Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Образцы учебных программ /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Программа по Закону Божию
• Программа духовно-нравственного воспитания
• Примерная программа православного воспитания
• Во что верят православные христиане
• Во что верят православные христиане (продолжение)
• Во что верят православные христиане (продолжение)
• Во что верят православные христиане (продолжение)
• Во что верят православные христиане (продолжение)
• Во что верят христиане (продолжение)
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Во что верят православные христиане (продолжение)

В чем смысл жертвы Христовой

 

Повреждение человеческой природы, которое произошло в результате первородного греха, человек не мог исправить своими силами. Первородный грех не лишил человека призвания к жизни с Богом, но отнял возможность осуществить это призвание. Первородный грех стал преградой между Богом и человеком, преодолеть эту преграду своими силами человек не мог.

Почему тогда Господь Своей волей до сих пор не уничтожил человеческий грех и тем самым не восстановил Свою прежнюю связь с человеком, то есть не осуществил его спасение?

Господь сотворил человека свободным, и не желает коснуться человеческой свободы, насильно спасти человека. Для спасения необходима свободная воля человека, его желание стать настоящим образом и подобием Божиим, его желание быть спасенным. Спасение, возможно только совместными усилиями человека и Бога. Спасти нас без нас Господь не может.

Господь так возлюбил человека, так возжелал его спасения, что послал на землю сына своего Иисуса Христа. Иисус Христос или иначе Спаситель, оставаясь Богом, воспринял человеческую природу, всю целиком, за исключением греха. Спаситель, как человек, хотел есть и пить, был искушаем дьяволом, гневался, радовался, печалился и плакал. Всему этому есть подтверждение в Евангелии. Наконец Иисус Христос, испытав позор и издевательства, был распят на кресте. Он испытал даже оставленность Богом, когда в мучениях на кресте говорил: «Господи, Господи, зачем Ты Меня оставил?».

Мы знаем, что Иисус Христос воскрес на третий день после казни. Он явился апостолам как второй Адам, то есть не был бесплотным Духом, но имел и тело. Апостол Фома даже потрогал руками Его раны, которые Он получил на кресте. Хотя воскресший Иисус Христос внешне ничем не отличался от обычного человека, тело его после воскресения перестало быть смертным телом, оно стало таким же, как у Адама до грехопадения, то есть имело и духовные свойства. Христос мог свободно проходить сквозь стены, мгновенно появляться то в одном, то в другом месте пространства. Господь восстановил в Самом Себе поврежденную человеческую природу, и дал возможность сделать это каждому из нас, восстановить утраченное единство Бога и человека. В Иисусе Христе Божественное и человеческое соединяются для совместной борьбы с грехом и дьяволом ради возвращения в рай всего человеческого рода, ради спасения всех людей. Восприняв поврежденную человеческую природу, всю, за исключением греха, Спаситель своим примером показал, что, если очистить душу от греха, повреждение можно восстановить, и сделать душу и тело прежними, какими они были до грехопадения.

Жертва Христова, Его крестные страдания и Воскресение сделали то, что устранили препятствия для соединения человека с Богом. Человечество, наконец, получило возможность нового рождения, возможность возрождения, восстановления того падшего образа Божия, носителями которого мы являемся. Это уже можно видеть на Божией Матери, которая, пройдя через врата смерти, в новом, духовном теле была взята на небо.

Из Священного Писания мы знаем, что души, умерших до Воскресения Христова, (души грешников и праведников) находились в богооставленности в аду. Господь своим воскресением, смертию смерть попрал. Он вывел души из ада и определил им места в своих небесных обителях.

Своим вочеловечением, всеми Своими делами во время пребывания на земле, и, наконец жертвой, Иисус Христос дал нам путь, по которому мы можем идти к Богу, показал какой должна быть наша жизнь, при которой может быть обретена истина и человек становится настоящим образом и подобием Божиим. Иными словами, Христос есть путь, и жизнь, и истина.

Христос создал святую Церковь, установил таинства крещения и причастия. Он всем желает спасения, то есть соединения с Ним. И теперь очередь за человеком, насколько он сам желает спасения, насколько желает быть с Богом, стать действительно своим и родным Богу, причастником Божественной природы, чадом Божиим.

 

Спасение. Царство Божие. Геенна. Всеобщее Воскресение

 

Душа после смерти тела не исчезает и не умирает, но пребывает в потустороннем, духовном мире.

Есть множество фактов, свидетельствующих о том, что сознание умершего не прекращается и жизнь личности продолжается и за порогом земного бытия.

В 1910 году в России была издана книга «Невероятное для многих, но истинное происшествие». Автор К. Икскуль описывает то, что происходило с ним самим. Он описывает момент своей клинической смерти (пограничного состояния между жизнью и смертью, когда человек уже мертв, но возможно еще его возвращение к жизни через оказание медицинской помощи).

Автор говорит, что сначала была тяжесть, какое-то давление, потом вдруг появилось ощущение свободы. Увидев отдельно от себя свое тело и начиная догадываться, что это его тело мертво, он не потерял осознания себя как личности:

«В наших понятиях со словом смерть неразлучно связано представление о каком-то уничтожении, прекращении жизни, как же мог я думать, что умер, когда я ни на одну минуту не терял самосознания, когда я чувствовал себя таким же живым, все слышащим, видящим, сознающим, способным двигаться, говорить?»

