Всенощное бдение
1. Всенощное бдение совершается вечером перед праздниками. 2. Всенощным называется это богослужение потому, что в древности совершалось оно всю ночь. 3. Всенощное начинается так: открываются царские врата. Священник с диаконом кадят всю церковь, а на клиросе поют: „Благослови душе моя Господа". 4. В это время вспоминается, как первые люди Адам и Ева ходили по раю и славили Бога. 5. Малый вход совершается так: Священник и диакон (с кадилом) идут из алтаря северными вратами, а обратно в алтарь входят царскими вратами. 6. При малом вход вспоминается пришествие Спасителя. Пономарь со свечей изображает Иоанна Крестителя. 7. Лития. Перед большими праздниками за Всенощной бывает лития (благословение 5 хлебов, пшеницы, вина и елея) и величание (перед иконою праздника кадят и поют хвалебную песнь).
Литургия.
1. Самое главное богослужение—Литургия. 2. За Литургиею совершается таинство причащения. 3. Вспоминается за Литургиею вся земная жизнь И. Христа. 4. Обычно совершается Литургия Иоанна Златоустаго. 5. Литургия делится на 3 части: проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.
Проскомидия
1. За проскомидией приготовляется вещество для таинства причащения. 2. Для проскомидии нужно: чистый хлеб (просфоры)и вино с водою. 3. Просфора - хлеб из двух половинок. Вверху крест и надпись: Ис. Хр. НИ КА. (Ис. Хр.- победитель). 4. Просфор нужно 5. Из 1-ой просфоры вынимается Агнец (большая частица, означает самого И. Христа). Эта частица потом освящается и от нее причащаются. 5. Из второй просфоры вынимается маленькая частица в честь Божией Матери. Из 3-й вынимается 9 частиц в честь святых. Из 5-ой вынимают частицы за умерших. Вино за проскомидией смешивается с водою, потому что когда воин ударил И. Христа в ребро копием, то потекла кровь и вода.
Литургия оглашенных и верных.
1. Оглашенными называются те, которые готовятся ко крещению (еще не крещенные), а верные— крещенные.
2. Малый вход совершается так: священник и диакон (с Евангелием) идут из алтаря северными вратами и входят обратно в алтарь царскими вратами.
3. При малом входе вспоминается, как И. Христос пришел в мир учить людей (проповедовать Евангелие).
4. Великий вход совершается так: Священник с чашею, а диакон с дискосом на голове идут из алтаря северными вратами, останавливаются на амвоне, поминают Государя Императора, Св. Синод и всех православных; потом уходят в Алтарь царскими вратами.
5. При великом входе вспоминается, как И Христос торжественно вошел в Иерусалим и как Он шел с крестом на Голгофу.
6. Пресуществление Даров (то есть, хлеб и вино становятся телом и кровью И. Христа) бывает так: на клиросе поют: "Тебе поем" священник пред престолом трижды молится Св. Духу, потом благословляет хлеб и вино.
7. Когда священник с диаконом выходить для причащения, вспоминается Воскресение И. Христа.
8. Когда в последний раз выносится чаша священником, вспоминается Вознесение Господне.
Литургия Василия Великаго и Преждеосвященных Даров.
1. Кроме Литургии Иоанна Златоуста служат еще: Василия Великого и Преждеосвященных Даров.
2. Литургия Василия Великаго служится лишь 10 раз в году (на Рождество Христово, Крещение, Новый Год, Пять Воскресений в Великом Посту, в страстные Четверг и Субботу).
3. Эта Литургия мало чем отличается от Литургии Иоанна Златоуста.
4. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в Великом Посту (кроме Суббот и Воскресений).
5. Литургия эта называется Преждеосвященных Даров потому, что Святые Дары (для причащения) за этой Литургиею не освящаются, а освящены прежде.
6. Литургия эта— сокращенная Литургия—много имеет отличий от других Литургий.
Предыдущее Оглавление Следующее
|