Учитель, преподающий Библию подросткам и юношеству, должен помнить, что в этом возрасте они уже могут искренне и осознанно покаяться, принять Иисуса Христа как своего личного Спасителя и вступить в завет с Ним. Поэтому так важно понимать значение заповеди Господней: «...идите, научите» (Мф.28.19).
Древнегреческий глагол «изучать, научаться» означает интеллектуальное обогащение человека от других людей или посредством занятий и наблюдений. Это слово часто встречается в Новом Завете; Иисус Христос употреблял его, когда учил народ и наставлял учеников. Он призывал:
«Пойдите, научитесь...» (Мф.9.13);«...научитесь от Меня» (Мф.11.29). Иисус, когда говорил о хлебе жизни, сказал: «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне (Ин.6.45). Апостол Павел также использовал это слово в своих посланиях: «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте...» (Флп.4.9).
Библейское понятие «научиться» означает постоянно исследовать Слово Божие, исполнять и применять его истины в жизни и следовать его наставлениям под водительством Духа Святого. Задача учителя — помочь научиться этому каждому подростку и юноше.
Несмотря на то, что каждый человек — уникальная личность со своими интересами и проблемами, существуют определенные психологические особенности, свойственные всем людям в подростковом и юношеском возрасте. Переходный период из детства во взрослую жизнь в психологическом аспекте имеет два измерения. С одной стороны, подросток (или юноша) живет в настоящем, т.е. в реальной действительности. Но с другой - он постоянно меняется, растет, готовится к будущей взрослой жизни, он как бы весь устремлен в будущее и живет будущим. Также нужно учитывать, что в этом возрасте идет интенсивный процесс полового созревания, что оказывает большое влияние не только на физическое, но и на психическое состояние человека. Это все обуславливает те проблемы, с которыми сталкивается учитель, обучая подростков и юношество.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ
В подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению, что является естественным процессом развития самосознания и находит реализацию в деятельности. Этот процесс идет в семи направлениях.
1. ЛИЧНОСТЬ. Формирование осознания «кто есть я» путем признания в кругу друзей и взрослых, а также в сравнении себя с любыми героями.
2. ВЗРОСЛЕНИЕ. Осознание перехода от ребенка к взрослому.
3. ДОСТИЖЕНИЯ. Удовлетворение от полученных успешных результатов в какой-либо деятельности.
4. ДРУЗЬЯ. Укрепление своего положения в социальной среде путем расширения круга друзей.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Утверждение уверенности в том, что «я сам могу принимать ответственные решения».
6. ЧУВСТВА. Возрастание самосознания в сфере чувств в отношениях с другими людьми.
7. СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Принятие ответственности в выполнении социальной роли определенного пола.
Подростковый период — время огромных духовных, физических, эмоциональных и социальных перемен. В возрасте от 12 до 17 лет подростки особо нуждаются в постоянном личном общении с людьми, проявляющими любовь к ним. Такое общение помогает им удовлетворять свои психологические потребности. К этим потребностям относятся следующие:
1. ПОТРЕБНОСТЬ В ЗДОРОВОМ ВЗГЛЯДЕ НА СЕБЯ. Большинство подростков чувствуют себя не отвечающими требованиям в какой-либо сфере своей жизни. Не жалея времени и усилий, постарайтесь помочь им осознать, что они, как личности, очень нужны вам, церкви, Богу.
2. ПОТРЕБНОСТЬ ПРИНАДЛЕЖАТЬ. Опросы подростков в одной из церквей показали, что главная причина их прихода в воскресную школу—это желание «встретиться с друзьями». Подростки хотят принадлежать к группе молодежи, которая представляет собой христианское содружество. Учитель должен дать понять подросткам, что воскресная школа — место, где их всегда примут. Большинство подростков просто ожидают, чтобы учитель спросил: «Не хочешь ли ты стать членом воскресной школы?».
