Во что верят христиане (продолжение)
Преподобный Досифей
Преподобный Досифей, умирая, получил напутствие от настоятеля монастыря, в котором подвизался: «Чадо, иди с миром ко Господу и молись за нас у престола Его». Монахи, слышавшие такое напутственное слово, были очень удивлены. Они знали, что Досифей не отличался постничеством, не был усердным молитвенником, часто опаздывал на богослужения, а иногда и вовсе не приходил. Настоятель узнал о сомнениях братии, собрал монахов и задал им несколько вопросов. «Когда колокольный звон призывает меня на службу, а у меня на руках страждущий брат, что мне делать тогда?»
Отвечали иноки: «В таком случае помощь брату Господь примет за истинное богослужение».
«Но когда мои силы ослабеют от постничества и я не смогу, как должно, служить страждущим, должно ли мне подкрепиться пищею, чтобы неусыпно следить за больными?»
Отвечали иноки: «Чрезмерный пост в таком случае не столько был бы приятен Богу, сколько забота о нуждах болящего собрата».
«Вы рассуждаете правильно, — сказал настоятель, — зачем же осуждаете Досифея, который по возложенной на него обязанности ухаживать за больными, не всегда приходил к церковному богослужению, не всегда постился как другие? Вы же сами видели, с каким усердием он ухаживал за больными; с какой любовью исполнял их требования. И разве кто-_нибудь слышал от него ропот на труды и усталость? Таково было богослужение Досифея, и Господь примет его».
Случай из жизни святого Григория Великого
Святой Григорий Великий, папа Римский (правил римскою церковью 13 лет и умер в 604 году), был чрезвычайно милосерд к бедным и несчастным. Первого числа каждого месяца он раздавал им пособия; часто посещал больных и угощал у себя нищих и убогих, сам служил им с величайшим смирением.
Однажды, когда он служил еще иноком в монастыре Андрея Первозванного, к нему явился какой-то человек, который со слезами на глазах рассказал, что был хозяином корабля, и что корабль потонул в бурю. Григорий выслушал его и дал ему шесть золотых монет. Через час он пришел опять: «Сжалься надо мной, раб Божий, ты дал мне слишком мало, а я потерял очень много». Григорий дал ему еще шесть золотых монет; но тот же человек пришел и в третий раз, говоря: «У меня много долгу, помоги мне». У Григория уже не было больше денег, тогда он дал просящему серебряное блюдо.
Прошло много лет, Григорий стал папою и однажды велел приготовить обед для двенадцати бедных странников. К своему удивлению он увидел, что за столом сидят не двенадцать, а тринадцать человек. Он сказал об этом домоправителю, но тот уверял, что обедают только двенадцать. Григорий понял, что тринадцатый был виден только ему. После того, как гости ушли, а тринадцатый остался, Григорий спросил его имя. Невидимый для других гость не сразу ответил, но Григорий настаивал и узнал, что это был его ангел-хранитель. Это он под видом нищего когда-то испытывал милосердие Григория. Святой Григорий пал на колени и возблагодарил Господа.
Молитвы убогих
Жил в Петербурге один знатный и благочестивый вельможа. Однажды возвели на него пред государем клевету, отдали под суд, и дело грозило тюрьмой. Несчастный вельможа с горя заболел и слег в постель.
В это время приехал в Петербург строгий подвижник отец Назарий из Валаамского монастыря. Он был знаком с вельможей и зашел утешить его в скорби. Супруга вельможи встретила Назария словами: «Помолись, святой отец, чтобы дело моего мужа закончилось благополучно».
«Хорошо, — сказал старец, конечно надо помолиться Господу, но необходимо попросить и ходатайства приближенных государя; дайте мне немного денег, я сам попрошу их за вас». Старцу подали золота. «Нет, — сказал он,—это мне не годится, нет ли медных денег или мелкого серебра?» Ему подали то и другое. Назарий взял монеты и ушел.
Поздно вечером приходит он опять к вельможе и спокойно говорит: «Все царские приближенные обещались похлопотать за вас; успокойтесь и ждите радостных вестей». И что же? Еще старец сидел у постели больного, как пришло известие о благополучном окончании дела. Больной начал благодарить старца и просил открыть, кто из приближенных государя больше других принимал участие в нем.