Другой человек, переживший состояние клинической смерти, рассказывал, что он слышал и видел, как его родственники, едва остановилось его сердце, начали спорить, ссориться, ругаться из-за наследства. На самого покойника никто не обращал никакого внимания, даже не говорил о нем, он, оказывается, никому уже не был нужен, все внимание было обращено на деньги и вещи. Можете себе представить, какова была «радость» всех тех, которые уже поделили его немалое наследство, когда этот человек вернулся к жизни. Множество подобных фактов собрано в книге американского доктора Моуди «Жизнь после жизни», в которой он излагает свой опыт общения с пациентами, пережившими клиническую смерть.

Американский врач – кардиолог Роолингз в своей книге «За порогом смерти» приводит тщательно отобранные случаи бесед с людьми, пережившими клиническую смерть. Интересно, что примерно 50 процентов случаев пациенты ни за что не хотели оставаться в загробном мире, таких страшных чудовищ они там видели. Другая же половина пациентов не хотела возвращаться к жизни, чтобы не расставаться с тем радостным, блаженным ощущением, которое они там испытали.

Роолингз отмечает, что все, пережившие клиническую смерть и вернувшиеся к земной жизни, существенно изменили свое поведение.

Цель нашей земной жизни с христианской точки зрения — спасение души, то есть «пребывание с Богом и единение с ним в любви», — говорит святитель Василий Великий.

Стремление человека к спасению не должно совершаться ради «духовных» наслаждений или угрозы наказания. Спасение — это свободное, по любви к истине, святости и Божественной Красоте избрание единения с Богом.

 

Где пребывает душа в первое время после смерти тела

(По книге профессора А.И. Осипова «Посмертная жизнь души»)

 

Человек живет на земле во времени. Наше знание о Земле и человеке насчитывает многие тысячи лет, мы как бы владеем громадным отрезком времени, в котором помещаются наши знания. После смерти тела душа переходит в Вечность, но это совсем не то, что представляет собой длительное время, это совсем другое понятие, принадлежащее миру потустороннему.

Церковь учит, что первые три дня после кончины человека его душа еще остается на земле — около близких, родных, друзей. Будучи уже там, в Вечности, она не сразу отрывается от земли. Она пытается общаться с родными, но, увы, не получает ответа.

Душа, будучи по природе жительницей духовного мира, освобождаясь от тела, становится способной совершенно иным образом видеть тот мир. Там душе все открывается. Там душа вступает в единение с миром духов. Но с какими духами объединяется душа? Она объединяется с тем, что ей родственно и поэтому испытывается на добро и на зло.

Сначала душа испытывается на добро. Душа проходит путь по всем добродетелям. По апостолу Павлу — это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание и так далее (Гал. 5,22). Например, душа оказывается перед лицом кротости. Воспримет ли она ее как драгоценное качество, к которому стремилась и которое искала в своей земной жизни, хотя и не могла приобрести, или напротив оттолкнет его, как что-то чуждое и неприемлемое? Соединится ли она с духом кротости или нет? Так, в течение шести земных дней (с четвертого по девятый день после смерти тела) произойдет особое испытание души пред лицом всех добродетелей.

Каждая добродетель прекрасна, ибо Сам Бог есть Красота неизреченная, и душа во всей полноте видит там Красоту этих свойств Божиих. И вот на этом экзамене на добро и испытывается душа, приобрела ли она в условиях земной жизни хоть какое-то стремление к этой вечной Красоте.

Далее с девятого по сороковой день душа проходит испытание на страсти (иначе — укоренившиеся грехи, которые притягивают к себе настолько, что человек не может с собой справиться, хотя и знает, что они приносят вред душе.). Душа испытывается по двадцати страстям, и их обычно называют мытарствами. Это испытание происходит перед лицом той Красоты, которая только что открылась душе во всей полноте. И вот тут обнажаются те страсти, которые человек приобрел во время земной жизни. Мытарства есть не что иное, как испытание человека на страсти. Тот, кто не смог отрешиться от той или иной страсти на земле, а тем более служил ей, для кого эта страсть стала смыслом жизни, тот и на небе не сможет отрешиться от нее. Вот и происходит срыв на мытарстве, падение души в ничем неутолимый огонь страсти, в ничем неутолимые страдания. Если в земной жизни с помощью тела та или иная страсть может найти себе удовлетворение или может отступить, хотя бы во время сна, то там такой возможности нет. А неудовлетворенная страсть, которая гораздо более сильно действует там, чем на земле, вызывает сильное и продолжительное страдание. Таким образом, страдание это вызвано самим человеком, неправедным образом жизни его на земле. Иными словами можно сказать, что не Бог наказывает нас за грехи, а душа, обремененная страстью, сама бросается во власть демонов.

Когда мы ведем жизнь правильную, живем по заповедям Божиим и каемся в их нарушении, то душа наша в загробном мире соединяется с Духом Божиим, пребывает в Царствии Божием, то есть спасается. Когда же поступаем против совести, нарушаем заповеди, то душа соединяется с демонами-мучителями.

