ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Рождественская мозаика
Разделите две звезды на шесть частей. На каждую часть приклейте кусочки бархатной бумаги или фланели, чтобы они могли держаться на фланелеграфе. Разделите группу на две команды. По очереди задавайте каждой команде вопросы, связанные с Рождеством. Если ответ правильный, один из членов команды может подойти к доске и прикрепить часть звезды. Побеждает команда, которая первая соберет свою звезду.
Вопросы:
1. Когда мы отмечаем Рождество? (7 января.) 2. Что обычно люди кладут под елку? (Подарки.) 3. Сколько букв в слове "РОЖДЕСТВО"? (Девять.) 4. Как звали Младенца, день рождения которого мы отмечаем на Рождество? (Иисус.) 5. Почему на рождественских открытках часто изображены животные? (Потому что Иисус Христос родился в хлеву.) 6. Как звали Маму Иисуса Христа? (Мария.) 7. Кому сказали Ангелы, что родился Спаситель? (Пастухам.) 8. Как мудрецы узнали, что родился новый Царь? (Они увидели новую звезду на небе.) 9. Как называется город, в котором родился Иисус? (Вифлеем.) 10. В какой книге рассказывается правдивая история о Рождестве? (Библия.) 11. Назовите один из подарков, которые подарили Младенцу мудрецы. (Золото, ладан или смирна.) 12. На чем путешествовали мудрецы? (На верблюдах.) 13. Для чего Иосиф и Мария пришли в Вифлеем? (Чтобы пройти перепись.)
Соедини звездочки
Первую часть предложения напишите на одной звездочке, а вторую часть - на другой. Задача: составить правильное предложение.
1. На небе появилась новая звезда, чтобы 2. сообщить нечто важное.
1. Звезда не давала мудрецам покоя, 2. они много читали, чтобы больше узнать о ней.
1. Мудрецы двигались в направлении, 2. которое указывала звезда.
1. Ирод, царь Иерусалима, ужасно встревожился, когда 2. услышал о мудрецах и их вопросах.
1. Вместо того, чтобы поклониться царю, 2. Ирод хотел его тайно убить.
1. Мудрецы искали сына царя, 2. а нашли Сына Божьего.
"из конца в начало"
Ведущий называет какое-нибудь слово, например, "астрология". Каждый из участников игры записывает это слово дважды: а с т р о л о г и я я и г о л о р т с а
Задача игроков: в каждый строчке дописать к имеющимся буквам еще некоторые буквы, чтобы получилось слово, состоящее не менее чем из 4 букв.
Когда один из играющих первым подберет слова во всех строчках, он сообщает об этом остальным игрокам, все прекращают составление слов.
Участник, закончивший составление слов первым, начинает зачитывать свои слова. Если какое-то из названных слов есть у других игроков, они его вычеркивают.
Выигрывает тот, у кого останется самое большое число невычеркнутых слов.
"Знаток"
Каждый из участников заготавливает на листе бумаги следующие графы:
Песня |
Политическая деятельность |
Телеведущий |
Книга |
Город |
Итого |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Графы можете придумать самые различные и наиболее всего интересные вашим детям. Смысл игры состоит в том, чтобы каждый из играющих (при предварительном выборе ведущим буквы) заполнил все графы, составляя слова на эту букву. Когда кто-то из участников первым заполнил графы, он сообщает об этом. Все участники прекращают написание слов. Закончивший первым читает вслух название графы и слово, которое он в ней придумал, остальные участники тоже читают свои слова в этой графе. У кого слова повторяются, проставляют себе 5 очков, ее ли у какого-то игрока имеется слово, которого нет ни у кого, он выставляет себе за это слово 10 очков. Так зачитываются все слова в строке по графам (т.е. слова, составленные на одну букву). В конце строки в графе "Итоги" пишется общая сумма набранных очков за составленные слова на одну букву. Далее выбирается следующая буква и т.д. Количество строк выбирайте сами. Выигравшим считается тот, кто в конце игры наберет самое большое количество очков, суммированных по вертикали в графе "Итоги".
