15. Возражения против священно-исторических повествований.
При прохождении курса священной истории в умах детей иногда возникают разные недоуменные вопросы, а иногда вселяются и взрослыми людьми различные сомнения и возражения против истинности священно-исторических повествований. Замалчивать эти сомнения и возражения нельзя, так как они впоследствии укореняются в душах бывших питомцев школы и со временем становятся в их глазах неопровержимыми. Не получив разрешения своих сомнений в юности, человек теряет охоту к исканию истины и находит сладость пребывания во лжи. Опровержение своих заблуждений он встречает враждебно и, не смотря на очевидность опровержений, остается при своем утверждении, т. е. впадает в смертный грех противления добру, веруя в него и трепеща пред ним.
Наилучшим средством опровержения всех возражений против истинности священно-исторических фактов является такое преподавание, при которых все сомнения устраняются вперед. Но такая постановка дела может предноситься только в идеале, а в действительности к ней можно лишь приближаться. Поэтому законоучителю необходимо считаться с сомнениями, недоумениями и возражениями учащихся. И нужно заметить, что ни один предмет школьного преподавания не встречает столько возражений, как священная история. Однако следует бояться не предъявления возражений учащимися, а замалчивания их. Правда, для ответов на все возражения законоучителю много нужно знать по специально богословским наукам и по другим отраслям знания, но эта необходимость многознания или вернее многосторонности умственного развития для законоучителя составляет необходимое условие в приобретении авторитета среди учащихся.
Знание во все времена представляло собою великую силу, и значение духовенства в просвещенной стране может быть поднято не внешними мерами власти, а возвышением над массой как в нравственном, так и в умственном отношении. При поощрении задавания вопросов учащимися законоучителю может грозить опасность намеренного отвлечения от уроков всего класса отдельными изобретательными на всевозможные выдумки шалунами, под предлогом разрешения недоумений. На первых порах эта опасность может показаться даже страшной, но скоро ее грозный вид исчезает. Вопросов и возражений в головах учащихся может достать на 2-3 урока, и притом возражения, задаваемые лишь с целью провести время, вызывают протест против самого возражателя со стороны всего класса. Поэтому опасаться напрасной траты времени на разъяснения недоумений излишне, а между тем объяснения законоучителем тех вопросов, которые близки сердцу учащихся, сближают преподавателя со своими питомцами и ставят его в должное отношение к детям.
Своевременное разъяснение сомнений способно охранить человека от многих падений и, наоборот, укоренение их ведет к бездне отрицания и гордости. Бояться неожиданности возражений излишне, потому что большая часть этих возражений известна, они настолько однообразны, что скорее могут надоесть своим постоянным повторением того, что уже давно опровергнуто, чем привести в затруднение добросовестного законоучителя, который берется за книгу не по одной необходимости, но и по любознательности. Общее правило при разъяснении недоумений и возражений заключается в том, что законоучитель должен говорить правдиво, искренно и ясно, с полным знанием того, что он объясняет. Если в данный момент преподаватель вполне удовлетворительно не может выяснить вопрос ученика, то лучше отложить это объяснение до другого раза, чем запутывать его словами.
Ученик чувствует ложь, хотя и не может в ней разобраться и теряет доверие к преподавателю. Не отсрочка ответа на некоторое время, а сбивчивый, неясный ответ подрывает авторитет преподавателя в глазах учащихся и, вместе с тем, роняет достоинство и самого предмета преподавания. То же следствие вытекает и из уклончивых объяснений, в которых сквозит сомнение законоучителя в истинности того, что он объясняет. Ученик ставит прямо и определенно, например, такой вопрос: "правда ли, что на том свете грешники горят в огне?" Законоучитель отвечает: "наша православная церковь учит, что".... и т. д. или: "в Священном Писании говорится, что"... По-видимому, такой ответ показывает уважение к учению церкви или обоснованность его на учении Слова Божия, но в глазах учащихся он представляется неискренним, уклончивым, неуверенным. Если от учащегося требуется непременно прямой ответ на вопрос, то учащий в этом отношении обязан служить образцом. Ученик спрашивает: "правда-ли?" И ответ должен быть дан прямо, т. е. да или нет. Если прямой ответ осуждает явно самого отвечающего, то и тогда уклоняться с прямого пути вредно для дела. Так напр., ученики могут спросить: "грешно курить или нет?" Законоучитель должен прямо и честно ответить да или нет, хотя бы он и сам был повинен в этой привычке. Всякие извороты и толкования делу не только не помогут, но уронят законоучителя в глазах учащихся несравненно более, чем прямое признание им своей слабости, а отсюда вытекает веское побуждение отстать от худой привычки.
Все недоумения и возражения, предъявляемые при изучении священной истории, можно разделить на две больших группы: 1. на указание мнимых внутренних противоречий между отдельными фактами 2. на несогласие священно-исторических повествований с законами разума и с научными данными.
Возражения первого рода наиболее часто приводятся против повествований о событиях земной жизни Спасителя, когда о них говорится, с некоторыми различиями в подробностях, не у одного евангелиста; а возражения второго вида обычны при рассказах из ветхозаветной истории. Во второй, практической части настоящего труда, приведены и объяснены все более или менее серьезные возражения, в данном же месте приводить их нет надобности.
Кроме сомнений, возникающих в детском уме, и возражений, навеянных посторонними людьми, ученики нередко предлагают так называемые "глупые" вопросы. Этих вопросов иногда бывает очень не мало, и они в глазах детей имеют большое значение. В этих вопросах выражается мировоззрение детей, степень их развития и способ их логического мышления. Часто бывает даже среди одинаковых по возрасту людей, что кажущееся одному серьезным представляется другому не заслуживающим никакого внимания. Такое различие во взглядах зависит от различной степени умственного, нравственного и эстетического развития людей.
Дети же и взрослые естественно плохо понимают друг друга. Но взявшийся за дело воспитания обязан знать природу детей, как проводник обязан . знать дорогу, как машинист-машину. Поэтому необходимо разобрать каждый вопрос ученика, до пытаться, как он до него дошел и что хочет им узнать. Кто назовет брата своего глупым, тот, по слову Спасителя, повинен суду синедриона, а потому ни одного вопроса учащегося нельзя оставить невыясненным, если только этот вопрос дан серьезно, а не из шалости. Нередко бывает, что вопрос ребенка, кажущийся с первого взгляда пустым, глупым, оказывается мудрее вопросов взрослого человека и требует для своего разрешения и достаточного запаса сведений, находчивости, и зрелой мысли.
Весьма полезно детские вопросы постоянно записывать и принимать их во внимание при прохождении курса священной истории в последующие годы. Это записывание вопросов доставит преподавателю надлежащую опытность и научит его пониманию детской природы и детского мышления. При этом полезно отмечать, какие отделы наиболее затрудняют учащихся и вызывают большее количество недоуменных вопросов. Эта запись укажет законоучителю, как нужно вести преподавание того или другого отдела, и поможет ему с наименьшей затратой сил достигать наибольших результатов.
...Предыдущее Содержание Следующее...
|