Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Учебники и пособия / Молитвы, священная история и богослужение /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Уроки по Закону Божию для глухих
• Закон Божий. Священная история и молитвы
• Молитвы, священная история и богослужение
• Научение молитве
• Священная история Ветхого Завета
• Священная история Нового Завета
• Дополнения к Священной Истории из истории Церкви
• О богослужении православной Церкви
• Творческая активность
• Способы запоминания памятных стихов Св. Писания
• Игры и поделки для детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях воскресной школы
• Книжная полка преподавателя
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




О БОГОСЛУЖЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Церковное богослужение отличается от домашней молитвы тем, что совершается по установленному чину или порядку поставленными для того священными лицами.

Храм и его устройство.

Богослужение совершается главным образом в храме, который называется также церковью. Храмы и по своему внешнему виду отличаются от прочих зданий. Непременным отличительным знаком храма служит поставляемый над ним крест.

Внутри храм разделяется на три части: алтарь, среднюю часть и притвор. Алтарь- главная часть храма. Он назначается для священнослужителей. Храмы устраиваются алтарем на восток-страну света, где восходит солнце, потому что и Христос в церковных песнопениях называется Востоком и Солнцем правды. Каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или в память какого-либо угодника Божия. Иногда в храме устраивается несколько алтарей, -как бы соединяется несколько храмов вместе; тогда каждый из них освящается в память особого события или святого.

Посредине алтаря стоит украшенный одеждами стол, который называется престолом. Престол - главная святыня храма: прикасаться к нему и лобызать его могут только священнослужители. На престоле находятся: антиминс, крест, Евангелие и дарохранительница. Антиминсом называется шелковый плат, с частицею святых мощей; на нем изображается положение Иисуса Христа во гроб. Антиминс- необходимая принадлежность св. престола; без него нельзя совершать литургии. Антиминс освящается епископом. Дарохранительницею называется ковчег, в котором сохраняются св. Дары для причащения больных.

В левой части алтаря стоит другой стол, также украшенный одеждами; он называется жертвенником. На жертвеннике находятся: дискос - небольшое блюдо на подставке, звездица - две дуги, сложенные крестообразно, потир, или чаша, копие - небольшой, похожий на копье нож и лжица - ложечка для причащения верующих.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, то есть стеною, уставленною иконами. В иконостасе трое дверей; из них средние называются царскими, потому что чрез них в святых Дарах невидимо проходит Царь славы Господь Иисус Христос. Царские врата украшаются иконами - Благовещения и четырех евангелистов. В иконостасе, с правой стороны царских врат, поставляется икона Христа Спасителя, а с левой – Божией Матери. Подле иконы Спасителя - икона храмовая, то есть того святого или события, в память которого освящен храм; над царскими вратами - икона Тайной вечери и наверху иконостаса св. крест.

В средней части храма, пред самым иконостасом, устраивается возвышение, средина которого, против царских врат, называется амвоном. По сторонам этого возвышения отделяются места для чтецов и певцов, называемые клиросами. Подле клиросов ставятся хоругви, или приделанные к длинным древкам иконы. Их всегда носят во время крестных ходов, как церковные знамена.

Притвор занимает западную часть храма. В древние времена здесь стояли оглашенные, то есть, такие лица, которые еще не были крещены, а только приготовлялись к принятию крещения.

Над храмом, или отдельно от храма, возвышается колокольня. В колокола звонят пред началом богослужения и во время самого богослужения, чтобы верующие могли знать, что совершается в храме. В великие же праздники (Пасха, Рождество Христово) и в царские дни, в знак духовной радости, звонят в течение целого дня.

Звон в один колокол называется благовестом, потому что этим звоном дается верующим благая весть о начале богослужения; звон во все колокола вместе называется трезвоном, а во все колокола попеременно - перезвоном.

Укажите сходство христианского храма с ветхозаветным. Чему в скинии соответствуют алтарь, св. престол, средняя часть храма и притвор?

Лица, совершающие богослужение.
Священные облачения, усвоенные их сану.

