Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Театральные постановки /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Сестрица Аленушка, братец Иванушка и персидский купец Артабан
• Сценическое действо по книге пророка Даниила
• Рождество
• Сказание об Алексие, человеке Божьем
• Цветник духовный
• Обыкновенное чудо
• Платок святой Вероники
• Дивный путь
• Радуйтесь, о Господне соединении!
• Страна радости
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Дивный путь

ДИВНЫЙ  ПУТЬ

На сцене четыре аналоя: один с левой стороны сцены, второй в центре и два рядом с правой стороны сцены.

Выходит на сцену девушка современного вида в модной длинной юбке
и косынке с дорожной сумкой.


Девушка: Так... Теперь куда? Приехали! Заблудилась!.. (С другой стороны выходит девушка церковного вида). Ой! Девушка! Какое счастье, хоть одна живая душа! Понимаете, мне нужно в монастырь!
2 девушка (с искренним удивлением): Вам?
1 девушка: Ну, то есть, по делам! Понимаешь, я из Москвы. Мы с друзьями приехали на машине. А тут и так ни какой дороги, да еще этот ливень! Мы и завязли в какой то деревне. Теперь они там с машиной возятся, а я решила пешком идти. Местные сказали, что не очень далеко.
2 девушка: Значит, паломники...
1 девушка: Да, нет! Я студентка, с журфака, ну - журналистика, понимаешь. У нас задание - репортаж о крупном событие. А я слышала, что у вас тут какие-то торжества намечаются... Столетие святого что ли?...
2 девушка: Да, столетие прославления Батюшки Серафима.
1 девушка: А... Ну, да... Вот я и подумала - из наших сюда никто не поедет, а тема - популярная, да и мне самой всё такое интересно...
2 девушка: Тогда нам по пути, идемте вместе. А Вы сами в Бога веруете?
1 девушка: В Бога.... Ну, я не знаю... Вообще-то, я крещёная, еще в детстве. Вот бабуля моя - верующая, она, кстати, обо всём этом мне и рассказала. Да ещё велела вырядиться монашенкой, говорит, в брюках и без платка тебя туда и не пустят!
2 девушка: Вот и хорошо, что вы к нам приехали, что о Батюшке Серафиме писать будете.
1 девушка: Да я о нём вообще-то пока мало знаю... Но я даже в церковь специально сходила, икону посмотрела; вот, брошюрку о нём купила.
2 девушка: Прочли уже?
1 девушка: Пока просмотрела... Но кое-что запомнила: например, как он в детстве с колокольни упал и не разбился, как уже монахом много лет в лесу один жил, как его избили там до полусмерти, а он с топором в руках, даже не захотел защищаться, как молился на камне тысячу дней... Но ведь это человеку не возможно! Неужели, ты во всё это веришь?
2 девушка: Без Бога, и в правду невозможно... А только если бы всего этого не было, то и Дивеева бы нашего теперь не было, а может, и нас с вами тоже...
1 девушка: Скажешь тоже! С виду, так полное захолустье.
2 девушка: Здесь в середине 18 века руду чугунную добывали, заводские жили, народ дюже разгульный...
1 девушка: Кто же решил тут монастырь-то построить?
2 девушка: Пришла в эти места монахиня из Киева - матушка Александра, (в прошлом - богатая помещица, вдова Агафья Семёновна Мельгунова). Пришла не по своей воле, а потому, что было ей видение Царицы Небесной, которая велела ей идти на север России, обходить все святые обители Её имени пока не дойдет она до места, какое Богородица Сама ей укажет, чтобы основать там такую великую обитель, на какую низведет Матерь Божия все благословения Свои (с трёх уделов Своих на земле: с Иверии, Афона и Киева). Так вот шла тогда матушка Александра в Саровскую пустынь, процветавшую в те времена святостью (за наставлениями и советами великих подвижников), да не доходя вёрст 12-ти, решила отдохнуть. Выбрала себе лужайку, подальше от заводских, возле деревянной церквушки и задремала, и вдруг вновь предстала пред ней Матерь Божия.

