Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Священник Е.Ф. Сосунцов.
"Спутник законоучителя. Основные
правила дидактики и методики закона Божия", 1911 г.

СПУТНИК ЗАКОНОУЧИТЕЛЯ

В постановке преподавания закона Божия, как и во всяком другом роде искусств существуют основные положения, соблюдение которых обуславливает правильность ведения дела, и нарушение которых приводит к недопустимым погрешностям. Эти положения, составляющие основу искусства, обыкновенно соединяются в одно целое и предлагаются вниманию деятелей в виде пособий, настольных книг, "вадекумов" и других кратких руководств.

Методы преподавания закона Божия в настоящее время разработаны в значительной степени, приемы обоснованы научными данными психологии, и вообще постановка преподавания этого предмета теоретически обставлена надлежащим образом. Но проведение в жизнь требований разумного преподавания пока еще находится в состоянии начального развития. При проведении их в жизнь ощущается потребность в памятной книжечке, которая могла бы дать ответ в сомнительных случаях и не отнимала бы на наведение справки большого количества времени. Такую потребность составитель настоящей книжки встретил среди своих слушателей на законоучительских курсах в г. Перми летом 1911 года и решил по мере своих сил прийти на помощь в удовлетворении такого желания.

В настоящей маленькой книжке сжато изложены основания дидактики, методики школьной дисциплины и методики преподавания закона Божия. При их изложении составитель руководился как печатными пособиями, так и собственным опытом школьного преподавания и неоднократного руководительства курсами закона Божия.

Наличность настоящей книжки не может заменить собою более подробных руководств по преподаванию закона Божия и даже более того, без предварительного знакомства с ними она во многом будет совершенно непонятна и может служить лишь справочным пособием при применении правил должной постановки преподавания. В настоящей книжке собраны только основные положения, а относительно подробного обоснования их и применения к делу всякому желающему необходимо обратиться к более полным руководствам.

ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНА БОЖИЯ

Закон Божий важнее всех прочих предметов. В нем говорится о высшем Существе, перед которым ничтожны все люди. Истины, сообщаемые на уроках закона Божия, вечны, неизменны и необходимы для жизни. Он суть откровение самого Бога и не нуждаются в доказательствах.

Закон Божий сообщает святость и самой школе. Без него знания не столько полезны,сколько вредны, так как люди в настоящем состоянии более склоны ко злу, нежели к добру. "Тот похищает солнце к неба и изгоняет весну у года, кто изгоняет преподавание закона Божия из школы". (Тротцендорф)

ПРЕПОДАВАНИЯ

Воспитание детей в вере христианской в виде органического отвращения от греха и стремления к поступкам, противным евангельской истине. Средство для этого в учении и в примере учащего. Главная цель - воспитательная, учебная цель - служебная.

ПЛОДЫ ЗАКОНОУЧИТЕЛЬСТВА

Верующая и послушная паства и сознание исполненного долга, принятого при вступлении в звание законоучителя.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ЗАНЯТИЙ

Всестороннее знание предмета. Постоянная забота о самообразовании, любовь к детям и искренняя вера в сообщаемые детям истины. Последнее обуславливает учение со властью, а власть, как сила, притягивает к себе сердца учащихся оставляя в них глубокий след на всю жизнь.

ОБЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПРЕПОДАВАНИЯ

1. Обучай элементарно. Детей в школе нужно научить только главным истинам веры и нравственности и только в положительной форме, без доказательств от разума и без опровержения возражений. Времени в школе мало, способности детей слабы. Детям необходимо молоко, и вредны даже самые изысканные кушанья и напитки.

2. Обучай наглядно. Наглядность возможна предметная и умственная. Первая ценнее. Но возможна при наличности предмета или хотя бы рисунка, о котором идет речь. Вторая состоит в картинном описании предмета. Высшая степень знания состоит в созерцании предмета лицом к лицу. Так праведники видят Бога. При законе Божием все божественное дорого и ценно.

3. Обучай постепенно. Учить нужно сначала более легкому и делать соответствующий выбор материала. Можно и легкий материал преподать в трудной форме, но в степени трудности языка должна быть постепенность.