3. ПОТРЕБНОСТЬ В ЗНАКОМСТВЕ С ЛИЦАМИ ДРУГОГО ПОЛА. Главная проблема в подростковом периоде — это отношения и общение с представителями другого пола. Церковные собрания, поездки и занятия, изучения Библии могут научить ребят правильным отношениям между собой. Подросткам необходимо принадлежать к группе, где их быстро меняющееся развитие признается как подарок Бога. Все подростки, независимо от их физического развития, хотят, чтобы люди относились к ним как к равным. Церковные группы подростков более чем другие социальные группы, к которым принадлежат подростки, должны стать местом, где они могут научиться относиться друг к другу по-христиански.
4. ПОТРЕБНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ АДЕКВАТНОСТИ. Подросткам присущи поиски ответов на вопросы: «Насколько я подхожу для общества?». «Кто я?», «Какой цели я должен добиваться?». Встречаясь с учителем, подростки могут увидеть важность принадлежности к церкви, к Богу. Общение с подростками в воскресной школе дает учителю возможность помочь им решить некоторые их личные проблемы.
Как было отмечено раньше, определенные психологические черты присущи всем подросткам и юношеству. Однако каждый год жизни человека—это новая ступень развития его личности, что особенно ярко проявляется в возрасте от 12 до 17 лет. Семнадцатилетний юноша во всех личностных аспектах заметно отличается от двенадцатилетнего подростка, и это необходимо учитывать в процессе обучения. Поэтому целесообразно всю возрастную группу от 12 до 17 лет разделить на три подгруппы и изучать психологические особенности каждой в отдельности. Эти подгруппы условно можно назвать так: подростковая (12-13 лет); ранняя юношеская (14-15 лет); юношеская (16 -17 лет).
Понимая психологические различия этих трех подгрупп, учитель может лучше и эффективнее обучать подростков в воскресной школе.
Ниже указаны физические, эмоциональные, интеллектуальные, социальные и духовные характеристики каждой возрастной подгруппы.
ПОДРОСТКИ (12-13 ЛЕТ)
Физические
- часто чувствуют себя усталыми, неуклюжими, думают, что привлекают всеобщее внимание;
- начинают появляться признаки полового созревания;
- девочки обычно выглядят взрослее мальчиков;
- большинство обладают большим аппетитом.
Эмоциональные
- испытывают драматические переживания в связи с быстрыми изменениями в развитии;
- неуверенны в себе, но постепенно начинают обретать эту уверенность;
- обладают большим энтузиазмом;
- часто проявляют вспыльчивость;
- обладают чувством юмора.
Социальные
- зависят от родителей, но хотят большей степени независимости;
- любят новые знакомства со сверстниками своего пола, часто собираются группой;
- ценят близкую дружбу;
- могут быть очень критичными и требовательны к другим людям;
- интересуются противоположным полом (у девочек этот интерес появляется раньше);
- пылко влюбляются и создают себе кумиров;
- чувствуют себя наиболее свободно в узком кругу друзей одного с ними пола;
- экспериментируют в отношении как общепринятого, так и неприемлемого в обществе поведения.
Интеллектуальные
- требуют фактов и доказательств, не любят разделять одинаковые убеждения с другими;
- начинают мыслить абстрактно, но обычно находят всему только крайние, «контрастные» объяснения, либо видят все в черном, либо в белом цвете;
- возрастает способность к логическому мышлению;
- получают удовольствие от решения проблем путем поиска альтернатив и учета обстоятельств;
- развивают возможности принимать свои личные решения, основываясь на собственной системе ценностей;
- чаще всего принимают идеалистические решения.
Духовные
- способны посвятить себя Богу осознанно;
- имеют обостренное чувство справедливости;
- становятся намного отзывчивее к нуждам других;
- начинают развивать собственную систему ценностей;
- стараются придерживаться учения Библии;
- начинают больше разбираться в духовных вопросах.
РАННЕЕ ЮНОШЕСТВО (14-15лет)
Физические
- физическое развитие замедляется;
- значительное развитие вторичных сексуальных признаков;
- развиваются сильные сексуальные влечения;
- полны энергии, радости, деятельности;
- некоторые уже пробовали алкоголь и наркотики к этому времени.
Эмоциональные
- способность к личным контактам возрастает;
- зачастую любят поспорить;
- самоуверенность может быть лишь прикрытием глубокой неуверенности в себе;
- ищут признания у других.