На сцене в это время появляется странница с котомкой, иллюстрируя повествование.
Дивный путьПосле последних слов девушки, она встаёт на колени и произносит в слух то, что ей слышится.

Странница: "Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать. Живи и угождай здесь Господу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою. Это четвёртый жребий Мой во Вселенной"; благодать Всесвятаго Духа Божия и обилия всех благ земных не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!
2 девушка: И приступила матушка к исполнению воли Божией. Отпустила своих крестьян, продала имения, деньги же раздала в монастыри, на строительство храмов, да неимущим. А себе купила крохотную келию, на дворе Дивеевского священника, в котором и прожила 20 лет. Всё своё нежное воспитание забыла, выполняла самую черную работу. Бельё батюшке стирала, хлев чистила, за скотиной. И приступила матушка первым делом к постройке каменного храма Казанской иконы Божией Матери на том самом месте, где Царица Небесная ей явилась. За чудотворной иконой в Казань ездила, за частицами мощей - в Киев. Потихоньку и общинку начала собирать. 

Выходят три инокини.

1-я инокиня: Матушка все подвиги тайно совершала: в поле крестьянское ходила, сжинала и связывала в снопы хлеб одиноких крестьян.
2-я инокиня: А когда крестьянки в поле трудились, так она тайно за их детьми ухаживала: кормила, мыла, обстирывала; печи топила, обеды готовила. Потом уж её детишки крестьянские узнавать стали. Родители благодарят, а она все отказывается, - дескать, не я, с чего вы взяли. Да разве светильник под спудом укроется!
3-я инокиня: Матушка высокого образования была, твердо все уставы церковные знала, все законы и положения. А уж если она удостаивала согласиться быть распорядительницею какого-то церковного торжества, так это величайшей честью считалось.
1-я инокиня: Однажды, когда уж матушка больна была, и Господь открыл ей час её кончины, были у нас проездом из Саровской пустыни - великий старец, наставник матушкин отец Пахомий с молодым тогда ещё иеродиаконом отцом Серафимом.

На заднем плане появляются два инока:
один из них старец о. Пахомий, у другого в руках икона батюшки Серафима.
Останавливаются возле двух рядом стоящих аналоев:
на одном из них лежит книга.

м. Александра: о. Пахомий, ты уж не оставь своею помощью послушниц моих! Неопытные они, попекись о них!
о. Пахомий: Матушка! Послужить по силе моей попечением о послушницах твоих не отрекаюсь, только ведь стар я стал и слаб. А вот иеродиакон Серафим, духовность его тебе известна, он молод; ему поручи ты это великое дело.
м. Александра: о. Серафим! Не оставь моей обители, как Царица Небесная Сама тебя наставить на то изволит!        

С заднего плана уходят все, кроме одного инока.
Он ставит икону на один из аналоев, беря с другого книгу, по которой далее он будет читать слова старца о. Серафима.

Старец: Как нам оставить великое это Божие дело и тех, о коих просила меня, убогаго Серафима, матушка Агафья Семеновна! Великая жена, святая! Я сам доныне стопы её лобызаю! Теперь пока ничего у вас нет, а как Бог благословит, в мощах она у вас будет, тогда все у вас явится! Народ будет смотреть и удивляться, откуда что возьмется! Госпожа наша и мать Александра, помяни нас у престола Божия!
2 девушка: Только единожды в молодости и был батюшка Серафим в Дивеевской общинке проездом у м. Александры, знал там каждый камушек, и не одного по своей воле не велел передвигать. Но прежде чем приступить к выполнению воли Божией об устройстве обители, более четверти века великий угодник Божий о. Серафим вел жизнь свою в непрестанных трудах и неисчислимых подвигах. Сподобился он за то многих явлений ему Матери Божией. При одном из них, будучи к тому времени в сане иеромонаха, получил он повеление от Господа выйти из затвора на поле служения людям. Тогда двери его маленькой келии распахнулись всем страждущим. Не было человека ушедшего от него без благословения и утешения, наставления и помощи.
Старец: Радость моя! Христос Воскресе!
2 девушка: А недалеко отсюда в селе Нуча в родовом имении жили тогда брат с сестрой - сироты, дворяне - помещики Михаил Васильевич и Елена Васильевна Мантуровы (они появляются на заднем плане), находясь в военной службе, будучи женатым, М.В. вдруг заболел страшной болезнью, так что кусочки кости выпадали из его ног. Не найдя помощи у лучших врачей, М.В. решился ехать в Саров.

