Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Образцы учебных программ /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Программа по Закону Божию
• Программа духовно-нравственного воспитания
• Примерная программа православного воспитания
• Во что верят православные христиане
• Во что верят православные христиане (продолжение)
• Во что верят православные христиане (продолжение)
• Во что верят православные христиане (продолжение)
• Во что верят православные христиане (продолжение)
• Во что верят христиане (продолжение)
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Во что верят православные христиане

 

Елена Кулевская

 

 

ВО ЧТО ВЕРЯТ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

(Для домашних бесед с детьми от 10 лет о христианстве)

 

 

ДОРОГОЙ ДРУГ!

 

Дорогой друг! Задумывался ли ты о смысле своей жизни? Какую ты видишь перед собой жизненную цель, какую главную задачу?

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих письмах к молодым читателям пишет.

«Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи. Как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет для того, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только такая цель позволяет человеку прожить свою жизнь достойно и получить настоящую радость.

Ставя себе задачей приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радости и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о своем собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. Не замечали ли вы, что люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти?

Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача шире, чем личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране и всей вселенной. Самая главная жизненная задача — увеличить добро в окружающем нас мире».

Что же может помочь, укрепить, поддержать тебя, друг, когда ты захочешь встать на путь добра? С точки зрения христианина — это православная вера.

Мы предлагаем тебе познакомиться с основами православия, узнать, чему учил Иисус Христос. Если тебе по душе придется Его учение, то ты станешь Его другом, а возможно и учеником и последователем.

 

КТО ЕСТЬ БОГ, И КАК ГОСПОДЬ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О СЕБЕ

 

Бог — это высшая Духовная Личность, находящаяся за пределами нашего понимания. Бог является Источником (Причиной) всего существующего, в том числе человека. Бог всегда активно присутствует в мире и открывает Себя людям через Божественное откровение.

Бог пребывает в сверхчувственном, духовном, невидимом мире вне физического пространства и времени. Человек же по своей природе заключен во времени и пространстве. Наш мир, в котором мы живем, материальный видимый мир и сверхчувственный, духовный, невидимый мир — это совершенно разные миры. В сверхчувственном мире совершенно иные понятия и другие свойства, чем в мире, в котором мы живем. Понятия сверхчувственного мира почти невозможно описать нашими словами. Ведь мы получаем представление о предмете, когда увидим его, потрогаем, назовем.

 

Девочка и овцы

 

Одна девочка ехала с мамой в поезде и вдруг увидела каких-то незнакомых животных. Она очень удивилась и спрашивает маму: «Мама, что это такое?». «Это овцы», — отвечает мама. «А, овцы, понятно». Теперь эта девочка знает, кто такие овцы.

 

Бога же мы не можем увидеть, потрогать, услышать. Бог пребывает в ином, духовном мире, куда человеку проникнуть не дано. Тогда не может ли Сам Бог перейти границу сверхчувственного, духовного мира и войти в общение с человеком? Действительно, это возможно, поскольку человек отличается тем, что он не только существо биологическое (как животные), но также существо духовное. Он обладает не только телом, но и душой, носительницей ума, сердца (органов чувств), воли. Благодаря душе чувство, ощущение Бога во все времена было присуще человеческой природе, каждому человеку. Душа способна вступать в общение, единение с Богом, с духовным миром.

 

Бог везде и во всем

 

Некоторые люди не верят в Бога и говорят, что Его нет, потому что Его никто не видел. Но если мы кого-то или чего-то не видим, разве из этого следует, что этого не существует?

Например, видите ли вы воздух? Конечно, нет. А откуда же мы знаем, что он есть?

Ну, во-первых, мы дышим, без воздуха мы бы погибли.

Во-вторых, — ветер. Это тот же воздух, только в движении. Он надувает паруса, запускает ветряные мельницы, гонит облака.

Вот и Бог для нас не видим. Но мы узнаем о Нем по его действиям. Он везде и во всем. Бог Сам открывает себя через все окружающее, через красоту, сложность и величие окружающего мира.

 

Но, прежде всего, Он открывает Себя через ваше сердце. Ведь Бог есть любовь. Когда она в вашем сердце, и вы по-настоящему любите ваших близких, природу — значит, в вас есть Бог.

 

Если поверим

 

Договорились ребята играть в жмурки. Одному завязали глаза полотенцем. Убедились, что подсматривать не может, закружили его и разбежались, кто куда. Стали звать, хлопать в ладоши, чтобы он по звуку их ловил.

Мальчик с завязанными глазами пытался их схватить. Бросался на каждый шорох. А ребята вдруг притихли и ни звука, как будто никого нет. Мальчик уверен, что они рядом. Не видит, не слышит, но уверен, что они здесь.

 

Вера и есть уверенность в невидимом, как в видимом.

