Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории” /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Необходимость сознания цели преподавания
• Цель преподавания Священной истории
• Отношение Священной истории к прочим предметам курса Закона Божия
• Сходство и различие Священной истории с историей вообще
• Общий характер преподавания Священной истории
• Язык преподавания
• Расположение учебного материала
• Свойства рассказа
• Порядок урока
• Свойства объяснения
• Объяснение притчей, прообразов, пророчеств, заповедей и тропарей
• Заучивание
• Применение
• Внутренняя связь всей священной истории
• Возражения против священно-исторических повествований
• Наглядные пособия
• Часть вторая. Конспекты уроков по Священной истории
• Новый Завет
• Приложение
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




НОВЫЙ ЗАВЕТ.

1. Рождество и введение во храм Божией Матери.

    1. Понятие о Палестине. Жизнь пр. Иоакима и Анны. Рождение Богородицы. Праздник. Жизнь дома и введение во храм Девы Марии.

    2. Как называется та земля, где жили евреи. В какой она части света. В какой стороне от нас. Где родилась Божия Матерь. Как звали ее отца и мать. Давно ли и где они жили. О чем горевали и молились всю жизнь. Что обещали. Кто у них родился. Как ее назвали. Когда празднуют рождество Богородицы. До каких лет жила дома Дева Мария. Куда Ее отвели после. Что было в Иерусалиме у евреев. Что было при храме. Чему там учились девочки. Как привели Деву Марию во храм. Кто Ее встретил. Куда Ее сводил. Сколько лет Она жила при храме, Когда бывает праздник Введение во храм.

    3. Дева Мария, живя при храме, училась закону Божию и рукодельям и сделалась лучше всех людей и выше ангелов. Не ленитесь учиться и работать.

    4. При рассказе о Рождестве Богородицы следует припомнить с детьми карту Палестины. В рассказе о введении во храм необходимо выяснить детям, что первосвященник сводил Деву Марию во святое святых, но там Ее не оставил. Когда говорят что первосвященник ввел, то у детей составляется ложное понятие о воспитании Богоматери в самом храме.

2. Благовещение.
Лук. 1, 5-23.

    1. Продолжительность жизни Богоматери при храме. Намерение священников. Обручение Иосифу. Явление архангела.

    2. Сколько лет жила при храме Дева Мария. Кто в это время умер у ней. Что хотели сделать священники. Что Она обещала Богу. Кто Ее тогда приютил. Что Она делала однажды и Кого увидала. Что он Ей сказал. Что Она ему ответила. Как называется это явление архангела. Когда празднуется Благовещение.

    3. Дева Мария читала священную книгу, и Ей явился архангел с радостной вестью. Читайте священные книги, особенно Евангелие, и Бог даст вашим душам радость.

    4. Из приветствия архангела и пр. Елизаветы составлена молитва Богородице Дево. Об этом сообщается детям в младш. отделении. Теперь это указание, с приведением славянского текста молитвы, м. б. повторено.

3. Посещение Девой Марией пр. Елизаветы.
Лук. 1, 39-56.

    1. Краткие сведения о праведной Елизавете. ее приветствие. Ответ Богоматери.

    2. Как сделалось на душе у Девы Марии после Благовещения. С кем она захотела поделиться своей радостью. За кем была замужем пр. Елизавета. Где они жили. Далеко ли от Назарета. Что сказала пр. Елизавета, когда услыхала голос Девы Марии. Как узнала Елизавета о радости Ее. Что ответила Дева Мария. Сколько времени пробыла Она у Елизаветы.

    3. Дева Мария любила свою родственницу Елизавету. Любите своих родных.

    4. Евангелие о посещении Богородицей пр. Елизаветы читается за всенощной в богородичные праздники и на молебнах Божией Матери.

4. Рождество Христово.
Матф. 1, 18-25; Лук. 2, 22-29.

    1. Два царя над иудеями. Перепись. Прибытие Иосифа и Девы Марии в Вифлеем. Рождество Христово. Явление ангелов пастухам. Посещение ими пещеры.

    2. В какой земле и в каком городе родился Иисус Христос. Кто были тогда царями над евреями. Который царь был главный. Что он приказал сделать. Зачем была нужна перепись. Куда было велено придти каждому. Где жили Иосиф и Дева Мария. Куда они пошли. Почему в Вифлеем. Где они ночевали в Вифлееме. Почему в пещере. Когда родился Христос. Куда Его положила Дева Мария. Кто первый узнал о рождении Христа. Где были пастухи. Кого они увидали. Что сказал им ангел. Что случилось потом. Что пели ангелы. Что сделали пастухи.

    3. Сам Господь Иисус Христос родился в бедности и прожил в бедности всю жизнь на земле, но жил всех праведнее. Нельзя отказываться от делания добрых дел бедностью и недостатками. Все могут жить праведно: и богатые и бедные.

    4. Пред рассказом о Р. X. необходимо сообщить детям о двоевластии в иудее, так как при рассказе об избиении младенцев говорится не об императоре Августе, а о царе Ироде. Перепись в год Р. X. не представляет исключительного явления. Переписи римлянами производились чрез 15 лет, ради правильности обложения. В учебниках обычно говорится о рождении Спасителя за городом, в пещере, куда загоняли скот в ненастье. В Евангелии такого утверждения нет. Евангелист говорит: и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лук. гл. 2 ст. 7). Ангел сказал пастухам: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель (ст. 11), пастухи тогда сказали: пойдем в Вифлеем (ст. 15). Из приведенных слов видно, что Спаситель родился в городе, а не за городом. Этому не противоречит рождение в пещере. Вифлеем расположен на известковых горах, в которых много естественных пещер, сухих и поместительных. Дома выходили фасадом на улицу, а дворы углублялись в горы, в виде пещер. Жители пользовались ими и как хлевами, и как жилыми помещениями.

5. Поклонение волхвов.
Матф. 2, 1 - 12.

    1. Понятие о волхвах. Явление звезды. Пришествие волхвов. Прибытие в Иерусалим и сведения, полученные через Ирода. Поклонение. Возвращение домой. Злоба и приказ Ирода.

    2. Каких людей звали волхвами. Чему они учились. Где они жили. Что явилось на небе при рождении Спасителя. Что подумали волхвы. Куда они пошли. Кто им указывал дорогу. Куда пришли. Что спросили. Какой царь был в Иерусалиме. Что он сделал. Что ответили ученые. Что сказал Ирод волхвам. Куда пошли волхвы. Где опять увидали звезду. Что они сделали. Какие принесли подарки. Куда хотели идти. Что увидали во сне и куда ушли. Что хотел сделать Ирод со Христом. Какой приказ дал тогда. Почему не убил Христа. Куда ушел Иосиф. Когда возвратился назад.

    3. Волхвы учились, и наука привела их к Богу. Старайтесь учиться, чтобы лучше понимать волю Божию.

