ПРОГРАММА ПО ЗАКОНУ БОЖИЮ (для внешкольного обучения)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Выпуская в свет серию брошюр, посвященных программам по национальным русским предметам, «Родина и Родная Речь» имеет в виду послужить развитию внешкольной работы с детьми и подростками с одной стороны в семье, с другой в воскресно-четверговых школах, детских и юношеских организациях, клубах и пр. В настоящее время эта работа приобретает первостепенное значение в деле охранения связи новых поколений с русской культурой.
В основу наших изданий – кроме брошюры о преподавании географии – положены программы, выработанные Педагогическим Бюро (Прага). «Родина и Родная Речь»приносит свою искреннюю благодарность Педагогическому Бюро за предоставление ей указанных материалов.
ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ И МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ЗАКОНА БОЖИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ВОСКРЕСНО-ЧЕТВЕРГОВЫХ ШКОЛАХ
Правильная постановка Закона Божия в зарубежных воскресно-четверговых школах представляет большие трудности по многим причинам. Отсутствие во многих случаях предварительной домашней подготовки и благоприятной семейной обстановки, отсутствие твердо установленных дней и часов школьных занятий, неаккуратное посещение уроков детьми, текучей и разнообразный по возрасту, развитию и подготовке состав детей, необходимость одновременного сообщения детям сведений по разным отделам Закона Божия, и отсюда невозможность систематического, последовательного и неторопливого прохождения и усвоения этих отделов, отсутствие подходящих учебников и наглядных пособий и невозможность пользоваться ими – все это является большим препятствием к правильным и успешным занятиям по Закону Божию. Но не в одном только учебно-образовательном отношении заключаются трудности преподавания Закона Божия. Закон Божий не является только учебно-образовательным предметом школьной программы. Он связан с религиозно – нравственною жизнью детей. Он должен помочь детям не только знать о Боге, но и знать Бога, укрепляться в вере в Бога, жить религиозною и нравственною жизнью, жить в Церкви Христовой.
И законоучителю невозможно жить только преподавателем своего предмета; ему необходимо войти в личные, интимные отношения с детьми и помочь им в трудностях их личной, религиозной, внутренней жизни. Эта задача придает особый характер занятиям Законом Божьем, и ставить перед законоучителем ряд особых вопросов и забот религиозно – воспитательного характера.
Молодому, начинающему, неопытному законоучителю, желающему добросовестно и успешно выполнить свою обязанность, чрезвычайно важно и дорого всякое указание, могущее помочь ему в его работе; ему важно и интересно познакомиться с опытом и практикой других законоучителей.
Целью настоящей брошюры и является познакомить читателей с программами и методами занятий по Закону Божию, практикуемыми или предлагаемыми некоторыми о. о. законоучителями зарубежных воскресно-четверговых школ. В нашем рассмотрении имеются – программа по Закону Божию для воскресных и четверговых церковно-приходских и начальных школ с объяснительною к ней запискою о. протоиерея Николая Сахарова, доклад о преподавании Закона Божия в воскресно-четверговой школе Русского Христианского Студенческого Движения в Париже о. Георгия Шумкина и программа по Закону Божию о. Александра Елчанинова для дополнительных курсов русским детям в Ницце.
Во всех этих материалах имеются очень ценные и полезные указания для о. о. законоучителей.
-------
О. Николай Сахаров имеет в виду, главным образом, правильно поставленную церковно-приходскую школу с четырехлетним или пятилетним курсом. Для более слабых школ он предлагает сокращенную трехлетнюю программу.