Тут только открылось, что старец ни у кого из царских вельмож не был и ни у кого не просил. Вместо этого он целый день ходил по улицам и раздавал бедным деньги, которые получил от вельможи. «Благодарите Господа, что Он внял молитвам убогих и положил на сердце государю пересмотреть ваше дело, — сказал в заключение старец, — да не забывайте ваших благодетелей, нищих и убогих, многое могут они у Бога».
Вопрос о подаянии милостыни.
Один из домоправителей спрашивал Иоанна Милостивого, нужно ли подавать милостыню людям, одежда которых не показывает нищеты. Человек Божий отвечал.
Если ты настоящий христианин, то подавай милостыню так, как повелел Христос, который сказал: «Просящему у тебя дай» (Мф.5.42) Не смотри, кто как одет. Мало ли есть сребролюбцев, одетых в рубища? И мало ли есть бедных, достойных всякого сожаления, одетых опрятно? Встречаются тысячи случаев, когда тот, кто вчера справлялся с нуждой, сегодня не может обойтись без помощи других. Помни об этом и не мудрствуй лукаво.
В рассказе «Молитвы убогих» старец Назарий называет нищих «нашими благодетелями», а митрополит Антоний Сурожский в своих беседах о христианстве говорит о них, как о «наших господах». Он говорит, что все то богатство, которым мы располагаем — все это не наше, а дано нам Господом, чтобы поступать так, как поступил бы Господь, то есть отдавать его нуждающимся, не задумываясь о том, достоин ли он, не обманщик ли он. За это он и ответит, а мы ответим за то, как мы отнеслись к просящему у нас.
Святой Филарет милостивый
Святой Филарет принадлежал к богатому и знатному роду. Родители с ранних лет внушали ему любовь к Богу и он жил в таком довольствии и счастье, какие редко выпадают на долю людям. Но Филарет помнил свои обязанности. «Не для того дал мне Господь богатство, чтобы я пользовался им один, — говорил он, — но чтобы делился с неимущими». И, действительно, Филарет делился с нищими не только тогда, когда был богат, но и тогда, когда стал беден. Помогая бедным, Филарет дошел до такой нищеты, что стал нуждаться в пропитании для себя и своей семьи. Иногда соседи из сожаления посылали ему хлеба или муки, но и тут свою часть он делил с нищими.
Богу было угодно опять сделать Филарета богатым. Его внучка вышла замуж за самого царя. Филарету был оказан почет и даны богатые поместья. Но Филарет по-прежнему оставался милостивым, кротким и смиренным, радуясь, что теперь может больше помогать нищим.
Милостивым Господь обещает, что они сами будут помилованы, к ним будет явлена особая милость, подобно тому, как они оказывали милосердие другим людям на земле.
Шестая заповедь блаженства: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Что такое сердце чистое? Кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое.
Чистые сердцем — это те люди, которые не только явно не грешат, но и не имеют порочных и нечистых мыслей, желаний и чувств в сердце своем. Сердце таких людей свободно от земных привязанностей и пристрастий к тленным земным вещам и свободно от самолюбия и гордости. Люди, чистые сердцем, всегда непрестанно помышляют о Боге.
Чистота сердца выше простого чистосердечия. Чистосердечие состоит только в искренности и откровенности человека в отношении к ближним, а чистота сердца требует полного отключения от порочных мыслей и желаний и постоянного памятования о Боге и его святом Законе.
Есть ли на земле люди, чистые сердцем? Конечно, есть и их знает Господь: «Познал Господь Своих» (2 Тим. 2, 19). Люди, чистые сердцем, иногда бывают явлены миру. Таковы святые угодники Божии, еще при жизни прославляемые Богом, имеющие дары прозорливости и чудес. Но чистота сердца в людях очень редка, как редко чистое золото или драгоценные камни.
Для очищения сердца нужны великие труды и скорби, частые слезы о своих грехах, непрестанная молитва, воздержание.
Высочайший, недостижимый для человека образ чистоты сердца — это Богочеловек Иисус Христос. Святой апостол Петр говорит о Нем: «Он не сделал никакого греха, и не было лести (лжи) в устах Его» (1 Пет. 2,22). Иисус Христос — единственный пример на земле совершенной чистоты сердца. Пример этот в полной мере не достижим ни для кого. Даже святые подвижники и угодники Божии не достигали совершенной чистоты сердца.
