Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Учебники и пособия / Творческая активность /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Уроки по Закону Божию для глухих
• Закон Божий. Священная история и молитвы
• Молитвы, священная история и богослужение
• Творческая активность
• Искусство
• Драма
• Устное общение
• Письменное творчество
• Игры
• Способы запоминания памятных стихов Св. Писания
• Игры и поделки для детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях воскресной школы
• Книжная полка преподавателя
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




РЕКЛАМНАЯ БРОШЮРА, БУКЛЕТ

Цель
Научить детей использовать Библейские истины для работы над изданием рекламной брошюры или буклета.

Материалы

  • Белая бумага для рисования
  • Фломастеры или цветные мелки.

    Подготовка
    Раздайте детям образцы брошюр, чтобы они, просмотрев их, лучше поняли свою задачу. Пусть одни ребята описывают место действия, другие - иллюстрируют текст.

    Ход работы

    1. Обсудите информацию, которая будет включена в брошюру.
    2. Предложите детям выбрать событие, о котором пойдет речь в брошюре.
    3. Лучшие брошюры могут быть размножены и распределены среди остальных детей в классе. Можно сделать выставку лучших брошюр на доске или стенде.

    Предлагаемые темы для беседы
    В основе всего, что мы делаем каждый день, должна быть честность. Как вы можете объяснить в рекламной брошюре, каким образом честность помогает вам в повседневной жизни? Какой Библейский стих вы можете использовать в брошюре? Давайте сделаем список слов, описывающих понятия "честность".

    ЗНАЧКИ

    Цель
    Научить детей выражать понятия, связанные с содержанием Библейской истории, используя наглядное изображение (значки).

    Материалы

  • Библии
  • Бумажные кружочки размера значка (7-10 см в диамегре)
  • Ножницы
  • Английские булавки
  • Чистая бумага
  • Прозрачная лента

    Ход работы

    1. Напишите на карточке несколько цитат из Священного Писания, содержащих описание какой-либо Библейской истории.
    2. Предложите детям сделать бумажные кружочки по образцу значка соответствующего размера.
    3. Можно использовать фломастеры, чтобы нарисовать символ значка, который бы описывал значение содержания Библейской истории или стиха. Например, земной шар с крестом в центре, наглядно представят содержание стиха (Ин.3.16). Отдельное слово или фраза из Библии тоже могут быть использованы при оформлении значка.
    4. Значок может быть покрыт прозрачной лентой.
    Предлагаемые темы для беседы
    Какое изображение, форма или символ помогут вам найти способ выразить значение понятия "добра"?
    Что бы вы могли сделать дома, чтобы показать свою доброту по отношению к кому-то в вашей семье?
    Назовите несколько случаев, когда вы не могли действовать путем добра.
    Что вы делали, когда это случалось?
    Что советует Библия делать в таких случаях?

    ВЫМПЕЛЫ

    Цель
    Научить детей делать вымпелы, которые:
  • покажут их понимание истин, о которых говорит Священное Писание;
  • научат их применять Библейские истины в повседневной жизни.

    Материалы

  • Фломастеры
  • Ткань
  • Ножницы

    Ход работы

    1. Обсудите, что такое вымпел, цель его использования и способы изготовления.
    2. Разделите класс на группы по 3-4 человека.
    3. Подберите материалы, которые будут использованы при изготовлении вымпелов.
    4. Дайте возможность детям поработать самим с материалами для создания вымпела.
    5. Помогите детям сделать эскиз их вымпела.
    6. Изготовленные вьмпелы могут быть вывешены в классе.

    Варианты

    1. Могут быть созданы более маленькие индивидуальные вымпелы.
    2. Стихи из Библии или высказывания святых могут быть помещены на вымпеле.
    Предлагаемые темы для беседы
    Милосердие по отношению к людям - это важная истина для нас, которую нужно знать и исполнять.
    Как вы чувствуете себя, когда кто-то обижает вас? Что вы делаете, когда это случается?
    Что нам нужно делать, чтобы Бог прощал нас?

