2. Цель преподавания Священной истории.
Цель преподавания Священной истории двояка: 1) учебная и 2) воспитательная. Мы с достоверностью можем утверждать, что в каждом человеке есть стремление к познанию истины. Истина во всем ее существе непостижима для человечества, но отдельные проявления ее доступны в той или иной степени, сообразно умственному развитию искателей истины. Всякое знание заключает в себе частицу истины, но одно знание является необходимым для всех, а другое лишь для некоторых. Священная история представляет собою раскрытие отношений между бесконечным Богом и грешным, ограниченным человечеством, а потому является высшей ценностью для всего человечества, без различия времен, мест и национальностей.
С этой точки зрения изучение Священной истории в школе служит источником познания истины. Следовательно, ближайшая цель этого изучения есть познание божественной истины. А так как все отношения Господа служат проявлением любви ко всему человечеству, то Священная история может быть названа историей проявления любви Божией к людям. Любовь Божия проявляется в разные времена различно, сообразно культурному развитию человечества. Странно слышать, что будто Бог является в ветхом завете лишь как суровый владыка трепещущих рабов, готовый к постоянному возмездию слабым, падким на все греховное людям. Везде и всюду Бог проявляет свою любовь к людям, только средства проявления этой любви различны. Грубые, умственно неразвитые и нравственно черствые народы древности не могли понять проявления Господа в "гласе приятной прохлады" и нуждались в сильных средствах для своего вразумления и обращения на путь добра. Не Бог был иным в ветхом завете, а люди были нравственно мало восприимчивы. Это были малые дети, для которых нужно было лишь управление, а не нравственное руководительство. Для людей, обладающих более тонким нравственным чутьем, хотя и не всегда следующих ему, отношения Бога в ветхом завете кажутся грозными. Но такой взгляд происходит лишь от привычки прилагать ко всему мерку современной нам действительности. Знание отношений Бога к миру ценно само по себе, как знание истины, но оно имеет и еще более ценное значение для каждого отдельного человека. Классическая пословица говорить: "слова учат, примеры увлекают". Священная история вмещает в себе не мало примеров должного отношения праведных людей к Богу и к людям, в лице патриархов, пророков, апостолов и особенно, конечно, в земной жизни нашего Спасителя. Поэтому изучение Священной истории заключает в себе и вторую цель-возбуждение в человеке, посредством наглядных примеров, стремления к твердой вере в Бога и к жизни, согласной с истинной верой. Короче говоря, цель изучения Св. истории есть познание истины и служение ей. Эта двоякая цель должна предносится пред законоучителем при каждом уроке, так как постоянный и определенный путь сокращает время в достижении намеченной Цели, а странствование по разным сторонам дороги служит лишь к утомлению и к напрасной потере сил путника.
...Предыдущее Содержание Следующее...
|