Потусторонний мир — это мир света, в котором откроются все наши грехи. Вдруг ясно обнаружится все лукавое, низменное, бессовестное, что есть в нас, и что мы сами порой не осознаем, многое прощаем себе и на многое закрываем глаза. Царствие Божие начинается, завоевывается человеком уже на земле. Только находясь в теле, человек может творить добро или зло, грешить, нарушать заповеди, или каяться и вести праведную жизнь. На земле осуществляется наша свобода, наш выбор. После смерти уже нет выбора, а лишь обнаруживаются плоды земной жизни. Душа просто оказывается перед лицом всего результата ее земной деятельности.

Поэтому Церковь и призывает к скорейшему покаянию. Покаяние — это не просто раскаяние в содеянном грехе, это изменение ума, образа мыслей, изменение целей своей жизни, стремлений. Покаяние — это путь приобретения угодных Богу добродетелей. Но можем ли мы самостоятельно пройти по этому пути, ведь даже при очень большом желании не грешить, мы часто повторяем одни и те же грехи? Мы должны помнить, что Богу все возможно, и потому постоянно в молитве должны обращаться за помощью к Нему, и мы увидим, что помощь придет. Спасается тот, кто на своем опыте убедился, что ему нужен Бог – Спаситель.

Нас никогда не должна покидать надежда на спасение. Даже малое стремление к добру и покаяние во зле может стать той каплей, которая склонит чашу весов к Богу. Эта малая капелька, совсем вроде бы ничтожная, может стать залогом того, что Господь победит то зло, которое присутствует в душе и соединится с ней. Борьба с грехом и искреннее покаяние в этой нашей жизни становятся залогом прохождения мытарств.

Мы христиане должны быть бесконечно благодарны Богу за то, что Он заранее открыл нам посмертную тайну мытарств, чтобы мы здесь боролись со своими дурными наклонностями, боролись и каялись. И если у человека есть хотя бы маленький росточек такой борьбы, если есть желание и понуждение жить по Евангелию, То тогда Господь Сам восполнит недостающее и освободит нас из рук демонов-губителей. Истинно слово Христово: «В малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость Господа твоего» (Мф. 25,23).

Итак, для праведных будет царство вечной жизни и света, а грешные пойдут в муку вечную, в геенну. Но как же понять учение о Боге любви, если Он, зная, что эти люди погибнут, дал им жизнь? На этот вопрос мы можем дать такой ответ. Мы не знаем, что такое вечность, что такое мука вечная, что такое геенна, для нас это тайна. Мы можем только склониться перед любовью и премудростью Божией, поверить, что у него не может быть ни неправды, ни мести, но есть только безграничная любовь и, следовательно, вечность для каждого человека будет самой полезной и соответствующей его духу.

Великий подвижник VII века говорит: «Не для того Господь мирится с грешниками здесь (на земле), чтобы безжалостно мучить их там. Где любовь, там нет возмездия; а где возмездие, там нет любви. Любовь, когда совершает добрые дела или исправляет прошлые поступки, не воздает тем самым за дела прошлого. Но заботится она о том, что наиболее полезно в будущем».

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет их принять. И в будущем веке Бог всем дает блага — ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим».

Тот, кто попадает в геенну, сам имеет адское состояние души и ему невыносимо пребывание с Богом. Представьте себе, как будет чувствовать себя в Царствии Божием душа, наполненная ненавистью, злобой. Злобное существо не может пребывать в атмосфере любви, в атмосфере царства Бога. Поэтому Господь по своей благости дает возможность такому существу быть вне Себя. Бог до конца сохраняет свободу разумной твари, проявляет Свою благость к ней тем, что предоставляет ей возможность быть там, где она может быть.

Итак, сама геенна есть не что иное, как последнее промыслительное средство любви, которое использует Бог для спасения человека.

Сказанное не означает, что попавшие в геенну не испытывают адских мук. В Священном писании мы слышим сильнейшие предупреждения: «…и пойдут сии в муку вечную (Мф. 25,46); «извержены будут во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12). Вот почему с такой настойчивостью, с такой силой, ссылаясь на постановления Вселенских Соборов, Церковь предупреждает нас об угрозе вечных мучений.

То, что происходит с душой на сороковой день после смерти тела, называется частным судом. Церковь учит, что в конце бытия будет еще окончательный судСтрашный Суд, на нем участь многих людей, по молитвам Церкви, возможно изменится. Церковь учит, что в конце бытия произойдет Всеобщее Воскресение и человек вновь приобретет свою природную полноценность, будет, как и при жизни на земле, обладать свободой воли. На Страшном Суде окончательная судьба человека будет решаться уже им самим, его волей, он вновь обретет способность покаяния, то есть духовного обновления, исцеления — в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определяется степенью ее духовности, достигнутым при жизни на земле. Здесь в последний раз будет совершен окончательный выбор человека: быть с Богом или уйти от Него навсегда.

 

Все мы странники на земле

 

Как-то вечером один император сидел у ворот своего дворца. Близ него стояли его телохранители и слуги. В это время мимо проходил один монах с посохом в руках и с сумой за плечами. Он остановился и захотел войти во дворец. «Куда ты, отче?» — остановил его один из телохранителей. «Хочу войти в эту гостиницу, чтобы переночевать», — ответил монах. «Это не гостиница, а царский дворец, проходи дальше». Император, слышавший этот разговор, велел позвать к себе монаха и сказал ему: «Добрый отче! Это не гостиница, а дворец, а я император». Нисколько не смутившись, монах сказал: «Ваше Величество! Кому принадлежал этот дворец пятьдесят лет назад?» «Моему деду», — отвечал император. «А после вашего деда, кому?» «Моему отцу». «А после отца, кому?» «После отца — мне». «А после Вас, когда умрете?»  «Дворец будет принадлежать моему сыну». Тогда монах воскликнул: «Как же, государь, после этого дом, в котором побывало столько народу, не гостиница?»