    ОБЛОЖКА

    Цель
    Научить детей выражать понимание событий Библейской истории, изображая их на книжных обложках.

    Материалы

  • Библии
  • бумага для рисования
  • фломастеры или мелки

    Подготовка

    1. Выпишите цитаты на карточки.
    2. Подготовьте бумагу для рисования или создания обложки.
    Ход работы
    1. Выберите Библейскую историю или случай из житий святых для иллюстрации.
    2. Предложите детям выбрать событие, чтобы проиллюстрировать его на обложке.
    3. Можно иллюстрировать различные Библейские или житийные события.
    4. Пусть дети придумают название для книги и напишут его на корешке.

    Варианты

    1. Сделанные обложки выставите на стенде или доске, чтобы показать последовательность событий Священной истории.
    2. Напишите под картинками соответствующий текст.

    Предлагаемые темы для беседы
    В одном предложении выскажите главную мысль, которой посвящена иллюстрация на обложке.
    Что делают люди, изображенные на вашей картинке, чтобы показать свою любовь к Богу?
    Что случилось до той сцены, которая изображена на картинке? Что случилось сразу после нее?

    КРУПНЫЕ НАКЛЕЙКИ

    Цель
    Научить детей выражать понимание Библейских истин в одной фразе, сопровождающей крупную наклейку.

    Материалы

  • Бумага
  • Фломастеры
  • Ножницы
  • Прозрачная лента для покрытия наклейки

    Подготовка

    1. Нарежьте бумагу по размеру буферных наклеек.
    2. Разделите класс на группы по 3-4 человека.
    Ход работы
    1. Направьте ход мыслей детей таким образом, чтобы они могли выразить свое понимание Библейской истины в одной фразе на наклейке.
    2. Дети должны обсудить содержание текста. Желательно, чтобы фразы на наклейках были разные.
    3. Лучшие наклейки могут быть выставлены на доске или приклеены на стенде прозрачной лентой.
    Варианты
    1. Включите ссылку из Библии, имеющую отношение к содержанию Библейской истине.
    2. Дети могут использовать простую клейкую ленту.

    Предлагаемые темы для беседы
    Какие чувства наполняют вашу душу, когда вы думаете о том, как Бог любит вас? Напишите несколько слов, которые помогают рассказать о Его любви. Подберите слова, чтобы сделать подобную наклейку.

    РИСОВАНИЕ МЕЛОМ

    Цель
    Научить детей разнообразно выражать знания и чувства, имеющих отношение к:
  • Священной истории;
  • Библейскому стиху;
  • Применению библейской истины.

    Материалы

  • Мел
  • Нарезанная бумага
  • Пульверизатор с лаком для волос или другой чистый распылитель-фиксатор
  • Газета, салфетки или бумажные полотенца

    Ход работы

    1. Сделайте обзор Библейских истин и событий во время пересказа детьми Библейской истории.
    2. Используйте мел или цветные мелки, чтобы выразить знания о применении Библейских истин.
    3. Покройте лаком законченные рисунки, чтобы мел не стерся.

    Варианты

    1. Окуните мел в воду и пишите на сухой бумаге.
    2. Пишите сухим мелом на мокрой бумаге.
    3. Покройте меловую картинку крахмальным раствором.

    Предлагаемые темы для беседы
    Поддержите детей для того, чтобы они могли выразить свои чувства словами, следующими вопросами:
    Как ты думаешь, что ощущает слепой человек, когда он вдруг прозревает? Что испытывал Даниил, когда он был со львами?
    Подведите детей к мысли обращаться к Библейским истинам всегда, чтобы поступать по воле Божией.

    ТЕСТО

    Цель
    Ребенок должен уметь:
  • участвовать в совместной деятельности с остальными;
  • использовать тесто, чтобы лепить предметы для составления сценок, представляющих какое-то событие из Библии.

    Материалы

  • Мука, соль, масло
  • Большая пластмассовая маска для смешивания
  • Деревянная или пластмассовая ложка
  • Мерная кружка и ложки
  • Восковая бумага (необязательно, зависит от выбранного рецепта)
  • Электросковородка или чайник, плита (необязательно)
  • Пластиковый пакет или герметический контейнер.

