Введение. Наглядность в Библейской истории.
ВВЕДЕНИЕ
В распоряжении преподавателя воскресной школы находится множество учебных пособий и методов, использование которых помогает людям учиться. В них подробно говорится о важности повествования историй и проведения дискуссий. Но учитель обладает и другими эффективными приемами преподавания. Цель этой брошюры - рассмотреть использование наглядных пособий для обучения учащихся всех возрастных групп. Некоторое внимание будет также уделено роли наглядных пособий в процессе обучения.
Мы знаем, насколько важно передать детям Слово Божие. Но все ли могут хорошо рассказывать?
Примерно
- 5% людей имеют дарование рассказывать истории;
- 5% никогда не достигнут этого;
- 90% научатся по необходимости, благодаря практике и энтузиазму.
1. Первая категория людей - это прирожденные рассказчики. Они сумеют заинтересовать своим рассказом как молодых, так и пожилых. Когда слушаешь их, события прямо вырисовываются перед глазами. У этих людей есть талант, и они в ответе за наилучшее его использование.
2. Другая категория - это люди, которые никогда не научатся рассказывать. Они даже не желают что-либо рассказывать. Но разве это не позволяет им работать с детьми? Нет, конечно! Устное изложение - это только часть времени, проведенного с детьми. Есть много иных задач: сердечное приветствие детей, заучивание наизусть стихов, пение, игра на инструментах, выполнение разнообразных поделок и рисунков и т. п.
3. Но большинство людей, однако, могут научиться интересно и доходчиво говорить с аудиторией. В этом им помогут практические упражнения. Однако помните, к этому следует подходить с молитвой. Таким педагогам огромную помощь оказывают визуальные средства. Следует знать, что дети запоминают только небольшую часть из того, о чем им рассказывают.
20% того, что слышат;
50% того, что слышат и видят;
80% того, что слышат, видят и сами делают.
Поэтому дети больше запоминают что-либо из рассказа, если он сопровождается иллюстрацией. Такие наглядные пособия используются не только потому, что они "красивые", но в связи с тем, что без них не обойтись.
Ибо они:
1) пробуждают интерес детей, привлекают их внимание.
При звуках такого рассказа дитя очаровывается, а взрослый человек "возвращается от умственных блужданий".
2) способствуют ускорению процесса обучения.
Некто сказал, что одна картина стоит тысячи слов.
3) привлекают и поддерживают внимание детей на протяжении всего урока.
Для сегодняшнего ребенка привычны телевидение и видео. Как правило, ему трудно только слушать. Его внимание должно сосредотачиваться на чем-то интересном, визуальном.
4) подчеркивают важные моменты урока.
Для этого изготовляют наглядные пособия, способствующие объяснению центральной истины: выписывают ключевые слова и фразы на отдельные листы.
5) способствуют запоминанию.
Проповедь или урок могут быть воспроизведены в памяти при помощи замечательной иллюстрации. Картины и предметы остаются в уме, когда отвлеченные выражения уходят.
6) приближают культуру древних времен, помогают лучше понять изложенный материал.
Дети видят одежду, дома библейских времен. Узнают, как выглядела гробница, что такое сосуд с елеем, каким был Ковчег Завета...
7) помогают понять трудные абстрактные библейские понятия.
8) оживляют историю, делают обучение интересным и приятным, а также заставляют учащихся мыслить.
Существуют разнообразнейшие способы сделать урок наглядным и интересным. Это использование книг с картинками, слайдов и фильмов, географических карт и фланелеграфов, проведение игр и конкурсов, изучение песен и основ изобразительного искусства, совместная работа, и многое-многое другое. Все их разнообразие нельзя описать, но все же мы должны помнить, что все это - только средства, способы, пособия. Важнейшей же является Евангельская Весть.
НАГЛЯДНОСТЬ В БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ
Наглядные методы обучения стары, как мир. Весь мир, как говорит псалмопевец, "проповедует славу Божию" (Пс.18:2), и как поясняет это св. апостол Павел: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим.1:20).
И после сотворения человека мы видим, что Сам Бог использовал наглядность для уяснения истин от Творца. Так, по окончании потопа Бог явил радугу на небе, в напоминание Ною и последующим поколениям о Своем с ними завете мира (Быт.9:13-17).
Патриарху Иакову явил видение лестницы до Небес, чтобы показать Свое присутствие с ним на любом месте, а не только в доме отца (Быт.28:10-17). Моисею явился и разговаривал с ним из горящего тернового куста (Исх.3:2-6). Бог объявил Свой суд над Вавилоном надписью на стене (Дан.5:5). И это только некоторые примеры.
Изучение жизни святых показывает, что они часто использовали наглядные методы обучения. Пророк Иеремия воспользовался глиняным кувшином, чтобы представить грядущее разрушение Иерусалима (Иер.19:1-12). Пророк Иезекииль соорудил действующую модель города Иерусалима, изображающую его разрушение от рук вавилонян (Иез.4:1-3). Новозаветный пророк Агав связал себя, чтобы показать св. ап. Павлу будущее заточение (Деян.21:10-11).
Есть множество примеров, когда святые эффективно пользовались не только словесными образами, притчами, но также и наглядными примерами. Они не колебались в использовании этих представлений, если это служило Божией цели. И мы не должны, особенно при работе с детьми.
Наглядность была важной частью учения Господа Иисуса Христа. Вспомним кратко лишь некоторые примеры. Господь избрал лилию в качестве иллюстрации истины (Мф.6:28-32). Показал монету, чтобы дать урок искусителям (Мф.22:17-21). Двумя лептами вдовы научил правильно жертвовать (Мк.12:41-44). Брал дитя и на примере его учил истинному величию (Мф.18:1-4). Чтобы научить смирению, Господь использовал пример омытия ног Своим ученикам (Иоан.13:4-5). Если Иисус Христос, величайший Учитель всех времен, использовал наглядность, то, конечно, и мы можем применять ее с пользой и сегодня.
|