Среди всех, живших на земле, одна Матерь Божия более всех приблизилась к истинной и совершенной чистоте сердца. Она является величайшим примером того, какой степени чистоты и святости может достичь человек.
Иоанн Креститель, дивный пустынножитель и проповедник покаяния, строгий девственник, великий борец и мученик за правду, служит также образцом чистоты сердца.
Все святые подвижники стремились к достижению чистоты сердца. Как редко и как трудно достигают чистоты сердечной святые угодники Божии, показывают слова преподобного Пимена: «Многие из отцов наших были сильны в подвигах, но сильных по чистоте помыслов — один или два».
Образцом чистоты сердца может служить преподобная Мария Египетская (Vв. н. э). Сорок семь лет провела она в одиночестве в пустыне за Иорданом. Из них 17 лет была мучима страшными искушениями. В последние годы жизни она удостоилась от Господа многих даров: сохраняла жизнь и здравый рассудок, почти ничем не питаясь, при чтении молитв поднималась в воздух почти на полметра, ходила по воде, как по суше, читала мысли другого человека. Об этом свидетельствует старец Зосима, встретивший подвижницу в пустыне во время Великого поста.
Святая Православная Церковь установила в четверг первой и пятой седмиц Великого поста вспоминать житие преподобной Марии Египетской. Восемнадцать тропарей канона святого Андрея Критского обращены к ней.
Святая мученица Иустина также может служить образцом чистоты сердца.
В Антиохии жил могущественный колдун Киприан. Такой могущественный, что даже бесы подчинялись ему. Один юноша влюбился в прекрасную христианку Иустину и хотел на ней жениться. Но Иустина отвергла его любовь, желая остаться девственницей. Влюбленный юноша обратился к Киприану с просьбой приворожить Иустину. «Это проще простого», — сказал колдун. Он послал младшего беса к Иустине, но тот вернулся ни с чем. Тогда Киприан послал беса посильнее, но и тот ничего не смог поделать.
Раздосадованный Киприан обратился к еще более сильному бесу с просьбой приворожить девицу. Но и тот подошел лишь к порогу ее жилища, а внутрь войти не смог. От жилища девицы исходил такой свет, что он опалял бесов, и они не могли приблизиться к Иустине. Иустина была как облаком одета необыкновенным светом, который отражал бесов.
Увидя бессилие самого сатаны, который не смог победить простую девицу-христианку, Киприан понял, насколько силен христианский Бог и бессильны темные силы пред человеком с чистым сердцем. Киприан отрекся от магии, принял святое крещение и стал вести праведный образ жизни.
Людям с чистым сердцем Господь обещает, что они Бога узрят. Здесь на земле они увидят Его благодатно-таинственно духовными очами. В будущей же вечной жизни они увидят Бога так, «как Он есть» (1Ин. 3,2). Видеть Бога — это высочайшее блаженство, а обещание его видеть — это обещание высшего блаженства.
Седьмая заповедь блаженства: блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Миротворцы — люди, живущие со всеми в мире, и которые стараются примирить людей, враждующих между собой. Миротворцы помнят слова Спасителя: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14,27).
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Дело Единородного Сына Божия состояло в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее».
Седьмой заповедью блаженства Христос не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собой, но и требует, чтобы мы примиряли несогласие и раздоры других».
Бог — Творец мира и жизни. Мир есть обязательное условие сохранения жизни. Те, кто служат этой цели, проявляют верность завету Господа и продолжают Его дело, поэтому они и называются сынами Божиими.
Мир — это не просто отсутствие войны или внешнего конфликта, что само по себе уже хорошо, но, самое главное, — это мир душевный. Вот поссорились два друга и разошлись в разные стороны, утихли крики, взаимные оскорбления, вроде бы конфликт прекратился. Но в душе осталось раздражение, злоба, а то и ненависть. Разве это настоящий мир? Истинное примирение — то, которое устанавливает душевный мир, оно всего важнее для Господа.
Если ты обидел кого-нибудь, скорее примирись с ним, потому что , несмотря на всю Свою любовь к тебе, Господь не сможет тебе помогать, пока к нему вопиет несправедливо обиженный. Господь говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5,23-24).