Император понял, что хотел сказать монах, взял его за руку, ввел в свой дворец и велел приютить и угостить.

 

Действительно, все мы великие и малые, богатые и убогие, только и делаем, что проходим по этой земле; нет у нас здесь постоянного вековечного жилища, все мы и богатые и бедные — лишь странники здесь и никому из нас ни перед кем нечем гордиться. Ни богатый, ни бедный ничего здесь на земле не имеют навечно. Только вера в Бога, да добрые дела, да благочестивая жизнь — вот какое богатство пойдет с нами «туда» и от нас не отнимется. Приобретай же это сокровище и никогда не говори «довольно».

 

Думы за горами, а смерть за плечами

 

У одного богатого и доброго царя было много сыновей. Все они получили от рождения разные дары, и царь всех их любил одинаково. Он желал, чтобы все они, возмужавши, разделили с ним его светозарный трон. Но чтобы не нарушать святой правды, по которой всегда жил царь, он решил испытать своих сыновей и отослать их в одну далекую страну, где сыновья должны были развить и усовершенствовать свои дары, чтобы быть достойными царского трона. Они должны были сохранить свое царское благородство чистым и незапятнанным. Сыновья должны были трудиться в той стране самостоятельно. Но царь очень любил своих детей и дал им невидимых хранителей и наставников. Хранители эти не вмешивались в жизнь сыновей насильно, но каждое мгновение, присутствуя при них, давали им советы и склоняли на доброе или старались отговаривать от дурного. При этом в груди у сыновей билось чувство совести, которое или порицало их за дурной поступок или ободряло на трудном пути. Снаряженные таким образом, сыновья отправились в незнакомый им край.

Отец не сказал им определенно, когда они должны вернуться. Он говорил только, что может призвать их к себе в любое время, поэтому они всегда должны быть готовы достойно предстать пред ним. Но, во всяком случае, срок жизни в далекой стране был определен недолгим.

Пришедши в страну, сыновья стали жить по своей свободной воле. Но, к несчастью, не все вели себя так, как следует сыновьям великого и доброго царя. Одни забыли свое происхождение, увлекшись деньгами и роскошью, и стали жить только для богатства. Другие соблазнились почестями и властью и оставили всякую мысль о том, что нужно когда-нибудь возвратиться к отцу и ответить на вопрос, как они заслужили любовь отца и право восседать на его троне? Третьи сделали еще хуже, они пали так низко, что уподобились животным.

Между тем срок подходил. Не велик он был и проходил быстро. И вот, когда проходила какая-либо часть срока, невидимые стражи царских сыновей и совесть старались напомнить им об их дурном поведении и побуждали их к исправлению. Одни слушались своих хранителей; другие только ненадолго задумывались над их советами, потом забывали их и жили по-прежнему. Вдруг, когда сыновья не ожидали, отец стал призывать их одного за другим. Содрогнулись они, хотели исправиться, да уж было поздно. И когда они собрались пред престолом, достойных царь принял, а недостойных отверг. И грустно было доброму царю, и плакали ангелы-хранители. Глубоко скорбели недостойные сыновья о невозвратном времени, когда они могли заслужить право царствовать вместе с отцом.

 

Вы, конечно, догадались, что под царем здесь разумеется Господь, а под царскими сыновьями — все люди, которых Сам Иисус Христос в Евангелии называет детьми Отца Небесного. Мы рождаемся на земле, но не для нее предназначены; в этом мире мы только пришельцы и странники. Среди тех соблазнов и испытаний, которые предстоят на нашем пути, мы должны усовершенствовать полученные нами при рождении дары. Среди условий земного существования мы должны воспитать наше сердце в чувстве братской самоотверженной любви, нашу волю — в делании добра, нашу мысль — в чистых, высоконравственных помыслах и принести к Богу нашу душу неоскверненною никакими лукавыми помышлениями или делами. Нам даны для достижения этих целей ангелы – хранители, добрая совесть и благодатная Божия помощь. Нам дан срок очень недолгий, всего семьдесят или восемьдесят лет, а, возможно, и того меньше. И только в этот непродолжительный срок можем мы снискать любовь к нам Бога и представить отчет о своей жизни Небесному Царю, за который нам не было бы стыдно.

 

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

 

В ветхозаветные  времена через пророка Моисея Господь дал Закон евреям, вышедшим из египетского рабства.

Иисус Христос дал людям новый закон — закон любви, который получил название заповедей блаженства. Среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, при большом скоплении народа, собравшегося со всех концов еврейской земли, Спаситель произнес проповедь, которая получила название нагорной проповеди.

Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его (Мф. 5,1).

В нагорной проповеди Господь дал девять заповедей блаженства, исполнение которых приводит человека к высшей степени счастья — блаженству.

Заповеди блаженства, данные нам Спасителем, не нарушают заповедей Закона, а дополняют его.

Десять заповедей Закона запрещают делать то, что греховно. Девять заповедей блаженства говорят о том, что добродетельно. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные качества должны они иметь, чтобы все больше и больше приближаться к Богу и приобретать святость, а вместе с ней и блаженство, то есть высшую степень счастья.