Бог особым образом дал знать людям нечто о Себе и тем самым помог им вступить на путь Богопознания. Эта весть, которую Бог сообщил о Себе людям, именуется Божественным Откровением. Благодаря Откровению люди способны познать Бога в той степени, в которой Бог благоволит открыть Себя.

Великой Божественной книгой Откровения является окружающий нас мир. Всматриваясь в него, мы не можем не поразиться той гармонии, разумности и красоте, которые присутствуют во всем — от молекулы до галактики. И невольно возникает вопрос, разве может такая гармония и красота возникнуть сама по себе?

Люди, отрицающие Бога, объясняют возникновение жизни волей случая. Они утверждают, что неживой материальный мир однажды совершенно случайно каким-то необъяснимым образом стал направленно развиваться и превратился в тот дивный живой мир, который мы видим вокруг себя.

Однако, естествознание не знает закона возникновения живого из неживого, а математические расчеты показывают, что случайность возникновения жизни на земле настолько мала, что ее можно считать невероятной.

Почему неверующие все же так думают? Да потому, что они не могут обнаружить в этом мире Бога, как любой из материальных предметов.

Церковь учит нас, что окружающий нас мир есть великая книга Божественного откровения, естественное свидетельство Бога о Самом Себе. Наблюдая этот мир, мы можем реально ощущать в нем присутствие Бога. А факт существования жизни объяснять тем, что Бог есть источник жизни.

Господь благоволил дать людям и иную весть о Себе — сверхъестественное откровение.

В истории человечества всегда были люди, способные услышать голос Самого Бога. Это пророки. В общении с ними Бог открывал Себя. Но во всей полноте Он открыл Себя в Сыне Своем Иисусе Христе, родившемся две тысячи лет назад в иудейском городе Вифлееме.

Откровение, которое Бог сообщил о Себе пророкам и которое Он явил миру через Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, именуется сверхъестественным откровением.

Это откровение дается пророкам для возвещения истин веры широкому кругу лиц. Оно находит свое отражение в Священном Писании: в Библии и Евангелии.

Господь свидетельствует о себе и в тех случаях, когда Он творит чудеса. Под чудом мы понимаем такое воздействие Бога на человека или природу, которое выходит за пределы естественных явлений и ставит человека перед лицом реального присутствия Бога. Замечательное чудо, которое мы все знаем — это сошествие Священного огня на гроб Господень в Пасхальное Воскресение.

Реальное присутствие Бога испытывают и некоторые люди, достигшие высокого духовного совершенства, люди, очистившие себя от грехов, то есть чистые сердцем. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8). Этих людей мы называем святыми. Описание жизни святых свидетельствует о том, что человек, имеющий глубокую веру и чистоту сердца, может входить в общение с Высшими Силами невидимого духовного мира.

 

Афонские отшельники.

 

В Греции есть святая гора Афон. Она расположена вдоль моря и покрыта лесом. На ней в монастырях живут монахи, а в пещерах — отшельники.

Один очень добрый старец-отшельник имел совершеннейшую невинность и простоту. Жилищем ему служила пещера, питался он плодами растений, которые находил в горах, а когда приходил в какой-нибудь монастырь, ему перепадала часть монастырской пищи. Однажды старец находился в монастыре, когда туда пришел гость — тоже монах, только из другого монастыря. По законам гостеприимства гостя нужно было угостить рыбой, а ее-то и не было в этот момент. Тогда наш старец быстро сбежал вниз по ступенькам в подвал монастыря, просунул в окошко, выходившее к морю, руки и попросил: «Святой мой Боже, подай мне рыбку для брата» (монахи называют друг друга братьями). И, о чудо! Большая рыбина вдруг выпрыгнула из воды прямо ему в руки. Он же, как ни в чем не бывало, взял ее и, радуясь, приготовил еду для гостя. (Старец Паисий. Отцы святогорцы и святогорские истории.С.Т.Л. 2001)

 

Другой афонский старец Пахомий, живший в пещере вдали от монастыря, попал в такую же историю. Его навестил монах, и не оказалось рыбки для угощения. Пахомий очень огорчился. В это время в пяти часах ходьбы от Пахомия другой монах чистил рыбу, чтобы отнести ее Пахомию. Вдруг внезапно прилетел ворон, выхватил рыбу и отнес ее Пахомию. Старец очень обрадовался и возблагодарил Бога (там же).

 

ЧТО МЫ МОЖЕМ СКАЗАТЬ О ТОМ, КАКОЙ БОГ

 

Бог бестелесный и невидимый Дух.

Это значит, что Бог не имеет физического тела, подобного нашему, состоящему из элементов видимого мира.

Бог Вечный.

Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно, все имеет свое начало и свой конец. Когда-то не было ни солнца, ни земли, ни времени. Был только один Бог, потому что Он начала не имеет и, следовательно, не имеет конца. Бог всегда был и всегда будет. Бог вне времени. Поэтому Он называется Вечным.