Принимая во внимание, что «беженские церковно-приходские» школы находятся в совершенно исключительных условиях, о. Сахаров допускает сокращение и изменение этой программы. Но даже и предлагаемые им измененные и сокращенные программы, по его словам, нельзя рассматривать, как обязательные для всех школ при различии условий, в каких эти школы находятся. Поэтому он считает свою программу лишь примерною: к ней должны приспособляться преподаватели, причем им приходится предоставить широкий простор для сокращений или дополнений. Программа о. Николая Сахарова представляет последовательный систематический курс Закона Божия, расположенный по годам. Первый год посвящается усвоению молитв, символа веры и десяти заповедей. В этом же году дети знакомятся с двунадесятыми праздниками и с праздником Воскресения Христова, изучают тропари этих праздников, по крайней мере, Рождества Христова и Св. Пасхи. Во втором году дети изучают священную историю Ветхого и Нового Завета. В третьем году приходится учение о Богослужении. В четвертом году краткий катехизис (символ веры, молитва Господня, заповеди блаженства и 10 заповедей). Наконец в пятом (дополнительном) году проходятся начальные сведения из истории Церкви – общей и русской.
По сокращенной (трехлетней) программе в первом году изучаются главнейшие молитвы и рассказы из Священной истории Ветхого и Нового Завета; во втором году – молитвы, оставшиеся не пройденными в первом году, и краткие сведения о богослужении; в третьем году – краткий катехизис (символ веры, молитва Господня, заповеди блаженства и заповеди Моисеевы).
Из учебников по Закону Божию о. Сахаров рекомендует учебник Архиеп. Агафодора – Наставление в Законе Божием.
К сожалению, у о. Николая Сахарова не указано, на какой возраст детей рассчитана его программа.
-------
Программа о. Георгия Шумкина составлена по другому принципу, нежели программа о. Сахарова. Она не имеет характера строго систематического и последовательного курса. Она носит характер концентрический. О. Шумкин хочет в каждый год программы вложить необходимые детям сведения из разных отделов курса Закона Божия, и вместе с тем придать занятиям характер наглядности и религиозной практичности. Его программа рассчитана на детей от 3 до 12 лет. Дети делятся на четыре группы и проходят всю программу в течении семи лет.
Помимо учебных занятий он ставит своею целью приучать детей с самого раннего возраста к храму. Он говорит: «Наш опыт показать, что даже четырехлетние дети могут иногда помогать зажигать лампадки и свечи, и прибирать церковь. Старшие мальчики могут прислуживать в алтаре, девочки помогать в уборке и украшении храма. Во всех классах нужно понемногу объяснять устройство храма, значение церковной утвари, облачения, икон, отдельных моментов богослужения».
По плану о. Г. Шумкина дети в первой группе (от 3-6 лет) занимаются два года. В эти годы занятия заключаются в рассказах из Священной истории по картинкам, по возможности ясным и большого размера. Хронологической связи между рассказами можно не соблюдать, так как для детей этого возраста она все равно не существует. Лучше всего выбирать рассказы с яркими внешними событиями. Из Ветхого Завета можно рассказывать о сотворении мира, о Ное, об Иосифе, о Моисее. Из Нового Завета дети особенно любят истории исцеления больных, чудеса, укрощение бури, и из событий Нового Завета: Благовещение, Рождество, страдания, смерть и воскресение Господа Иисуса Христа. За эти два года дети первой группы должны твердо усвоить молитвы: Богородице Дево, Отче наш, Царю Небесный, тропари Рождества Христова и Воскресения. Объяснять содержание молитвы нужно только в общих чертах, о чем молимся в молитве, не вдаваясь в объяснение отдельных слов.
Во вторую группу входят дети 7-8 лет. Они находятся в этой группе один год и занимаются Ветхим Заветом. Программа Ветхого Завета, примерно такая: «Сотворение мира. Грехопадение». «Каин и Авель». «Потоп. Ной». «Авраам. Исаак. Иаков». «Иосиф. Переселение в Египет». «Исход. Иисус Навин. Судьи (Гедеон, Самсон, Самуил)», «Давид. Соломон». «Разделение царств». «Вавилонское пленение». «Даниил и три отрока». В этот же курс вставляются рассказы о праздниках, встречающихся в учебном году, и о житиях святых. Перед пасхой повторяется история Страданий и Воскресения Спасителя. Повторяются молитвы с добавлением молитвы вечерней и утреней, перед учением и после учения. Пособием к занятиям может служить собирание детьми картинок, иллюстрирующих пройденные рассказы, и наклеивание их в особую тетрадку.
