Протоколы комиссии по Закону Божию на втором Педагогическом Съезде в Праге
-------
ПРОТОКОЛ № 2
Заседание Комиссии по закону Божию при 2-м Педагогическом Съезде представителей средней и низшей школы за границей, от 7 июля 1925 года.
Вследствие прибытия на заседание целого ряда лиц, не участвовавших в предыдущем заседании, о. Председатель Комиссии, протоиерей П.Беловидов знакомит их с сущностью принятых накануне решений по вопросу о дошкольном религиозно-нравственной воспитании детей. По окончании информации о. Председателя, просит слова проф.И.И.Лапло. Присоединяясь к решениям Комиссии, он вносит от себя еще новую мысль, что религиозное воспитание детей дошкольного периода, кроме семьи, должно стать предметом усиленного попечения православного прихода. Приход, это - малая Церковь, которая должна обнимать все стороны нашей жизни своим любящим вниманием и сочувствующей заботливостью. Вполне естественно поэтому, что приход должен приходить на помощь и в деле обеспечения правильного религиозного развития детей. Дополнение И.И.Лапло о том, что религиозное воспитание детей дошкольного возраста составляет долг семьи и православного прихода, поддерживает М.А.Горчуков, и А.П.Петров. Последний обосновывает свою мысль еще тем соображением, что Приход скорее, чем школа, может изыскать способы для решения задачи религиозного воспитания. Что же касается школы, то она ныне так же, как и семья, не располагает для этого благоприятными возможностями. Вполне примыкая к этой мысли, В.Н.Светозаров особенно подчеркивает необходимость и пользу религиозного воздействия на детей через устройство праздников и предлагает Комиссии высказаться в пользу обязанности посещения священником детских воспитательных учреждений хотя бы один - два раза в месяц, т.к. без подобного пожелания возможно опасаться абсентизма. Предложение принимается.
Приступая к продолжению суждений о мерах религиозно-нравственного воспитания в стенах учебных заведений, Председатель в информационном порядке кратко воспроизводить принятые Комиссией в прошлом заседании основные положения по этому вопросу.
Постановление об избрании каждым классом небесного покровителя сочувственно подчеркивается М.А.Горчуковым. Как у каждого человека - христианина, говорит он, есть Ангел-Хранитель, так он должен быть и у маленького человеческого общества - класса. Иное отношение к этому решению обнаруживает проф.И.И.Лапло. Он опасается, что из-за классных праздников ослабнет или даже утратиться значение праздника всей данной школы. О.Сергий Четвериков полагает, что одно другому мешать не будет: объединяясь классом около классной своей святыни, учащиеся будут солидаризоваться, как питомцы одной школы, в одном общем школьном храмовом празднике. Даже там, где нет своих школьных храмов, школы должны установить общий школьный праздник, для закрепления памяти о школе, в благословение от нее, кончившим курс следует выдавать образок школьного праздника. Пожелание о.Сергия Четверикова принято.
Идя в развитии обсуждаемого вопроса дальше, проф.В.В.Зеньковский высказывается за необходимость организации для учащихся старших классов, начиная с 6-го, какой-либо внеклассной работы религиозного характера. В этом убеждении его укрепили неизгладимые впечатления, какие он вынес, познакомившись с жизнью двух гимназических религиозных кружков в Болгарии. Объединения и кружки, посвятившие себя, например, вопросам апологетики, которые более всего интересны гимназистам старших классов, подняли бы интерес к нему, так как представилась бы возможность вносить в его изучение свою душу.
Проф. И.И.Лапло предлагает усиление, где это возможно, жизненной связи учащихся с Церковью устройством крестных ходов для привития юношеству, если так можно выразиться, вкуса, душевной расположенности к церковному быту , церковному обряду.
Что касается устройства религиозно-просветительных кружков среди учащихся, имеющих своею целью углубление их религиозной мысли, то проф. И.И.Лапло находит устройство их желательным там, где к тому есть желательная благоприятная почва, и высказывается за непременное руководство такими кружками законоучителем. Совершенно то же высказывает и проф. Е.В.Спекторский. В.В.Зеньковский выражает опасение, что иногда последнее условие может тормозить дело там, где есть на лицо печальный факт недоброго отношения учащихся к законоучителю, но, как принцип, оно, конечно, не может быть оспариваемо.
