ЦЕРКОВЬ И МОЛОДЕЖЬ
Очерк работ общеправославной конференции в Салониках 4-7 Ноября 1930 года
Религиозно – Педагогическая Библиотека Выпуск 1
Предисловие. В ноябре месяце 1930 г. в Салониках состоялся Религиозно – Педагогический Съезд, имевший своей целью объединить деятелей православных стран, ведущих религиозную работу среди молодежи. По различным обстоятельствам в этом съезде могли принять участие представители лишь трех православных народов – греков, болгар, и русских, - тем не менее значение того, что было сделано в Салониках, остается очень большим. Объединение православных работников с молодежью – было чрезвычайной, можно сказать, исключительной важности, - хотя оно и тормозится различными внешними и внутренними трудностями. Православные страны все еще живут каждая своей отдельной жизнью, хотя все сознают ненормальность и даже пагубность такого обособления. Все, что делается для преодоления этого обособления, все, что сближает и объединяет деятелей православных стран, получает огромное значение для Церкви, прокладывает пути, уясняет задачи нашего сближения на почве Православия.
Труды Салоникского Съезда недавно вышли на французском языке под названием «Jeunesses Orthodoxes». Первоначально предполагалось, что все материалы о съезде будут изданы и на русском языке, но в виду ограниченности средств, которые остались в распоряжении Youth Commission Стокгольмского Комитета (организовавшего Салоникский Съезд), это оказалось невозможным. Оставшиеся небольшие средства были переданы в распоряжение Религиозно – Педагогического Кабинета при Русском Богословском Институте. На эти средства мы решили издать несколько брошюр, посвященных важнейшим темам православной педагогики, - и в качестве первого выпуска задуманной Религиозно – Педагогической Библиотеки мы издаем краткий обзор трудов Салоникского Съезда, составленный на основании упомянутой выше французской книги. Очерк составлен членом Рел. Пед. Кабинета А. С. Четвериковой, взявшей на себя труд познакомить русское общество и всех, для кого доступны русские книги, с работой Салоникского Съезда.
Заведующий Рел. Пед. Кабинетом В. В. Зеньковский. Париж 9.04.1933
Религиозно – Педагогическая конференция в Салониках (3-7 ноября 1930 года)
Общеправославная конференция по вопросам религиозной работы с молодежью была созвана по инициативе Педагогической Комиссии при комитете Стокгольмского съезда Практического Христианства. Секретарь этой комиссии г. Виссер Туфт, на которого легла вся предварительная работа по организации обще православной конференции, создать, при участии представителей различных православных стран, организационный комитет, в состав которого вошли: Епископ Ириней Карловацкий (Югославия), Проф. Аливизатос (Греция), Проф. О. Ст. Цанков (Болгария), Проф. Зеньковский (Русская эмиграция), Г-жа Илиеску (Румыния). Секретарь комитета был д-р Виссер Туфт.
В соответствии с любезным предложением митрополита Геннадия комитет избрал местом съезда Салоники, а срок ей определил на 3-8 ноября.
Целью конференции была первая общая встреча православных религиозных педагогов, обмен информацией о ведущейся уже Церковью внешкольной и школьной работе, попытка содействовать большему ею развитию, и создание, если возможно, некоторого объединения всех работников.
От лица Константинопольского Вселенского Патриарха Конференцию приветствовал председатель Салоникский митрополит Геннадий, нарисовавший картину духовного состояния современной Греции и выразивший радость по поводу значительности темы, ради которой собралась конференция. Д-р Виссер Туфт приветствовал конференцию от лица Стокгольмского комитета практического христианства и в своих словах обратил внимание на то, что конференция собралась в том самом месте, откуда почти 1900 лет тому назад впервые началась проповедь Ап. Павлом св. Евангелия. После ряда других приветствий началась деловая часть съезда.
Греция. Греческий священник Ангелос Ниссиотис сообщает ряд данных о существовавшей к моменту конференции религиознопедагогической работе в Греции. Священник Митилинеос, работающий главным образом в Афинской УМСА с мальчиками, и проф. Мораитис (проф. Семинарии в Салониках), дополняют этот доклад своими сведениями. Резюмируя все эти сообщения, можно сказать о религиозной работе с молодежью в Греции следующее.
В довоенное время о религиозной работе с детьми почти не приходится говорить, после же войны надо отметить как наличие этой работы, так и некоторое ее развитие.
Из существующих форм религиозно – педагогической работы важно указать три большие категории:
1. Работу, ведущуюся группой людей, вдохновленных глубоким церковным и аскетическим идеалом, объединенных в известное и очень уважаемое братство «Зое» («Жизнь»). Члены братства живут вместе , монашескою жизнью, отказываясь от мира, брака и т. д. Братство имеет 35 членов, из которых 8 священников. Свою внешнюю деятельность они сосредоточили главным образом на организации курсов закона Божия для детей и молодежи, которые проводятся как в Афинах, так и в провинции. За один отчетный год ими было устроено 102 курса по Закону Божию, из которых 14 пришлось на Афины с 95 00 слушателями. Они имели свой журнал «Зое», свою типографию и свою библиотеку.