Бог Неизменяемый.

Ничего нет в мире постоянного и неизменяемого, все непрерывно изменяется — растет, стареет, умирает. Одно сменяется другим. Только один Бог постоянен. В Нем нет никакой перемены. Он не растет, не стареет, Он никогда ни в чем не меняется. Каким Он был всегда, такой Он есть и теперь, таким будет и завтра, таким останется навеки. Бог всегда одинаковый, поэтому и называется Неизменяемым.

Бог Вездесущий.

Бог всегда, во всякое время находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него. Бог везде, поэтому Он называется Вездесущим (везде находящимся). Для лучшего понимания обратимся к закону, определяющему движение звезд и планет в космосе. Этот закон действует всюду, во всем космическом пространстве, все проникает, все пронизывает, и нет места, где бы он не действовал.

Бог Всемогущий.

Если человек захочет что-нибудь сделать, ему нужен материал, без которого он ничего не может сделать. При помощи красок человек может нарисовать прекрасную картину, из металла может сделать сложную машину. Но никак не может сделать что-нибудь из ничего. Только для одного Бога нет ничего невозможного. Нет ничего такого, чтобы он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его из ничего, одним своим словом. Бог может сделать все, что пожелает, поэтому Он называется Всемогущим.

Бог знает все, что было, что есть и что будет. Он во всякое время все видит и все слышит. Знает каждого из нас, и не только то, что мы делаем и говорим, но и о чем мы думаем и чего желаем.

Бог — Промыслитель.

Наша земля и весь космос не могут существовать без поддержки извне. Когда мы разжигаем костер, он вскоре потухнет, если не подбрасывать дров. Когда мы в мороз топим печь и нагреваем комнату, мы вынуждены это делать каждый день, иначе комната остынет и в ней будет также холодно, как и на улице. Господь не только создал жизнь на земле и человека, но и постоянно поддерживает наше бытие. Он постоянно заботится и думает о нас, поэтому Он и называется Промыслителем.

Бог есть любовь

Мы все создания Божии. Бог — наш Отец. Он всех милует и никого не наказывает. Бог есть Любовь и только Любовь.

Он создал космос, галактики, звезды, Землю, на которой мы живем, зажег для нас Солнце, чтобы на земле был свет и тепло, благодаря которым возможна жизнь растений, животных и самого человека. Стоит только человеку приложить старание, потрудиться, как он не останется без пищи, одежды, жилища и будет согрет даже в зимнюю стужу. А какой красотой окружил нас Творец! Можно бесконечно любоваться разнообразными цветами, птицами, животными, облаками, лесами, реками, морями. Высшее и совершенное создание Господа — человек, имеющий образ и подобие Божие.

Господь дал человеку не только совершенное тело, но и наделил его бессмертной душой, которая не умирает после смерти тела, а переходит в мир духовный. Если человек прожил на земле праведную жизнь, душа его наследует Царство Небесное, в котором пребывает в бесконечной радости от общения, единения с Богом.

Господь заботится о земных нуждах человека, но главная его забота о душе. Чтобы человек не заблудился во время земной жизни, Господь дал ему правила поведения — заповеди. В заповедях говорится о том, что полезно душе, а что ей вредит.

Мы хорошо знаем, что вредно нашему телу. Нельзя брать рукой раскаленное железо или подставлять ее под пар — обожжешься; нельзя наступать на гвоздь — будет больно; нельзя на морозе лизать языком металлические предметы — язык примерзнет, нельзя биться головой об стену. Можно много привести таких примеров.

Но мы очень плохо знаем, что может повредить нашей душе. И вот Господь в своих заповедях предостерегает нас от душевредного поведения. Живи по заповедям — не ошибешься. Жить по заповедям очень трудно, но все же это нам по силам.

Господь — наш отец. Он любит не только праведников, но и грешников, которые осознают свои грехи и раскаиваются. Он повелевает солнцу восходить над добрыми и злыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Бог — это солнце, которое всегда светит, и от человека зависит, выйти на солнце или остаться в темноте. Господь постоянно протягивает нам свою руку, и от нас зависит, принять ее или отвергнуть.

Господь долготерпелив и ожидает прихода каждого из нас, как бы поздно это не случилось. Для Господа одинаково ценен человек, пришедший к нему в юности или в старости. Раскаявшийся грешник по бесконечному милосердию Божию получает прощение.

 

Притча о блудном сыне.

 

Притча — это иносказание, образ, некая загадка, которую нужно разгадать.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче, дай мне следующую мне часть имения».

Отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал. Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Встал и пошел к отцу своему .И, когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».

 А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги его; приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 11 – 23).