Комиссия останавливается на решении, что школа должны содействовать организации школьных кружков для углубления религиозной мысли там, где для этого есть соответствующая почва, при чем работа таких кружков должна проходить под руководством духовного пастыря учащихся.
Признается также желательным устройство крестных ходов с участием учащихся, как в дни специальных школьных праздников, так и в другие праздничные дни, чтимые Православной Церковью.
В качестве меры, полезной для религиозного развития учащихся, проф. И. И. Лапло рекомендует еще привлечение их к делам добровольной христианской помощи там, где она почему либо оказывается особенно необходимой, напр., поработать за больного, принести ему что-либо, наконец, посетить, проведать его и т.д.
Эта мысль вызвала пояснительные справки в виде указаний проф. В.В.Зеньковского несуществующий в некоторых местах (в частности в одной из русских гимназий в Болгарии) школьный Красный Крест, а также на пожертвование пражскими гимназистами 800 чешских крон на устройство "Дня Русской Культуры", по сообщению Е.П.Ковалевского во Франции несколько сот французских детей собрали по одному случаю из своих малых пожертвований огромную сумму денег.
После этих иллюстраций И.И. Лапло дополнил свою мысль указанием на то, что в данном случае важно вкоренение доброй привычки, воспитание благородной потребности.
Проф. В.В. Зеньковский говорит о воспитывающем влиянии на детей и юношей знакомства с великими представителями и выразителями христианства. Ему известны прекрасные католические детские журналы, изданные с такой целью. И у нас необходим журнал для детского чтения, хотя бы с элементарным религиозным содержанием. Хороший материла для такого журнала может дать книга Поселянина: "Жития святых".
Им же высказывается пожелание об ознакомлении зарубежного юношества с тем, что происходит на религиозной почве в России. На ряду с богоборчеством и кощунством комсомольцев, там наблюдаются факты иного порядка, - борьбы за веру, за церковные обычаи, примеры религиозной самозащиты. Они важны, ценны, занимательны.
В том же духе высказываются и проф. И.И. Лапло и проф. Е.В. Спекторский. Мы должны думать, говорит первый из них, о будущем, и это нужно в целях подготовки к нему. Е.В. Спекторский присовокупляет: учащихся нужно вооружить для предстоящей духовной борьбы, им нужно показать, как говорит и действует неверие, не скрывая от них того, что рассчитано на их соблазн. Это одна из мер религиозной застраховки.
Предложение о том, чтобы от имени Съезда было выражено пожелание об издании специальной книги, посвященной характеристике происходящей в России борьбы с религией, равно, как и изложение фактов религиозной самозащиты, в особенности со стороны детей, Комиссией принято. - Далее о. Председатель поставил вопрос о посещении учащимися Церкви. После оживленного обмена мнениями, в котором приняли участие В.В. Зеньковский, Е.В. Спекторский и о. С. Четвериков, признано более удобным не возбуждать этого вопроса в общем собрании Съезда, а ограничиться лишь простым указанием на высокую ценность христианского православного богослужения и желательность привлечения учащихся к активному участию в нем и в церковной жизни.
Вместе с тем Комиссия признала совершенно недопустимым назначение каких-либо сверхурочных занятий или школьных развлечений в те часы, когда в храме совершается общественное богослужение. Церковные праздники, особенно великие, требуют беспрепятственного, общего для взрослых и детей, церковного празднования.
Разрешив вопросы, связанные с религиозно-воспитательной проблемой, Комиссия приступила к решению вопроса о количестве уроков по Закону Божию во всех классах средне учебных заведений.
Перед началом прений по этому вопросу отцом Председателем было представлена краткая историческая справка. До революции число недельный уроков по Закону Божию во всех классах гимназии, реальных училищ и других средне - учебных заведений, при всех изменениях программ, оставалось одинаковым - по два в каждом классе. Такое количество уроков, в виду особой важности и значения Закона Божия, как учебно-воспитательного предмета в школе, нужно признать минимальным. Заграницей, в эмиграции, при решении вопросов о количестве уроков сыграли большую роль разные более или менее случайные обстоятельства. Нам нужно привести такие данные, которые были бы убедительны для заинтересованных лиц в решении этого вопроса, закончил свою предварительную справку о. Протоиерей.