"Сквозная буква"
Выбирают какую-нибудь букву, которую условливаются считать сквозной. Например, выбрали букву "к". Теперь необходимо одно над другим, столбиком, написать слова (имена существительные). В каждом из этих слов должно быть, например, шесть букв, а пятое место во всех составленных словах должна занимать буква "к". К примеру.
гальКа дранКа древКо фениКс собаКа пташКа
Кто больше напишет слов, тот и победитель.
"Лестница"
Ведущий называет букву. Игроки ее записывают. С этой буквы будут начинаться все слова, которые будут составлять участники игры. Слова располагаются лестницей: первой стоит названная ведущим буква. Под ней ставится слово, состоящее из двух букв, первая из которых - названная, ниже - слово, состоящее из трех букв (первая - названная) и т.д. Выигрывает тот, кто в установленное время составит самую длинную лестницу.
п па пар парк пенал
"Расскажи мне интересную историю"
Количество играющих не ограничено. Эта игра является хорошим упражнением для памяти и очень веселая.
Одному из участников за дверью комнаты дается текст (он может прочитать его сам, а может и прослушать от ведущего). Возвратясь в комнату, где участники сидят кружком на расстоянии 1-2 м. друг от друга, он начинает рассказывать на ушко первому сидящему историю, которую он только что прочитал или услышал, как можно более подробно. Слушающий историю игрок должен тоже запоминать все до мелочей, чтобы рассказать эту историю следующему игроку на ушко и т.д. Последний игрок рассказывает историю вслух. Поверьте, расхождения с первоначальным вариантом вызывают не только улыбку, но и хохот!
Пример истории, которую можно предложить в такой игре. (Использовано стихотворение Ирины Ток-маковой "Крокодилы").
В некотором городе N по улице Смехобородова находится школа-гимназия, в которой учатся очень умные дети. Но так как дети есть дети, то от бегания и прыгания во время переменок их даже титул гимназии не останавливает. Самое страшное для учителей той гимназии было то, что дети обожали кататься по перилам лестницы. Особенно "рьяным и неостановимым катальщиком" был Ивашка Сморчков - ученик 3 "Д" класса. На этого товарища учителя вообще не могли найти никакой управы. "Что же делать?" - разводила руками администрация школы.
Но, правильно говорят, нашелся-таки в темном царстве лучик света - Никодим Разносторонний, ученик того же 3-го" Д", в котором учился Сморчков. А придумал Никодим следующую премудрость: соорудить на перилах заборчики, которые мешали бы недисциплинированным членам единого общества гимназии кататься по перилам. Да еще светлый ум и юмор Никодима Разностороннего позволил сочинить ему следующее объявление:
"Друзья мои! Прошу вас, ненадо съезжать поперилам, Вы можете в зубы попасть крокодилам! Они притаились на каждой площадке И всех, кто съезжает, хватают за пятки И тащат на дно африканского Нила. Прошу вас, не надо съезжать по перилам!"·
Заборчики помогли. Больше всех переживал от потери любимого занятия, конечно же, Ивашка Сморчков.
"Кто это?"
Придумайте различные слова и напишите их на листочках бумаги, сверните и бросьте в коробку или корзину. (Словами могут быть названия животных, различные виды транспорта, даже некоторые короткие названия фильмов или просто слово, которое нужно изобразить знаками, без слов). Игрок вынимает из коробки листок бумаги с написанным на нем словом и пытается его разыграть, изобразить, а все остальные должны угадать это слово. Тот, кто угадал, награждается аплодисментами.
"Звери, птицы, рыбы"
Выбирается ведущий, он указывает поочередно на играющих, повторяя слова: "Звери", "птицы", "рыбы""... Вдруг оборачивается к какому-нибудь игроку не по очереди и громко говорит: "Рыбы! \" Игрок, на которого указали, должен моментально назвать любую рыбу. Если он не успевает за 2-3 секунды назвать то, что просил ведущий, то выбывает из игры (или замирает на месте). Когда остается 1 игрок, он сменяет ведущего.
