Часть I.
О РУКОВОДИТЕЛЯХ ЮНОШЕСТВА И ПРОГРАММЕ ИХ РАБОТЫ.
I.
За последнее время на очереди в общей работе Христианского Движения стоит вопрос об организации занятий с детьми и юным поколением. Естественно возникает вопрос, где искать руководителям необходимых вспомогательных указали для того, чтобы работа эта велась в духе церковном.
Одним из путей в этом отношении представляется обращение к Св. Писанию и святоотеческой литературе.
Действительно, здесь находим неисчерпаемый источник мудрости и, главным образом, именно для воспитания самих руководителей, так как не подготовив себя для такого святого дела, нельзя и приступить к работе с душами чистыми, о коих Спаситель сказал: «Оставьте детей приходить ко Мне и не отгоняйте их, таковых бо есть Царство Божие» (Map. 10/14).
И вот у Макария Египетского находим: «обогащенные Духом Святым, имея небесное богатство в себе и общение Духа, если возглаголят кому слово истины, или сообщат кому духовные слова, и пожелают возвеселить души, то из, собственного богатства своего и сокровищ, коими обладают не боясь оскудения и у себя самих... А нищий, не приобретший себе богатства Христова, не имея в душе духовных богатств, не сможет сделать, а посему надо просить Бога, чтобы дал нам обрести в сердцах своих богатство Его».
Для поучения других необходима твердая вера в то, чему учишь. Подобно служителям Церкви руководители светские должны сами быть примерами веры, любви, чистоты и добрых дел. «Будьте подражателями мне, говорить Св. Апостол Павел, как я Христу». Юному Тимофею тот же Апостол пишет: «да не пренебрегайте юностью твоею, будь образцом для верных в , житии, любви, духе, Bере и чистоте».
Поучать и надлежит с верностью и любовью и вместе с кротостью, но и настойчиво, обличая со властью. Важно избегать пустых споров и «невежественных состязаний». Особенно трудно «не прославлять себя, относя все успехи ко славе Божией в Иисуса Христа», (2 Кор. 4/6) не следует искать благоволения у людей, но у Бога.
Надо иметь в виду вообще таковые задачи христианского воспитания. Оно должно быть чуждо односторонности, т. е. не должно приносить в жертву ни души, ни тела, ни воспитывать и то и другое соответственно природным задаткам, вложенным в нас Создателем.. Само собою разумеется, что на первом плане имеется в виду цель жизни человека на земле, как подготовка к вечной будущей жизни во Христе, а душа человеческая, конечно, выше тела. Сотворив тело человека из праха земного, Бог вдунул в него дыхание жизни, душу живую, а посему и Спаситель говорит «какая польза человеку, если мир весь приобретает, а душу погубит».
Однако, по словам Апостола, «тело есть Храм Св. Духа (1 Кор. 6/19), оно жилище нашей души и, как храм Божий, должно быть и чисто и приукрашено».
Тело есть неизбежный орган через посредство коего душа только и проявляет себя во вне; отсюда обязанность заботиться и о своем физическом развитии, о нормальном воспитании органов тела.
Следует удаляться от крайностей: изнурения тела с одной стороны и прельщения с другой.
Небрежность о насыщении также вредна, как и всякого рода излишество «Никто да не осуждает вас зa пищу».(Колос. 2/16).
Отсюда берет начало разумная гигиена и укрепление организма, при соблюдении чистоты и целомудрия. Апостол учить воздерживаться от дел плоти: прелюбодеяния, блуда, нечистоты, любостяжания (Гал. 5/19).
Во внешности, при соблюдении необходимой опрятности, не должно придавать особого значения нарядной одежды (1. Петр. 3/3), украшаясь богобоязненным житием.
В основу нормальной жизни полагается труд: «кто не хочет утрудиться, пусть и не ест». (2 Фес. 3/10). Трудись, стараясь делать своими руками полезное, дабы было из чего уделить нуждающемуся (Еф. 4/18). Само собою разумеется, что для учащихся труд разделяется с обучением.
«Пойди к муравью, ленивый, посмотри и сделайся мудрым» Притч. 6/6).
Трудились апостолы во время земной жизни Иисуса. Христа. «Всю ночь трудились» (Лук. 35), трудились и во всю остальную жизнь Апостол Павел жил трудами рук своих, делая полотно для палаток. В трудах, изнурении, бдениях, голоде, жажде, посте проводили земное поприще и другие апостолы. Св. Антоний Великий, при своем подвижничеств занимался и плетением корзин. Труд чередуется с отдохновением:
Иисус Христос спал на корм годки. (Map. 8/24).
