Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / Возрастные психолого-педагогические особенности детей /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Ясельный возраст
• Дошкольный возраст
• Младший школьный возраст
• Младший подростковый возраст
• Старший подросток
• Юношество
• Младенчество
• Ребенок ясельного возраста
• Период раннего детства
• Период среднего детства
• Период позднего детства
• Ранний подростковый период
• Средний подростковый период
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




СРЕДНИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД
(15-17 лет)

Теперь, когда трудные годы раннего подросткового периода позади, молодой человек может подготовиться к жизненным обязанностям. «С физической точки зрения его организм получил черты и потенциал зрелости, но еще нет мудрости, чтобы направить этот потенциал. Его эмоциональная жизнь находится на подъеме, однако культура ограничивает те пути, посредством которых он может выразитъ свои чувства. Неписанные правила подчинения и ожидания взрослых приводят в замешательство. С социальной точки зрения он уходит из-под домашнего крыла, отождествляясь со своим собственным поколением».

ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ

  • Он достигает зрелых взаимоотношений с ровесниками обоих полов;
  • он играет мужскую или женскую роль в обществе;
  • он принимает свое физиологическое развитие и учится эффективно использовать свой организм;
  • он достигает эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
  • он достигает уверенности в экономической независимости;
  • он выбирает профессию и готовится к ее приобретению;
  • он готовится к браку и семейной жизни;
  • он развивает интеллектуальные навыки и представления, необходимые для гражданской компетенции;
  • он желает и достигает социально-ответственного поведения;
  • он знакомится с системой ценностей и этикой как руководством к поведению.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Физически — он становится сильнее

Развитие и интересы. В течение этого подросткового периода улучшается физическая координация, так как замедляется рост. После 16 лет девушки растут меньше, в то время как юноши будут перегонять их в весе, росте и силе. Юношей интересует их рост и физическая сила, в то время как девушки более озабочены своей внешностью. И юношам, и девушкам нужно помнить, что истинная сила и красота исходит изнутри.

Важность ухода за организмом. Подростку также нужно напоминать о заботливом отношении к своему организму. Под влиянием компании ровесников или взрослых он может начать экспериментироватъ с табаком, алкоголем или наркотиками.

Важность здоровых привычек. Подростка следует научить уделять внимание хорошему физическому развитию и выработке таких здоровых привычек как:

  • режим питания, упражнений и достаточного отдыха;
  • свобода от беспокойства, которое может повлиять на здоровье;
  • необходимость уважать себя и других людей;
  • понимание происходящих изменений в функциях организма;
  • трудовая деятельность.

Интеллектуально — он активен

Зрелые суждения. Критицизм раннего подросткового периода теперъ переходит в зрелые суждения. Он будет отвергать легкие авторитарные или «быстрые» ответы на свои вопросы и стремиться самостоятельно находить ответы на жизненные темы из Слова Божьего.

Учится жить реалистично. Его воображение увлекает его мечтами о великих свершениях, поэтому ему следует помочь понять, что человек должен учиться жить реалистично. Когда подросток этого возраста думает о выборе профессии, «его нужно поощрять выбрать себе занятие в соответствии с его личными интересами и способностями. Успех приходит, если его сердце, а также руки и голова, «участвуют» в избранной им профессии».

Приобретенные знания. Подросток этого возраста может знать о многих предметах намного больше, чем его родители. Ему нравится излагать свои собственные суждения, выстраивать аргументы, логически мыслить и планировать и быть в состоянии выполнять далеко идущие планы. У него может развиться отношение «всезнайки», хотя он и принимает советы, поддается влиянию своих сверстников, а также того, что он читает, видит по телевизору и того, что он узнает из реального опыта.

Социально — он дружелюбен

Выбор друзей. Когда подросток подходит к концу среднего подросткового периода, его подростковая группа обычно распадается и ее заменяет более тесная компания, в которую входят представители обоих полов. Дружба с представителями противоположного пола в этом возрасте может привести к браку в будущем.

Эмоционально — он стремится к новым переживаниям

Подросток среднего подросткового периода хочет быть там, где событие происходит... сейчас! Он хочет насладиться новым опытом, даже если он может быть опасен для него лично. Ему нравятся эмоциональные книги и фильмы, и он будет отвечать на эмоциональные призывы. Ему следует помочь учиться на опыте других людей вместо того, чтобы он на собственном опыте испытал неосторожное вождение автомобиля, наркотики, случайные половые связи, алкоголь, курение и т. д.

Духовно — он стремится к реальности

Духовные интересы молодого верующего могут колебаться в это время, если он не полностью укоренен в Слове Божьем и не испытывает настоящей радости при общении с Господом.

Его религиозные переживания иногда наполняются сентиментальным или социальным содержанием. Если прежние сомнения не были разрешены и прежний критицизм не сменился убеждениями, то этот период может стать временем духовного беспорядка и дезориентации. Но он может и должен быть временем посвящения.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЕГО ДУХОВНЫХ НУЖД

Посвящение и подготовка к служению

Так как молодые люди этого возраста открыты для призыва, они могут и должны быть призваны ко Христу. Молодой христианин должен быть заинтересован с точки зрения важности живой веры и отношений со Христом.

Подросток хочет иметь активное, действенное христианство, и он может быть обучен для активного служения, поступив в православную школу или колледж. Более взрослые молодые люди, ведущие активную христианскую жизнь, могут оказать огромное влияние и стать огромным благословением для этой возрастной группы.

Первое дело

Если молодой человек еще не принял Христа своим Спасителем, первым делом любого христианина, с которым он общается, должно быть благовестие ему. После того как закончится этот последний подростковый период, донести до него весть Евангелия будет все труднее и труднее.

Уверенность

Многие подростки-христиане в этом возрасте иногда сомневаются в том, действительно ли они принадлежат Богу. При обучении нам необходимо напоминать им о том, откуда они могут узнать, что принадлежат Богу: через уверенность, даваемую Его Словом в таких стихах как 1 Ин.5:12, 13; через свидетельство Святого Духа; и через свидетельство изменившейся жизни.

Очень важны уроки о доктринах Библии, а также уроки о молитве, о ежедневном исповедании, о хождении и жизни во свете, о победе в христианской жизни и о посвящении жизни Богу в соответствии с Рим. 12:1-2.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»