    Ход работы

    1. Можно использовать простое тесто для вареников.
    2. Предложите детям выбрать какое-то библейское событие и пусть они, используя тесто, слепят нужные предметы для составления сценки по этому событию.
    3. Сложите сделанные предметы в воздухонепроницаемый контейнер.

    Варианты

    1. Тесто может быть цветным, если добавить пищевую краску в жидкие ингредиенты.
    2. Тесто может быть приготовлено для детей до начала занятий.

    Предлагаемые темы для беседы
    Мы можем работать вместе, чтобы сделать кому-то подарок в другом классе.
    Какие предметы вы сделаете, чтобы представить сценку, представляющую выход израильского народа из Египта?

    ВЫРЕЗАНИЕ ИЗ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ КНИГ И ЖУРНАЛОВ

    Цель
    Научить детей путем коллажа (составление картинок) показывать полученные знания библейских истин.

    Материалы

  • Библии
  • Журналы, иллюстрированные книги
  • Паста или клей
  • Бумага для коллажа (различных цветов)

    Подготовка

    1. Предложите детям перессказать Библейскую историю.
    2. Обсудите с детьми, какие события этой истории использовать в составлении картинки.
    3. Разделите класс на группы по 3-4 человека.
    Ход работы
    Предложите детям:
    1. выбрать художественные приемы для выражения Библейских истин;
    2. использовать цветные части журналов и книг, вырезая контуры для иллюстрации Библейских событий;
    3. контуры клеить на бумагу для коллажа.

    Варианты
    Можно использовать фломастеры, чтобы добавить детали к картинкам.

    Предлагаемые темы для беседы
    Библия учитит нас, как верить в Бога.
    Что означает вера?
    Расскажите о ком-нибудь из библейских героев, вера которых достойна подражания.
    Расскажите о событии, когда вы доверяли родителям или полагались на друзей.
    Составьте картинку, которая выражала бы вашу веру в Бога или отношение к кому-нибудь из библейских героев.

    КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ МАСЛОМ

    Цель
  • Научить детей иллюстрировать:
  • Библейские стихи, события Библейской истории, житий;
  • применение Библейских истин в повседневной жизни.

    Материалы

  • Белая бумага для рисования
  • Мелки, черные фломастеры
  • Растительное масло
  • Губка или бумажные полотенца

    Ход работы
    Предложите детям:

    1. использовать черные фломастеры, чтобы сделать эскиз картины;
    2. использовать цветные мелки, чтобы раскрасить картины;
    3. перевернуть рисунки и положить их лицом вниз на газетную бумагу;
    4. губкой смазать маслом обратную сторону картины, она станет прозрачной;
    5. убедиться, что масло высохло, прежде чем демонстрировать картинки;
    6. Устройте выставку сделанных детьми картин.
      Красивая выставка может получиться, если картинки будут приклеены к стеклу прозрачной лентой.

    Варианты
    Дети могут работать вместе над одной большой масляной картиной

    Предлагаемые темы для беседы
    Иллюстрация Библейского стиха, Библейского события и применение Библейских истин в повседневной жизни.
    Например:
    Нарисуйте картину о том, как вы слушаете своих родителей.
    Что вы чувствуете, когда вы им повинуетесь?
    Когда трудно быть послушным? Когда легко?

    ФИГУРКИ ИЗ БУМАГИ

    Цель

     Научить детей, используя разнообразие форм и размеров фигурок, изготовленных из бумаги, формировать конструкции из фигурок для зрительного восприятия:

  • событий Библейской истории, житий святых, Библейских стихов;
  • применения библейских истин в повседневной жизни.

