ЛЮБОВЬ - ВЫСШАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ КО СПАСЕНИЮ
Любовь - основа христианской жизни, основа Спасения. Апостол любви Иоанн Богослов, обращаясь к верным, пишет: Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4, 7 - 21).
Любовь - душа мировой жизни. Без любви и ум мертвит и даже праведность устрашает. Настоящая христианская праведность в единении любви и истины по слову Псалмопевца: Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84, 11). В этом единении любовь направляется истиной, а истина раскрывается в любви. Любовь к падшему творению подвигла Бога Отца спасти мир, во зле лежащий: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Ин. 3, 16-17). Сострадательностью, милосердием и любовью проникнуты все земные деяния Сына Божия от Воплощения до Крестной смерти, послужившие избавлению людей от греха, проклятия и смерти. Естественно, что и все служение пастыря, продолжателя дела Христова, должно быть непрекращающимся подвигом любви. Об этом пишет апостол Павел: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал. 4, 19). Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал (2 Кор. 11, 29). Любовь-сострадание должна предварять все действия пастырского служения и сопутствовать им. Поучает ли пастырь с амвона, беседует ли с прихожанином во дворе церковном, сидит ли за столом в семейном кругу, стоит ли у постели умирающего или присутствует на брачном пиру; наставляет ли он или обличает, совершает ли он Таинства для освящения своих пасомых, - везде и всегда он должен сраспинаться своим ближним: плакать с плачущими, радоваться с радующимися, каяться с кающимися, быть всем для всех, чтобы содействовать спасению каждого.
"Священнику, - пишет протоиерей Иоанн Сергиев, - прежде всего и более всего нужно стяжать благодатию Божиею необходимый духовный элемент - любовь евангельскую: она нужна ему каждую минуту, каждое мгновение; нужна, когда он молится за торжественной службой в храме, когда молится дома или в домах прихожан, совершая требу, когда совершает Таинство веры, когда находится в обычных ежедневных сношениях житейских, семейных, товарищеских или в сношениях с прихожанами, с начальниками и подчиненными, с воспитанниками или кончившими время воспитания, с детьми и взрослыми, со старыми и малыми. Но особенно нужна ему любовь при совершении Божественной литургии, которая вся есть Таинство бесконечной Божественной любви к роду человеческому; в этом Таинстве - таинстве Причащения Тела и Крови Христовых - Божественная любовь явилась во всей своей безмерности, ибо Господь Иисус Христос всего Себя истощил для нашего спасения, Сам Себя дав в пищу и питие, Свое ломимое за нас Тело и изливаемую за нас и за многих Кровь Свою. Во время Божественной литургии священник весь должен быть объят любовью к Богу и ближним, искупленным и соискупленным Кровью Христовой, и в нем никогда не должно быть гнева и огорчения на кого-либо или пристрастия к чему-либо земному - к пище ли, одежде ли, украшению ли, отличию ли служебному, к лицу ли какому - он всегда должен быть горний, Божий, святой... Священник, служитель Бога Любви и Церкви Его, проникнутый духом любви, должен непременно стяжать в сердце своем истинную, глубокую любовь к Богу и людям, Кровью Христовой искупленным, по образу и по подобию Божию сотворенным. Иначе служение его будет лицемерием".
Любовь необходима пастырю не только как высокий долг сердца, обязательный для исполнения высокого служения, но и как самое действенное средство для влияния на человеческие души. Любовь оказывает большее влияние, чем самые серьезные доводы разума и самые благотворные примеры. Любовь способна незримо влиять на души человеческие, уподоблять их во Христе, воскрешать падший человеческий образ, очищать и возвышать человеческие души.
Откуда же взять пастырю такую всеобъемлющую и в то же время возвышенную и могущественную любовь? Она дается свыше как благодатный дар в таинстве Хиротонии. Святой Иоанн Златоуст говорит: "Духовную любовь не рождает что-либо земное: она исходит свыше, с неба, и дается в таинстве Священства, но усвоение и поддержание благодатного дара зависит и от стремления человеческого духа".
|