    4. Время поклонения волхвов определяется различно: или до Сретения, или спустя около двух лет после Рождества. Православные утверждают первое, западные ученые второе. Со времени плена вавилонского распространилось убеждение, что в Иудее родится особенный Властитель. Волхвы думали, что при Его рождении непременно должна явиться особенная звезда.

6. Сретение Господне.
Лук. 2, 22-39.

    1. Посвящение первенцев Богу. Принесение жертвы. Исполнение закона Богоматерью. Симеон. Его действия и молитва. Анна пророчица.

    2. Что значит сретение. Кто встретил Христа. Какой у евреев был закон о первых мальчиках. Куда приходили. с жертвой. Что принесли в жертву Иосиф и Дева Мария. Какой старец жил тогда в Иерусалиме. Что ему Бог обещал. Почему пришел в храм Симеон. Кого встретил. Что сделал и что сказал. Что говорила Анна пророчица. Как читаются слова Симеона по-славянски. Когда Сретение празднуется.

    3. Христос был Бог, но закон исполнял. Как же нам его не исполнять?

    4. Название праздника детям непонятно. Поэтому рассказ начинается с его объяснения. Из евангельского повествования не видно, что было принесено с Богомладенцем: горлицы или птенцы голубиные. Поэтому излишне осложнять рассказ указанием на бедность Иосифа. Голуби были не дешевы: пара стоила 3 р. 30 коп. Такая цена была установлена вследствие монополии первосвященника Анны. Саддукействующее духовенство извлекало деньги всеми способами, так как оно желало жить широко.

7. Иоанн Предтеча.
Лук. 3, 1-18; Мф. 3, 1-12; Марк. 1, 2-8.

    1. Название-Предтеча. Бездетность и молитвы его родителей. Явление ангела Захарии. Неверие его. Исполнение предсказания ангела. Жизнь Иоанна в пустыне и проповедь на Иордане.

    2. Кто приходил учить людей пред Христом. Как он потому называется. Кто был его отец. Как его звали и как мать. Какие люди они были. Какое у них было горе. Где служил Захария. Куда он вошел и зачем во время службы. Кого он увидал. Что с ним сделалось. Что сказал ангел. Поверил ли Захария. Что за это с ним сделалось. До которых пор он был немым. Какое имя хотели дать мальчику. Что сказала Елизавета. Что написал Захария. Куда Иоанн ушел с молодых лет. Какая была у него одежда. Что он ел. Где ночевал. Куда пришел, когда ему исполнилось тридцать лет. Кто к нему приходил. Что он говорил. Что делал над теми, кто каялся. Кем его считал народ. Что он говорил народу. Почему он называется Крестителем.

    3. Иоанн Предтеча постился и никогда не пил вина. Берегитесь вина, потому что от него много греха.

    4. Слово Предтеча состоит из двух слов пред и теку-иду. Это нужно объяснить детям тотчас после заглавия. Пустынями называются такия места, где совсем нет воды, и где ничего не растет. В пустынях, куда ни взглянет глаз, видит только песок или камни. Есть пустыни в 3 тысячи верст. Там никто не живет. Святые люди уходили в такие пустые места спасаться. Пища Предтечи-саранча появляется в пустыне иудейской во множестве. Ловить ее не трудно. Законом Моисеевым в пищу дозволена. (Лев. XI, 22). Вкус ее похож на вкус рака. Палестинские арабы и теперь ее едят. Диких пчел в Палестине больше ульевых. Расселины пустынных скал удобны для пчелиных гнезд. Хождение народных учителей в древности обычно. Современная жизнь совсем не похожа на древность. Это нужно выяснить.

8. Крещение Господне.
Мф. 3, 13-17; Мр. 1, 9-11; Лук. 3, 21-22.

    1. Крещение Иоанново от Бога. Приход Христа к Предтече. Крещение.

    2. Кто велел Иоанну крестить. Кому поэтому нужно было креститься. Зачем пришел креститься Христос. Чего просил Он у Иоанна. Что Иоанн узнал и что сказал. Что ответил Христос. Что сделал Иоанн. Что было видно и слышно.

    3. Христос крестился Сам и велел креститься всем, кто верит во Христа. Мы все крестились и жить должны не как неверующие, а как дети Божии.

    4. В рассказе о крещении непонятно выражение: исполнить всякую правду. Иоанн получил повеление крестить от Бога. Божие повеление есть закон. Исполнить правду равносильно-исполнить закон. О крещении повествуется у всех трех первых евангелистов (синоптиков). Слова Бога Отца только у Матфея передаются в третьем лице: сей есть Сын... у двух-во втором: Ты Сын Мой... Последняя форма ближе уму и сердцу детей. Слово благоволение совершенно непонятно детям и может быть заменено словом любовь: в Тебе моя любовь. Конечно, лучше передавать слова священной книги буквально. Но эта передача могла бы требоваться, если бы у нас слово Божие было на подлинном языке. Славянский перевод не богодохновенен.В нем могут встретиться выражения не вполне передающие дух подлинника, особенно в случае буквального перевода выражений с одного языка на другой.

9. Первые ученики.
Иоан. 1, 35-51.

    1. Удаление Христа в пустыню. Явление на берегах Иордана, Указание Предтечи. Следование за Христом пяти первых учеников.

    2. Куда Христос ушел после крещения. Что Он там делал. Сколько времени жил. Потом подошел куда. Где был Иоанн. Что он сказал. Когда снова прошел Христос мимо. Где и с кем был Иоанн. Что он сказал. Что сделали ученики. Как их звали. Когда и кто потом сделались учениками Христа.

    3. Ученики Христовы оставили все и стали ходить и слушать учение Спасителя. У нас есть учение Его в Евангелии. Читайте чаще эту святую книгу и вы будете учениками Христа.

    4. В Евангелии называется только Андрей Первозванный. Древнее предание называет еще Иоанна Богослова. Поэтому в учебниках называются оба имени. Агнец Божий-выражение незнакомое детям; у евреев же оно служило синонимом Мессии. Поэтому в словах Предтечи можно на первом месте поставить Сын, а на втором-агнец.

10. Первое чудо.
Иоан. 2, 1-11.

    1. Приглашение Христа на брак. Недостача вина. Просьба Богоматери. Наполнение сосудов водой и превращение ее в вино.

    2. Куда позвали Христа и с кем вскоре после крещения. Чего не достало на пиру. Что сказала Дева Мария слугам. Что стояло в доме для воды. Что сказал Христос. Что сделалось из воды.

    3. Христос помог на браке в крайней нужде, когда хозяева все израсходовали на гостей. Трудитесь и работайте сами. Господь помогает только тогда, когда у человека своей силы на дело не достает.

    4. В Новом Завете говорится о нескольких чудесах, Поэтому нужно дать детям общее понятие о чуде. Определение непременно д. б. удобопонятно. Напр., чудо есть особенная видимая милость Божия нуждающимся людям.