    Материалы

  • Бумага для конструирования,
  • оберточная бумага,
  • бумага для разрезания,
  • папиросная бумага и т.д.
  • Ножницы, клей, скобы
  • Фломастеры, карандаши, цветные мелки

    Ход работы

    1. Поговорите о событиях Священной истории и о том, как использовать ее истины в повседневной жизни.
    2. Обсудите с детьми, какие фигуры людей или какие предметы нужно сделать, чтобы проиллюстрировать их мысли.
    3. Проэкспериментируйте с бумагой, складывая ее различными способами, чтобы создать нужные фигуры или предметы.
    4. Предложите детям раскрасить фигурки цветными мелками или карандашами.
    5. Устройте выставку сделанных детьми фигурок.

    Варианты

    1. Нитки, веревка, пряжа могут быть использованы для соединения или подвешивания фигурок.
    2. Фигурки можно сделать подвижными.

    Фигурки из бумаги

    КОРОБКА ДЛЯ СОЗЕРЦАНИЯ

    Цель

     Научить детей создавать сценку внутри коробки так, чтобы ее можно было увидеть через отверстие с одного бока. Сценка может:

  • иллюстрировать Библейскую историю или Библейских стих, историю из житий святых;
  • иллюстрировать применение Библейской истории или стиха в повседневной жизни.

    Материалы

  • Библия
  • Картонные коробки (например из-под обуви)
  • по одной на каждого ребенка или одна на 2-3 детей
  • Ножницы, клей, фломастеры, мелки или краски
  • разная бумага для конструирования, цветной или бесцветный целлофан
  • проволока, лоскутки ткани, булавки с круглыми головками, глина или тесто.

    Ход работы

    1. Прочтите Библейскую историю или стих, чтобы помочь детям обдумать сценки, которые они желают сделать.
    2. Обдумайте, какие предметы будут нужны вам для того, чтобы создать сценку. Можно составить список предметов и написать его на доске. Решите, кто из детей будет ответственен за каждую часть создаваемой сценки.

  • Предложите детям:
    1. изготовить предметы и расставить их на дне коробки;
    2. вырезать отверстие с одной стороны коробки для просмотра сценки и одно отверстие вверху на крышке, которое будет являться источником света. Закройте отверстие целлофаном.
    3. Когда сценка будет готова, закрепите крышку коробки.
    4. Коробку обклейте бумагой.

    Варианты

    1. Сгруппируйте детей в пары. Попросите партнеров работать вместе, чтобы подготовить сценки в порядке изложения Библейской истории.
    2. Коробки могут быть даны отсутствующим на прошлой недели детям, чтобы помочь рассказать им Библейскую историю.
    3. Устройте обсуждение сценок, находящихся в коробках.
    4. Предложите детям: одним - написать вопросы по сценкам, а другим - ответить на них. Ответы должны быть короткими, в одно - два предложения. Расположите коробки со сценками так, чтобы они могли рассказать Библейские истории по порядку.

    Предлагаемые темы для беседы
    Как вы думаете, какие сценки можно составить и в каком порядке их расположить, чтобы проиллюстрировать евангельский рассказ о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим на Вербное воскресенье?

    ДВИЖУЩИЙСЯ ВАЛИК

    Цель
    Научить детей красочно оформлять подарки и оберточную бумагу для них. В то время, как они будут работать, разговор даст нам возможность:
  • закрепить в их памяти Библейские стихи,
  • обратиться к Библейской истине.

    Материалы

  • Краски
  • Мелкая посуда для краски
  • Цилиндры (которые могут катиться). Можно использовать любые цилиндрические предметы, например, жестяные банки из-под сока
  • Пряжа, бечевка, клей, острый нож должны находиться на столе учителя
  • Бумага для рисования
  • Губка, бумажные полотенца
  • Газеты, чтобы закрыть поверхность рабочего места

    Подготовка
    Покажите валик детям, чтобы проэкспериментировать с материалами, которые вы подготовили для работы.

    Ход работы
    Предложите детям:

    1. Изготовить катящиеся валики путем:
      • приклеивания грубой пряжи на банку от сока или трубку;
      • приклеивания к валику шаблонов. При изготовлении их вы можете использовать различные символы (крест, голубь, ветка вербы, вифлеемская звезда, пасхальное яйцо и т.д.), а также сочетания букв (например, ХВ, РХ) и т.п. 
    2. Обмокнуть валик в краску.
    3. Прокатать валиком по бумаге.
    4. Дети могут прокатить принтер несколько раз, чтобы создать повторяющийся рисунок.