4. Элементы предмета нужно заучивать. В каждом уроке встречаются главные положения с пояснительными. Основные положения и есть элементы. Их то и нужно заучить на память, в точной и неизменной формулировке. В доме много всякого добра, но запираются только наиболее ценные вещи.

5. Учи без пропусков. В обучении необходим план и порядок. При пропуске порядок нарушится, стройность исчезнет, и учение будет равно части, а не целому. Только ленивый пахарь оставляет в борозде целины. Награды он не получит.

6. Соединяй формальное обучение с материальным. Мало одного развития ума и назидательности в беседе учителя. Необходимо, чтобы ученики приобрели и материал для собственных размышлений, т.е. нужно знание ими догматических и нравственных истин. Давший таланты слугам потребовал от них не только умения работать, но и умножения золота.

7. Разделяй на части предмет урока. При обилии материала понятия в умах детей перемешиваются, и дети не в состоянии в них разобраться. Сообразно с трудностью предмета и со степенью развития детей урок делится или на мелкие кусочки, или на более крупные отделы. При постройке дома камни не сваливают одновременно в кучу, а прикладывают один кирпич к другому и соединяют их раствором извести.

8. Сходное соединяй. Понятия в нашей душе запоминаются по содружеству или по ассоциации. Одни из них похожи, другие последовательны по времени и по месту, третьи противоположны. На основании ассоциаций прежние знания соединяются с новыми. Дети сами не всегда могут найти это содружество, учитель должен его указать и преподавать сходные сведения - рядом. Сосна растет лучше с елью, нежели с тальником.

9. Сообразуйся со степенью развития учеников. Нельзя говорить с учениками тем же языком, каким привыкли говорить ученые. Этот язык так же непонятен детям , как русским людям речь китайца. Сначала нужно спуститься до уровня развития детей, а потом постепенно поднимать их до степени уровня учащего вместе с собой. Орел ловит добычу не паря под небесами, а опускаясь на землю.

Бесполезно в учителе стремление к красноречию. Лучшее достоинство его речи - простота и краткость. Красота картины не в густоте краски, а в правильном подборе цветов.

10. Обращай внимание на особенности учеников. Нельзя в школе учить каждого ученика. На одних действует более ласка, на других - умеренная строгость. Одни усваивают предмет урока быстро, другие с большим трудом. Учитель должен быть терпеливым. Без этого качества нельзя заниматься преподавательской деятельностью. Ни платье, ни обувь не шьется по одной мерке на

всех людей, а каждый рост имеет свой размер.

11. Располагай к учению. Это расположение достигается ласковым обращением. Последнее особенно необходимо в начале учения, когда дети боятся всего для них нового в школе. Страх плохой союзник внимания и любви. Пусть ученики боятся не уроков законоучителя, а жалеют о прекращении их. Голос любимого дети слышат издали, а от нелюбимого бегут в даль.

12. Любознательность и самодеятельность поощряй. Пусть ученики привыкнут обращаться к учителю со всякими вопросами. Учитель никогда не может назвать ни одного вопроса глупым, ибо у всякого свое понимание. Никакой вопрос не может быть и оскорбительным для учителя: учитель выше оскорбления со стороны ученика. Брошенный камень не может всколыхнуть океана.

13. Учи по обдуманному плану. Перед каждым уроком необходимо заранее обдумать, что нужно повторить, что и как нужно объяснить вновь, какие подобрать примеры, какие поставить вопросы, какую форму преподавания применить в разных частях урока, и какие сделать конечные выводы. Что нужно заучить ученикам, то должен предварительно заучить сам учащий. Никто не пускается в открытое море без определенной цели и без нужных принадлежностей. Учитель не знающий наизусть того, что знают ученики, похож на ленивого школьника, не учившего урока.

14. Не торопись. Кто слышал о многом, но не имеет времени усвоить слышанное, то не знает ничего, и хуже неучившего совсем. Лучше пройти часть программы, но основательно, чем пробежать ее всю, но торопливо. Достоинство часов определяется верностью и размеренностью хода, а не быстротой его.

15. Преподавай оживленно. Урок закона Божия необходимо пережить и перечувствовать. В данное время предмет урока должен быть самым дорогим, самым близким сердцу учащего, а урок самым важным делом из всего на свете. От такого переживания рассказ законоучителя становится одухотворенным и увлекает чувство и ум учащихся. Сухое, вялое изложение порождает скуку, а оживленное - стремление следовать получаемому учению. Слово Божие есть слово жизни и должно преподаваться не со скукой, а с воодушевлением.