 

Эта история очень богата содержанием, она лежит в самой сердцевине христианской жизни. Это не просто бытовая история о всепрощающей любви отца к сыну, это история взаимоотношения человека с Богом. В ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем.

Что означают слова: «Отец, дай мне следующую мне часть имения?» Они означают: «Я хочу жить своею жизнью, а ты стоишь у меня на пути. Я хочу наслаждаться тем, что могут дать богатство и свобода. Я уже взрослый, мне не нужен отец».

Младший сын ведет себя так, как будто отец существует только для того, чтобы трудиться и отдавать сыну плоды своего труда, а сам по себе отец не имеет для него никакого значения. Младший сын пренебрег любовью к отцу и вычеркнул его из своей жизни.

И вот, отделавшись от отцовской опеки, он стал жить разгульно. Ест, пьет, веселится, окружен лживыми друзьями, которые с легкостью проматывают его деньги. А как только денег не стало, они отвернулись от него и забыли о нем, как и он забыл своего отца.

Но отец хоть и был покинут своим сыном, не потерял ни капли своей любви к нему. Подлинная любовь отца не угасает, и блудный сын не только получает прощение, но и все блага сыновства. Отец одевает его в лучшие одежды и совершает пир. Велика радость отца о возвращении сына.

Мы можем пребывать с нашим Небесным Отцом, можем возвратиться к Нему, покаявшись, если отвергали Его. Господь говорит только об одном: «Сын мой, отдай сердце твое мне, остальное я сделаю Сам».

Притча о блудном сыне раскрывает смысл нашей жизни на земле. Если мы хотим стать истинными детьми Божиими, Его сыновьями и дочерями, то мы должны, прежде всего, изо всех сил постараться не удаляться от Бога, а наоборот, выполняя Его заповеди, приближаться к Нему.

 

ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖИЯ.

 

Это произошло около трех тысяч лет тому назад в Синайской пустыне. С Божией помощью Моисей вывел еврейский народ из египетского рабства, в котором он находился долгие годы. Избежав рабства и странствуя по пустыне, евреи подошли к Синайским горам. Моисей оставил своих спутников у подножия гор, а сам поднялся на вершину Хорив, чтобы помолиться Богу. Здесь Моисей получил повеление от Господа приготовить народ к принятию Закона Божия на третий день. Три дня евреи постом и молитвою готовились к этому событию. На третий день густое облако покрыло вершину горы. Сверкали молнии, гремел гром, и раздавались трубные звуки. От горы исходил дым, и она сильно колебалась. Моисей услышал голос Божий, который сообщил ему десять заповедей. Это произошло на пятидесятый день от исхода евреев из египетского рабства.

По повелению Божию, Моисей вновь взошел на гору и пробыл там сорок дней и ночей без всякой пищи. На этот раз Бог дал ему две каменные плиты, на которых были записаны десять заповедей. Эти плиты стали называться скрижалями Моисея.

 

Первая заповедь гласит: Я Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других Богов, кроме Меня.

Господь Иисус Христос изложил эту заповедь так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего своего, как самого себя.

Заповедь эта повелевает любить Бога больше всего и кроме Него никому не воздавать Божеских почестей.

Из истории мы знаем множество примеров великой любви и преданности Богу. В три первых века нашей эры первые христиане подвергались жесточайшим гонениям за свою веру. Их заставляли отречься от веры в Иисуса Христа и поклоняться языческим богам, которых почитали римляне. За отказ от поклонения этим богам, и за исповедование веры в Иисуса Христа грозила ужасная смерть. Христиан убивали мечем и стрелами, сжигали на кострах, распинали на крестах, травили дикими зверями. Этих ранних христиан, возлюбивших Бога и не предавших свою веру, называют первомучениками.

В те времена пострадать за Христа считалось честью, считалось самым замечательным, что может случиться в жизни. Есть очень трогательный рассказ в житиях святых об одной матери.

 

Рассказ о матери

 

Мчится она в Риме к Колизею и встречает своего знакомого, который говорит ей:

Куда ты бежишь? Там христиан мучают.

Да. И я хочу умереть с ними.

Что же ты влечешь туда своего маленького мальчика?

А как же, неужели я лишу его радости умереть за Христа?

 

Жестокие гонения на христиан повторились и в двадцатом веке в России при безбожной власти коммунистов. Они превзошли даже гонения первых веков христианства. Пострадали тысячи священников, церковных старост и просто стойких христиан, возлюбивших Бога больше своей жизни. Их сажали в тюрьмы, ссылали в лагеря, расстреливали. Этих христиан называют новомучениками.