Совершать богослужение могут только лица священного сана: епископ, священник и диакон. Епископ может совершать все таинства и все церковные службы. Священник, по благословению епископа, совершает все таинства, кроме таинства священства, и все церковные службы, кроме освящения мира и антиминсов. Диакон помогает епископу или священнику при богослужении.

Лица священного сана для совершения богослужения облачаются в особые священные одежды, которые шьются из парчи или другой дорогой материи и украшаются крестами.

Диаконы одевают стихарь, поручи и орарь. Стихарь -это длинная одежда с широкими рукавами; орарь - длинная, узкая лента, которую диаконы носят на левом плече; поручи- узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками.

* Домашнюю одежду епископа, священника и диакона составляют подрясник и ряса. Поверх рясы епископ возлагает на себя крест и панагию (небольшой образ Божией Матери), а священник крест.

Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, поручи, пояс и фелонь или риза. Подризник - то же, что стихарь у диакона, только с узкими рукавами и из тонкой материи. Епитрахиль-тот же орарь, сложенные вдвое; фелонь, или риза - широкая одежда без рукавов, с вырезом напереди. Кроме того, за усердную, продолжительную службу священникам дается в награду набедренник- четырехугольный плат, привешиваемый к поясу за два угла, -а также головные украшения- скуфья и камилавка.

Епископ имеет все одежды священника, только риза у него заменяется саккосом, похожим на короткий стихарь. Кроме того, епископ одевает омофор, палицу и митру. Омофор - широкая лента, возлагаемая епископом на плечи поверх саккоса, палица - четырехугольный плат, привешиваемый к поясу за один угол, митра - головное украшение. Палица и митра даются также архимандритам и иногда, как особенная награда, -протоиереям.

Укажите на рисунке все упомянутые здесь одежды.

Важнейшие праздники.

Богослужение совершается с большею торжественностью в дни воскресные и праздничные. Важнейший из праздников - Пасха, установлен в честь Воскресения Господа Иисуса Христа. Он называется в церковных песнопениях праздником праздников и торжеством из торжеств. Пасха празднуется всегда в воскресный день, но в разные числа месяца, - не раньше 22 марта и не позже 25 апреля.

Кроме Пасхи, Церковью установлено еще двенадцать великих праздников, называемых двунадесятыми:

Рождество Божией Матери-8 сентября.
Введение Ея во храм-21 ноября.
Благовещение Божией Матери-25 марта.
Успение Божией Матери-15 августа.
Рождество Христово-25 декабря.
Сретение Господне-2 февраля.
Крещение Господне (Богоявление)-6 января.
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)-в последнее воскресенье пред Пасхой.
Вознесение Господне - в 40-й день после Пасхи.
Сошествие Святого Духа на апостолов (Троицын день)-в 50-й день после Пасхи.
Воздвижение честного и животворящего креста Господня-14 сентября).

К великим праздникам относятся также храмовые праздники и царские, или высокоторжественные дни.

Из других праздников важнейшие: Обрезания Господня и вместе Нового года (1 января), Покрова Божией Матери (1 октября), Казанской иконы Божией Матери (22 октября), св. Иоанна Предтечи (24 июня - рождество и 29 августа - усекновение главы), св. Первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня), св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября), Святителя и Чудотворца Николая (9 мая и 6 декабря), св. благоверного великого князя Александра Невского (30 августа) и некоторые другие.

В память чего был установлен ветхозаветный праздник Пасхи? Какие из двунадесятых праздников установлены в честь Господа Иисуса Христа и какие в честь Божией Матери? Какие праздники бывают не в одно и то же число месяца и почему? В какой день недели всегда бывают Вознесение и Троицын день? Какого месяца и числа были, или будут в настоящем году: праздник Пасхи, Входа Господня в Иерусалим, Вознесения и Св. Троицы? Когда бывает храмовой праздник в вашей приходской церкви?

Посты.