16. Преподавай устно. Чтение по книге не производит надлежащего впечатления, отвлекает учителя от учеников и ставит его ниже учащихся, так как от них требуется устный ответ урока. Христос учил не чтением, а устно. Книжки учили чтением. Кому же нужно подражать?

ВОПРОСЫ

Вопросы делятся на повторительные и наводящие. Последние предлагаются с целью навести учеников на нужный вывод. Всякий вопрос предлагается непременно не одному ученику, а всему классу. Сначала дается вопрос, а потом уже вызывается ученик.

Вопрос должен быть понятен. Непонятный вопрос должен быть немедленно изменен. Нельзя давать вопроса, на который можно ответить только "Да" или "Нет." В подобных вопросах ответ может оказаться случайно правильным или неправильным.

Повторительные вопросы должны исчерпывать вполне все содержание повторяемого.

Наводящие вопросы достигают цели только в том случае, если они следуют в определенном порядке, направлены к одной цели и заранее обдуманы.

ОТВЕТЫ

Для приучения учащихся к правильному построению речи, а в законе Божием для умения дать стройный ответ вопрошающему о своем уповании необходимо требовать от учащихся полных ответов на каждый вопрос, т.е. ответов с повторением вопроса. Этот прием особенно необходим в двух первых отделениях начальной школы.

Наиболее ценен ответ своими словами, а не заученной книжной фразой, иногда совершенно непонятной отвечающим.

Ждать ответа нужно терпеливо, поправлять без поспешности и давать время высказаться ученику вполне. В случае затруднения отвечающего нужно призвать на помощь ему кого-либо из учеников, и только в случае неумения всего класса ответить на данный вопрос можно дать право ответа самому учащемуся.

КЛАССНАЯ ДИСЦИПЛИНА

"Школа без дисциплины то же, что и мельница без воды", - говорит Келльнер. В поддержании дисциплины две крайности: полная свобода и полное стеснение деятельности. Последняя господствовала в старой школе, первая применялась отдельными педагогами. Обычная школа должна избегать обеих крайностей, но на уроках закона Божия поддержание дисциплины имеет особенный характер. Побуждение к сохранению классной дисциплины должно зависеть на уроке закона Божия от любви к законоучителю, а не о страха перед ним. Хорошо, если законоучитель является самым любимым человеком, эта любовь к нему сохранится в сердцах его учеников на всю жизнь. Дисциплина достигается не строгостью, а точностью. Правила поведения сильны не обилием, а постоянным соблюдением их. Чем меньше правил, тем лучше порядок.

Лучше предупредить непорядок, нежели исправлять его. От учащего требуется постоянная бдительность, последовательность и справедливость.

Внешние формы дисциплины: надзор, занимание, приказание, награды и наказания.

В наказаниях нужна крайняя осторожность и последовательность: взгляд, жест, предостережение словом, стояние на ногах и оставление после урока. Чем чаще применяются меры наказания, тем менее они ощутительны для учащихся.

Нельзя назначать наказание в раздражении. Однажды назначенное наказание не может быть отменено, если наказанный действительно виноват.

Урок закона Божия непременно начинается молитвой. Она читается при правильном положении учащихся и при их взглядах обращенных на икону.

Садятся ученики на места по знаку учителя. Руки складывают на парты. Если на уроке учащий заметит утомление учащихся таким сидением, то он приказывает всем несколько раз встать и сесть. Этот простой прием доставляет детям необходимое для них движение и поднимает классную дисциплину. При ответах ученики встают на месте, но отнюдь не вызываются к столу учащего, так как в этом случае учитель будет заниматься с одним отвечающим и оставить без внимания прочих. В школе занятия ведутся одновременно совсеми. При вопросе учащего ко всему классу желающие ответить поднимают руку, облокотясь на парту, но не заявляют о своем желании вслух.

Садиться и вставать ученики должны без шума. Этого можно достигнуть упражнением.