Две инокини выносят стул на первый план, на который садится М.В.

Старец: Что пожаловал, посмотреть на убогаго Серафима?
Михаил Васильевич: Исцелите, Батюшка!
Старец: Веруешь ли ты Богу?
Михаил Васильевич: Верую, батюшка!
Старец: По данной мне от Господа благодати тебя первого врачую.
2 девушка: Отец Серафим помазал ноги М.В. вынесенным из келий святым елеем. Потом вынес большое количество сухарей и высыпал ему их в фалды сюртука.
Старец: Отнеси-ка их, радость моя в монастырскую гостиницу!  
Михаил Васильевич (сначала встает, а потом падает на колени): Благодарю вас батюшка! От всего сердца благодарю!
Старец: Разве Серафимово дело мертвить и живить? Что ты, батюшка! Это дело Единаго Господа! Господу Всемогущему и Пречистой Его Матери даждь благодарение.
Михаил Васильевич: Я не знаю, батюшка, чем и как?
Старец: Вот, радость моя, все, что не имеешь, отдай Господу и возьми на себя самопроизвольную нищету! Господь тебя не оставит!
Михаил Васильевич: Согласен, батюшка!

Поднимается с колен, и отход на задний план. Инокиня уносит стул.

2 девушка: Всю жизнь свою чудесный М.В. истинный ученик Христов терпел унижения за свой Евангельский поступок, но переносил всё безропотно, терпеливо и кротко, предав всю свою жизнь в руки отца Серафима, не делая шага без его благословения. Он стал наивернейшим и единственным его учеником, любимейшим другом и первым помощником в строительстве Дивеевской обители.

Михаил Васильевич уходит со сцены, на первый план выходит Елена Васильевна.