11. Изгнание торгующих из храма.
Иоан. 2, 13-25.

    1. Путешествие Христа в Иерусалим на Пасху. Торговцы возле храма. Изгнание их. Вопрос старейшин и ответ Христа.

    2. Куда пошел Христос из Каны. Долго ли там пробыл. Какой праздник приближался. Куда собирались евреи на этот праздник. Почему в Иерусалим. Куда пошел Христос из Капернаума. Что Он увидал около храма. Что он сделал и что сказал. Что спросили старейшины. Что ответил Христос. Как надо понимать Его слова.

    3. Церковь-дом Божий. Спаситель изгнал тех, кто шумел около церкви. Стойте в храме Божием чинно, не шумите, не разговаривайте и не думайте о своих житейских делах.

    4. Торговцы и менялы помещались не в храме, а во дворе язычников. С последнего шум достигал до двора израильтян и мешал богослужению. Христос не насилием изгнал торгующих, а нравственным авторитетом. Он один победил физическую правовую силу старейшин. Первосвященники были сами заинтересованы этой торговлей. Изгнание торговцев касалось не только самолюбия, но и кармана архиерея.

12. Исцеление расслабленного при купели.
Иоан. 5, 1-16.

    1. Пришествие Христа в Иерусалим на вторую Пасху. Вифезда. Расслабленный. Обращение Христа к нему. Ответ его и исцеление. Встреча со священниками. Решение их погубить Христа.

    2. Куда пошел Христос из Иерусалима. Когда возвратился в него. Куда подошел однажды Христос. Около чего был этот пруд. Как назывались эти ворота. Почему овечьими. Что было построено вокруг пруда. Кто в них лежал. Как назывался пруд. Кто в него сходил и что делал. Какой делалась вода. Какой особенный больной лежал здесь. Сколько лет. Почему он не исцелялся. Что спросил его Христос. Что ответил больной. Что велел тогда сделать Христос. Что сделал больной. В какой день это было. Что сказали священники. Что ответил исцеленный. Где его встретил Христос и что сказал. К кому пошел исцеленный. Что решили сделать еврейские начальники. За что хотели погубить Христа.

    3. Христос исцелил расслабленного и сказал: не греши, чтобы не случилось с тобой хуже. Болезни нападают на нас за грехи. Если хотите быть здоровыми, то не объедайтесь и не пейте много вина.

    4. Исцеление расслабленного при Овчей было совершено в праздник, но какой-евангелист не повествует. Большинство толковников указывают на вторую Пасху.

13. Избрание апостолов.
Лук. 6, 13-16.

    1. Шествие Христа из Иерусалима с народом. Исцеление больных. Молитва на горе. Избрание двенадцати апостолов. Имена их.

    2. С кем Христос шел из Иерусалима. Кто к Нему приходил. Как обходился с людьми Христос. Чему Он учил. Где жил. Куда Он ушел однажды. Где оставался народ. Кого позвал Христос утром. Сколько выбрал. Какую им дал силу. Как их назвал. Почему апостолами. Имена их. Что Христос сделал потом.

    3. Много ходило народа за Христом, но учить людей Он выбрал только 12 человек. Старайтесь больше учиться, а не учить других.

    4. При запоминании имен апостолов в начальной школе достаточно запомнить только одно имя каждого, без вторых имен и без эпитетов.

14. Заповеди блаженства.
Матф. 5, 1-12.

    1. Путешествие за Христом народа. Учение Христа на горе. Девять заповедей. Путь Христа в Капернаум и из него в Наин.

    2. Сколько народа ходило за Христом. Зачем Он сел на горе. Чему начал учить. Как читаются эти заповеди. Куда пошел Христос с горы.

    3. Всякий человек хочет себе счастья. Иисус Христос научил, как получить настоящее счастье. Исполняйте заповеди блаженства и вы будете счастливыми.

    4. Объяснение Блаженств относится к последнему году обучения в школе, и они подробно выяснены в наших "Конспектах" старш. отдел. При прохождении св. истории следует лишь заучить и вкратце объяснить Блаженства. При этом необходимо выяснить логическую связь между ними. Блаженны нищие духом потому, что они, сознавая свою греховность, стремятся к совершенству. Сознавая греховность, они сокрушаются, плачут .Плачущий кроток и смирен, он всегда желает, алчет правды; с людьми он милостив, дурных желаний в нем нет: он чист сердцем; для него горько несогласие других людей, и он старается мирить их; он говорит правду и обидчику, и обиженному, и потому его преследуют, поносят и возводят на него ложь.

15. Воскрешение сына Наинской вдовы.
Лук. 7, 11-17.

    1. Шествие Христа в Наин.Встреча с покойником. Воскрешение его.

    2. Куда пошел Христос из Капернаума. С кем он шел. Кого встретил в городских воротах. Кто был покойник. Что сказал Христос вдове. Что сказал мертвецу. Что делал народ. Куда возвратился Христос.

    3. Христос пожалел вдову по Своей милости. Пожалеет Он и каждого из нас, если с нами случится горе.

    4. При передаче этого рассказа слова Христа: тебе говорю иногда производят не вполне желательное впечатление, так как в русских семьях эти слова вошли в обычай в качестве угрозы. Думается, что опущение их не преступно.

16. Притча о сеятеле.
Мф. 13, 2-23; Мр. 4, 1-25; Лук. 8. 4-15.

    1. Капернаум и Галилейское озеро. Повод к учению на берегу. Притча. Семена при дороге, на камнях, в тернии, на хорошей земле. Объяснение притчи.

    2. Около какого озера стоял Капернаум. Какая величина этого озера. Где Христос начал учить народ в Капернауме. Почему ушел из дома. Куда пошел. Где там сел.Как начал учить. Куда попали одни семена. Что стало с ними. Куда-другие, третьи, четвертые, и что с ними сделалось. Кто сеятель. Кто семя. Кого означает дорога, каменистая почва, терние и хорошая земля.

    3. Хорошая земля хорошо родит, и ее все хвалят. Усердно слушайте и читайте евангелие.

    4. Притчей называется пример, взятый из обыкновенной жизни. Деревенским детям в этой притче все знакомо, а городским нужно сказать и о сеятеле, и о семени, и о почвах.

17. Укрощение бури.
Мф. 8, 23-57; Марк. 4, 35-41; Лук. 8, 22-25.

    1. Переезд из Капернаума по Галилейскому озеру. Буря. Сон Христа и боязнь учеников. Укрощение бури.

    2. Куда и с кем поплыл Христос из Капернаума. Что Он делал в лодке. Что случилось на озере. Что сделалось с апостолами, и что они сказали. Что спросил учеников и что сказал ветру Христос.

    3. Где Христос, там бояться нечего; Он все делает к лучшему. Мы Христа не видим а Он нас видит: Господь живет везде.

