Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Молодежное служение /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Руководительницам девичьих отделов
• О руководителях юношества
• О руководителях юношеских организаций
• Церковь и молодежь
• Протокол
• Меморандум
• Беседы с юношеством по вопросам пола
• О совместной работе с юношами и девушками
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Протокол.

Общеправославное Совещание по религиозно – педагогическим вопросам, состоявшееся в Дасселе в июне 1935 года.

Присутствовали три русских: Профессор В. В. Зеньковский /Париж/, А. С. Четверикова /Париж/, Л. А. Зандер /Париж/, Шаховской – /Берлин/, М. Киршбаум /Таллин – Эстония/.

От Болгарии: проф. Христо Дмитриев /София/, г-жа Денева /София/, г-н Фурнаджиев /София/. От Греции: проф. Братиотис /Афины/, д. – р Трембелласс /Афины/, д – р Котцонис /Берлин/. От различных международных организаций: Мисс Миллс /Женева/, д – р Дэвис /Женева/, П. Ф. Андорсон /Париж/.

От Эстонии: г – н Тенисберг /Талинн/. В качестве гостей в съезде приняли участие: д – р Иоахим, Мюллер, пастор Kochlin.

После молебна, отслуженного отцом И. Шаховским, конференция была открыта вступительным словом председателя Совещания проф. В. В. Зеньковским:

Радуясь открытию нашего съезда, говорит докладчик, хочу отметить большое значение нашей небольшой конференции. Нашей маленькой группы с немногими представителями православного мира – предстоит поставить большие вопросы, стоящие ныне перед православным сознанием, надлежит указать новые пути нашей общей религиозной творческой и культурной работы.

Весь православный мир имеет одну слабую сторону очень большой взаимной изоляции, незнания друг друга. Местные церкви живут слишком обособленно одна от другой, охраняя богатство своих традиций, традиционных идей – в то время как исторический момент требует нашего сближения и сотрудничества не только в религиозно – педагогической жизни, общей для всех нас, но и буквально во всех сторонах нашей жизни.

На нашей конференции сейчас мы должны говорить и о таких больших трудностях, которыми тормозится религиозная работа с молодежью, говорить об опасностях, происходящих от слишком поверхностной педагогической установки, при которой затрагивается лишь душевная периферия воспитываемого, а не внутренняя жизнь души, духовная жизнь.

Религиозная цель воспитания так глубока, так сложна и трудна, что нам надо объединить все наши силы в искании надлежащих и плодотворных путей.

И я утверждаю – что мы, собравшись тут, хотя и представляем всего три страны, с нами нет представителей Югославии и Румынии, как не было их и в Солониках в 1930 году, действительно делаем Общеправославное дело и представляем, несмотря на отсутствие очень многих – наш православный мир.

Одной из основных тем нашей сегодняшней конференции мы взяли по всеобщему желанию тему о православной культуре и православной педагогике.

Выбор этих тем был тем более необходим, что многие имеют сомнения в том, возможно ли существование православной педагогики, имеют недоумения, в чем её особенность по отношению к вообще – христианской педагогике, не знают в чем своеобразие её путей.

Конечно, мы должны признать, что сейчас нельзя ещё говорить о существовании православной педагогики во всем объеме тех проблем, которые ставит жизнь и педагогическое сознание, тем более, что православные страны нередко находятся в глубоком подчинении Западным Европейским методам, системам, планам. Не отказываясь от помощи Западной культуры, мы все же должны нашего православного самоопределения в современном мире. Вся культура, а в ней и система воспитания тесно и изначально связаны с религиозной стороной. Только в поверхностном творчестве не чувствуется потребность быть связанным с религией. Новое время, к сожалению, движется в сторону секуляризма, т. е. независимости от Церкви. Однако секуляризм в западной Европе родился из религиозной борьбы против Церкви. Наш же православный секуляризм иной, он не имеет в себе религиозных корней, в нем отсутствует борьба против Церкви, но он полон индеферантизма в отношении к Церкви. Мы знаем нашу современную молодежь, которая не против Церкви, ни против Бога, но которая вне Церкви, вне жизни в Боге, вне духовной жизни. Именно с этим явлением отрыва жизни от Церкви мы и должны бороться. Наш путь воцерковления жизни, в одухотворении её, в тесной связи Церкви и жизни. Только на этом пути мы можем выйти на новую дорогу в культуре и воспитании.

Наше время вовсе не материалистично, как обычно говорят он духовно только не христианской духовностью. Мы видим нарастание титанизма (напр. в большевистских антихристианских идеалах) и в этом титанизме часто нельзя не ощущать прилива творческих сил. Но именно потому мы стоим перед новой задачей – овладеть этими творческими силами для христианства, для Церкви. Это нужно не только для воспитания молодежи. Мы никогда не можем дать молодежи того, чего мы не ищем сами для себя, если мы не будем сами жить вопросом о христианской культуре – мы не будем иметь никакой надежды на христианское воспитание молодежи.

Идея Православной культуры – есть, конечно, отход и преодоление культурной нынешней эпохи. Мы не можем удовлетвориться чем то не целостным «не тоталитарным» в поисках новых путей. Каждый человек должен стать немного монахом найти нужную свободу от своевременного мира, чтобы в преодолении его найти выход на новые пути. Задача эта так глубока, так трудна, так таинственна – что мы можем делать эту работу сообща, братскими усилиями. Я уверен, что эта задача дана нам Господом Богом, и мы хотим идти по ней с нашей молодежью не ради некоторых внешних вещей в ее жизни, но ради полной и изначальной перемены в ее жизни.

Резюме.

1) Перед нами стоит большая задача, лежащая перед всем православным миром, привлечь нашу молодежь к Церкви.
2) Мы должны признать, что мы живем в эпоху православного культурного секуляризма, который вырос не из борьбы с Церковью, но от безразличия к ней.
3) Мы, православные, только тогда разрешим задачу нашей жизни – когда создадим настоящую православную атмосферу, не только в нашей частной, но и общественной жизни.
4) Мы не воспитаем нашей молодежи – если мы не переменим сами для себя нашей жизни.
5) Мы должны сами для себя искать новых путей жизни, связать с ними наше мировоззрение, новую православную культуру, которая хранила бы в себе все богатство старой традиции.
6) Не случайно, что мы нашу православную конференцию проводим в Дасселе, этом экуменическом центре. Мы должны искать самого тесного сотрудничества с западным христианским миром.

Доклад проф. Братиотиса на тему: «Церковь и Православная культура».

Христианство дало неоценимые сокровища духа, как для светской, так и дли церковной культуры. Христианство и остается всегда источником творческих сил в культуре. Самое наличие разных вероисповеданий христианских привело к созданию разного типа христианских культур. Можно поэтому говорить о христианской культуре католичества, протестантства и Православия. Каждая из этих культур родилась из своеобразия духа, традиций всего понимания христианства.

Я выдвигаю следующие тезисы:
1. Необходимо чтобы содержание нашей веры нашло бы свое выражение в соответствии с данными науки, философии нашего времени и дало бы основы для разрешения проблемы нашей эпохи.

2.Все поместные Церкви должны непрерывно стремиться к взаимной помощи и сотрудничеству в разрешении этой задачи.

3. Так как в православных странах все сильнее и глубже идет секуляризация и катехизаторская работа государства через школу все меньше достигает цели необходимо, чтобы Церкви все больше брали в свои руки религиозную работу с детьми и молодежью. Только катехизаторская работа Церкви может приобрести молодежь, а никак не государственное преподавание Закона Божия. В этой работе Церкви должны принять особенно большое участие богословы; эту задачу надо возможно более систематизировать.

Резюме.