2 девушка: Сестра же его Е.В. в 17 лет сделалась невестою, была она веселого нрава, любила светскую жизнь, балы и забавы. Только вдруг... внезапно отвергла своего жениха, который ей очень нравился...
Елена Васильевна: Не знаю почему? Не понимаю... Он не давал никакого повода..., но так мне опротивел...
2-я девушка: Вскоре пришлось ехать Елена Васильевне к умирающему родственнику, которого они уже давно потеряли из вида, но она успела только на похороны. Огорченная всем произшедшим, она несколько дней пролежала в горячке и, едва окрепнув, пустилась в обратный путь. И вот в уездном городе Княгинине произошло событие, изменившее всю ее дальнейшую жизнь...
Елена Васильевна: На станции я решила выпить чаю, послала дворовых людей распорядиться, а сама осталась в карете. Они долго не возвращались, и я вздремнула. Когда же проснулась, еще никого не было. Наконец я вздумала выйти. Но лишь ступила на подножку, невольно взглянула вверх... И увидела я над своей головой огромного страшного змея, он был черен и страшно безобразен, из пасти его выходило пламя, и я чувствовала, что змей совершенно поглотит меня. Видя, как он опускается все ниже и ниже, ощущая уже дыхание его, я в ужасе не имела сил позвать на помощь, но, наконец, закричала: " Царице Небесная, спаси! Даю Тебе клятву никогда не выходить замуж и пойти в монастырь!" Страшный змей в одну секунду взвился вверх и исчез. Но я долго еще не могла придти в себя от ужаса...
2-я девушка: Вскоре Елена Васильевна поехала в Саров к отцу Серафиму, просить его благословения на поступление в монастырь.
Старец: Нет, нет, матушка, что это ты задумала! В монастырь, - нет, радость моя, ты выйдешь замуж!
Елена Васильевна: Что это Вы, батюшка!! Я не могу, дала обещание Царице Небесной идти в монастырь, и Она накажет меня!
Старец: Нет, радость моя, отчего же тебе не выйти замуж! Жених у тебя будет хороший, благочестивый, матушка, и все тебе завидовать будут.
Елена Васильевна: Что это Вы говорите, батюшка, да не могу, не хочу я замуж!
Старец: нет, нет, радость моя, ты должна, и непременно выйдешь замуж, матушка!
2-я девушка: Несколько раз Елена Васильевна ездила к отцу Серафиму, и он все твердил, что она должна выйти замуж. Она же плакала, молилась и все больше убеждалась, что все светское, мирское ей не по духу. Три года вела она жизнь отшельницы, затворившись в своей комнате, читая священные книги, упражняясь в молитве и приобретая необходимое терпение. Так батюшка Серафим готовил ее к поступлению в Серафимову общинку, которую он уже начал устраивать.
Старец: Ты слишком скора, радость моя, а это не годиться. Не шагай так-то большими шагами, а все потихоньку, да потихоньку. Если так-то пойдешь, благополучно и снесешь!
2-я девушка: В общинке матери Александры в то время начальствовала Ксения Михайловна Кочеулова. Жизнь послушниц во время ее правления была невыносимо трудной, подвижнической, но она воспитала великих стариц для будущего Дивеевского монастыря. Благословил батюшка и Елену Васильевну.
Старец: Гряди, чадо, к великой рабе Божией, к столпу огненному матушке Ксении Михайловне, она тебя всему научит. Погости там, радость моя, и испытай себя.
2-я девушка: Через месяц после переезда Елены Васильевны в Дивеево батюшка Серафим потребовал ее к себе.
Старец: Теперь, радость моя, пора уже тебе и с женихом обручиться!
Елена Васильевна: Не хочу замуж, батюшка!
Старец: Ты все еще не понимаешь меня, матушка! В черненькую одежду одеться., постриг принять. Ведь вот как, замуж - то выйти! Вот какой жених то, радость моя!

К Елене Васильевне подходит инокиня и одевает на ее голову платок.

2-я девушка: Видел батюшка весь ее боголюбивый, подвижнический путь.
Старец: Радость моя! Когда тебя сделают начальницей, праздник будет великий!
Елена Васильевна: Нет, не могу, не могу я этого, батюшка! Всегда и во всем слушалась Вас, но в этом не могу! Не знаю, как буду за свою душу отвечать, а тут еще за другие! Лучше прикажите мне умереть, вот здесь, сейчас, у ног ваших, но начальницею - не желаю и не могу я быть, батюшка!
2-я девушка: Однако о. Серафим все время поручал ей всех присылаемых сестер, приказывая во всем благословляться у нее, и называл:
Старец: Госпожа наша! - Начальница!
2-я девушка: Начальствование Елены Васильевны осталось загадочным и непонятным, - потому что вскоре она чудесно скончалась. Это случилось незадолго до смерти батюшки Серафима. Елена Васильевна стала, как бы предчувствовать  ближнюю кончину батюшки.
Елена Васильевна: Наш батюшка ослабевает; скоро, скоро останемся без него! Как ему угодно, не переживу я его; пусть меня раньше отправят!
2-я девушка: А вскоре брат ее Михаил Васильевич, вынужденный на время покинуть Дивеево, заболел злокачественной лихорадкой.
Старец: Ты всегда меня слушала, радость моя, и вот теперь хочу я тебе дать одно послушание. Исполнишь ли его?..
Елена Васильевна: Я всегда Вас слушала и всегда готова слушать!
Старец: Вот, видишь ли, матушка, Михаил Васильевич, братец-то твой, болен у нас и пришло время ему умирать..., а он еще нужен для обители - то нашей, для сирот-то. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича, матушка!                                         
Елена Васильевна: Благословите, батюшка!   
2-я девушка: Вернувшись домой, она заболела, слегла в постель и сказала:
Елена Васильевна: Теперь уже я более не встану!

Елена Васильевна отходит на задний план.