Социальные
- учатся как давать другим, так и получать от других;
- усиливается желание жить отдельно от родителей;
- имеют прочно сложившийся круг друзей;
- отношения с представителями другого пола значительно расширяются;
- иногда группировки выражают свое мнение наперекор своим родителям;
-иногда восстают против представителей власти.
Интеллектуальные
- способны к более сложному уровню мышления и абстрактному мышлению;
- могут задавать очень сложные вопросы;
- могут не замечать нелогичных аргументов;
- очень критично настроены к тому, чему их учат верить.
Духовные
- ищут, что правильно, а что нет с точки зрения Библии;
- чувствуют обеспокоенность и вину за свой интерес к противоположному полу;
- расстроены тем, что, желая прекратить такое поведение, они не в силах справиться с собой;
- часто молятся о прощении.
ЮНОШЕСТВО (16-17 лет)
Физические
- физические качества обычно развиты полно;
- уделяют большое внимание собственному здоровью.
Эмоциональные
- имеют чувство уверенности в себе;
- могут отнестись к нуждам других внимательнее, чем к своим;
- обычно дружелюбно настроены к членам своей семьи.
Социальные
- развивают серьезные отношения с другими людьми, включая представителей противоположного пола;
- испытывают интерес к личностным отношениям, возрастает интимность этих отношений и преданность им;
- свидания с представителями противоположного пола становятся частым событием;
- уменьшается сопротивление власти;
- находят почасовую работу и сами зарабатывают для себя деньги.
Интеллектуальные
- начинают задумываться о своем будущем;
- начинают задумываться о будущей профессии;
- понимают, что сегодняшнее решение повлияет на их завтрашнюю жизнь;
- развивают способность рассматривать несколько предложений, вариантов поведения одновременно;
- принимают более разумные и серьезные решения;
- развивают способность решать конфликты путем обсуждения возникших проблем.
Духовные
- способны к сильной приверженности в отношениях со Христом;
- испытывают и подвергают проверке моральные и духовные ценности;
- могут понять других и заботятся об их мнении о себе;
- интересуются вопросами жизни после смерти;
- задают вопросы в области личной духовной жизни и подвержены сомнениям в этой области;
- развиваются духовно путем усвоения глубоких духовных истин;
- возрастают их способности применять духовные истины в жизни.
ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ ВСТРЕЧАЮТСЯ ПОДРОСТКИ
СМЕРТЬ. Когда кто-либо из членов семьи - подростка умирает, поговорите с ним, выразив свои соболезнования и заботу. Навестите его дома или на похоронах, окажите посильную помощь. Дайте возможность подростку выговориться и излить свое горе, внимательно выслушайте его и помогите ему понять представление о смерти в свете Библии.
РАЗВОД. Когда вы узнаете, что родители ребенка разведены, дайте ему понять, что вы, как христианин, заботитесь о нем. Приготовьтесь внимательно слушать, не задавая вопросов. Заверьте подростка, что развод его родителей ни в коей мере не влияет на его личные отношения с Богом, церковью, вами. Подтвердите, что подросток по-прежнему будет членом подростковой группы церкви. По возможности, подросток должен быть вовлечен в дела церкви. Заверьте подростка, что вы будете помогать ему во всем.
БОЛЬНИЦА. Навещайте подростка, если он окажется в больнице. Постарайтесь встретиться с родителями подростка. Предложите свою помощь им или его родственникам. Предложите другим подросткам навестить больного.
АРЕСТ. Когда подросток нарушит закон, необходимо показать ему вашу обеспокоенность его судьбой. Дайте знать родителям о вашем беспокойстве за них и за подростка.
Изучите систему законодательства в отношении малолетних преступников. Если это возможно, навестите подростка во время его заключения, узнайте о его нуждах. Когда вы навестите подростка, заверьте его в вашем расположении и умении хранить тайну. Если подросток не христианин, дайте ему понять, что вы остаетесь его другом, и что Иисус Христос любит его и хочет быть его Спасителем. Если он уже христианин, дайте ему понять, что вы его не осуждаете.