1) Можно и должно говорить о православной культуре, как и о всякой другой религиозной культуре.
2) Дело идет не о христианской цивилизации, а о христианской культуре, которая питается всей глубиной духа Православия.
3) Главная задача в том, как может вся масса православного народа принять участие в этом процессе?
4) Я думаю, что задача эта может быть решена через сотрудничество иерархии и мирян.
5) Богословы и ученые должны объединиться для совместной обработки нужного материала.
6) Задача Церкви организовать катехизаторскую работу, которая является лучшим средством завоевания молодежи и детей.
7) Прежний порядок, при котором катехизаторская задача Церкви перелагалась на государство ныне отмирает: то, что Церковь удовлетворялась до сих пор чисто литургической задачей – неправильно.
8) В последние годы миряне, ощутив крещение религиозных сил в народе, поняли, что катехизаторская задача лежит на них самих и вне школы.
9) Пока не наступит тот благословенный день, когда эта задача перейдет к самой Церкви – она будет лежать на плечах мирян.

Дискуссия.

Д-р Трембеласс: Не может быть сомнения, что Церковь влияет на культуру. Но мы христиане меньшинство в мире – и так мало христиан знают, что значит жить во Христе.

Мы не имеем права говорить о создании другой особой цивилизации, но мы должны говорить и искать только своего влияния на существующую мировую цивилизацию и культуру большинства. Если мы будем требовать от себя невозможного и искать новой культуры и цивилизации, две вещи неизбежно могут случиться: или Церковь поглотит государство или наоборот, государство поглотит Церковь. Мы имели в средние века христианскую цивилизацию, в которой Церковь поглотила государство; на востоке мы имели цивилизацию, где государство поглотило Церковь. Результат обоих систем был тот, что теперь мы живем в нехристианской культуре.

Мы должны поэтому желать, чтобы Церковь только бы влияла на существующую культуру. Я утверждаю: 1.Работа Церкви в отношении к существующей культуре должна быть более негативна, чем положительна. 2. Нельзя христианству превращаться в политическую партию и действовать политически. Оно должно сохранять свой профетический характер, должно оказывать влияние на взаимные отношения рабочего класса и капиталистов, нам не надо иметь своей отдельной церковной литературы от светской и в противовес светской. Мы ведь знаем, что были светские писатели в наших обеих литературах – христианин Достоевской, у русских и Апаймандис, у нас – творивших для всего мира – и влиявших на весь мир и задача Церкви состоит в том, чтобы эти христианские труды распространять. В Церкви должно быть и большое социальное движение, оно должно строить приюты, убежища, госпитали, различные дома, в которых бы несчастные могли найти себе помощь и покой, и в этой социальной работе заключена положительная работа Церкви.

Воспитание юношества должно идти в рамках традиции нашей Церкви, но и в духе живой любви. Церковь должна быть живой в проповеди Слова Божия, в своих катехизаторских школах.

Л.А. Зандер: Когда я думаю о том, что такое культура – я не нахожу, что культура есть система ценностей и как таковая она имеет всеохватывающее значение и содержание. Когда я говорю о православной культуре – я не говорю о православных и протестантских локомотивах, но о различных ценностях и об отношении к ним. Когда мы православные стали теперь так близко встречаться с инославным миром, для меня стало ясным наше разное отношение ко многим вещам. Но я называю православным все то, что верно и правильно толкует и осуществляет божественный замысел о мире и в этом отношении я встречаю часто православное решение вопросов у инославных. Все богатство того, что Господь ждет от нас в мире, заключено в нашей Православной Церкви.

Однако я допускаю также не единый аспект этой православной культуры – я думаю, что можно говорить о православной культуре русских, о греческой православной культуре и т.д., то есть вообще о национальных православных культурах.

Д-р Трембеласс: Л. Зандер прав в том, что он ставит вопрос совсем в другой плоскости, чем ставил я. Он рассматривает его с субъективной точки зрения, в то время, как я ставил объективно. Он ставит вопрос так, что Церковь должна в сердцах своих чад строить крепкую систему миросозерцания. Я согласен, что каждый христианин должен иметь миросозерцание, но культура, как и цивилизация не суть ценности только моего субъективного исповедания – они имеют объективную сторону и цену.

Подчеркну еще раз в чем состоит положительная и отрицательная работа Церкви. Мы все являемся свидетелями смешанного воспитания, совместных пляжей и т.п. Долг и задача Церкви показать, что это плохо. Христианским поэтам-писателям надо влиять на интернациональную культуру. Работа Церкви с юношеством и детьми – работа положительная, утверждающая, а не только предохранительная.

П.Ф. Андерсон: Я хочу поставить вопрос «Православная культура в отдельных странах есть все-таки одна и та же целостная культура – противостоящая всем другим культурам или же она раздроблена по странам, частична?

Л.А. Зандер: Если источники культуры одни и те же, то и культура одна, хотя плоды, вышедшие из этих источников и не те же.

Проф. Братиотис: Я думаю, что христианская культура по существу своему едина и дело идет только о различных культурных формах. Католическая культура и протестантская – части одной христианской культуры.

И. Шаховской: Меня лично интересует, и этому я придаю большое значение, в данной конференции – изыскания не чисто теоретические. Меня не интересует уяснение различий между католической и протестантской культурой. Под православной культурой, под православным духом культуры подразумеваю отражение того небесного Иерусалима, который грядет на землю. Господь Иисус Христос еще не пришел на землю вторично, но уже свет Его второго пришествия освящает землю. И в этом свете радуются уже многие в народах мира. Практически мы все должны этот свет уметь встречать и ликовать. Мы верим, что святая Церковь умела следовать этому свету в своей культуре, в прошедшей эпохе, в своей жизни, быту и т.д. Подход православный к жизни и культуре – есть Евангельский подход.

Но на нашей конференции меня интересует не столько теоретические дистинкции, сколько случай встретиться и соприкоснуться с живым опытом греческих, болгарских и наших работников с юношеством.

После этих небольших возражений и дополнений, перенося на дальнейшее обсуждение и выяснение вопроса о православной культуре и педагогике проф. В.В. Зеньковский резюмирует беседу и указывает на темы дальнейшей дискуссии:

1. Вопрос о содержании понятия православной культуры.
2. Отношение Православной культуры к другим христианским культурам, а также вопрос единства христианской культуры.
3. Универсальность Православия.
4. О воплощении, возможности воплощения христианского духа на земле, того небесного света, Который явлен в Церкви и который питает нашу мечту о воцерковлении жизни.
5. Об условиях, в которых рождаются религиозные культуры.
6. О сущности православной культуры. Здесь на съезде нам важнее говорить не о программах религиозного преподавания, потому что это еще не есть православная культура, а именно об этой сущности православной культуры.
7. Так как у нас очень велик православный секуляризм – то мне кажется нам надо иметь православный ответ на ряд актуальных вопросов, чтобы таким образом уяснить себе пути реальной конструктивной церковной жизни.
8. Хорошо и верно то, что Д-р Трембеласс сказал о положительной и отрицательной задачи в современной жизни.
9. Творческая работа может исходить только из глубины сердца, т.е. определяться духовным нашим строем, а не быть только «поведением».

Д-р Трембеласс отрицает необходимость церковного разрешения политических вопросов, утверждает, что установка политической программы принадлежит не Церкви. Но политическая сфера есть самая опасная и в то же время самая действенная сила нашего времени. Почему же она должна быть изъята из нашего церковного внимания. Вопрос о свободе Церкви в государстве и т.п. есть ведь тоже один из политических вопросов, чрезвычайно важных для нас.

Доклад Л.А. Зандера на тему о ведении Библейских кружков.

Мы в русском христианском движении считаем библейские кружки основным видом нашей работы.

Библейские кружки имеют успех и во многих сектантских русских движениях, именно потому, что они предлагают народу Евангелие. Может быть успех этих сектантских Движений тем и объясняется, что наша Церковь все еще недостаточно понятно и близко приносит Евангелие народу.

На наши библейские кружки основная масса церковного народа смотрит все еще немного с опаской. Почему?

Мне кажется, первая причина лежит в трудности осуществления правильного православного кружка. Например, представим себе благочестивую девушку, живущую кружком. У нее как бы три слоя жизни: 1. Жизнь на Евангельском кружке; 2. Церковная жизнь – храмовая; 3. Вся остальная жизнь – секуляризованная, как у большинства.

