КАК ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ
Самочувствие детей в школе, как уже отмечалось, во многом зависит от межличностных отношений. Стимулом зарождения благоприятных отношений в любой группе незнакомых людей является организация их совместной деятельности на основе принципа «темпа и разнообразия»: чем больше видов деятельности, шире их разнообразие, чем чаще они меняются, тем быстрее люди раскрываются друг перед другом и легче идет их знакомство.
Поэтому, чтобы быстрее познакомить детей друг с другом, учитель должен прежде всего последовать этому принципу и организовать разнообразную, быстро сменяющуюся и насыщенную индивидуальными заданиями деятельность класса: проводить сюжетные игры по темам самообслуживания, правилам поведения, соревнования по подвижным играм на переменах, художественные конкурсы (лепка, рисование, изготовление аппликаций) и т. д. При таком разнообразии деятельности появляется возможность каждого ребенка представить в выгодном свете, похвалить, отметить его способности. Привлекая класс к эмоциональному отклику на успехи товарищей, учитель формирует таким образом благоприятную нравственно-психологическую атмосферу для начального этапа жизни коллектива.
Помимо использования общего принципа «темпа и разнообразия деятельности», в первые учебные месяцы можно применять специальные средства, приемы, ускоряющие процесс знакомства детей.
Английскими и американскими педагогами для этого используется, например, прием работы с детскими фотографиями. С ними активно работают и в некоторых школах нашей страны.
В классе создается своеобразная карта, где изображен класс, нарисованы парты, в них сделаны прорези, в которые вставлены фотографии детей с именами и фамилиями. Такая карта класса поможет и учителю и ученикам быстро запомнить имена детей. В дальнейшем фотографии детей, отсутствующих по болезни, помещаются в специальный карман с изображением доктора Айболита, а фотографии тех, кто отсутствует по неизвестной причине, — в карман со знаком вопроса или изображением легендарного Сыщика из мультфильма. Такой экран помогает приучить детей заботиться о своих одноклассниках, навещать больных, передавать по телефону или через родителей задания, справляться о здоровье.
Подобным образом можно оформить стенд с распределением обязанностей, отражающий, какое поручение имеет каждый ребенок.
На другом стенде можно помещать фотографии именинников и. победителей конкурсов. Для оформления подобных стендов необходимо еще во время записи ребенка в школу заказать родителям комплект фотографий.
Знакомству детей можно. посвятить многие подвижные игры. В игру «Поймай мяч» вводится дополнительное условие: тот, кому бросают мяч, поймав его, называет свое имя. Постепенно игру усложняют: поймав мяч, игрок должен назвать имя одноклассника, стоящего рядом с ним слева или справа.
Игра с мячом может помочь выяснить интересы детей, узнать, что им нравится. Например, в игре «Люблю — не люблю» дети встают в круг, учитель начинает передавать мяч по часовой стрелке со словами: «Я не люблю, когда дерутся», следующий играющий должен продолжить:
«Я не люблю, когда ябедничают» и т. д. Через круг, т. е. когда мяч снова окажется у педагога, действие повторяется уже против часовой стрелки с иным содержанием: «Я люблю вежливых»; «Я люблю аккуратных» и т. д. После игры в беседе на тему «Добрые ребята» можно опираться на высказывания детей, попросить подробнее объяснить, что они осуждают, а что любят.
Когда первоклассники будут знать друг друга по именам, характер знакомства можно углубить за счет игр-упражнений, включающих сенсорные процессы: слух, зрение, осязание. Например, ребята образуют круг, водящему завязывают глаза. Один из игроков (по указанию воспитателя) произносит двустишие. Задача водящего — узнать по голосу говорившего.
Хорошее средство «разговорить» детей—организовать игровую эстафету «Рассказ по кругу». Воспитатель предлагает детям рассказать забавный случай на тему «Когда я был совсем маленький». Дети садятся в круг, педагог передает сидящему рядом с ним ребенку шарик, «в котором спрятана смешинка», и говорит при этом: «Когда я был совсем маленький...», мальчик или девочка, получившие «смешинку», продолжают: «...я ухватился за скатерть и понес ее с собой по комнате, стол был накрыт, и. я все свалил на пол».
В опыте учителей ряда школ Новосибирска и Липецка. - используется прием раскрытия внутреннего мира школьника через его отношение к любимой игрушке.
Каждый ученик приносит в класс свою любимую игрушку. Ему нужно сказать несколько слов о том, за что он любит свою игрушку, что она «умеет делать» (обычно наличие такой речевой опоры хорошо стимулирует активность детей). Далее педагог предлагает детям «познакомить» игрушки и куклы друг с другом. Возникшая игра позволяет первоклассникам быстрее устанавливать между собой дружеские отношения.
В первые школьные дни все дети требуют внимания, но среди них есть те, которым труднее осваиваться в новой среде, труднее войти в контакт с одноклассниками.
Сигналом неблагополучия в настроении или самочувствии малыша является его отказ от игры. Иногда воспитатель замечает, что с тем или иным ребенком дети играть не хотят. Причины тому могут быть разные: не умеет общаться со сверстниками, жаден, эгоистичен, нарушает игровые правила, агрессивен или слишком застенчив. Понятно, что к таким детям требуется особое внимание и индивидуальный подход. Прежде всего надо найти болевые точки в игровых взаимоотношениях, которые вызывают неприязнь сверстников: физические недостатки, упрямство, медлительность, пассивность, недоброжелательность, драчливость.
Тихим, заторможенным детям особенно важно выражать положительное отношение со стороны взрослого, поощрять хорошие поступки, помогать в общении с детьми. А. С. Макаренко предлагал педагогу поиграть вместе с таким ребенком. В совместной игре он быстрее откроется воспитателю и будет смелее в своих действиях.
Можно предложить неиграющему ребенку во время прогулки или перемены походить вместе и посмотреть, как играют другие. Наблюдение за играми детей поможет малышу понять, что без доброты, сопереживания, уступки невозможно построить хорошую игру.
Особо следует обратить внимание на грубых, эмоционально нечутких детей. Невнимание к ним приводит порой к установлению нездоровой нравственной атмосферы. В школе № 28 г. Красноярска для стимуляции доброжелательного стиля общения используются специальные приемы: например, класс объявляется садом, где растут только красивые, ласковые, незлые слоза. А если дети слушают только такие приятные слова, они и сами быстрее растут и становятся красивьми людьми.
Еще один важный аспект атмосферы коллектива — отношения между мальчиками и девочками. В шестилетнем возрасте они обычно носят достаточно ровный характер. Между тем даже небольшие нарушения этики общения требуют педагогического внимания. Ш. А. Амонашвили, чтобы настроить мальчиков и девочек на дружбу и уважение друг к другу, проводит отдельно с теми и другими «секретные» совещания. С мальчиками он организовал «Общество настоящих мужчин». Член этого общества должен быть внимательным, чутким и заботливым к каждой девочке. «Секретная» работа велась и с девочками.
Создание нравственной атмосферы в классе должно стать постоянной заботой педагога. Дружба, взаимопомощь, культура общения первоклассников-шестилеток — важнейшие условия хорошего самочувствия ребенка, его успехов в школе в течение всего года.
печатается по книге: "В школу - с игрой" О.С. Газман, Н.Е. Харитонова Москва "Просвещение" 1991 г.
|