    4. При рассказе следует указать место события на карте.

18. Воскрешение дочери Иаира.
Мф. 9, 18-26; Марк. 5, 21-43; Лук. 8, 41-56.

    1. Пребывание Христа в стране Гадаринской. Исцеление бесноватого. Возвращение в Капернаум. Просьба Иаира. Известие о смерти девочки. Воскрешение ее.

    2. Куда приплыл Христос после бури. Кто Его встретил на берегу. Что сделал Христос. О чем просили Его гадаринцы. Куда переплыл Христос. Что Он делал. Кто к Нему подошел. О чем просил. Что сделал Христос. Что было в доме Иаира. Что велел Христос. Что потом сделал и что сказал.

    3. Иисус Христос сказал Иаиру: веруй, и дочь твоя будет жива. Веруйте твердо в Господа, а Он даст вам свою милость.

    4. Иаир-начальник синагоги. Начальство синагоги составлял совет старейшин, из которых один был главным, хотя и считался первым между равными. Отроковица-в греч.-дитя. Талифа-девица. Поэтому лучше сказал вместо: откровица, встань,-девочка, встань.

19. Усекновение главы Предтечи.
Мф. 14, 1-12; Марк. 6, 14-29; Лук. 9, 7-9.

    1. Проповедь Предтечи. Беззаконие Ирода. Обличение его. Пир у Ирода. Пляска девицы. Клятва царя. Просьба девицы. Приказ Ирода. Глава Предтечи на блюде.

    2. Иоанн Предтеча не боялся говорить правду царю, потому что Предтеча был праведник. Живите праведно и любите правду.

    3. Предтеча пострадал от Ирода Антипы, сына Ирода Великого, искавшего смерти Богомладенца. Антипа управлял Галилеей и Переей. Он лишил свободы Предтечу не только по личной злобе, но главным образом из опасения народных волнений, что могло лишить его милостей римского правительства.

20. Чудесное насыщение народа пятью хлебами.
Мф. 14, 14-23; Марк. 6, 34-46; Лук. 9, 11-17; Иоан. 6, 3-16.

    1. Проповедь апостолов и возвращение их. Отбытие в пустыню на отдых. Следование за ними народа. Учение Христа. Насыщение пятью хлебами.

    2. Куда послал Христос апостолов после смерти Предтечи. Какую дал им силу. Где побывали апостолы. Куда возвратились. Что сказал им Христос. Что сказали другие Христу. Куда он отплыл. Где пристал на лодке. Куда пошел народ. Что сделал Христос, увидев народ. Сколько времени Он учил. Как слушал Его народ. Что сказали апостолы под вечер. Что ответил Христос. Что сказали апостолы. Что велел Христос. Что сделали апостолы и что Христос. Что случилось тогда. Сколько собрали кусков.

    3. Народ заботился о душе, Христос насытил его и телесно. Старайтесь знать и исполнять учение Господне, и Господь благословит вас достатком.

    4. Это чудо отрицателями совершенно не признается. Они указывают на противоречие в самом Евангелии, так как в нем говорится о насыщении 5000 пятью хлебами и 4000 семью хлебами. Следует сказать, что эти два события различны, и одни и те же евангелисты говорят о каждом отдельно.

21. Хождение Иисуса Христа по водам.
Мф. 14, 24-36; Мр. 6, 45-56; Иоан. 6, 16-21.

    1. Желание народа воцарить Христа. Удаление Его и отплытие апостолов. Буря на озере. Явление Христа и разговор Его с ап. Петром. Прибытие к берегу.

    2. Что сказал народ после чудесного насыщения. Что и почему он хотел сделать. Что Христос велел сделать апостолам и куда ушел Сам. Сколько отплыли апостолы до ночи. Что началось ночью. Что апостолы увидали после полуночи. Что сделалось с ними. Что сказал Христос. Что сказал ап. Петр. Что сделалось с ним на воде. Что закричал. Что сделал и сказал Христос. Что сделалось потом.

    3. Апостол Петр пошел по воде, но испугался и начал тонуть. Никогда не бойтесь делать по Божьим заповедям.

    4. Противники возражают против чудес вообще и против сообщения о них в школе особенно. Хождение по водам трактовалось, как явная нелепость. Но теперь признано существование т. н. левитации в некоторых людях. Благодаря ей, эти люди свободно держатся на воде. Какие основания отрицать левитацию во Христе?

22. Исцеление дочери хананеянки.
Мф. 15, 21-28; Марк. 7, 24-30.

    1. Прибытие Христа к Тиру и Сидону. Встреча Его хананеянкой. Ее просьба и вера. Исполнение ее просьбы.

    2. К какому месту подошел однажды Христос. Кто к Нему подошел.Что сказала хананеянка. Что ответил Христос. Что стала делать хананеянка. Что сказал Христос. Как показала свою веру хананеянка. Что сказал ей Христос. Что она увидела дома.

    3. Не сразу Христос исцелил дочь хананеянки. Она долго просила Бога. Молитесь неотступно, и тогда Господь исполнит вашу молитву.

    4. Сирийские или древне-финикийские города Тир и Сидон своей областью примыкали к Галилее, и жители могли знать о галилейском Пророке. Женщина в еванг. Матфея называется хананеянкой, а у Марка сирофиникиянкой. Ев. Матфей употребляет библейское название, а Марк современное ему.

23. Преображение Господне.
Мф. 17, 1-13; Марк. 9, 2-13; 9, 28-36.

    1. Шествие Христа по Галилее. Восход с троими апостолами на Фавор. Преображение. Явление Моисея и Ильи. Обращение Петра. Голос с неба. Страх апостолов.

    2. Куда пошел Христос из страны тирской и сидонской. Мимо чего он шел. Куда и с кем взошел Что сделалось с Ним во время молитвы. Кто явился к Нему. О чем они говорили. Что случилось с апостолами. Что сказал ап. Петр. Что тогда случилось. Что говорил голос Божий. Что сделалось с апостолами. Кто к ним подошел и что сказал. Что они увидали. Что значит Преображение. Когда оно празднуется.

    3. Хорошо было апостолам, когда они увидали славу Господню. Любите людей и вы душой увидите Бога. Где любовь - там и Бог.

    4. Фавор находится в 8 верстах от Назарета. Эта гора стоит одиноко; покрыта лесом. Вершина ее плоская и занимает около 2 верст.

24. Притча о милосердном самарянине.
Лук. 10, 25-37.

    1. Путешествие Христа в Иерусалим. Обращение к Нему книжника с коварным вопросом. Вопрос Христа о законе и ответ книжника. Совет Христа и новый вопрос книжника. Притча: путешествие человека, разбойники, немилостивые священник и левит; самарянин. Совет Христа.

