Во что верят православные христиане (продолжение)
Девятая заповедь гласит: не произноси на другого ложного свидетельства.
Заповедь эта запрещает лгать, клеветать, говорить о людях дурное, осуждать их, а также верить клеветникам. Заповедь эта повелевает всегда честно держать свое слово.
Этой заповедью запрещается всякая ложь во всех видах. Отец лжи — дьявол, и потому никогда и никакая ложь не может быть оправдана. Часто никто и не тянет нас за язык, а мы для чего-то наговариваем придуманную ложь окружающим.
Часто мы лжем из трусости, боясь наказания. Вспомните, сколько раз вы отрекались от своих дел.
Кто разбил чашку?
Не я.
Кто съел конфеты?
Не знаю.
Кто здесь разбросал вещи?
Это она, а не я.
А так уж страшно наказание? Ну поругают, ну не пустят в кино, оставят без сладкого. Разве это так уж страшно? И стоит ли кривить душой из-за боязни такого наказания? Эта детская ложь кажется нам безобидной. Но в будущем, во взрослой жизни от нас может потребоваться большое мужество, чтобы не отказаться от своих убеждений, не предать друзей, произнося ложь.
Вспомним отречение апостола Петра от Господа, когда Иисус Христос был схвачен слугами первосвященника.
Отречение Петра
Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.
Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.
Одна служанка, увидев его, сказала: и этот был с Ним.
Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.
Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!
Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно, и этот был с Ним, ибо Он Галилееянин.
Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда он еще говорил, запел петух.
Тогда Господь обернувшись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде, нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.
И выйдя вон, горько заплакал (Лк. 22, 54 – 62)
Несмотря на всю любовь Петра к Учителю, и уверения в том, что он даже под угрозой смерти не оставит Его, Петр трижды отрекается от Иисуса Христа. Он трижды солгал, говоря, что не знает Господа. Евангелие скупо говорит, как тяжело воспринял Петр свое предательство: «И выйдя вон, горько заплакал». Но мы можем представить себе, как жестоко мучила Петра совесть. Всей своей дальнейшей жизнью Петр искупил вину отступничества. Он стал одним из преданных Господу проповедников христианства и окончил жизнь, приняв мученическую смерть на кресте.
В нашей повседневной жизни нас не ждут такие испытания, какие выпали на долю апостола Петра.
Мы постоянно, ежечасно согрешаем против девятой заповеди, когда судим или осуждаем ближнего своего.
Да мы, очевидно, реже вдыхаем воздух, чем осуждаем и мысленно и вслух, и присутствующих и отсутствующих. Осуждение, увы — это самый любимый предмет наших разговоров. А Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7,1). Но мы и не вспоминаем об этом. Мы потонули в суждениях и пересудах. Как часто мы называем своих сверстников «предателями» или «шестерками» только за одно то, что нам не понравилось их поведение или даже только показалось, что они «против нас». Разбиваемся на враждующие группы, каждая из которых осуждает другую.
Допустим, один из наших ближних поступил плохо. Если вы действительно проникнуты духом Христа, вспомните, разве вы сами всегда поступали правильно? И разве вам будет приятно, если кто-то из ваших знакомых станет вспоминать об этом и осуждать вас?
Если хочешь исправить кого от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами. Лучше помолись Господу от всего сердца, чтобы Он Сам переменил человека, за которого ты молишься.
Девятая заповедь запрещает нам клевету на ближнего своего. Клевета — это самое возмутительное оскорбление ближнего. Клевета подобна убийству. Мало кто из людей может достойно противостоять клевете.
Случай с Преподобным Макарием Великим Египетским.
Преподобный Макарий вел праведную жизнь в Египетской пустыне. Он мало спал, постился, подолгу молился. Жил тем, что плел корзины, продавал их и на вырученные деньги покупал скудное пропитание.
Злые люди воздвигли на святого брань, оклеветав в соблазнении девицы из соседнего селения. Его вытащили из кельи, били, издевались над ним. Преподобный Макарий нес искушение с великим смирением. Деньги, вырученные за свои корзины, он безропотно отсылал на прокормление девицы.
Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить. Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала на действительного виновника греха. Когда родители ее узнали правду, они были поражены и намеревались идти к блаженному с покаянием. Но блаженный Макарий, избегая беспокойства от людей, ночью удалился из тех мест.
Клевета на одноклассницу
Это было в первые послевоенные годы. Тогда в школе каждый год, начиная с четвертого класса, ученики сдавали экзамены. Готовились дети по заранее составленным билетам, которые были переплетены в отдельные книжечки. Таких книжечек было считанное количество по числу учеников в классе и лишних не было. Если ученик терял такую книжечку, то ему очень трудно было подготовиться к экзаменам.