В 3-ей группе учатся дети 9 и 10 лет. Занятия продолжаются два года. В первый год проходится Священная история Нового Завета, главным образом, события Евангельской истории, по возможности, приноравливая курс к воспоминаниям церковного круга. Во второй год изучается учение Иисуса Христа в проповедях и притчах – о сеятеле, о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о милосердном самарянине, нагорная проповедь.
В 4-й группе учатся 10, 11 и 12 лет. Занятия продолжаются также два года. В первом году программа такая – Деяния св. Апостолов. Первые мученики. Первые века христианства. Устройство храма. Во втором году – повторение устройства храма. Краткое понятие о богослужении. Суточный круг. Литургия. Таинства. Краткий Катехизис – Откровение, Священное Предание и Священное Писание. Символ веры. В 5-й (дополнительной) группе – более подробное изучение Катехизиса (молитва Господня, заповеди блаженства, 10 заповедей).
-------
Программа о. Александра Елчанинова, как и программа о. Шумкина, составлена по концентрическому плану, но для двухгодичного курса, при одном недельном часе для детей от 10 до 12, и от 13 до 15 лет.
В оба курса входят: Священная история, Катехизис, Жития святых, богослужение, молитвы, но второй курс является расширением первого. Образовательный момент неразрывно связан с религиозно – воспитательным.
Каждый урок состоит из нескольких частей, например, 25 минут на спрос и рассказать из Священной истории, 20 минут объяснение молитв, 15 минут – беседа о поведении во храме. Необходимо задавание уроков на дом, так как разучивание уроков только в классе отнимает слишком много времени и не дает возможности выполнить программу. По мнению о. Ельчанинова, было бы большою ошибкою свести уроки Закона Божия, особенно с современными детьми, только к усвоению памятью определенного материала. Преподаватель должен на первое место выдвинуть воспитательный момент, вовлечение детей в область религиозных переживаний, воспитание в них религиозных привычек. Часть урока должна непременно посвящаться беседе на моральные и религиозные темы, некоторые уроки по богослужению можно проводить в храме. Преподаватель путем беседы, должен быть осведомлен и о домашней молитве ребенка, и о посещении им богослужения, и о том, насколько ему удается применять к жизни те уроки веры и поведения, которые он получает в классе.
В младшем возрасте (от 10-12 лет) урок начинается с молитвы. С самого первого урока надо добиваться, чтобы молитва перед уроком не была пустой формальностью. Для этого важно предварять молитву, хотя бы на первых уроках, некоторым разъяснительным словом, повторяя его впоследствии всякий раз, когда молитва становиться торопливой, рассеянной. В этом смысле молитва на уроках Закона Божия есть самый важный элемент всего преподавания. К обычным молитвам о. Ельчанинов рекомендует присоединять молитвы, соответствующие обстоятельствам, напр., по случаю ближайшего праздника, или святого дня, или чьей-либо болезни, или какого-нибудь радостного или печального события.
Читать молитвы можно по очереди, или хором, или каждому – назначенную ему молитву. Очень важно, чтобы одну или несколько молитв читал сам преподаватель. К молитве перед уроком естественно примыкает следующая часть урока – объяснение новой молитвы, или заповеди, или на втором курсе – какого–нибудь вопроса Катехизиса.
Объяснение главных евангельских событий, праздников, постов, житий святых нужно связывать, по возможности, с церковным годом.
Важным средством для возбуждения в детях моральных и религиозных чувствований является предоставление им соответственной деятельности: уход за классной иконой, лампадкой, украшение иконы цветами, прислуживание в церкви, сборы в пользу нуждающихся. Формы внутренней религиозной активности: молитва о больных, работа над собою для выработки в себе послушания, терпения, правдивости и т. п., приготовление к исповеди и Св. Причастию. Очень хорошо определяет о. Ельчанинов значение Ветхого Завета в курсе Закона Божия. «Значение В.З. двоякое: во-первых, ветхозаветные рассказы вводят детей в сферу религиозной и нравственной жизни более простой, чем религиозность христианская; в конкретных, художественных образах дети усваивают такие понятия, как Промысел Божий о мире и человеке, грех, жертва, страдание и его смысл, праведность, послушание и т. д.; во-вторых, в отношении к христианству, важно показать Ветхий Завет, как подготовку к пришествию Спасителя».