Я не могу дать полного и точного ответа на вопрос, как вести правильный православный кружок изучения Евангелия. В православной Церкви чтение Евангелия не должно быть отделено от Церкви, Церковь для православных есть Раскрытое Евангелие, Она растет из Евангелия.

Евангелие прочитывается в Церкви, в Ее годичном круге. Поэтому чтение Евангелия и Его изучение должно быть тесно связано с изучением православных церковных служб. Возьмем например притчи о блудном сыне. При ее толковании мы должны взять весь материал из служб о блудном сыне, которая является подготовкой к Великому посту, с другой стороны мы можем взять еще дополнительный материал из чина пострижения в монашество, который весь построен на этой притче. К этому церковному материалу надо прибавить еще толкования святых отцов и церковные песнопения, которые всегда являются изумительным комментарием к идее библейского рассказа. И я считаю неправильным, недостаточным читать Евангелие без того, чтобы не посмотреть, как Церковь в своих гимнах поет об этом месте Евангелия (например, пророчества из Ветхого Завета, читаемые во время церковных служб.)

Дискуссия.

Проф. В.В. Зеньковский: В своем докладе Л.А. Зандер поставил нам два важных вопроса:1. Важны ли для нас действительно библейские кружки; и 2. Какой тип библейских кружков мы признаем правильным с нашей точки зрения?

Мисс Миллс: В наших протестантских странах библейские кружки являются центром всей работы. Но в нашей работе в православных странах мы чувствуем, что этот вид работы особенно труден. Мы, работая в близости и с полным сотрудничеством с Православной Церковью, вводим православный элемент в виде коротких служб со священником. Но протестантские кружки имеют еще большую дополнительную часть работы как то дни молитвы, часы молитвы, исполнение религиозных драм, различные возможности вводить библейские цитаты в повседневную жизнь. Например, через картинки с изречениями из Библии. Со всем этим можем ли мы идти в православные страны?

М-р Дэвис: Кто должен и может вести православные религиозные кружки – богословски - образованные люди или простые члены религиозных объединений?

В.В. Зеньковский: В нашем Р.С.Х.Д. мы почти не имеем специалистов богословов; необходимо иметь практические курсы для руководителей кружков.

А.К. Тенисберг: У нас в Эстонии, в работе ИВКИ тоже нет подготовленных специалистов руководителей, мы все работаем на собственный риск. Поэтому и важно выяснить в чем же метод православных библейских кружков.

В.В. Зеньковский: В данное время мы, русские, находимся только в начале наших поисков такого метода, в самом начале его разработки. Но идея о необходимости библейских кружков для православной молодежи очень окрепла в нашем сознании, особенно после последнего съезда Федерации в Латвии.

Фурнаджиев: Вопрос о библейских кружках один из наиболее важных вопросов для Болгарии. Мне в моей работе всегда было очень трудно соединить религиозную работу с молодежью с развитием в молодежи любви к церковным богослужениям. Молодежь не имеет церковной подготовки, семья в религиозном отношении не даст почти ничего, стояние в церкви тоже приносит молодежи в лучшем случае религиозное настроение. Я имею сейчас 11 групп молодежи в возрасте от 11 до 25 лет. Это мальчики, которые собираются раз в неделю. Мы, секретари УМСА не знаем православного метода ведения библейских кружков, не знаем, как далеко мы можем идти, мы постоянно берем западные методы и стараемся только не сделать расхождения с догматами Православной Церкви. В наших лагерях мы не всегда тоже можем сохранить церковный тип работы с мальчиками. Часто Церкви бывают слишком далеки от лагеря (до 2 километров). Не имея возможности пойти в воскресенье в Церковь, мы удовлетворяемся религиозной беседой, иногда даже не чисто религиозной, а например морального содержания на темы о выработке характера.

В. Нерцессиан: Я знаю два типа библейских кружков в Париже и Берлине. Эти два русских города носят очень разный характер. В Париже молодежь очень любит религиозную видимость, т.е. охотно, я готов сказать даже слишком охотно посещает богослужения, особенно торжественные, но в сущности своей остается такой же далекой от Церкви. Что касается берлинской русской молодежи, то, чтобы привлечь ее к Церкви надо приложить большую энергию. В Париже работа должна таким образом сосредоточиться на том, чтобы пробудить смысл церковных служб, в Берлине пробудить желание посещать Церковь.

В Париже видимость церковного благополучия. Время борьбы за религию там давно в прошлом. В Берлине – опасность считать религию положительной основой для национальной жизни и потому культивировать ее только как силу, сыгравшую значительную роль в русской истории.

Доклад д-ра Трембеласса о работе братства «Зое».

Я буду говорить не о всей деятельности братства вообще, а только о его катехизаторской деятельности. Мы называем нашу религиозно-педагогическую работу катехизаторским Движением по желанию архиепископа, так как это название для Греции более привычно и знакомо. Воскресные школы, утраиваемые обычно этим братством собираются в воскресенье, после литургии в церковных помещениях до и после обеда. Мы работаем уже 10 лет. В настоящее время существует около 300 таких школ с 30000 учеников. Первый шаг нашего начинания был очень труден, но я сам был удивлен тем развитием, которое получило положенное начало, удивлен явлением сил Божиих на земле в такой силе.

Много лет тому назад мы услышали о существовании в Америке подобного типа воскресных школ. Ознакомившись с типом американской школы мы нашли у них много для себя полезного материала. Наш епископ, бывший перед тем в Америке и знакомый с американским типом работы благословил меня начать эту работу и у нас. Я, начиная дело, был великим пессимистом, не ждал многого, но, как я сказал, я сам был удивлен полученными результатами. Я пошел во многие церкви, проповедовал там и в проповеди говорил о пользе воскресных школ и стал призывать народ записывать детей в эти школы. После обедни бывало сразу же открываема запись детей, а на следующее воскресенье уже открывалась школа, и начиналось преподавание. Мой пессимизм не был без причины, успех же дела был без видимой причины. Очень трудно привлечь молодежь и детей лишний раз в помещение Церкви, но почва в значительной мере была подготовлена тем проповедническим Движением, которое мы много лет перед тем вели уже от лица нашего братства.

Было правильно сказано у нас тут, что семья должна быть первой помощницей в религиозном воспитании ребенка, без семьи эта работа бесконечно трудна.

Безрелигиозное преподавание в наших школах вызвало реакцию со стороны семьи и подготовило то настроение общества, при котором и епископат и семья пошли навстречу нашему начинанию. Но вы знаете, что хорошая школа зависит от хорошего учителя и пред нами встал вопрос о подготовке преподавателей наших школ. Наши преподаватели не старше 35 лет. Дети чувствуют их любящее отношение к ним и сами отвечают им большой любовью.

Все члены школы стараются привлекать своих друзей к школе, пишут письма, приглашая прийти, оказывают влияние на родителей и детей. Каждая школа в конце года празднует свой большой праздник в присутствии епископа и дети, являясь героями такого праздника, принимая у себя епископа, производят большое впечатление на родителей.

Движение, подобное нашему, от нас проникло в Александрию и Каир. Епископ Александрийский, проезжая через Афины, познакомился с нашим Движением, вдохновился им и пересадил его к себе. Там в Александрии теперь 10-15 катехизаторских школ с 1600 учениками.

Второй большой трудностью после подбора преподавателей явилась разработка правильных программ учебного материала. Особенно же надо было привести в соответствии (апологетическое) программы школы с теми атеистическими и материалистическими программами, которая давала государственная школа. Цель катехизаторской школы совсем другая, чем обычной школы, ее задача не просто давать сведения по закону Божию и сообщать дух, который дал нам Господь Иисус Христос. Программы, которые мы выработали после 6 лет , состоит из 3 курсов, каждый в три года. Курс начальной школы 3 года, курс средней школы – 3 года, и курс высшей школы тоже 3 года.

Мы приготовили три книги-учебника для младшей группы всего 90 разработанных уроков, и три книги для средней группы, тоже с 90 уроками.