Постами называются дни, когда православным христианам заповедуется не вкушать мясной, молочной, а иногда и рыбной пищи. Посты установлены Православною Церковью для того, чтобы приучить верующих к воздержанию и послушанию. Поэтому постящиеся должны в дни поста не только не вкушать скоромной пищи, но и постную вкушать умеренно, а также с телесным постом соединять духовный, то есть, воздерживаться от удовольствий, посвящать возможно больше времени молитве и творить дела милосердия.

В году четыре многодневных поста: Великий - пред Пасхой, установленный в подражание сорокадневному посту Господа в пустыне. Великий пост продолжается 7 недель: 6 недель сам пост и седьмая неделя Страстная - в воспоминание страданий Христа Спасителя.

Рождественский пост - пред праздником Рождества Христова. Он продолжается сорок дней и называется еще Филипповым, так как начинается после дня св. апостола Филиппа (14 ноября).

Успенский пост - пред праздником Успения Божией Матери, с 1 августа.

Петров пост - пред праздником св. апостолов Петра и Павла. Начинается чрез неделю после Троицына дня.

Однодневные посты установлены Церковью: накануне праздника Крещения Господня, в день Воздвижения честного креста, в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в среду и пятницу каждой недели, (* Кроме шести недель сплошных: пасхальной, двух недель после Рождества Христова (Святки), недели пред Петровым постом, недели пред Великим постом, называемой Масленицею, или Сырною неделей, так как в эту неделю не разрешается мясо, а только молоко и яйца, - и недели мытаря и фарисея (третья пред Великим постом)) - в среду в воспоминание предательства Иуды, а в пятницу в воспоминание смерти Господа Иисуса Христа.

Когда была дана людям первая заповедь не вкушать известного рода пищи? Зачем дана была людям эта заповедь, и как они были наказаны за ее нарушение? Кто из ветхозаветных праведников показал нам пример строгого соблюдения закона относительно пищи? Какие вы знаете примеры воздержания в пище?

Ектении.

Во время богослужения мы часто слышим ектении. Так называется ряд кратких молений, после которых поется: "Господи, помилуй!" или: "подай, Господи!" Более употребительные ектении: великая, малая, сугубая и просительная. В великой ектении много молений, или прошений, и после каждого из них поется: "Господи, помилуй!" В малой ектении всего два прошения. В ектении сугубой после каждого прошения поется трижды: "Господи, помилуй!" в просительной поют: "подай, Господи!" Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу.

Всенощное бдение.

Главных церковных служб три: вечерня, утреня и литургия. Накануне праздников и частию воскресных дней совершается всенощное бдение, в котором соединяются вечерня и утреня.

В первой части воскресного всенощного бдения - вечерне, кроме ектений, поются стихи из псалмов: Благослови, душе моя, Господа... Блажен муж... и Господи, воззвах к Тебе, услыши мя... и песнь: Свете тихий... Оканчивается эта часть всенощного бдения чтением молитвы Симеона Богоприимца, пением: Богородице, Дево, радуйся... и благословением священника. Вечерня по своему составу напоминает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей и ожидание Спасителя.

Вторая часть всенощного бдения - утреня начинается кратким славословием: Слава в вышних Богу... и чтением шестопсалмия, т. е. шести псалмов царя Давида. После шестопсалмия поется стих: Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне. После чтения Евангелия следует песнь: ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ.. и канон, состоящий из пения и чтения стихов в честь празднуемого события или святого. В конце утрени поется великое славословие. На утрене прославляется пришествие в мир Христа Спасителя, а также святой или событие, воспоминаемые в этот день.

К утрене присоединяется первый час.

* Служб церковных, называемых часами, четыре: первый час, третий, шестой и девятый. Часы состоят из чтения псалмов и молитв. Первый час совершается в воспоминание суда над Иисусом Христом у Пилата; на третьем часе вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом - распятие и на девятом – смерть Иисуса Христа.

В конце его поется песнь: Взбранной Воеводе, победительная... В дни праздничные в конце вечерни бывает лития-моление, совершаемое в притворе храма, и после нее освящаются хлебы, -числом 5, -пшеница, вино и елей, а на утрене торжественно поется величание и молящиеся, после целования иконы праздника или святого, помазываются священным елеем.