Однажды у девочки Лены пропали экзаменационные билеты. Она долго их искала, но никак не могла найти. По соседству жила Женя, которая накануне пропажи заходила в гости к Лене. В семье Жени было много детей. Жили они бедно, старший сын попался на воровстве и сидел в тюрьме. Сама Женя была какая-то неухоженная, неумытая и кое-как причесанная. Видимо, из-за неопрятного вида и из-за неблагополучия в семье и сама Женя казалась ненадежной. Лена подумала: «Наверное, Женя украла у меня билеты».
В школе Лене пришлось сказать, что у нее нет билетов. «Наверное, Женя украла у меня билеты», — добавила она. Учительница стала ругать Женю, и та заплакала. На следующий день билеты нашлись. Они лежали в ящике письменного стола, вглубине, Лена их просто не заметила, ей стало очень стыдно, что она оклеветала невинного человека, стало жаль Женю. Но Лена не нашла в себе смелости рассказать правду учительнице, она побоялась, что ее будут ругать.
Прошло много лет, и школа и институт были успешно закончены, но нераскаянный грех время от времени напоминал о себе. Это совесть не давала покоя. Во взрослой жизни, помня об этом поступке, Лена никогда больше не обвиняла человека без доказательства его вины. Через многие годы уже в пожилом возрасте Лена впервые пришла на исповедь к священнику. Она покаялась во многих грехах, и в том, что совершила в детстве, когда оклеветала Женю.
Мы легко верим злым наговорам, даже если знаем, что человек не мог так поступить. Часто мы и сами распускаем дурные слухи, ссорим людей, передаем одним людям всякие дурные слова, сказанные о них другими, вместо того, чтобы промолчать ради мира.
Хорошо ли, как говорят, «резать правду в глаза»? Может это совсем и не требуется? Приносит только обиду и оскорбление, и вред делу? Что такое правда? Запомни: правда — это истина, высказанная с любовью к человеку и направленная на спасение его души.
Девятая заповедь запрещает подслушивать, подсматривать, читать чужие письма. Никогда не занимайтесь такими постыдными делишками, не опускайтесь до такой низости.
Десятая заповедь гласит: Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.
Эту заповедь можно кратко изложить так: довольствуйся тем, что у тебя есть и никогда никому не завидуй. Господь Сам лучше нас знает, что и когда кому необходимо, и никогда не оставит нас в нужде.
Мы же часто недовольны своей участью и завидуем тем, кто красивее нас, талантливее, благополучен в семье, богаче живет. Мы даже обиду чувствуем, если у нас этого нет, готовы жаловаться на жизнь свою. Зависть — это дьявольское чувство. Вспомним, что из-за зависти Каин убил Авеля. А дьявол из-за гордыни и зависти отрекся от Бога.
Учись радоваться за своих близких, друзей, за всех людей, когда видишь, что им Бог послал что-то хорошее, а тебе тоже хочется — не завидуй. Бог в свое время тебе тоже пошлет.
История, произошедшая со святым старцем Серафимом Вырицким.
В молодости святой Серафим Вырицкий мечтал стать монахом. Но мечта его не сразу осуществилась. Сначала Он женился и стал преуспевающим купцом.
Однажды он ехал в пролетке и увидел сидящего рядом с мостовой бедного крестьянина, который непрерывно повторял: «Не как ты хочешь, а как Бог даст». Будущий старец заинтересовался, остановил пролетку и стал расспрашивать крестьянина, почему он так причитает. Крестьянин рассказал, что в деревне у него остались больной отец и семеро детей. Отец велел ему ехать в город и продать единственную лошадь, а вместо нее купить корову, надеясь с ее помощью выжить. Лошадь крестьянин продал, да злые люди его ограбили, и теперь он не знал, что и делать. И семью он оставить не может и ехать назад не с чем. Крестьянин был очень расстроен, но все же не роптал на Бога, а только повторял: «Не как ты хочешь, а как Бог даст».
Молодой купец был так растроган, что посадил крестьянина рядом с собой и отправился на рынок. Там он купил две лошади, телегу, которую нагрузил необходимыми продуктами, потом купил корову и привязал ее сзади телеги. Когда он передал вожжи крестьянину, тот стал отказываться, но будущий старец ответил: «Не как ты хочешь, а как Бог даст».
Слова эти запали в душу молодому купцу, и он никак не мог от них отключиться. Когда он приехал домой, то стал расхаживать по комнате и вслух непрерывно повторял эти слова. Вдруг цирюльник, который должен был побрить купца, повалился ему в ноги и слезно умолял простить его.
« Батюшка, — говорил он, — откуда ты узнал, ведь я хотел тебя зарезать и ограбить».
Так осознание глубокого смысла слов «Не как ты хочешь, а как Бог даст», выражающих надежду на Бога и покорность Ему, спасло и крестьянина и купца.