 

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета и преподобномученица инокиня Варвара

 

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета была женой Великого князя Сергея Александровича, брата императора Российского Александра III. По первоначальному вероисповеданию протестантка, Великая княгиня через семь лет замужества, видя глубокую веру своего супруга, приняла православие. Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

В 1905 году произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Федоровны. От взрыва бомбы террориста-революционера погиб Великий князь Сергей Александрович. В час тяжелого испытания Елисавета Федоровна просила помощи и утешения у Бога. На третий день после гибели мужа она поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти и только хотела, чтобы он раскаялся в своем поступке. Елисавета Федоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и большим садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской по имени святых сестер Марфы и Марии, было построено два храма: Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся лучшей в Москве, аптека, где бедным выдавали лекарства бесплатно, детский приют и школа.

В Марфо-Мариинской обители Елисавета Федоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, всего не более трех часов; питалась очень умеренно, строго соблюдала посты В полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко оставаясь у постели тяжелобольного до рассвета.

Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Федоровны. Она видела, в какую пропасть летит государство, и горько плакала о России и ее народе, сравнивая его с больным ребенком, который не знает, что творит.

На третий день святой Пасхи 1918 года Великую княгиню арестовали и привезли на Урал в Екатеринбург. С нею выразили желание поехать сестры обители Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. В Екатеринбурге под арестом уже находилась вся царская семья.

20 мая по особому распоряжению Уралсовета Елисавету Федоровну, инокиню Варвару, которая добровольно последовала за княгиней, и 6 родственников Царской семьи Романовых перевезли в уездный город Алапаевск.

17 июля 1918 года в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге была зверски уничтожена вся Царская семья, пролилась кровь помазанников Божиих. В следующую ночь злодейство продолжалось в Алапаевске. Узников вывезли к заброшенной шахте Верхнее-Селимская в 12 км от Алапаевска. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, их стали сталкивать в шахту. Первой столкнули Елисавету Федоровну. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают». Елисавета Федоровна и Великий князь Иоанн Константинович упали не на дно шахты, а на выступ. Израненная Елисавета Федоровна оторвала часть ткани от апостольника и перевязала раны Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как из глубины ее доносилась Херувимская песнь, это пели мученики.

Палачи забросали шахту гранатами, но Господь сохранил тело своей угодницы.

Несколько месяцев спустя, армия адмирала Колчака заняла Алапаевск. Тела восьми мучеников были извлечены из шахты, совершено отпевание и погребение.

При отступлении Белой армии гробы с останками мучеников были перевезены в китайский город Харбин. В 1921 году благодаря стараниям сестры Елисаветы Федоровны останки Великой княгини и инокини Варвары были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

На месте гибели Великокняжеских мучеников воздвигнуты поклонный крест и часовня. В 2001 году на месте «Русской Голгофы» построен храм и братский корпус монастыря во имя Новомучеников Российских.

 

Собор Бутовских новомучеников

 

8 августа 2007 года исполнилось 70 лет со дня  начала массовых расстрелов  на Бутовском полигоне в Подмосковье. В списке 21000 убитых в Бутово почти 1000 священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших за веру. Более 200 из низ уже прославлены в лике святых и входят в собор Бутовских новомучеников.

В 1995 году территория братской могилы в Бутово была передана Церкви. К маю 2007 года здесь был построен и освящен большой каменный храм Рождества Христова и исповедников российских.

7 августа 2007 года на Бутовском полигоне был установлен 12-метровый Поклонный крест, изготовленный в Соловецком монастыре.

В числе расстрелянных в Бутово были семь иерархов Русской Православной Церкви.

Первым бутовским страдальцем, прославленным в лике святых, был митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов). Это произошло в 1997 году.

 

Владыка Серафим

 

Владыка Серафим был старейшим архиереем, в возрасте 81 года принявшим мученический венец на Бутовском полигоне.

Владыка Серафим — человек незаурядных и разносторонних дарований, мужественный воин, ученый-историк, монах, проповедник, писатель. живописец и музыкант (в миру Леонид Михайлович Чичагов). Родился в 1856 году в старинной аристократической семье. Его дед, адмирал В.П. Чичагов — один из активных участников войны 1812 года. После окончания Пажеского корпуса Леонид Михайлович поступает на военную службу и в 1877-1878 годах участвует в русско-турецкой войне. За личное мужество, проявленное в боях, в том числе и при штурме Плевны, награжден золотым оружием. Страдание и смерть множества людей, которые он увидел на войне, привели его к поискам истинных ценностей. Он приходит к известному на всю Россию отцу Иоанну Кронштадскому и становится его духовным сыном. В 1891 году по благословению духовника он в чине полковника оставляет военную службу, чтобы посвятить себя служению Церкви. Через два года он принимает священство.

Отец Леонид был преданным почитателем тогда еще не канонизированного Серафима Саровского. В 1896 году была издана летопись «Серафимо-Дивеевского монастыря», составленная отцом Леонидом. В ней он подробно излагал жизнь и подвиги величайшего подвижника русского благочестия. Отец Леонид стал одним из инициаторов прославления отца Серафима Саровского.