Рассказы из Нового Завета для первого года сводятся к объяснению праздников. Очень важно, чтобы объяснение это шло в постоянной связи с богослужебной жизнью Церкви, по возможности с некоторым предварением церковных служб, чтобы дети могли посещать богослужение, будучи подготовлены к нему законоучителем. Полезно вывешивать в классе на каждый месяц вперед большую таблицу-календарь с обозначением праздников, главных святых, постов, годовщин. Еще лучше, если такую таблицу будут изготовлять сами дети. К Евангельским рассказам и объяснениям праздников легко присоединить беседы из других отделов курса, справки из истории церкви, объяснение Богослужения. Например, праздник «Введения» даст повод рассказать об устройстве ветхозаветной скинии и храма; «Крещение» - о таинстве крещения, о крещении Руси, о Владимире Святом; «Благовещение» - объяснение молитвы Божией Матери и т. п.
I. Программа первого курса сводится к следующему.
Молитва, богослужение. Беседа о молитве. Господи, благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Господи, помилуй, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
Крестное знамение, поклоны, поведение в церкви; объяснение, как ставить свечу, прикладываться к образам, когда наклонять голову, когда становиться на колени и т. п. Боже милостив буди мне грешному (притча). Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий…Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш… Богородице… Царю Небесный… Достойно… Спаси, Господи. Молитва Ангелу-Хранителю. Утренняя и вечерняя молитвы.
Устройство храма, алтарь, иконостас. Облачения, сосуды. Священнослужители. Главные церковные службы и требы. Праздники и посты.
Ветхий Завет. Сотворение мира и человека; Жизнь в раю и грехопадение; Каин и Авель; Всемирный потоп; Дети Ноя; Авраам и три странника; Жертвоприношение Исаака; Исав и Иаков; История Иосифа; Моисей; Исход из Египта; Синайское законодательство; Вступление в землю обетованную; Судьи – Самсон, Саул, Давид, Соломон; Пророки – Илья, История Иова.
Новый Завет. Рождество Пресвятой Богородицы; Введение во храм; Рождество Христово; Крещение; Сретение; Великий пост; Беседа о посте; Благовещение; Вход Господень в Иерусалим; Страстная неделя; объяснения связанных с нею воспоминаний. Установление Таинства Евхаристий. Воскресение Христово; Пасха, связанные с нею обычаи. Явления воскресшего Христа. Вознесение; Сошествие Св. Духа.
Жития Святых. Св. Николай Чудотворец, Преп. Сергий и Серафим Саровский, св. Равноапостольный Владимир и другие, по усмотрению преподавателя.
II. Главными предметами второго курса являются Новый Завет, Катехизис и Богослужение. Большая часть методических указаний, относящихся к 1-му году, применима и к преподаванию 2-го года.
Программа Нового Завета. Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Отрок Иисус во храме, Иоанн Креститель и его проповедь, Крещение Господне, Искушение в пустыне, Нагорная проповедь: заповеди блаженства, избрание апостолов, Притчи о Царствии Небесном, о милосердном Самарянине, блудном сыне, мытаре и фарисее, богатом и Лазаре, учение о молитве, Промысле Божием, прощении обид, исцеления и другие чудеса. Преображение. Воскрешение Лазаря. Торжественный вход в Иерусалим. Беседа о страшном Суде. Притча о 10-ти девах, Иуда – предатель. Тайная вечеря, установление Таинства Евхаристии. Иисус Христос в Гефсиманском саду, молитва Его. Взятие Иисуса Христа, суд, Распятие, смерть, погребение, Воскресение Христово, явление Его мироносицам и ученикам (по возможности, все явления). Вознесение. Сошествие Св. Духа.