ЧЕЛОВЕК — ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИЕ
«И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию»
(Быт. 1,26). Разве у Бога тоже голова, руки, ноги, как у нас? Он же
невидимый Дух. Как это понять – «по образу Божию»?
Вспомни капельку росы на цветке или травинке. Она сверкает,
как маленькое солнышко, правда? Но мы не говорим, что капля – само
солнце, это лишь отблеск, отражение, образ солнечного сияния.
Что же в человеке есть Божественного?
Образ Божий.
Образ Божий в человеке — это отражение в нем Божественных свойств.
Конечно, различие между возможностями Бога и человека громадно. Силы Божии безграничны, а силы человеческие весьма ограничены.
Бог есть Дух невидимый, который всюду в мире проникает и все оживляет. Также и душа человека невидимо присутствует в теле и оживляет его.
Бог вечный и бессмертный. Также и душа человека вечна и бессмертна.
Бог премудрый и всеведущий. И человек способен познавать прошедшее, настоящее и даже в некоторой степени предвидеть будущее.
Бог — Творец всего сущего. И человек наделен способностью творить и создавать.
Бог всемилостивый. И человек способен любить других людей и животных и жертвовать собой.
Создав человека по своему образу и подобию, Господь наделил его возможностью сочувствовать, сострадать, прощать и любить другого человека. Мы знаем много примеров жертвенной любви одного человека к другому. Митрополит Антоний Сурожский рассказал такую историю.
Девушка, принявшая смерть за женщину с детьми.
Во время второй мировой войны Франция была занята фашистами. Муж одной женщины, у которой было двое детей, тайно участвовал в борьбе с немцами. Когда немцы узнали об этом, они в отместку решили расстрелять женщину. Одна молодая девушка случайно об этом узнала и решила спасти женщину. Она пришла в дом к этой женщине и предложила ей бежать с детьми. Чтобы немцы не обнаружили побег и не бросились в погоню, девушка осталась в доме вместо этой женщины. Когда пришли фашисты, она назвалась ее именем и была расстреляна. Дети выросли и не переставали благодарить и молиться за свою спасительницу.
Бог абсолютно свободен в Своих действиях, но всегда творит благо. Человек же, наделенный свободой воли, постоянно колеблется между добром и злом. Однако, во власти человека жить благоугодно Богу, и никто нас не заставит сделать что-либо плохое, если мы не захотим.
Подобие Божие.
Подобие Божие — это способность человека совершенствоваться в стремлении к истине и добру, которые приближают человека к Богу.
Если человек стремится к истине, к добру, к правде Божией, он становится подобием Божиим. Если же человек любит только самого себя, лжет, враждует, делает зло, заботится только о земных благах, думает только о теле своем и не заботится о душе своей, то такой человек перестает быть подобием Божиим, (то есть похожим на Бога — Отца своего). Он делается похожим на животное и даже может окончательно уподобиться злому духу — дьяволу.
Преподобный Василий Великий пишет: «Мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него. Это значит не то, что Он гнев имеет на нас, а то, что грехи наши не дают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют».
Все вы знаете наших святых, которых мы называем преподобными, (то есть похожими на Бога): Серафима Саровского, Сергия Радонежского и других. Эти святые люди стали преподобными благодаря упорным духовным трудам и подвигам, самоотречению, молитве, смирению и великой любви к Богу.
Святой преподобный Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский родился в 1759 году в городе Курске. При крещении ему дали имя Прохор. Отец его был владельцем строительного предприятия и начал строительство собора в Курске. Он рано умер, не успев достроить собор. Достраивала собор мать Прохора. Однажды, когда мать взяла маленького Прохора на стройку, он упал с карниза храма с большой высоты. И тут совершилось чудо, мальчик остался невредим. Когда Прохор научился грамоте, то с большим интересом стал читать Библию и Псалтырь. Строительное дело его не интересовало. В восемнадцать лет он объявил своей матери о твердом намерении уйти в монастырь. Мать благословила своего сына и дала ему медное распятие, с которым он никогда не расставался.
Прохор с товарищами отправился в Киев в Киево-Печерскую Лавру, поклониться великому основоположнику русского монашества преподобному Феодосию. Здесь от одного старца он получил благословение поступить в Саровский монастырь. (Расположен на реке Саров, притоке Оки).
Прохору было девятнадцать лет, когда он прибыл в Саровскую обитель и стал послушником. Будучи послушником, он прошел многие виды работ и все их выполнял добросовестно и с усердием. Но особенно он выделялся своим благоговейным отношением к молитве. Прохор стремился ограничивать себя во всех житейских потребностях. Ел один раз в день и то немного. По средам и пятницам ничего не ел. Спал по четыре часа в сутки. Спустя год Прохор тяжело заболел. Недуг мучил его три года, большую часть времени ему пришлось пролежать. Он не стал обращаться к врачу, а только просил братию молиться о нем. Выздоровление Прохора произошло чудесным образом. К нему явилась Божия Матерь и, коснувшись рукой его головы, а жезлом, — бока, исцелила его. В возрасте 27 лет Прохор был пострижен в монахи с именем Серафим, что означает — пламенный.
