие духовное, не только физическое. В наше время слышно столько банального, грубого и богохульного о супружеских отношениях! Христианам необходимо помнить, что они участвуют в творении Божием.

В книге Товита (см. Тов. 8, 4-9) читаем о Товии и его невесте: "Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: "благословен Ты, Боже отцев наших, и благословенно Имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама, и дал ему помощницею Еву, подпорою - жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: "нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему". И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею". И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь". Что за благословение для ребенка - быть зачатым после подобной молитвы, начав жизнь в такой атмосфере страха Божия и любви, исполненной уважения.

Когда мы передаем жизнь новому поколению, наша задача дать жизнь не только телесную, но и духовную. Важное место для нас занимает труд, чтобы прокормить и одеть ребенка; важнее - обеспечить ему здоровое интеллектуальное и эмоциональное развитие; но несравнимо важнее - побудить его рост духовный. Духовная жизнь - это самое ценное, что мы можем дать нашим детям в наследство.

Ни о ком нельзя думать, что его жизнь предопределена - началась ли она в близости к Богу или нет; в любой момент Бог может призвать нас к Себе и изменить нас Своею благодатию и нашим покаянием. Но тем не менее родители-христиане могут прямо повлиять на духовное благосостояние своих чад, окружая их любовию и молитвою с самого момента зачатия.

Жизнь младенца в утробе матери

Теперь нередко дети рождаются "нежелаемыми", а иным и вовсе не позволяют появиться на свет. Каждый ребенок должен быть принят в семью с любовью. Любовь, которую младенец получает от своих родителей в самом начале своей жизни - незаменима; это то прочное основание, на котором он будет строить всю свою жизнь. Недостаток этой любви оставляет раны - неисцелимые, если только не будет дано младенцу особой благодати любви к Богу, потому что те, кому не хватило родительской любви с самого раннего возраста, обычно бывают слишком слабы для перенесения душевных страданий, даже тех малых ударов, которые неизбежны при жизни с другими людьми.

Из жизни святых и из Священного Писания известно, что и в утробе матери дети способны ощущать присутствие Божие. Вспомним Св. Иоанна Предтечу, который взыграл в утробе матери, когда почувствовал присутствие воплотившегося Господа. В жизни Преп. Сергия читаем, что он трижды возгласил из чрева матери в наиболее важные моменты Божественной Литургии.

Впечатления, которые получает ребенок еще во время внутриутробного развития, в значительной мере влияют на его физическое, душевное и даже духовное состояние. Неплохо со вниманием относиться к рекомендациям докторов о здоровом питании во время беременности. Однако, одной заботы о здоровье недостаточно. Если имеет родиться духовное существо, родители, особенно мать, должны непрестанно молиться за своего ребенка во все время беременности, исповедуя тем самым, что это настолько же чадо Божие, как и их. Матери непременно необходимо часто исповедываться и причащаться. Не следует подвергать ребенка в утробе излишнему шуму, или такой, скажем, атмосфере, которая порождается некоторыми фильмами или ссорами. Во многом определяют ту атмосферу, в которой происходит развитие ребенка, материнские мысли и чувства. Ее сердце должно изливать любовь и быть исполнено ожидания и молитвы за ее нового младенца.

Ожидающая ребенка женщина должна молиться Матери Божией, чтобы плод ее чрева тоже мог быть благословен. Матерь Божия - Заступница и Руководительница всех воспитателей благодаря Божественному Младенцу, Которого Она выносила и воспитала - воспитала в этом мире, на этой земле.

Акушерки говорят, что новорожденный узнает голос своего отца, потому что еще до рождения слышал его возле своей матери. Отношение отца к еще даже неродившемуся младенцу и настроение в доме очень важны для дальнейшего духовного развития ребенка.

Предисловие                                         Содержание                                        Часть II...



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»