    2. Куда пошел Христос после преображения. Кто подошел к Нему в Иерусалиме. Что хотел сделать книжник. Что он спросил. Как спросил его Христос. Что ответил книжник и что спросил. Что сказал Христос. Кто шел, куда и откуда. Кто на него напал. Что сделали разбойники. Кто шел по той же дороге. Сделал ли что священник. Кто шел потом. Он сделал ли что. Кто проезжал после них. Что он сделал. Как спросил книжника Христос и что сказал ему.

    3. Христос показал, что ближний нам - каждый нуждающийся человек. Не оставляйте без помощи никого, свой ли это или чужой.

    4. Для уяснения буквального смысла притчи нужно сказать, что книжниками назывались люди, изучавшие закон Божий. Они считали себя избранниками, а народ, не изучавший закона, проклятым. Книжники требовали особого почтения к себе всюду: при встречах, на обедах, в беседах, в синагогах и ревниво оберегали свое достоинство. Христос, учитель простого народа, излагавший не тонкости понимания Писания, не расширявший воскрилий своей одежды, казался сектантом. Его пока предать суду было неудобно, но унизить в глазах народа было желательно. Левит - служитель при храме. Его можно сравнить с псаломщиком. Священник и левит боялись прикоснуться к израненному, дабы не оскверниться. Так истолкованы были законы об осквернении! Самарянин, человек из народа, считавшегося иудеями отверженным, как раскольники. Внутренний смысл указан в приложении. Главная точка сравнения - самарянин, а не священник и левит, сделал милость ограбленному. Наш ближний есть всякий нуждающийся. "Где тяжко дышится, где горе слышится, будь первым там!"

25. Притча о блудном сыне.

    1. Ропот книжников на Христа за Его общение с народом. Притча. Два сына одного отца. Выдел младшего. Разгул его. Нищета. Возвращение к отцу. Радость отца.

    2. Какие люди собирались около Христа. Кто и почему на Него роптал. Какую притчу сказал Христос. Сколько сыновей было у одного человека. Что сказал младший. Что сделал отец. Куда ушел младший сын. Что он сделал с именьем. К кому нанялся. Чему был бы рад. Что он вспомнил и что подумал. Что сделал. Как принял его отец.Кто осердился. Что сказал отец младшему сыну.

    3. Никогда не нужно отчаиваться. Если большой грешник покается, то и его простит Господь. Люди прощают своих детей, а Бог несравненно добрее людей.

    4. Буквальный смысл притчи вполне понятен. Внутренний смысл отмечается под цифрой 3. Главная точка сравнения: блудный сын раскаялся, и отец простил его. Бог прощает кающегося грешника. Под рожками понимаются не сладковатые плоды, а выжимки из них, вроде сбойны. Рожки выжимались для приготовления вина.

26. Притча о богатом и Лазаре.
Лук. 16, 19-31.

    1. Жизнь богача и жизнь Лазаря. Удел их по смерти. Просьба богача и ответ Авраама.

    2. Как жил богач. Кто лежал около дома. Имя его. Чего ждал Лазарь. Кто его беспокоил. Кто и куда отнес душу нищего по смерти. Что сделали с богачем по смерти. Куда попала его душа. Где увидал богач Лазаря. Что он стал просить. Что ответил Авраам. О чем вспомнил богач и чего просил. Что на это ответил Авраам.

    3. Страшна участь немилостивых! Жалейте бедных и помогайте им.

    4. Псы лизали струпы нищего. В учебниках это объясняется состраданием псов к нищему: даже и псы... Это не так. В притче говорится о страданиях нищего. Он был беспомощен, псы раздражали его болячки. Богач мог убедиться, что Лазарь не лентяй, а немощной. Псы на востоке повсеместно ходят гурьбами. Моисей и пророки - разделение Св. Писания на части. Еще есть часть- Псалмы, но они - произведения поэзии. Главное же руководство в жизни-первые две части. Внутренний смысл притчи приведен. Главная точка сравнения: богач только после смерти увидел свою преступность, но тогда раскаяние невозможно. Дети спрашивают: где рай, и где ад? ответ: теперь мы не знаем, а узнаем после смерти.

27. Благословение детей.
Мф. 19, 13-15; Марк. 10, 13-16; Лук. 18, 15-17.

    1. Любовь Христа к народу и любовь народа к Нему. Приведение детей. Препятствие от апостолов. Благословение детей Христом.

    2. Почему много народа ходило за Христом. Кого однажды привели к Нему. О чем просили матери. Что делали апостолы. Почему. Что сказал им Христос. Что Он сделал.

    3. Дети! Вас любит сам Господь Иисус Христос. Будьте добрыми, прилежными, послушными и не огорчайте Христа леностью и непослушанием. Вы Его не видите, а Он вас всегда видит и благословляет.

    4. Этот рассказ необходимо ежедневно читать тем очерствевшим людям, которые не любят детей и видят в них только озорников. В детях есть и дурное, но несравненно больше хорошего. Если к детям применяется только строгость, то они прибегают к тысячам проделок на перекор этой строгости, но где применяется любовь, сдержанная серьезностью, там дети отвечают любовью и добровольным послушанием. Законоучитель должен быть любимым детьми, и о нем должны сохраняться одни приятные воспоминания во всю жизнь. Это достижимо и для дела полезно.

28. Воскрешение Лазаря.
Иоан. 11, 17-57.

    1. Местожительство Лазаря. Его болезнь. Извещение Христа. Прибытие Его. Встреча Его Марфой и Марией. Воскрешение Лазаря.

    2. Где жил Лазарь. С кем он жил. Какие они были люди. Что сделалось с Лазарем перед Пасхой. К кому послали Марфа и Мария. Что велели сказать. Что на это сказал Христос. Сколько времени не шел в Вифанию. Что случилось с Лазарем. Кто первый узнал о приходе Христа. Что сделала Марфа и что сказала. Что ответил Христос. Кого тогда позвала Марфа. Что сказала Мария. Куда и с кем пошел Христос. Что велел сделать и что сказать. Что случилось тогда. Что велел сделать Христос. Что делал народ.

    3. Иисус Христос воскресил Лазаря и показал, что все люди воскреснут. Придет время, когда не будет мертвых, и самой смерти не будет. Хорошо тогда будет жить праведным.

    4. У евреев умерших хоронили в пещерах и полагали завернутыми в полотно, без гробов. Пещера заваливалась камнем.

29. Вход Господень в Иерусалим.
Мф. 21, 1-17; Марк. 11, 1-11; Мук. 18, 15-17.

    1. Выход Христа из Вифании, Шествие на осле. Сопровождение Его народом с пением. Злоба фарисеев. Ответ им Христа. Изгнание торгующих из храма. Песнь детей.

