Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории” /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Необходимость сознания цели преподавания
• Цель преподавания Священной истории
• Отношение Священной истории к прочим предметам курса Закона Божия
• Сходство и различие Священной истории с историей вообще
• Общий характер преподавания Священной истории
• Язык преподавания
• Расположение учебного материала
• Свойства рассказа
• Порядок урока
• Свойства объяснения
• Объяснение притчей, прообразов, пророчеств, заповедей и тропарей
• Заучивание
• Применение
• Внутренняя связь всей священной истории
• Возражения против священно-исторических повествований
• Наглядные пособия
• Часть вторая. Конспекты уроков по Священной истории
• Новый Завет
• Приложение
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




12. Заучивание.

Всякий учебный предмет имеет две стороны: материальную и формальную. Под первой разумеется приобретение учащимися полезных знаний, материала для использования в жизни, а под второй - достижение духовного развития человека в умственном и в нравственном отношениях. На первую сторону главное влияние имеет содержание предмета изучения, а на вторую-постановка преподавания. Изучение самого полезного, самого необходимого предмета по своему содержанию может быть бесполезным со стороны нравственного воздействия, может оказаться непроизводительным вследствие неправильной постановки его преподавания. Поэтому труд поднятия влияния изучаемого предмета на учащихся всецело ложится на преподавателя, а труд усвоения полезных сведений делится между учащим и учащимися.

Старая школа, в лице своих заурядных представителей, не знала такого распределения; горечь учения в нем ложилась на учащихся, а учащие лишь пожинали плоды этого горчайшего из всех корней. Вследствие такой постановки школьного преподавания, не искорененного из учебных заведений и доныне, между людьми учеными встречается еще очень мало образованных и мудрых, т. е. добродетельных, На школу раздаются жалобы в порче молодого поколения, и жалобы эти весьма часто вполне основательны. Всякое новое впечатление, а тем более всякое новое понятие оставляет на душе каждого человека некоторый след, имеющий влияние на его дальнейшие поступки. Как на пластинке граммофона всякая черточка переходит при воспроизведении в тот или иной, звук, так и в жизни человека всякое понятие впоследствии переходит из небытия в бытие, в виде ли поступка, или в виде борьбы человеческой воли с возможностью проявления прежнего понятия вовне.

Всякое знание может быть и вредным и полезным, сообразно направлению воли обладателя знания. Поэтому учащему принадлежит и похвала за нравственно чистых учеников, и порицание за пользующихся своими знаниями ко вреду ближним. Но пользоваться знаниями может лишь тот, кто обладает ими. Все полезное из школьного учения должно быть непременно усвоено, заучено учащимися. Без заучивания никакое ученье невозможно. Школа обязана облегчить трудность усвоения учебного предмета, но она должна развить в учащихся и любовь к труду. На этом основании ученикам необходимо задавание уроков на дом и требование от учеников знания заданного. Не трудно заметить в школе, что ученики, усвоивши урок со слов преподавателя, забывают его чрезвычайно быстро, а усвоившие самостоятельно сохраняют его в памяти на продолжительное время.

В отношении заучивания уроков требования преподавателей расходятся очень резко: одни требуют буквального заучивания текста учебника, другие наоборот, преследуют такое зазубривание. Первые основывают свой взгляд на том соображении, что ученик лучше книжки сказать не может, а вторые-на том, что ученик должен понимать урок, а не зазубривать, и свое понимание он может выразить лишь при свободной передаче текста учебника. Как бы ни передавал ученик усвоенное, а не зазубренное им содержание урока, он выражает как бы свою собственную мысль, свое убеждение; обнаруживает свою духовную жизнь. При буквальном же запоминании и воспроизведении текста учебника учащийся уподобляется бессознательному существу или бездушному инструменту. Требование от учащегося буквального заучивания учебника равносильно поруганию разумной, богоподобной души человеческой. Воспринятое только одной памятью, хотя и сохраняется в душе, но не оказывает никакого нравственного воздействия на человеческую волю.