1-я девушка: Она скончалась 27-ми лет от рождения, пробыв в Дивеевской обители всего семь лет, исполняя все самые трудные поручения батюшки Серафима.
Старец: Скорее, скорее, грядите в обитель, там великая госпожа ваша отошла ко Господу! Ее душа вспорхнула, как голубица и вознеслась ко св. Троице! Пред нею расступились Херувимы и Серафимы! Она прислужница Матери Божией! Фрейлина Царицы Небесной!

Елена Васильевна уходит со сцены.

2-я девушка: Однако вернемся по времени назад к созданию мельничной обители. Однажды, когда батюшка шел к своей дальней пустынке, возле берега реки  Саровки, чуть ниже прежнего Богословского колодца увидал он явившуюся  ему Божию Матерь с двумя апостолами: Петром Верховным и Иоанном Богословом. Божия Матерь ударила землю жезлом так, что из неё искипел источник светлой воды и велела батюшке приступить к устройству обители рядом с общинкой Ксении Михайловны - напротив алтаря Казанской церкви. В память обетования матушке  Александре взять из общины Ксении 8 девушек, перечислив их поименно. Обнести это место канавою и валом. Срубить из Саровского леса мельницу-питательницу, и, поставив первые келии, соорудить двух престольную церковь в честь Ее Рождества и Сына Ея Единороднаго. И дала для сей обители, Ея четвертаго вселенскаго жребия на земле устав новый до того времени нигде не существовавший, обещаясь Сама быть всегдашнею Игумению обители своей...

Выходят две инокини. Становятся возле среднего аналоя.

1-я инокиня: В продолжение года выстроилась у нас мельница до глубокой осени, жили мы на ней спали на камнях мельничных, которых было два и петь на них же учились и читать как бы на двух клиросах.
2-я инокиня: После когда стали строиться кельи, приказал нам батюшка выстроить еще одну большую, сказав: "В ней Госпожа будет жить". Мы все думали, что какая-либо высокородная барыня, но все нет и нет никого...  (Под звуки песнопения выходит третья инокиня с иконой Божией Матери "Умиление" и ставит ее на аналой). А по кончине батюшки принесли нам по его завету прямо в эту келию чудотворную икону "Умиления Божией Матери" - "всех радостей Радость", пред которой батюшка на коленочках во время молитвы и отошел. Стал этот корпус трапезою, тут только поняли мы, о какой Высокой Госпоже предрекал нам батюшка! И служили мы Ей, непрестанно читая акафисты. Так Сама Матерь Божия поселилась жить у нас.
3-я инокиня: Правила я, послушание в трапезе, да до ночи провозилась наконец, управясь, полезла на печь... Вдруг вижу входит к нам нарядная Госпожа с молодою барышнею. Я так и ахнула. А слезть то не хорошо мне, я в одной свитке. Обращается Госпожа к барышне: "Это стряпушечья у них тут!" А сама подходит к столу, взяла кусочек хлеба, попробовала и дает барышне, барышня похвалила. "Оттого он так вкусен, говорит Госпожа, что готовят они его за святое послушание!" Отворили они дверь, и ушли в трапезу я мигом надела сарафан и спешу туда; вхожу, нет никого, только Глафира Васильевна в углу молится. "Что же это, говорю, да гости те где?" "Никаких гостей нет! А на другой день батюшка Серафим и говорит: "Великое дело послушание, матушка! Паче поста и молитвы! Ведь гости то, матушка, Сама Царица Небесная была, Сама Она посетила вас и хвалила пищу вашу! Вот как важно послушание!
2-я девушка: В мельничную общинку благословлял батюшка принимать только девиц, а вдов - в прежнюю, однако предупреждал:
Старец: Придет время, будете вы все вместе, как единая семья!

Две инокини уходят со сцены, остается только третья.
К ней подходит девушка -  Мария Семеновна.