Теперь для Серафима настало время непрестанной молитвы, которую он совершал как в церкви, так и в кельи. Среди таких молитвенных и богослужебных трудов Серафим удостоился новых видений. Он видел ангелов, поющих и сослужащих в церкви, затем он увидел Господа Иисуса Христа в образе Сына Человеческого, шествующего в храме с небесными силами и благословляющего молящихся и служащих. Серафим был так потрясен, что долгое время не мог говорить. С этого дня он еще более преуспел в монашеской жизни — в молитвенном усердии и смиренномудрии.
Вскоре Серафим был рукоположен в иеромонахи, (то есть, оставаясь в монашеском чине, получил права священника). Через год после своего рукоположения Серафим получил от своего духовника разрешение покинуть монастырь и начать подвиг отшельнической жизни, который ему было суждено нести в течение тридцати двух лет. Взяв с собой Библию, он удалился в лес в маленькую хижину без окон в пяти верстах от монастыря.
Питался он одним хлебом, который ему приносили монахи, да овощами, которые он выращивал сам. Впоследствии он и овощи перестал есть, питался одной травой снытью. По нескольку дней в неделю он не ел вообще ничего. Днем он занимался рубкой дров или читал, а ночью молился и размышлял. Спать позволял себе самое короткое время прямо на голом полу. Даже в суровую зиму не отапливал свою хижину и не менял одежду на зимнюю. Несмотря на такую суровую жизнь, его лицо было «радостно и светло, как у ангела».
Каждую субботу и накануне праздников он неизменно приходил в монастырь на вечернюю службу вместе с братией, а утром после причастия уходил в свою хижину. Во время отшельнической жизни преподобному Серафиму пришлось преодолевать одиночество, чувство покинутости, ужас, упадок духа. День и ночь взывал он тогда к Иисусу Христу и Божией Матери, прося их о помощи.
Однажды, когда он рубил дрова в лесу, на него напали два разбойника, которые думали, что у него много денег, и решили его ограбить. Преподобный Серафим был достаточно силен, у него был топор, он мог бы легко защититься, но он предпочел не делать этого, выпустил топор, был сильно избит и едва остался жив. Только через неделю преподобный Серафим добрался до монастыря. И, несмотря на то, что врачи признали его раны смертельными, отказался от лечения.
И вновь, как и во времена его послушничества, ему явилась Божия Матерь. Она пришла в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. После посещения Божией Матерью святой быстро выздоровел. Спустя некоторое время насильники были пойманы, но преподобный Серафим простил их и даже пригрозил уйти из этих мест, если разбойников накажут.
Казалось бы, преподобный достиг высокой степени духовного совершенства, но ему предстояли еще большие подвиги. Он прервал свой обычный образ жизни и начал новый подвиг. В лесу он нашел большой камень и три года провел на коленях на камне с воздетыми к небу руками, непрестанно повторяя молитву: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем он немного отдыхал.
По прошествии трех лет стояния на камне, отче Серафим принял на себя подвиг молчальничества. Он никого не принимал и ни с кем не разговаривал. Единственное слово, которое он произносил в ответ на молитву монаха, приносившего ему хлеб, было: «Аминь». По прошествии трех лет такой жизни отче Серафим по настоянию игумена перешел жить в монастырь, где сначала продолжал подвиг молчальничества, посвящая все время молитве. Келья его была размером три кв. метра, она освещалась единственной лампадкой пред иконой Божией Матери «Умиление», не отапливалась, спал преподобный на мешке с камнями. Позже он стал спать в коленопреклоненной позе с опущенной головой. Через пять лет такой жизни он ослабил суровость своего затвора и стал понемногу принимать желающих общения с ним.
В 1825 году преподобному вновь явилась Пресвятая Богородица и призвала Серафима к служению людям, чтобы оказывать им помощь и утешение. Следуя этому повелению, отче Серафим совершенно прервал пятнадцатилетний затвор и широко открыл двери страждущим людям, приняв на себя новый крест — быть их духовным отцом и руководителем. Так начался четвертый и последний этап его жизни — период действенного служения ближним, период старчества, он стал старцем Серафимом.
Слава о святом старце распространилась по всей России. Целыми днями он утешал несчастных, наставлял толпы людей, приходивших к нему за советом. Иногда за день он принимал до тысячи посетителей, и последних принимал с той же улыбкой и любовью, что и первых, встречая их словами: «Христос воскресе, моя радость». Господь наделил Серафима многими духовными дарами: прозорливостью, даром целительства, творением чудес.