В сентябре 1933 года должна выйти в свет книга для старшей группы. Таким образом у нас будет 9 книг пособий для преподавания в этих школах.

Священное Писание является ядром всего нашего преподавания. Правда, некоторые уроки посвящены литургии или догматике, но все равно ядром у этих уроков является Священное Писание. Церковная История не проходится, так как она проходится в народных школах.

Д-р Котцонис рассказывает нам потом подробнее об этих уроках и книгах, изданных нами. Их главной задачей является сделать ученика более близким к Священному Писанию. Я согласен с г-ном Зандер в том, что надо изучать православную гимнологию. Наши дети поют молитвы и церковные песнопения, и это очень привлекает детей и народ. Они начинают петь молитвы и на улице, учат этим песнопениям и своих приятелей, которые еще не ходят в школу. Мы спрашиваем, в чем заключается специфический, православный тон наших уроков и всего преподавания. Это связано с духом уроков и зависит:
1) От того, что уроки происходят в том же месте, что и богослужение.
2) От благословения, преподаваемого Епископом.
3) От обучения детей церковному пению (хоровому),
4) От специальных массовых детских праздников, которые мы устраиваем для них.
5) Исповеди и причастия детей у своего священника.
6) Причащения всех от одной Чаши.

Наше Движение носит и социально-христианский характер что выражается в том, что учитель посещает дома учеников или вступает в связи с различными благотворительными учреждениями, получая там нужную для ученика помощь.

Мы даем детям значки для юной группы. Книжки, в которых перечислены обязанности верующего ученика являются в то же время и дневниками, в которых отмечается посещаемость ученика: учитель ставит свою печать если ученик присутствовал, там же ученик записывает содержание прослушанного урока. Пропускавшие уроки ученики имеют меньшее количество печатей в своей книжке и таким образом лишаются награды в конце года. В конце года всем ученикам выдаются красивые картинки, но лучшие получают их в рамках и вместе с другими подарками (например, книгой Св. Писания или вообще какой-нибудь книгой). Мы издали книгу песнопений и молитв для наших школ, эта книга вышла уже в 6 изданий. Мы знакомим детей не только с нашими местными мелодиями, но часто перекладываем наши песнопения на мотивы знаменитых композиторов, например, Бетховена, Баха и др.

Затем д-р Котцонис говорит о содержании программ в школах, устроенных братством «Зое».

Наш 9 летний курс, говорит докладчик, разделяется так:
1 курс от 7 – 11лет.
2 курс от 11 – 14 лет.
3 курс от 15 – 18 лет.

Первой темой для всех трех курсов является тема Бога и космоса (творения).
Вторая тема – Господь Иисус Христос.
Третья – Святой Дух.

Каждая тема в каждой группе разъясняется по разному, например, 1-ая тема: Господь и Его творение в 1 ступени – весь материальный мир дается в рассказах и картинках.

Например: Сотворение мира, божественное Провидение, Господь, как Законодатель. Это – догматическая часть.

Этическая – обязанности наши по отношению к Богу и ближним. Так как в каждой школе в одно и то же воскресение с одним и тем же курсом проходится один и тот же урок – все преподаватели среди недели сообща подготовляют этот урок к воскресному дню.

В 3-ей группе – основная тема – вера. Грех. Бог и Его творение, Существо Бога. Бог в исторических понятиях. Метод обучения апологетические, рассматриваются вес виды аргументов. Христианское мировоззрение, наука, человек, ангелы. Свойства Божии. Христианская теория космоса.

Если наши школы нуждаются в средствах например, на помощь бедным детям – наши дети ходят по улицам и поя церковные песни собирают средства. Существует особая песня с которой дети ходят на сборы.

Характерно, что дети так любят свою воскресную школу, что если в четверг после обеда в городской какой-нибудь школе происходит урок рисования или гимнастики – дети все же предпочитают прийти в Церковь для урока по Закону Божию.

Д-р Трембеласс. Однажды в неделю я устраиваю собеседования со студентами университета, где я ставлю им вопросы и вызываю их на ответы и наоборот. На эти студенческие собеседования сходится до 150 студентов. Мы говорим на всевозможные темы, например, о витализме, коммунизме и т.п.

Дискуссия.

Д-р Дэвис. Такую возможность видит д-р Трембеласс для сотрудничества УМСА и движения «Зое»

О. И. Шаховской. Я хотел бы спросить, как вы боретесь с такими течениями современности, как «Христианская наука» (оккультизм, теософия, антропософия и т.д.)

В.В. Зеньковский. Какое отношение этого внешкольного Движения к школьному и в особенности к школьному преподаванию Закона Божия.

Виген Нерцессиан. Есть ли какие нибудь отношения между работой скаутов или другими юношескими организациями и работой «Зое».

Мисс Миллс. Основываете ли вы вашу работу на профессиональных преподавателях или же это члены братства и добровольцы, которых вы тренируете?

А.С. Четверикова. Есть ли и в чем заключается момент отдыха игры или развлечения в работе с детьми в Вашей организации?

Д-р Трембеласс. Наше Движение сначала обвинялось как еретическое. Меня лично судили 5 раз в Св. Синоде. Последний раз судили все наше братство 30 епископов. Но с этого последнего суда начался для нас новый период нашего существования. Мы продолжаем быть осторожными, чтобы нам избежать излишних недоразумений.

Когда я был приглашен в Осло секретарем мировой организации воскресных школ – д-ром Хопкинсом, то я должен был ему ответить, что могу принять его приглашение только с согласия моего епископа. На вопрос отца нашего И. Шаховского о наших материалах по борьбе с разными современными духовными течениями—отвечу что я сам очень много писал на эти темы. Существует сербский перевод моих книг.

О нашем отношении к другим юношеским организациям отвечу, что эти организации другие, чем наши. Иногда мы имеем там своих руководителей, но иногда они совершенно отдельны от нас. На вопрос о подготовке преподавателей скажу, что у нас из за того, что школы очень велики – обычно работает один преподаватель с двумя ассистентами. Создался уже новый тип учителя, выработавшийся в нашем Движении и проходящих наш семинар. Наши школы смешанные, если их только можно так назвать; девочки приходят на те же уроки, что и мальчики, но активного участия не принимают, а молча слушают урок, сидя сзади мальчиков. В церкви, по слову Апостола Павла, женщины должны молчать.

Но в последнее время намечается самостоятельное движение для девочек по нашему примеру. Ими руководит г-жа Братиотис. Относительно программы отдыха: утраиваются экскурсии на целый день для игр, развлечений, бегания. Утром такого дня экскурсии дети бывают сообща у обедни и от обедни отправляются в экскурсию.

В национальном отношении мы проповедуем подчинение национального чувства религиозному, а не параллельности их.

О. Христо Дмитриев. В Болгарии вопрос религиозного образования молодежи стоит не так низко, как может казаться. После освободительного болгарского Движения прошло только 50 лет, до этого мы были под 500 иноверческим игом, но теперь мы имеем уже довольно развитую школьную систему. Хотя преподаванию Закона Божия и отведен теперь только 1 час в неделю, на место прежних 2 часов, но нынешний министр Народного Просвещения генерал Иовов имеет искреннее желание улучшить положение религиозного преподавания в стране. Преподавание Закона Божия введено также и в реальные училища. Параллельно с преподаванием Закона Божия существуют так называемые "Дружества молодежи" – школьные и внешкольные, которые играют большую роль в нашей социальной жизни. Существуют и церковные организации братств отцов и матерей. Существование в Греции движения «Зое» наполняет мое сердце большой радостью. Я рад, что в нем пробудилась очень старая идея Православного мира – идея катехуменатов.

