Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / Возрастные психолого-педагогические особенности детей /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Ясельный возраст
• Дошкольный возраст
• Младший школьный возраст
• Младший подростковый возраст
• Старший подросток
• Юношество
• Младенчество
• Ребенок ясельного возраста
• Период раннего детства
• Период среднего детства
• Период позднего детства
• Ранний подростковый период
• Средний подростковый период
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА

(4-5 лет)

Переход от младенчества к периоду раннего детства протекает постепенно, но определенно.

Тело ребенка растет, его разум развивается, а его интересы расширяются. Этот переход описывается следующим образом: «Четырехлетнему ребенку требуется совершить ряд маленьких шагов, чтобы преодолеть один большой пролет лестницы познания. Шумный, активный, болтливый, с богатым воображением, впечатлительный четырехлетка постепенно начинает становиться таким, каким будет пятилетний ребенок. Понятливый, очаровательный пятилетка продолжает делать маленькие шаги в своем развитии, чтобы пройти интересный отрезок этого этапа развития. Это чудесный возраст, который приносит много радости самим детям...»

Какие они — эти маленькие дети?

ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ

  • Осознание различий полов;
  • способность к общению и эмоциональные отношения с другими людьми;
  • возросшая способность речевого общения и самовыражения;
  • способность понимать разницу между добром и злом, хорошим и плохим.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Физически — он игрок

Значение игры. В этом возрасте ребенка можно определить как «игрока, а весь его мир как площадку для игр». Игра необходима не только для его физического развития, она влияет также и на его интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное развитие. Он играет не только для забавы. Он учится через игру.

Развитие мускулатуры. Темпы его роста выше в четырехлетнем возрасте, нежели в пятилетнем. Большие мышцы увеличиваются в объеме, и ребенок считает необходимым упражнять их в постоянном беге. Но так как его рост неравномерен, его движения в большой степени будут некоординированными. Группа малых мышц только начинает развиваться, и поэтому он быстро устает от трудных упражнений.

Игра поэтому должна быть как активной, так и спокойной, чтобы дать возможность развиваться группе больших и малых мышц.

Спокойная игра важна для ребенка со слабым здоровьем и с ограниченной энергией. Когда он начнет ходить в детский сад, то будет подвержен различным инфекционным заболеваниям. Его здоровье нужно оберегать, соблюдая надлежащий режим питания и отдыха.

Приобретение опыта через игру. Игра также может быть очень целенаправленной, так как ребенок лучше всего учится во время игры. Он не только подражает людям, животным или предметам в своей игре, но также проигрывает разные ситуации или переживания, которые его заинтересовали. Игра-иммитация будет стимулировать его разум и будет жизненно важной для развития его личности.

Когда ребенок подражает в своей игре, он не только выражает свои природные инстинкты, таланты и склоннонности, но, если он играет с другими детьми, сама игра уравнивает социальные отношения и становится хорошим учителем нравственности. От своих товарищей по игре ребенок многое узнает о тех социальных взаимоотношениях и человеческой справедливости, о которых он не узнает от взрослых. Другие дети научат его тому, что он должен уметь делиться и играть в коллективе, если хочет, чтобы его приняли.

Интеллектуально — он почемучка

Открытия через вопросы. В то время как малыш был первооткрывателем и познавал все самостоятельно, ребенок четырехлетнего возраста не удивляется своим новым открытиям. Он может говорить и задавать вопросы! Постоянные вопросы становятся самым главным методом учебы.

Кто-то сказал, что нормальный ребенок будет задавать в течение одного дня около 60-70 вопросов, касающихся примерно такого же количества предметов. Рассказывают, что один маленький ребенок задал один и тот же вопрос 38 раз, пока прошел три коротких квартала! Иногда ребенок будет повторять один и тот же вопрос много раз, чтобы удостовериться в ответе или желая таким образом поддержать разговор, поскольку не знает, что еще сказать.

Ответ на вопросы. Когда начинаются вопросы, будет разумно отвечать на них очень кратко и честно. Слишком длинные ответы только запутают детей; а если ответ будет нечестным, то когда ребенок узнает это позже, в его сердце и разуме будет посеяно семя лжи. К сожалению, многие родители "учат" своих детей лжи (через истории о Санта Клаусе или аисте), позже им приходится "отучивать" их.

Половые различия. В этом возрасте ребенок начинаетосознать различия между полами. Однако половое воспитание не начинается с ответов на вопросы ребенка. Оно начинается во младенчестве, когда ребенок учится подражать отношениям своих родителей как отца и матери. Маленький мальчик, который понимает, что однажды он может стать папой, или маленькая девочка, которая понимает, что однажды она может стать мамой, будут не только нормально относиться ко всем половым различиям, но и гораздо легче приспособятся к физическим и психологическим изменениям, происходящим в подростковом возрасте. Вопросы, которые задает маленький ребенок о любом предмете, являются зеркалом его маленького разума и помогают нам узнавать о том, что он думает, и как мы можем направлять его познавательные процессы.