Первая заповедь блаженства: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны, то есть в высшей степени счастливы, угодны Богу нищие духомэто люди смиренные, которые сознают свое несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думают о том, что они лучше или достойнее других. Нищета духовная равносильна смирению.

Смирение или смиренномудрие — это основная христианская добродетель.

Смирение дает нам возможность познавать самих себя, правильно оценивать свои достоинства и недостатки, привлекает к нам милосердие Божие. Грешник, если приобретает в себе смирение, становится праведником.

Слово Божие говорит: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50,19). «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч. 3,34). Мы все видели на улицах нищих. Это нищета материальная. Она может способствовать нищете духовной, но только в том случае, когда человек воспринимает материальную нищету безропотно, видит в ней промысел Божий. И богатые могут быть смиренными, то есть нищими духом, если понимают, что материальное богатство тленно и преходяще, и что оно не может заменить богатства духовного. В таких случаях богатые делятся своим богатством с бедными.

Христианское смирение нужно отличать от самоуничижения, роняющего человеческое достоинство, как, например, заискивание, подхалимство.

Господь наш Иисус Христос во время своего пребывания на земле в образе человеческом, будучи Богом, проявлял величайшее смирение вплоть до крестных мук. Поэтому смирение можно по праву назвать Божественной добродетелью.

Оно противоположно гордости — греху, который обычно называют дьявольским. От гордости произошло все зло в мире. От этого греха, возгордившись, возомнив себя равным Богу, первый из ангелов стал дьяволом. Из-за этого греха, (из-за желания стать как Боги), Адам и Ева вкусили запретный плод в раю, и произошло грехопадение, в корне изменившее их жизнь.

Грех гордыни отвращает от нас милосердие Божие. Если гордыня присуща нам, то какие бы мы подвиги не совершали: воздержание, девство, молитву, милостыню — вся наша жизнь становится неугодной Богу. Смирение — величайшая добродетель, которой не может ничего противопоставить сам дьявол. Дьявол — это бесплотный дух, который не нуждается в пище и питье, никогда не спит, не просто верит, а знает, что Бог есть. По попущению Божию он может противостоять подвижникам, имеющим веру в Бога, ограничивающим себя в пище и сне. Однако он ничего не может сделать со смиренным человеком, потому что дьявол по своей сущности отрицает смирение и является воплощением гордыни.

 

Твое смирение палит меня

 

Некто Авва Макарий нес в келью дрова. И вот на пути встретился ему дьявол. Дьявол хотел толкнуть Макария и не смог. И говорит ему: «Велика в тебе сила, Макарий, и я не силен против тебя. Я делаю все, что и ты делаешь. Ты постишься, а я не ем вовсе. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одно есть, чем ты меня побеждаешь. Это смирение, оно палит мня».

 

Исхожу по смирению твоему

 

Однажды привели к одному старцу бесноватого, чтобы старец изгнал беса. После недолгой молитвы старец сказал бесу: «Изыди из творения Божия». Демон ответил: «Выхожу, но ответь мне, кто козлищами назван в Евангелии, а кто агнцы?» Старец сказал: «Козлища — это я, а агнцев знает Бог». Демон возопил: «Исхожу по смирению твоему».

 

Смиренного не унижают лишения и бедность и не делают надменным богатство и слава. Смиренный не завидует успеху ближнего и не радуется его неприятностям. Смиренный радуется с радующимися и плачет с плачущими. Он не знает ни досады, ни лукавства, но просто и непорочно служит Господу.

 

Смиренный монах

 

Один монах, живший в монастыре, покорно принимал все обвинения, которые возводили на него другие монахи. Некоторые из монахов, стали роптать на него, что он работает меньше всех. Настоятель монастыря ответил им, что для него одна циновка, сделанная со смирением, дороже всех, сплетенных с гордостью. В доказательство он велел развести огонь и бросить туда циновки. Все циновки, сделанные братией, сгорели кроме циновки, сплетенной смиренным монахом.

 

Смирение заключатся в том, чтобы всех считать лучшими себя, не относить к себе своих заслуг и добрых дел, а почитать их делами Божиими, а все дурные дела относить только к себе, почитать их делом своих рук.

 

Смиренный Иоанн

 

Преподобный Иоанн родом из Палестины за святую жизнь был поставлен епископом в Дамаске. Убегая от славы человеческой, он тайно под видом нищего попросился в отдаленный монастырь простым работником. Игумен принял его. Преподобный Иоанн днем служил братии, а ночью молился. Утром он приносил всем братьям воду. Один из монахов невзлюбил его и издевался над ним, обливал помоями. Игумен хотел наказать монаха за это, но преподобный умолил простить его. Наконец один из братьев узнал, что Иоанн — архиепископ и рассказал об этом другим монахам. Все бросились просить прощения. Простив всех, преподобный ушел в Египет, там он за свое подвижничество удостоился дара прозорливости.

 

Дьявольские сети

 

Поведал преподобный Антоний: «Видел я дьявольские сети, раскинутые поверх земли. Горе роду человеческому, —  сказал я, вздохнув, — кто может избежать этих сетей или освободиться от них?» На это сказано было мне: «Смиренномудрые спасаются от всех сетей дьявола, расставленных на земле».

 

В награду нищим духом или смиренным Господь обещает Царство Небесное, то есть вечную, блаженную жизнь.