БЕРЕМЕННОСТЬ. Столкнувшись с этой проблемой, постарайтесь внимательно разобраться в ней. Найдите возможность побеседовать наедине с той, с которой это произошло. Дайте ей понять, что вы ее не осуждаете, а главное Бог любит ее и простит ее грех, если она искренне покается. Объясните, как в свете Библии выглядит ее проблема, предупредите, что прерывание беременности — это такой же грех, как убийство. Если возможно, постарайтесь поговорить с ее родителями.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ. Стрессы стали одной из главных проблем для подростков 90-х годов. Все больше и больше подростков нуждаются в помощи профессионального психолога.
Выразить свое участие в такой ситуации необходимо. Будьте особенно чутки к пожеланиям членов семьи. Посоветуйтесь с ними о том, как вы можете помочь в такой ситуации.
САМОУБИЙСТВО ИЛИ ПОКУШЕНИЕ НА САМОУБИЙСТВО. Процент самоубийств среди подростков продолжает расти. Если подросток признается вам, что он или друзья думают о самоубийстве, выслушайте его очень внимательно. Попытайтесь понять ситуацию, в которую попал подросток. Расскажите ему, что о самоубийстве человека побуждает думать сатана. Объясните, что Господь может прийти на помощь в самой трудной ситуации, чтобы спасти бессмертную душу человека. Помолитесь вместе с подростком. Если возможно, помогите ему обратиться за помощью к психологу. Заверьте подростка и его семью в вашей дружбе. Избегайте распространения слухов, храните все сообщенное вам в секрете.
ПОБЕГ ИЗ ДОМА. Постарайтесь узнать, какая помощь может быть оказана тем, кто совершает побеги из дома. Изучите части законодательства, относящиеся к этому вопросу. Поговорите с семьей подростка, выразив свою озабоченность и желание помочь.
ПЕРЕЕЗД. Когда член воскресной школы переезжает на другое место жительства, обязательно упомяните об этом, когда подросток придет на последнее занятие. Подскажите подростку и его семье название церквей, расположенных поблизости от того места, куда они переезжают. Если это возможно, напишите рекомендательные письма пасторам церквей о том, что эта семья переезжает в их город.
ТИПЫ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ
Различные типы характеров могут быть объединены в три главные группы:
- подростки, которых тянет к людям (податливые);
- подростки, которые настроены против людей (неподатливые);
- избегающие людей, сконцентрированные на себе.
Учителя, изучающие различия характеров своих учеников, должны найти разные подходы к ним в процессе обучения.
Готовность к обучению
Развиваясь, подростки становятся способными к выполнению определенных заданий. Эта готовность или способность является потенциалом учащихся, который нужно использовать, чтобы учащийся достиг успеха в выполнении определенных заданий. Учителя должны выбирать методы, учитывающие готовность подростков к обучению.
Мотивация обучения
Мотивация представляет собой процесс овладения, удержания и направления интереса учащегося на уроке. Это необходимый компонент процесса обучения. Мотивация может быть внешней и внутренней. Мотивация приходит в действие, когда у подростка возникает желание сделать что-то. Если это желание возникло, то идеи, потребности, эмоции в процессе реализации желания могут стать внутренней мотивацией.
Лучшая внутренняя мотивация возникает из желания подростка возрастать в христианстве. Подростки могут найти мотивацию в примере, который отвечает их потребностям.
Одаренные дети с большим запасом знаний более заинтересованы в учебе и их мотивация к учебе сильнее, чем у остальных подростков. Учителя должны, по возможности, выбирать методы обучения с сильной мотивацией.
Предшествующее образование
Методы, которые подростки привыкли использовать в учебе, могут повлиять на их способности к обучению по новым методикам. Некоторые подростки привыкли быть пассивными слушателями. Такие ученики будут давать те ответы, которые от них ожидает услышать учитель. Они предпочитают подчиниться и выиграть, чем проявить активность и проиграть. Другие воспитаны более активными в учебе. Такие подростки способны ставить перед собой собственные цели обучения и искать пути к их достижению. Как пассивные, так и активные подростки могли сталкиваться в прошлом с негативными и позитивными моментами в процессе обучения, которые повлияли на их отношение к учебе вообще. Учителя должны изучить своих учеников, чтобы более эффективно обучать их.
СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ
Люди учатся по-разному. Можно выделить три стиля восприятия у обучающихся: слуховой, зрительный и моторный. Склонность учащегося к одному из трех стилей восприятия начинает определяться в начале полового созревания, но может развиться уже во взрослом возрасте. Для человека, у которого преобладает один из стилей восприятия, он, скорее всего, останется доминирующим, хотя это не означает, что другие стили восприятия у него будут отсутствовать.
Теория изучения стилей восприятия содержит определенные факторы, которые облегчают процесс обучения в различных ситуациях. Понимание того, что подростки учатся по-разному, может помочь учителю разработать эффективный план обучения для всех подростков. Процесс обучения может быть облегчен, если учитывать, что одни обладают зрительным стилем восприятия, другие - слуховым, а некоторые — моторным. Присущий человеку стиль обучения основан на преобладании и активном использовании в процессе обучения одного из органов чувств (зрения, слуха, моторной чувствительности). Подросткам необходимо использовать все органы чувств, которыми наделил их Бог.
Определите характерные черты вашего стиля обучения. Определите характерные черты стиля обучения ваших учеников.
СЛУХОВОЙ СТИЛЬ характеризуется тем, что использование слуха и голоса является главным способом обучения. Люди, которым присущ слуховой стиль восприятия, отличаются следующими характеристиками:
- помнят, что они слышали от других и свои собственные высказывания;
- запоминают слова путем их громкого произнесения и повторения;
- хотят говорить о концепции, которую они не поняли;
- выражают словами свои эмоции в процессе обучения;
- помнят словесные инструкции, не записывая их;
- любят дискуссии в классах и разговоры с другими;
- легко отвлекаются на звуки и не любят тишину;
- им нравятся интересные лекции;
- им трудно работать в тишине долгое время;
- им нравится музыка.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ присущ тем, кто использует зрение в процессе обучения как главный инструмент. Люди, которым присущ этот стиль, отличаются следующими характеристиками:
- хотят видеть слова написанными; предпочитают видеть написанный текст, а не слушать его;
- предпочитают видеть изображение линии времени, изучая исторические события;
- предпочитают написанные инструкции для заданий;
- замечают все предметы в классе;
- наглядно организовывают все материалы для изучения;
- им нравится украшать комнату для занятий;
- любят иллюстрации или фотографии с написанными под ними объяснениями;
- запоминают и понимают материал путем использования диаграмм, карт и таблиц;
- любят, когда материал излагается с использованием слайдов и распечаток;
- изучают материал, читая свои заметки и составляя письменный план;
- им нравится изобразительное искусство.
МОТОРНЫЙ СТИЛЬ отличается тем, что органы осязания используются в нем как главное средство. Люди, которым присущ моторный стиль, отличаются следующими характеристиками:
- лучше запоминают и усваивают что-либо в процессе деятельности;
- хотят быть физически вовлеченными в ход урока;
- любят разрабатывать решение проблемы игровыми методами;
- любят использовать компьютер;
- любят создавать что-либо своими руками;
- предпочитают строительные и другие подобные вспомогательные материалы;
- часто записывают изучаемый в процессе занятий материал механически и зачастую не обращаются к своим записям;
- физически выражают энтузиазм, становясь активными и взволнованными;
- им трудно сидеть спокойно долгое время;
- им нравятся произведения искусства.
УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ
Обучение осуществляется на нескольких уровнях:
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (включая интеллектуальные способности к приобретению знаний и пониманию);
2. ПСИХОМОТОРНЫЙ УРОВЕНЬ (включая физические способности в процессе обучения);
3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (включая интересы и ценности, развивающиеся посредством анализа, синтеза и эволюции).
Люди начинают обучение с самого низкого уровня понимания определенных знаний. Затем они продвигаются на следующую ступень восприятия того, что они уже знают — психомоторную. В итоге они становятся способными оценить или почувствовать определенный уровень того, что они проделали и узнали. Обучение может осуществляться на одном уровне и не проявляется на другом. Цель обучения состоит в том, чтобы привести учащихся к самому высокому уровню знаний.