Первым человеком, которого он исцелил, был М.В. Мансуров. У него была такая сложная болезнь, что врачи от него отказались. Помазав болящего елеем, Серафим сказал: «По данной мне от Господа благодати, первого тебя врачую». Тут же выздоровев, Мансуров бросился в ноги старцу, но тот поднял его и сурово сказал: «Разве Серафимово дело мертвить и живить? Это — дело единого Господа, Который творит волю боящихся Его и молитву их слушает. Благодари Господа и Его Пречистую Матерь».
Многих исцелил отче Серафим. Об этом можно прочитать в книгах о старце Серафиме. Приведем еще один чудесный случай исцеления Н.А. Мотовилова, который впоследствии имел беседы со старцем о смысле жизни и Святом Духе и записывал их.
Мотовилов более трех лет страдал ревматизмом и был парализован, не мог двигаться, на спине у него были язвы от долгого неподвижного лежания. Друзья принесли его на носилках к отцу Серафиму. После нескольких вопросов о вере в Господа, на которые Мотовилов положительно отвечал, старец спросил: «А веруете ли вы, что Господь и сейчас в одно мгновение может исцелить»? Мотовилов отвечал, что истинно верует. «А если веруете, — заключил старец,— то вы уже здоровы». И действительно, друзья Мотовилова отошли в сторону, а он, сначала поддерживаемый старцем, встал, пошел, а потом самостоятельно сел в экипаж и уехал в гостиницу при монастыре.
Отец Серафим имел дар прозорливости, то есть мог читать мысли человека. Он знал нужду приходящих к нему прежде, чем человек излагал свое дело. Он имел еще и дар предвидения будущего, часто давал такие советы, которые в тот момент казались странными, но в будущем они сбывались. После ухода из жизни преподобного Серафима у него нашли пачки нераспечатанных писем, на которые он дал в свое время устные ответы людям, писавшим эти письма.
При жизни преподобный Серафим побывал в райских обителях и видел небесные жилища. При этом он преображался и светился чудесным светом. Свидетелем такого преображения был один из его друзей и учеников Иоанн Тихонов. Вот как он описывает этот случай.
Лицо его (батюшки Серафима) постепенно изменялось и издавало чудный свет; и наконец до того просветилось, что невозможно было смотреть на него; на устах же и во всем выражении его была такая радость и восторг небесный, что поистине можно было назвать его в это время земным ангелом и небесным человеком. После продолжительного молчания, вздохнувши из глубины души, отец Серафим сказал: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на небеси, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением».
Описанию жизни батюшки Серафима посвящено несколько книг, в которых со слов свидетелей и участников общения с ним, описаны многие случаи исцелений, прозорливых советов и обращения людей к истинной христианской жизни. Приведем фразу Серафима Саровского, которую он дал в наставление Мотовилову, и которую знают многие христиане: «Радость моя! Стяжи (то есть приобрети) себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся».
Тело, душа, дух
Человек — существо двусоставное, состоящее из бессмертной души, в которой запечатлено Божественное дыхание, и смертного тела, составленного из элементов физической природы (праха земного). Душою человек принадлежит к миру духовному, сверхчувственному; телом — к миру материальному.
Тело. Тело человека создано Богом из праха земного (Быт. 2,7). Своей телесной жизнью, которая состоит в удовлетворении потребностей тела, человек ничем не отличается от других живых существ. Потребности тела многообразны, но их можно свести к удовлетворению двух инстинктов: инстинкту самосохранения и инстинкту продолжения рода. Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа с понятной целью — чтобы это живое существо не погибло бесследно. Тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом. Без них человек не мог бы взаимодействовать с окружающим миром, был бы совершенно беспомощным.
Человеческое тело — совершенное Божие творение. Мы не можем здесь подробно рассматривать устройство отдельных органов человека, таких как мозг, сердце, печень, почки, кожа и других. Их можно уподобить громадным «фабрикам», в которых есть устройства приема сигналов от внешнего мира, обработки этих сигналов и реакции на них; системы приема поступающих веществ, их анализа, системы преобразования этих веществ в нужную форму, рассылку их по каналам назначения, системы управления и контроля за работой этих «фабрик».
Коснемся лишь некоторых особенностей строения одной единственной клетки нашего тела. Если рассматривать клетку в микроскоп с колоссальным увеличением, то перед нами предстанет невероятно сложная и великолепно сконструированная автоматическая «фабрика». Поверхность клетки покрыта миллионами отверстий, похожих на иллюминаторы. Они открываются и закрываются, впуская и выпуская различные вещества.
Проникнув через такое отверстие внутрь, мы окажемся в фантастическом мире сверхсложной и сверхсовершенной техники. Бесконечные коридоры разбегаются во все стороны. Некоторые из них ведут в ядро — к центральному банку данных; другие тянутся к обрабатывающим и сборочным цехам. А вот и ядро, внутри которого хранятся длиннейшие, закрученные спиралями цепи, хранящие информацию об устройстве и воспроизведении клетки. По трубопроводам от поверхности клетки в сборочные цеха непрерывно поступает огромное количество самого различного сырья. В обратном направлении движутся готовые продукты, система работает как часы.
