16. Наглядные пособия.
Восприятие переходит в более определенное и твердое представление, если оно производится посредством наибольшего количества ощущений. На этом основании современная школа стремится к применению наибольшего количества наглядных пособий в преподавании всех предметов учебного курса. Священная история не располагает большим количеством наглядных пособий, а потому необходимо возможно полнее использовать то, что имеется.
Первым пособием в преподавании истории вообще служит географическая карта. О ее значении и употреблении сказано в 4 главе настоящей методики. В применении карты, конечно, прежде всего необходимо указать местоположение Месопотамии, Аравии, Египта и Палестины, т. е. мест, упоминаемых в священной истории, по карте полушарий, а потом, при прохождении курса, иметь всегда под руками - карту Палестины.
Пусть каждое событие, приуроченное к известному месту, отмечается учащимися на карте, чтобы рассказ запоминался ими не только посредством слуховых ощущений, но и зрительной памяти. Если событие приурочивается последовательно к местностям, находящимся рядом друг с другом, то к слуховой и зрительной памяти будет приходить на помощь и двигательная. Карта тогда послужит и к обоснованию священной истории как достоверного знания, покоящегося не только на чувстве веры, но и подлежащего подтверждению разумом, и та же карта даст возможность учащимся крепче усвоить сообщаемые им сведения.
Географическая карта дает некоторое понятие о том, где произошло известное событие, посредством сопоставления взаимоотношений между отдельными местностями. Эти сведения дополняются посредством ответа на вопрос, как произошло событие, через священно-историческую картину. Бсе дети любят рассматривать картинки, и потому священно-исторический рассказ, дополняемый картиной, приобретает в глазах учащихся особенный интерес и через это содействует успешности занятий.
Картина может применяться на уроках двояким способом: она или может быть взята за исходную точку, от которой ведется рассказ, или же дополняет и напоминает его. Например, притча. о Мытаре и Фарисее по первому способу рассказывается так: законоучитель показывает картину и спрашивает учащихся: "что вы здесь видите"? Ученики отвечают: "двоих людей." Закон. Где они стоят? Учен. В церкви. Зак. Что в церкви делают? Учен. Молятся Богу. Зак. Что делают двое этих людей? Учен. Молятся Богу. Зак. Как они стоят: рядом или иначе? Учен. Один впереди, другой позади. Зак. Как держит голову первый? Как второй? и т. д.
На основании такого разбора картины преподаватель ведет рассказ. Два человека пришли в церковь молиться Богу. Один человек был гордый и назывался фарисей. Фарисей считал себя праведным, встал впереди, поднял голову и на чал хвалиться перед Богом: благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как другие люди... и т. д. Нетрудно заметить, что при этом способе ведения рассказа картина имеет весьма существенное значение. Чем она обильнее подробностями, тем полнее может быть рассказ, чем ближе она к истине, тем точнее получается и повествование.
Преимущество этого способа заключается в том, что дети сначала видят картину, стремятся к истолкованию ее и слушают рассказ с большим вниманием, участвуя сами в приобретении новых сведений посредством перехода от известного к неизвестному. Но эти достоинства способа предварительного разбора священно-исторических картин уменьшаются теми недостатками, какие скрываются под кажущимися преимуществами. Нельзя опускать из вида того обстоятельства, что главным источником священной истории служит слово Божие, а не воображение художника.
При ведении рассказа через рассматривание картины приходится принимать истолкование библейских событий художников и подчиняться этому толкованию. В картине может быть или очень много подробностей, которые могут отвлекать внимание от главного, существенного, или встречаются такие изображения, которые могут быть названы лишь правдоподобными, но не подлинными. С точки зрения искусства они верны, но не могут быть предложены вниманию учащихся в качестве бесспорных. А дети принимают все за истину не с идейной лишь стороны, а в полном объеме. Не говоря о том, что большинство рисунков компонуется рисовальщиками, а не художниками, можно заметить, что и художник вносит в библейскую картину свое творчество, и с подробностями священных изображений не всегда можно согласиться.
Для всякого ясно различие между картинами из жизни Спасителя напр. Поленова и Нестерова, Васнецова и Гоффмана, Иванова и Ге. Развитого человека это различие нисколько не поражает, но в детях вызывает недоумение. Вследствие простодушной доверчивости детей ко всему, что они видят и слышат, картину удобнее употреблять после рассказа в качестве его наибольшего освещения. Выслушав предварительно рассказ, дети обращают внимание при рассматривании картины на главное и не развлекаются подробностями, не имеющими существенного значения ни в учебном, ни в воспитательном отношении.