В воспоминание чего за всенощным бдением на праздники освящается 5 хлебов? Можете ли вы узнать, когда во время всенощного бдения оканчивается вечерня и начинается утреня? В какой священной одежде выходит священник во время чтения первого часа?

Литургия.

Литургия, или обедня - самая важная церковная служба, так как на ней совершается таинство причащения. Чин, или порядок литургии ведет начало от времен св. апостолов. В четвертом веке он письменно изложен св. отцами - Василием Великим и Иоанном Златоустом. Обычно в течение года совершается литургия св. Иоанна Златоуста.

Литургия разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.

Проскомидия состоит в приготовлении хлеба и вина для таинства причащения. Хлебы, употребляемые при совершении этого таинства, называются просфорами, что значит приношение, так как в древности они приносились самими верующими. Для совершения литургии требуется пять просфор.

Проскомидия совершается на жертвеннике. Священник берет просфору и копием вырезывает из нея большую четырехугольную часть. Эта часть называется Агнцем, потому что знаменует собою Иисуса Христа, Который, как агнец, был принесен в жертву за грехи всего мира. Затем священник крестообразно надрезывает Агнец, как бы закалывая его, со словами: жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй грех мира, и прободает одну из его сторон копием, а в чашу вливает вино, смешанное с водой. При этом он воспоминает, как один из воинов пронзил копием ребро Господа, и из раны истекла кровь и вода.

Из второй просфоры священник вынимает небольшую треугольную частицу в честь Божией Матери, из третьей - девять частиц в честь святых, из четвертой вынимает частицы за всех живых и из пятой - за всех умерших православных христиан. Агнец и прочие частицы полагаются на дискосе.

Если кто-либо из молящихся желает, чтобы священник помянул поименно его и его близких, то он подает особую просфору и пишет имена тех, кого хочет помянуть. Священник молится о здравии или упокоении тех, кто записан, вынимает за них из просфоры частицы и полагает их на дискосе.

После этого священник ставит на дискос звездицу, покрывает дискос и чашу покровами, совершает каждение и молится, чтобы Господь принял эти дары и помянул тех, которые их принесли, и за кого принесли. В проскомидии вспоминается рождение Господа Иисуса Христа, а также Его смерть.

Во время совершения проскомидии на клиросе читают часы: третий, шестой и иногда девятый.

Литургия оглашенных. Вторая часть литургии называется литургиею оглашенных, потому что в древности за нею позволялось присутствовать и оглашенным. Литургия оглашенных начинается возгласом священника: Благословенно Царство Отца, и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков, а оканчивается повелением оглашенным выйти из храма. Кроме ектений, на этой части литургии совершается малый вход и читаются Апостол и Евангелие.

Малый вход совершается таким образом. Во время пения заповедей блаженства священник и диакон с Евангелием выходят из алтаря северными дверями. В царских вратах они останавливаются, диакон возглашает: премудрость, прости, и входят в алтарь при пении: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу: спаси ны, Сыне Божий поющия Ти: аллилуйя.

Пение блаженств евангельских и торжественное несение Евангелия напоминают нам явление Господа Иисуса Христа на проповедь. Возглас диакона: премудрость, прости (стойте прямо, чинно) указывает молящимся, что они услышат премудрые слова и поэтому должны стоять чинно, благоговейно, а песнию приидите поклонимся... молящиеся призываются поклониться присутствующему невидимо Христу и как бы припасть к Его ногам с мольбою: спаси нас, Сыне Божий...

После малого входа торжественно поется ангельская песнь: Святый Боже..., а затем читаются Апостол и Евангелие, т. е. Небольшие отделы из посланий апостольских и Евангелия. Пред Апостолом и Евангелием молящиеся приглашаются к особенному вниманию возгласами: премудрость, прости и вонмем(будем внимательно слушать). В знак благоговейного внимания молящиеся во время чтения Евангелия преклоняют головы.