    2. Какой вход Христа в Иерусалим называется торжественным. Откуда вышел Христос. Куда и с кем пошел. Кого велел привести дорогой. Что сделали апостолы и что Христос. Какой праздник приближался. Что делал народ для Христа. Что пели. Кроме слушателей Христа кто был еще. Что сказали Ему фарисеи. Что ответил Христос. Куда вошел Он в Иерусалиме. Что увидел, что сделал и что сказал в храме. Что он сделал для больных. Что стали петь дети. Что сказали книжники, и что ответил Христос. Когда празднуется этот праздник, и как он называется.

    3. Народ встречал Христа в Иерусалиме с радостью, а книжники из зависти злобились. Не завидуйте никому.

    4. На праздники в Иерусалим сходились израильтяне со всех сторон. В город отдельные толпы богомольцев входили торжественно, с пением. Для галилеян было особенно лестно сопровождать своего Пророка. Осел у евреев издревле символ власти. На белых ослах ездили судьи и первые цари. Лошадь, с военными целями, была заимствована Соломоном из Египта. Осел-символ мира. Приветствия Христу двустишие. У восточных народов искусство поэтической импровизации развито. Песнями встречали и доселе встречают победителей.

30. Предательство Иуды.
Мф. 26. Мр. 14, 1-11; Лук. 22, 1-6.

    1. Учительство Христа в храме в течение двух дней по Входе. Уговор Иуды с первосвященниками.

    2. Где учил народ Христос после входа в Иерусалим. Куда уходил на ночь. Где пробыл Он среду. Кто советовался тогда против Христа. Кто пришел к первосвященникам. Что обещал им. Сколько денег обещали они Иуде. Что стал обдумывать Иуда.

    3. Иуда любил деньги и дошел до продажи Господа. Никогда не будьте жадными к деньгам.

    4. Много было придумано причин предательства Иуды, так как сребролюбие казалось невероятным, по незначительности суммы. Но иуда мог рассчитывать на большее и по необходимости помирился на 30 сребрениках. Тогда деньги ценились выше, а у восточных сребролюбие развито. Другие причины предательства не доказываются.

31. Тайная вечеря.
Мф. 26, 17-24; Марк. 14, 12-26; Лук. 22, 7-38; Иоан. 13, 14.

    1. Еврейская Пасха. Посольство двух апостолов в Иерусалим. Вечер. Умовение ног. Указание на предателя, Установление таинства Причащения.

    2. Зачем евреи праздновали Пасху. Как ее праздновали. Когда было можно ее праздновать. В какой день пожелал праздновать ее Христос. Когда и куда Он послал учеников.- Что им велел. Когда и с кем пришел Христос. Что делали евреи перед пищей. Кто умывал ноги. Кто стал умывать ноги апостолам теперь. Что при этом сказал. Что Он сказал, когда все сели за стол. Что сделалось с апостолами. Что они спрашивали. Что ответил Христос иуде. Слышали ли это апостолы. Что спросил Иоанн. Что ответил ему Христос. Кому Он дал кусок хлеба и что сказал. Что сделал Иуда. Что подумали апостолы. Что сделал Христос после ухода иуды. Что сказал. Чем причастил Христос апостолов. Что это было на вид и что тайно, невидимо. Куда пошел Христос с апостолами после тайной вечери.

    3. Господь установил таинство Причащения для нашего спасения. Каждому христианину нужно чаще причащаться.

    4. Пасха непременно совершалась в Иерусалиме или его предместьях. Ни один еврей не отказывал в гостеприимстве посторонним для совершения пасхальной вечери. Единственным вознаграждением хозяина служила шкура агнца и глиняная посуда, употреблявшаяся на вечери. Вкушение агнца совершалось с установленными обрядами, при чем участники трижды вкушали из общей чаши вина с водой. Третья чаша называлась чашей благословения. После нее Господь взял хлеб, благословил, разломил и дал апостолам. В древности пасху вкушали стоя, но раввины говорили, что стоя есть прилично рабам, а израильтяне свободны. Народу это понравилось, и новый обычай, хотя и языческий, укоренился.

32. Страдания Иисуса Христа.
Иоан. 18, 1-27; Марк. 14, 32-72; Мф. 26, 36-75; Лук. 22, 40-42.

    1. Удаление Христа в Гефсиманский сад. Молитва. Сон апостолов. Приход архиерейских слуг. Поцелуй Иуды. Взятие Христа. Суд у Каиафы: вечернее и утреннее заседание. Путь к Пилату.

    2. Куда пошел Христос после Тайной Вечери. Кого Он взял в сад. Что делал. Как молился. Что случилось с апостолами. Сколько раз Он их будил. Что сказал в третий раз. Кто пришел в сад. Кто окружил Господа. Что сделал иуда и что сказал. Что сделали воины. Что сделали апостолы. Где судили Христа. Что говорили свидетели. Что спросил Каиафа. Что ответил Христос. Что сделал и сказал Каиафа. Что сказали судьи. Какое время дня было тогда. Что сделали судьи. Где оставили Христа. Что делали над Ним солдаты. Сколько раз нужно было судить по закону. Что сделали начальники на другой день. Что спросили Христа. Что решили судьи. Куда повели Христа. Зачем повели к Пилату.

    3. Еврейские начальники забыли совесть и неправедно осудили Христа. Делайте все по совести и вы не согрешите так тяжело.

    4. В начальной школе о суде у Анны не упоминается, так как Анна юридически был заштатный архиерей, хотя фактически он был главным руководителем. Большинство т. н. Синедриона находилось под его руководством. Первосвященник-зять, пять сыновей Анны, несколько его приверженцев-все эти люди отличались крайней безнравственностью и принадлежали к саддукейской партии. Современники семейство Анны, в котором было последовательно семь архиереев, называли шипящими ехиднами. Им было страшно не учение Христово, а перспектива уменьшения власти и доходности. Разрывание Каиафой одежды при ответе Христа - притворно. Старейшины желали сохранения существующего порядка, им выгодного, и также были вооружены против Спасителя. Христос мог выйти ночью из Иерусалима, так как, по случаю Пасхи, ворота городские были отперты во всю ночь. Гефсимания - масличное точило. Названа так по устроенному в скале корыту, для выдавливания масла из маслин. Гефсимания - вернее роща с маслинами. Для взятия Христа был послан отряд полицейских при храме, вооруженных лишь палками, и отряд солдат, который был испрошен у Пилата, ради поимки Мессии. О мессиях же римляне знали и не мало с ними имели хлопот. Воины боялись прикоснуться ко Христу, слыша о Его чудодейственной силе. Иуда, знавший доброту Учителя, помог злому делу поцелуем. В толпе были даже первосвященники, начальники 24 священнических чред, из боязни опустить Христа. Когда привели Христа к Каиафе, там уже заседал совет сановников, ожидавший Его привода. Это было собрание не судей, а сановников. Преступление Христа, по лжесвидетельству, заключилось в унижении национально-религиозной святыни-храма. Его Он может воздвигнуть в три дня? По закону необходимо для окончательного произнесения смертного приговора вторичное рассмотрение дела через три дня. Это в пятницу было исполнено, но незаконно.

