Дети и монашество
Очень странно, что некоторые родители-христиане отрицательно относятся к желанию своих собственных детей стать монахами и монахинями. Услышав такое желание от маленького ребенка, нельзя отбросить его, как детский каприз, не погрешив против призывающего Бога. С другой стороны, не надо относиться к пожеланиям, высказанным в раннем детстве, как к чему-то непреложному; необходимо ждать личного и зрелого решения впоследствии. Очень плохо осмеять ребёнка, который хочет стать монахом или монахиней, или разубеждать его, или рассказывать об этом другим. Следует посоветовать ему молиться в глубине сердца и ждать.
Немногие из детей, посещающих наш монастырский храм, примут монашество. Если наши дети не будут видеть у себя дома хорошего примера, как в миру жить во Христе, они будут социально ущербны - у них будут трудности в выборе для себя спутника жизни. Св. Иоанн Златоуст пишет: "Не говорю вам отвращать (вашего сына) от женитьбы, посылать его в пустыню, готовить его к монашеской жизни. Сей жизни я пламенно желал бы всем, но, поскольку некоторые считают ее обременительной, я не могу навязывать её. Говорю же паче: воспитай воина Христова и научи его, и живя в миру, хранить страх Божий с юности".
О духовных отцах и исповеди
С самого раннего возраста можно приучать детей, и в немалой степени своим примером, советоваться с духовным отцом и слушаться его слова как Божия. Не столь важно, что именно ребенок хочет ему сказать и какую форму примет их встреча - нарочно организованного разговора или как бы случайного. Важно одно: что священник имеет возможность проявить любовь и участие, а ребенок научается доверять ему. Через то, что ребенок привыкает свободно разговаривать со священником обо всем (например, о школе, игрушках, забавах, снах), он получает возможность все стороны своей жизни освятить Божиим словом и благословением. Искренние исповеди могут таким образом начаться очень рано - почти с того возраста, как ребенок заговорит. Даже грудных младенцев можно приучать видеть священников, получать их благословение и чувствовать их любовь к себе. Взрослые не должны смотреть как на что-то необычное или вмешиваться в беседу между ребенком и священником, точно также, как и в случае разговора взрослого со священником.
Дети всему учатся впервые. Они могут оценить значение исповеди, но есть определенные препятствия - особенно застенчивость, - которые придется преодолевать в некоторых детях. То, как мы говорим об исповеди, когда зайдет о ней речь, может помочь им. Можно подчеркнуть, что это совсем ничего, если мы бываем застенчивы и нерешительны, и поначалу можем только мямлить что-нибудь невразумительное, или не понимаем, что от нас требуется. Только бы ребенок пошел с верою, а там уж священник, полный любви и молитвы, найдет способ приободрить и научить его. Священник знает, что наше понимание, что нужно на исповеди, растет по мере духовного роста. Идя на исповедь, надо просить Господа дать нам смелость увидеть и исповедать свои грехи. Главное, чтобы ребенок пришел на исповедь каков он есть и говорил (или пытался сказать) о тех поступках, или словах, или мыслях, за которые ему стыдно.
Говоря о священниках, можно подчеркнуть, что это люди, которых труднее всего удивить. Ни "глупости", которые мы будет говорить, ни тягчайшие грехи не могут шокировать человека Божия, который в своей молитве за Литургией чувствует страдания и искушения всего мира. Следует также заверить ребенка, что батюшка никогда не выдаст его. Многие дети думают, что их родители узнают от священника, что они натворили, или указывают ему, что они сделали или должны делать.
Родители должны избегать вмешиваться в священное таинство исповеди, если они не хотят лишить своих детей благодати этого таинства. Священнику трудно молиться свободно и отвечать ребенку по вдохновению, когда ему заранее объявляют, что скажет ребенок и что говорить ему. На исповедь каждый идет со своими грехами и ошибками; о других может зайти речь только в том случае, если это необходимо для объяснения своего греха или для получения совета о том, как себя вести. Необходимо оказывать доверие духовнику своих детей.
Не преподносите исповедь как обязанность, но - как возможность получить от Христа прощение. С другой стороны, никогда не говорите о детях, идущих на исповедь "Ах, как это мило!" или "Какая умница!" - это только смутит их и оттолкнет. Когда ребенок, хотя бы и пятилетний, подходит на исповедь, должно смотреть на это, как на нечто вполне естественное и относиться к этому серьезно.
Наибольшую сложность пастырь или духовный наставник встречает тогда, когда ему приходится осознать, что родители сделали ошибку - или вообще в обращении с ребенком в течение какого-то времени, или в ответе на какой-либо частный вопрос. Он не всегда может обсудить это с родителями, чтобы не предать то доверие, с которым ребенок отнесся к нему. Он не может ответить так, как хотелось бы родителям. Он не дипломат, который работает на них; он пытается понять волю Божию об этом ребенке в данный момент. Но он не хочет и пошатнуть уважения ребенка к родителям - в немалой мере потому, что это навредит самому ребенку. Само Писание учит чтить и повиноваться родителям. Могут быть случаи, когда он вынужден будет сказать ребенку, что он не согласен с родителями. Но в большинстве случаев он, тем не менее, посоветует ребенку поступать, как сказали родители. Если даже ребенку известно, что родители мыслят по-другому, священник постарается показать, что они хотят, как лучше, и оправдать их точку зрения. Он еще напомнит ребенку о почтении и благодарности, которые он обязан оказывать своим родителям. Вразуми всех нас, Господи!
Батюшки, монахи и монахини иногда дают детям сладости или подарки (как делал св. Тихон Задонский и другие святые), как один из способов проявления любви. Впечатление о доброте кого-нибудь, кто представляет для ребенка Церковь, очень ценно, и даже может сказаться на том, что и в случае последующей потери веры под напором антихристианских идей он не будет действительно против Церкви.
Дети и приход
Одним из наиболее эффективных средств к осознанию ребенком жизненности Православной традиции является то, чтобы он иногда видел и другие приходы, помимо своего, а также побывал в монастырях.
Дети должны чувствовать себя активными членами приходской жизни. Они не должны всегда быть только теми, о ком заботится приход. Их должно всячески побуждать оказывать помощь не только в храме, но и в общественной жизни прихода, как, например, посещение больных и т.п.
Христианин, принадлежащий к определенному приходу, несет ответственность за других прихожан; нельзя просто присутствовать на службах, оставаясь безразличным к жизни своих братьев по приходу. "О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою" (Ин. 13, 35). Пусть дети видят в своих приходах пример такой любви и сотрудничества. Пусть их не коснется никакой скандал, никакая сплетня. Пускай всегда находятся желающие занять детей делами. Приход должен быть как одна семья, в которой скорби (как, например, болезнь или одиночество) и радости (такие как День ангела) разделяются. Быть может, такая картина покажется далекой от реальности идиллией, однако, опыт за несколько десятков лет в нашем монастыре показал, насколько воскресения, проводимые регулярно в его стенах, влияют на молодое поколение. Люди едят вместе после Литургии. Затем они могут присутствовать на беседе, на вечерней службе, пойти на исповедь, а также принять участие в праздновании дней рождения или дней ангела за чаем. Трудно также переоценить значение того, что люди имеют возможность встречаться и разговаривать с членами своей собственной семьи и других семей, а дети - вместе играть. Завязываются отношения такие же тесные, как и в единой семье. Конечно, не все приходы располагают такими возможностями. Но если хотя бы небольшие группы внутри одного прихода стремились к тому идеалу, о котором здесь написано, в той форме, в какой это возможно в данном приходе - многие дети от этого выиграли бы.
Часть V Содержание Часть VII...
|