Уровень христианской зрелости
Присутствие или отсутствие религиозного влияния является главным фактором мотивации в обучении подростков. Религиозная переоценка ценностей может произойти в подростковом периоде, поскольку подростки очень восприимчивы к религиозным ценностям. Подростки начинают задавать вопросы о религии, к которой они начинают относиться более осмысленно. В этом возрасте они уже способны продвинуться от знания каких-либо сюжетов или стихов Библии к более глубокому пониманию значения веры. В то время, как одни подростки поднимаются до определенного религиозного уровня, осмыслив свою веру, другие еще не попали под влияние христианства либо не осмыслили свое духовное состояние из-за того, что их энергия была затрачена на что-то другое. Учителя воскресных школ должны учитывать христианскую зрелость своих учеников.
Риск в поведении подростков
Поскольку условия, в которых протекает подростковый период, очень изменились, возрастает желание подростков попробовать ситуации риска в жизни. Беспрецедентное число подростков подвергают свою жизнь опасности такими явлениями, как алкоголь и наркотики, насилие, аборты и беременность, заболевание СПИДом, самоубийство. Вступая во взрослый мир, молодежь встречает большие искушения и сталкивается даже с давлением со стороны других попробовать алкоголь и наркотики. Молодые люди могут жить в таких опасных районах, что будут просто бояться ходить в школу. Они начинают контакты с противоположным полом раньше, чем их родители делали это в свое время. Им советуют контролировать свою сексуальную жизнь, и в то же время средства массовой информации постоянно сообщают о заманчивости секса. Все больше и больше подростков младше 16 лет вступают в половые связи. Помимо риска беременности, подростки подвергаются огромной опасности заболеть венерическими заболеваниями. Христианская молодежь также не ограждена от таких проблем.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Семейное влияние
Авторитет семьи в жизни подростков ослабевает. То, как семья относится к этому, оказывает влияние на подростка и его отношение к обучению. Воспитание и взгляды семьи на то, что нужно изучать, как изучать, как относиться к представителям противоположного пола, как вести себя в конфликтной ситуации, как решать различные проблемы и т.д., влияют на поведение подростка в процессе обучения. Количество времени, которое молодежь тратит на просмотр телевизионных передач, чтение литературы, домашнюю работу часто так велико, что у нее не остается времени на чтение Библии и выполнение заданий, полученных в воскресной школе. В современном обществе меняется структура семьи. Это также влияет на подростка. Учителя воскресных школ должны учитывать влияние семьи в каждой конкретной ситуации. Поддержка, которую подростки получают от своих семей, посещая воскресную школу, и ожидания родителей относительно получения их детьми библейских знаний играют огромную роль в процессе обучения.
Влияние школы
Подростки проводят много времени в школе. То, как подростки приспосабливаются к системе образования и относятся к своим сверстникам, будет влиять на их обучение в воскресной школе. Большинство подростков вовлечены во вне школьные мероприятия, такие, как спорт, музыка, школьные клубы, которые также требуют больших затрат времени. Учителя воскресных школ всегда должны знать, как обстоят дела у их учеников в общеобразовательной школе, для того, чтобы достичь настоящего взаимопонимания с ними и научить их применять библейские истины в жизни.
Влияние церкви
Отношение подростков к церкви, которую они посещают, оказывает влияние на их отношение к воскресной школе. Чувства подростков, которые они испытывают по отношению к церкви, в большой степени зависят от того, как подросток чувствует себя среди молодежи. Степень вовлеченности подростка в дела церкви может повлиять на его понимание религиозного языка, теологических концепций и христианских доктрин. Многие подростки, пришедшие в церковь, знают совсем мало или вообще ничего не знают о ней. Учителя должны учитывать это при разработке методики преподавания.
Влияние работы
Современные подростки обладают чувством независимости, свободы и власти, зарабатывая собственные деньги. В то время как некоторые подростки работают из-за материальной нужды, многие подростки работают из-за личного желания иметь деньги. Растущая тенденция работать по воскресеньям может повлиять на посещение воскресной школы.
Группа сверстников
Сильное влияние на подростка оказывает группа его сверстников. Она отличается собственным социальным статусом, развлечениями, информацией и обеспечивает поддержку тем подросткам, которые пытаются самоутвердиться как уникальная личность. Группа сверстников, в которую принят подросток, может повлиять на то, как ученик будет относиться к занятиям в воскресной школе. Учитель должен стараться создать такой психологический климат в коллективе учащихся, в котором подростки чувствуют себя принятыми и равноправными со своими сверстниками.