    Движущийся валик

    Предлагаемые темы для беседы
    Церковь учит нас делиться тем, что мы имеем, с остальными. Когда вы ждете очереди использовать краску, вы делитесь ею. Иногда это тяжело ждать очереди. Но когда мы ждем терпеливо, Богу это нравится. Вы сможете поделиться валиком, который вы делаете, с кем-нибудь другим?

     ЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ НА СТЕКЛЕ

  • Цель
    Научить детей, используя целлофановую бумагу и стекло, иллюстрировать события из Библии.

    Материалы

  • Брусочек оконного стекла или чистый пластик с неострыми краями
  • Цветные кусочки целлофана
  • Черный фломастер, ножницы, лак, кисточки
  • Газеты

    Ход работы

    1. Прочитайте Библейскую историю и выясните, какие события или истины вы будете иллюстрировать.
    2. Нарисуйте картину или символ на задней части стекла. Используйте черный фломастер.
    3. Разрежьте цветную целлофановую бумагу на кусочки, подходящие к рисунку.
    4. Переверните стекло таким образом, чтобы оно было лицевой частью вверх и покройте ее лаком.
    5. Разложите цветные целлофановые кусочки на соответствующие места рисунка на стекле на лакированной стороне.
    6. Покройте еще одним слоем лака готовый, законченный рисунок.

    Варианты

  • Витражи можно делать и на стеклянных банках.
  • Цветные картинки на стекле можно использовать для подарков.
  • Группа может работать вместе, чтобы создать большую цветную сцену на стекле окна класса (сначала нужно спросить разрешения у учителя).

    Предлагаемые темы для беседы
    Какая самая важная мысль в тех Библейских стихах, которым вы посвятили рисунок?
    Какой символ вы можете использовать для обозначения такого понятия, как доброта?
    Какие фрагменты Библейской истории вы можете изобразить на оконном стекле?
    Можете ли вы следовать данной Библейской истине?

    КОРОБКИ-РАССКАЗЧИКИ

    Цель
    Научить детей, используя коробки-рассказчики:
  • показать свое понимание Библейского сюжета;
  • выразить чувства Библейских героев, так, как они изображены в истории;
  • показать, как вы можете применить Библейскую историю в конкретной жизненной ситуации

    Материалы

  • Библии, фланелевые или фетровые кусочки, чтобы обклеить ими коробки
  • Бумага для конструирования, клей, ножницы, пустые коробки
  • Фломастеры или цветные мелки, наждачная бумага

    Подготовка

    1. Положите в Библии бумажные закладки, чтобы помочь детям сориентироваться в отрывках или стихах, которые им будут нужны.
    2. Решите: будет ли каждый ребенок работать индивидуально или класс будет разбит на группы по 2-3 человека для совместной работы?

    Ход работы

    1. Прочитайте и обсудите события. Попросите детей составить списки людей и предметов, которые будут нужны им при составлении сценки.
    2. Предложите детям:
  • нарисовать и вырезать людей и предметы из бумаги, нарезать фланель или фетр на подходящие кусочки и оклеить коробку внутри, приклеить кусочки наждачной бумаги позади каждой фигурки и разместить сценку на дне коробки.

    Варианты

    1. Сценки могут быть взяты из современной жизни.
    2. Фигурки могут быть сделаны из прокладочной ткани. Цветными мелками можно рисовать непосредственно на прокладочной ткани.
    3. Положите восковую бумагу поверх площади, которая раскрашивается, и проведите по ней теплым утюгом, чтобы краски были более живыми.
    4. Прокладочная ткань прилипнет к фланели или фетру в коробке без клея, если использовать, как основу, наждачную бумагу.

    Предлагаемые темы для беседы
    Что случилось после того события, которое вы изобразили?
    Как вы узнали, составляя эту сценку, как нужно правильно поступать в подобных ситуациях?