2-я девушка: Среди избранных Матерею Божией девушек, была юная Мария Семеновна Мельгунова, из крестьянской семьи, из которой многие остались в обители. В первый раз пришла она к батюшке 13-ти летней девочкой со своею сестрой Прасковьей Семеновной, уже поступивший в общину матушки Александры.
3-я инокиня: Вот, увязалась за мною.
2-я девушка: Провидев, что девочка Мария есть избранный сосуд благодати Божией, батюшка не позволил ей возвратиться домой, а приказал оставаться в общине. Эту ангелоподобную отроковицу посвящал батюшка Серафим во все откровения свои, будущую славу обители и разные тайны, заповедуя не говорить о том до времени, что и выполняла она свято и была почти молчальница.
3-я инокиня: Раз спросила я её о каком-то Саровском монахе, а она удивленно так спрашивает.
Мария Семеновна: А какие видом-то монахи, Прасковьюшка, на батюшку, что ли, похожи?
3-я инокиня: Ведь ты так часто ходишь в Саров разве не видала, что спрашиваешь?
Мария Семеновна: Нет, Прасковьюшка, ведь я ничего не вижу и не знаю; батюшка Серафим мне приказал никогда не глядеть на них, я так повязываю платок на глаза, чтобы только видеть у себя под ногами дорогу.
2-я девушка: Как-то батюшка велел Марии Семеновне передать сестрам некоторые предсказания свои. Привела она их к Казанской церкви и показывая на все это место сказала:
Мария Семеновна: Вот помните, церковь эта будет наша, приходская же будет выстроена в другом месте. Здесь же будет Лавра, а где канавка - там киновия. Еще батюшка сказал, что в последнее время у нас будет изобилие во всем, но тогда уже будет всему конец.
2-я девушка: Всего шесть лет была в обители эта девушка-подвижник, превосходя по суровости жизни даже самых строгих сестер общины, и в 19 лет мирно и тихо отошла ко Господу когда строили церковь Рождества Пресвятой Богородицы, девушки сами носили камни, кто по два, кто по три...
Старец: А она-то матушка наберет пять или шесть камешков-то и с молитвой на устах, молча возносила свой горящий дух ко Господу! Вскоре с больным животиком и представилась к Богу!

Мария Семеновна отходит на задний план.

2-я девушка: О. Серафим велел поминать ее, как схимонахиню Марфу, потому что она своими делами и молитвами батюшки удостоилась схимы в Царстве Небесном.
Старец: Ее душа близ Святыя Троицы. Она над вами в Царстве Небесном начальницею будет!

Мария Семеновна уходит со сцены.

2-я девушка: Когда низкий свод Рождественской церкви пришлось подпереть четырьмя громоздкими столбами, батюшка Серафим в восторге воскликнул:
Старец: Четыре столба - ведь это четверо мощей у нас тут почивать будут! Во, радость - то нам какая!
2-я девушка: Ныне по сбывшемуся предсказанию старца, в Рождественском храме уже почивают трое мощей преподобных жен Дивеевских: схимонахини Марфы,  первоначальницы матушки Александры и Елены Васильевны Мантуровой.

Под звуки песнопения девушки, играющие преподобных жен Дивеевских,
выносят их икону и ставят на левый аналой. Затем уходят.

3-я инокиня: Раз как-то говорит мне батюшка Серафим: "У вас канавку вырыть надо! Три аршина чтобы было глубины, три - ширины и три же аршина - вышины, воры-то и не перелезут!" На что, говорю, батюшка; нам ограда бы лучше! "Глупая, глупая! - говорит, - на что канавку? Когда век - то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать, да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, подойдет, а канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам зайти-то, нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет!"
Старец: Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня и Афон, и Киев, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит!

Третья инокиня уходит со сцены.