Все Евангельские рассказы читаются в классе по Евангелию. Евангелия должны быть на руках у всех детей, и они должны к концу года знать точно его состав, порядок отдельных рассказов, уметь находить выученные рассказы.
Программа Катехизиса. Объяснение 10 заповедей. Синайское законодательство, разделение заповедей.
1-ая заповедь, обязанности, возлагаемые ею; грехи против нее: безбожие, неверие, многобожие, ересь, раскол, суеверие.
2-я заповедь: понятие идолопоклонства, православное учение об иконах.
3-я заповедь, ее отношение к молитве.
4-я заповедь, праздники, поведение христианина в праздничные дни.
5-я заповедь, обязанности к родителям, начальникам, старшим.
6-я заповедь, невольное убийство, духовное убийство.
7-я заповедь, целомудрие, скромность, воздержание.
8-я заповедь, кража, грабеж, разбой, обман.
9-я заповедь, грехи языка, клевета, осуждение.
10- заповедь, зависть, жадность, самолюбие, эгоизм, гордость.
Объяснение Символа веры. 1-й член – Бог - Творец мира видимого и невидимого. 2-й член – объяснение главных слов. 3-й член – понятие о воплощении, почитание Божией Матери, повторение соответственных мест Евангельской истории. 4-й член – Страдания и смерть Христа, значение их для нашего спасения. 5-й член – повторение соответствующие главам Евангелия и объяснения их. 6-й член – Вознесение Господне и его смысл. 7-й член – учение о втором пришествии, чтение соответствующих мест Евангелия. 8-й член – учение о Духе Святом, повторение толкования молитвы – «Царю Небесный», Слова Иисуса Христа о Духе Святом… 9-й член – учение о Церкви, объяснение слов – Единая, Святая, Соборная, Апостольская. 10-й член – Учение о таинствах. 11-й член - учение о Воскресении, чтение соответствующих мест Евангелия от Иоанна, чтение на утрени Великой Субботы – Иезек. 37 гл. 12-й член – Жизнь будущего века, блаженство праведных и вечные мучения злых.
Главный метод этого курса: известный минимум (текст заповедей и символа, объяснение основных слов и несколько текстов) должен быть выучить наизусть; остальное время должно быть посвящено чтению Священного Писания и беседам.
Богослужение. Учение о молитве, более углубленное, чем в первом курсе; анализ соответствующих мест Евангелия (Мф. 6 (5-9), 21 (22), Мк. 11 (25), Мф. 5 (23) и др.). Молитва общественная. Виды богослужений. Объяснение вечерни, утрени и, главным образом, Литургии. Требы. Посты. Особенности служб Великого Поста.
-------
Курсы Катехизиса и Богослужения проходятся параллельно, т.е. так, что на каждом уроке отводится место и тому и другому.
Изложенные нами программы и методы занятий по Закону Божию в зарубежных воскресно-четверговых школах с достаточною ясностью обрисовывают существующую постановку этого дела.
С одной стороны, мы имеем тщательно разработанную, подробную программу старого, дореволюционного преподавания Закона Божия в наших русских средних и начальных школах, когда законоучитель имел возможность спокойно, не спеша, уверенно распределять свой курс Закона Божия на целый ряд лет и излагать его в строгой и стройной последовательности, переходя от одного отдела Закона Божия к другому и сообщая детям широкий и прочно усвоенный круг знаний по Закону Божию. Ему не было необходимости спешить. Занятия носили преимущественно характер сообщения теоретических познаний и закреплялись домашним изучением соответствующих учебников. Практическая сторона религиозной жизни, воспитание воли, выработка христианских привычек – не составляли в те времена неотложной, жизненной заботы законоучителя. Эту сторону жизни детей ведала, или должна была ведать семья, жившая тогда обычно ровным, спокойным, установившимся укладом религиозной жизни, в которой естественно втягивались и дети. Такая система постановки Закона Божия, нашедшая свое выражение в программе о. Протоиерея Сахарова, не потеряла и доныне своего значения в тех кругах русского общества, которые еще имеют возможность обеспечить своим детям спокойное, неторопливое образование в течение долгого ряда лет, и которые сумели еще сохранить крепкий религиозный уклад семейной жизни со всеми его церковными обычаями и привычками.