Проф. В.В. Зеньковский высказывается в том случае, что там, где школа вполне свободна в своей внутренней жизни, число уроков по Закону Божию может остаться прежним, без изменений, так например, в Тржебове, где до сих пор по два урока Закона Божия в неделю в каждом классе. Но там, где наша школьная жизнь связана требованиями местной правительственной власти, школьные деятели ищут возможности сократить число уроков по тем предметам, которые не являются ответственными. Уступка по Закону Божию будет использована сейчас же. Мы должны выставить тезис, что: а) необходимо сохранение прежнего количества уроков; б) где же перегруженность учащихся учебными предметами слишком дает себя чувствовать, там сокращение допустимо, но если только такому сокращению подвергается и другие предметы. "Там, где русские школы заграницей имеют возможность строить свои учебные планы свободно, вопрос о сокращении учебных часов по Закону Божия до четырнадцати - не может быть поставлен. Мы должны признать, что преподавание Закона Божия, особенно при той антирелигиозной пропаганде, которая имеет ныне место всюду, совершенно необходимо в прежних размерах. В крайнем случае, при перегруженности гимназии местными предметами можно считать допустимым сократить количество учебных часов до 14-ти, однако, все же при условии, что сокращение не должны падать только на Закон Божий".
Кн. П.Д Долгоруков предлагает назначить второй час по Закону Божию в 8-м классе не для обычных классных занятий, но для интимно-пастырской работы, в виде пастырских бесед с желающими. Время для этих бесед должно быть назначено в урочное время, чем будет достигаться освобождение учащихся от перегруженности.
О.С. Четвериков заявил, что в случае крайней необходимости можно согласиться на один урок в 8-м классе, но притом непременном условии, если Катехизис останется на отведенном ему Предварительным Совещанием месте.
Комиссия приняла резолюцию В.В. Зеньковского.
О. Председатель приступает к чтению проекта объяснительной записки к программе преподавания Закона Божия в русской средней школе, которая была выработана, по поручению Педагогического Бюро, Предварительным Совещанием по Закону Божию в Праге.
Без прений и даже кратких возражений приняты следующие положения проекта: "Закон Божий в средней школе является предметом и воспитательным и учебным. Как учебный предмет, Закон Божий должен дать учащимся ясные, отчетливые, сознательные и прочные знания основ православной христианской веры и нравственности, и к учащимся должны быть предъявляемы не менее серьезные и строгие требования по Закону Божию, как и по другим предметам школьного курса. Как предмет воспитательный, Закон Божий должен укреплять в учащихся любовь к православной вере и Церкви, располагать и приучать их к исполнению заповедей евангельских и церковных правил в своей жизни.
Преподавание Закона Божия должно быть согласуемо с требованиями педагогики: должно сообразоваться с особенностями детской психологии, не обременять детей отвлеченностями, начинать обучение с более простых, легких, понятных и близких предметов и переходить к более сложным, отвлеченным и трудным; занятия не должны сводиться к механическому усвоению памятью содержания учебника, но должны пробуждать в учащихся работу мысли, чувства и воли, и таким образом влиять на формирование их памяти и характера. При преподавании Закона Божия недостаточно ограничиваться одним только рассказом урока законоучителем, при пассивном восприятии этого рассказа учащимися, но необходимо постоянно привлекать учащихся к живой совместной разработке урока. Преподавание Закона Божия в средней школе должно иметь в виду сообщение учащимся положительных истин религии. Изложение и опровержение отрицательных учений должно иметь место, главным образом, в старших классах в интересах более глубокого и яркого освещения положительного содержания христианства, а также для разрешения возникающих со стороны учащихся вопросов".
Балльная система и экзамены в отношении к Закону Божию сохраняются (или отменяются) на равных условиях с остальными школьными предметами.
Проф. В.В. Зеньковский выражает мысль, что преподавание Закона Божия должно считаться со всей той враждебной вере и нравственности отрицательной работой, которая ведется в России и заграницей, учитывать такие явления, как, например современное арианство. Вопросы о чудесах, о творении и т.д. сейчас больше волнуют умы, чем раньше. В прежней богословско-апологетической литературе можно было найти много глубокого и высокого на подобные вопросы, но теперь все это отчасти устарело. Учащимся крайне необходимо дать правильное освещение социального вопроса, оценку экономического материализма. Одним словом, сейчас в школе далеко не те запросы, какие наблюдались до 1917 года.