Неправда. Этот маленький ребенок может путать реальность и фантазию и таким образом говорить неправду. Родители и учителя должны понимать, что ребенок может говорить неправду по разным причинам:

  • он может преувеличить или позволить своему воображению разыграться, если он слышал, как взрослые говорили языком преувеличений;
  • он может просто дать неточный ответ, если его подводит память и он не может вспомнить правильный ответ, а потому говорит первое, что приходит ему на ум;
  • он может говорить ложь для того, чтобы избежать наказания, и, возможно, он уже узнал, что обманывать своих родителей может быть выгодно.

Помните также, что дошкольник может жить в мире фантазий. Мы не должны слишком беспокоиться об этом, так как он несомненно перерастет этот возраст.

Учить быть правдивым. Ребенка не следует слишком сильно наказывать за плохое поведение, если он признается в этом. Жесткое наказание в таких случаях может заставить ребенка обманывать, чтобы избежать его. Детям нужно напоминать, что в Божьем Слове послушание и правдивость всегда благословлялись, в то время как непослушание и обман всегда наказывались. Чтобы помочь ребенку сказать правду после того, как он солгал, и не смутить его, можно сказать: «Это была не настоящая история, не так ли? А теперь расскажи мне, что произошло на самом деле. Ты можешь вспомнить, как это было?»

Словарный запас. В этом возрасте словарный запас ребенка может включать примерно в 500 - 1500 слов в зависимости от его окружения и обучения.

Однако большинство детей пытается использовать большое количество слов, которые являются новыми для них, и смысл которых они не понимают. Маленький ребенок в общем говорит довольно свободно и во многих случаях будет развлекать взрослых, рассказывая истории о своей домашней жизни, которые шокировали бы или очень удивили его родителей.

Представления — любознательность — воображение. Представления ребенка о времени, пространстве и числах все еще довольно ограничены, и это может привести к ряду вопросов. Этот ребенок также очень любознателен и обладает очень большим воображением. Он рисует воображаемые картины и включает их в свою игру, причем определенные ситуации становятся для него очень реальными. Однако эти «реальные» ситуации придают ему уверенности, чтобы действовать и брать инициативу в аналогичных ситуациях сейчас и в дальнейшей жизни. Вообще говоря, он не понимает абстракций, поэтому избегайте их.

Социально — он соглашатель Ребенок детсадовского возраста любит и хочет угождать. Поэтому его можно определить как конформиста. Его социальное окружение расширяется и включает не только дом, но и воскресную школу, и детский сад, и других детей, живущих по соседству. Ему нравится быть с детьми его возраста и он может хорошо с ними общаться. Однако он все еще может быть очень застенчивым с теми, кто незнаком. Так как для ного естественно быть центром своего мира, у него все еще может быть сильное чувство "я и мое"

Эмоционально — он отзывчивый

Нестабилен. Ребенка четырех-пяти лет можно определитъ как эмоционально нестабильного. Он учится управлять собой, но все еще может позволить своим эмоциям овладевать им, поэтому на его поведение не всегда можно положиться. Он учится преодолевать антиобщественное поведение, например, драчливость. Если к нему всегда относятся с должным вниманием, он не будет использовать эти методы, чтобы привлечь его.

Страхи. Ребенок в этом возрасте может быть еще очень боязливым, но эти страхи не следует использовать, чтобы запугивать его. Многие из этих страхов внушаются взрослыми, и поэтому родителям нужно учиться контролировать свои собственные страхи и не передавать их своим детям.

Ревность. Часто ребенок в этом возрасте проявляет ревность, особенно если в доме появляется новый малыш. Родители могут избежать больших огорчений, если они подготовят ребенка к появлению нового малыша. Когда малыш появится, разумно позволить старшему ребенку помогать заботиться о нем. Родитоли должны уделять старшим детям столько же любви и заботы, сколько и прежде.

Духовно — он доверчивый

Факт и фантазия. Взрослые должны быть абсолютно честными в своих ответах на многочисленные вопросы ребенка, так как он очень наивно верит всему, что ему говорят. Так как он является доверчивым, взрослый должен быть уверен, что когда ребенку рассказывают сказки, он понимает, что это только «понарошку», но когда ему рассказывают библейскую историю, ребенок знает, что это истина, ибо это есть Слово Божье, а Божье Слово всегда истинно.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЕГО ДУХОВНЫХ НУЖД

Способность к обучению
К пятилетнему возрасту ребенок уже знает основные сведения о себе и о своей семье. Он узнал своих соседей и определил свои взаимоотношения с ними, свой мир и свое отношение к нему, а также множество других фактов, которые не поддаются исчислению. Он говорит по крайней мере на одном языке, а в некоторых случаях больше, чем на одном. Процесс познавания в эти годы проходит с огромной скоростью, если ему ничто не мешает. А если он поддерживается, то протекает поистине удивительными темпами.

Ребенок хочет учиться. Он предпочтет учиться, чем просто развлекаться. У него огромное желание впитывать в себя знания, и он познает, используя все свои пять органов чувств.

