10. Свойства объяснения.
Объяснения в урок священной истории вносятся в два момента: пред рассказом преподавателя и при чтении учебника. Как первое, так и второе объяснение необходимо делать лишь в том размере, в каком его требует данный рассказ; в противном случае объяснение из вспомогательного средства может обратиться в самостоятельный предмет урока и отвлечь внимание учащихся от цели урока. Так напр., при объяснении удаления Иоанна Предтечи в иудейскую пустыню, о пустыне и о цели удаления в нее пророка необходимо для пользы дела сказать лишь несколько слов, и учащиеся будут слушать рассказ с пониманием. Но о тех же двух предметах возможно говорить в течение нескольких часов, при чем слушатели будут следить за рассказом с неослабевающим вниманием. На этот путь увлечения побочным материалом попадают чаще всего молодые, но ревностные законоучители. Они увлекаются посторонними объяснениями и выгружают пред малютками весь запас своих познаний. Ученики с удовольствием слушают эти объяснения, но от такой постановки дела урок закона Божия превращается в предметную беседу.
Всякое объяснение должно быть кратко, т. е. только соответствовать потребности урока и не вносить в него новых данных из области знаний, лишь косвенно соприкасающихся со священной историей. Беседы из этой области возможны и желательны в свободное время, если оно остается от урока, или в отдельные часы, но не во время самого урока. Краткость объяснения однако не может служить основанием для недостаточности его. Так напр., пустыня -значит пустое место - не будет объяснением, а лишь заменой одного непонятного слова двумя такими же непонятными. Записать так на классной доске, для припоминания данного объяснения, возможно, но объяснять подобным образом - бесполезно.
Краткость не может препятствовать удобопонятности. Если дети не поняли объяснения, значит - оно не достигло цели и должно быть исправлено. Непонятность его зависит или от обилия слов вообще и неупотребительных в детской речи в частности, или от такого построения беседы, при котором трудно выделить главное подлежащее от второстепенных. Самым лучшим средством к выработке надлежащих объяснений служит проверка их с детьми. С этой целью объяснения полезно записать в тетрадь и, сообразно указаниям опыта, исправлять их. Никакая книга, какое руководство не может научить тому, что дает сама жизнь. Уча детей, нужно и учиться у них тому, как следует вести учебно - воспитательное дело. В одном месте приходится объяснять одно, в другом совершенно иное и при том иначе. Есть места, в которых дети совсем не знают, что такое река, озеро, лодка, плот, в других совершенно незнаком лес, деревья, в третьем неизвестны камни и т. д. Каждая местность требует особых объяснений и особых приемов сравнения объясняемого слова или понятия с известным уже детям.
Объяснения бывают двоякого рода: словесные и предметные. Первые применяются в том случае, если детям знаком предмет, но под другим названием. Так, напр., понятие о растении, о природе, о светилах небесных дети имеют, но с приведенными словами они совершенно незнакомы. Словесные объяснения обычно сводятся к замене незнакомого детям слова известным им, или, в случае трудности такой замены, подстановкой описательного выражения. Несравненно большого труда и осмотрительности требуют объяснения предметные, необходимые в тех случаях, когда детям незнакомо самое понятие, встречающееся и неизбежное в каком либо библейском рассказе. Таких понятий встречается детям весьма не мало, и все они непременно должны быть объяснены.
В этом отношении прежде всего необходимо обратить внимание на заглавия статей учебника, представляюшие собою отвлеченные понятия, каких в сознании детей нет, и выраженные притом именами существительными среднего рода, который детьми также не употребляется. Эти существительные могут стать понятными только в описательных выражениях. Напр., выражения: сотворение мира, грехопадение, столпотворение, видение и проч. совершенно не соответствуют детскому языку; ученики с трудом, часто в искаженном виде, заучивают их и не могут установить связи между заглавием рассказа и самым рассказом. Несравненно полезнее для дела, хотя и длиннее, в объяснении заменить сокращенные заглавия, напр., такими: как Господь сотворил весь свет, как люди начали грешить, как люди строили башню или высокий столп, как Иаков видел лестницу с неба до земли. Такие заголовки понятно для детей определяют сущность дальнейшего повествования и дают им определенное указание, о чем будет речь.
Самым лучшим средством ознакомления детей с неизвестными им предметами служит показывание детям этих предметов. Так, напр., при рассказе о встрече Иисуса Христа с пальмовыми ветвями при торжественном входе в Иерусалим лучшим объяснением, что такое пальмовая ветвь, будет показывание самой ветви. Если не имеется на лицо самого предмета, то его может заменить в некоторой степени картина; при отсутствии последней преподаватель сам может сделать набросок на классной доске. Относительно последнего многие держатся того предубеждения, что рисовать может не всякий. Такое мнение есть плод закоренелого предрассудка. Как может всякий научиться писать без особой трудности, так всякий может и рисовать. Особый талант нужен для создания картин, но для простого воспроизведения предметов нужно уделить не очень много времени. А между тем уменье сделать набросок на классной доске весьма полезно для дела и представляет собою такое вспомогательное пособие, которое находится всегда в распоряжении преподавателя.
Невозможно иметь в школе не только все неизвестные детям предметы, но даже и картины их, а дать о них понятие детям следует. Напр., при рассказе о страданиях Спасителя упоминается копье. В школе копья нет, нет его и рисунка. Нет ничего проще, как нарисовать его, и ученики получат довольно наглядное представление об этом древнем оружии. В преподавании священной истории встречается много предметов, которые не могут быть представлены наглядно. Напр., мытарь, фарисей, пророк, апостол - эти и подобные им понятия выясняются лишь посредством словесного описания и, по возможности, чрез сравнение с современными подобными предметами. При объяснении текста учебника приходится еще выяснять соотношение даже известных детям слов и понятий в том случае, когда учебник написан длинными предложениями. Дети обычно говорят главными предложениями. Каждая фраза их представляет законченную мысль. Поэтому при задавании урока является необходимым расчленять непонятные детям периоды на отдельные самостоятельные предложения
...Предыдущее Содержание Следующее...
|