Господь не может принять предназначенный ему дар, пока двое враждующих не примирятся. Господь вполне может сказать так: «Ты ищешь моей любви, а обиженный ищет отмщения; ты называешь Меня милосердным, а он справедливым; ты просишь снисхождения, а он сетует, что не оказано ему помощи. Успокой его, справедливо вопиющего, и не будешь лишен моего благоволения. Примирись с ближним, и тогда умоляй о Моем примирении с тобой».
Если тебя несправедливо обидели, и ты чувствуешь, как в тебе закипает гнев, постарайся, прежде всего, сдержать его внешнее проявление, а потом не копи в душе злобу, не старайся отомстить, не стремись воздать злом за зло. Господь видит несправедливую обиду и Сам защитит тебя. Спокойно и с любовью к обидчику выскажи, в чем он не прав, и, независимо от его реакции, прости обидчика. Этим восстановишь душевный мир, приобретешь спокойствие и ощутишь в своей душе радость и любовь.
Миротворчество всегда требует жертв и самоотдачи, способности отказаться от своих претензий, уступить другому. Если же человек не готов принести в жертву часть собственных интересов, как может он участвовать в мирном процессе? И разве способен на это тот, кто привык превыше всего ставить свою выгоду? Такой человек несет потенциальную угрозу миру, он опасен для семейной и общественной жизни.
Однако, если человек обращен всей душой к Богу и готов пожертвовать своими интересами во благо ближнего, такой человек может стать миротворцем.
Миротворец святой Григорий Богослов
Святой Григорий Богослов жил в IV в. н. э. Он родился в благочестивой христианской семье в городе Назианз Каппадокийской греческой провинции (современная Турция). Он получил прекрасное образование в Афинах и, вернувшись на родину, в 30 лет принял от своего отца — епископа назианского святое крещение. По приглашению святого Василия Великого он удалился в пустыню, где подвизался рядом с ним. По требованию отца святой Григорий вернулся в Низианз и принял сан пресвитера.
Вскоре святому Григорию выпало трудное дело примирения своего отца епископа с его паствой, которая осудила своего пастыря за подписание двусмысленного толкования догмата веры. (В то время основные положения христианской веры только складывались и по догматам шли ожесточенные споры). Григорий дал пастве время на изъявление первых чувств, а затем убедил отца открыто признать свою ошибку. После этого он произнес красноречивую проповедь о необходимости примирения и достиг желаемого результата.
По смерти Константинопольского патриарха Григорий был приглашен на патриарший престол. В то время в Константинополе была сильна партия еретиков. Во время болезни Григория ему был нанесен удар. Тот, кого он считал своим другом, философ Максим был тайно поставлен еретиками на Константинопольский патриарший престол. На Втором Вселенском соборе начались распри. Часть священников хотела видеть патриархом Григория, другая часть была за Максима, придерживавшегося еретических взглядов. Святитель решил пожертвовать собой для мира. «Пусть буду я пророком Ионой! Не виновен я в буре, но жертвую собою для спасения корабля. Возьмите и бросьте меня в море. Я не радовался, когда восходил на престол, и охотно схожу с него». Святитель удалился в уединение в Арианз и оттуда написал множество посланий и стихов.
Примирение двух братьев
Авва Павел Космит и Тимофей, брат его, живя вместе, часто между собой спорили. Наконец авва Павел сказал однажды: «Долго ли нам жить так?» На это Тимофей отвечал ему: «Сделай милость, когда я буду оскорблять тебя, потерпи меня, а я буду терпеть, когда ты станешь оскорблять меня». Поступив так, они были мирны и спокойны остальные дни своей жизни.
Миротворцам Господь обещает, что они назовутся сынами Божиими, то есть будут самыми близкими Богу, наследниками Его. Миротворцы своим подвигом уподобляются Сыну Божиему Иисусу Христу, который пришел на землю, чтобы поселить мир между людьми вместо господствовавшей среди них вражды. Поэтому миротворцам и обещается благодатное наименование сынов Божиих, а с этим и неизъяснимое блаженство.
Восьмая заповедь блаженства: блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Гонимые за правду — это те истинно верующие люди, которые так любят жить по правде, то есть по закону Божиему, что за твердое исполнение своих христианских обязанностей, за свою праведную и благочестивую жизнь терпят гонения, лишения и бедствия от врагов правды и добра.