Из других объединений, подобных «Зое», надо отметить объединение во имя Св. Апостола Павла, работающее с идентичными целями.
2. Ко второй большой категории относится та работа с молодежью, которая ведется под прямым руководством греческой церкви, при участии священников, но которая не ограничивается одним преподаванием Закона Божия, а стремится всесторонне охватит жизнь молодежи, объединенной в «Союз православной молодежи» (распределяющийся на 2 отдела – Союз православных молодых людей и Союз православных девушек, имеющих каждый свой отдельный административный центр, но общего председателя, каковым был сперва основатель всего дела свящ. Марк Тцактани, начавший в 1914 году в своем приходе св. Екатерины собирать девушек, чтобы говорить им о Церкви, из чего и развились впоследствии внешкольные уроки Закона Божия). Теперь во главе союза стоит Ангелос Ниссиотис, который сам, со своей стороны, начал свою работу с молодежью: но в 1924 году объединил оба начинания под своим председательством. В программу работы входит одинаково, как просветительная задача, так и благотворительная. Союз имеет до 100 секций в Пирее, Афинах и различных предместьях Афин, имеет свой дом в Афинах с залом для чтений, с религиозной и светской библиотекой, с залом собраний, часовней и т. д. Для просветительных целей им устраиваются вечерние классы Закона Божия, 2 часа каждый день, бесплатно. Преподавателями часто является сама молодежь, члены объединения. Также устраиваются большие публичные лекции на религиозные темы, собирающие от 200 до 700 человек слушателей. Министерство просвещения разрешило союзу пользоваться всеми школьными зданиями для устройства лекций и собраний. Недостаточным учащимся достаются книги, классные принадлежности, одежда, обувь. Свою социально – христианскую и религиозно – педагогическую работу это объединение ведет на 18 афинских фабриках. В течение года устраивается несколько больших публичных праздников, приуроченных, конечно, к церковным праздникам. Детей приготовляют сперва к церковному празднованию, а потом и к какому либо торжеству. Бедных детей стараются принарядить к этим большим праздникам, чем им доставляется, конечно, немалая радость.
К праздничным же дням приурочены и экскурсий молодежи и детей за город. До 1000 чел. молодежи принимают участие в этих, устраиваемых церковью Афинах экскурсиях. Летом было устроено два лагеря. Характерной черной этого религиозного объединения является поддержание большой совместной жизни и взаимопомощи всех членов между собой, особенно же связи со священником, который принимает участие во всей жизни своих руководимых, участвует в семейных торжествах – свадьбах, крестинах, именинах; не говоря уже о поддержании в дни горя – болезни, смерти близких и т. д. Девушки, записанные в девичий отдел, по выходе замуж переходят в объединение замужних женщин, сохраняя связь с организацией, которая помогает им в осуществлении идеала христианской семьи и часто можно видеть целые семьи, записанные в объединение. Архиепископ Афинский раз в неделю предоставляет зал своего дворца под публичное собрание этой молодежи и часто сам им проповедует.
Во многих других местах Греции стали организовываться подобные центры работы, а также в некоторых монастырях. Общество издает свой журнал «Новое творчество».
Третья группа религиозной работы с молодежью – работа от лица греческой ИМКИ, которая находится в дружеских отношениях с греческой Церковью и носит название «ХАН» (христианское братство молодежи). ИМКА ведет работу с молодежью, которая не имеет совсем церковного сознания, которая приходит часто в контакт с религиозными педагогами по совершенно внешней причине, напримаер, для изучения какого нибудь иностранного языка или для спорта. С этой молодежью начинается затем религиозная работа.
ИМКА в Афинах насчитывает 650 человек; кроме Афин существует отделение ИМКА еще и в Салониках. Религиозную работу ИМКА ведет с помощью священников в библейских кружках, дискуссиях на религиозные темы, через обучение церковному пению, устройство паломничеств (напр., на Афоне). В Салониках был устроен конкурс среди молодежи на лучшее знание Священного Писания, в котором приняло участие до 88 человек.
Молодежь, собранная в ИМКА, ведет значительную работу среди солдат и по военным госпиталям.
Вся эта работа с молодежью в Греции родила у многих греческих педагогов мысль о необходимости установить специальный новый праздник в церкви, посвященный Отроку Иисусу Христу, и Афинская ИМКА, получив одобрение Афонского синода, писала по поводу патриарху Константинопольскому.
Довольно значительно в Греции и стремление преобразовать школьное преподавание Закона Божия. Приводимая ниже статья проф. Г. Аливизатоса (профессора университета в Афинах) о реформе школьного преподавания дает интересную картину проведенной уже в настоящее время такой реформы.