ПЕНИЕ НА УРОКАХ ЗАКОНА БОЖИЯ

Пение молитв и даже духовных стихотворений имеет двойную цель - поднятие внимания при утомлении и облегчение заучивания молитв или развитие чувства прекрасного при пении хороших стихотворений. Петь можно с новичками на одной ноте и потом постепенно переходить к обычным напевам. Пение уместно на всяком уроке, и время, потраченное на него, вознаграждается той успешностью занятий, какая следует после этого разумного отдыха. Применяется оно при утомлении учащихся и вполне зависит от усмотрения учащего.

ПИСЬМЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

При занятиях в школе с двумя и более отделениями с одной группой заниматься устно, другим же давать самостоятельную работу. Лучшей работой являются письменные упражнения. Они возможны со второй половины первого года обучения. В первом году дается простое списывание с книги или с классной доски текста молитв. Это списывание содействует правильности и твердости усвоения слов, через привлечение к работе зрительной и двигательной памяти.

Во втором отделении списывание с книги сопровождается переводом отдельных слов, а на основании их и связным изложением молитв по-русски. В конце второго года уместно изложение рассказов из священной истории по вопросам, заранее написанным на классной доске.

В третьем и в четвертом отделениях работа приближается к самостоятельному связному изложению доступных детям рассказов.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА

Каждый предмет преподавания имеет две стороны - учебную и воспитательную. Первая обогащает ум новыми познаниями, вторая развивает волю, направляя ее к доброму и полезному и возбуждает чувство любви ко всем людям и чувство страдания ко всему живому. Закон Божий имеет в виду главным образом воспитательную цель. Потом каждый урок его должен сопровождаться или оканчиваться нравственным приложением. Урок законоучителя похож на проповедь, с тем отличием, что проповедь может быть обращена и к одному чувству слушателей, урок же полагает основание для чувства в знании истины. Лучшим выводом бывает делаемый самими детьми, с наведением на него законоучителем. Он краток и указывает на определенную добродетель, а не на общее добро. Вывод делается устно, напечатанный в учебнике, он теряет силу.

РАЗМЕР КУРСА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Курс учения в школе принимается теперь в четыре года. Программа же составлена для трехлетнего курса. Но все деятели начальной школы признают недостаточность трехгодичной программы и предлагают ее расширение. Конечно, и закон Божий в этом увеличении программы не должен оставаться в прежнем размере. А должен быть расширен до четырехлетнего курса. Программы этого расширения пока еще не выработано подлежащими учреждениями, но законоучитель не лишен права и сам преподать то, что он признает нужным и полезным для свей паствы. Начальная школа теперь нуждается в введении более глубоких сведений относительно основных истин веры и нравственности и в прохождении хотя бы самого краткого курса церковной истории.

В первый год проходятся молитвы: Во имя Отца, Господи благослови, Слава Тебе Боже, Слава Отцу, господи помилуй, Святый Боже, Молитва мытаря, Пресвятая Троице, молитва Иисусова, Буди имя Господне, Достойно есть, Богородице Дево, Молитва госплдня, Ангелу-Хранителю, Молитва после обеда, За живых и умерших, угодникам Божиим, Молитва Святому Духу, за царя, утренняя и вечерняя.

Наряду с молитвами, для некоторого разумения их, программой и самим делом предлагается дать детям сведения: о Боге, об ангелах, о святых, об иконах, о благословении, о грехе, о душе человеческой, о совести, о говении и исповеди, о двунадесятых праздниках и о жизни Спасителя, в кратких чертах. Последнее необходимо в христианской школе и служит самым важным знанием.

Во второй год проходится краткий курс священной истории, заучивается Символ веры и заповеди и повторяются пройденные на первом году молитвы. При четырехгодичном курсе во втором отделении можно пройти только новозаветную священную историю, заучить Символ веры, а прохождение истории ветхозаветной оставить до третьего года. На третьем году может быть пройдена вся священная история и повторен Символ веры, с присоединением объяснений.

Точно также может быть сделано и объяснение заповедей, которые заучиваются или во втором, или в третьем отделении. Программу четвертого года можно представить в следующем виде.

Всеобщность веры в Бога. Божественное откровение. Священное предание и Писание. Знакомство с Библией. Учение о вере и нравственности христианской по Символу веры, Молитве господней, по заповедям Десятословия и Блаженства.

Некоторые из этих сведений усваиваются учащимися в третьем отделении, а в четвертом лишь повторяются и расширяются.