Заботясь о воспитании физическом, никогда не следует забывать, что оно имеет надлежащий смысл лишь только при правильной заботе о воспитании души, во всех её проявлениях и способностях, а именно: познания, чувств и воли, на развитие коих и должно обратить главное внимание и именно с христианской точки зрения.
Нельзя ссылаться на некоторые библейские изречения, кои как бы принижают ум, ибо их надо понимать не примитивно, а в более глубоком смысле и значении. «Значение надмевает», «ум кичится», «ничтожна премудрость мудрых, разум разумных», но это безусловно верно перед вечными истинами Божественного Откровения. Равно и «юродство» проповеди и противопоставление немудрого Божьего имеет совсем особое высшее значение и место, и не дает права на отрицание необходимости развития ума, как естественной способности души человека. Сам Господь, будучи 2 лет, слушал в храме учителей, расспрашивал их, преуспевая в премудрости у Бога и людей. (Лук.. 2/52). Св. Апостол Павел получил блестящее образование, послужившее ему при руководительстве Духом Святым к выяснению истин христианского учения. Тоже следует сказать и об учителях Церкви Св. Василии Великом, Григории Богослове Иоанне Златоусте и всех прочих отцах, посрамлявших еретиков на почве научных знаний. Порицается не вообще мудрость и философия, а только ложные, например гностицизм у Колосян и других. Долго было бы говорить о значении веры и знания, коим должны быть отведены надлежащие местa и в деле воспитания. Так соприкосновения веры и знания всегда имеется, и для человека важно знать смысл жизни о Боге, Его отношении к Миpy, к человеку о конечной цели Mиpa и человека.
Христианство, как религия богооткровенная, дает на вопросы эти точные и решительные ответы, но их надо приблизить к своему сознанию, и здесь помогает наука и изучение и развитиe познавательной способности; отсюда необходимость умственного воспитания и с христианской точки зрения.
Развитие способности чувства, как чувства красоты, изящества, гармоничности, красоты природы, .настолько важно, что им не пренебрегали и аскеты, как например Св. Антоний Великий, изучавший «книгу природы».
Развитие волевых способностей крайне важно, так как без воли невозможно практическое осуществление усиление ума. Между душевными способностями воля занимает первенствующее положение и с детства необходимо развитие воли путем внушений, разъяснений и, главным образом, путем собственной высоконравственной жизни воспитателей. Если заложить в ребенке достаточно надежные семена, то он затем не обезличится и в жизни общественной будет ценным элементом.
О человеке с недостаточно развитою волею следует сказать обратное: при всех способностях к нему придется отнести слова поэта: «суждены нам благие порывы, а свершить ничего не дано». Перевоспитывать себя в зрелом возрасте уже трудно, а порой и невозможно.
Всякий христианин, постоянно помня о своем назначении и своем долге, зная, что служение двум господам—добру и злу одновременно невозможно (Мат. 6/29) должен уметь настойчиво действовать против греха, не делая последнему никаких уступок, потому что, при допущении какой-либо одной черточки, ничто не гарантирует его от дальнейших падений. Конечно, это удается не вдруг и при настойчивости, а для этого развитие воли имеет громадное значение.
II.
В этом отношении в деле воспитания важно чтение житий святых и творений св. отцов Церкви, в коих отразилась их работа. Поведение христианина предуказанно и в десяти заповедях Ветхого Завета и всецело очерчено как в учеши Господа Нашего Иисуса Христа, так и Св. Апостолов. «Возлюби Господа Твоего всем сердцем твоим и всею мыслию твоею и ближнего твоего, яко сам себя».
Эти две заповеди получили полное свое развитие и в учениях Св. Отцов Церкви и осуществлены в житиях св. праведников. Любить Бога и бояться Его, но как любимого Отца, служить Ему, храня св. заповеди, веровать в искупительную жертву Спасителя и стараться стяжать Св. Духа. Любить ближнего —т.е. не только братьев, родных, но и врагов,—всех людей. Однако любовь ко всему человечеству не должна заслонять любви к каждому отдельному человеку. На заповедях сих основаны и обязанности семейственный и гражданок я.