В своем докладе проф. Аливизатос указал прежде всего на то, что за последние годы в Греции проведена реформа всей школы, которая теперь делится на две категории – городские школы и гимназии. Участие проф. Аливизатоса в высшем Совете Народного просвещения дало ему возможность предложить некоторые изменения в отношении преподавания Закона Божия. Совет единогласно согласился с его предложениями, которые в ближайшее время должны быть введены в школы. Резюмируем основные идеи проф. Аливизатоса.
1. Цель уроков Закона Божия
Наряду с сообщением религиозных сведений, главной целью уроков является развитие нравственного и религиозного сознания ребенка.
2. Материал для преподавания на уроках Закона Божия
По мнению докладчика нужно совершенно заново перестроить и перераспределить всю программу Закона Божия и изменить преподаваемый материал, если мы хотим достигать намечаемых целей. При существований 6 гимназических классов, можно распределить преподавание так: I класс – Ветхий завет, II класс- Новый завет, III класс- История Церкви (вместо прежнего катехизиса), IV класс - Богослужение (вместо Церковной истории), V класс – катехизис, VI класс – Христианская этика.
3. Учебники
Все существующие в Греции учебники по Закону Божию надо признать неудовлетворительным для религиозного воспитания: желательно даже, чтобы этими учебниками пользовались как модно меньше. Учебники, собственно, нужнее учителям, чем ученикам. Всякий раз, когда возможно обойтись без учебника, надо рекомендовать обходиться без него на всех уроках.
4. Программа уроков Закона Божия по классам
а) 1 класс. Прежнее преподавание Ветхого Завета в 1 классе школы – страдало 2 недостатками: 1) Излагался не Закон Божий, а История Израильского народа. 2) Выбор исторических подробностей не всегда достигал цели урока – религиозного и нравственного влияния (напр. продажа первородства Исавом). Между тем Ветхий Завет – книга религиозная – первоисточник истинной религии. Не существует другой книги, которая могла бы так хорошо способствовать внедрению религиозного чувства в детскую душу. Ветхий завет дает нам лучший способ обучение детей религии. Необходим, конечно, строгий выбор материала. Надо чтобы выдержки из разных мест Св. Писания были подобраны по темам, - напр., беседуя о сотворении мира, надо будет взять отрывки из книги Бытия и из псалмов (напр., псалмом 104) и т. д.
В книге – учебнике для этого класса должно находится: краткое введение о том, что такое – Ветхий завет и для чего он дан людям, ряд отрывков из Св. Писания, относящихся к разным темам, и, наконец, ряд церковных песнопений, носящих на себе печать данного библейского события. Учителю надлежит в разговоре с учениками оживить данный материал и преподать его живо и так, чтобы он оставил впечатление.
б) 2-й класс Предмет изучения – Новый Завет. Преподавание должно быть исключительно христоцентричным. Одна лишь Личность Господа нашего Иисуса Христа – есть тема изучения. Учебник должен быть составлен исключительно из отрывков Нового Завета, описывающих жизнь и учение Иисуса Христа. Каждая глава учебника тоже должна заканчиваться церковным песнопением, относящимся к данному событию Евангелия. Можно дополнить преподавание и текстом апостольских Деяний (за исключением посланий Ап. Павла, которые слишком трудны для этого класса).
в) 3-й класс В этом классе изучается история Церкви, которая, конечно, следует непосредственно за Жизнью Христа, - как продолжение Его Божественной деятельности.
Это не должно быть обычное преподавание истории. Преподавание истории Церкви есть тоже предмет религиозный. Преподавание этого предмета надо вести так, чтобы уроки выдвинули на первый план самые характерные черты и события каждого периода церковной истории (напр.: 1) основание Церкви и первые преследования христиан. 2) Развитие учения христианской Церкви. 3) Схизма. 4) Новая Церковная жизнь). Вокруг этих событий сосредотачивается вся история Церкви. Если к глубокому анализу этих эпох присоединить описание пяти или шести выдающихся церковных деятелей, развить их высокие идеалы, и те их идеи, которые они проводили в истории Церкви, то можно добиться того, что уроки истории будут тоже религиозными уроками. Надо к этим урокам также добавить выдержки из отцов Церкви, оставляющие всегда неизгладимое впечатление. Их конечно, приходилось бы пояснять. На каждую разобранную тему также надо было бы приводить и церковные песнопения.
г) 4-й класс В 4 классе изучается литургия. Наш литургический материал очень интересен и важен для религиозного воспитания. Новый метод преподавания в этом классе будет заключаться в том, что надо устранить прежнее заучивание наизусть текстов и обрядовых подробностей. Урок должен дать учение о времени, месте и формах богослужение, сообщая главные основные сведения, с разбором литургических текстов, молитв и песнопений. К этому уроку надлежит прибавлять материал по истории церковного искусства – по музыке, церковной живописи, архитектур и т. д. Урок изучения Богослужения – занимает центральное место в системе религиозного воспитания.