33. Суд у Пилата.
Мф. 27, 1-28; Марк. 15, 1-17; Лук. 22, 66 и 23, 24, 25; Иоан. 18, 28 и 18.

    1. Шествие по улицам Иерусалима. Выход Пилата. Свидетельства на Христа. Допрос Его наедине. Отсылка к Ироду. Возвращение от Ирода. Бичевания. Выход к народу. Угроза Пилату. Осуждение.

    2. Где вели Христа к Пилату. Какой праздник тогда приближался. Куда вошел Пилат. Что спросил. Что ответили начальники. Что на это сказал Пилат. В чем обвиняли Христа иудеи. Что сделал Пилат. Что он увидал из допроса и что хотел сделать. В чем снова обвинили иудеи Христа. К кому послал Его Пилат. Что сделал Ирод. Куда снова повели Христа. Что стал кричать народ. Что сделали воины со Христом. Куда вывел Его Пилат после мучений. Что опять закричали в народе. Что хотел сделать Пилат. Чем пригрозили ему. Что сделал и что сказал Пилат, взявши воды. Что закричали иудеи. Какой дал приказ Пилат.

    3. Народ в толпе потерял ум и требовал смерти Христа. Всегда думайте, хорошо ли то дело, на которое вас зовут.

    4. Пилат через свою полицию, конечно, знал, что Христос не опасен римскому правительству, и смело мог защищать Его. Но спокойствие он ценил выше правды и, как искусный политик склонился на требования иудеев. Политичность и уменье улаживать дела превозносится и доселе даже там, где уместна лишь милость и истина. Ирод Антипа. тот самый, который убил Предтечу. На Пасху он приезжал в Иерусалим, тоже из политики, дабы народ видел его благочестие. Пилат жил в Кесарии, но на праздники приезжал, на случай усмирения возможных народных движений, в столицу. Умовение рук известно еще во времена Давида (пс. 25, 6) и было в обычае у греков и римлян.

34. Распятие Иисуса Христа.
Мф. 27, 33-50; Марк. 15, 22-36; Лук. 22, 32-45; Иоан. 19, 18-29.

    1. Шествие на Голгофу. Распятие с разбойниками. Надпись на кресте. Молитва благоразумного разбойника. Скорбь Богоматери и усыновление Иоанна Богослова.

    2. Что делали воины по приказу Пилата. Кого заставили нести крест. Что случилось дорогой. Что сделали воины на горе. Кого распяли со Христом. Что делал Христос, когда Его распяли. Какую надпись прибили ко кресту. Что говорили евреи и их начальники. Кто караулил распятых. Что говорили воины. Что говорил один из разбойников и что другой. Что другой сказал Иисусу Христу. Что ответил Христос. Кто из близких Христу был у креста. Что Он сказал своей Матери и что Иоанну. Что сделал Иоанн.

    3. Христос молился за своих врагов и дал заповедь и нам любить наших врагов.

    4. Крест состоял из трех частей: одной продольной и двух поперечных. Первая уносилась заранее, а вторые нес распинаемый. Казнь чрез распятие была в обычае у персов и карфагенян.У евреев вешали на кресте уже умерщвленных. В Риме крестная казнь ввелась в употребление при Августе. Римляне распинали в Иудее обычно в праздники, для устрашения народа. Единственное облегчение дозволялось делать через ослабление чувствительности казнимых вином, смешанным с одуряющей горькой смирной. Этот напиток приготовляли сердобольные женщины. Христос этого напитка принять не пожелал. Вино было кислое и называется уксусом; смирна- горька, как желчь. Название Богоматери Христом - женщина по - еврейски почетно, хотя для нашего уха странно.

35. Смерть Иисуса Христа.
Мф. 27, 46-50; Марк. 15, 34-37; Лук. 23, 36-46; Иоан. 19, 28-30.

    1. Тьма. Страдания. Молитва Богу Отцу. Жажда. Кончина. Знамения.

    2. Когда распяли Христа. Что сделалось с солнцем. До какого часа была тьма. Как молился Христос. Что особенно мучило Христа. Что Он сказал. Что сделал воин. Что сделал Христос и что сказал. Что воскликнул потом, и что случилось. Что сделалось в храме, на земле, в горах, на кладбищах.

    3. Сама земля затряслась при смерти Спасителя. Как же не содрогнуться нашему сердцу!

    4. Тьма не могла быть от затмения солнца, так как тогда было полнолуние. Причина тьмы могла быть другая, напр., пред землетрясением, но эта причина неизвестна. Жажда особенно мучила вследствие ветра и весеннего тропического солнца. Мучения происходили от разрывов жил и от воспаления тела вокруг ран. Церковная завеса была из дорогой вавилонской материи. Длина завесы около 9 сажен, ширина около четырех. Мертвые вышли из пещер, служивших им гробницами.

36. Погребение Иисуса Христа.
Мф. 27, 57-61; Марк. 15, 42-47; Лук. 23, 50-55; Иоан. 10, 38-42.

    1. Просьба Иосифа у Пилата. Приход Никодима. Снятие со креста. Погребение. Просьба иудеев о трехдневной охране гроба.

    2. В каком часу и в какой день умер Христос. Какой праздник был у евреев на другой день. Что и когда сделал Иосиф. Кто пришел к нему еще. Что они сделали. Где положили тело Христа. К кому пошли и что сказали еврейские начальники на другой день. Что ответил им Пилат.

    3. Иосиф не побоялся злобы иудеев и похоронил Христа. Не бойтесь заступаться за обижаемых напрасно.

    4. Пасха начиналась с закатом солнца в пятницу, поэтому нужно было спешить с погребением. Тела казненных зарывались в долине Гинномовой, где была свалка нечистот. Просьба о выдаче тела казненного для погребения была для Иосифа небезопасна и, вероятно, послужила источником дохода для Пилата. Вследствие подобной просьбы были случаи предания смерти просителей. Тело Христа было завернуто в полотно, осыпанное душистой миррой и намазанное алое. Евреи, подобно египтянам, тщательно заботились о местах погребения, и каждый состоятельный еврей заблаговременно приготовлял себе пещеру. Такая пещера была приготовлена и Иосифом в своем саду.

37. Воскресение Христово.
Мф. 28, 1-15; Марк. 16, 1-14; Лук. 24, 1-48; Иоан. 20, 1-31.

    1. Землетрясение. Явление ангела. Испуг воинов и их бегство. Ложь первосвященников. Прибытие Марии Магдалины. Возвращение ее в город. Приход прочих мироносиц. Явление ангелов. Возвращение мироносиц от гроба. Приход Петра и Иоанна. Возвращение Магдалины. Беседа с ангелами и со Спасителем. Встреча ее с прочими мироносицами. Явление им Христа.

