4. Сходство и различие Священной истории с историей вообще.
В самом названии предмета, о котором мы ведем речь, заключаются два понятия: история и освещенность. Первое понятие соединяет этот предмет с обширным кругом общечеловеческого знания, независимого от области религиозной веры, а второе выделяет и обособляет его. Поэтому преподавание священной истории с одной стороны должно быть похожим на преподавание истории вообще, а с другой - должно иметь свои характеристические особенности, свойственные преподаванию исключительно священной истории. Всякая история в широком значении этого понятия есть наука о прошлом, о том, что было. Поэтому и священная история имеет своим предметом прошедшее, или вернее, уже произошедшее на земле.
Всякое явление непременно совершается в пространстве и во времени. Эти два данных должны всегда сопровождать всякое историческое событие. Отсюда с очевидностью вытекает необходимость географических и хронологических указаний при прохождении курса священной истории во всякой школе. Правда, библейская хронология не во всех случаях установлена твердо, но приблизительные хронологические даты должны быть сообщаемы учащимся, хотя не ранее второго рода обучения, так как указание на четырехзначные числа ничего не говорят детям, знающим лишь действия в пределах, первой сотни. Круг событий, совершившихся среди избранного народа Божия, по месту действия занимает лишь небольшую часть Азии и Африки, а потому ознакомление учащихся с географическом положением, с климатическими условиями, с царством растительным и животным, с некоторыми особенностями местностей не представляет особенных затруднений в учебном отношении.
Большинство учебников страдает перегруженностью разных имен и названий, а потому обращение к карте не увеличит материала. Сведения по географии Палестины могут быть сообщены на отдельном уроке, примерно, после рассказа о переселении Авраама в землю Ханаанскую, и дополнены пред рассказом о взятии названной земли евреями. Что касается хронологических сведений, то они, конечно, могут сообщаться в начальной школе лишь в круглых цифрах, напр., за 2000, за 1500, за 700 лет до Рождества Христова и притом указываться лишь для важнейших событий. Таким образом, понятие - история обязывает законоучителя держаться в преподавании тех же границ, какие полагаются при изучении истории вообще.
Второе понятие-священная - выделяет священную историю на особое место и предписывает и особые приемы в преподавании. Гражданская история исследует факты, выводит законы, делает обобщения о делах только человеческих, временных, прошедших, а священная история повествует и о действиях Божественных, вечных, имеющих значение для всего человечества, во все времена. Поэтому священная история не есть только наука о прошлом, так как она совмещает настоящее и будущее всего человечества. Вследствие этого и характер изучения священной истории отличается от изучения истории человечества вообще. В изучении гражданской истории главное внимание обращается на законы происхождения и связи событий или, иначе говоря, на сторону генетическую, в священной же истории главное место занимает назидательность или сторона прагматическая. Священная история посредством примеров воздействует на чувство и волю людей, и чем сильнее это воздействие, тем большая успешность должна быть усвоена изучению Священной истории. Постигнуть всех путей промысла Божия о мире никто не может, а потому при изучении священной истории нравственная сторона имеет преимущественное значение перед умственной.
...Предыдущее Содержание Следующее...
|