Гонения неизбежны для христиан, живущих по правде Евангельской, потому, что злые люди ненавидят правду, — ведь правда обличает злые дела их. Всегда злые, развратные люди ненавидели праведных и гнали их, преследовали тех людей, которые отстаивали правду. Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос был распят на кресте ненавистниками правды. Всем своим последователям Он предсказал: «Если меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15,20).
Чтобы терпеливо переносить гонения за правду человеку необходимо иметь любовь к истине, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, веру и упование на помощь Божию.
Святой Иоанн Златоуст — страдалец за правду
Святой Иоанн Златоуст (IVв. н. э.) родился в Антиохии. Он получил прекрасное образование в Афинах и, вернувшись на родину, в 20 лет принял святое крещение. Вскоре он стал чтецом в антиохийском храме. Он упорно изучал святое писание и учился подвижнической жизни у мудрых наставников. После смерти матери принял иночество. Когда Иоанн узнал, что его хотят поставить епископом, он удалился в пустыню, чтобы не прерывать монашеской жизни. Здесь он написал ряд важных богословских трудов, которые не потеряли своего значения и по сей день. Четыре года провел святой в пустыне. Из них два года соблюдал полное безмолвие. Для восстановления здоровья Иоанн принужден был вернуться в Антиохию, где был рукоположен в дьякона, а затем в пресвитера. На него возложили обязанность проповедника. Иоанн оказался прекрасным оратором, за что и получил наименование Златоуст.
Росла слава святого проповедника, и вскоре он был поставлен архиепископом на Константинопольскую кафедру. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице Иоанна Златоуста яростного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась об изъятии последнего имущества у вдовы опального вельможи, Иоанн встал на защиту вдовы. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Состоялся суд, и святитель был приговорен к смертной казни за оскорбление императрицы.
Император заменил казнь изгнанием в Армению. Находясь в Армении, архипастырь не оставлял своих духовных чад и в письмах давал им наставления. Враги святого Иоанна не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в Питиус (современная Пицунда в Абхазии). К этому времени Иоанн был болен и прикован к постели. Несмотря на это, он был вынужден идти три месяца пешком к месту ссылки. Под конвоем и в дождь и в зной совершал он свой последний переход. Святитель не смог дойти до Питиуса и по дороге скончался. Перед кончиной у склепа святого Василиска Иоанну было видение этого мученика, который сказал: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра будем вместе». Причастившись Святых Тайн, архипастырь мирно отошел ко Господу.
Зная о возможных гонениях, никогда не надо впадать в уныние, так как Господь не оставляет своих верных последователей. При всех злостраданиях, напастях и скорбях Господь — наша опора, сила и утешение.
Господь не оставляет изгнанных за правду
Митрополит Иосиф Алмаатинский во время немецкой аккупации служил в Таганроге. Поскольку он не подписывал никаких воззваний, восхваляющих новое правление, и не читал с амвона проповедей в пользу аккупационных властей, при отступлении фашисты отправили его в гестаповскую тюрьму и приговорили к расстрелу. Однако один из сотрудников гестапо, происходивший из поволжских немцев, сжалился над Иосифом, указал в бумагах, что расстрел совершен, а сам спрятал будущего митрополита в одну из камер тюрьмы, заперев дверь в камеру на замок. Несколько дней пришлось Иосифу дожидаться прихода наших солдат. Была зима, окно в камере было разбито, стоял ужасный холод. Голод мучил Иосифа, но страшнее всего была жажда. Он стал повторять: «Питоньки, питоньки пошли Боже!» И вдруг запертая дверь открылась, Иосиф вышел из камеры и напился водой, капавшей с потолка. Боясь попасть в руки немцев, Иосиф вернулся в камеру, и дверь за ним закрылась. Через несколько дней Иосиф был благополучно освобожден советскими войсками.
Досрочное освобождение
Одна простая верующая женщина, убиравшая подсвечники во время службы в храме, и не отрекшаяся от Бога в советские безбожные времена, была приговорена к шестнадцати годам лагерей. Ежедневный труд заключенных был очень тяжелым, и женщина приходила с работы еле живая. Однако она каждый день после работы уходила в тихий уголок лагеря и там устанавливала на кустике иконки Николая Угодника, Божией Матери и Спасителя. Каждый раз она обращалась к ним с просьбой о сокращении срока наказания вдвое. «Половин-то я как-нибудь отсижу, а целый срок мне не выдержать». И, действительно, в тот день, когда исполнилось полсрока, пришло распоряжение о ее досрочном освобождении.
