13. Применение.
Священная история, как учебный предмет, имеет своей целью не только обогащение детей кругом знаний, но, главным образом, стремится к воздействию на их волю, на их желания, посредством изображения добрых поступков в виде идейно-прекрасных, притягивающих к себе и увлекающих за собой действий. Для человека вполне развитого в умственном отношении достаточно одного только изображения жизни в добре для того, чтобы он почувствовал влечение к добру. Но для умственно слабых детей необходимо объяснить, в чем заключается духовная красота делания добра.
Дети склонны к добру, но не менее склонны и ко злу: для них делание добра может быть привлекательным только при ближайшей непосредственной награде. Нужно возбудить в них стремление к деланию добра вследствие красоты его, а с этой целью необходимо применение к детской жизни поступков священно-исторических лиц, необходимо представление их в виде правила и образца для подражания как в проявлении деятельности, так и во внутренней настроенности. Дети, без сомнения, не могут очутиться в обстановке, тожественной с жизнью священно-исторических лиц, а провести аналогию между жизнью последних и своей обстановкой дети еще не могут и нуждаются в прямом указании, как нужно поступать при тех или других обстоятельствах.
Вместо событий священно-исторических необходимо взять примеры из современной действительности, применить их к тем событиям, о которых говорилось на уроке священной истории, и обратить внимание учащихся на то, как нужно поступить в этом случае, сообразно примеру библейских лиц. Так напр., после рассказа о Каине и Авеле уместно сделать такое применение. Если бы два брата работали, и одного из них отец похвалил за старание, а другого за леность не одобрил, или из двух учеников старательного похвалил учитель, что нужно сделать ленивому? Такое применение выведет библейский рассказ и области отвлеченного повествования и может служит предостережением слушателя при появлении в нем зависти к другим.
Каждый библейский рассказ непременно заключает в себе или пример какой либо добродетели, или осуждение порока, и необходимо ставить преподавание священной истории так, чтобы красота добродетели и осуждение пророка было не чем либо прошлым, отдаленным, безжизненным, а живым, современным и одинаковым как в прошлом, так и в настоящем. Нравственный закон один во все времена, из него не может исчезнуть ни иота, ни одна черта, и потому выводы из библейских повествований вполне подходят к разнообразным поступкам людей всех времен и всех мест и могут возбудить в слушателях добрые чувства, а через них и добрые поступки. Примененный к современности рассказ о всемирном потопе может вызвать на размышление о греховности, рассказ о ниневитянах способен привести к раскаянию; причта о блудном сыне - взгревает надежду на милосердие Божие. Необходимо только поддерживать в детях постоянное сознание того, что наказание за греховность может постигнуть и нас, что и мы можем покаянием исправить свою жизнь, что Господь примет и каждого из нас, как принял отец блудного сына. Необходимо укрепить детей в той мысли, что все происшедшее с библейскими лицами постоянно повторяется в жизни, с различием лишь в подробностях, так как Господь всегда любил и всегда любит всех людей.
Применение, как и вообще всякое назидание, должно делаться, по возможности, самими детьми. Пусть учащийся припомнит какой либо случай из своей жизни, похожий по содержанию на библейский рассказ и скажет, как нужно было бы поступить в приведенном случае. Этот вывод подскажет каждому, правильно или неправильно он поступает в жизни, и такое назидание вернее запомнится, как продукт самодеятельности ученика. Конечно, далеко не всегда и не все учащиеся могут подойти к нужному выводу, и в этих случаях законоучителю необходимо придти на помощь учащимся посредством наводящих вопросов.
Применение непременно должно относиться к частному случаю жизни, так как широта объема ведет к суживанию содержания, т. е. к отвлеченности, к безжизненности, и пояснение правил жизни в виде рассказов может оказать свое действие при соединении с частным случаем, когда этот рассказ может вспомниться по сходству. Опыт есть лучший учитель. Но так как разумный и верующий человек может в душе переживать и опыт других людей, то последний и должен служить виновным к исправлению, добрым в утешение и безразличным к обращению на путь истины и добра. В священной истории много примеров и добра, и зла. При одной передаче их они мертвы, а в применении к современности они оживают и способны дать жизнь и слушателям.
...Предыдущее Содержание Следующее...
|