Через несколько лет после принятия священства у отца Леонида умерла супруга и он принял монашество с именем Серафима. Вскоре он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Ефимиевого монастыря в Суздале, а затем Воскресенского Ново-Иерусалмского монастыря. В 1905 году архимандрит Серафим стал епископом. Революция застала его на Тверской кафедре, с которой он в результате действий революционно настроенного епархиального собрания был отправлен на покой. В начале двадцатых годов владыка Серафим жил в Москве, служил в московских храмах. Начиная с 1921 года он подвергался постоянным арестам и ссылкам.

Владыка считал недопустимым для церкви идти на компромисс с властью. В то же время он не считал для себя возможным уклониться от служения. Поэтому, несмотря на значительный возраст, принял предложение и стал митрополитом ленинградским. Такой митрополит был неугоден новой безбожной власти, и через год его отправили на покой. Владыка Серафим жил сначала в Подмосковной Малаховке, а потом в поселке при станции Удельная Ленинградской железной дороги.

30 ноября 1937 года его больного старого архиерея арестовали. Из-за водянки он не мог сам идти, и чекистам пришлось вызвать карету скорой помощи. На носилках владыку Серафима доставили в Таганскую тюрьму. Несмотря на физическую немощь, в тюрьме владыка сохранял мужество, на допросах не назвал никаких имен и виновным себя не признал.

7 декабря 1937 года по обвинению в причастности к «контрреволюционной монархической деятельности» владыку приговорили к расстрелу.11декабря 1937 года он сподобился мученического венца. Одному Богу известно, как старца доставили в Бутово и как он был предан смерти.

 

Из приведенных примеров мы видим, как могут христиане возлюбить Господа больше своей жизни. А как ты в сегодняшнее мирное время можешь возлюбить Бога? Ты можешь проявить веру в Господа и надежду на него. Можешь постепенно постигать учение Христа и стать достойным Его учеником. Ты можешь соблюдать заповеди Божии. Но что такое эти заповеди? Это не приказы: надо прожить так, прожить этак; и если не проживешь таким образом, то будешь наказан. Нет, заповеди Христовы — это Его попытка показать, каким был бы каждый из нас, если бы стал настоящим, достойным человеком.

 

Рассказ митрополита Антония Сурожского

 

Случается, что ко мне приходит на исповедь ребенок лет семи – восьми, впервые. На исповеди он перечисляет целый ряд прегрешений. Я слушаю, а потом обыкновенно спрашиваю:

Скажи, это ты чувствуешь себя виноватым или ты мне повторяешь то, в чем упрекают тебя твои родители?

Нет, это мне мама сказала, что я должен исповедовать то или другое, потому что это ее сердит и этим я нарушаю покой домашней жизни.

Теперь забудь. Не об этом речь. Ты пришел не для того, чтобы мне рассказать на что сердится твоя мать или твой отец. А ты мне скажи, ты о Христе что-нибудь знаешь?

Да.

Ты читал Евангелие?

Мне бабушка рассказывала, и я кое-что читал.

Скажи мне, тебе Христос нравится как человек?

Да.

Ты хотел бы с Ним подружиться?

О, да.

И ты знаешь, что такое быть другом?

Да. Это значит быть другом.

Нет, этого недостаточно. Друг — это человек, который верен своему другу во всех обстоятельствах жизни, который готов все делать, чтобы его не разочаровать, его не обмануть, остаться при нем, если все от него отвернутся. Друг — это человек, который верен своему другу до конца. Вот представь, ты в школе. Если бы Христос был простым мальчиком, и весь класс на него ополчился, что бы ты сделал? У тебя хватило бы верности и храбрости стать рядом с Ним и сказать: «Если вы хотите Его бить, то бейте и меня, потому что я с Ним?» Если ты готов быть таким другом, то ты можешь сказать, что ты друг Христов. Тогда ты уже можешь ставить вопросы для твоей исповеди. Читай Евангелие и ты узнаешь, как можно прожить, чтобы в самом себе не разочароваться, как можно прожить, чтобы Господь радовался за тебя, какой ты человек, каким ты стал ради этой дружбы.

Вся христианская жизнь заключается в том, чтобы быть верным другом Христа и постигать то, что Он любит и что для него отвратительно, что привело к его смерти, и соответственно вести себя.

Перед нами постоянно ставится вопрос, ты со Христом или против Христа? Если ты даже в самых мелких вещах готов лгать, готов обманывать из трусости или ради выгоды, — ты не ученик Христов. Если ты готов забыть нужду другого человека, потому, что это требует от тебя усилий, которые ты не готов отдать, — ты не ученик Христов. Быть Его учеником — это вовсе не означает постоянно совершать героические поступки. Достаточно изо дня в день совершать небольшие добрые дела и иметь мысли чистые, которые достойны были бы той любви, которую Бог по отношению к тебе имеет.