Литургия верных. Во время литургии верных совершается самое таинство св. причащения, т. е. хлеб и вино освящаются и преподаются верующим. Для освящения они переносятся с жертвенника на престол, и это перенесение называется великим входом. Он совершается так. На клиросе поют песнь, которая называется херувимскою: Иже херувимы, тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение.

Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуйя.

Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая животворящей Троице трисвятую песнь, отложим ныне попечение о всем житейском, чтобы нам принять Царя всех, Которого невидимо торжественно сопровождают ангельские чины. Дориносима собственно значит: сопровождаемого копьеносцами. В древности царей при торжественных выходах сопровождала стража, вооруженная копьями. Поэтому и о Царе небесном, благоговейно окруженном св. ангелами, говорится, что Его как бы сопровождает стража копьеносцев.

После первой половины этой песни священник с чашею и диакон с дискосом на голове выходят из алтаря северными дверями и, остановившись против царских врат, лицем к народу, поминают Государя Императора и весь Царствующий Дом, Святейший Синод и местного архиерея и всех предстоящих, говоря: всех вас православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков. Затем священник и диакон входят в алтарь; царские врата закрываются и завеса задергивается, а певчие оканчивают херувимскую песнь.

Торжественное перенесение св. Даров для освящения напоминает нам шествие Господа в Иерусалим на вольные страдания. Молящиеся во время великого входа благоговейно преклоняют пред св. Дарами головы.

После великого входа следует ектенья просительная и за нею следующие возгласы: возлюбим друг друга до единомыслия исповемы (чтобы единодушно исповедывать). Певчие, оканчивая возглас священника, поют: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Этими словами молящиеся приглашаются соединиться в братской любви для единодушного прославления Пресвятой Троицы. В древности, при словах: возлюбим друг друга, мужчины, в знак братской любви, целовали мужчин и женщины - женщин. Теперь только священники, если их несколько совершает литургию, целуют друг у друга руку и плечо.

Двери, двери, премудростию вонмем. Певчие поют символ веры.-Возглас: двери, двери... в древности относился к стоявшим у дверей служителям, чтобы они закрыли двери и никого не впускали в храм. Нам эти слова напоминают, чтобы и мы затворили двери нашей души для всяких сторонних помыслов и устремили все свое внимание на совершающееся таинство.

Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити - будем стоять чинно, будем стоять с благоговением и внимательно, чтобы в спокойствии духа приносить святое возношение. Певчие поют: Милость мира, жертву хваления, называя святые Дары милостью Божией и жертвою хвалебной, благодарственной.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца и причастие Святаго Духа (общение) Святаго Духа буди со всеми вами. С этими словами священник благословляет предстоящих. Певчие отвечают: и со духом Твоим.

Горе (вверх) имеем сердца. Еще раз священник убеждает всех устремить сердце и все мысли к небу, забыть все земное. Певчие отвечают: имамы ко Господу, т. е. мы уже имеем свои сердца обращенными к Господу. После этого священник приступает к самому освящению св. Даров.

Освящение св. Даров начинается возгласом священника: Благодарим Господа. Певчие поют: Достойно и праведно (следует и справедливо) есть покланятися Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней. В это время несколько раз ударяют в колокол, чтобы и отсутствующие знали о наступлении времени освящения св. Даров и осенили бы себя крестным знамением. Священник в алтаре читает тайно благодарственную молитву и воспоминает в ней св. ангелов, которые непрестанно славят Бога на небесах. Последние слова этой молитвы: победную песнь поюще, вопиюще взывающе и глаголюще, он произносит вслух, на что певчие поют хвалебную песнь: Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна вышних.

Далее священник произносит слова, которые были сказаны Господом на Тайной вечери: Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов и: пийти от нея вси, сия есть кровь моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов, и, подняв дискос и потир, возглашает: Твоя (Твои дары) от Твоих (Тобою же данных) Тебе приносяще о всех (верующих) и за вся (за все милости к нам). Певчие поют: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш. (Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш.)