Но для большинства русской эмиграции пришли другие времена. Жизнь сдвинулась со своих нормальных путей. Не стало ровного, спокойного, церковно-бытового уклада семейной жизни.
Нет возможности обеспечить детям получение спокойного, неторопливого образования. Жизнь идет неясными, смутными, тревожными, нервными и непредвиденными путями. Приходится спешить дать детям возможное по обстоятельствам образование, и привлечь все силы к тому, чтобы по правильному пути направить и волю детей. В такое исключительное время возникает потребность в новых формах и способах религиозного обучения и воспитания. Возникает необходимость в возможно короткий срок сообщить детям возможно разнообразные сведения, одновременно учить их и молитвам, и Священной истории, и богослужению, и истории Церкви. Законоучитель уже не может быть только преподавателем; он должен быть и воспитателем, заменить ребенку отсутствующую или беспомощную семью; научить ребенка и молится, и стоять в Церкви, и усваивать правила христианского поведения. Конечно, при такой постановке обучения детей Закону Божию, при невозможности располагать определенным временем, религиозная работа по необходимости становиться торопливой и нередко поверхностной: знания сообщаются недостаточные, особенно при отсутствии учебников и при малограмотности детей.
Но зато здесь устанавливается более живое и тесное общение законоучителя с детьми, дети вовлекаются в религиозно – нравственное делание, обучение Закону Божию терять характер теоретический, и становится делом жизненным. Конечно, и самая программа этого нового приема преподавания Закона Божия, и самые методы преподавания нуждаются в дальнейшей разработке, так же, как и пути религиозно-практического влияния законоучителя на детей.
P. S. К особенностям современного преподавания Закона Божия нужно отнести также существующие попытки заочного преподавания Закона Божия. Потребность в такого рода преподавании Закона Божия существует большая. Многие дети живут со своими семьями вдали от больших школьных центров, среди иностранцев, и иноверцев вдали от церкви и священника, не имея необходимых учебников. Идя навстречу нужде этих детей в религиозном обучении, возникли попытки заочного преподавания Закона Божия: одна в воскресно-четверговой школе при Русском Христианском Студенческом Движений на Монпарнассе, другая – в Богословском Институте на Сергиевском подворье.
Родителям, пожелавшим получать для своих детей уроки заочного преподавания Закона Божия, высылается каждый отдельный урок (например, по Священной истории) с приложенным к нему вопросами, ответы на которые детей дают возможность проверять степень понимая детьми и усвоения предлагаемых уроков. Некоторые уроки поясняются картинками. Насколько нам известно, этот способ обучения Закону Божию пользуется широким сочувствием и распространением.
-------
Из учебников для воскресно-четверговых школ я считаю наиболее подходящим Учебник по Закону Божию Протоиерея Иоанна Богоявленского, хотя он и не приемлем для многих своей новой орфографией. Из других учебников я считаю наиболее подходящими: Прот. Аполлоний Темномеров. Наставление в Законе Божием для начальных училищ. Архиеп. Агафодор. Наставление в Законе Божием. Для матерей, занимающихся с детьми полезны: Прот. Леонид Колчев: Первая книга по Закону Божию. Кн. М. А. Львов: Священная история для детей. В качестве Библии для детей – могут рекомендовать: Священная история для детей Анны Зонтаг.
Протоиерей Сергий Четвериков
печатается по книге: "ПРОГРАММА ПО ЗАКОНУ БОЖИЮ (для внешкольного обучения)", С.Четвериков - Париж. Дешевая библиотека "РОДИНА И РОДНАЯ РЕЧЬ", Склад YMCA-PRESS, 1933
|
|