Объяснение богослужения.

Этот отдел по местным условиям школы может также быть отнесен к третьему году.

Рассказы из церковной истории.

Сошествие Св. Духа на апостолов и проповедь ап. Петра, распространение веры Христовой между иудеями и между язычниками. Обращение Савла и его жизнь. Апостольский собор. Гонение от иудеев. Жизнь первых христиан. Избрание семи диаконов. Архидиакон Стефан. Гонения от язычников. Константин Великий. Вселенские соборы. Святые отцы и учители церкви:

Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, Николай

Мирликийский. Церковь восточная и западная. Разделение Церквей. Святые Кирилл и Мефодий. Сношения русских с греками. Христиане на Руси. Св. Ольга. Св. Владимир. Крещение Руси и распространение веры в пределах России. Антоний и Феодосий Печерские. Преподобный Сергий Радонежский. Троице - Сергиева лавра. Соловецкий монастырь. Святители Петр, Алексей, Иона и Филипп. Казанские святители. Патриархи Иов, Гермоген, Филарет и Никон. Начало раскола. Великий Московский собор. Единоверие. Учреждение Синода. Почаевская лавра. Саровская пустынь. Св. Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский, преп. Серафим Саровский и св. Иоасаф Белгородский. Современное церковное устройство в России и в других православных странах.

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Учебным методом называется порядок или план преподавания учебного предмета, для достижения кратчайшим и наиболее доступным путем определенной цели.

В преподавании закона Божия выработано три метода: поступательный, совместный и концентрический.

1. Поступательный. По нему преподавание закона Божия ведется в порядке принятого учебника, начинаясь в первом отделении изучением священной истории и молитв. Этот метод совершенно неприменим в младшем отделении, т.к. дети первогодники не в состоянии ни усвоить, ни передать содержание священно - исторических повествований, но он уместен во втором и в третьем отделении при прохождении курса священной истории. В младшем же отделении проходятся начальные сведения о христианской вере и нравственности и заучиваются молитвы, в порядке постепеннной трудности их понимания и усвоения.

2. Совместный. По нему сведения курса закона Божия группируется по содержанию и сходные соединяются по единству времени усвоения. Так например, при рассказе об Иосифе говорится и о пятой заповеди, и о поминовении властям, и приводится рассказ "Отрок Иисус во храме".

Этот метод принуждает давать учащимся по несколько трудностей за один раз. Он пригоден и удобен при повторении всего курса и при обобщении всех познаний, но неприменим при разработке материала вновь.

3. Концентрический. По этому методу весь учебный курс разделяется на несколько отдельных законченных кругов, с одним центром, в виде прохождения более краткой или более подробной священной истории. К ее повествованиям присоединяются и объяснение молитв, и прохождение катихизиса, и объяснение богослужения. Этот метод незаменим в младшем отделении, пригоден в некоторых частях в некоторых частях и в прочих.

При всяком материале необходимо принять нужный метод, сообразно самому материалу и цели его изучения.

ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Основных форм преподавания две - повествовательная и вопросно-ответная. При первой учитель говорит, повествует, при второй идет обоюдная беседа учащего с учащимися. Эти формы имеют несколько видоизменений и названий. Сократическая - по имени философа Сократа, разработавшего прием - обучение при задавании вопросов, посредством которых ученики невольно для них приводятся к нужному выводу , иногда совершенно для них неожиданному. Диалогическая, когда вопросы ставятся не только учителем, но и учениками. Мнемоническая, когда учащиеся доводятся до заучивания нужных сведений через повторение. Если этот прием сопровождается показыванием предмета, то форма получает название деиктической.

Все эти формы составляют лишь видоизменение двух названных форм. В катехизической форме вводится еще одно существенное изменение, касающееся сущности прорабатываемого материала. При вопросо-ответной форме можно не только повторять сообщенные уже детям сведения в готовом виде, но возможно и нахождение самими учащимися новых для них сведений посредством разработки имеющегося уже у них запаса познаний, т.е. возможен переход от известного к неизвестному при помощи учащего, но силами самих учащихся. Это получение новых сведений достигается изыскательной или эвристической формой. При надлежащей ее постановке на уроке отсутствует скука, и учение получает занимательность. Эта форма наиболее применима с первогодниками, но она требует от учащего твердого знания своего предмета, последовательности в постановке вопросов и находчивости при получении ответов от учеников в том виде, в каком наводящий получить их не ожидал. Вопросы должны быть не подсказывающими, а лишь наводящими, дающими посильную пищу детскому уму.