При показывании картины после рассказа учащиеся большею частию сами находят участников события и угадывают их действия. Законоучителю остается лишь направить внимание учеников на главное и тем оказать содействие к укреплению в памяти детей хода событий. По картине учащиеся могут повторить рассказ, слышанный ими от преподавателя, и картина может служить для них хорошим вспомогательным средством. Картины священной истории могут быть или стенными, большого размера, или же напечатанными в учебниках. Стенные картины священной истории далеко не богаты по выбору в русских изданиях и не отличаются изяществом рисунка, кроме нескольких картин под названиями: Виды Палестины, Святая Земля и гелиогравюры духовного содержания, издания фирмы Гросман и Кнебель.
Названные издания скорее относятся к области библейской географии и притом дороги по цене. Конечно, они могут быть полезны для школы, но начальные училища пока еще не имеют возможности приобретать многого, что хорошо и полезно, из области наглядных пособий. Не только начальные школы, но и средние учебные заведения пока довольствуются картинами Сидорского. Заграничные картины не всегда соответствуют духу православия и мало доступны по цене. Выписка заграничных изданий сопряжена с большим риском, так как везде есть плохие издания, и между заграничными картинами встречаются такие плохие, которые совершенно непригодны для школы.
Другим средством для уяснения рассказов картинами служат изображения в самом тексте учебника. При современных способах воспроизведения картин в тексте книги могут быть напечатаны прекрасные рисунки в виде копий с тех художественных произведений, которые сделались общим достоянием. Учебники священной истории с картинками появились в семидесятых годах прошлого столетия, но они не были рекомендованы к употреблению в качестве учебников и были оттеснены книжками без рисунков, написанными так, что дети их совершенно не понимают и считают "закон" не Божеской милостью, а Божьим наказанием людям.
Наглядность в обучении имеет весьма существенное значение. Самым лучшим средством для пробуждения глубокого интереса к изучению священной истории и к более полному усвоению ее может быть рисование самими учащимися библейских событий. Той же цели содействует, чрез влияние на воображение, чтение хороших стихотворений на библейские темы. Чтение стихотворений, как и показывание картин, возбуждает внимание учащихся, и они ближе принимают к сердцу то, что им было сначала передано в виде рассказа. Такое явление зависит от формы изложения в виде размеренной речи и лучших выражений. Стихотворения могут читаться и на уроках, и на устраиваемых в каждой хорошей школе воскресных чтениях, рождественских елках, литературных утрах и других внеклассных занятиях, служащих пособием и учебно-воспитательному делу.
Эти же стихотворения, для разнообразия, можно и петь на известные детям мотивы, подобрать которые весьма не трудно, так как школьное пение начинает постепенно входит в число учебных предметов и, благодаря различным сборникам школьного пения, дети знакомятся со многими мелодиями. О некоторых событиях библейской истории могут быть пропеты не только современные стихотворения, но и библейские, т. е. псалмы и песни из книг Священного Писания.
На уроке закона Божия полезно соединять все лучшее как из времен древних, так и из настоящего. Конечно, можно преподавать священную историю и без наглядных пособий и вообще без всяких правил, но цена такому преподаванию ничтожна. Исключительные, выдающиеся натуры и самостоятельно могут дойти до деятельного подражания библейским праведникам, но большинство людей, с которыми имеет дело законоучитель, не исключительно, а обыденно.
Уменье и соблюдение известных правил нужно во всяком деле, и исключать преподавание священной истории из общей нормы нет никаких оснований. В школах всех наименований завоевывает себе первое место в ряду предметов преподавания естествознание. Благодаря своей наглядности, удобопонятности и занимательности, оно привлекает к себе детей; если к тому же в преподаватели природоведения попадет человек с противохристианским настроением, но любящий свой предмет и потому приобретающий симпатии детей, то Закон Божий непременно будет существовать в школе лишь по имени.
Законоучитель будет вести свои уроки, будет исправно получать вознаграждение, учащиеся будут отвечать уроки, но со всяким сомнением они пойдут к учителю, потому что он все выяснит просто, доступно и с любовью. Добрый пастырь почует сердцем отчужденность от него детей, но привлечет их лишь в том случае, если слово Божие будет им предавать просто, не высоким Ломоносовским штилем, без уснащения своей речи ложным "помазанием" или елейностью, а так, как учил Спаситель. У раввинов в школах было все: и высокий штиль, и благоговейное произношение имен Божиих, и литературно-священный слог, а Христос говорил на простонародном наречии, как это видно из сохранившихся в Евангелии некоторых выражений. Так неужели и православным законоучителям следует подражать врагам Христовым.
...Предыдущее Содержание Следующее...
|