    2. Что случилось у гроба Господня на третий день после пятницы. Кто слетел с неба ко гробу Господню. Что сделал ангел. Какое было у него лицо, и какая была одежда. Что случилось тогда. Что сделалось с воинами. Что они сделали потом. Что сделали и что велели говорить начальники. Кто шел ко гробу, когда убежали воины. Что они хотели сделать. Как они поэтому назывались. Кто пришел прежде. Что она увидала. К кому пошла и что сказала. Кого увидали другие мироносицы. Что сказали им ангелы. Что сделали мироносицы. Кто пришел после них к пещере. Что увидали. Кто возвратился после них. Что она сделала и кого увидала. Что сказали ей ангелы. Что она ответила. Кого она увидала, когда обернулась. Что сказал ей Христос. За кого Мария считала Его. Что она сказала. Как узнала Христа. Что сделала Мария, и что сказал Христос. Кого она догнала. Кого они все увидали. Что сказал им Христос. Кому Он еще являлся. Сколько дней жил на земле после воскресения.

    3. Христос воскрес из мертвых и стал царем всего мира. Придет время, воскреснем и мы, будем жить с Богом и никогда не умрем.

    4. В Св. Писании говорится о десяти явлениях воскресшего Спасителя. Особенную трудность в последовательности представляют первые явления, так как евангелисты указывают различные моменты. Но при надлежащем сопоставлении эта трудность очень облегчается. В поставленных вопросах последовательность устанавливается на основании лучших сводок евангельской истории.

38. Вознесение Господне.
Мр. 16, 19-20; Лук. 24, 44-53.

    1. Пребывание Христа на земле и Его явления. Явление в сороковой день. Восхождение на гору Елеонскую. Последняя беседа и благословение Спасителя. Поднятие вверх. Явление ангелов.

    2. Сколько дней жил на земле Христос после воскресения. Сколько раз Его видели люди. Кого теперь Он учил. Когда и где явился в последний раз. Кому явился. Куда повел Он апостолов. Что им сказал дорогой. Что сделал на горе Елеонской. Что случилось потом. Что закрыло Христа. Кто явился апостолам. Что они сказали.

    3. Христос вознесся на небо и тем показал, что и мы будем жить небесах, когда воскреснем из мертвых.

    4. Дети интересуются, где небо. Оно нам неизвестно. Тело у Христа по воскресении изменилось: для него не стало существовать пространство, непроницаемость, нужда в пище, в воздухе. Такое тело может отделиться от земли и быть видимым и невидимым. Тела всех людей по воскресении будут такими же.

39. Сошествие Святого Духа на апостолов.

    1. Совместная жизнь апостолов в Иерусалиме. Пятидесятница. Пиум над домом апостолов. Огненные языки. Проповедь на разных языках. Обращение трех тысяч человек. Первое гонение на апостолов от иудеев. Апостольский собор.

    2. Где жили апостолы после вознесения. Как они проводили время. Какой праздник был через десять дней. Что делали апостолы утром. Что случилось тогда в доме. Что появилось над каждым апостолом. Кто сошел на них. Какую силу им дал. Как стали тогда говорить апостолы. Кого они начали учить. Что про них сказали иудеи. Что тогда сделал ап. Петр. Сколько народа уверовало во Христа. Куда после этого пошли апостолы. Что им говорили еврейские начальники. Что им отвечали апостолы. Что с ними делали начальники. Как апостолы решали важные дела. Как называются эти собрания.

    3. Апостолы отвечали начальникам: "кого лучше слушать: вас или Бога". Всегда нужно так отвечать тем, кто неволит вас к худым делам.

    4. В повествование о Сошествии Св. Духа следует включить частицу из жизни апостолов и дать понятие детям об апостольских соборах, так как это составляет основу жизни христианской Церкви.

40. Успение Божией Матери.

    1. Значение слова успение. Продолжительность жизни Богоматери. Явление архангела. Собрание апостолов. Успение. Прибытие Фомы. Видение в воздухе.

    2. Что значит слово-успение. Через сколько лет после вознесения Христа умерла Богородица. У кого Она жила. Кто явился Ей пред смертью. Что Ей сказал. Что она пожелала. Куда собрались апостолы. Кого не доставало. Что сделалось в доме Иоанна Богослова. Кто взял ее душу. Что сделали апостолы. Кто пришел потом. Что он захотел. Что сделали апостолы. Что увидали. Что сказала Богородица.

    3. Богородица сказала апостолам, что Она молится за всех христиан. Она наша общая Мать. Всем помогает и всем дает радость.

    4. Сказание об успении Божией и Матери основывается не на Евангелии, как вся новозаветная история, а на священном предании. Но этот рассказ необходим для полноты сведений о жизни Спасителя и Его пречистой Матери.

41. Воздвижение креста Господня.

    1. Значение слова. Сокрытие креста. Желание царицы Елены. Обретение трех крестов. Чудеса от одного. Поднятие креста Христова для поклонения народу.

    2. Что значит слово-воздвижение. Почему установлен такой праздник. Куда скрыли крест Христа после Его смерти. Что делали с верующими во Христа. Кто не велел мучить христиан. Через сколько лет после рождества Христова. Кто захотел найти крест Христов. Куда она приехала и что узнала. Что она велела сделать. Что нашли под храмом, Что лежало возле крестов. Как узнали крест Христов. Что хотелось каждому из народа. Что сделал тогда архиерей.

    3. Крест Христов-знамя нашего спасения. Почитайте Крест, изображайте его всегда и носите на теле.

    4. Объяснение происхождения праздника Воздвижения таким образом принято в разных руководствах и проповедях, но "история его происхождения настолько темна, что вызывала и до сих пор вызывает различные объяснения" (Прав. богосл. энцикл. под ред. Лопухина, т. III ст. 670.) Против принятого объяснения говорит умолчание историков Обретения креста; это объяснение встречается лишь в Четьи-Минеях, которые не могут считаться непререкаемыми. В школе, конечно, об этом не говорится, потому что детям знать это "несвойственно."

42. Крещение Руси.

    1. Принятие христианства русскими от греков. Св. Ольга. Желание св. Владимира. Посольства к нему от разных народов. Посольство русских к ним. Крещение русских людей.

    2. Кому молились русские в старину. От кого приняли христианскую веру. Кто научил ей греков. Как узнавали русские о вере Христовой. Какая княгиня русская крестилась. Кто из русских князей задумал переменить веру. Кто об этом узнал. Что они сделали. Что тогда сделал Владимир. Что сказали послы. Что решил Владимир. Что русские сделали с идолами. Кто крестил русский народ. Когда было это крещение.

    3. В старину русские кланялись идолам, а после стали христианами. Не все старое хорошо, и не все новое плохо. Надо отличать хорошее от плохого и держаться только хорошего.

...Предыдущее                                    Содержание                                    Следующее...



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»