 

Иисус Христос завещает нам возлюбить ближнего своего, как самого себя. А кто же наш ближний? Ближний — это тот, кто нуждается в нашей помощи. Ближний — это так же тот, кто оказывает нам помощь. Истинный христианин должен прислушиваться к голосу страждущих и по возможности стараться им помочь. Разнообразна может быть эта помощь. Не всякому можно помочь деньгами или вещественным вспоможением. Много таких, кто гораздо более нуждается в добром, ласковом слове. Не откажем им, утешим их как умеем. Такое отношение к ближним называется сочувствием. Мы стараемся так же чувствовать, как они, их чувства переносить на себя. Если страдания ближних заставляют и нас страдать, то такое чувство называется состраданием. Поскольку от страдания всякий человек желает освободиться, то и мы, сострадая ближним, облегчаем их страдания. Когда сочувствие и сострадание укоренятся в нашей душе, само сердце укажет нам, что нужно сделать для других в каждом случае.

 

Притча о милосердном самарянине

 

Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон (Иерусалим и Иерихон — города Израиля) и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая и увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возлевая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». (Лк. 10, 30-37).

 

Кто из троих, как думаешь, был ближним человеку, пострадавшему от разбойников? Конечно самарянин, потому что ни священник, ни левит не проявили милосердия, не помогли пострадавшему, оказались не способны переживать боль другого человека. Самарянин же по своему милосердию спас жизнь пострадавшему от разбойников.

 

Притча об овцах и козлищах

 

Когда мы помогаем кому-нибудь в его нужде, мы делаем это не только для того, кому помогаем, но и для Бога, потому что тот, кому мы помогаем, — это чадо Божие, как и мы сами. Милосердных людей Господь иносказательно называет Своими «овцами», а немилостивых, равнодушных, чье сердце не откликается и не сочувствует ближнему, Господь называет «козлищами».

 

И поставит Господь «овец» по правую Свою сторону, а «козлищ» по левую.

И тогда скажет Господь тем, которые по правую сторону Его: «Прийдите, благословенные отца моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал (был голоден) Я и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне».

Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим, и накормили, или жаждущим и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли, или нагим и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к тебе?»

И Господь скажет им: «Истинно говорю вам, так как вы сделали это одному из братьев моих меньших, то сделали Мне».

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону Его: «Идите от меня, проклятые. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; был болен, и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или  странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили тебе?».

Тогда скажет Господь им: Истинно говорю вам, так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25, 33-45).

 

Господь часто испытывает нас, когда ставит на нашем пути страждущих

 

Одна женщина очень хотела, чтобы ее посетил Господь. Она долго убиралась в доме, все вычистила, ожидая дорогого Гостя, приготовила вкусный обед и стала ждать Господа.

Вдруг в дверь постучали. Женщина радостно распахнула дверь и увидела на пороге старого, плохо одетого путника, который попросился на ночлег. Женщина сказала, что не может его принять, так как ждет дорогого Гостя. Старик ушел опечаленный.

 Опять раздался стук в дверь, женщина открыла. На пороге стоял продрогший, голодный ребенок. Он попросил есть, но женщина сказала, что не может его накормить, так как обед приготовила для дорогого Гостя. Голодному ребенку пришлось уйти.

Вновь раздался стук в дверь, на пороге стояла старушка, она попросила пить. Женщина ответила, что ей некогда ее поить, так как она ждет дорогого Гостя, а рядом есть  колодец, где можно напиться.

Долго ждала женщина Господа, а он все не шел. И вдруг она услышала радостные голоса и пение в соседнем доме. Прийдя в этот дом, женщина увидела там Господа, хотя никто в этом доме специально не готовился к Его приходу. Она спросила: «Господи, я так Тебя ждала, так готовилась к тому, что Ты прийдешь, почему же этого не случилось?». Господь ответил: «Я трижды приходил к тебе как странник, как ребенок, как старушка, но ты не приняла меня».

 

Когда ты встречаешь человека, нуждающегося в твоей помощи, не откажи ему, задумайся, а вдруг перед тобой Господь и Он тебя испытывает?

 

Вторая заповедь гласит: Не сотвори себе кумира (идола) и всякого подобия его как на небе вверху, так и на земле внизу, так и в водах под землею. Не кланяйся и не служи ему.