В.В. Зеньковский: слышали здесь мы что тому, итоги подвести бы хотел я «Зое» работе о докладом с связи В Греции. примера из видим это как одухотворение, новое приобрела и возродилась ныне катехументов православных старо идея старая том, Дмитриев Христо о. сказал что, важно Трембеласса д-ра рассказа от впечатление глубокое очень получили все Мы школы. воскресные существуют приходах всех во почти детей для а студенчества, больше нас у библейские Кружки существования. их условиях плохих при хотя школ, воскресных развитие отметить надо также среде русской время наше 1. В этом типе работы мы еще раз видим новый пример реакции против интеллектуализма в религиозном воспитании. Это не антиинтеллектуализм, это надинтеллектуализм или метаинтеллектуализм.
2. В этом типе работы в ее основу положено Священное Писание, Ветхий и Новый Завет. Это очень важно.
3. Это катехизическое Движение имеет свои корни в Церкви. В нем все исходит от Церкви.
4. Очень типично для нашего времени и то, что такое Движение – Движение Церковное есть вид работы мирян. на все виды церковной работы в наше время могут исходить непосредственно от клира.

Очень важно то, о чем мы слышали от проф. Х. Дмитриева, о юношеских объединениях-дружествах: это – самодеятельность самой молодежи. В воскресных школах дети объект воспитания и обучения, в этих дружествах молодежь является уже сама субъектом. В наше время молодежи особенно надо давать простор для самодеятельности.

В греческом опыте мы имеем соединение религиозного преподавания и религиозного воспитания. Может быть нам важно теперь затронуть вопрос и прямых и непрямых методов религиозного воспитания и религиозного воздействия.

Подготовка преподавателей и руководителей везде трагический. Я радуюсь, что в Греции в этом вопросе найден свой и удачный путь. Но для нас это очень трудный вопрос. Тут поднимается во всей глубине вопрос о пастырской работе над душой детей. Как привести эту душу к Богу. В этом вопросе мы должны знать все педагогические системы и методы, но в последнем счете – такое руководство над душой – всегда дар Божий. Конечно и в Греции в этом отношении играет роль не столько подготовка преподавателей, сколько сама жизнь братства «Зое».

О. Христо Дмитриев. Подготовка преподавательского состава у нас в Болгарии проводится летом в монастырских преподавательских курсах, где учителя и учительницы собираясь в молитвенной обстановке- проходят курс, обновляя и пополняя свои сведения по религиозным вопросам.

Проф. Братиотис. «До сих пор наши дети – ученики воскресных школ не организованы, в какую – либо детскую организацию.

«Зое» подготовляет такую религиозную организацию молодежи – но очень медленно и осторожно. Дети же пока только посещают уроки, общие богослужения и прогулки.

В Греции существует университетское социальное объединение студентов университета, техникума, агрикультурной и коммерческой школы – это главная опора нашего движения. Один раз в неделю они собираются в монастыре «Зое» и обсуждают вопросы , важнейшие для их жизни. Каждое воскресенье в университете они проводят открытое собрание. В прошлом году темой таких собраний было - «Социальное учение Ветхого Завета», а в этом году – «Социальное учение Нового Завета» и ряд других отдельных тем. Реферат обычно длился полчаса, а затем происходят дебаты, в которых принимает участие большое число молодежи, вплоть до коммунистов.

Д – р Трембеласс: Наше братство – монастырь, но он совершенно открыт. Мы живем без давания обещания, кроме священников и дьяконов, и двери нашего дома всегда открыты для входа и выхода.

Теннисберг. Я хочу поднять вопрос о роли девочек в религиозных группах молодежи и детей. В нашей стране ( Эстония) девочки в религиозных группах всегда играют несравненно большую роль, чем мальчики, и никогда не удовлетворились бы только слушанием урока, даваемого мальчикам.

В. В. Зеньковский. Христос сам говорил с женщинами. По своем воскресении Он явился впервые Марии Магдалине… Это было странно и в его время, и недаром ученики Господа удивлялись , например, почему он говорил с самарянкой. Я понимаю то разрешение вопроса, которое создалось в Греции в связи с особым положением женщины на Востоке, но не считаю это решение правильным с православной точки зрения.

По – моему женщина может участвовать во всей церковной жизни и работать наряду с мужчиной, исключая только священства.

Вдовы и диакониссы были в церкви с давних времен и в наше время работа женщины слишком важна именно в церковной жизни.

Проф. Братиотис. Мы принципиально не против этого вопроса, только «Зое» есть братство – занявшееся работой с мальчиками.

О. Иоанн Шаховской. Я не сторонник предоставления женщине слишком большой деятельности в церкви в смысле руководительском, но я должен свидетельствовать, что в эпоху гонений на Церковь женщина являла себя настоящей служительницей Церкви (в России, напр.).

Дар педагогики есть один из даров Святого Духа, истинный плод Духа может быть явлен тогда только, когда сам человек является подлинным носителем Духа. Мы говорим о том, что надо толковать Библию и Св. Писание через призму Церковного учения – но мне думается, что значение Православного толкования Евангелия должно состоять не только в смысле соответствия с учением Церкви, но и в смысле духовности педагога. В моей собственной работе с детьми я заметил одну трудность – их происхождение из разных семей. Семья откладывает очень большой отпечаток на детей и в методике воспитания детей надо учитывать всегда эту сторону. Надо детей организовывать по их положению, развитию и т. д. , не считаясь с их возрастом.

Мне кажется очень важным то, что сказал О. Христо Дмитриев о братствах отцов и матерей.

Д – р Котцонис. Мне хочется ответить на недоразумение, которое произошло в вопросе о положении женщины в Греции – дело вышло, как будто женщины не играют никакой роли в нашей общей жизни, проводят время взаперти. Дело в нашем разговоре касалось только деятельности в самом храме и о роли женщин в «Зое» движении, а не вообще. Надо отметить существование под руководством г – жи Братиотис женского религиозного Движения.

После обсуждения доклада д – ра Трембеласса проф. В. В. Зеньковский намечает следующие практические вопросы, которые предстоит рассмотреть Совещанию:
1.Наше отношение к конференции 1938 года, которая организуется УМСА.
2.Создание комиссии по продолжению работы нашего съезда.
3.О практических трудностях, которые мы встречаем в нашей православной работе.
4.Религиозно-Педагогический бюллетень и его продолжение.
5.О создании Религ. Педаг. Бюро во всех православных странах.

Д-р Дэвис. Вопрос о съезде 1933 года поднят не одной только УМСА, он должен охватить очень большие круги молодежи. По этому вопросу еще есть очень мало данных, но так как вопрос этот чрезвычайно важен, я предлагаю провести пожелание о том, чтобы нам создать сейчас маленькую группу, которая тут же могла бы обсудить проект этого съезда. Каждая страна пусть даст одного представителя в эту группу, а также примут в ней участие я и П. Ф. Андерсон.

Предложение принимается.
Второй день совещания (30 июня) начался докладом по национальному вопросу в Православных странах.

В. В. Зеньковский. Мы не можем поставить вопроса о национальном воспитании молодежи во всей полноте. Мы ставим этот вопрос под следующим углом: 1.Какие опасности национальное чувство таит в себе для духовной жизни. (И тут самой большой опасностью с моей точки зрения является то, что люди живут национальным чувством - как будто религиозным.) 2.Так как национальное чувство есть все же духовное явление даже в самых крайних (почти зоологических) своих выражениях, то возникает вопрос о преображении национального чувства в духе Церкви. В православных странах давно существует болезнь филитизма - идентифицирования своей местной Церкви с экуменической, вселенской. Происходит национализация своей Церкви, а не христианизация национальной жизни. Поэтому и возникают вопросы:
1.Имеем ли мы с этой стороны опасность в наших юношеских организациях и работе.
2.Как бороться с дурным направлением национального чувства.
3.Как овладеть возможно духовнее национальным чувством.