Вторая заповедь блаженства: блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Плачущиете, которые скорбят, плачут о своих грехах. Плачь, о котором говорится во второй заповеди, — это прежде всего скорбь и покаянные слезы о сделанных нами грехах.

Могут быть благотворны и скорбь и слезы, вызванные постигшими нас несчастиями, например, смертью дорогих нам людей, если только эти скорбь и слезы проникнуты верою и упованием, терпением и преданностью воле Божией.

Благотворны могут быть скорбь и слезы, вызванные состраданием к несчастью ближнего, если эти слезы искренние и сопровождаются делами милосердия.

Однако, лишь плач о своих грехах — покаяние дает возможность человеку войти в Царство Небесное. Господь говорит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9,13). Смело полагайся на безмерное человеколюбие Христа, не бойся покаяться в своих грехах. Человеку даже до последнего его издыхания покаяние возможно. Много раз согрешил, много раз покайся. Велика сила покаяния, делающая нас белыми как снег, даже если предшествующий грех сильно очернил нас.

 

Покаяние царя Давида

 

Царь и пророк Давид тяжко согрешил пред Богом, убив Урию, чтобы его жену взять себе в жены. Велик был его грех, но велико было и покаяние. Давид осознал свой грех, он сильно и горько плакал днем и ночью. Давид выразил свое покаянное чувство в пятидесятом псалме: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей».

 

Раскаяние апостола Петра

 

Апостол Петр никогда не переставал оплакивать свое кратковременное отречение от Иисуса Христа, которое он совершил из чувства самосохранения, когда Христос был схвачен и приведен на суд в Синедрион (высший судебный орган у евреев). Христос предсказывал, что еще до первых петухов Петр трижды отречется от Него, что и совершилось на самом деле. Во всю свою жизнь Петр не переставал плакать о своем поступке. Об этом свидетельствует ученик апостола Климент, епископ Римский. На обеих щеках апостола Петра образовались две глубокие морщинки, по которым как по каналам стекали слезы. Он плакал не только днем, но и ночью, а после первого пения петухов вставал и молился до утра.

 

Истинное покаяние может сделать грешника праведником.

 

В египетском монастыре был один уважаемый дьякон. Он впал в блуд с одной женщиной и положил позор на всех монахов. Опомнившись, он пошел к любимому старцу и рассказал ему грех свой. У старца в кельи было одно укромное место. Дьякон попросил спрятать его там и никому об этом не говорить. Спрятавшись, он стал приносить истинное покаяние. Через год наступила засуха. При совершении общей молитвы было открыто: «Если не выйдет помолиться дьякон, то не будет дождя». Слышавшие это удивились и пошли вместе со старцем к дьякону, прося его молитв. Дьякон помолился и пошел дождь. Вот какая польза произошла от его покаяния.

 

В награду плачущим Господь обещает, что они утешатся,  получат прощение грехов, а через это внутреннее успокоение, получат и вечную радость, то есть вечное блаженство.

Третья заповедь блаженства: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Кротостьэто спокойное, полное христианской любви состояние человека, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе роптать не только на Бога, но и на людей. Кроткие люди и сами не раздражаются и других людей не раздражают. Христианская кротость выражается главным образом в терпеливом перенесении обид. Кротость противоположна гневу, злобе, мстительности.

Кроткий человек всегда сожалеет о жестокости сердца обидевшего его человека, желает его исправления; молится о нем, не осуждает, а отдает его на суд Божий. Апостол Павел говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми, не мстите за себя» (Рим. 12, 18 – 19). Господь сам будет судить человека, Он говорит: «Мне отмщение и Я воздам».

Высочайший для нас пример кротости — Сам Господь наш Иисус Христос, молившийся на кресте за своих врагов. Спаситель наставляет: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11,29). Жизненный опыт убеждает нас в том, что кротость может победить самые жестокие сердца. Нет ничего могущественнее кроткого слова. Как вода гасит сильно горящее пламя, так и слово, сказанное с кротостью, укрощает даже самый сильный гнев. Кроткий принимает на себя удары и остается тверд.

Может ли кроткий человек гневаться? Да, если этот гнев направлен на свои грехи, на самого себя. Кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления и защищает несправедливо обижаемых, и восстает на обижающих. Если при нем обижают, оскорбляют, бьют или убивают другого человека, христианин должен вступиться за обижаемого. И здесь он может проявить праведный гнев.

Когда Господь, придя в храм, увидел, что храм из дома молитвы превращен в дом торговли, Он очень сильно разгневался и бичом выгнал торговцев из храма.

Кротость нельзя смешивать с малодушием. Кротость — это признак великой силы. Чтобы быть кротким нужно иметь мужественную, благородную и высокую душу. Нужно много душевных сил, чтобы, получив оскорбление, не возмущаться. Такое поведение смело можно назвать мужественным.

 

Кротость священника

 

К одному священнику пришла молодая девушка, чтобы исповедаться, но когда священник приготовился к исповеди, она вдруг заявила, что исповедоваться не будет.

«Я знаю вас, поэтому не могу открыть вам свои грехи, я ухожу».

Видя явное искушение от дьявола, батюшка пошел на небольшую хитрость. «Ну хорошо, — кротко говорит он,— я у вас грехи не буду спрашивать. Вы только стойте и молчите, а я буду перечислять грехи. Если вы повинны в грехе, который я вам назову, то стойте и молчите, а если не повинны, то скажите, нет».

