Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / О задачах и средствах религиозного воспитания и образования /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Предисловие
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• ПРОТОКОЛ № 1 от 6 июля 1925 года
• ПРОТОКОЛ № 2 от 7 июля 1925 года
• ПРОТОКОЛ № 3 от 9 июля 1925 года
• Резолюция
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Резолюции, принятые Педагогическим Съездом представителей средней и низшей школы заграницей 5-12 июля 1925 г.

1) Религиозно-нравственное воспитание детей в дошкольный период их жизни лежит на семье.

2) Т. к. семья при настоящих условиях беженской жизни лишена возможности выполнить надлежащим образом свою обязанность в отношении религиозно-нравственного воспитания детей, то на помощь ей в этом деле должны придти церковный приход и школа устройством детских садов, яслей и др. подобных учреждений, где дети до пятилетнего возраста находятся под постоянным воспитательным воздействием учительницы при непременном, возможно частом участии духовного пастыря, а с пятилетнего возраста - под руководством духовного отца при содействии учительницы.

3) В целях религиозно-нравственного воспитания детей в школе, желательно установление следующих обычаев:

а) Каждый вновь формирующийся класс приобретает по своему выбору классную икону, которая сопутствует класс до окончания им курса школы, а потом передается школьной церкви. Свой классный праздник учащиеся совершают или в день памяти своего небесного покровителя или в ближайший воскресный день.

б) Церковным праздником всей школы является престольный праздник школьного храма, а где нет школьного храма, таковым является день памяти нарочито избранного святого или праздника.

в) Каждый, окончивший школу, получает от нее в напутствие и благословение шейных образок небесного покровителя.

г) В целях более глубокого и сильного воздействия на душу учащихся таинств Покаяния и Причащения, желательно ввести в школе говение учащихся по классам, для чего назначаются последние три дня каждой седмицы Великого Поста, при неудобстве такого порядка необходимо устраивать говение учащихся тремя группами (младший, средний и старший возраст) на первой, четвертой и седьмой неделе Великого Поста. Общее говение с классом не исключает для учеников возможности второй раз говеть с родителями.

д) Школа не должна назначать внеурочных занятий и развлечений для учащихся в часы общественного (церковного) богослужения.

е) Необходимо привлекать учащихся к активному участию в совершении богослужения, прислуживанием в алтаре, чтением и пением, устраивать крестные ходы в дни школьных праздников и в другие дни, чтимые Православной Церковью.

ж) Желательно привлечение учащихся к делам добровольной христианской помощи, там, где она оказывается необходимой и посильной для учащихся, например, поработать за больного, посетить его, позаботиться о нем и т.д.

з) Школа должна содействовать учащимся старших классов организовать кружки для углубления религиозной мысли там, где для этого имеется соответствующая почва, причем работа таких кружков должна проходить под руководством священника.

и) Желательно приучение детей в школе к общему пению наиболее употребительных молитв и церковных песнопений.

4) В высшей степени желательно издание для учащихся младшего возраста журнала и книг с чистым, одушевляющим и привлекающим к христианской жизни и подвигам содержанием.

5) Желательно издание книги, заключающей в себе описание случаев выступления детей в Советской России в защиту веры и нравственности, православных обрядов и обычаев, в ответ на проповедь атеизма и нравственной распущенности.

6) В виду особой важности Закона Божия в деле воспитания и обучения детей в школе, и в целях более частого общения законоучителя с учащимися, особенно в старших классах, Комиссия признает необходимым представить для Закона Божия по два часа в неделю во всех классах школы, т.е. всего 16 часов в неделю, причем для облегчения труда учащихся старших классов один из уроков, как в седьмом так и в восьмом классе, назначаются для классных бесед законоучителя с учащимися, по вопросам их религиозной жизни.

7) В оценке и проверке познаний учащихся по Закону Божию сохраняется постановление первого Съезда об уравнении Закона Божия со всеми предметами школы.

8) Курс Закона Божия в интересах преподавания разделяется на три концентра, из которых младший охватывает курс приготовительных классов, средний - курс первых четырех классов, и старший - курс старших четырех классов школы.

9) Программа по классам разделяется таким образом:
ПРИГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС - первоначальное наставление в Законе Божием: научение молитве, краткая Священная История Ветхого и Нового Завета, краткие сведения о богослужении и объяснение Символа Веры и десяти заповедей (краткий Катехизис).

ПЕРВЫЙ КЛАСС - краткий курс Священной Истории Ветхого Завета в мессианском освещении. Практическое ознакомление с храмом Божиим и священными предметами при богослужении.

ВТОРОЙ КЛАСС - земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа (по Евангелию). Объяснение важнейших моментов Литургии. Изучение тропарей двунадесятых праздников. Беседы об особенностях богослужения Страстной Седмицы.

ТРЕТИЙ КЛАСС - история распространения христианства при апостолах (по книге Деяний Св. Апостолов). Знакомство с избранными житиями святых. Во второе полугодие - ознакомление со всенощным бдением и краткое систематическое повторение всего курса объяснения богослужения.

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС - пространный христианский Катехизис (с возможными сокращениями).

ПЯТЫЙ КЛАСС - общая история Христианской Церкви с присоединением обзора состояния Церкви на Западе после разделения. История славянских Церквей.

ШЕСТОЙ КЛАСС- история Русской Церкви. Знакомство с религиозными течениями в русском обществе в связи с религиозными течениями на Западе. Знакомство с каноническим устройством Церкви.

СЕДЬМОЙ КЛАСС - классное изучение бесед Иисуса Христа по Евангелию для ознакомления учащихся по первоисточнику с основными истинами христианского вероучения и нравоучения.

ВОСЬМОЙ КЛАСС - классное изучение избранных мест из посланий св. Апостолов с той же целью, как и в седьмом классе.

-------

Основные положения по вопросам религиозно - нравственного воспитания и образования в средней и низшей русской эмигрантской школе, выработанная Комиссией по Закону Божию, были приняты Общим Собранием ВТОРОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СЪЕЗДА в Праге 11 июля 1925 года,с изменением программы и распределения учебного материала в том смысле,что преподавание Катехизиса было перенесено на один из старших классов.

Председатель Комиссии прот. П. Беловидов
Секретарь В. Недельский



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»