ПОРЯДОК ЗАУЧИВАНИЯ МОЛИТВ

В педагогических целях заучивание молитв производится в порядке постепенной трудности понимания и заучивания. Последняя трудность измеряется величиной молитвы, а первая - ее содержанием. После заучивания всех молитв следует запомнить их церковный порядок, нужный для совершения утренней и вечерней молитвы дома. Такое запоминание не трудно, а запоминание церковного порядка до заучивания не легко, и заучивание молитв в церковном порядке, независимо от их величины противоречит основному правилу о переходе от легкого к трудному. Заучивание молитв, во избежание однообразия и утомления учащихся, чередуется с рассказами о главнейших праздниках и другими повествованиями.

ОБЪЯСНЕНИЕ МОЛИТВ

В младшем отделении невозможно полное объяснение молитвы. Для первогодников достаточно знания, к кому обращена молитва, и какого главное ее содержание. Заучивание перевода каждого отдельного выражения совершенно бесцельно, так как перевод славянских слов быстро забывается детьми.

Если молитва может быть выведена из священно-исторического повествования, то такой вывод сделать непосредственно нельзя, то искусственное присоединение молитвы к священной истории излишне.

ЗАУЧИВАНИЕ МОЛИТВ

Объясненная молитва читается внятно и раздельно самим законоучителем, потом повторяется учащимися хором.

При заучивании необходимо следить за правильностью произнесения слов. Опытное ухо учителя слышит ошибку каждого отдельного ученика. Эта опытность приобретается навыком и внимательностью. Каждая ошибка должна быть немедленно указана и исправлена. В противном случае ошибки укореняются и становятся почти неисправимыми. Особенно часто искажаются и скрадываются окончания слов.

СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ

Цель двоякая - учебная и воспитательная. Вторая цель важнее, так как все Писание написано для нашего назидания. При прохождении священной истории преимущественное внимание должно обращать на наиболее назидательные места. Каждый рассказ непременно сопровождается нравственным выводом.

ОТНОШЕНИЕ ЕЕ К ПРОЧИМ ПРЕДМЕТАМ

Весь закон Божий содержится в священной истории. Молитвы во многом берут содержание из нее, катехизис лишь обобщает священно-исторические повествования, составляя из живых образов общие понятия. Богослужение многими обрядами напоминает священную историю. Поэтому прохождение священной истории уместно во все четыре года учебного курса. В младшем отделении - концентрически, во втором и третьем - поступательно, и в старшем совместно с катехизисом и богослужением.

ХАРАКТЕР ПРЕПОДАВАНИЯ СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ

Священная история есть повествование о жизни, и потому преподавание ее должно быть жизненным. Библейские лица должны выступать не как неземные существа или отвлеченные добродетели, а как люди, похожие на нас. Вся их жизнь похожа на нашу, а величие их в том и состоит, что они, живя в душной земной атмосфере, стояли выше земли, выбирая в делах только то, что служит на пользу, хотя им было и все дозволено. В рассказе нужно бояться не обыденного представления о жизни библейских лиц, а возведения их в число надзвездных теней. В таком повествовании кроется неправда, которой в законе Божием места нет и быть не может.

ЯЗЫК ПРЕПОДАВАНИЯ

Там, где общепонятен язык Библии, следует держаться подлинных библейских выражений; места же непонятные или соблазнительные необходимо заменять. Библейские выражения прекрасны, но не все их могут воспринимать. Держащийся неизменно библейских выражений в преподавании похож на такого земледельца, который вздумал бы засевать поле вместо ржи виноградом, на том основании, что виноград ценнее ржи. Такой земледелец не получил бы ничего и был бы наказан сам. Но сеющие в школе наказывают прежде всего детей.

МЕТОД И ФОРМА ПРЕПОДАВАНИЯ

Естественным методом преподавания во втором и в третьем отделении является поступательный, так как в этих отделениях нет необходимости дробить рассказы священной истории на мелкие части. Поручившиеся в школе дети хотя в течение одного года получают навык к восприятию и к передаче небольших священно - исторических рассказов, а постоянное повторение одного и того же несколько раз может породить скуку.