«Нет, я у вас не буду исповедоваться, вы не истинный пастырь. Вы продажный, вы волк и разбойник».

«Может быть я и разбойник, но ведь Христос невидимо стоит здесь и Сам принимает вашу исповедь, разве не так?» — кротко говорит священник.

«Я вам не верю, вы грубиян».

«Но чем же я вас обидел, что я плохого сделал?»

«Я совсем ни во что не верю и не буду исповедоваться».

«Но ведь вы ко мне сами пришли, значит верили тогда?»

«А теперь совсем не верю».

«Ну, ладно, вы только не волнуйтесь, — снова кротко говорит священник. Исповедоваться вы у меня не будете. Я очень плохой священник. Но вот я вас об одном прошу. Если сможете, встанем вместе на колени пред образом Спасителя и постоим молча».

Пастырь тихо опустился на колени. Ему было больно видеть это крайнее ожесточение души. Своей главой он прильнул к полу. Он слезно просил Господа, чтобы Господь Сам Своею благодатью смягчил сердце этой девушки.

Она с минуту стояла, как изваяние, не решаясь стать на колени. Гордость и еще какое-то смутное чувство леденили ее. И стыд, такой упорный, непримиримый удерживал ее. Она то смотрела на икону Спасителя, то на стоящего на коленях священника. И вдруг ей стало жаль этого человека. Ради чего он так унижается? А она стоит как судья над подсудимым.

«Нет, пронеслось в ее сознании, здесь не ложь, не корысть. И какой другой человек так кротко добивался бы исповеди?» Краска стыда залила лицо девушки. Добро взяло верх над ожесточенным злом.

Священник еще молился, не поднимая головы от пола, когда услышал, что около него опустилась исповедница.

Когда священник поднялся с пола, то увидел, как она склонилась (быть может, впервые в жизни) на пол и тихо плакала. Она изливала пред Богом всю горечь своего душевного состояния. Пред нею открылась как бы какая завеса, закрывавшая ранее истинно греховное состояние ее души. А потом пришло неведомое ей ранее, такое блаженное умиротворение.

Когда девушка поднялась с пола, то услышала голос священника: «Да простит Господь тебе, чадо, все согрешения твои вольные и невольные».

Вот что делает святая кротость с душами человеческими.

 

Стяжала великую кротость.

 

 

Одна богатая женщина отправилась на поклонение Святым местам. Прибыв в монастырь, она решила остаться там и вести праведную жизнь. Женщина попросила епископа дать ей девицу, которая обучала бы ее иноческой жизни. Епископ избрал одну смиренную девицу. Спустя немного времени, он спросил: «Ну, как девица?» «Очень хорошая, но совершенно бесполезная для души моей», — ответила женщина. Тогда епископ послал ей другую, крутого нрава, которая всегда бранила свою ученицу: «У, дура богатая». Вскоре епископ опять спросил: «Ну, как наставница?» «Вот эта действительно приносит пользу душе моей»,— ответила женщина. Таким образом, она стяжала необыкновенную великую кротость.

 

Кротость преподобного Феодосия

 

Однажды преподобный Феодосий игумен Печерский был в гостях у великого князя Изяслава. Князь не хотел отпустить Феодосия пешим и приказал одному из слуг отвезти его. Но этот слуга, сочтя игумена за простого просителя подаяний, спустя некоторое время сказал ему так: «Черноризец, пора мне отдохнуть, а тебе править лошадьми». Преподобный Феодосий благодушно уступил ему свое место. Слуга заснул. Но вот, проснувшись по утру, увидел, что все вельможи, ехавшие к князю, кланяются Феодосию. Ужас его увеличился, когда, подъехав к монастырю, увидел, что вся братия вышла к своему игумену навстречу и благоговейно принимает благословение. Слуга пал на колени и просил у игумена прощения.

 

Если пища не хотела прийти к нам, то мы сами пойдем к ней

 

Преподобный Ефрем Сирин любил уединение и не ходил на общую трапезу своего монастыря. Пищу ему приносил один из его учеников. Однажды, неся кушанье, ученик случайно споткнулся и  разбил сосуд с пищей. Он не знал, что делать, боясь гнева своего старца. Но святой Ефрем увидел это из окна и весело сказал: «Не печалься, дитя мое! Если пища не хотела прийти к нам, то мы сами пойдем к ней». Он пошел, сел около разбитого сосуда и стал подбирать пищу и есть.

 

Господь обещает кротким, что они наследуют землю. Это означает, что кроткие люди силою Божиею всегда сохраняются на земле, несмотря на все трудности жизни. В будущей жизни они будут наследниками земли небесной — Небесного Иерусалима.

Четвертая заповедь блаженства: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Алчущие — это сильно желающие есть, а жаждущие — это сильно желающие пить. Выражение «алчущие и жаждущие правды» показывает, что стремление наше к правде, то есть к Богу настолько должно быть сильно, как сильно желание голодного и жаждущего утолить голод и жажду.

Прекрасно такое желание выражает царь Давид: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41, 2). Устремление к Богу и приближение к Нему достигается лишь праведной жизнью человека, то есть исполнением заповедей Закона Божия и Евангельских заповедей блаженства. Однако все подвижники, которых люди считали праведниками, сами себя не считали таковыми, и потому постоянно стремились к новым и высшим подвигам, никогда не останавливаясь в них.