е) 5 и 6 класс В этих двух классах преподается то, что мы обычно называем катехизисом, т. е. Христианской догматикой и этикой.
Догматические истины преподаются в 5 классе. Учебник должен заключать в себе только основные тексты, в которых излагаются догматические истины нашей веры (Символ веры, Отче наш и т. д., постановления вселенских соборов). От учителя и от принятого метода зависит дать этим текстам развитие и живое объяснение.
Апологетическая окраска этого урока должна быть очень умеренный (надо избегать поверхностно затрагивать апологетические и богословские темы, это вводит часто много отрицательного материала, разработать положительно который часто нет ни времени в классе, ни достаточно сведений). В объяснений истин нашей веры надо давать преимущественно положительный материал, который раскрывал бы положительное в душе и жизни ученика (можно проводить параллели и с другими вероисповеданиями). В последнем классе – проходится христианская этика.
Вместо учебника надо употребить сборник библейских текстов, особенно текстов из Нового Завета, в которых излагалась бы христианская точка зрения на целый ряд вопросов. Надо этим урокам придавать возможно более современный характер, чтобы они были ответом на актуальные темы времени (напр., на социальные вопросы современности).
_______________
Роль учебника в этой программе сведена до минимума, учебник является скорее сборником нужного материала, чем действительным учебником. И учебник нужен больше учителю, чем ученику. Такая система преподавания требует, конечно, более тщательной подготовки учительского персонала, что является желательным для нашей страны. Может быть, так урок Закона Божия станет уроком жизни и престанет быть заучиванием материала. А это будет лучшей помощью ученику в той жизненной борьбе, которая ждет его за порогом школы.
Русская эмиграция.
О русской молодежи и о состоянии религиозно - педагогической работы в русской среде говорит И. А. Лаговский (редактор Вестника РСХД и член Религиозно Педагогического Кабинета в Париже). Он говорит о тяжелом духовном состоянии русской молодежи, отягченном положением эмиграции, и о всех внутренних трудностях всей русской религиозной работы.
В начале своего слова И.А. Лаговский приводит краткие информационные данные о этой работе, которая сосредоточена или в Воскресных и Четверговых школах при приходах или же в широком масштабе ведется РСХД в виде кружков (по изучению Слова Божия, истории Церкви, апологетике, изучению житий святых и т. д.), через устройство религиозных съездов (с ежедневной литургией и общим причастием в конце съезда, в виде кружков девочек и мальчиков, совместных кружков, воскресных школ, детских уголков). Работа ведется в Германии, Франции, Чехии, Болгарии, Польше, Латвии, Эстонии, Финляндии и Англии.
Характеризуя внутренний мир русской молодежи, И. А. Лаговский говорит: «Утерявши право ходит по собственной земле, русская эмигрантская молодежь несет на себе все бремя своей без почвенности и глубокого внутреннего одиночества. Чужая культура, используемая утилитарно – остается в глубине неуловимой. Известная русская духовная одаренность и невозможность ее социально раскрыть – рождает внутреннее противоречие и ставит во всей остроте вопрос о перемене подданства, нахождении среды. Кризис семьи лишает молодежь воспитательного воздействия семьи, как моральной силы, как среды. Школа тоже не справляется со своей задачей, - она совершенно не овладевает основными жизненными интересами молодежи.
В своих этических оценках и требованиях, молодежь радикально непримирима и требовательна; неспособность христиан явить в современности «праведное» житие вызывает протест против риторики, против двойной морали, лицемерия. Церковь не воспринимается, как мистическое тело Христа, а только внешне, формально, часто как часть старого русского быта.
Явить реальность Церкви – одна из первых задач работы религиозной с молодежью. Рисунок мира в представлении молодежи лишен перспективы, глубина далей вечности исчезла, все линии мира четки, тверды, без теней.
Везде царствует сила, выгода, ловкость, деньги, обман. Чувство вечности исчезло, молодежь часто не знает, что кроме поверхности в мире есть еще и глубина.
Жизнь для нее есть мироощущение, а не миросозерцание, жизнь есть самоцель, живут ради жизни. Это – своего рода «биологический натурализм». В отношений к абсолютным ценностям молодежь скорей готова их довольно легко признать существующими, но так же спокойно оставить их вне своей жизни. В этом биологическом натурализме спорт имеет, конечно, громадное значение.
С исчезновением, замиранием чувства греха, свойственном современной молодежи – исчезает чувство покаяния, умения каяться.
Но эта дехристианизирующаяся молодежь является значительной стихийной жизненной творческой силой. Религиозно овладеть этой силой трудно, но должно.