Д-р Трембеласс. Я не подготовлен говорить на эту тему, скажу только, что по христианскому учению Церковь и государство суть разные институции, не противоречащие друг другу, но различные. Задача государства состоит в том, чтобы сделать народ счастливым, задача Церкви привести народ к Богу-Господу Иисусу Христу. Хорошие христиане всегда были хорошими гражданами, но не наоборот. Церкви и государству нельзя поглощать друг друга, - кесарево кесарю, а Божие – Богу. Но мы все прежде нс принадлежим Церкви, а потом уже государству. Национальное чувство во время турецкого ига всецело полонило наш епископат и их религиозное чувство, т.ч. они больше стали национальными вождями, чем епископами Церкви. Мы греки должны признаться, что мы больше греки, чем христиане, болгаре больше болгаре, чем христиане и т.д. Я должен признаться, что в Македонии много раз священники служили литургию с револьвером на св. Престоле. Мы православные часто имеем более дружественные отношения с протестантами, чем друг с другом. Теперь же этот дух национализма, который извращал нашу психологию слабеет.

В.В. Зеньковский. Сказанное выше действительно указывает на очень большую опасность и это тем более важно, что мы живем не замечая ее. Очень большая задача для нас просветить наш национальный эрос светом Христовым.

Д-р Трембелласс. В Греции чрезвычайно сложны отношения Церкви и государства. Церковные границы не всегда у нас совпадают с государственными. У нас есть пример, что в одном государстве – 5 автономных Церквей - и там действительно Церковь не зависит от государства.

Л.А. Зандер. Все, что притеснено вспыхивает с особенной силой. В нашей русской молодежи, живущей без родины - национальный эрос пылает. Ужасно думать, что в Румынии русская молодежь принуждена исповедываться и молиться по-румынски. Нация – это как тело Церкви, а Церковь – душа нации, нация есть зеркало церковного состояния страны.

О.И. Шаховской. Национальное чувство конечно вспыхивает обостренно, когда есть какое либо его притеснение. Для взаимного объединения всех православных, для борьбы с местным сепаратизмом, надо, чтобы православные деятели собирались бы не только в Дасселе, а в Белграде, Афинах. Надо создать широкую демонстрацию обще православного объединения духовных лиц и мирян и явить его оздоровляющее влияние на массы. Поездка епископов Николая и Иринея в Софию имела именно такое значение. Трагична и трудна борьба с национальными экстремами внутри самой Церкви. Тут в этой борьбе церковному человеку надо парить как орел Апостола Иоанна, быть смелым как лев Апостола Марка, терпеливым как вол Апостола Луки и мудрым, как ангел Апостола Матфея. Надо не бояться исповедывать свою веру—как единственную ценность, как первую ценность.

Проф. Братиотис. Нация не есть главное ядро в нашей Церкви. Когда св. Василий говорит о народе Божием он говорит о всем христианском мире. Если бы национальность принадлежала к существу нашей Церкви у нас был бы догмат о национальности. Наша Церковь не знает других догматов, как только тот, что мы исповедуем Единую, апостольскую, кафолическую Церковь. Мысль, что народ есть тело, Церковь душа народа мне кажется верной. Народ не есть тело Церкви, а только часть церковного тела. Церковь вся есть Тело нашего Христа.

Национализм – коллективный индивидуализм. В то время, когда этот коллективный индивидуализм так силен как в наше время – мы христиане должны его ослабить и пробуждать, наоборот, общечеловеческие чувства, чувства экуменические, кафолические. Очень жаль, что мы православные не можем собрать вселенского собора. Наша Церквоь с вкравшимся в Нее паганизмом и филитизмом не создала до сих пор своей «Ламбетской» конференции. Да и не может ее созвать в силу своей раздробленности. Мы не в силах иметь даже свой просинод.

О. Христо Дмитриев. Самая трудная проблема в деле воспитания молодежи возникает при встречи церковных воспитательных устремлений с государственными. Во многих местах правительства ищут использовать молодежь в своих государственных целях. Церкви приходится или испытывать страшную конкуренцию и соперничество, или Она часто лишь формально призывается к сотрудничеству. Наша молодежь во многих странах от этого страдает. Как помочь молодежи, как помешать нехристианским силам проникать в жизнь христианской молодежи. Церковь должна стать для молодежи провозвестницей высших идеалов. Надо завоевать молодежь, каждого в отдельности для решения принять в себя Царство Божие и завоевать для него мир. Молодежи нужны христианские вожди.

Виген Нерцессиан. Национальные войны возникли только в последнем столетии, поэтому ясно, что национальный вопрос не играл такой роли в эпоху соборов, как он играет в наше время. Мы русские работаем сейчас живя в эмиграции или же среди православных народов на Балканах и лимитрофах, или же в среде иноверцев. Мы имеем нашу национальную культуру и видим в ней силу для какой-то внутренне правильной установки русской детской души. Может быть мы делаем несколько усиленное ударение на национальном моменте – в боязни денационализации, может быть мы даже перегибаем палку в этом вопросе.

Мисс Миллс. Я очень рада возможности быть тут и встретиться с рядом православных профессоров. Но мы практики и нас больше интересует практическое разрешение ряда трудностей, которые стоят перед нами во всех вопросах. Мы работаем с вашей, православной молодежью в 7-8 странах, включая Сирию и Палестину, и работаем в экуменическом духе. Основной принцип нашей работы привлек молодежь к работе в Церкви, привел ее в Церкви. Воскресные школы занимают младший возраст детей, мы старший. Часто это очень современная молодежь, которая имеет очень много своих новых проблем и запросов. Мы стараемся их удовлетворить по мере сил. Но я знаю девочек, которые не исповедывались по много лет, хотя и состоят в наших религиозных группах. Мы имеем интересные опыты устройства ретритов в монастырях (например в Румынии от 6-10-12 девочек) паломничеств, дней на 5 страстной неделе. Девочки, конечно не могли посещать всех служб, которые были в монастыре, но во многом участвовали. Все же очень многие девочки приходящие к нам очень далеки от Церкви. Они приходят к нам за дружбой, они впервые у нас научаются думать, ставить вопросы, искать. Если вы будете им сразу предлагать лекции это не поможет. Если же вы будете слушать, что они говорят, они зададут вам множество вопросов. Мы не дискутируем с ними о вопросах православной Церкви, а поднимаем вопрос о том, что такое мать, семья и т.п. Однако в основе всех наших ответов лежит учение о церкви. Я знаю, что наши девочки интеллектуально не владеют принципами своей веры, да часто и сам лидер нуждается в помощи. Нам надо поэтому найти возможность взаимной помощи, хотя я и не знаю в чем и как.

В Сирии в кружках у нас сходятся девочки всех трех вероисповеданий, а священники не встречаются.

В.В. Зеньковский. В только что поднятых вопросах мы касаемся настоящих трудностей, которые лежат перед нами в работе с молодежью во всех наших православных странах. Мы почти везде забыли нашу задачу миссионерствования. Мы живем сами собою и для себя, а не миром, живем в своих узких и национальных границах, с безразличием и недоверием друг к другу. В то время, когда национализм становится прямой опасностью для мира наша задача подчеркнуть, что христианство есть первая ценность, которую мы храним в наших сердцах. Нам надо всем ставить религиозный акцент на нашей работе. Я не говорю против тех «непрямых» методов воздействия на молодежь, о которых только что упоминала Мисс Миллс, но я говорю о глубине той педагогической проблемы, которая стоит перед всеми нами. Проф. Христо Дмитриев хорошо сказал, что надо выявить идеал христианской жизни, чтобы им зажечь молодежь. Но если мы выявим перед молодежью такой идеал – будет ли наша задача разрешена. Есть еще очень трудная задача, как зажечь души молодежи этим идеалом. Нам, православным необходимо ближе и чаще встречаться. Нельзя не пожалеть, что здесь собрались представители только 4 православных стран. Надо искать сближения духовенства, учительства и самой молодежи всех православных стран. Может быть наиболее правильным было бы собирать первоначально не саму молодежь, а ее руководителей, лидеров и их воодушевлять идей обще православного единства, экуменизма. Поэтому съезд 1938 года важен для всех нас. От него мы будем ждать новых путей к нашей молодежи.

После этого съезд переходит к вопросу о съезде 1938 года.
Д-р Дэвис делает сообщение о работе комиссии, обсуждавшей этот вопрос – съезд 1938 г.