    МАКЕТ НА ПОВЕРХНОСТИ СТОЛА

    Цель
    Научить детей изображать сцены из Библейских историй, используя доступные материалы.

    Материалы

  • Библия
  • Бумага, картон, различных размеров и цветов, кусочки губки, кусочки ткани
  • Проволока
  • Пенопласт, пластелин, природные материалы (шишки, желуди, каштаны, кора деревьев, морские камушки, горох, фасоль, орехи)
  • Клей
  • Краска, цветные мелки

    Ход работы

    Предложить детям:

    1. выбрать какую-то Библейскую историю или ее часть. Например, создавая сцену "Сотворение", дети могут изготовить фигурки животных или растений;
    2. работая с материалами, вырезать, складывать предметы так, чтобы придать им форму. Например, голова может быть нарисована на гладком камешке, который приклеен к другим камешкам или ракушкам и, в результате, получится фигурка животного;
    3. Сценки могут быть выставлены на столе, на полке, либо в мелких коробочках.

    Варианты

    1. Каждый ребенок может сделать модель по сюжету, взятому из Библии, дома. Это поможет ребенку понять жизнь людей Библейских времен.
    2. Можно сделать всем вместе изображение выбранного Библейского события. Для этого предложите каждому в классе сделать какой-то предмет или фигуру, которые будут использованы в составлении макета.
    3. Лучшую модель можно выставить в классе или библиотеке.

    Предлагаемые темы для беседы
    Какие предметы нам нужно сделать, чтобы получилась сцена "Сотворение мира"? Какие предметы были использованы израильским народом при постройке Скинии?

    ПЛАКАТЫ О ПУТЕШЕСТВИЯХ

    Цель
    Научить ребенка делиться информацией о путешествиях Библейских героев, местах страданий мучеников, местах проповеди апостолов и т.д.

    Материалы

  • Бумага и карандаши
  • Доска для плаката
  • Атлас Библии
  • Карты Библии и Древнего мира 

    Ход работы
    Предложите детям:

    1. выбрать, путешествие какого из Библейских героев они хотели бы изобразить на своем плакате;
    2. прочитать об этом путешествии в Библии;
    3. Подскажите им: как составить план своего плаката?
    4. Что нужно изобразить на плакате, чтобы описать те места, по которым проходили или проезжали Библейские герои;
    5. Плакаты могут быть набросаны на бумаге, а затем закончены на плакатном листе.

    Варианты

  • Информация о местах, указанных в Библии, может быть сформулирована в "книге путешествий".
  • Раздайте детям готовые плакаты и пусть они угадывают, о каком путешествии идет речь.

    Предлагаемые темы для беседы
    Расскажите о путешествии израильсжого народа в Обетованную Землю. Какое путешествие Апостола Павла вы хотели бы изобразить на плакате? Что можно увидеть, если отправиться в Коринф сегодня?

    АКВАРЕЛИ

    Цель
    Научить детей при помощи иллюстрации Библейских стихов и событий запоминать их.

    Материалы

  • Библия
  • Белая бумага для рисования
  • Белые мелки
  • Акварельные краски
  • Вода
  • Кисточки

    Ход работы

    1. Напишите стих из Библии на указательных карточках.
    2. Предложите детям: -одним
    3. писать стихи, используя белые мелки и темную бумагу;
    4. другим иллюстрировать смысл стиха, используя акварельные краски.

    Варианты

  • Акварели можно использовать, чтобы нарисовать картину, которая проиллюстрирует Ваше послушание Богу.
  • Картины и стихи могут быть выставлены на доске или на стенде и демонстрироваться вместе.

    Предлагаемые темы для беседы
    "Делая добро да не унываем..." Как можно проиллюстрировать этот Библейский стих?
    Представьте себе, что вы забыли дословно этот стих и хотите рассказать его своему другу. Как вы можете объяснить его своими словами?



  • Смежные разделы
     
    © 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
    Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
    Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
    Система управления сайтом «Экспресс-Веб»