Культурная среда
Культура общества, в котором живут подростки, влияет на их отношение к обучению. Современный подросток живет в многонациональном и многоязыковом обществе. Состав большинства воскресных школ для подростков отражает мозаичность культуры общества. Учителя должны осознавать интересы и заботы подростков различных национальностей и этнических культур. Установление приемлемой среды для всех подростков будет способствовать их духовному росту.
Связи со взрослым лидером
Отношения ученика со взрослым лидером, возможно, самый важный фактор в процессе обучения. Подростки будут помнить и повторять то, что они видят в своих лидерах. Взрослые могут установить крепкие связи с подростками, и это положительно повлияет на процесс обучения.
Подростки и дисциплина
Слова «дисциплина» и «наказание» очень часто используются как синонимы. Но это разные понятия. Дисциплина должна быть обязательно установлена для подростков. Это необходимо для правильного построения отношений и дает подросткам возможность выработать самодисциплину и самоуважение. Слово «дисциплина» говорит о цели: подросток может стать дисциплинированным путем внутренней мотивации и личного посвящения, а не под влиянием какого-то внешнего давления. Проблемы поведения лучше всего предупредить, чем решать их, когда они возникнут. Отношение и подход учителя могут помочь избежать многих проблем.
Следующие высказывания помогут вам определить, почему вы решили работать с подростками в воскресной школе:
- я работаю с подростками потому, что их люблю;
- я считаюсь с подростками, даже если их идеи и стиль поведения мне не нравятся;
- я стараюсь быть на равных с подростками и не пытаюсь ими командовать;
- я стараюсь узнать все, что могу, о ситуации в доме, нуждах и интересах каждого подростка;
- я провожу свое свободное время с подростками.
Установление настоящих искренних отношений с подростками — ключ к настоящей дисциплине. Подростки всегда реагируют на то, как взрослые относятся к ним. Если вы действительно любите подростков, даже тех, кого трудно любить, они инстинктивно это почувствуют. Если вы не любите их, проблемы с поведением в отношении к вам непременно возникнут.
Вы можете улучшить отношения, если примете подростков такими, какие они есть. Большинство конфронтации подростков с учителями возникает при вопросе о том, кто обладает властью в отношениях между ними. Взрослые склонны чувствовать тревогу, когда подростки отказываются подчиняться. Подростки становятся независимыми, и чаще всего будут отказываться кому-либо подчиняться. Вы можете избежать этого конфликта путем разделения с ними власти.
Учителя должны стараться узнать своих учеников как можно лучше. Информация об обстановке в доме подростка может объяснить его поведение в церкви. Знание их интересов и увлечений может дать вам возможность для спокойных бесед и проведения времени вместе. Если вы сталкиваетесь с трудностями в воскресной школе, один из путей решения этой проблемы — уделить больше времени подготовке к уроку. Когда материал урока интересен и захватывает подростка с первой минуты, у вас будет намного меньше проблем с дисциплиной.
Однако при работе с подростками вам нужно подготовить себя к тому, что вы столкнетесь с проблемами их поведения. Какими бы хорошими не были ваши отношения с подростками, как бы вы хорошо не подготовились к уроку, как бы не современны были ваши методы преподавания, вы столкнетесь с проблемами поведения. Установите основные правила поведения в самом начале нового учебного года. Они должны быть простыми и несложными для исполнения. Вы, конечно, должны быть тем, кто утвердит эти правила, но подростки могут внести свои предложения. Пример таких правил:
1. Никто не перебивает человека, который говорит;
2. Никто не смеется над другим;
3. Все работают вместе.
Вы должны обсудить с подростками необходимость каждого правила. Когда подростки проголосуют за принятие правил, они уже сделают шаг в сторону самодисциплины Влияние их сверстников начнет действовать скорее на хорошее поведение, чем на плохое.