Комиссия высказала следующие пожелания:
Этот съезд должен объединить представителей всех христианских организаций.
Большой спор был вызван вопросом о центральной теме упомянутого съезда и о том, кого приглашает в качестве участников на этот съезд.
1.Решено придать съезду глубоко литургический характер, по типу англо-русских съездов. Все православные Церкви должны иметь своих представителей на этом съезде.
2.Программой съезда должны быть вопросы, актуальные для современной молодежи. Темы еще не выработаны, но могут быть лучше говорить о темах православной культуры или же взять ряд очень дифференцированных тем. Надо, чтобы каждая страна начала подготовку к этому съезду внутри своей страны.

Мисс МиллсМы решили, что съезд будет состоять из самой молодежи в возрасте от 20-30 лет. Это должны быть главным образом плены основных религиозных организаций молодежи. Надо от каждого Движения найти представителей, которые составили бы комиссии по странам и которые бы занялись подготовкой этого съезда

В.В. Зеньковский. Предлагает всем участникам дассельского совещания ждать из Женевы письма о начале подготовки к съезду 1938 г.

Мисс Миллс. В этом Женевском обращении – к кому лучше обращаться, к самой молодежи или же к представителям официальной Церкви и духовенству?

Л.А. Зандер. Предлагает провести исследование, какие существуют в Православных странах организации молодежи, чтобы всех их привлечь к участию в съезде и не оставить за бортом ту или иную очень ценную организацию молодежи.

Проф. Братиотис советует обращение по поводу устройства этого съезда направить к церковным властям, официально, но в то же время и к разл. организациям молодежи, с целью привлечь их к подготовке к съезду.

П.Ф. Андерсон предлагает для рассмотрения на этом съезде молодежи следующие темы: о семье, браке, поле, о собственности, спорте, играх, свободном времени, развлечениях и т.п. Из богословских вопросов он выдвигает: о Святом Духе и Его действии в жизни, о духовной жизни в человеке.

Л.А. Зандер. Очень важно, чтобы какой-нибудь авторитетный орган составил бы обращение к Св. Синодам, митрополитам, патриархам о необходимости воспитывать новое поколение священников свободных от приходов и приготовленных к юношеской работе.

Предложение Л.А. Зандера принимается совещанием, как резолюция №1.

Трембеллас. Нам нужны религиозные деятели, без различия священники ли они или нет. Я даже предпочитаю, чтобы это были миряне, но только по настоящему религиозные. нелегко создать человека, достойного его миссии и умеющего нести свою миссию.

Создать духовенство. Да, ведь это же очень трудно. Я сам по своему характеру не могу быть священником. мы удовлетворяемся благословением от духовенства и сами готовим кандидатов в будущее священство.

Л.А. Зандер. Я совершенно согласен с только что высказанным, но в одном деле нам нужны священники одного с нами духом для литургического момента наших съездов. Лагеря молодежи должны иметь своих священников, для должной исповеди молодежи. Мы хотим иметь епископов понимающих устремление вперед. священник должен внутренне быть связан с духом дела религиозного возрождения.

Предлагается послать резолюции религиозно-педагогического совещания в Дасселе и тем, кто не смог принять участия в Дасселе.

Л.А. Зандер. Я думаю, что для подготовки работников с молодежью мы можем посоветовать организацию секретарских курсов в форме кружков молодежи. Религиозно-Педагогический Кабинет мог бы быть центром заочного обучения секретарей.

Проф. В.В. Зеньковский. Мы не можем этого сделать без материальной поддержки нашего бюро Церквами.

П.Ф. Андерсон. Я думаю, что очень существенной помощью была бы разработка нужных программ, например, программы «Зое» было бы возможно распространить в переводе для всех катехизиторских школ.

Д-р Кооцонис. Вопрос о программах очень важен. Нужны кроме программ еще и сборники дискуссионных тем с вопросами и ответами.

Прелагается принять резолюции желательности о подготовке руководителей – мирян для религиозно-педагогической работы с молодежью.

Резолюция №2 принимается и выносится постановление сообщить о высказанном желании сообщить всем факультетам (богословским) университетом, а также и церковным властям.

По вопросу о религиозно-педагогических центрах.

Проф. В.В. Зеньковский указывает, что создание в каждой стране Религиозно-Педагогических Центров чрезвычайно важно. Мы знаем в своей среде так мало о различных современных религиозно-педагогических и педагогических течениях. Например, о современном движении воскресных школ и т.п. Надо следить за всей педагогической литературой нашего времени. Наш бюллетень, издаваемый религиозно-педагогическим Кабинетом дает очень богатую хронику всех религиозно-педагогических течений. Если бы в каждой стране был бы такой центр рел. педаг. изысканий – мы бы давали большее обоснование всей нашей работе.

Принимается резолюции №3 о необходимости Религиозно-Педагогических Центров во всех православных странах.

Выносится предложение привлечь внимание университетов, там, где есть кафедры религиозной педагогики – привлечь внимание университета к созданию религиозно-педагогических кабинетов.

Вопрос о Религиозно-Педагогическом Бюллетене:
В.В. Зеньковский. Я считаю Бюллетень очень важным начинанием для нашего обще православного дела. И было бы невозможно если нам пришлось бы его по тем или иным причинам прекратить. Он связывает всех нас в одном общем интересе. Надо заинтересовать возможно больше всех изданием Бюллетеней. Я получаю очень большую помощь на это издание от д-ра Дэвиса и П.Ф. Андерсона. И от православных стран мы получаем сравнительно много денег, но издание журнала на двух языках страшно удорожает издание. В этом году мы не получили помощи ни от Греции ни от Польши. Если бы нас поддерживали эти страны, так как они поддерживали нас до сих пор – мы могли бы продолжать наше издание.

Д-р Дэвис обещает лично искать помощи для Бюллетеня в Греции и Румынии. В Румынии трудность из за государственного запрещения высылать деньги за границу. А в Болгарии и церковные власти перечитывают статьи из Бюллетеня в свои журналы и распространяют их таким образом. Христо Дмитриев. В Болгарии Бюллетень очень хорошо принять, болгаре понимают русский язык и читают на нем.

Предлагается резолюция №4 о желательности продолжения Бюллетеня и о его поддержке как официальной, так и через приискание индивидуальных подписчиков.

Резолюция принимается.

Заключительное Собрание.

Д-р Дэвис благодарит за проведенные вместе дни. Я все больше и больше вижу, говорит он, сколько православные прибавляют к нашей общей жизни. Наша работа в православных странах прошла ряд этапов. УМСА пыталась найти дорогу к молодежи, стоящей далеко от Церкви и в этом отношении она работает уже около 100 лет. Теперь в Греции Церковь нас уже одобрила и признала, а в других местах мы не завоевали еще окончательного доверия. Первой нашей задачей было организация международных конференций, куда можно было бы созывать молодежь для взаимной встречи и расширения опыта. Три конференции на Балканах показали каково значение таких конференций и я думаю, что мы действительно оказываем Церкви помощь своей работой. В Югославии в марте месяце был ретрит (однодневный) очень значительный для его участников – это была руководительская группа.

В.В. Зеньковский благодарит д-ра Дэвиса за участие в совещании. Он говорит: Мы знаем, что Вы дорогой друг нашей православной работы и с каждым годом вы все ближе и ближе подходите к нашей работе.

Д-р Трембеласс. Я хочу отметить, что д-р Дэвис действительно искренне следит за всеми религиозными движениями в нашей стране, знает их, имеет искреннее желание видеть нашу страну возрожденной в духе Христовом.

Л.А. Зандер. Я ждал конференции со страхом, я не знал даст ли она положительный или отрицательный результат. Было опасно созывать православную конференцию после большого, богатого, международного съезда, богатого и словом и делом. Мы все ведь прожили перед нашей конференции чудесную неделю в Дасселе. Но во время нашей второй обще православной конференции мы получили второй контакт со многими из участников. Хорошо, что наша конференция осуществилась. Вынесенные нами резолюции не есть кодекс наших проведенных нами тут разговоров, они не так значительны, но самое главное для меня – это тон нашей встречи тут, тон наших бесед, наша встреча с греками вторая после Салоник. Эта встреча оставила во мне очень сильное впечатление.