А сколько труда необходимо положить учащемуся для буквального заучивания курса священной истории? Сколько прольется на книгу, говорящую о бесконечной благости Божией, чистых горьких детских слез? Зазубривая текст учебника, дети никогда не научатся правильно говорить, так как во всяком деле весьма существенное значение имеет навык; его то и лишается тот, кто вынужден говорить не сам, а лишь повторять чужие слова. Усвоение учащимися уроков необходимо, оно должно быть плодом их самодеятельности, но труд учащихся должен быть наивозможно упрощен помощью учителя. Последний может только тогда дать ученикам работу на дом, когда способ ее выполнения, ее объем и ее содержание вполне проработаны в классе.

Средствами, облегчающими усвоение уроков священной истории учащимися, служат: катихизация рассказа, т. е. повторение его по вопросам и составление плана рассказа. Рассказ, проведенный связно, влияет главным образом на воображение учащихся. Главное содержание ими при этом усваивается, а частности совершенно сглаживаются. В представлении слушателей остаются лишь наиболее выпуклые черты повествования, которые, вследствие отсутствия подробностей, как бы висят на воздухе. Для усвоения учащимися подробностей и общей связи в рассказе необходимо все повествование повторить по вопросам или произвести катехизацию рассказа.

При таком повторении весь класс привлекается к активной деятельности: что ускользнуло из внимания одного, то осталось в сознании другого, и посредством взаимопомощи учащихся весь рассказ восстанавливается по частям при помощи вопросов учителя. Одни рассказы очень просты по своей последовательности и могут быть усвоены посредством одной катехизации, другие же требуют повторения ее с постепенным обобщением вопросов. Успех дела при катехизации зависит от постановки вопросов. Вопросы непременно должны исчерпывать все содержание рассказа, идти в порядке рассказа и непременно быть поставлены так, чтобы на каждый вопрос правильным мог быть только один ответ. Поэтому нельзя надеяться при катехизации на свою находчивость, а необходимо подготовляться к ней до урока. Спрашивать вообще легко, но ставить вопросы с определенной целью несравненно труднее, чем вести беседу последовательно.

В тех школах, где, вследствие тесноты помещения, законоучителю приходится заниматься одновременно с двумя или с тремя отделениями, повторительные вопросы полезно до начала урока выписать на классной доске и по окончании устного повторения дать учащимся письменную работу в виде изложения священно-исторического рассказа, на основании выписанных вопросов. Эта работа с пользой займет время учеников одной группы и даст возможность законоучителю беспрепятственно заниматься с другой.

Смотря по степени развития учащихся, вопросы могут быть или дробные или более общие. Так напр., повествование о крещении Спасителя можно по вопросам представить в таких двух видах:

I. Куда пришел Иоанн Предтеча из пустыни? Что он говорил людям? Что делал с теми, которые каялись в своих грехах? Кто пришел на Иордан вместе с грешными людьми? Чего просил Иисус Христос у Иоанна Предтечи? Что ответил ему Иоанн? Что на это сказал Христос? Что тогда сделал Иоанн? Что открылось потом? Кто сошел на Христа, когда Он выходил из воды? В виде кого сошел Св. Дух? Чей голос был слышан? Откуда был слышан голос? Что говорил этот голос?

II. Кто и где учил людей перед явлением Христа? Что он совершал над кающимися? Как он крестил Иисуса Христа? Что при этом произошло?

Дети сравнительно легко запоминают содержание рассказа, но затрудняются в порядке изложения его даже в том случае, если связь событий заключается не в последовательности только, но и в причинности. У детей понимание покоится лишь в положении возможности развития, мышление находится в зачаточном состоянии, и школа должна помочь им в надлежащем развитии этой способности. Малейшее угнетение ее со стороны учителя ведет к тому, что дети совсем перестают мыслить в школе и переходят к полусознательному заучиванию отдельных параграфов учебника без всякой связи с предыдущим и последующим. Для облегчения детям усвоения последовательности рассказа полезно до рассказа законоучителя выписать на классной доске план, с указанием главных мыслей.

Составление плана составит, конечно, некоторый труд для законоучителя, но, во-первых, учащий существует для школы, а не обратно, и во-вторых, такой план может быть составлен однажды, а впоследствии может лишь проверяться ради более удачной формулировки общих положений. Такое составление планов рекомендуется при прохождении истории вообще и при чтении классной хрестоматии. Так как этот прием безусловно полезен, то и законоучителю, собирающему отовсюду все лучшее, воспользоваться им не излишне.

...Предыдущее                                    Содержание                                    Следующее...



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»