"Чепуха"
Все дети садятся в круг, перед каждым - листок бумаги. Ведущий задает поочередно следующие вопросы (их можете варьировать):
- представьтесь, кто Вы? - чем занимаетесь в жизни? - каковы Ваши увлечения? - что больше всего Вы любите в жизни? - а что не любите? - о чем Вы мечтаете? - кто Ваши родители?
Предварительно подскажите детям, что они могут выбирать любой образ, а не только свою личность, например, ребенок может вообразить себя Бабой-Ягой, листочком на дереве, собакой, лужей, космонавтом, Микки Маусом, морем и т.д. В этом случае игра получается намного интереснее.
Отвечая на вопрос, участник игры должен передать свой листок соседу слева, при этом завернув край листка так, чтобы сосед не смог прочитать написанное.
В свою очередь, участник справа тоже получает листок от соседа в аналогичном отправленному листку виде. Когда листки завершат круг, ведущий их собирает и зачитывает вслух. Получаются достаточно смешные вещи или просто чепуха.
"Волейбол с воздушным шариком"
Это игра в волейбол, где вместо мяча используется воздушный шар. Выберите для этой игры просторную, без лишних предметов, комнату; натяните сетку или веревку на 30-40 см выше среднего роста гостей и начинайте игру.
Участвуют 2 команды. "Мяч" можно бить ладонью, два раза ударять по "мячу" нельзя. Разыграть передачу можно с помощью жеребьевки или считалки. Если шарик касается пола, то команда, забившая этот "гол", получает очко. Выигрывает команда, первая набравшая 21 очко. Если командой была по дана по дача и ею же получен "гол", то подача переходит к другой команде и этот переход подачи можно учитывать, а можно и не учитывать в наборе очков (условие ставится перед игрой).
"Передай другому"
Игру желательно проводить на улице в жаркую погоду. Дети делятся на две команды, встают в два ряда напротив друг друга на расстоянии 2 метров.
Предварительно необходимо приготовить большое количество шариков, наполненных водой. Первому игроку каждый команды дается шар с водой, который он должен передать второму игроку в цепочке, второй - третьему и т.д. Шар с водой достаточно трудно передать из рук в руки множество раз, поэтому смысл этой игры в том, чтобы команда передала от первого к последнему игроку как можно большее число шаров за установленное время.
"Укротительница диких зверей"
Возьмите небольшие листы бумаги, напишите на каждом из них название животного. Листы раздайте детям и попросите их нарисовать то животное, название которого написано на листке. В это время в круг поставьте стулья ( на 1 стул меньше, чем детей-игроков). Дети занимают стулья, а один из играющих (укротитель зверей) начинает ходить вокруг стульев, называя животных. Тот, чье животное названо, встает вслед за ведущим и начинает с ним ходить по кругу . Как только укротитель произносит: "Внимание, охотники!", все играющие пытаются занять стулья. Тот, кто оказался без стула, становится укротителем диких зверей.
"Огородник и воробей"
Из всех детей, участвующих в игре, выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры образуют круг. На середину круга кладут орехи, яблоки, груши, сливы и т.д. (по выбору) - это "огород". В стороне от круга чертят кружок - это "гнездо" Воробья. Хоровод движется по кругу, приговаривая (или припевая):
Воробей маленький, Серенький, удаленький, По двору шныряет, Крошки собирает, В огороде ночует, Ягоды ворует.
Воробей забегает в круг, берет орех (или ябло--КО,...) и старается его унести в свое "гнездо". (Ребята, поднимая и опуская сцепленные руки, впускают и выпускают его).
Огородник сторожит Воробья за кругом и может ловить его только за хороводом, на пути Воробья к "гнезду". Если Воробью удается положить свою "добычу" из "огорода" в "гнездо", он снова играет. Если Огородник поймает Воробья, то Воробей меняется ролью с одним из участников игры.
В конце игры победитель определяется так: подсчитывают, какой Воробей принес больше всех орехов в "гнездо".
"Баба-Яга"
По считалке выбирают Бабу-Ягу. Затем рисуют круг. Баба-Яга с веткой-помелом становится в центр круга. Ребята бегают вокруг, дразня Бабу-Ягу:
Баба-Яга, Костяная нога, Печку топила, Кашу варила. С печки упала, Ножку сломала. Пошла на базар - Раздавила самовар. Пошла на улицу - Раздавила курицу. Пошла на лужайку - Испугала зайку. Пошла гулять в сад - Рассмешила всех ребят. Пошла в огород - Рассмешила весь народ!