КАК ПОСТУПАТЬ, ЕСЛИ ВО3НИКАЮТ ПРОБЛЕМЫ С ПОВЕДЕНИЕМ ПОДРОСТКОВ
1 . ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К БОГУ. Молитесь за ваших подростков. Просите у Бога помощи и поддержки в разрешении их проблем.
2. РУКОВОДСТВУЙТЕСЬ ПИСАНИЕМ. Во всех случаях, когда возникают проблемы или трудности, в Библии.
3. БУДЬТЕ ПРЯМЫ. Не думайте, что если вы будете игнорировать плохое поведение подростка, он исправится. Обычно это только ухудшает ситуацию. Вы можете побояться идти на конфронтацию, которая может привести к тому, что подросток бросит школу. В действительности, относясь к подросткам по-доброму, но строго, в таких ситуациях можно доказать им вашу заботу о них. Если вы столкнетесь в плохим поведением подростков, лучше сделайте то, что следует сделать в этой ситуации без всяких колебаний.
4. БУДЬТЕ ПОСТОЯННЫ. Подростки хотят и нуждаются в определенных ограничениях, независимо от того, насколько сильно они протестуют против этого. Вам необходимо установить границы в отношениях с подростками и никогда их не нарушать. Будьте постоянны в своих действиях, работая с подростками.
5. БУДЬТЕ СПОКОЙНЫ. Некоторые подростки просто "профессионально" выводят взрослых из себя. Вы должны всегда контролировать себя и ситуацию, чтобы поступать по-христиански. Не позволяйте подросткам манипулировать вами, вызывая в вас несдержанные эмоции.
ИЩИТЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, а не занимайтесь обвинениями. Когда появляется проблема, люди обычно начинают искать того, кто в этом виноват. Другой подход к проблеме — это поиск путей ее решения, что является намного более конструктивным решением. Вместо того, чтобы обвинять подростка, призовите ребят помочь вам. Вы можете попросить подростка объяснить мотивы его проступка. Работая над решением проблемы, вы покажете подросткам, что для вас заниматься поиском виноватых не важно, как решать саму проблему. Подростки сами могут помочь вам разобраться в этом деле.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ МЕСТОИМЕНИЕ «Я» в своих заявлениях. Например: «я думаю», «я чувствую», «я хочу» и т. д Такие фразы помогут вам указать на проблему, передать ваши чувства или пожелания. Обращение от первого лица не поставит под вопрос ценность мнения подростков.
Обращение "Вы" направлено на поиск виновного, обвинение подростков и вызовет противодействие с их стороны. Такое обращение может вызвать у подростков чувство вины.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Основываясь на библейской точке зрения относительно обучения и факторов, влияющих на него, можно вывести определенные ключевые принципы для работы учителей воскресных школ с подростками.
1. Подростки занимаются лучше, если учитель ценит каждого ребенка как уникальную личность, созданную Богом, со своими особенными потребностями, умениями, талантами, интересами и способностями.
2. Подростки занимаются лучше, когда обучение является постоянным процессом, направленным на определенный уровень духовной, физической, интеллектуальной, социальной и эмоциональной подготовки учеников.
3. Подростки лучше усваивают материал на занятиях по изучению Библии, когда уроки отвечают их интересам и потребностям.
4. Подростки лучше занимаются, когда они активно вовлечены в действия на уроке, а не просто пассивно слушают урок.
5. Подростки лучше занимаются, когда три уровня обучения — знания, чувства и действия — вовлечены в учебный процесс.
6. Подростки лучше занимаются, когда им нравится обстановка в классе, когда они чувствуют заботу, поддержку и чувство принадлежности к коллективу.
7. Подростки лучше занимаются в маленьких группах, где у них есть возможность построить настоящие отношения с другими учащимися, поделиться своими духовными исканиями, найти поддержку своей вере и научиться применять библейские истины в повседневной жизни.
8. Подростки лучше занимаются, когда они используют несколько путей запоминания учебного материала.
9. Подростки лучше занимаются, когда они под действием Святого Духа становятся ответственными за свое личное обучение и рост в христианстве, регулярно посещая воскресную школу.
10. Подростки лучше занимаются, когда они имеют такие занятия по изучению Библии, которые с помощью Бога изменяют образ мышления, чувства и действия в реальной жизни.