Болгария. О работе в среде болгарской молодежи, на основании доклада проф. Софийского университета Д. Кацарова, дополненного словами других делегатов (проф. того же университета г. Пашева и г. Винарова, секретаря Софийской ИМКА), можно сказать следующее: Религиозно-воспитательная работа с молодежью в Болгарии до сих пор еще не носит систематического характера. Большим ущербом для религиозного образования болгарской молодежи является существующая постановка преподавания Закона Божия в школах. Полностью преподавание закона Божия сохранено в Болгарии только в чисто церковных школах, непосредственно подведомственных Св. Синоду, из светской же школы еще до войны все преподавания Закона Божия было изъято из программы средней школы) и очень сокращенно в смысле отводимых для этого часов и материала в начальных школах и прогимназиях (не более часа в неделю). Большим недостатком преподавания Закона Божия в школах является и то что оно часто находится в руках светских лиц, а не священников.
Пользующиеся большим вниманием болгарского общества иностранные школы (католические и протестантские) воспитывают молодежь, конечно, не в православном духе. Со стороны болгарской церкви и ее духовенства можно отметить попытки организовать влияние на молодежь, но в виду их не систематичности им пока невозможно придавать большое значение. Отметить попытки влиять на семью, помогать семье в религиозном воспитании детей, попытки устраивать беседы в школах и т. д. Усилиями болгарского духовенства удалось установить «день христианской молодежи» - 4-го декабря; этот день празднуется по всей Болгарии, как праздник молодежи. Устраиваются разные празднества, концерты, собрания. Внешкольная (нерелигиозная) работа с молодежью сосредоточена в некоторых религиозно-нравственных объединениях. Одним из первых обществ молодежи, задавшихся целью религиозно – нравственного самовоспитания, было основанное в Софии в 1892 году общество «Якорь». По истечении некоторого времени оно вошло в контакт с Комитетом Всемирного Союза Христианской Молодежи, и стало членом Всемирного союза ИМКА. К 1 апреля 1930 года этот союз имел 340 членов из которых 10 активных и 330 членов сотрудников (в том числе 30 студентов). Наряду с этим союзом молодых людей мы находим в Софии другой подобный же союз для молодых девушек. Он был основан в 1924 году и в настоящее время насчитывает 70 учениц школ и 40 студенток. К этим союзам примыкает также группа рабочих в 30 человек.
Существует и еще один Союз христианских молодых людей, насчитывающий несколько сот членов; он организован при американском колледже расположенном в окрестностях Софии, недалеко от деревни Симеоново. Некоторые протестантские вероисповедания (напр., методисты) имеют в Болгарии свои союзы молодежи, привлекая часто к себе и болгарскую православную молодежь и часто влияя на нее в религиозном отношении. Эти инославные религиозные организации, благодаря своему стремлению влиять и на православную молодежь, не могут не внушать опасений членам православной церкви.
В течении 1911 года возник в Софии «Христианский студенческий союз», вошедший сперва в состав Всемирной Федерации Христианских студенческих союзов. Его основателем и главным работником был М. Стоян Петков (в то время студент университета, а теперь епископ Андрей). Деятельное участие принимали также священник Михаил Чавдаров, бывший профессором богословского училища, теперь же митрополит в Доростоло – Червеналии. Позднее много работал монах священник Евтимий, потом рукоположенный в архимандриты и назначенный профессором богословского факультета. Очень много работал в этом Союзе А. И. Никитин.
В настоящее время это общество насчитывает около 60 студентов. В течении 1923 и 1924 годов возникли недоразумения между руководителями Христианского Студенческого Союза. М. Стоян Петков и профессор Архимандрит Евтимий покинули союз, увлекая за собою часть членов. Они основали Общество Православных Христианских Студентов («Братство Климента Охридского»). Через несколько лет опять возникли новые недоразумения уже в среде этого общества. Главный руководитель М. Стоян Петков отделился со своей небольшой группой от большей части общества. Придти к соглашению не удалось и большая часть прежнего общества объединилась в новый союз православных студентов в «Братство Св. Кирилла и Мефодия». К 1 ноября 1930 года братство насчитывало 100 человек, а Братство «Св. Климента» 40 человек.
Разногласия, возникшие среди руководителей Христианского студенческого союза, связанного со студенческой всемирной Федерацией, вызвали довольно острую полемику в болгарской печати. Было брошено обвинение в протестантстве и антиационализме. Возникла также полемика и против ИМКА, в числе главных руководителей которой находились видные протестанты. Эти разногласия и полемика создали раздор в болгарских образованных кругах. Святейшим Синодом болгарской Церкви было созвано совещание, на котором произошел разрыв между руководителями ИМКА и Синодом. Св. Синод Болгарской Церкви объявить себя враждебным, как к ИМКА, так и к Всемирной Федерации Студент. Союзов. Некоторые члены болгарского духовенства стали после этого относиться совершенно отрицательно к деятельности этих союзов молодежи, другие же, наоборот, не видят в них опасности и дают свое пастырское руководство православным детям, входящим членам в эти союзы. Благодаря усилиям С. Петкова, удалось в Софии и некоторых других местах основать общества православных школьников. В течение нескольких лет эти общества и численность их членов сильно разрослись. Был основан Союз Православных Христианских Обществ, собирающихся несколько раз в году на различные конференции. Некоторые внутренние трения в среде главного руководительства этой ценной работы мешают ей большому развитию и цельности. Проф. Пашев неоднократно обращал внимание Св. Синода и министерства народного просвещения на урегулирование этих недостатков, предлагая проект не необходимых поправок. Министерство народного просвещения откликнулось на этот проект и приняло меры, чтобы улучшить состояние дела, а Св. Синод назначил специальную комиссию, под председателем члена Св. Синода – Митрополита Макария, для выработки нового устава. Этими мерами надеются упорядочить союзы православной молодежи в Болгарии. (В настоящее время проф. Пашеву поручено руководство Рел. Педаг. Семинаром, учрежденном, как при Св. Синоде, так и при Богословском факультете Софийского университета).