Дошкольный период является решающим для будущего ребенка. Кем станет ребенок, каковы будут его интересы и способности — все это определяется в эти годы. Это тот период жизни, когда разум ребенка открыт для информации любого рода.

Вопрос состоит не в том, может ли научиться ребенок, а в том, чему мы хотим его научить.

Учитывая эти факты, становится ясно, что мы как верующие должны использовать каждую возможность, чтобы учить «малых сих». Так как их познавательный потенциал очень велик, на нас ложится ответственность и привилегия преподать им духовную истину, которая так важна для их спасения.

Обучение «малых сих»
Так как маленький ребенок может сосредоточиться на пять-десять минут, рассказы и уроки должны быть короткими. Однако они могут повторяться много раз, так как ребенку нравится повторение. Для того чтобы сконцентрировать их внимание, попросите детей из вашего класса запомнить что-то особенное в рассказе, например, имя, место или событие. Дайте им возможность пересказать эту историю позже своими собственными словами или разыграть то, что они услышали.

Маленьким детям этого возраста нравятся библейские истории о других детях, им также нравится слушать о любом другом ребенке их возраста. Мы можем использовать эту возможность, чтобы познакомить их с миссионерской деятельностью, рассказывая им о детях из других стран, о том, как они живут, об их обычаях, а также об их духовных нуждах.

Преподаваемые истины
Так как ребенок этого возраста верит всему, что ему говорят, он должен быть научен духовным истинам, которые послужат основанием для принятия им Христа как личного Спасителя. Он может узнать о Боге Творце и Небесном Отце, о Том, Кто совершенно чист и свят. Он может узнать о Божьем Слове, Библии, и о том, как Бог обращается к нам через Свое Слово.

Грех и прощение
В этом возрасте дети начинают осознавать, что они не могут стать хорошими благодаря своим собственным усилиям.

Они могут узнать о своей греховной сущности и о Господе Иисусе, Который любит их. Они могут узнать, что Он Тот, Кто умер, чтобы взять на Себя наказание за их грехи, воскрес и жив сегодня, что Он желает простить им их грехи.

Маленький ребенок чувствителен ко греху или плохим поступкам в своей жизни. Его нравственное чутье часто связывается с воспоминанием о наказании или со страхом быть отшлепанным, но на его чувство справедливости также влияют нравственные принципы взрослых, которые его окружают.

Запоминание
Основополагающие библейские истины могут быть представлены ребенку таким образом, чтобы он мог их понять, с использованием иллюстрированных библейских историй и уроков и через запоминание библейских стихов и отрывков. Большинству детей запоминание дается легче, чем взрослым. Однако им нужно объяснять значение библейского стиха и духовную истину таким образом, чтобы это касалось их повседневной жизни. ІІри необходимости стихи можно сокращать так, чтобы ребенок запоминал только ту часть стиха, которая касается преподаваемой духовной истины.

Принятие Христа Спасителем
Часто маленький ребенок этого возраста, получивший воспитание в христианской семье, принимает Христа своим Спасителем.

Некоторые из них приходят ко Христу открыто. Некоторые пригласят Господа Иисуса в свои сердца и только позже расскажут об этом своим родителям. В таком случае родители должны проявить внимание при обсуждении принятого ребенком решения и помолиться вместе с ним.

Некоторые дети принимают Христа незаметно и отдают себе полный отчет об этом факте только много лет спустя. Они просто говорят, что не помнят точно, когда они приняли Христа, не помнят такого времени, когда бы они не верили в Господа Иисуса как своего Господа и Спасителя.

Понимание
Не все дошкольники способны понять план спасения. Однако это не должно быть проблемой, так как Бог может продолжать трудитъся в их сердцах и в их жизни. Мы должны позволить ребенку прийти к нам, когда он готов сделать это. Естественно, что маленький ребенок не может усвоить всего о Боге и спасении, как и самый мудрый богослов.

Однако ребенок может знать, что Бог заинтересован лично в нем, и Святой Дух может вести его к личному ответу Богу в соответствии с тем знанием, что у него есть. Да поможет нам Бог научить ребенка тому, что его духовные нужды могут найти ответ во Христе.


Истинное переживание
Об одной маленькой четырехлетней девочке, которая плакала во время церковного служения, рассказывают трогательную историю. Когда ее мама спросила, почему она плачет, то девочка ответила, что она одинока. Как она могла быть одинокой, когда рядом с ней были мама, папа и ее маленький братишка? «Я одинока, потому что хочу, чтобы Господь Иисус вошел в мое сердце», — был ответ. Мама вышла с ребенком в соседнее помещение и помолилась вместе с ней. Если маленький ребенок был научен плану спасения, он может принять Иисуса Христа Спасителем, как только Дух Святой откроет ему его собственную греховность.

Обращение детей
Следующие пять пунктов являются общими для обращения в раннем детстве:

  • знание характера Бога и любовь к Нему;
  • признание греха и наказания за грех;
  • понимание того, что Христос умер за грехи, чтобы привести нас к Богу;
  • чувство духовной защищенности благодаря тому, что совершил Христос;
  • личный выбор между двумя альтернативами.


Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»