Помолимся Николаю Угоднику
В одном из лагерей, где отбывало срок несколько священников, они предложили заключенным в течение месяца попоститься перед праздником Николая Угодника, почитать ему акафист и попросить об освобождении. Поститься вызвалось сорок человек, однако до конца весь пост выдержало лишь двадцать девять заключенных. Как же сокрушались те, кто не выдержал поста, когда вскоре все двадцать девять человек были освобождены.
Гонимым за правду, за их исповеднический подвиг, Господь обещает Царство Небесное, то есть радость и блаженство в небесных селениях будущей вечной жизни.
Девятая заповедь блаженства: блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
В этой заповеди Господь наш Иисус Христос называет блаженными тех, кто за имя Христово и за православную веру терпеливо переносит поношение, гонение, злословие, клевету, издевательства, бедствия и саму смерть.
Такой подвиг называется мученическим и выше этого подвига ничего не может быть.
Чтобы пострадать за Христа нужно настоящее христианское мужество. Оно основано на вере в Бога, на надежде и уповании на Него, на любви к Господу и ближнему, на непоколебимой верности Богу.
Это христианское мужество нужно отличать от фанатизма (слепого следования форме, а не существу христианской жизни). В сердце фанатика нет любви к людям и, следовательно, настоящей любви к Богу. Больше всего они заботятся о соблюдении обрядовой стороны церковной жизни. В душе у них живет гордость за себя, за то, какие они «правильные» и осуждение тех, кто ведет себя не так, как они. Таких людей Господь называет фарисеями и предупреждает об опасности подражать им.
С момента провозглашения Христом заповедей блаженства началась борьба со Спасителем и с провозглашенным им учением. В начале I века борцами с христианским учением выступили книжники и фарисеи иудейские, которые распяли Христа. Во второй половине I века борьба с христианством приобретает форму жесточайших гонений со стороны правителей римской империи. Начавшись при римском императоре Нероне, она продолжалась 250 лет. В наше время святая церковь воспоминает ежедневно своих мучеников и исповедников, пострадавших в первые времена распространения христианства. Множество мучеников засвидетельствовало верность Христу своей жизнью и смертью.
Святой Кирик
Трехлетний мученик святой Кирик, хотя был всего трех лет от роду, вполне может быть назван христианским мучеником. Он рвался из рук мучителя к матери Иулите, которую страшно избивали за веру во Христа. Он даже произнес: «Я христианин». Мучитель, сидящий на судейском возвышении, пнул ногой мальчика, и тот, падая с крутой лестницы, обагрил ее своею кровью.
Георгий Победоносец
Святой великомученик Георгий (IIIв. н. э.) родился близь города Бейрута (столица современного Ливана). Богатые и благочестивые родители воспитали его в христианском духе. Он получил хорошее образование и поступил на военную службу. Георгий отличался умом, храбростью, физической силой, красотой. Он достиг звания десятитысячника и стал любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан, фанатически почитавший римских богов, вошел в историю как самый жестокий гонитель христианства. Проникнувшись состраданием к христианам, Георгий решился открыто исповедать свою веру и защитить христианство.
Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным и отпустил на волю рабов. Он явился к Диоклетиану и, объявив, что он христианин, обличил его в несправедливости и жестокости по отношению к христианам. После безрезультатных уговоров отречься от Христа Диоклетиан распорядился подвергнуть Георгия истязаниям. Георгия сначала заковали в колоды и на грудь его навалили камень. Потом привязали к колесу, вращавшемуся над железными гвоздями, которые рвали его тело. Далее его обули в сапоги с железными гвоздями и били воловьими жилами до тех пор, пока его тело не превратилось в кровавое месиво. После всякой казни тело святого великомученика мгновенно исцелялось.
Император Диоклетиан приписывая эти чудеса волшебству, приказал знаменитому тогда волшебнику Афанасию приготовить отраву для святого Георгия. Но и отрава не произвела на него своего действия. Изумленный волшебник торжественно исповедал Христа и был обезглавлен.