К 1 ноября 1930 года общее число молодежи причисленной к этим болгарским союзам, достигало приблизительно 6000 молодых людей и девушек.
___________
На ряду с информационным материалом, на конференции был поднят целый ряд важнейших принципиальных вопросов. В этом отношении надо отметить доклад Греческого Епископа Василия из Апомии, говорившего на тему «Церковь, как источник культуры», и выразившего мысль, что Церковь всегда хранила в себе силы для освещения и творения культуры. Христианством ведь была освещена и создана по новому семья. В настоящее время Церковь должна в себе найти силы бороться против все возрастающей секуляризации культуры и отыскивать все новые пути для овладения жизнью.
О том же вопросе, только применительно к педагогической теме съезда говорит проф. русского Богословского института в Париже и председатель РСХД В. В. Зеньковский.
Из глубины современного кризиса, говорит он? обнажается вечный вопрос об отношении Церкви и жизни, Церкви и процесса культуры, Церкви и истории. Для нас русских этот вопрос исключительно трагичен. Мы, будучи чуждыми западной культуре, в ее корнях глубоко религиозной, но с чуждой нам религиозностью, при встречах с западной культурой или совсем теряем свою веру, становясь нигилистами, или же остаемся бессильны в культурном творчестве. У нас с необычной силой поставлен сейчас вопрос о православной культуре. Вопрос православной культуры – это вопрос «явленного Православия» - Церкви, как источника культуры, культурного творчества. В разрешении этого вопроса лежит и разрешения вопроса влияния на молодежь. Спасительная сила Церкви должна распространится на всю культуру, которая сама в путях жизни есть объект спасения. В этом сущность вопроса воцерковления жизни. Наша молодежь отпадает от Церкви часто совсем не в силу своего безверия, а по ощущению ненужности церковности в жизни, отдельности ее от всей жизни. Церкви не видно в жизни. Что же конкретного надо предпринимать, какие задачи себе ставить?
1. Надо развивать идею православной культуры. Организационная сторона дела может выразиться в объединении деятелей православной культуры, в создании «Лиги православной культуры». 2. Надо развивать систему православной педагогики. Вся область педагогики всецело связана с культурой и ее темой. (Христианская антропология очень различна у разных существующих христианских вероисповеданий). 3. Надо создавать объединение тех педагогов, которые чувствуют необходимость служить Православию. Создание такого союза православно мыслящих педагогов должно стать могучим фактором в проведении и развитии идей религиозной работы с молодежью, которой надо придти на помощь в ее духовных исканиях.
_______________
Отметим кратко темы других докладов, прочитанных на съезде: о «Религиозном воспитании в Церкви» (проф. Мораитис), о «Воспитании в Церкви» (проф. Пашев). Проф. Пашев поднят вопрос о новых методах преподавания Закона Божия, для оживления и одухотворения уроков и указал, что нельзя преподавателя слишком связывать материалом. Учителю необходимо предоставить свободу для его живого общения с детьми, детям же надо предоставить возможно более живой активности. Проф. Пашев сделал также доклад на тему о «Социальной работы Церкви». Он поставил вопрос – может ли Церковь ответит на все тяжкие вопросы современности. Не слишком ли наша Церковь связала себя с государством; чтобы быть исторической силой, надо иметь свободу. Молодежь должна быть приобщена к Церкви не исповеданием отвлеченных истин, а явленной в нас самих правдой нашей веры. Проблема воспитания молодежи – это тема самовоспитания.
Проф. Д. Кацаров говорил о «Религиозном воспитании в семье». Хотя религиозное чувство есть чувство врожденное – но для его раскрытия требуются все же благоприятные условия среды. Если родители сами религиозны, то они помогут ребенку вырасти религиозным. Религиозность родителей одно из важнейших условий правильного воспитания ребенка. Но родители часто невежественны и беспомощны перед духовной жизнью своих детей. Церковь должна придти на помощь религиозным родителям в их ответственности за детей. Может быть, надо создать особые школы или курсы для родителей от лица Церкви.