Во время пения этой молитвы священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь ниспослал Святого Духа на св. Дары; затем, благословляя св. хлеб, говорит: и сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего; также, благословляя св. чашу: а еже в чаши сей честную кровь Христа Твоего, и, наконец, благословляет хлеб и вино вместе, со словами: преложив Твоим Святым. В эту минуту хлеб и вино становятся истинным Телом и действительною Кровию Христа Спасителя. Священник благоговейно поклоняется пред св. Дарами; то же должны сделать и все молящиеся.

После освящения св. Даров священник воспоминает тайно всех святых, а вслух произносит: изрядно (особенно) о пресвятей пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. Певчие поют песнь в честь Божией Матери: Достойно есть... Священник в это время продолжает тайно поминать живых и умерших, вслух же возглашает молитву за Святейший Синод и местного епископа.

Когда таким образом все члены Церкви Христовой помянуты, произносится просительная ектения, чтобы верующие могли помолиться пред освященными Дарами о своих нуждах. В конце ея священник возглашает: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе небеснаго Бога Отца, и глаголати. Удостой нас, Владыка, смело и без осуждения называть Тебя, Небесного Бога, нашим Отцом и говорить Тебе.

Певчие поют молитву Господню, в которой Бог называется нашим Отцом. Под хлебом насущным мы разумеем в ней Тело и Кровь Христовы, которые столь же необходимы для души, как хлеб для тела. После сего священник, подняв над дискосом св. Агнец, возглашает: святая святым, т. е. святые Дары могут быть преподаны только святым. Поэтому к причащению допускаются только дети до 7 лет и те из взрослых мирян, кто получил разрешение грехов в таинстве покаяния. Певчие от лица верующих отвечают: един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, Аминь.

Священнослужители приобщаются в алтаре, при закрытых царских дверях и задернутой завесе, - отдельно Тела и Крови Христовых, как причастились апостолы на Тайной вечери. Затем завеса отдергивается, царские врата открываются, и св. Дары выносятся для причащения мирян. Это напоминает нам обстоятельства воскресения Христова: землетрясение, бывшее при гробе, отваление ангелом камня от гроба и явление воскресшего Спасителя женам мироносицам. Причащающиеся должны приблизиться к св. Дарам с благоговением, сложив руки крестообразно на груди.

После причащения мирян священник собирает с дискоса частицы, вынутые из просфор за здравие и за упокой (Телом Христовым становится только св. Агнец, а не те частицы, которые священник вынимает из прочих просфор) , и опускает их в чашу, с молитвою: омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею Честною Кровию, молитвами святых Твоих. Затем, снова вышедши к народу с чашею, благословляет ею молящихся, возглашая: всегда, ныне и присно и во веки веков, - и относит св. Дары на жертвенник. Это второе и последнее явление освященных св. Даров напоминает вознесение на небо Господа Иисуса Христа.

Оканчивая литургию, священник обращается к молящимся со словами: с миром изыдем (из храма). Певчие дополняют: о имени Господнем, т. е, пойдем с мыслию о Господе. После этого следует молитва, называемая заамвонною, потому что священник читает ее, сойдя с амвона. После нея священник благословляет народ и говорит отпуст. Отпустом оканчивается всякая церковная служба. В нем священник, воспоминая Матерь Божию и святых, память которых празднуется в этот день, выражает надежду, что Христос, истинный Бог наш, помилует и спасен нас, яко благ и Человеколюбец.

Литургия св. Василия Великаго.

Литургия св. Василия Великого совершается только 10 раз в году: 1-го января, - в день памяти этого святого, в Рождество Христово и Крещение или накануне этих праздников, в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья, и в четверг и субботу Страстной недели. От литургии св. Иоанна Златоуста она отличается: 1) продолжительностью молитв, тайно читаемых священником в алтаре, 2) тем, что пред словами: приидите, ядите... и: пийте от нея... священник прибавляет: даде святым Своим учеником и апостолом рек , и 3) вместо Достойно есть поется песнь, которая начинается словами: о Тебе радуется, благодатная, всякая тварь.