Вокруг снуют какие – то странные автоматы. Это белковые молекулы. Каждая из этих молекул представляет собой сложную конструкцию из более трех тысяч деталей — атомов, расположенных в строго определенном порядке. Современной науке не под силу создать и одну белковую молекулу. А для работы клетки необходима четкая и согласованная работа сотен тысяч белковых молекул. Клетка умеет за секунды создавать любое органическое соединение, известное химикам, тогда как в самой современной лаборатории на это уходят часы и даже недели. Клетка обладает совсем уж неслыханной способностью. Она может за несколько часов воспроизвести точную копию себя самой.
Рассматривая сложнейше устройство живой клетки, мы приходим только к одному выводу — она не могла возникнуть случайным образом, самопроизвольно. И никаким образом без участия Творца не могло возникнуть тело человека, состоящее из 50 триллионов разнообразных клеток, которые все имеют строгую организацию и сложное взаимодействие друг с другом.
Тело человека создано Богом для того, чтобы быть вместилищем души и призвано быть таким же святым, как и душа.
Душа. Душа дана Богом как оживотворяющее начало, чтобы управлять телом. Душа есть жизненная сила человека. О человеке сказано, что после создания из праха земного Господь «вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою» (Быт. 2,7). Душа — дело великое и чудное. Господь сотворил ее бесплотной и бессмертной. После смерти тела она переходит в потусторонний мир, в жизнь вечную.
Как небо и землю сотворил Господь для обитания человеку, так тело и душу создал Он в жилище Себе для того, чтобы Дух Святой обитал в человеке и чтобы человек был соучастником той радости, в которой пребывает Сам Бог.
Бог дал человеку душу разумную, свободную, с любящим сердцем.
Православие различает три главные силы души: ум, волю и сердце.
Ум дан Богом человеку таким, который может быстро развиваться и наполняться знаниями. Мы видим, что школьники на протяжении восьми-десяти лет обучения усваивают в общих чертах познания обо всем, существующем в мире, — познания, которые приобретались многими поколениями на протяжении тысячелетий. Человеческий ум познает не только окружающий мир, но и самого себя, управляет своими желаниями, своим телом. Ум человека, развиваясь и совершенствуясь, чем более приобретает познаний, тем более видит, что эти познания несовершенны и неполны и, идя вперед и вперед, не видит предела в достижении полноты ведения. Ум, о котором мы сейчас говорим — это мирской или житейский ум. Он может порождать помыслы как добрые, так и злые. Легко может использовать полученные знания, как на пользу, так и во вред человеку.
Господь устроил так, что, хотя люди и не имеют полноты знаний о мире, но и эти знания пробуждают в глубине души человека мысль о Боге, как о величайшем Уме. В отличие от житейского ума христиане на первое место ставят ум Боголюбивый, направленный на познание Бога. Боголюбивый ум
предотвращает дурные помыслы и дела, различает, что полезно душе и что ей вредит.
Мудрый старец
В бытность старца Сисоя, два молодых монаха, живших в монастыре, воспламенились друг к другу враждой. Один чем-то оскорбил своего друга, а второй решил непременно отомстить ему. Страшно стало смотреть на этого инока. Весь дергается, лицо суровое, будто каменное, зубы стиснуты, а глаза недобрым огнем полыхают. Призвал его к себе в келью старец Сисой.
«Простишь ли брата своего, сын мой»? – спрашивает.
«Нет. Ни за что! – сквозь зубы ответил инок, – но за обиду непременно отомщу ему».
«Ну, что ж, — вздохнул старец, — мсти, но всякое дело надо начинать с молитвой». Инок изумленно посмотрел на Сисоя и опустился вслед за ним на колени.
«Господи! – перекрестился старец, – уж мы больше не надеемся на Тебя. Ты уж больше не пекись о нас, не верши Свой суд над обидевшими нас и никого не наказывай. Мы уж теперь сами за себя постоим».
Из глаз молодого инока брызнули слезы и, рыдая, бросился он в ноги старцу.
«Довольно, довольно, отче! Я все понял! Прощаю я брату своему, да простит и мне Господь мой грех». Поднял его старец и ласково сказал:
«Кто сам за себя мстит, тот как бы осуждает Бога в недостатке правосудия, а кто уповает на него, душу свою спасает».
Случай с преподобным Агапием.
Однажды вышел преподобный Агапий на море и был захвачен в плен агарянами и продан в рабство. Двенадцать лет находился Агапий в оковах и трудах, прося Царицу Небесную об освобождении. В одну ночь является к нему Богородица и велит идти к своему старцу.