Быть милосердным, сострадательным, прощать обиды, воздавать за зло добром, посещать скорбящих, утешать печалящихся, помогать неимущим, быть терпеливым и смиренным, кротким, избегать злословия, стараться иметь мир со всеми, убеждать друг друга к любви, быть примером для братьев не на словах, но на деле. О, если бы Господь помог выполнять эти заветы самим и научать им юношество. Из обязанностей к ближним не трудно понять обязанности к себе самому.
«Отвергаться себя»—забывать свои интересы, избегать зла, сдерживать свою плоть, пребывать твердым в вере, обуздывать свой язык, сохранить в чистоте мысли и сердце, бодрствовать против искушений, бодрствовать и в молитве дорожить временем, быть умеренным в желаниях, быть довольным своим положением, полагаться на Бога, избегать дурного общества, мыслить и делать все то, что истинно, честно, правдиво, чисто, делать все, во Имя и ради Славы Господа.
Не забывать, в чем цель и задача жизни христианина. — Жить для Бога, во Христе и умирать для Господа, жить не для самих себя, а по воле Божией, духом веры, в мире, стараться угодить Господу, поступать по Евангелии, ходить во истине, правде, в обновлениях жизни, в непорочности, в свете, как сыны Света».
Положив в основу воспитания Евангелие, следовало бы ознакомление с ним, имя в виду немногое Бремя, которое возможно посвящать занятиям с детьми, располагать систематически. Так Евангельские чтения и Св. Историю, чтение Евангелия по дням располагать так:
I. Жизнь Пресвятой Девы Mapии, Рождение Иисуса Христа, Его юность, Крещение, начало проповеди, призыв учеников, Иоанн Предтеча и Его кончина.
II. Дело Искупления, сюда входят: Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Иуда, Тайная вечеря, прощальная беседа, Гефсимания, Суд, Отречение Св. ап. Павла, Распятие и смерть, погребение, воскресение, сошествие св. Духа.
III. Помощь Иисуса Христа людям: Чудеса, благословение детей.
IV. Иисус Христос, как божественный Учитель. Притчи о Царствии Божием, о Спасителе. Исповедание Св. Петра; 2)о надежде—хождение по водам; 3) о любви к Богу: о молитве, о-кресте, о любви: к ближнему: милосердный самарянин, о царе и злом рабе. 4) о смирении, о неосуждении, мытарь и фарисей, 5) о раскаянии: блудный сын, Закхей, найденная овца, 6) о труде: о талантах, промысла Божием, о богатств, и бедности, о пути к блаженству.
V. Иисус Христос, божественный Суд, богатый и Лазарь, Воскресение мертвых, Страшный Суд. Евангельская История несколько применяется к Церковным праздникам. Прообразы Ветхого Завета и его значение как подготовка людей к Искуплению освещается Новозаветной Историей. Важно связать песнопения богослужений с историей Ветхого и Нового Завета. Посещение Св. Храма, возможно частое, а по праздникам и обязательное, дает обильный материал для уразумения значения храма и совершающихся в нем богослужений, наглядное пояснение помогаете усвоению значения одежд священнослужителей, сосудов, икон и принадлежностей Храма. Объяснение распределения церковных служб, значение их, наиболее важные моменты Св. Литургии и Всенощного бдения. Перед исповедью и причащением, что желательно по крайней мере перед Рождеством и Св. Пасхою, объяснение Таинств. Покаяние и Причащение. При случае необходимо объяснить остальные таинства. Приучение к домашней молитве и пению праздничных тропарей и главнейших обиходных песнопений при богослужениях.
В результате желательно обучить пению Св. Литургии, Всенощной, молебна, панихиды.
В деле христианского воспитания представляется весьма важным ознакомление с житиями святых.
Подражание жизни святых, кои подвизались в древние времена в особо благоприятной для аскетических подвигов обстановки, несомненно, невыполнимо теперь, а для юношества, живущего в миру тем более. Не многие могут готовиться к монашеской жизни, но всем, желающим жить по-христиански, важно усвоить то чисто психологические и особенно духовные приемы, коими руководились угодники Божии в деле стяжания Св. Духа, ради наследия Царствия Небесного.
Св. Иоанн Златоуст говорит: «Хотел бы я, чтобы миновалась надобность в монастырях, и такой бы настал добрый порядок в городах, чтобы никогда, никому не нужно было бы убегать в пустыню». Когда матеря становится на первом плане, то плохо: душа вымирает. Нужно дать простор душе.
В наши дни для всех пребывающих в миpy и несущих обязанности, необходимо внутреннее самоустроение на основах правильно понятого христианского подвижничества.