Литургия Преждеосвященных Даров

Кроме литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, есть еще литургия Преждеосвященных Даров, совершаемая в некоторые дни Великого поста. Она называется так потому, что на ней преподаются верующим св. Дары, уже освященные раньше, -на литургии св. Иоанна Златоуста или Василия Великаго. Литургия Преждеосвященных Даров короче, чем литургия св. Иоанна Златоуста, потому что в ней нет молитв и песнопений, относящихся к освящению св. Даров. Из особенностей литургии Преждеосвященных Даров нужно отметить пение стихов: Да исправится молитва моя..., во время которого молящиеся преклоняют колена, и пение во время великого входа, вместо иже херувимы... песни: Ныне силы небесныя с нами невидимо служат... Так как св. Дары уже освящены, то молящиеся во время перенесения их падают ниц.

Что значит слово агнец? Чем агнец, приносимый в жертву, и агнец пасхальный в Ветхом Завете прообразовали Иисуса Христа? Кто назвал Иисуса Христа Агнцем, вземлющим на Себя грехи мира? Почему стол, на котором совершается проскомидия, называется жертвенником? Все ли члены Церкви Христовой поминаются на проскомидии? и в каком порядке? Как называется книжка, в которую мы записываем имена близких нам лиц, -живых и умерших, для поминовения? Бывают ли в настоящее время оглашенные, и почему их мало?

Какими возгласами молящиеся приготовляются к тому, чтобы достойно присутствовать при освящении св. Даров? Откуда взяты слова хвалебной песни: свят, свят, свят?.. В каком порядке поминает священник членов Церкви Христовой после освящения св. Даров? Кого он поминает тайно и кого вслух?

Укажите сходство литургии с Тайною вечерию. Какие события из жизни Господа Иисуса Христа вспоминаются на литургии? Какая минута во всей литургии самая важная? Что в это время поется на клиросе? Можете ли вы узнать во время литургии, когда оканчивается литургия оглашенных и начинается литургия верных? Какими возгласами во время литургии молящиеся призываются ко вниманию? Какими песнопениями они приглашаются поклониться Господу Иисусу Христу и Пресвятой Троице? Когда во время литургия молящиеся должны стоять с преклоненной головой? Скажите полностью, как произносит священник на литургии Василия Великого слова, сказанные Иисусом Христом на Тайной вечери (приимите, ядите... и пийте от нея вси...).

Важнейшия действия при совершении таинств

Крещение и миропомазание. В таинстве крещения человек таинственно очищается от грехов и возрождается в новую, духовную жизнь. Главное видимое действие при совершении этого таинства - троекратное погружение крещаемого в воду, с произнесением слов: крещается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Кроме того, крещаемый трижды отрицается от сатаны и всех дел его и, в знак искренности своего отречения, дует и плюет на него. После погружения, на крещаемого возлагается крест, в знак его веры в распятого на кресте Господа Иисуса Христа, и одевается белая одежда, указывающая на чистоту его души.

После крещения тотчас совершается таинство миропомазания, в котором человеку подается благодать, возращающая и укрепляющая его в новой духовной жизни. Священник помазывает св. миром чело, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новокрещеннаго, с произнесением слов: печать дара Духа Святого. (Миро, которое употребляется при таинстве миропомазания, освящается в Великий четверг, только в Киеве и в Москве и оттуда рассылается по всем церквам. Этим же миром помазываются Государи во время коронования Их на царство). Затем крещаемый трижды обходит вокруг купели при пении: елици (те, кто) во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

При крещении младенцев избираются восприемники, называемые также крестным отцом и крестной матерью. Они произносят за младенца отречение от сатаны, обносят младенца вокруг купели и являются поручителями за то, что крещаемый будет верным сыном Церкви. Поэтому они вместе с родителями младенца должны заботиться о христианском воспитании своего крестника.

Покаяние. В таинстве покаяния, или исповеди христианин чрез священника получает прощение своих грехов от Господа Иисуса Христа. Таинство это совершается пред св. крестом и Евангелием, которые указывают, что здесь невидимо присутствует и принимает раскаяние Сам Господь Иисус Христос. Когда кающийся с сокрушением сердца и без всякой утайки исповедает свои грехи, священник возлагает на его голову епитрахиль и, по данной от Господа Иисуса Христа власти, разрешает кающегося от грехов.