 

Так как Бог един и все вокруг сотворено Им, то Ему одному нужно поклоняться и Ему одному служить. В древней истории еврейский народ несколько раз забывал Бога и уклонялся от пути Его. Вторая заповедь была нарушена сразу же после получения от Господа десяти заповедей. В то время, когда Моисей на вершине Хорив держал сорокадневный пост, внизу его спутники сделали золотого тельца и стали поклоняться ему. В дальнейшем золотой телец стал символом земного богатства и благополучия. И в наше время многие люди поклоняются золотому тельцу. Они на первое место в своей жизни ставят зарабатывание денег любой ценой. Церковь поощряет честный труд и заработок для нужд семьи или помощи ближним, но она осуждает собирание денег ради денег. Часто люди с большим достатком жалуются, что им трудно живется, что вот в квартире нет сауны, что мебель устарела, неоткуда взять денег достроить трехэтажную дачу или приобрести новую машину. Они не замечают вокруг себя бедных, плохо одетых, скудно питающихся людей, больных стариков, детей сирот. Считают, что не могут им помочь, потому что у самих нет денег. А между тем, если бы они отказались хотя бы от части своего земного богатства, скольким людям они могли бы помочь. Но самое страшное, что люди, одержимые страстью к богатству, отступают от Бога, калечат свою душу, делая ее жадной и ненасытной к богатству, и не заботятся о том, что их ждет в загробном мире.

 

Притча о богаче и нищем Лазаре

 

Некий человек был богат, одевался в порфиру и виссон (порфира — пурпурная дорогая одежда; виссон — дорогая ткань из тонкого крученого льна, производимая только в Египте) и каждый день пиршествовал блистательно.

Был также некий нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Авраам — наш праведный праотец). Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали  Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: «Отче Аврааме, умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем».

Но Авраам сказал: «Чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь и сверх того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам, не могут».

Тогда сказал он: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы они не пришли в это место мучения».

Авраам же сказал: «У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их».

Он же сказал: «Нет, Отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются».

Тогда Авраам сказал ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16, 19-31).

 

Господь заповедует нам не надеяться на земное богатство, не накапливать его, все равно не сможем унести его в загробный мир, и не знаем дня своего ухода. Господь говорит: «Смотрите, берегитесь любостяжания (накопительства), ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12, 15).

 

Притча о богатом человеке

 

У одного человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «Что мне делать, некуда мне собрать плодов моих».

И сказал: «Вот что сделаю. Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей. Душа, много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей, веселись».

Но Бог сказал ему: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?».

Так бывает с тем, кто собирает сокровища свои для себя, а не в Бога богатеет. (Лк. 12, 16-21).

 

Есть и еще один очень опасный идол, которому мы с не меньшим усердием, чем золотому тельцу, служим — это гордость.

Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Гордый человек сам себя делает идолом и чтит превыше всего и всех самого себя. Почти всегда ни малейшей укоризны, ни малейшего замечания мы не можем стерпеть, не обидевшись, не разгневавшись. Мы представляем себя всегда в хорошем виде. Когда нас критикуют, мы думаем, что человек, который нас не видит такими прекрасными, какими мы себя сами видим, ошибается. Но вот мы услышали еще несколько мнений других людей о самих себе. Мы думали, что мы герои, а все думают, что мы трусы. Мы думали, что безукоризненно правдивы, а люди думают, что мы лукавы. Если мы над этим задумаемся, то перед нами возникнет вопрос: кто мы? Какими людьми мы можем стать? Неужели мы удовлетворимся тем, кем являемся, не можем ли мы стать лучше?

Возможно, что тебе поможет обратить внимание на самого себя не голос одного или другого твоего знакомого, а чтение Евангелия. Читаешь Евангелие и видишь, каков может быть человек. Видишь образ Христов во всей его красоте, во всяком случае, в той мере красоты, какую ты способен увидеть. Попробуй сравнить себя с Ним. Тогда ты не сможешь больше быть такого высокого мнения о самом себе и увидишь, как много тебе еще нужно потрудиться, чтобы стать лучше».

 

Третья заповедь гласит: Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

 

Не должно святое и великое имя Божие произносить праздно, в пустых разговорах. Божиться и клясться именем Божиим запрещается.

 

Четвертая заповедь гласит: помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему.

Шесть будничных дней в неделю человек должен трудиться, заботиться обо всем, что нужно для его земной жизни. Седьмой же день нужно посвятить Богу. Посвятить день посещению церкви, молитве и чтению полезных книг, помогать бедным, и вообще ради Господа делать добрые дела. В Ветхом Завете так праздновалась суббота, а у нас в Новом Завете в память воскресения Христа празднуется воскресенье.

А что значит для тебя: «шесть дней работай и совершай в них все дела твои», ведь ты же учишься в школе? Прежде всего, относись к ученью так же серьезно, как и взрослые к своей работе, а воскресенье посвяти Богу: постарайся прийти в церковь, почитай молитвы.

Твои родные часто напоминают тебе о том, что нужно утром и вечером помолиться. А как ты относишься к молитве? Вот, что говорит об этом митрополит Антоний Сурожский.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»