2-я девушка: Дивно строилось Дивеево! Благодатью Божией и молитвами батюшки Серафима, трудами и подвижнической жизнью сестер, стараниями питателей обители преодолевались многие преграды, препятствия и искушения. И все порою, даже невозможное, свершалось чудесным образом, точно по указаниям о. Серафима, данным ему Царицей Небесной. Удивительна история закладки Свято-Троицкого собора, о которой много говорил батюшка Серафим своим сиротам.  
Старец: Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не даром его получить.
2-я девушка: Однако батюшка не дожил до закладки. По его преставлении делами Дивеево стал заправлять лжеученик о. Серафима - Иван Тихонов. Наперекор заповеди старца он пытался заложить собор на другом месте, но нашлись обстоятельства мешающие его планам. Четыре раза менялось место закладки собора и удивительным образом утвердилось на участке купленном для его постройки о. Серафимом.
Старец: Собор-то у нас какой будет! Собор-то какой! Диво!
2-я девушка: Приехала как-то из провинции к батюшке молодая вдова Мария Александровна Мотовилова с 7-летним сынишкой Николенькой за утешением и наставлением. (На сцену выходит женщина с ребенком). Пока мать внимала беседе богомудрого старца, мальчик заскучал и стал бегать по келии.

Малыш начинает бегать между аналоями и прятаться за ними.

Мать: Что ты, что ты, Николенька! Нельзя так, успокойся!
Старец: С малюткой Ангел Божий играет, матушка! Как можно ребенка останавливать в его беспечных играх... Играй, играй деточка! Христос с тобой!
2-я девушка: Могло ли предчувствовать тогда детское сердце Николая Александровича Мотовилова, что тот же Ангел-Хранитель, которого видел батюшка в келий, 15 лет спустя вторично приведет его к преподобному, чтобы после многих искушений юности, вручить на всю жизнь, руководительству божественного старца.

На смену матери с ребенком выходит взрослый Мотовилов.

Мотовилов: За год до пожалования мне заповеди о служении Божией Матери и Дивеевской обители великий старец исцелил меня от тяжких и неимоверных болезней, с расслаблением всего тела и отнятием ног, коими страдал я более трех лет. Одним словом исцелил.
Старец: Веруете ли вы, что Господь Иисус Христос, по ходатайству Божией Матери, одним словом может исцелить вас?
Мотовилов: Истинно, всею душою и всем сердцем моим верую, и если бы не веровал, то не велел бы везти себя к вам!
Старец: А если веруете, то вы здоровы уже! Отъял Господь беззакония ваши, и грехи ваши очистил, Господь!
2-я девушка: Божией Матери было угодно, чтобы Николай Александрович Мотовилов стал питателем Дивеевской обители и получив от о. Серафима эту заповедь, он отдал все свои духовные силы на служение ей и памяти великого старца.

Мотовилов уходит. Выходят инокини.

2-я инокиня: Батюшка перед смертью говорил: "После меня отца уж не будет Вам. Вы останетесь совершенными сиротами, и вот Самой Матери Божией Царице Небесной вручаю Вас; Она сама всё управит! После меня много будет вам скорби, но что делать - потерпите, такой уж путь ваш!
3-я инокиня: Строго приказывал батюшка не допускать никого стороннего и не дозволять впутываться в дела обители и говорил: " Если кто помогает вам, не мешайте ему, пусть служит, всё его зачтётся ему, но если за то он в дела ваши впутаться захочет, не дозволяйте того, не гневите Пречистую! И отдайте ему все дары его!"
1-я инокиня: Перед своею кончиною батюшка наказывал: " Ходите ко мне на гробик, и чем чаще, тем лучше. Всё, что ни есть у вас на душе, всё о чём ни скорбите, припав к земле, мне, как живому и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет! Всегда я для вас жив буду!"
2-я инокиня: На кануне кончины батюшки, была у него одна из наших сестёр. Он ей и говорит: " Матушка, какой нынче будет новый год, земля постонет от слез!"
3-я инокиня: Сбылось его последнее слово - воистину земля стонала от плача и рыдания, когда его погребали. И какое было стечение народа!
2-я девушка: Со смертью о. Серафима Саровский послушник, некий Иван Тихонов, почти переехал на жительство в общинку матушки Александры под предлогом заботы и попечения о Серафимовских сиротах и постепенно завладел ею. Когда же сестры единогласно отказались от его попечительства, он поклялся истребить с лица земли даже память о существовании мельничной обители.
Старец: Придет время; многие захотят и будут называться вам отцами, но прошу вас, ни к кому не склоняйтесь духом! Иван-то Тихонов назовётся вам отцом! Он же много скорби соделает вам и век холоден до вас будет!
2-я девушка: Во времена смуты по требованию епархиального начальства Дивеевская обитель была возведена в монастырь. 
Старец: Не хлопочите, не доискивайтесь и не просите монастыря. Придёт время, без всяких хлопот сами прикажут вам быть монастырем, тогда не отказывайтесь!
2-я девушка: Обманным путём была смещена избранная Провидением и сестрами настоятельница, о которой батюшка Серафим предрекал:
Старец: Запомните, у вас на 12-й начальнице устроится монастырь.
2-я девушка: 20 лет шла несправедливая борьба, которую возбудил враг рода человеческого, против Истины, на чьей стороне держали оборону дивные старицы, великие блаженные, исполненные благодати и настоящие питатели обители.

