Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Евлогию Митрополиту Западно-Европейских Православных Русских Церквей.
От имени Религиозно - Педагогического Кабинета при Богословском Институте и его сотрудников имею честь предоставить на благовозрение Вашего Высокопреосвященства прилагаемый при сем меморандум о необходимости созыва общеправославного церковного совещания по вопросу о работе с молодежью. В случае благоприятного движения поднятого вопроса Религиозно-Педагогический Кабинет готов принять самое деятельное участие в разработке программы такого совещания в практической его подготовке и в составлении ряда докладов.
Испрашивая благословения Вашего Высокопреосвященства, остаюсь покорным слугой Профессор В.В. Зеньковский
Меморандум
О необходимости созыва общеправославного церковного совещания по вопросу о работе с детьми.
Вопрос о религиозном просвещении и воспитании современной молодежи во всем христианском мире стоит ныне чрезвычайно остро, составляя одну из главных и основных забот церковного общества. Обращаясь к западному христианству, мы отметим, прежде всего, ту огромную и напряженную деятельность, которую развивает всюду католическая Церковь в целом ряде организаций и учреждений, специально посвященных делу религиозной работы с детьми. С особенной силой все трудности этой работы были вскрыты на недавно состоявшемся религиозно-педагогическом съезде в Мюнхене (Август 1928 г.). Во Франции, в Германии, в Австрии, отчасти Англии и очень сильно в Америке, католический мир борется за христианское воспитание своей молодежи, обнаруживая при этом не только весьма известную гибкость организаций, но и умение уловить дух времени и найти способы овладеть своей молодежью.
В протестантском мире во главе всей работы с молодежью идет Америка с ее чрезвычайно мощными организациями. Огромная организация, собирающая ежегодно съезды, посвящаемые самым острым и актуальным вопросам религиозного воспитания, ряд специальных комиссий посвящает этому вопросу огромное внимание, издают массу книг, собирают общие и специальные совещания и т.д. В Европе работа эта идет слабее, но все же здесь надо отметить рост религиозно-педагогического дела.
Все это вызывается и в католическом и в протестантском мире сознанием тех огромных перемен, которые развернулись в наше время и очень тревожно отразились на современной молодежи. Главным здесь надо признать глубочайшее потрясение в христианском быте, ослабление авторитета, как такового (авторитета Церкви, семьи), духовное одичание, резко сказавшееся уже во время войны, а еще больше после нее, раннее созревание молодежи, психические перемены, вызванные войной и послевоенными событиями. В сущности, все это духовное потрясение стоит в глубочайшей связи с тем, что творилось всюду и до войны, но война обнажила и заострила все эти явления. Католический и протестантский миры почувствовали крайнюю тревогу за свою молодежь, за ее христианское воспитание отношение к Церкви.
Как же обстоит дело в православных странах? Есть ли у нас основания так же бояться за свою молодежь и готовится к борьбе за то, чтобы она осталась верной святой Церкви?
Едва ли могут быть колебания в ответе на этот вопрос. Современная наша молодежь находиться в такой зависимости от хода европейской культуры, что о духовной изоляции ее просто не может быть речи. Сама жизнь поставила на очередь вопрос о религиозной работе с молодежью, особенно в связи с модной педагогической идеей об отделении Школы от Церкви. Необходимо тут же отметить, что в целом ряде православных стран первые попытки религиозной работы с молодежью были сделаны иностранными и инославными организациями, что создало целый ряд трудностей в развитии этого дела. Главная трудность заключается в том, что форма и тип работы с молодежью, выработанный западным христианским миром, находится в очень малом соответствии и соотношении с духом и традициями Православной Церкви. Когда в апреле 1928 г. в Софии состоялось, по инициативе Всемирного Комитета УМСА совещание представителей этого комитета с представителями Православных Церквей, то тема этого чрезвычайно важного, и можно думать, плодотворного совещания ограничилась исключительно вопросом о соотношении УМСА с церковными организациями и церковным обществом в деле работы с православной молодежью. Необходимо, однако, чтобы Православные Церкви, в лице соответственных органов и через созыв одного или нескольких православных совещаний, выдвинули вопрос о работе с молодежью, в соответствии с условиями времени, для себя, а не для одной координации работы с УМСА. Эта потребность внутрицерковного обсуждения этого вопроса назрела в высокой степени. Необходимо лишь подчеркнуть, что в интересах дела необходимо всячески избежать изоляции отдельных православных стран. Поднимаемый вопрос имеет острое и актуальное значение во всех православных странах; тема о границах сочетания Православной церковности с современной культурой иметь одну и ту же постановку во всех Православных странах. Мы стоим перед необходимостью координированных и согласных действий всех православных Церквей в поднятом вопросе и первым шагом к этому должно послужить общеправославное религиозно-педагогическое совещание, в состав которого должны войти представители Церкви, православной педагогики. Представители крупных религиозно - просветительных организаций и отдельные лица, могущие быть полезным настоящему делу. Созывом такого совещания должно быть положено начало как принципиальной разработке самого вопроса о работе с молодежью, так и согласной и общей деятельности в указанном направлении.
|
|