В этом отсутствии работы над собою кроется причина всех неустройств и немощности всех даже искреннейших и благонамереннейших попыток их устраняется. Важны задачи внешние и экономические, и гражданские и государственные, нельзя, конечно, их забросить без разрешения. Но тем работникам будущего, особенно по восстановлению доброго порядка на Руси, на плечи коих ляжет эта благотворная, но тяжелая выдача, нельзя ничего решать безе внутреннего упорядочения самого себя.
Как надежно править «ложною волною общественных страстей, когда мы сами рабы собственных страстей. Как говорить об общем благе, когда все кругом в позорном плену у мелких похотей и пошлых наслаждений и прихотей минуты. Как быть достойным авторитетным семьянином, отцом, воспитателем, гражданином, законодателем тому, кто добросовестно и со смирением, по-христиански освоившись с тайниками своей души, вынужден воскликнуть: «Иные спасаяй, самого себя не может спасти».
Для воспитателей неизбежно самовоспитание. Противоположение богатства и бедности (разумный аскетизм), смирение против гнева, терпение, кротость — все это встречается в жизни угодников Божиих в превосходной степени, разлады, колебания являются следствием отсутствия основ и критериума. Гуманизм или разрешение «на вся», аскетизм буддийский, отрицание жизни, вечная смерть. Все это бледнеет и гаснет пред христианским подвижничеством ради спасения души в жизни вечной.
Отсюда высокая польза чтения святоотеческой литературы и православной аскетики для упорядочения человеческого организма.
В них нет ничего сочиненного, придуманного, это сама жизнь, опыт праведности, мудрость неветшаемая.
Примеры «внутрь смотрения» важны даже с чисто психологической стороны. Какое знамя сердца человеческого находим у Св. Макария Египетского, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Ефрема Сирина и других. Загадки нашей человеческой природы, чувств, желаний, страстей, воли, разрешаются и разоблачаются с изумительной точностью и полнотой. Здесь 1) греховное состояние, 2) перевоспитание и 3) перерождение.
Постоянная борьба усилий человеческих, воли и ума и полная победа при неизменном содействие Божии благодати.
Само собою разумеется, этот материал доступен как твердая пища для подготовленных руководителей — для юношества же отсюда должно быть извлекаемо доступное их понимании и силам.
Ознакомление с фактической стороной жизни святых, примеры их соприкосновения с мирскими интересами, все это есть использование плодов их умного делания.
Жития святых возможно группировать по типам или чинам: пророки, апостолы, святители, преподобные, мученики, бессребреники; в частности по земному житию: иноки, цари, князья, воины, миряне. Или же по дням празднования их памяти, как это делает Церковь в своем годичном круге богослужения. Важно, чтобы дети знали жите святого, со именного им. Тот или иной порядок должен быть избираем применительно к обстоятельствам. Хорошо брать житие святого на фон современной ему истории Церкви.
Конечно, святым Русской Церкви должно быть отведено подобающее место, в особенности при свете истории. Например" Св. Владимир связывается с крещением Руси, преп. Сергий Радонежский с освобождением от Татарского ига и т. д.
Таковы общие черты направляется и примерное содержание для работы духовного просвещения русского юношества.
Так как на практика обыкновенно намечается три возрастные группы детей и юношей; от 8 до 0, от 0 до 4 и от 4 и выше, то и программы ближайших занятий должны быть составляемы руководителями сообразно развитию детей. В младшей группе преобладающее место отводится молитвам и Св. Истории, в средней группе даются понятия из катехизиса, а в старшей группе в связи с историей Церкви дается ознакомление с догмами инославными, а также общее знакомство с вопросами апологетики с точки зрения утвержден я в основах христианской догматики в противовес материализму и атеизму.
Само собой разумеется, что предлагаемые строки не дают исчерпывающего руководства, а лишь намечают пути, по которым должно, по нашему мнению, направляться духовно-нравственное развитие русского юношества, дабы оно могло быть здоровым оплотом для восстановления будущего русского государства на истинно христианских началах и в частности в духе Православной Русской Церкви.
Священник Александр Калашников
Кламар. ноябрь 1927 г.
Часть II. В.В.Зеньковский "О руководителях юношеских организаций"
печатается по книге: "Вопросы религиозного воспитания и образования" Выпуск II. Париж 1928. Издание Религиозно-Педагогического кабинета при Православном Богословском институте
|