Один святой старец объяснял, что чем ближе становится человек ко всесвятому и совершенному Богу, тем более сознает он себя грешным и недостойным приблизиться к Нему. Поэтому и Сам Спаситель называет блаженными не праведников совершенных, а только алчущих и жаждущих правды, то есть людей усиленно стремящихся к правде.

 

Благочестие втайне

 

Княгиня Евдокия, став вдовой великого князя Димитрия Донского (в XIV веке), вела жизнь подвижническую, но она тщательно это скрывала. Перед людьми она являлась пышною княгинею, носила богатые одежды, украшалась жемчугами, являлась везде с веселым лицом. Такая жизнь княгини-вдовы порождала худые толки. Люди всегда и везде любят судить о других худо. Эта молва о матери дошла до детей и оскорбляла их. Юрий Дмитриевич не мог скрыть своего беспокойства от матери. Тогда княгиня созвала детей в свою молельню и  сняла часть одежды. Сыновья испугались, увидев худобу ее тела, изнуренного постом и веригами — тяжелым железным крестом на толстой цепочке. Она просила детей никому не открывать того, что они увидели, и не обращать внимания на людские толки о ней.

 

Делая доброе дело, не смущайся, что оно мало

 

Малый светильник в хижине увидит блуждающий странник, пойдет на его свет и найдет спасение от холодной ночи, успокоится в безопасности. И скромное доброе дело человека, невидимое в мире, если совершено с добрым намерением, — это дело света, привлекающее людей к добру. В Евангелии есть рассказ о бедной вдовице, которая принесла в храм пожертвование — всего две лепты (лепта — самая малая монета того времени). Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк. 12, 43 – 44).

Какое маленькое доброе дело, но скольким людям оно стало известно через Евангелие, скольких людей оно просветило, одних уча делать добро даже при малых возможностях, а других — и в малых делах и в малых людях высоко ценить это добро.

 

Господь исчисляет все труды человеческие, чтобы за них воздать небесную награду.

 

Один старец исполнял обет безмолвия в пустыне. Келлия его стояла далеко от воды. Однажды, идя за водою, старец устал и сказал себе: «Зачем я так далеко хожу за водой? Лучше перемещусь и буду жить у воды». Таким перемещением старец облегчил бы себе жизнь, но потерял бы безмолвие и изменил своему иноческому обету, так как у воды жило множество людей. Когда он размышлял, как поступить, он оглянулся и увидел, что кто-то идет за ним и считает все его шаги. Старец спросил его: «Кто ты?» «Я ангел Господень, — отвечал тот, — и послан от Бога исчислять твои шаги, чтобы за каждый шаг ты получил воздаяние». Услышав это, старец немедленно укрепился духом и уже терпеливо переносил отдаленность своей кельи от воды.

 

Не теряйте надежды найти спасение.

 

Один инок, поразмыслив о том, как трудно приготовить душу к спасению, впал в уныние и не мог больше продолжать своего подвига. Он пошел к старцу и рассказал ему о своей скорби.

Выслушав его, старец рассказал такую притчу. «Некий человек имел землю, которая постепенно стала непригодной для земледелия потому, что заросла кустарником и сорняками. Он наказал своему сыну, пойти и очистить это поле. Когда сын увидел поле, то упал духом, решив, что он никогда не очистит его. С такими мыслями он лег на землю и заснул. Так поступал он в течение многих дней. Наконец пришел отец посмотреть, что сделано и увидел, что ничего не сделано. Юноша сказал отцу, что хотел было поработать, но, увидев множество кустарника и сорняка, решил, что ему не по силам очистить поле, поэтому он лежал на земле и спал. Отец ответил: «Сын! Если бы ты каждый день обрабатывал столько земли, сколько ты занимаешь, лежа на ней, то работа твоя подвигалась бы мало-помалу». Услышав это, юноша поступил по наставлению отца, и в короткое время поле было расчищено».

«Так и ты, — сказал старец иноку, — мало-помалу входи в подвиг и не унывай, а Господь поможет тебе Своею благодатью». Услышав это, инок ушел и поступал так, как научил его старец. Он обрел душевный мир и стал преуспевать в своем подвижничестве.

 

Алчущим и жаждущим правды Господь обещает, что они насытятся. Здесь имеется в виду насыщение духовное, состоящее во внутреннем душевном мире, в спокойствии совести. Это насыщение здесь, на земле бывает только отчасти. Но алчущим и жаждущим правды Господь открывает уже на земле тайны Царствия Своего и сердце их наслаждается познанием открытых им истин.

Полное же насыщение алчущие и жаждущие правды получат в Царствии Небесном.

Пятая заповедь блаженства: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милостивые или милосердные людиэто те люди, которые милостивы (милосердны) к другим, всем сердцем жалеющие людей, попавших в беду или несчастье, и старающиеся помочь им добрыми делами.

Мы можем сделать много дел милосердия: голодного накормить; жаждущего напоить; нуждающегося в одежде одеть; больного посетить и помочь его выздоровлению; оказать гостеприимство гостю; помочь заключенному. Словом и примером помочь грешнику встать на путь истинный; неверующего научить истине и добру; утешить печального; не воздавать злом за зло; от всего сердца прощать обиды; молиться за всех Богу.

 

 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»