Форма преподавания - повествовальная при изложении рассказа и вопросно-ответная при повторении. Первая вернее действует на пробуждение воображения, а вторая содейсвтует запоминанию частей рассказа и связи между ними.

Преподавание в начальной школе ведется непременно устно. Метод чтения рассказов по Библии или, так называемый в преподавании гражданской истории реальный, оставлен как негодный, а некоторые законоучители рекомендуют пользование им. Достаточно скмазать, что этот метод рекомендовался впервые для закона Божия Л. Толстым, поэтому нужно предоставить пользование таким методом поклонникам учения этого мыслителя. В преподавании закона Божия мы имеем авторитеты древности, в виде отцов и учителей церкви, которые создали устное наставление, название которого - "катихизис" сохранилось и до наших дней.

СВОЙСТВА РАССКАЗА

Свобода рассказа, т.е. передача без остановок, без запинок, без поправок, без придумывания выражений во время хода повествования. Свобода достигается твердым знанием дела и тщательной подготовкой к уроку, как бы знаком материал урока ни был.

Наглядность и одушевленность достигаются постоянным упражнением в рассказывании и постоянным стремелением к самообразованию.

По внешности - рассказывать нужно плавно, ясно и достаточно громко.

ПОРЯДОК УРОКА

Прежде всего нужно повторить предыдущее и установить связь между прежним и новым материалом.

Связь может быть или по времени, или по месту, или по мысли. Перед рассказом необходимо обдумать каждое выражение и объяснить все непонятные детям слова. Объяснение во время рассказа мешает целостности впечатления, а после рассказа теряет большую часть своего значения.

При рассказе необходимо помнить, что с детьми нельзя говорить языком пригодным для взрослых. После рассказа производится катехизация, т. е. повторение рассказа по вопросам, связное повторение рассказа, и чтение по книге, с необходимыми объяснениями во время его. Последнее производится с целью объяснения непонятных выражений, могущих встретиться в учебнике. Без книги учиться нельзя. Так как усвоенное только в классе, со слов учащего не становится собственностью учащихся, а служить знанием, словно временно взятым на подержание. После чтения делается нравственный вывод.

СВОЙСТВА ОБЪЯСНЕНИЯ

Объяснения делаются только в том размере, в каком необходимы для понимания данного места.

Объяснения бывают словесные и предметные. Первые нужны в том случае, когда предмет знаком детям, но под другим названием. При объяснении в этом случае достаточно заменить незнакомое слово известным. Предметные объяснения нужны в том случае. Когда предмет речи незнаком. Тогда лучше показать самый предмет, при невозможности этого, если и последнее неисполнимо, то приходится ограничиться описанием предмета.

Отвлеченные понятия трудны не только для детей, но и для взрослых, поэтому они заменяются вещественными названиями. Например, сотворение мира понятнее в перемене: как сотворил Бог мир; грехопадение - как люди согрешили и т.д.

ПРИТЧИ, ПРООБРАЗЫ И ПРОРОЧЕСТВА

Христос учил притчами ради наглядности и брал примеры вполне понятные и близкие слушателям. В русской школе многое в притчах детям непонятно. Поэтому в каждой притче нужно прежде всего выяснить буквальный смысл, на основании этого объяснения можно говорить и о цели произнесения притчи и, наконец, указать главную точку сравнения. Дети не видят в притчах таинственного смысла, и выяснение его нуждается в особенном внимании.

Объяснение пророчеств и прообразов удобнее делать при повторении новозаветной истории, так как без знания Нового Завета указание на исполнение пророчеств будет указанием на неизвестное.

ЗАУЧИВАНИЕ

Заучивание производится в классе с голоса и дается на дом для закрепления в памяти по книги. В классе урок прорабатывается и повторяется по вопросам, с постепенным обобщением. Если рассказ легок, и если учащиеся достаточно развиты, то повторение по вопросам заменяется связным изложением рассказа учащимися. Но как бы хорошо они не усвоили в классе рассказ, дома они его должны повторить по книге. Отстающих и нерадивых заставляют слушать рассказ более прилежных товарищей и повторять с их слов.

