Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории” /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Необходимость сознания цели преподавания
• Цель преподавания Священной истории
• Отношение Священной истории к прочим предметам курса Закона Божия
• Сходство и различие Священной истории с историей вообще
• Общий характер преподавания Священной истории
• Язык преподавания
• Расположение учебного материала
• Свойства рассказа
• Порядок урока
• Свойства объяснения
• Объяснение притчей, прообразов, пророчеств, заповедей и тропарей
• Заучивание
• Применение
• Внутренняя связь всей священной истории
• Возражения против священно-исторических повествований
• Наглядные пособия
• Часть вторая. Конспекты уроков по Священной истории
• Новый Завет
• Приложение
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




4. Сходство и различие Священной истории с историей вообще.

В самом названии предмета, о котором мы ведем речь, заключаются два понятия: история и освещенность. Первое понятие соединяет этот предмет с обширным кругом общечеловеческого знания, независимого от области религиозной веры, а второе выделяет и обособляет его. Поэтому преподавание священной истории с одной стороны должно быть похожим на преподавание истории вообще, а с другой - должно иметь свои характеристические особенности, свойственные преподаванию исключительно священной истории. Всякая история в широком значении этого понятия есть наука о прошлом, о том, что было. Поэтому и священная история имеет своим предметом прошедшее, или вернее, уже произошедшее на земле.

Всякое явление непременно совершается в пространстве и во времени. Эти два данных должны всегда сопровождать всякое историческое событие. Отсюда с очевидностью вытекает необходимость географических и хронологических указаний при прохождении курса священной истории во всякой школе. Правда, библейская хронология не во всех случаях установлена твердо, но приблизительные хронологические даты должны быть сообщаемы учащимся, хотя не ранее второго рода обучения, так как указание на четырехзначные числа ничего не говорят детям, знающим лишь действия в пределах, первой сотни. Круг событий, совершившихся среди избранного народа Божия, по месту действия занимает лишь небольшую часть Азии и Африки, а потому ознакомление учащихся с географическом положением, с климатическими условиями, с царством растительным и животным, с некоторыми особенностями местностей не представляет особенных затруднений в учебном отношении.

Большинство учебников страдает перегруженностью разных имен и названий, а потому обращение к карте не увеличит материала. Сведения по географии Палестины могут быть сообщены на отдельном уроке, примерно, после рассказа о переселении Авраама в землю Ханаанскую, и дополнены пред рассказом о взятии названной земли евреями. Что касается хронологических сведений, то они, конечно, могут сообщаться в начальной школе лишь в круглых цифрах, напр., за 2000, за 1500, за 700 лет до Рождества Христова и притом указываться лишь для важнейших событий. Таким образом, понятие - история обязывает законоучителя держаться в преподавании тех же границ, какие полагаются при изучении истории вообще.

Второе понятие-священная - выделяет священную историю на особое место и предписывает и особые приемы в преподавании. Гражданская история исследует факты, выводит законы, делает обобщения о делах только человеческих, временных, прошедших, а священная история повествует и о действиях Божественных, вечных, имеющих значение для всего человечества, во все времена. Поэтому священная история не есть только наука о прошлом, так как она совмещает настоящее и будущее всего человечества. Вследствие этого и характер изучения священной истории отличается от изучения истории человечества вообще. В изучении гражданской истории главное внимание обращается на законы происхождения и связи событий или, иначе говоря, на сторону генетическую, в священной же истории главное место занимает назидательность или сторона прагматическая. Священная история посредством примеров воздействует на чувство и волю людей, и чем сильнее это воздействие, тем большая успешность должна быть усвоена изучению Священной истории. Постигнуть всех путей промысла Божия о мире никто не может, а потому при изучении священной истории нравственная сторона имеет преимущественное значение перед умственной.

...Предыдущее                                    Содержание                                    Следующее...



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»