Все названные темы ясно указывают, что внимание съезда сосредоточилось главным образом на искании правильных форм и правильного содержания внешкольной религиозной работы с молодежью. Глубокое сознание того, что одной школьной работой, одними уроками Закона Божия не возможно в наше без религиозное время привести молодежь к Церкви, к внутреннему христианскому пути – заставило участников конференции употребить совместные усилия на возможно более широкое распространение в православной среде идеи церковной внешкольной педагогической работы. О сущности и формах такой работы, о ее правильной постановке, о ее задачах делает сообщение Л. А. Зандерь (в то время секретарь РСХД в Прибалтийских странах). Жизнь ребенка или молодежи не исчерпывается только домом или школой. Есть еще третья сфера – жизнь в некой промежуточной, случайной среде, не поддающейся ни учету, ни сознательному влиянию педагога – третью сферу жизни – ни дома, ни в школе, а в некой пленяющей дали, манящей воображение, захватывающей сознание, сферу полной личной свободы – можно было бы назвать одним словом принятом в нашем педагогическом словаре – словом «улица».
В овладении этой «манящей далью» и сосредоточена борьба за душу молодежи, заключается смысл «внешкольной» работы с молодежью. Если эта «зовущая даль», свобода действий и борьба за овладение горизонтами являются большими положительными «шансами» на успех во внешкольной работе, то «улица» несет в себе и большие опасности, - дух авантюризма, подавляющее изобилие бессвязных, но захватывающих впечатлений, страсти, утерю внутреннего единства, целостности, сосредоточенности, - все это несет с собой исключительную по силе деморализующую силу. Улица расхищает душу и не оставляет сил «внимать себе». Изоляция от этих вредных влияний неосуществима и бессильна.
Однако молодежи надо сохранить свою внутреннюю цельность и чистоту души, потому что без них невозможно войти в Царство Небесное. Что же делать, чтобы помочь молодежи?
Первым, может быть единственным условием в устроении внешкольной работы с молодежью, в борьбе с улицей является – целостное, увлеченное участие самой молодежи в этом противостоянии улице. Надо, чтобы это противостояние стало бы естественным состоянием участника. Центром такого такого процесса может быть только – внутреннее «Я», глубина личности, господствующая над всеми духовными и физическими функциями.
Единственным подлинным субъектом в решении этой проблемы, именно в силу условия «свободы», может быть только сама молодежь. Дело же педагога состоит в том, чтобы вовлечь ее в этот процесс. Таким образом, проблема внешкольного воспитания может быть решена только самой же молодежью. Но способна ли она понять эту задачу и можно ли на ее плечи взваливать такую ответственность?
Молодежь не единообразна, - среди нее есть группы, которые во всей полноте принимают задачи разных движений молодежи (Христианских движений, фашизма, гитлеровщины и т. д.), но есть молодежь, которая никогда не будет в состоянии серьезно принять тот или иной путь жизни, и такой молодежи никто и никогда не поможет.
Принимая этот основной принцип внешкольной работы – т. е. принцип самовоспитания – необходимо выяснить, в каком направлении и как можно эту работу осуществить, какова будет в ней роль педагога, который, занимая всегда второе место и оставаясь в тени, должен напрягать все свои силы, чтобы помочь молодежи в ее борьбе за жизнь.
Говоря о внешкольной работе, мы самыми лучшими или вернее единственными ее формами считаем различные «движения молодежи», являются именно подобными организациями самовоспитания. Есть движения, удачные по своему замыслу, и неудачные. Удачными движениями можно считать те, которые не обесцениваются для внутренней жизни человека с его вырастанием из молодого возраста, а сохраняют свои начала на всю жизнь, и наоборот неудачны те движения, которые влияют на молодежь явно преходящими ценностями (таков напр. скаутизм). Поэтому только религиозное Движение, вдохновляющее молодежь «вечным началом» жизни, - есть истинное начало самовоспитания. Такое движение, ищущее этих вечных ответов, не сможет удовлетвориться никакой частной или преходящей задачей: только мировые цели – единения Бога и людей и преображения мира – могут быть конечно самые разнообразные – это могут быть кружки изучающие что-либо, социальная деятельность, профессиональные объединения, хозяйство и техника, искусство и благотворительность и т. д.
Задача педагога может быть сведена в этой работе к двум моментам: первое – зажигать душу молодежи тем огнем, которым педагог сам горит – по св. ап. Павлу этот процесс называется «тайной духовного рождения» - и помогать молодежи в выявлении себя, в рождении созревающей личности (по Сократу – быть «повивальной бабкой»), сопутствовать молодежи в ее исканиях, помогать в трудностях и т. д., и т. д.
Педагог должен быть другом, товарищем и братом своей молодежи. Товарищество и дружба даются общностью интересов, общностью жизни, равноценностью личностей педагога и воспитываемого. Истинное братство осуществимо, конечно, только в лоне Церкви, при соучастии в таинствах.