Комиссия переходит к выработке программы по Закону Божию для средней эмигрантской русской школы. По установившемуся в Комиссии, порядку, и этой части ее работы предпосылается руководящая справка. О. Председатель предлагает вниманию присутствующих краткие сведения о программе Закона Божия в последнее десятилетие 19-го века и начала 20-го столетия. О. С. Четвериков доложил о направлении и результатах работ Пражского Предварительного Совещания, В.К. Недельский указал причину и цель включения Пражским Совещанием в программу по Закону Божию для 7-го и 8-го классов на ряду с общепринятыми курсами веро-и нравоучения, значительного библейского отдела из Св. Евангелия и апостольских посланий.
В пространной речи высказывает свой взгляд на состав и характер курса Закона Божия проф. В.В. Зеньковский. В первом классе обычно изучается Священная История Ветхого Завета. Профессор признает, что в своем своеобразном мессианско-подготовительном тоне Священная История не понимается надлежащим образом учащимися, т.к. тон этот заслоняется слишком подробной внешней историей еврейского народа. Было бы достаточно изложить отдельные священно исторические эпизоды. После повествования о сотворении мира можно было бы перейти непосредственно к Моисею, периоду теократии, Давиду и Соломону, а все остальные следовало бы опустить, остановившись на великих пророках. Но пророков то в их служении и проповеди мы обыкновенно и не знаем. Они только мельком появляются на фоне политической жизни. Учение о пророках необходимо развить в другом месте.
Во втором классе - Новый Завет. Его надобно изучать непосредственно по Евангелию, так именно, говорит В.В. Зеньковский, как дети учат и знают его у О. Петра Беловидова.
Курс третьего класса - учение о богослужении. Оратор делится воспоминанием о своем школьном законоучителе, который сумел ввести его в мистику богослужения, что имело потом глубокое и благотворное влияние на его духовную жизнь. С этой точки зрения ему представляется правильная мысль дать нечто из богослужения уже в первом и во втором классе. Но, что почти всегда представляет собою эта часть курса Закона Божия в действительности? Ради избежания этой нежелательной сухости материала, проф. Зеньковский готов был бы принести самое изучение богослужения даже в старшие классы; в третьем же классе хорошо было бы ввести изучение праздников в таком духе и направлении, как они были раскрыты, например, в прекрасных историко-литургических очерках проф. М. Скабаллановича, которые излагали историю происхождения праздников, разъяснил комментарий праздничных служб.
Совершенно неправильным считает профессор приурочивание Катехизиса к четвертому классу. В детях этого возраста еще нет потребности в той систематичности, по которой строится Катехизис. Профессору представляется более естественным в четвертом классе изучать историю Церкви, как она раскрывается в жизни великих церковных деятелей. Какой, например, благодарный материал заключается в жизни великих Каппадокийцев. В эту пору детям наиболее доступны и особенно много говорят драматические моменты церковной истории. разве можно понять в 4-м классе истины учение Катехизиса о том, что Бог есть Дух? Но подобные истины представляются по иному в свете их исторического раскрытия, - в изложении и освещении, какое можно найти хотя бы в книге Спасского "Догматические движения в эпоху Вселенских Соборов".
В пятом классе могла бы изучаться внутренняя жизнь Церкви - в ее аскетизме и монашестве - вплоть до Афона, о котором обыкновенно ничего не говорится. Здесь желательно ознакомление с христианской мистикой.
6-му, 7-му и 8-му классам В.В.Зеньковский отводит приведение в систему того, что в неизбежной разрозненности усвоено учащимися раньше.
В 8-м классе ему представляется целесообразным изучение Богослужения, ибо оно заключает в себе догматику, всю этику, всю мистику.
На 6-й и 7-й классы должно приходиться вероучение и нравоучение, только в обратном установившемуся порядке, т.е. сначала этику, а потом догматику, что было бы более психологичным.
6-ой класс место для прохождения нравоучения. Оно здесь уже вполне понятно и вести его нужно не отвлечено, а жизненно.
7-ой класс, по выражению профессора "истинный класс для вероучения". Оно - величайшая точка христианства и тут лишь может быть воспринято с надлежащей осмысленностью и углубленностью, а не механически и безотчетно, вне способности влиять на жизнь.
Дальнейшее обсуждение вопроса о программе перенесено на четверг, 9 июля.
|