ПРИМЕНЕНИЕ

Для назидательности и для предоставления возможности подражания библейским образцам необходимо каждый рассказ сближать с современной жизнью. Дети понимают повествование лишь буквально, но не замечают идеи. Раскрытие ее и составляет долг учителя. Закон Божий не дает правил на каждый отдельный жизненный случай, а располагает стремиться к доброму во всяком обстоятельстве по собственному разумению каждого.

НЕДОУМЕНИЯ

Недоумения и сомнения неизбежно являются у детей, если они относятся небезучастно к изучению закона Божия. Эти недоумения всегда следует разрешить и отнюдь не убивать в детях любознателтность называнием вопросов детей глупыми. У всякого свой способ мышления. Остановленный однажды ребенок не обратиться со своей думой никогда и ни к кому останется на всю жизнь со своими сомнениями, а через них дойдет и до неверия.

Объяснения должно быть вполне понятны и ясны. Лучше отложить объяснение до другого раза, чем давать его в спутанном виде.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

При всякой возможности полезно показать географическую карту или картину, или прочитать стихотворение, или рассказать. Хотя бы и светского писателя, соответствующий смыслу священно-исторического повествования. Все, что помогает живости и наглядности передачи, то содействует воспитательной стороне преподавания закона Божия.

Картину можно показать или до рассказа или после него. В первом случае производится разбор картины, и на основании его выводится библейский рассказ, во втором - картина служить лишь вспомогательным средством для лучшего запоминания рассказа.

КАТИХИЗИС

ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ

Обобщение и связное изложение истин веры и нравственности для укрепления их в сознании учащихся, в надежде памятования их при каждом поступке.

ХАРАКТЕР ПРЕПОДАВАНИЯ

Преподавание должно пробуждать интерес к познанию истин, к устранению соблазнов в уме и к укреплению воли в добрых чувствах. При сообщении отвлеченных истин особенно полезны примеры делания добра и служения истине в условиях современной жизни. Всякая схоластичность вредит делу.

МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ

Наиболее удобен совместный метод, так как при нем истина освещается всесторонне, прежде приобретенные сведения обобщаются и объясняют новые положения.

Форма изложения - повествовательная, так как вопросо-ответная форма дает ученикам две трудности за один раз: запоминание вопроса и ответа на него. Если бы вопросы следовали один за другим по смысловой связи в полной последовательности, то катехизическая форма была бы пригодной. Но такой последовательности в изложении катехизиса пока никем еще не достигнуто. При заучивании пройденного применима и эта форма. Но ответ учащихся желателен в виде связного изложения.

ПОРЯДОК УРОКА

Повторение пройденного. Установление связи между известным и новыми сведениями. Переход к новому материалу. Беседа с этой целью. Вывод текста объясняемого материала. Обобщение объяснений. Заучивание. Нравственное приложение. Материал для беседы берется из Св. писания, их жития святых, из рассказов светских писателей и из обыкновенной жизни.

ОБЪЯСНЕНИЯ

Ни одно выражение не должно остаться невыясненным, кроме тайн о существе Божием, о троитичности и других непостижимых истинах откровения. Все же трудное для понимания необходимо упростить.

ВЫВОДЫ

Каждая догматическая истина может служить основанием для истины нравственной. Поэтому каждый урок должен сопровождаться нравственным приложением. Это приложение должно быть непременно кратко, но, по возможности, сильно.

ОБЪЯСНЕНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ

Понимание детьми непосредственного смысла молитв, песнопений и священнодействий при совершении богослужения и развитие чувства удовлетворенности при каждом посещении богослужения. "Возвеселихся о рекших мне: в храм Господень пойдем".

СПОСОБ ПРЕПОДАВАНИЯ

Объяснение принадлежностей храма и его вида удобнее вести в храме, так как этим приемом достигается наибольшая степень наглядности. Увлечение изучением уставной стороны отталкивает учащихся от изучения богослужения, и заученное в скором времени забывается.

МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ

Метод преподавания, по возможности, совместный. Форма преподавания - повествовательная. Увлечение объяснениями таинственного смысла в каждом обряде не производит сильного воздействия на учащихся, а искание в каждом действии символа затрудняет запоминание объяснения и главных действий.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»