Баба-Яга скачет на одной ноге, в своем круге и старается дотянуться и коснуться своим помелом ребят. Кого она заденет, тот замирает на месте. Кто из играющих приподнимет этого человека и внесет в круг, но самого при этом Баба-Яга не заденет, тот становится новой Бабой-Ягой.
"Петушиный бой"
Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 2-3 м. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом так, чтобы "противник" встал на обе ноги. Тот, кто потерял равновесие на одной ноге, считается побежденным. Перед началом игры участники должны договориться, как держать руки, прыгая на одной ноге: на поясе, скрестно, за спиной или руками держать колено согнутой ноги. Руками толкать друг друга нельзя.
В паре играющих один остается победителем. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру.
"Брось прищепку в цель"
Дети по очереди становятся на колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (прищепку, ручки, маленькие мячи, конфеты, монетки, орешки и пр.) в коробку или корзину, стоящую метрах в 4-5 от игрока. Тот, кто смог забросить самое большое количество предметов в корзину, считается победителем, который, в качестве приза, может забрать из корзины все, что там находится (особенно, если это конфеты).
"Отыщи колечко"
На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Дети встают (или садятся) в круг и держат шнур двумя руками сверху. Один из игроков - ведущий, он находится в середине круга. Он закрывает глаза и поворачивается вокруг себя несколько раз. Играющие в это время быстро продвигают колечко по кругу (по шнуру), затем водящий говорит: "Я иду искать". Эти слова - сигнал для детей. Кто-то прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и пытается угадать, у кого спрятано колечко. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встаетвкруг, аигрок, у кого нашли кольцо, идет водить.
"Ха - ха - ха" Задача игроков - не засмеяться.
Дети садятся в круг, один из игроков говорит: "Ха!" Следующий по кругу игрок говорит: "Ха - ха!", третий - "Ха - ха - ха!" и т.д. Тот, кто произнесет неправильное количество "ха" или засмеется - выбывает из игры. Игра продолжается, а те, кто выбыл, стараются делать все, чтобы рассмешить игроков (при условии: не дотрагиваться до них руками). Кто засмеется последним, объявляется самым Несмеяном.
"Поймай бутылочку"
Вырежьте небольшое кольцо (диаметром 2-3 см.) из картона. С помощью веревки прикрепите его к длинной палке (1 -1,5 м.), в комнате расставьте различные бутылочки. Сделайте несколько таких "удочек" и раздайте детям.
Задача игроков - быстро попытаться надеть кольцо на горлышко одной из бутылок, причем держать палку игрок должен за конец основания.
"Поймав бутылочку", ребенок получает приз, в ней находящийся.
"Телефон"
Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, тот телефон. Ведущий быстро говорит на ухо первому игроку слово или короткое предложение. То, что услышал этот игрок, он должен передать следующему и т.д. до последнего играющего.
После этого все говорят, что они слышали. Иногда получается очень забавно. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конец ряда, играющие передвигаются ближе к телефону, стремясь тоже побыть телефоном.
ЗАГАДКИСинее море, хрустальные берега, а посередине утка. (Лампада.)
Не Бог, не человек, не был на небе и не будет, а на себе Христа-света носил. (Осел.)
Нет головы, а есть уши; Нет рта, а есть язык. (Колокол.)
Чего у Бога нет, а у нас есть? (Грехи.)
Взвесить нельзя, мерить нельзя и жить без того нельзя. (Душа.)
Спиной к стене, а лицом к избе. (Икона.)
ЗАГАДКИ
1. В лесу вырезана, Гладко вытесана, Поет, заливается, Как называется?
2. Зимой скрываюсь, весной появляюсь, Летом веселюсь, осенью спать ложусь.
3.Днем стекло разбито, к ночи вставлено.
4.Стоят столбы белены, на них шапки зелены.
5. Всем, кто придет, И всем, кто уйдет, Она ручку подает.