На задний план уходит Манторов, Мотовилов, и третья инокиня.

Старец: До антихриста не доживёте, а времена антихриста переживёте!
2-я девушка: Но заступничеством Царицы Небесной, молитвами и делами праведников был властно положен предел козням врага человечества и возвращена богоизбранная начальница  Елизавета Алексеевна,  Ушакова в монашестве - игуменья Мария. Слезы скорби превратились в слезы радования.
Старец: У меня в Дивееве-то девушки, что пшеница хорошая! Как пополют, да выдернут всю посконь-то, пшеница-то моя Дивеевская и загустеет ещё более, ещё выше поднимется, да краше зазеленеет!

Инокини уходят со сцены.

2-я девушка: Мир и радость поселились в Дивеево в настоятельство незабвенной игуменьи, Марии начальствовавшей, более 40 лет. Вскоре был освящен собор во славу Святой Троицы, правый его придел - во имя иконы Божией Матери " Умиление", левый же придел около 30 лет оставался не освященным в ожидании открытия мощей батюшки Серафима.
Старец: Какая великая радость-то будет! Приедет к нам Царь и вся Фамилия! Народу-то понаедет со всех сторон!
2-я девушка: Ровно 100 лет назад в 1903 г, была издана "Летопись Серафимо-Дивеевской обители". Её составил Леонид Чичагов (в будущем - священномученик владыка Серафим) был он совоспитанником благочестивейшего Государя из богатой семьи На кануне своего губернаторства, он,  оставив всё, принял священный сан. Благодаря его труду вся церковная Россия ждала прославления Преподобного, но канонизация откладывалась. Ознакомившись с докладом протоиерея Чичагова Государь Николай II дал повеление: "Немедленно прославить!"
Старец: Того Царя, который меня прославит, я прославлю!
2-я девушка: С того дня, как Царь - Исповедник нес Крестным Ходом на своих плечах гроб с честными мощами Преподобного начался и его Крестный Путь на Русскую Голгофу, предреченный ему в Дивеево.

Выходят две инокини, вынося иконы царственных мучеников,
ставят ее на аналой рядом с иконой батюшки Серафима, сами остаются на заднем плане.

Мотовилов: Когда будет самое страшное время, батюшка?
Старец: Немного позже, чем через сто лет после моей смерти.
2-я девушка: Вскоре на Крестный Путь вступил и Дивеево, вступила и вся Россия, Через 10 лет после революции монастырь разогнали, но он продолжал жить в миру. Гонения, лишения и мученичество лишь укрепили веру. Только в конце 20 века монастырь вернулся на обетованное Царицей Небесной место; а батюшка Серафим лег мощами в Дивеево!    
Старец: Во, какая будет радость! Среди лета запоют Пасху!

Начинается колокольный перезвон.
На сцену вбегают друзья 1-ой девушка с криками: "Ребята, вот она!"
"Ну, ты даёшь!" "Ты чего ушла!" "Мы тебя обыскались!"

1-я девушка: Тихо! Тихо! Слышите! Среди лета Пасху поют!

Все замирают. Звучат Пасхальные песнопения.


В некоторых моментах спектакля в качестве иллюстраций можно использовать Дивеевские слайды или картины, изображающие сюжеты повествования.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»