Д-р Братиотис. Я не знаю случайно или же неслучайно, но как в Салониках, так и в Дасселе опять встретились представители только трех православных Церквей – русской, болгарской и греческой. Во всяком случае если мы и не официальные представители нашей Церкви я чувствую всю необходимость нашей дальнейшей общей работы в духе, какой тут был и только желаю, чтобы на следующей конференции мы встретили бы представителей всего православного мира. Проф. Братиотис благодарит проф. В.В. Зеньковского за его инициативу по созыву обще православного совещания в Дасселе.

Д-р Трембеласс устал уже говорить по-английски. Я устал еще после первого съезда, но сейчас я должен сознаться, что я чувствовал себя дома во время нашей конференции. Я рад своему знакомству с русскими. Их Церковь сейчас в страдании, они несут на себе крест своей Церкви. Болгаре оставили мне не менее сильное впечатление – и хотя у нас и есть мотивы для некоторой разделенности с ними – я говорю, что они привлекают мое полное уважение, потому что я знаю, что их Церковь самая консервативная Церковь на Балканах. Я счастлив, что познакомился с представителями православного мира, и я надеюсь и впредь остаться со всеми такими же братьями, какими мы были все это время. Было правдиво сказано о плодоносности такого обще православного объединения. Я чувствую теперь себя ближе с русскими и болгарами и я прошу братьев русских, эстонских и болгарских братьев выразить мое уважение их церковным руководителям.

Христо Дмитриев. Я тоже рад, что я узнал действительно большое и значительное движение «Зое». Старые катехуменаты, возрожденные с новыми силами и давшие такие результаты – имеют большое значение для всего православного мира. Я благодарю Л.А. Зандера за его работу в этом съезде – я знал его по его статьям, знал некоторые его идеи, но я не знал и я очень удивлен видя с каким жаром и энергией он служит своему делу. Я надеюсь, что работа по созиданию, по исследованию и укреплению принципов православной педагогики под руководством проф. Зеньковского будет все возрастать. Я радуюсь, что я видел представителя религ. педаг. работы в Эстонии, я радуюсь, что я познакомился с сотрудницей Религ. Педаг. Кабинета в Париже А.С. Четвериковой.

М. Киршбаум. Эта конференция мне дала очень много. Я благодарю за участие в ней и от себя и от имени нашего Движения. Я получила новые силы к своей дальнейшей работе.

Виген Нерцессиан. Основное впечатление от конференции не только в том, что я узнал как много уже сделано, но и в том, что я узнал, как много еще остается сделать. Если мы увидим отсюда с чувством, что мы должны сделать в десять раз больше, чем мы сделали и делаем – то я думаю цель нашей конференции будет достигнута. Мне кажется, что эта конференция все же есть только начало нашей работы и что мы должны идти много дальше и вперед.

П.Ф. Андерсон. Я с большим вниманием принял встречу работой «Зое». Мне видится в этом действительно пришедшие из Иерусалима, воскрешенные старо-христианские школы. Я вижу действительный принцип старых христиан, в том, что учитель должен быть прежде сего живым в христианской Церкви, а затем уже учителем других. Это вопрос не доктрины, недоктринального христианства, а самой христианской жизни. Василий Великий прежде чем начать работать литературно – ушел в пустыню и только в конце своего жизненного пути стал учителем других. Я не хотел бы высказываться об этой конференции. Может быть через месяц у меня и сложиться впечатление о ней, но я рад, что здесь все вместе, мы имеем тут тот жизненный опыт в вопросах христианской жизни, которого мы все ищем. Для меня сейчас важны не проблемы, а люди, которые строят жизнь.

Д-р Котцонис благодарит за инициативу устройства съезда, а также и за присланное ему приглашение принять участие в совещании. Мы действительно, говорит он, перед очень большой задачей, наши трудности очень велики и нам предстоит еще очень много работать искать и думать. Мы не проговорили еще о многом, что нас интересует. Может быть есть между нами и несогласия, но сознание, что мы не одиноки в наших исканиях, что мы имеем около себя многих братьев, которые в этой работе соучаствуют и что в русской Церкви проливается кровь за веру во Христа наполняет наши сердца верой и ответственностью. У меня есть чувство, что с нами был Христос и был с нами от того благословения, которое мы получили от отца Иоанна в начале нашей работы и до конца. Со Христом мы верим, что наша работа будет успешна и крепка.

В.В.Зеньковский предлагает создать комитет по продолжению работы Дассельского совещания в составе всех представителей от каждой православной страны.

Предложение принимается и в состав такого комитета – выбираются: от Греции проф. Братиотис, от Болгарии – о. Христо Дмитриев, и от русских проф. В.В.Зеньковский.

Совещание просит г-жу Тенисберг и Киршбаум посетить эстонского митрополита Александра и в частной беседе сообщить ему о прошедшем совещании.

Заключительное слово председателя съезда проф. В.В. Зеньковского.

Я очень счастлив, что мы имели эту нашу конференцию, хотя в ней и были очень большие недочеты.

Первой большой неудачей было отсутствие сербов и румын, представителей очень больших православных Церквей. Вторая неудача, я чувствую это теперь, что наш план не был очень хорошо подготовлен, было взято слишком много тем, мы не смогли их хорошо обработать, мы не могли также и заранее наметить, кто будет говорить на какую тему, т.к. не знали, кто будет участвовать в этом съезде. Должен сознаться, что я не получил всего того, чего ожидал. Трудности, которые мы православные чувствуем в нашей работе есть трудности исходящие от того, что мы вводим теперь новые, незнакомые нам раньше формы работы, в новых формах, большей частью взятых от запада есть много такого, что трудно приложимо к православной школе. Я давно храню идею о том, что мы миряне, работая религиозно, идем особо трудным путем, так как у нас нет благодати священства. Может быть иногда мы не сознаем этого как большого лишения, но по всей вероятности только от собственного легкомыслия. Все же, имея такие миссионерские задачи, как наши, страшно вести работу без особой благодати Божией.

У меня есть уже достаточно опыта церковной работы, но в моем сознании, как православного деятеля и как организатора молодежи я чувствую всегда остро свою ответственность перед Церковью. Я чувствую такую глубину в нашей Церкви, такое богатство и думаю, что мы не знаем сами своей Церкви, не знаем заветов св. отцов. В Церкви я чувствую себя очень богатым и в то же время и очень убогим при желании выразить это богатство Церкви в жизни. Я радуюсь тому, что я был в Салониках. После Салоник я пришел к убеждению, что только в единении всех православных мы можем разрешить наше трудное обще православное дело. Каждая местная Церковь имеет свои сокровища, связанные с национальным положением и историей, но часто мы сами перестаем сознавать, что мы имеем в своей церковной глубине. Только через обще православные встречи открываем мы глаза на самих себя и реализуем свою полноту. Для меня есть глубокое убеждение о наступающей новой христианской эпохи. Православие кажется мне сокровищем не только наших наций. Может быть случится так, что Бог отнимет от нас наше Православие и даст его другим народам, смелым и сильным.

Мировой кризис есть духовный кризис, а также и религиозный кризис. Все христиане разделены между собой, англикане, протестанты, католики и мне кажется, что только мы православные имеем путь к объединению всех. Я убежден, что наши педагогические пути должны быть проникнуты православным духом. Я не вполне убежден, что мои формулы об этом достаточны, но я чувствую всю значительность ставимых проблем. Наш экуменизм должен быть не только в том, чтобы знать другие вероисповедания, но и чтобы учиться нам у других. В юношеской работе мы должны искать и свои пути, потому что если мы будем только брать чужое, мы, творя своего, мы ничего по-настоящему не принимаем. Сперва надо определить свой путь, а потом с другими братьями раскрывать общий христианский путь.
После заключительной речи проф. В.В. Зеньковского конференция была закрыта.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»