К таинству покаяния верующие приготовляются говением, которое состоит в усиленном посте, молитве и неопустительном посещении богослужения. При этом говеющие просят прощения у всех, кого могли умышленно или неумышленно обидеть.

Причащение. В таинстве причащения христианин вкушает под видом хлеба и вина истинное Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и чрез это таинственно соединяется с Ним.

Верующие причащаются во время литургии в храме; больным же св. Дары приносятся на дом, для чего они всегда сохраняются в храме, на св. престоле.

Священство. В таинстве священства, чрез возложение рук епископа, подается благодать совершать богослужение и наставлять людей в православной вере. Благодать священства была дана Господом Иисусом Христом апостолам, а от них непрерывно переходит к их преемникам. Степеней священства три: епископ, священник и диакон. Старейшие из епископов называются патриархами, митрополитами и архиепископами; из священников старейшие называются протоиереями; из диаконов-протодиаконами. Монахи, имеющие сан священника, называются иеромонахами и архимандритами, а диаконы из монахов - иеродиаконами. По благодати же, получаемой в таинстве священства, все епископы равны между собою; точно также равны все священники и все диаконы.

Таинство священства совершается во время литургии и называется рукоположением, потому что главное действие в нем - возложение рук. Рукополагаемого во диакона или священника вводят в алтарь чрез царские врата и трижды обводят вокруг престола. Епископ возлагает на его голову руки и читает молитву о ниспослании благодати Святого Духа. Затем рукополагаемого облачают в священные одежды, причем епископ возглашает, а священнослужители и певчие повторяют: аксиос, что значит: достоин.

Рукоположение во епископа совершается так же, но не одним, а несколькими епископами. Кроме возложения на посвящаемого рук, они возлагают на его голову еще раскрытое Евангелие.

Брак. В таинстве брака, или венчании благословляется супружеский союз жениха и невесты. Венчание совершается в храме, пред аналоем, на котором полагается крест и Евангелие. Жених и невеста, в знак духовной радости, стоят с зажженными свечами. Священник прежде всего обручает жениха и невесту, т. е. благословляет их кольцами, которыми они трижды обмениваются. Кольцо, как и всякий круг, служит знаком вечности, так как не имеет ни начала, ни конца; обручение кольцами указывает поэтому, что венчающиеся заключают союз на всю жизнь. Затем на жениха и невесту возлагаются венцы, и священник трижды благословляет их, со словами: Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их). Эти слова самые важные в совершении таинства брака. С произнесением их, таинство считается совершенным, и жених и невеста становятся мужем и женою. Вступившим в брачный союз дается пить вино из общей чаши в знак того, что они должны делить в жизни пополам и радость, и горе, а затем священник соединяет их правые руки и трижды обводит вокруг аналоя. Это хождение обозначает, что они становятся мужем и женой на всю жизнь и должны рука об руку идти по жизненному пути.

Елеосвящение. В Таинстве елеосвящения, при помазании больного освященным елеем, призывается на него благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Елеосвящение совершается только над больными и называется иначе соборованием, потому что его положено совершать собором из семи священников, хотя может совершить его и один. Священник освящает елей, смешанный, в воспоминание о милосердном самарянине, с красным вином, и семь раз помазывает им больного. При этом семь раз читается Апостол и Евангелие. В конце соборования священник возлагает раскрытое Евангелие на голову болящего и молится о прощении его грехов.

Какие таинства совершены над вами? При совершении каких таинств употребляется хождение вокруг, и что оно означает? Одно ли и то же св. миро и елей? Когда за богослужением верующие помазываются освященным елеем? Почему пред исповедью необходимо примириться со своими ближними? Кто дал священнику право прощать грехи? когда и какими словами? Как нужно называть епископа, обращаясь к нему? священника? диакона? Что значит, что в Православной Церкви благодать священства непрерывно передается от апостолов?



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»