Пробудившись, Агапий видит, что оковы с него сняты и двери открыты. Встал он и пошел к своему старцу. Тот же, увидев его, велел вернуться назад к господину и трудиться для него, как для Господа.
Послушался его преподобный и вернулся обратно. Увидев его, хозяин расспросил обо всем и, будучи поражен верою и послушанием Агапия, а также помощью Божиею, дал Агапию свободу и вместе с ним пришел на Афон и просил старца крестить его и двух сыновей.
Так Боголюбивый ум старца прозрел промысел Божий и принял, казалось бы, совершенно несправедливое решение — вернуть послушника в рабство. А следствием такого решения стало освобождение Агапия из рабства и обращение в христианство трех язычников.
Воля, через нее осуществляются те или иные желания человека.
Как открывается образ Божий в воле человека? Бог есть существо свободное, но любящее и творящее только одно добро. Господь дал человеку свободу воли, и он может по своему желанию выбирать между добром и злом.
Так как Господь всех нас желает видеть своими добрыми детьми, Он дал нам помощника — совесть.
Совесть показывает человеку, что ему следует делать, и от чего воздержаться, помогает отличать добро от зла. Совесть заповедует любовь к Богу и ближним, заповедует не делать им то, чего себе не желаешь.
Святой отец Авва Исайя говорит так: «Совесть не дает согласия на греховные помыслы и дела и тотчас же их обличает. Если же мы не хотим повиноваться совести, то она умолкнет и оставит нас, и мы впадем в руки врагов наших — злых духов, которые уже не пощадят нас. Кто попирает совесть свою, тот изгоняет из сердца своего добродетели».
Совесть судит дела человека, которые он совершил. Награждает одобрением и спокойствием за добрые дела и угрызением и мучением за дурные.
В трагедии Пушкина «Борис Годунов» есть замечательные строчки, которые произносит мучимый совестью царь Борис после убийства царевича Димитрия: «Ах! Чувствую: ничто не может нас среди мирских печалей успокоить. Ничто, ничто, едина разве совесть. Так здравая, она восторжествует над злобою, над темной клеветою. Но если в ней единое пятно, единое случайно заведется, тогда беда! Как язвой моровой душа сгорит, нальется сердце ядом. Как молотком стучит в ушах упрек… И рад бежать, да некуда…Ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».
Когда же человек сожалеет о своем дурном поступке, совесть становится ему хорошим помощником, помогает раскаянию, исправлению, очищению души.
Совестливая Лиза
Однажды Лиза пришла в гости к своей подруге Рите.
Леонид Александрович, папа Риты, рассказывал о своей поездке за границу, а потом сказал: «Сейчас я покажу нечто такое, что понравится и взрослым, и детям».
Он вынул из шкафа и поставил на столик картонную коробку. Гости обступили столик, Леонид Александрович осторожно снял крышку, и все увидели красную игрушечную кроватку. На кроватке спал пушистый игрушечный котёнок, а над его головой висел маленький будильник.
Леонид Александрович что-то нажал на подставке. Вдруг стрелки будильника начали быстро двигаться. Когда они дошли до цифры 7, раздался громкий звонок. Котёнок проснулся, открыл глазки, сел, потянулся, зевнул и жалобно мяукнул. Видно было, что ему очень не хотелось вставать. Через минуту он снова лёг и заснул. Будильник всё работал и, когда его стрелки снова показали 7 часов, всё началось сначала.
Все были в восхищении от игрушки. «Дети, эту игрушку нельзя трогать, — сказал Леонид Александрович, — потому что сломать её очень легко, а починить трудно. Это японская электрическая игрушка».
В эту минуту кто-то позвал Леонида Александровича и он вышел из комнаты.
Чай на террасе уже был приготовлен, все гости ушли пить чай.
Замечательный котёнок остался на столике в своей кроватке. Лиза тоже осталась, она очень хотела рассмотреть котёнка поближе. Сначала она только смотрела, потом немного погладила котика и, наконец, попробовала так же нажать на кнопку, как это делал папа Риты. Сначала у неё ничего не получалось; потом вдруг будильник начал работать и стрелки задвигались. «Ой! Сейчас он зазвонит, и все узнают, что я его трогала, —- поняла Лиза, —- Скорей остановить!» Она стала поспешно вертеть регулятор то в одну, то в другую сторону. Что-то зазвенело и захрипело, и стрелки, правда, остановились, но, о ужас! Лиза увидела, что игрушка сломалась. Лиза стояла и не могла поверить, что с ней случилось такое несчастье. Ведь ещё минуту назад всё было так хорошо!
Вдруг она услышала, что кто-то идёт. Лиза быстро нагнулась и сделала вид, что ищет что-то на полу. Вошёл Митя. Лиза продолжала притворяться, что ищет что-то.