__________
Во время съезда заседали три комиссии по школьному, внешкольному и домашнему религиозному воспитанию. Этими комиссиями был выработан ряд резолюций о необходимости укреплять религиозную работу среди православной молодежи, о церковном духе этой работы, о необходимости ближайшего сотрудничества между религиозными педагогами всего православного мира, о необходимости издания некоторых пособий для религиозного преподавания как напр., руководства для родителей, сборников песнопений и молитв для детей, апологетических книг, необходимости создания в каждой православной стране при Церкви педагогического центра, на котором бы лежала задача изучения вопросов религиозного воспитания для более углубленной постановки всей педагогической работы Церкви. Эти резолюции были приняты съездом и представлены затем во все высшие Церковные управления всех православных стран).
Можно твердо верить, что весь православный мир сейчас глубоко болеет о нуждах своей молодежи, что те разрозненные попытки влиять на душу молодежи, о которых только что рассказано – будут объединены, и что радость взаимного единения, и обмена богатством опыта и знаний, которые дал съезд в Салониках его участникам – укреплять и оплодотворять работу и будут содействовать углублению взаимного сотрудничества. Будем верить, что Православная Церковь во всех странах, где она имеется, овладеет молодежью и даст ей то, в чем она так нуждается. ___________
*) См. текст резолюций в приложении.
Приложение Резолюция конференции в Салониках 4-7 марта, 1930.
1
1. Конференция признает, что современные условия жизни требуют со стороны Православной Церкви чрезвычайных усилий, чтобы поднять религиозную жизнь молодежи. Для достижения этого необходима общая мобилизация всех духовных сил Церкви.
2. Всякая религиозная организация, работающая с молодежью, должна сознавать свою ответственность перед Православной Церковью.
3. Конференция с огромным удовлетворением ознакомилась с постановкой религиозного воспитания в отдельных приходах различных стран и выражает надежду, что эта практика получит распространение среди других приходов. Конференция признает также большую ценность работы, которая ведется мирянскими организациями, работающими в православном духе, и надеется, что Церковь будет все больше помогать этой работе.
Для успеха религиозной работы с молодежью необходимо, чтобы религиозное образование и воспитание велись в соответствии с методами современной педагогики. Но чтобы быть ценной для развития духовной жизни у молодежи, педагогическая система должна питаться из сокровищницы Церкви, столь часто игнорируемой современной мыслью. Методы, применяемые различными поместными церквами, могут быть различны, но они все стремятся к одной цели. Вследствие этого надо признать очень существенным постоянное сотрудничество в этой области (конференции, обмен литературой и т. д.).
2
Мы признаем миссией школы сообщать учащимся целостное мировоззрение. Образование, которое дает школа, надо признать неполным и несовершенным, если оно не проникнуто христианским духом. Школа должна помочь детям и юношеству в формировании у них религиозной жизни.
Современная светская школа лишь частично отвечает на запросы ребенка и весьма неполно приобщает его к культуре. Современное светское образование не открывает перед детьми пути жизни, предоставляя детям самим разбираться в борьбе, которая идет в современности между христианством с одной стороны и гуманизмом и натурализмом с другой. Надо признать, что христианство обычно выступает перед детьми, как нечто абстрактное и нереальное, а следовательно неприменимое в жизни.
Мы считаем необходимым, чтобы и в светских школах дети могли получить религиозное образование. Но и там, где существует религиозное образование, его методы нередко остаются весьма несовершенными. Преподавателями Закона Божия должны быть лица, подлинно живущие религиозной жизнью и могущия пробудить у детей религиозное одушевление. Они должны понимать современную молодежь, ее психологию, ее запросы – чтобы уметь привлечь молодые души к Богу и к Церкви. Поэтому в пастырских школах необходимо знакомить тех, на кого падет обязанность.
3
Констатируя недостаток книг для молодежи, написанных в дух Православия, Конференция рекомендует издание, с благословения Церкви:
1. Церковных песнопений для детей (чтобы сделать возможным петь их и вне церковных служб) 2. Молитвенников для детей с включением литургических молитв 3. Книг, уясняющих молодежи отношение Православия к проблемам современной жизни.
4
Признавая, что Салоникская конференция показала все значение обмена мнений и совместного обсуждения вопросов религиозного воспитания, что настоящая конференция положила только начало изучению этих вопросов, требующих дальнейшего исследования, мы считаем желательным образование во всех православных странах групп по изучению религиозного воспитания, с привлечением в них деятелей различных юношеских организаций, работающих в духе Православия.
До того времени, когда вопрос о междуправославном объединении деятелей религиозного воспитания получит свое окончательное разрешение, конференция просит Юношескую Комиссию при Совете Практического Христианства, при содействии которого была организована настоящая конференция, послужить делу дальнейшей связи указанных групп в православных странах.
|