6. Расколи лед - возьмешь серебро, Разрежь серебро - возьмешь золото.
7. По морю идет, идет, А до берега дойдет - Тут и пропадает.
8. Не море, не земля - Кораблям плавать нельзя.
9. Дом шумит, хозяева молчат; Пришли люди, хозяев забрали, Дом в окошко ушел.
10. Рассыпалось к ночи зерно; Глянули поутру - нет ничего.
11. В лесу родился, В лесу вырос; В дом пришел - Всех вокруг себя собрал.
12. Не колода и не пень, А лежит целый день. Не жнет и не косит, А обедать просит.
13. Его просят, его ждут, А придет - прятаться начнут.
14. Посреди двора - золотая голова.
15. Черный конь скачет в огонь.
16. Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.
17. Сам не берет и воробьям не дает.
18. Висит немая, бранит лентяя.
19. Был ребенок - на знал пеленок. Стал стариком - сто пеленок на нем.
20. Был я на копанце, был я на хлопанце, Был на пожаре, был на базаре. Молод был - людей кормил, Стар стал - пеленаться стал. Умер - мои кости негодящие в ямку бросили, И собаки не гложут.
21. Пришла черная корова, всех людей поборола.
22. Меня режут, меня бьют - Я не злюсь, добрей становлюсь.
23. Страны без людей, Города без домов, Леса без деревьев, Море без воды. Что это?
24. А ну-ка, ребята, Кто у гадает: На десятерых братьев Двух шуб хватает.
25. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, С копытами, да не лошадь.
26. Взглянешь - заплачешь, а краше его нет.
27. Горит, тает, все тайны скрывает.
Ответы
1. Свирель. 2. Река. 3. Прорубь. 4. Березы. 5. Дверь, б. Яйцо - скорлупа, белок и желток. 7. Волна. 8. Болото. 9. Рыба в неводе. 10. Звезды на небе. И. Стол. 12. Лентяй. 13. Дождь. 14. Подсолнечник. 15. Кочерга. 16. Топор. 17. Пугало. 18. Стенная газета. 19. Кочан. 20. Глиняный гор шок. 21. Ночь. 22. Земля. 23. Географическая карта. 24. Варежки. 25. Осел. 26. Солнце. 27. Сургуч.
На первую ступеньку встал парень молодой, к двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Год)
Этот год живет всех дольше: и часов и дней в нем больше. Все мы ждем его прихода ровно раз в четыре года. (Високосный год)
Ветви белой краской разукрашу, брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра и меня прогонят со двора. (Зима)
В новой стене, в круглом окне стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)
Растет вниз головой. Не летом растет, а зимой. Чуть солнце ее припечет, заплачет и умрет. (Сосулька)
Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица -. белокоса, белолица. Как махнула рукавом - все покрылось серебром. (Зимние месяцы и зима)
С неба звезды падают, лягут на поля. Пусть под ними скроется черная земля. Много-много звездочек тонких, как стекло. Звездочки холодные, а земле тепло. (Снежинки)
Без рук, без ног, а в шубу влезет. (Мороз)
На горе горой, а в избе водой. (Снег)
Гость гостил, золотой мост мостил. Без ножа, без топора, без железного долота. (Мороз)
Долгая Ариша веселилась, да серебряной кольчугою покрылась. (Лед на реке)
Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед)
Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица. (Вьюга)
Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу, знать никого не хочу. Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Метель)
В белом бархате деревня, и заборы, и деревья. А как ветер нападает, этот бархат опадает. (Иней)
По синему пологу золотое просо рассыпано. (Звезды на небе)
У нас в печурке золотые дочурки. (Дрова в печи) Летом спят, а зимой бегут. В гору - деревяшка, под гору - коняшка. (Санки)
Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу, привечу. (Шапка)
Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке: дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдет, мы встречаем новый год. (Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадет не вода уже, а лед. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Летит без крыльев и поет, прохожих задирает. Одним проходу не дает, других он подгоняет. (Ветер).
Серое сукно тянется в окно. (Сумерки)
Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)
По черному пишу, по зеленому смотрю, а по золотому режу. (Посев и уборка хлеба).
|