Митя подошёл к столику и тоже, как раньше Лиза, потрогал котёнка. «Интересно, —- сказал он, —- как эта штука действует?». С этими словами он перевернул игрушку, чтобы осмотреть её устройство. В то же мгновение показался Леонид Александрович. «Сейчас же оставь! Что ты делаешь?» — воскликнул он, увидев в руках Мити котёнка.
Митя, весь красный, пробовал объяснить, что он ничего не делал, только хотел посмотреть. «Я только перевернул его вверх ногами», — повторял он. Лиза в это время стояла поодаль у окна и с волнением следила за ними.
Леонид Александрович взял у Мити игрушку и нажал кнопку. «Так и есть! Не действует! —- сказал он, —- Ты не только сломал, но ещё и лжёшь, что ничего не трогал. Оттого только, что ты её перевернул, она не могла бы сломаться». Леонид Александрович, видимо, сдерживал гнев, но его лицо стало красным, как у Мити. На Лизу никто не обращал внимания.
Лиза знала, что ей надо выйти из своего угла и сказать, что она виновата. Но сначала она растерялась, а потом ей уже трудно было решиться. Митина мама сказала, что дома она сурово накажет сына, и попросила за него извинения у Леонида Александровича.
Все снова отправились на террасу. Лиза была ни жива, ни мертва. Она села на своё место за детский столик, но даже не коснулась своего любимого пирожного. Взглянув на Митю, она увидела, что он тоже не ест. Совесть мучила ее. «Я скажу, —- говорила она себе, —- но не сейчас, не при всех, а когда кончат пить чай.». «Ах, как стыдно молчать, как это гадко!» —- повторял между тем её внутренний голос. «А если совсем ничего не говорить? —- мелькнула у неё мысль. — Ведь никто не знает, и всё равно теперь уже ничего не исправишь! Теперь уже все об этом забыли, смеются и говорят о другом!» «Нет, — вдруг ответила себе Лиза, — я должна сказать, и скажу это сейчас, при всех!»
Сердце у неё замерло. Лиза встала со стула и решительно подошла к Леониду Александровичу «Это я сломала котёнка», —- проговорила она, опустив голову. Лиза честно рассказала, как всё произошло. Она думала, что её будут так же ругать, как Митю, но, к удивлению, когда она, окончив рассказ, решилась поднять глаза, она увидела, что все смотрят на неё скорее ласково, чем сердито, а мама Мити даже встала и поцеловала её. Митя сиял... Лизе сразу стало легко, захотелось бегать и петь. Теперь они оба с Митей поспешно принялись за свои сладости.
Конечно, поведение Лизы не осталось без обсуждения. «Ты сама понимаешь, -- сказал папа, — что сначала ты поступила плохо, потом,
когда ты притворялась и молчала, твоё поведение было даже не плохим, а отвратительным, но под конец ты, Лиза, была молодцом! Поступать надо всегда по правде, как велит совесть, особенно когда знаешь, что из-за твоего поведения может пострадать кто-то другой».
Теперь обратимся к сердцу, через которое происходит переживание различных чувств — как добрых, так и злых: любви и ненависти, ощущения красоты и безобразия; желания создавать и разрушать; сострадания и холодности; гнева и прощения; зависти и раскаяния; правды и лжи, и других.
Мы должны стараться не допускать в свое сердце дурных помыслов и недобрых чувств, которые могут побудить нас к плохим поступкам. Надо воспитывать наше сердце в понимании того, что все люди — это дети Божии и мы должны оказывать любовь, помощь и милосердие друг другу. Пусть ваше сердечко еще маленькое и вы не способны так любить друг друга, как наши святые. Начнем с любви к нашим родным — к отцу, матери, дедушкам и бабушкам, к нашим братьям и сестрам, ведь сам Господь наделил нас этим даром — возможностью любить другого человека.
Самая достойная любящая дочь
Царица одной страны решила вручить подарки достойным ученикам. А самого лучшего из них ждала особая награда—– золотой венок. Каждый из учеников должен был подойти к царице и рассказать ей о своих достижениях.
Первым подошел мальчик и гордо произнес:
«Я—– самый лучший ученик в школе!»
«Я — самый правдивый!» – объявил другой.
Поочередно подходя к царице, другие ученики тоже рассказывали ей о своих успехах: кто-то — лучше всех поет; кто-то —– никогда не шалит и не ссорится с товарищами.
А последней из учеников к царице подошла скромная девочка. Она сказала:
«У меня нет больших способностей. И хотя я очень стараюсь, все же успехи мои невелики. Поэтому я не заслуживаю награды. Но мне так хочется порадовать чем-нибудь моего больного отца и утешить любимую маму».
Тогда царица встала, приблизилась к девочке и поцеловала ее. А затем она надела золотой венок на голову этой любящей дочери.
|