Георгий изъявил желание идти в храм Аполлона. Все подумали, что он принесет там жертву богам. Но святой Георгий, войдя в храм, сотворил крестное знамение, и идолы с шумом попадали на землю. Диоклетиан приказал обезглавить Георгия.
Чудесные страдания святого Георгия обратили в христианство супругу Диоклетиана — царицу Александру. Она также была приговорена к смерти, но по дороге к месту казни тихо скончалась.
На иконах святой Георгий изображается на белом коне, поражающим копьем змия. Это изображение основано на посмертном чуде, явленном святым Георгием. Предание гласит, что в окрестностях Бейрута в озере жил змий, который пожирал людей. Что это был за змий: удав, крокодил или большая ящерица, неизвестно. Жители той местности начали регулярно приносить в жертву змию юношу или девушку. И вот жребий пал на дочь местного правителя. Бедняжку привязали к дереву на берегу озера, и она с ужасом ждала своей участи. Когда чудовище стало приближаться, вдруг появился прекрасный юноша на белом коне и копьем пронзил змия.
Великомученик Георгий был назван Победоносцем за мужество и духовную победу над мучителями, а также за чудесную помощь людям, находящимся в опасности.
Тело великомученика находится в Израиле в храме города Лида.
Герб Москвы имеет изображение святого Георгия, пронзающего змия.
Святые Феодор и Феофан начертанные
Особенно и необычайно пострадали от иконоборцев (противников почитания икон) два брата, Феодор и Феофан, прозванные начертанными.
Патриарх Иерусалимский прислал их в Константинополь, (где в то время было распространено еретическое течение иконоборцев) для поддержания православия. Император Феофил-иконоборец трижды ссылал их в заточение, предварительно подвергнув истязаниям, и трижды возвращал для новых пыток. Братья мужественно терпели пытки, но не отрекались от своей веры. Тогда Феофил приказал иглами начертать на лицах исповедников позорные надписи и отослать их в Иерусалим. Целые сутки терзали страдальцев, кровь лилась рекой.
Отходя, святые страдальцы сказали: «Знайте все, кто слышит, что херувим, стерегущий рай, когда увидит на наших лицах это начертание, отступит перед нами, предоставляя нам свободный вход в рай. Ибо от века не было такого нового мучения. И эти надписи найдутся на лицах наших в день Страшного суда, и вам повелено будет прочитать их, ибо сказано: «Так как вы сделали это одному из братьев моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья.
Имена Вера, Надежда, Любовь и Софья носят многие женщины России. Святая мученица София родилась в Италии, была вдовой и имела трех дочерей: двенадцатилетнюю Веру, десятилетнюю Надежду и девятилетнюю Любовь. Все они веровали во Христа и открыто несли Его слово людям.
Некто по имени Антиох, правитель провинции, где они жили, донес римскому императору об этой христианской семье. Их вызвали в Рим, подвергли допросу, а затем истязаниям. Существуют свидетельства о чудовищных пытках, которым подверглись эти маленькие девочки. Их положили на раскаленную решетку и поливали горячей смолой. Для прекращения пыток требовалось немного, всего лишь поклониться богине Артемиде. Но девочки отказались, видя в этом предательство своей веры во Христа. Матери была уготована особая пытка, она должна была смотреть на мучения дочерей. Девочек обезглавили, а через три дня скончалась на их могиле и Софья.
Достоверные описания мученических подвигов ранних христиан получены из протоколов римских судов над христианами.
Высоким образцом мученического подвига служит и Сам Иисус Христос, а также апостолы.
Массовые гонения на ранних христиан закончились в IV веке, но они вспыхнули с новой силой в XX веке в большевистской безбожной России. В послереволюционные годы изощренным пыткам и мучениям подверглись наши соотечественники — священники, епископы, монахи и просто верующие. Преследователи представляли дело так, что они судят христиан не за их веру, а за их противостояние властям. В итоге почти все епископы и духовенство были расстреляны или сгинули в лагерях. На свободе осталась лишь горсточка, воистину «малое стадо», которому выпало на долю сберегать нашу веру.
Заплатившие жизнью своей за верность Христу и Его Церкви были мучениками, а пронесшие эту веру через все испытания и искушения и оставшиеся в живых стали исповедниками. Трудно даже вообразить, что стало бы с отечеством, если бы эти исповедники не сохранили веру в нашем народе. И потому сегодня в знак признательности и благодарности мы склоняем головы как пред памятью тех, кто остался верен Христу даже до смерти, так и перед исповедническими трудами тех, кто сберег и через десятилетия неслыханных гонений пронес искру православной веры.
