Игротека в учреждении дополнительного образования
«Игротека» — это учреждение (отдельное помещение при каком-либо учреждении), которое с помощью игры и игрушки помогает детям реализовать свои потенциальные возможности.
Цель игротеки — обеспечитъ доступность игрушек для большего числа детей с тем, чтобы стимулировать их игровую активность.
Игротека давно известна в разных странах, и организуется по-разному в зависимости отусловий и целей ее создания.
Во многих странах наиболее распространены игротеки при библиотеках, например, в Чехословакии, в г.Чадце, игротеки предназначаются для детей от 3 до 15 лет. Кроме книг и периодических изданий дети могут взять кассеты, репродукции картин, слайды и другае развлекательные и учебные пособия, а также могут пользоваться игрушками разных видов. Игрушки, как и книги, разложены на полках, и дети имеют свободный доступ к ним. Сами выбирают, играют или берут их домой.
Наряду со стационарными, существуют и передвижные игротеки на автомашинах. Цель таких игротек — предоставить возможность детям и взрослым, живущим в отдаленных, сельских районах пользоваться играми и игрушками. «Игротека на колесах» раз в 2 недели объезжает деревни. В течение полутора часов дети и их родители могут опробовать игрушки, выбрать одну из них и взять с собой. В следующий приезд автобуса они возвращают ее и берут новую. Работники игротеки один раз в месяц в каждой деревне организуют день игры, что является важным культурным событием.
История игровой работы в Англии своими корнями уходит в 60-е годы прошлого столетия. Основной целью такой работы было оказание помощи социально незащищенным детям. Современные формы игры осуществляются в учреждениях типа площадок приключений, игровых центров, клубов продленного дня. Уделяется внимание осуществлению игровых проектов для детей с ограниченными возможностями.
Интересен опыт по организации игротек в Канаде, США, Австралии, ФРГ, Новой Зеландии и др. В нашей стране за последние годы увеличилось количество учреждений дополнительного образования — это детско-подростковые клубы в разных городах, такие как муниципальное образовательное учреждение «Агнис» в г. Нижний Новгород, студия «развивающие игры» в г. Обнинск. Подобные учреждения есть и в г. Калининграде, в г. Петропавловске-Камчатском, в г. Москва и во многих других городах, где имеется опыт создания игротек, их оформления, подбора игрушек. На базе этих учреждений проводятся семинары-практикумы по определению направлений и распространению опыта работы по программе «Игра, развитие, творчество». Пока в стране нет специальной программы по созданию сети игротек, хотя этот социальный институт открывает большие возможности по приобретению детьми опыта социального поведения.
Игротека может быть организована с целью проведения игровой терапии, которая рассматривается как взаимодействие с ребенком и предоставление ему возможности для свободного самовыражения. Ребенок в условиях игротеки получает новый опыт, сам отвечает за свои действия, развивает самоконтроль и свой творческий потенциал.
Комплектование игротеки игрушками зависит от финансовых возможностей учреждения, на базе которого она организована. Игрушки должны подбираться с учетом уровня совре менных научных знаний в области гигиены, медицины, педагогической психологии и эстетики.
С точки зрения педагогической психологии игрушка должны способствовать расширению кругозора ребенка, развивать навыки ручного труда, творчества.
Игрушка должна способствовать развитию воображения, помогать устанавливать дружеские отношения с другами детьми, атакже взрослыми.
С медицинской точки зрения необходимо, чтобы игрушка была безопасной, исключала возможность ранения или несчастного случая. Игрушка должна быть прочной и соответствовать силе руки ребенка; должналегко чиститься, дезинфицироваться.
С эстетической точки зрения большое значение должно придаваться внешнему виду и упаковке игрушки, ее форме, раскраске, материалу, которые должны стимулировать развитие эстетического вкуса ребенка. Игрушка должна нравиться ребенку и приносить ему радость.
Задача игротеки состоит в том, чтобы не просто подбирать игрушки, а создавать из них ансамбль, в котором каждая игрушка воспринималась бы не только через призму потребностей ребенка, но и общих целей воспитания.
Игротека должна иметь в своем арсенале игрушки для всех возрастных групп, отвечающие требованиям физического, интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания.
Игротека должна предлагать детям как классические игры и игрушки (домино, лото, транспортные и строительно-конструктивные игрушки, хозяйственные наборы, игры для улицы, дидактические игры), так и научные, математические и электронные игры.
Приведем следующий перечень игрушек и инвентаря, предложенный О.С. Гозман:
1. игрушки: куклы, персонажи литературных произведений, мебель, посуда, одежда, принадлежности для сюжетно-ролевых игр, игрушки-животные, технические игрушки, занимательные, дидактические и др.;
2. настольные и настенные игры: разрезные картинки, кубики, домино; детские познавательные лото; викторины и электровикторины; шашки, шахматы, настольно-двигательные игры;
3. инвентарь для подвижных игр: мячи, мишени, обручи, скакалки, ракетки, кольцеобросы; самокаты, ролевые коньки, лыжи, велосипеды и др.;
4. принадлежности для строительных, сюжетно-ролевых игр;
5. материалы и инструменты для изготовления самодельных игр и игрушек: наборы природного и «бросового» материала;
6. пособия с описаниями и правилами игр имеющихся в наличии;
7. оборудование для проведения и хранения игр: столы, раскладные столики, ширма, стеллажи, декорации, музыкалъные инструменты и др.;
8. сооружения на игровой площадке: качели, карусели, горки, лесенки, бревна, скамейки, баскетбольные шиты и др.
Чтобы фонд игрушек использовался максимально, игротека должна располагать соответствующими помещениями: приемной, где сдают взятые игрушки напрокат, зал с экспозицией игрушек, места и для игр детей, ремонтную мастерскую, где дети самостоятельно или с помощью взрослых могут починить поврежденные игрушки, зал с игровыми автоматами. Не менее важным фактором, определяющим деятельность игротеки, является персонал. Работники игротеки, кроме выдачи игрушек, должны уметь дать совет, выбрать, научить пользоваться той или иной игрушкой, организовывать коллективные игры. Для работы в игротеке необходима профессиональная подготовка. Таким образом, игра и игрушка являются важным фактором в процессе формирования личности ребенка и одним из условий здорового физического, умственного и нравственного развития детей.
|