За подвиг мученичества Господь обещает великую награду на небесах, самую высокую степень блаженства в будущей жизни. Но и здесь на земле Господь прославляет мучеников за их твердое исповедание веры. Многие мученики имеют нетленные тела и их именем совершаются многие чудеса.
Как нам жить по-христиански.
Жить по-христиански — это жить так, чтобы посильно, постепенно, возрастающее уподобляться Христу. Это может показаться очень сложным и недостижимым, но Господь дал нам пример всей своей жизнью, мышлением, сердечным отношением к человеку и к окружающему миру, дал нам идеал человека, которому мы должны следовать.
Жить по-христиански не означает только то, чтобы изучить все заповеди и стараться их выполнять, а в том, чтобы в словах заповеди найти глубинный смысл и сделать его основой своего характера, естественным проявлением ума и сердца.
В своих беседах о христианстве Антоний Сурожский приводит два примера выполнения заповеди «накорми голодного».
Один верующий человек, довольно обеспеченный, открыл дверь нищему, который попросил его накормить. «Стой здесь, дальше не проходи», — сказал хозяин. Затем вынес нищему тарелку супа и хлеб. После того, как суп был съеден, хозяин дал нищему денег и велел уходить. Казалось бы человек выполнил заповедь, накормил голодного, но он сделал это, не затрачивая никаких душевных сил, чисто механически. С чем же ушел нищий? Ушел с чувством, что он не такой голодный, что у него есть немного денег, чтобы поесть еще раз, но человеческого отношения он не встретил.
И другой пример приводит Антоний Сурожский. Во время войны один преподаватель гимназии (во Франции) жил в совершенной нищете. У него даже не было денег, чтобы добраться до гимназии на метро, и он шел пешком с другого конца города. Недалеко от школы сидел нищий, рядом с ним лежала шляпа. Многие проходили мимо и отводили глаза, потому что им нечего было подать, другие, не глядя, бросали в шляпу монету и шли дальше. Когда преподаватель поравнялся с нищим, он снял шляпу и сказал «Простите, мне нечего вам дать, у меня ничего нет». Нищий встал и с благодарностью обнял преподавателя. Потом, когда митрополит Антоний спросил нищего, почему он так сделал, тот ответил: «Никто и никогда не одарил меня так щедро, как этот человек». Казалось бы, формально преподаватель не выполнил заповеди «просящему у тебя, дай», у него самого ничего не было, но он признал в нищем равного себе, поступил очень человечно, по-христиански.
Эти два примера говорят о том, что механическое выполнение заповедей Божиих не делает человека правым перед Богом. Если ты не сочувствуешь ближнему, нечеловечен, то, как бы тщательно не выполнял заповеди, настоящим христианином не будешь, а будешь всего лишь рабом.
Придя на землю и став человеком, Господь показал нам, что значит быть человеком в самом полном, в самом высоком смысле этого слова. В Иисусе Христе — человеке из плоти и крови мы не найдем ничего такого, что не было бы пронизано Божественным присутствием. Мы же только на пути к тому, чтобы стать людьми, человеками.
Каждый должен найти свой путь. Каждому Господь дает свои дарования. Один призван к браку, другой к безбрачию. Один призван к слову, другой к молчанию. Святой Серафим Саровский поучает, что каждый должен выбирать тот путь, который ему приносит прибыль. У одного сердце открытое, и он наиболее полно может выразить себя через милость, другой через молитву, третий обладает даром убеждения. Христианский дух един, а проявления его различны. Нельзя прописать одного рецепта всем. Надо помнить, что каждый из нас неповторим для Бога, каждый из нас для Него единственный.
Мы можем исполнить то или другое, но не все сразу и не обязательно то, что кажется самым значительным и самым важным. Нам нужно честно делать то, на что мы сейчас способны. Вместе с тем, мы всегда должны стремиться к совершенствованию. Мы должны постоянно находиться в движении, не в беспорядочном, а в целеустремленном движении вперед. Для этого нам нужно всегда иметь перед глазами Христа, который являет собой образ самого совершенного человека, человека в той полной мере, в которую нам предстоит возрастать.
|